Естественная школа права

Биография

Б. Н. Чичерин происходил из старинного дворянского рода Чичериных; был старшим сыном — в исповедной ведомости Преображенского кафедрального собора Тамбова за 1843—1844 год семья была указана в следующем составе: поручик Николай Васильевич Чичерин 41 год, жена его Екатерина Борисовна 35 лет. Дети их: Борис 15 лет, Василий 13 лет, Владимир 12 лет, Аркадий 11 лет, Андрей 9 лет, Сергей 7 лет, Пётр 5 лет, Александра 4 года.. Детство прошло в тамбовском имении отца Караул, приобретённом в 1837 году. Получил домашнее образование. Среди учителей был К. Н. Бестужев-Рюмин.

В 1845—1849 годах — студент юридического факультета Московского университета; среди преподавателей были Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин. Большое влияние на формирование взглядов Чичерина оказал Т. Н. Грановский, с которым его познакомил старый друг отца писатель Н. Ф. Павлов. Недолгое увлечение славянофильством сменилось сближением с западничеством.

В конце 1840-х — начале 1850-х годов познакомился с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, К. Д. Кавелиным, И. С. Тургеневым. Изучал работы Гегеля; испытал значительное влияние идей французских политических мыслителей. По окончании университета жил в родовом селе.

В 1853 году представил к защите магистерскую диссертацию «Областные учреждения России в XVII веке», которая была отклонена с заключением, что в ней в ложном свете представлена деятельность старой администрации России. Диссертация была защищена лишь в 1857 году после некоторого ослабления цензуры.

В 1857 году познакомился с Л. Н. Толстым, с которым у него на несколько лет установились близкие отношения. В 1858—1861 годах Чичерин совершил заграничное путешествие, во время которого знакомился с европейскими политическими учениями. В 1858 году в Лондоне встречается с А. И. Герценом, который опубликовал «Современные задачи русской жизни» Чичерина в «Голосах из России». Чичерин имел в русском обществе уже в ранние свои годы репутацию консерватора. Был приглашен в учителя к наследнику при Александре II: с 1863 года до смерти цесаревича Николая Александровича в 1865 году, преподавал ему государственное право.

Во время путешествия в свите наследника престола в 1865 году, в Риме, он познакомился с Алексеем Васильевичем Капнистом и его старшей дочерью Александрой, спустя 6 лет, 25 апреля 1871 года, ставшей его женой: венчание состоялось в церкви мученицы Татьяны Московского университета.

В 1861—1867 годах Чичерин — экстраординарный профессор Московского университета по кафедре государственного права; в своей фундаментальной работе «О народном представительстве» (докторская диссертация Чичерина была опубликована в 1866 году и переиздана в 1899 году) впервые в русской юридической литературе проследил развитие институтов парламентаризма у европейских народов. Относительно их применимости к тогдашней России Чичерин писал: «Не скрою, что я люблю свободные учреждения; но я не считаю их приложимыми всегда и везде, и предпочитаю честное самодержавие несостоятельному представительству». В 1868 году вместе с рядом других профессоров вышел в отставку в знак протеста против курса Министерства народного просвещения.

В конце 1871 года был избран в совет директоров Тамбово-Саратовской железной дороги.

После поездки в Париж вновь поселился в родовом имении Караул. Занялся земской деятельностью; был товарищем (заместителем) председателя Комиссии, учреждённой для исследования железнодорожного дела в России. В эти годы им написаны и изданы в Москве «История политических учений» (ч. 1—2, 1869—1872), «Наука и религия» (1879).

В Москве бывал наездами. В начале 1882 был избран московским городским головой, сменив на этом посту досрочно ушедшего в отставку С. М. Третьякова. Чичерину удалось добиться некоторых улучшений в городском хозяйстве Москвы, в частности обеспечить поступление в московский водопровод мытищинской воды. Участвовал в мероприятиях по случаю коронации императора Александра III (15 мая 1883 года); 16 мая, выступая на торжественном обеде городских голов, высказался за «единение всех земских сил для блага отечества» и выразил надежду, что власть признает необходимость сотрудничества с земским движением. Речь была расценена кругами, близкими к императору, как требование конституции и послужила причиной его отставки.

В сентябре 1883 года Московская городская дума сделала Б. Н. Чичерина почетным гражданином Москвы «за труды его на пользу Московского городского общества в звании Московского городского Головы».

Вернувшись в Караул, Чичерин вновь занялся научной деятельностью, написал ряд работ по философии, а также по химии и биологии, которые дали основание Д. И. Менделееву рекомендовать Чичерина к избранию почётным членом Русского физико-химического общества. Чичерин принимает деятельное и плодотворное участие в работах тамбовского земства.

В 1888—1894 годах работал над «Воспоминаниями», значительная часть которых посвящена Москве и Московскому университету 1840-х годов.

Научные и политические взгляды

Портрет Бориса и Александры Чичериных
работы В. О. Шервуда (1873)

Б. Н. Чичерин, 1899 г.

Твердо и неуступчиво защищая права личности, Чичерин связывал с этим идею «порядка» — он очень сознательно стоял за твёрдую власть, решительно и резко осуждал все проявления революционного духа. Это отталкивало от Чичерина русское общество и, наоборот, делало его ценным в глазах правительства. Письма Чичерина к брату, служившему в Петербурге, докладывались Александру II, настолько их ценили консервативные круги, группировавшиеся тогда вокруг молодого царя. Не случайно поэтому было приглашение Чичерина, только что получившего кафедру в Московском университете, в преподаватели наследника Николая Александровича (старшего сына Александра II, скончавшегося очень рано, вследствие чего наследником, а позже царём стал второй сын Александра II — Александр III). Но репутация консерватора, очень рано сложившаяся относительно Чичерина, была, конечно, лишь отчасти верна: как не случайны были у Чичерина резкие осуждения революционного движения, так же не случайно было и то, что он явился в Московском университете лидером (тогда немногочисленной) группы либеральных профессоров.

Чичерин — представитель и один из основателей (наряду с С. М. Соловьёвым и К. Д. Кавелиным) «государственной школы» в русской историографии. В своей магистерской диссертации «История областных учреждений Московского государства XVII века» и в ряде других работ («Опыты по истории русского права», «Очерки Англии и Франции» (обе — 1858)) обосновывал решающую роль государства в русской истории. Оценка исторического значения государства в существенной мере соответствовала принципам гегелевской философии истории. В то же время Чичерин был сторонником либерализации общественной жизни в России: выступал за отмену крепостного права, считал необходимым введение представительных форм правления, ратовал за расширение и гарантии гражданских свобод всех сословий и каждого человека. Либеральные воззрения Чичерина нашли выражение в его работах 1860-х — начала 1880-х годов: «О народном представительстве», «Курс государственной науки», «Собственность и государство» и др.

В духе гегельянства он считал, что Абсолют направляет процесс развития мира и человечества. При этом человеческая свобода сохраняет своё значение, так как человек изначально причастен к Абсолюту, будучи одновременно конечным и бесконечным существом. «Абсолютность» и «бесконечность» человека определяются в первую очередь его разумом как формой абсолютного духа. «Верховной наукой», постигающей смысл происходящего в мире, оказывается, согласно Чичерину, метафизика истории. В историческом процессе философ-метафизик обнаруживает логику развития идей, поэтому особое значение среди исторических дисциплин имеет история человеческой мысли, история философии.

Библиография

Чичерин, Борис Николаевич в Викитеке
Чичерин, Борис Николаевич на Викискладе
  • Областные учреждения России в XVII веке. — М., 1856. — 594 с.
  • Опыты по истории русского права. — М., 1858. — 389 с.
  • Очерки Англии и Франции. (1859)
  • Несколько современных вопросов. — М., 1862. — 265 с.
  • О народном представительстве. — М., 1866. — 553 с.
  • История политических учений.
    • Ч. 1: Древность и средние века. — М., 1869.
    • Ч. 2: Новое время. — М., 1872.
    • Ч. 3: Новое время. — М., 1874.
    • Ч. 4: XIX век. — М., 1877.
    • Ч. 5: . — М., 1902.
  • Конституционный вопрос в России. — СПб., 1906. — 84 с. (Рукопись 1878 года).
  • Герье В. И., Чичерин Б. Н. Русский дилетантизм и общинное землевладение: Разбор книги князя А. Васильчикова «Землевладение и земледелие». — М., 1878. — 250 с.
  • Наука и религия. (1879)
  • Положительная философия и единство науки. (1892)
  • Основания логики и метафизики.(1894)
  • Очерки философии права. (1901)
  • Курс государственной науки. В 3 томах (1894, 1896, 1898)
  • Вопросы политики. (1903)
  • Вопросы философии и психологии. (1904)
  • Мистицизм в науке. — М., 1880.
  • Собственность и государство.
    • Часть 1. — М., 1882. — 468 с.
    • Часть 2. — М., 1883. — 457 с.
    • Совр. изд.: Чичерин, Б. Н. Собственность и государство. — СПб.: Изд-во Русской Христианской Гуманитарной Академии, 2005. — 824 с. — ISBN 5-88812-202-5.
  • Философия права. — М., 1900.
  • Россия накануне двадцатого столетия
  • Польский и еврейский вопрос
  • Вопросы философии.— М., 1904.
  • Политические мыслители древнего и нового мира
  • Система химических элементов. — М., 1911.
  • О началах этики. Оправдание добра, нравственная философия Вл. Соловьева. — Право и нравственность, очерки из прикладной этики // Философские науки. — 1989. — № 9.

Мемуары

  • Воспоминания Бориса Николаевича Чичерина / с предисл. В. И. Невского. Т. 1—4. — М.: М. и С. Сабашниковы, 1929—1934.
  • Воспоминания. — М.: Изд. МГУ, 1991.
  • Воспоминания: . — Москва: Изд. им. Сабашниковых, 2010.

Литература

  • Чичерин, Борис Николаевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гульбинский И. Б. Н. Чичерин. — М., 1914.
  • Зорькин В. Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России второй половины XIX — начала XX в.: Б. Н. Чичерин. — М.: Изд-во МГУ, 1975. — 173 с.
  • Зорькин В. Д. Чичерин / Отв. ред. П. С. Грацианский. — М.: Юридическая лит-ра, 1984. — 112 с. — (Из истории политической и правовой мысли).
  • Верещагин А. Н. Борис Чичерин — российский политолог // Вестник Российской Академии Наук. — 1995. — Т. 65, № 12. — С. 1085-1093.
  • Киреева Р. А. Государственная школа: историческая концепция К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина. — М.:ОГИ, 2004. — 2004. — 512 с.
  • Куприянов В.А. Философия свободы Б. Н. Чичерина и традиция западноевропейского классического либерализма // Философия и культура. 2018. № 9. С. 21-35.
  • Евлампиев И. И. Философские и социально-политические взгляды Б. Н. Чичерина. // Чичерин Б. Н. Собственность и государство. — СПб.: Издательство РХГА, 2005. — С. 3—30. — ISBN 5-88812-202-5.
  • Лобеева В. М. Социальная философия Б. Н. Чичерина: системный анализ. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. — 304 с.
  • Евлампиев И. И. Политическая философия Б. Н. Чичерина. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. — 226 с.
  • Емельянов Б. В. Борис Чичерин. — СПб.: Наука, 2016. — 247 с.
  • Новгородцев П. И. Борис Николаевич Чичерин: ум. 3 февр. — М.: Унив. тип., 1905. — 10 с.

> Ссылки

  • Чичерин Борис Николаевич. Летопись Московского университета. Проверено 1 ноября 2017.

>Пример готовой курсовой работы по предмету: Теория государства и права

Выдержка из текста

Свидетельством влияния идей естественного права в России может служить, прежде всего, довольно широкое распространение трудов представителей европейской естественно-правовой мысли, причем как в оригинале, так и в переводе на русский язык. Объект исследования общественное мнение в области естественного права в РоссииЦель исследования рассмотреть теорию естественного права в России.

Изучение этой проблемы является особенно актуальным, поскольку идеи школы естественного права оказали огромное влияние на формирование системы международного права в целом. Главная цель работы — подробно рассмотреть особенности и содержание теорий естественного права. В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:

Исследование проведено с использованием как общих трудов по истории права, например, «Общей теории права» А.

А. Алексеева, «Истории и права» Н. М. Блинова, «Современных концепций естественного права» В. А. Четверикова и др.; так и специфических научных трудов по теории естественного права современных правоведов и их предшественников: Т. Гоббса, Г. Гроция, П. Н. Новгородцева, Е. И. Трубецкого и ряда других исследователей.

Лучшая пора естественного права — XVII и ХVIII столетия. Основание этому направлению кладет Гуго Гроций и за ним следует ряд блестящх умов того времени: Гоббс, Локк, Спиноза, Пуффендорф, Томазий, Лейбниц, Руссо. Политические тенденции этой школы изменялись с течением времени: в начале представители ее хотели дать разумные объяснения сложившемуся порядку между людьми, а позднее они стремились разрушить исторические основы и заменить их разумными.

Возникшая в XVII веке школа естественного права видела в нем не составную часть права положительного, a на ряду с положительным и независимо от него существующее безусловное, неизменяющееся право. Этому способствовала продолжительная, динамичная и плодотворная эволюция философии естественного закона, яркими представителями которой были Аристотель, греческие стоики, Цицерон, римские стоики и средневековые схоласты. Существует, на наш взгляд, тесная связь между философией естественного закона, традиционной для античности, эллинизма и средневекового христианства, и школой естественного права Нового времени. Во-первых, многовековая классическая традиция естественного закона сыграла свою позитивную роль в формировании культуры ответственности, что очень важно, ибо, как известно, нет прав без обязанностей. Во-вторых, эта философия, апеллируя к феномену рационализма, способствовала процессу создания к Новому времени той духовной атмосферы, когда человек понимает, что он обладает разумом, способным творить и изменять естественный мир.

Во введении характеризуется актуальность темы, предмет, объект, цели, задачи, конструкция работы и способ изучения. В 1-ой главе рассмотрены главные пути формирования права, точки зрения обстоятельств происхождения права и методы происхождения источников права. Во 2-ой и 3-ей главах описаны главные теории происхождения права и основные фазы в развитии права, причины воздействия на формирование права. В 4-ой главе исследовано естественное право в античные века и средние века, естественное право XIX в. и до нашего времени. В 5-ой главе описаны роли теорий естественного права в формировании гражданского общества с точки зрения Ж. Бодена и его осознания общества и суверенитета, Г. Гроция о естественном праве как основе права внутри государства и права народов, Т. Гоббса о естественном законе в гражданском обществе. В заключении представлены выводы сообразно курсовой работе.

Сомнение относительно возможности существования и самодостаточности естественного права многократно возникало не только на ранних стадиях развития человеческого общества и в средние века, но и на более поздних этапах развития человеческой цивилизации, ведутся споры и на современном этапе развития естественно-правовой доктрины.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время в связи с процессом глобализации и утверждением приоритета международно-правовых норм и принципов над внутригосударственным позитивным правом резко возрос интерес современных теоретиков права именно к концепции естественного права как к базису при согласовании правовых России, безусловно, не может оставаться вдали от глобализационных процессов и в последнее десятилетие она переживает значительные изменения, в нее входят нормы и принципы международного права

Естественно-правовая теория сыграла значительную роль при борьбе с феодализмом, благоприятствовала переходу общества к более высокому, капиталистическому уровню развития. Отметим, что само естественное право в качестве нравственных и правовых идей, принципов, идеалов, требований не является правом в юридическом смысле, а выступает моралью, правосознанием, демократическим устремлением, другими словами это ближайшая и необходимая предпосылка права. проанализировать концепцию естественного права в России,

В Новое время суть естественного права заключается в природе человека. Антропоцентризм естественного права делает его над и до позитивным (В. С. Нерсесянц).

Именно такой тип правопонимания наиболее полно соответствует установкам классического либерализма и не случайно одно из политических требований сторонников этой идеологии — утверждение прав человека. При этом права человека понимались как вечная абсолютная ценность, не подверженная историческим изменениям.

Список источников информации

1. Варшавский А. С. Сыны Отечества (Эпоха русского Просвещения 50- 70-х годов XVIII века).

М., 1987. С. 239

2. Виндельбанд В. Е принципе морали // прелюдии. А., 2011.С. 72

3. Верховодов, Е. В. Секуляризация общественной мысли Западной Европы XVII в. / Е. В. Верховодов // Политическая жизнь Западной Европы: античность, средние века, новое время. — Арзамас: АГПИ, 2002.

4. Волков, С. Ю. Возникновение науки международного права: доктрина Гуго Гроция: учебно-ме- тодическое пособие. — Нижний Новгород: ННГУ, 2008. — 87 с.

5. Волков, С. Ю. Международные отношения в Европе в эпоху раннего Нового времени: региональная специфика и теоретическое осмысление / С. Ю. Волков // Вестник НИИ гуманитарных наук при Прави- тельстве Республики Мордовия. — 2012. — № 2 (22).

— С. 38- 44.

6. Волков, С. Ю. Учебная программа дисциплины «Англо-голландская колониальная борьба на рубеже XVI—XVII вв.» / С. Ю. Волков // Факультет международных отношений Нижегородского государственного уни- верситета им. Н. И. Лобачевского: учебные программы, планы и справочные материалы. — Нижний Новгород: ННГУ, 2008. — Вып. 3.

7. Волков, С. Ю. Учебная программа дисциплины «Возникновение науки международного права» / С. Ю. Волков // Факультет международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лоба- чевского: учебные программы, планы и справочные материалы. — Нижний Новгород: ННГУ, 2008. — Вып. 3.

8. Грабарь, В. Э. Гуго Гроций и Альберико Джентили как представители двух направлений в науке международного права / В. Э. Грабарь // Известия АН СССР. Отделение экономики и права. — 1946. — № 1.

9. Грабарь, В. Э. Трактаты Гуго Гроция, посвященные международному праву / В. Э. Грабарь // Известия АН СССР. Отделение экономики и права. — 1946. — № 1. С. 98

10. Жадан, В. Н. Значение и некоторые вопросы преподавания международного права / В. Н. Жадан // Армия и общество. — 2013. — № 1. — С. 93- 98.

11. Зеньковский В. В. История русской философии. В 2 т. Т.

1. Ростов н/Д, 1999. С. 96, 97.

12. Куницын А. С. Естественное право и правовая мысль России. Учеб. пособие для вузов. Курск, 2007. С. 251.

13. Курзенин, В. П. Сальников, В. Б. Романовская, У истоков естественного права России. 2015. С. 91.

14. Новгородцев П.И. Психологическая теория права и философия естественного права // Юридический вестник. 1913а. Т 3.С. 212.

15. Новгородцев П. И. О своеобразных элементах русской философии права // История философии права. СПб., 1998. С. 517.

16. Неретина, Е. А. Этапы становления и особенности развития исследовательских университетов / Е. А. Неретина // Интеграция образования. — 2014. — № 2. — С. 105- 110. 14.

17. Польщикова, Л. А. Генезис понятия «естественное право» в контексте гуманистического образо- вания / Л. А. Польщикова // Педагогическое образование в России. — 2009. — № 4. — С. 53- 59.

18. Польщикова, Л. А. Обогащение правового воспитания детей старшего дошкольного возраста идеями естественного права / Л. А. Польщикова // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 4. — С. 203- 208.

19. Федюшкина, А. И. Христиан Томазиус: новации юридического образования в Германии (конец XVII — начало XVIII вв.) / А. И. Федюшкина // Вестник ННГУ им. Н. И. Лобачевского. — 2014. — № 3 (2).

Школа естественного права

Основной тезис теории естественного права (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека11 Стрельников К.А. Вопросы методологии теории и истории государства и права.// История государства и права, 2009, №4. С. 36..

Основоположниками данного направления были Г. Гроций, Д. Локк, Т. Гоббс и др. Естественно-правовая доктрина связывает происхождение права с вечной и неизменной природой человека.

Возникновение естественно-правовой теории связано с развитием революционной буржуазной идеологии в XVII-XVIII вв. Она стала идеологическим оружием буржуазии в период ее борьбы против феодально-абсолютистских порядков, когда буржуазия играла прогрессивную историческую роль, выступая под лозунгами свободы, равенства, братства и справедливости. Она пыталась вывести принципы нового общественного и государственного порядка из вечных принципов естественного права, соответствующих человеческой природе.

Представители данной школы подразделяли право на естественное (догосударственное) и позитивное (законы, установленные государством). Право, по Гроцию, это «правила нравственных поступков». Эти правила являются обязательными для индивидов. Джон Локк английский мыслитель, (1632-1704 г.г.) также полностью разделял идеи естественного права, неотчуждаемых прав личности (в качестве таковых он выделял жизнь, свободу и право собственности), и не отрицал действенность позитивного права. Однако указывал, что титул закона (т.е. закона в подлинном смысле слова) имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. По Локку, закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия.11 Питерская А.Л. Теория государства и права: Учебное пособие.- М.: МГИУ, 2009. С. 61.

Концепция законности у Локка, состояла из двух частей: во-первых, соотношение закона и свободы: свобода, в понимании Локка, это жизнь в соответствии с законом, общим для каждого в обществе, постоянным и установленным законодательной властью с одной стороны, а с другой свобода — это возможность следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон; во-вторых, равенство всех перед законом: «Преступать пределы власти не имеет права ни высокопоставленное, ни низшее должностное лицо; это в равной степени непростительно как королю, так и констеблю».22 Питерская А.Л., Батеева Е.В. История политических и правовых учений: Учебное пособие. — М.: МГИУ, 2007. С. 51.

Томас Гоббс английский мыслитель (1588-1679 г.г.), выделял естественные законы, под которыми понимал: «найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни».

Гоббс разработал три фундаментальных естественных закона:

  • 1) «следует искать мира и следовать ему»;
  • 2) «в случае согласия на то других людей должно согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты…». Отказаться от права на вещи, по Гоббсу, значит «упразднить общность имущества» и установить право собственности. Отсутствие частной собственности в естественном состоянии, по его мнению, есть причина «войны всех против всех»;
  • 3) «люди должны выполнять заключенные ими соглашения, без чего соглашения не имеют никакого значения» Питерская А. Л., Батеева Е.В. История политических и правовых учений: Учебное пособие. — М.: МГИУ, 2007. С. 49..

Томас Гоббс понимал естественные законы, как моральные, то есть для того чтобы эти законы выполнялись всеми, а не только высоконравственными людьми, необходима общая для всех власть, а для установления такой власти необходимо, чтобы «люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы представителями их лица». Гоббс также отрицал право индивидов на сопротивление государству, так как индивиды заключили договор друг с другом о подчинении государственной власти, а не отдельные договоры с правителем, поэтому чтобы правитель «ни делал, не может быть неправомерным актом по отношению к кому-либо из своих подданных, и он не должен кем-либо из последних быть обвинен в несправедливости» Питерская А. Л., Батеева Е.В. История политических и правовых учений: Учебное пособие. — М.: МГИУ, 2007. С. 49..

Естественно-правовая теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв.

Главными идеями этого учения выступают следующие:

  • 1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;
  • 2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;
  • 3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога33 Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. — М.: Маркет ДС, 2007. С. 121..

Естественно-правовая теория весьма наглядно демонстрирует идейно-ценностный подход к пониманию такого явления, как право. В период борьбы буржуазии за власть, становления и развития основных принципов буржуазной законности эта теория сыграла определенную прогрессивную роль. Не случайно в тех или иных модификациях она сохраняет свое значение и сегодня.

Согласно теории возрожденного естественного права (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, т.е. нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, т.е. общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей. Главный постулат доктрины — идея о не отчуждаемости основных прав и свобод человека и гражданина, их приоритете — выступает важнейшим принципом развитого демократически ориентированного государства11 Сорокин В.В. Позитивистский подход к правопониманию: опыт, перспективы.// Юридическое образование и наука, 2006, №4. С. 54..

В рамках теории возрожденного естественного права выделяется так называемая «светская» доктрина естественного права. Она исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений моральным требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения. Для этой теории характерным является признание в качестве основы «правильного», «законного» права некоей естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.22 Сорокин В.В. Позитивистский подход к правопониманию: опыт, перспективы.// Юридическое образование и наука, 2006, №4. С. 55.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *