Если в маршрутке не работает валидатор закон

В Петербурге кондуктор автобуса решила выгнать «безбилетника», не попытавшись разобраться, почему валидатор не считывает оплату проезда с банковской карты пассажира. В таких, казалось бы, рядовых ситуациях, люди делятся на две категории: те, кто будет отстаивать свои права и ругаться с кондуктором, и те, кто выйдут на следующей остановке. «Форпост» попытался разобраться кто прав, кто виноват.

Утром в пятницу, 1 июня петербуржец Максим Уставщиков дождался на остановке «Бульвар Свободы» в Колпино автобуса №327. Как обычно, он решил оплатить проезд картой Сбербанка, однако в этот раз валидатор решил не считывать её и не «взял» с него деньги. Наличных у местного жителя с собой не было.

Со слов пассажира, кондуктор не стала разбираться в ситуации и решила выставить молодого человека за дверь на следующей же остановке.

«Хотел узнать правоту кондуктора в автобусе, заставила меня выйти, так как оплата по карте не прошла. Написан был отказ на валидаторе. Я ей показал баланс, что карта рабочая. В таком случае чьи это проблемы, мои или перевозчика? Платить же я не отказывался. Мог бы ехать дальше», — спросил совета Уставщиков в одном из городских пабликов.

В беседе с «Форпостом» петербуржец уточнил, что бейджа с именем и фамилией на кондукторе не оказалось, а государственный знак автобуса он, к сожалению, не запомнил.

«Все молчали, пока я не спросил у кого есть «Сбербанк онлайн», тогда студент мне дал денег, а я ему перевёл. А то высадить меня хотели сразу на следующей остановке на улице труда в Колпино», — объяснил «Форпосту» Уставщиков.

Местный житель не стал выяснять отношения с сотрудницей автобуса и портить себе настроение, но неприятный осадок остался.

Автобус №327, двигавшийся по маршруту «Заводской проспект» – «улица Чернова» — на балансе СПб ГУП «Пассажиравтотранс», в пресс-службе которого «Форпосту» сообщили, что будут разбираться в этой ситуации. Однако оперативного комментария по ситуации «Форпосту» получить не удалось.

Член петербургской коллегии адвокатов Данил Степочкин рассказал, что перевозчик сам определяет должностные обязанности кондуктора.

«Согласно тому, какие перевозчик прописал обязанности своему кондуктору, исследуется вопрос о правомерности/неправомерности его действий во время служебной проверки в соответствии с инструкциями и должностными обязанностями. Если в них по его трудовой функции записан именно такой порядок в верификации пассажира: валидатор + контрольное устройство и этого достаточно для принятия решения о высадке пассажира или о прекращении дальнейшей его перевозки, то тогда он права. Если этого недостаточно и нужно было иными способами проверить, пройдёт оплата или нет, а кондуктор этого не сделал, то он совершил нарушение дисциплинарного характера. Со стороны пассажира всё понятно, если у него никак не проходит оплата на всех устройствах, которые есть в автобусе, значит у карты есть какой-то дефект и тут он не виноват», — объяснил «Форпосту» адвокат.

Подобные случаи происходили не только в Петербурге. Часто контролёры высаживают «безбилетников»-детей. Например, в ноябре 2016 года в Челябинске и Екатеринбурге кондукторы не разрешили школьникам доехать до нужной им остановки. Выяснилось, что девятилетняя девочка потеряла свой школьный проездной, а у 10-летнего мальчика не нашлось нужной суммы. Так, в мороз детям пришлось добираться до дома пешком.

В Уголовном кодексе РФ есть 238 статья (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей), под которую такие кондукторы попадают. Однако не всегда эта статья применима.

Пока в российском законодательстве нет чёткого определения, кто прав, а кто виноват в ситуации с «безбилетниками», некая вольность кондукторов «хочу и ворочу» будет присутствовать. Ну а как разрешится ситуация с петербургским «зайцем», ещё предстоит выяснить.

Фото: ТАСС

Сотрудники полиции вернут в пятницу 16-летней девушке социальную карту, которую у нее изъяли контролеры в троллейбусе на Нахимовском проспекте, сообщил глава пресс-службы ГУ МВД России по Москве Андрей Галиакберов.

«Завтра сотрудники московской полиции вернут 16-летней девочке из многодетной семьи социальную карту, которую у нее изъяли контролеры в троллейбусе на Нахимовском проспекте столицы», — приводит слова Галиакберова Агентство «Москва».

Ранее он заявил, что установлены личности троих контролеров, высадивших девушку с инвалидностью из троллейбуса. Полицейские связались с ними по телефону и вызвали в территориальный отдел полиции для установления всех обстоятельств произошедшего.

Напомним, по информации ряда СМИ, бригада контролеров высадила из троллейбуса девушку и отобрала у нее проездной билет, усомнившись в том, что предъявленная социальная карта москвича принадлежит подростку.

Ссылки по теме

  • Мосгортранс: девочка сама вышла из троллейбуса и обратилась в полицию

При этом в пресс-службе Мосгортранса сообщили, что пассажирка троллейбуса, у которой был изъят проездной билет, не смогла предоставить документы, подтверждающие право на льготный проезд.

В Мосгортрансе также добавили, что, по предварительной информации, она отказалась получить постановление об изъятии проездного документа и вышла на остановке «Улица Ивана Бабушкина», после чего обратилась в правоохранительные органы.

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Комитета по транспорту
от 18 декабря 1997 года N 332

Правила
пользования наземным пассажирским транспортом (автобус, трамвай, троллейбус)

(с изменениями на 18 марта 2019 года)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок пользования наземным пассажирским транспортом и призваны способствовать повышению качества обслуживания пассажиров, а также обеспечению рациональной организации и безопасности пассажирских перевозок.

2. Пассажиры и работники наземного пассажирского транспорта должны бережно относиться к подвижному составу, зданиям и сооружениям на промежуточных и конечных остановочных пунктах, соблюдать чистоту, общественный порядок, требования настоящих Правил и быть взаимовежливыми.

3. Кондуктор – должностное лицо, уполномоченное транспортной организацией, осуществляющей перевозку пассажиров общественным транспортом, реализовывать в салоне транспортного средства разовые проездные билеты и контролировать правильность оплаты проезда пассажирами. Он руководствуется должностной инструкцией и настоящими Правилами.
Кондуктор несет ответственность за безбилетный проезд пассажиров.

4. Контролер является представителем Центрального агентства городского пассажирского транспорта или предприятия пассажирского транспорта. Он имеет право проводить контроль наличия и достоверность проездных документов у пассажиров и выполнения требований настоящих Правил.

5. Пассажир, нарушивший настоящие Правила, привлекается к административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

Порядок входа и выхода пассажиров

6. Вход пассажиров в транспортное средство и выход из него разрешается только на остановочных пунктах после полной остановки подвижного состава. Вход разрешается только после выхода пассажиров.

6-1. При входе, выходе из транспортного средства пассажир во избежание падений и получения травм обязан держаться за поручни.

7. Посадка и высадка пассажиров производится:
– в автобус, имеющий две двери, вход – через заднюю дверь, выход – через обе двери;
– в транспортное средство, имеющее три и более дверей, выход во все двери, вход – во все двери, кроме передней;
– в автобусах, где продажа билетов пассажирам осуществляется водителем, посадка производится только через переднюю дверь, а выход – во все двери; в экипировке автобусов, работающих по такому принципу, для пассажиров предусматривается соответствующая информация.

7-1. Пассажиры обязаны соблюдать очередность при входе в транспортное средство и при выходе из него.

7-2. Посадка инвалидов-колясочников в специально оборудованные для инвалидов транспортные средства (обозначенные соответствующими пиктограммами в передней части) производится через дверь(-и), обозначенную(-ые) соответствующей(-ими) пиктограммой(-ами) после выхода пассажиров.

8. Правом входа через переднюю дверь пользуются инвалиды, пассажиры с детьми дошкольного возраста, дети в возрасте до десяти лет, беременные женщины, граждане преклонного возраста и работники пассажирского транспорта при исполнении ими служебных обязанностей.

9. Лица, имеющие право бесплатного проезда, внеочередного приобретения разового проездного билета на автобусы пригородных маршрутов, где отсутствуют кондуктора, пользуются правом внеочередного входа и приобретения разового проездного билета у водителя при предъявлении соответствующих документов.

10. Информация о местах для пассажиров с детьми, с детскими колясками, инвалидов, беременных женщин и лиц пожилого возраста (обозначенная соответствующими пиктограммами) и об обязанности освобождать их для указанных лиц размещается в салоне транспортного средства.

11. Переполнение салона транспортного средства сверх установленной общей вместимости для данного типа подвижного состава не допускается.

12. Автобусы пригородных маршрутов останавливаются по требованию пассажиров для выхода на попутных остановочных пунктах городских маршрутов при следовании из загородной зоны.

Условия проезда и провоза багажа

13. ВОДИТЕЛЬ ОБЯЗАН:

13.1. Соблюдать трассу маршрута. Полностью останавливать транспортное средство на всех обязательных остановочных пунктах, независимо от наполнения салона и наличия ожидающих пассажиров на остановке. На остановочных пунктах «По требованию” останавливать транспортное средство при наличии ожидающих на них пассажиров или по требованию пассажиров в салоне. Оказывать помощь инвалидам-колясочникам при посадке в специально оборудованные для инвалидов транспортные средства и высадке из них.

13.2. Плавно отправлять транспортное средство от остановочного пункта только после высадки и посадки пассажиров при полностью закрытых дверях.

13.3. Четко и правильно объявлять названия остановочных пунктов, а при изменении маршрута следования объявлять об этом на каждой остановке.

13.4. Напоминать пассажирам о необходимости и порядке оплаты проезда и провоза багажа.

13.5. При вынужденной остановке (неисправность подвижного состава, авария, затор и т.п.) на перегоне информировать об этом пассажиров, а при необходимости их высадки предупредить об имеющейся опасности при выходе из салона транспортного средства.

13.6. В случае причинения пассажиром материального ущерба транспортному средству принять меры к задержанию пассажира, виновного в случившемся, при возможности – привлечь свидетелей, а если потребуется – обратиться за содействием к сотрудникам милиции или дружинникам, а также сообщить о случившемся диспетчеру.

13.7. Быть небезучастным к происходящему в салоне транспортного средства и принимать необходимые меры к оказанию безотлагательной медицинской или иной помощи лицам, нуждающимся в этом.

14. Проездной разовый билет действителен только на одну поездку в одном направлении.

15. В случае выбытия транспортного средства с маршрута выданные пассажирам разовые билеты действительны в следующем за сошедшим с маршрута транспортном средстве того же маршрута.

16. ПАССАЖИР ОБЯЗАН:

16.1. Войдя в салон транспортного средства, немедленно, не ожидая требований кондуктора, оплатить проезд и провоз багажа по установленному тарифу одним из следующих способов:
– путем приобретения у кондуктора (водителя) разового проездного билета, в том числе с использованием специализированного автомата по продаже билетов, расположенного в салоне транспортного средства;
– путем регистрации проездного билета (в том числе документа на право бесплатного проезда) на электронной основе в устройстве электронного контроля оплаты проезда (ручной контроллер кондуктора или стационарный контроллер).

Пассажиры, у которых имеются проездные билеты длительного пользования либо документы на право бесплатного проезда на бумажной основе, обязаны предъявить их в развернутом виде при входе в салон кондуктору (водителю), не дожидаясь напоминания об этом.

Наличие документа на право бесплатного проезда или проездного билета длительного пользования не освобождает пассажира от обязанности оплачивать в установленном порядке провоз багажа.

16.2. Сохранять проездной разовый билет до конца поездки и предъявлять его, равно как и документы на право бесплатного проезда, по первому требованию лиц, имеющих право контроля.

В автобусах пригородных маршрутов сообщать, по требованию контролирующих лиц, пункт посадки в автобус и оплаченную стоимость проезда и провоза багажа.

16.3. В случае отсутствия проездного документа безоговорочно оплачивать проезд, провоз неоплаченного багажа и штраф, предварительно убедившись в наличии у контролера удостоверения на право контроля.

16.4. При входе в транспортное средство и выходе из него с ребенком, находящимся в коляске, взять его на руки.

16.5. При необходимости выхода на остановочном пункте «По требованию” заблаговременно предупредить об этом водителя (кондуктора).

16.6. При обнаружении в салоне транспортного средства забытых вещей, коробок и т.п., не трогая их, немедленно сообщить об этом кондуктору или водителю.

16.7. По прибытии на конечный остановочный пункт маршрута освободить салон.

16.8. Во избежание падений и получения травм во время движения транспортного средства держаться за поручни.

16.9. Входить в салон и выходить из салона транспортного средства только после его полной остановки.

17. ПАССАЖИР ИМЕЕТ ПРАВО:

17.1. Провозить с собой бесплатно:

– детей в возрасте не старше семи лет без предоставления отдельных мест для сидения;

– одно место ручной клади, размер которого (по сумме измерений длины, высоты, ширины) не превышает 120 см;

– мелких животных и птиц в клетках;

– собаку-проводника (в наморднике, на поводке и со специальным опознавательным знаком), сопровождающую инвалида-слепого при наличии у него документа на право пользования собакой-проводником;

– комнатно-декоративных собак;

– одну пару лыж (в чехлах), детские санки, детскую коляску на накопительной площадке;

– провоз музыкальных инструментов, размер которых (в сумме измерений длины, высоты, ширины) не превышает 180 см.

17.2. Провозить за плату согласно тарифу:

– одно место ручной клади, размер которого (по сумме измерений длины, высоты, ширины) не превышает 180 см;

– охотничьих и служебных собак в намордниках при наличии поводка и соответствующей справки ветучреждения на накопительной площадке.

17.3. Требовать от проверяющего лица предъявления документов, удостоверяющих его право на проведение контроля, а при уплате штрафа – выдачу квитанции.

18. ПАССАЖИРУ НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ:

– проезжать в городском пассажирском транспорте в нетрезвом состоянии или в пачкающей одежде, курить, высовываться из окон, ставить детей или помещать багаж на сиденья, приводить в действие сигналы тормоза или механизмы для открывания дверей (кроме необходимости предотвращения несчастных случаев), отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения, препятствовать закрытию дверей или открывать их до полной остановки;

– провозить в качестве багажа и ручной клади огнеопасные, взрывчатые, отравляющие, легковоспламеняющиеся, ядовитые, радиоактивные, едкие и зловонные вещества, ручную кладь, по сумме трех измерений превышающую 180 см или весом одного места свыше 60 кг, огнестрельное оружие, колющие и режущие предметы без чехлов, предметы и вещи, загрязняющие подвижной состав или одежду пассажиров, длинномерные предметы свыше 190 см (кроме лыж);

– нарушать тишину и порядок в салоне;

– передавать свой проездной билет другому лицу.

Ответственность пассажира

20. Не оплатившим проезд считается пассажир:

– не купивший своевременно разовый билет, независимо от места нахождения кондуктора в салоне транспортного средства, или не предъявивший его в момент контрольной проверки;

– проезжающий по просроченному или поддельному проездному документу;

– проезжающий по именному проездному документу, выданному другому лицу;

– проезжающий по льготному проездному документу, не дающему право проезда в наземном пассажирском транспорте Санкт-Петербурга.

21. За повреждение подвижного состава, порчу оборудования и инвентаря виновные несут материальную и иную ответственность в установленном законом порядке.

Прокуратура Москвы проверит, законно ли контролеры общественного транспорта отбирают у детей из многодетных семей социальные карты, дающие право на бесплатный проезд. С соответствующей просьбой в надзорное ведомство обратился член российской Общественной палаты Георгий Федоров. «Контролеры изымают в городском транспорте Москвы персонифицированные (именные, с фотографией. — «Газета.Ru») социальные карты, обеспечивающие право бесплатного проезда, под предлогом отсутствия некоего документа, подтверждающего право на льготу. Но сами контролеры не в состоянии объяснить, на основании какого нормативного документа изымаются карты под указанным предлогом и какой именно документ, «подтверждающий льготу», должен иметь при себе и предъявлять контролерам обладатель персонифицированной социальной карты», — отмечается в тексте обращения (документ имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).

Сам правозащитник отметил, что «нынешними нормативными документами никаких специальных документов для детей из многодетных семей, которые бы подтверждали их статус, не предусмотрено, а есть лишь удостоверение многодетной матери или отца, которое выдается по выбору одному из родителей». Он добавил, что право на бесплатный проезд членам многодетных семей предусмотрено как указом президента России, так и различными подзаконными актами. «Они должны этим правом пользоваться без ограничений, в противном случае это — нарушение прав человека», — подчеркнул Федоров.

О том, что контролеры действительно отбирают у детей транспортные карты без лишних церемоний, говорят и многочисленные истории, которые «Газете.Ru» рассказали многодетные родители. «У нас отбирали у обоих парней. У одного в метро рядом с домом, а у второго на другом конце Москвы, когда он ехал из колледжа и при себе у него не было вообще денег, чтоб добраться до дома. Ну и, естественно, контролерша увидела в нем «преступника» и не пропустила бесплатно в метро», — говорит Ольга Дробышева, мать шестерых детей. Схожую историю рассказала москвичка Галина Агишева. «Моя старшая дочь, которой 13 лет, ехала в автобусе из поликлиники. Зашли контролеры, попросили карту и спросили паспорт.

Реклама

Дочка сказала, что у нее еще нет паспорта, на что они заявили, что «у такой кобылы должен быть паспорт!».

Далее отобрали карту и дали какой-то бланк изъятия! С ним я обратилась в МФЦ, рассказав о случившемся. Там мне сказали, что изъятие было незаконным, и дали временную карту на проезд», — рассказала женщина, добавив, что этот случай имел место на автобусном маршруте №201. Еще одна жительница столицы, многодетная мать Мария Короткова, рассказала, что у ее сына тоже недавно отняли карту в троллейбусе №64, который ходит в районе метро «Выхино». «Он у меня болен психическим заболеванием, и после того спора с контролерами у него произошло обострение», — сказала женщина.

В департаменте транспорта Москвы, куда «Газета.Ru» обратилась за комментарием, сообщили, что соответствующие вопросы уполномочен решать «Мосгортранс», и рекомендовали направить все вопросы туда. В свою очередь, в пресс-службе этой организации заявили, что на изъятие социальных карт контролеры имеют полное право. «Постановлением правительства РФ предусмотрено, что билет, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, при непредставлении документа, подтверждающего право на указанное преимущество, изымается. Изъятие билета оформляется актом, первый экземпляр которого вручается лицу, предъявившему указанный билет», — ответили в «Мосгортрансе». Там добавили, что пассажир, который имеет право на льготу, обязан возить с собой документы, подтверждающие этот факт.

«Дети из многодетных семей могут подтвердить право льготного проезда с помощью заверенной нотариусом копии удостоверения многодетной семьи.

В случае если у ребенка отсутствует паспорт, при проверке оплаты проезда он может предъявить контролеру любой иной документ, удостоверяющий личность (удостоверение школьника, свидетельство о рождении и т.д.)», — сообщили в «Мосгортрансе». Там добавили, что если карту у ребенка изъяли, то забрать он ее может в отделе по работе с пассажирами, который находится по адресу: улица Криворожская, дом 6.

Однако, по словам многодетных родителей, после подобного разъяснения «Мосгортранса» остается немало вопросов. «Во-первых, в каком нормативном акте сказано, что если у ребенка отсутствует паспорт, то при проверке оплаты проезда он должен предъявить контролеру любой иной документ, удостоверяющий личность, включая свидетельство о рождении, где вообще-то нет фотографии?

По закону у нас личность удостоверяет паспорт или удостоверение офицера. А если ребенку 12 лет, то как ему быть?

Раз они не ссылаются на нормативный акт, то это больше похоже на фантазии чиновников», — считает 45-летний Борис Комаров, многодетный отец.

Комаров также отметил, что никакого «удостоверения школьника», например, в Московской области не выдают, тогда как право на бесплатный проезд школьники из многодетных семей Подмосковья имеют и в столичном транспорте. По его словам, сейчас закон не предусматривает также и документа «удостоверение многодетной семьи», есть только «удостоверение многодетной матери или отца», которое детям не выдают. «Самое главное, что вопрос о том, что дети должны с собой возить, не регламентируется никаким правовым документом. Кстати, я не понял, почему они пытаются нас, и так людей небогатых, обязать платить за услуги нотариуса», — добавил Комаров.

Скандалы вокруг изъятия социальных карт возникали и несколько лет назад. Так, в 2012 году в Москве контролеры в метро отобрали социальную карту, принадлежавшую многодетной матери, у ее мужа и оштрафовали его на 2,5 тыс. руб. После этого инцидента мужчина обжаловал действия контролеров в суде, и 27 ноября 2012 года Басманный суд Москвы признал его правоту, отменил штраф и вернул ему карту.

Судья мотивировал свое решение тем, что государство предусмотрело льготу в виде бесплатного проезда для всей семьи, а значит, картой может пользоваться любой из ее членов.

Тогда как карту, дающую право на бесплатный проезд, на всю семью выделили только одну.

По мнению Георгия Федорова, чиновники вполне могут найти такой выход из создавшегося положения, который позволит не обременять многодетные семьи лишними хлопотами. «Можно было бы сделать единую электронную базу многодетных детей, проживающих в Москве и Подмосковье. И если у контролеров возникли вопросы, они могли бы оперативно запрашивать данные из нее. В любом случае вопрос о том, как подтвердить льготу, не должен становиться проблемой детей, тем более несовершеннолетних. У них есть право на бесплатный проезд, а чиновники должны обеспечить возможность его реализации», — сказал Федоров «Газете.Ru».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *