ЕНВД транспортные услуги

Содержание

ИП на ЕНВД транспортные услуги: документооборот

Правильный расчет налоговых обязательств предпринимателя на ЕНВД – одна из главных задач в построении взаимоотношений с контролирующими органами. Для реализации этого задания необходимо знать ИП на ЕНВД (транспортные услуги), какой документооборот должен быть организован на всех этапах деятельности. Для лиц, занимающихся оказанием транспортных услуг это положение актуально из-за необходимости уплаты транспортного налога.
Правила работы ИП на ЕНВД
Режим ЕНВД может применяться предпринимателями до 2021 года. Право перехода на эту систему налогообложения возникает у перевозчиков, если:
· ИП на ЕНВД оказывает транспортные услуги и это подтверждается направлением деятельности, указанным в регистрационной документации;
· в процессе работы задействованы транспортные средства, предназначенные для осуществления конкретных видов перевозок;
· в автопарке предпринимателя числится максимум 20 единиц техники.
Для ЕНВД характерна законодательная регламентация налоговой базы. Критерием для определения размера налогооблагаемой суммы является уровень доходности направления деятельности коммерсанта. ИП предоставляется возможность отказаться от ведения полноценного бухгалтерского учета (ст. 6 закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Оказание транспортных услуг ИП при ЕНВД сопровождается уплатой налога с привязкой к определенному показателю вмененного дохода, что исключает необходимость ведения книги учета доходов и расходов.
В расчете применяются значения физических показателей (для грузоперевозок за основу берется количество автомобилей, а при перевозке пассажиров – количество пассажирских мест), базовой доходности и двух коэффициентов. В регистрационных документах указывается основной и дополнительный вид деятельности – ОКВЭД 2018 (транспортные услуги, грузоперевозки) ИП на ЕНВД выбирается из группы кодов 49.4.
Система документооборота
Реализация основной деятельности предпринимателем осуществляется с применением нескольких категорий документов:
1. Документация, оформляемая на грузы, которая готовится заказчиком услуги. В эту категорию входят транспортные и товарно-транспортные накладные, доверенность, сертификаты на продукцию, техпаспорт.
2. На транспортное средство и управляющего им водителя. Применение ЕНВД в 2018 для ИП (транспортные услуги) сопряжено с необходимостью оформления водительских удостоверений, диагностических карт, полиса ОСАГО, выписки путевых листов.
3. Для фиксации факта проведения грузоперевозки (договор с заявкой);
4. Договор страхования перевозимых ценностей.
Сумма транспортного налога на ЕНВД
Предпринимателю, специализирующемуся на перевозках грузов, необходимо своевременно оплачивать не только фиксированный налог по ЕНВД, но и рассчитанную сумму транспортного налога (ст. 346.26 НК РФ). Исключение предусмотрено для транспортных средств, причисляемых к речным, морским, воздушным судам, на которые у предпринимателя оформлено право собственности. Транспортный налог относится к разряду региональных, ставки по нему устанавливаются в разных субъектах РФ отдельно.
Регионы могут применять рекомендованную НК РФ шкалу процентов или менять значение ставок в рамках установленного кодексом диапазона. Для дорогих автомобилей предусматривается система повышающих коэффициентов.
Формы обязательной отчетности
Предприниматели могут не вести бухучет, но обязаны сдавать правильно заполненную отчетность. Соблюдение сроков и полнота отражаемой в документах информации – ключевые требования контролирующих органов. ИП на ЕНВД (транспортные услуги) отчетность сдают по налогу на вмененный доход ежеквартально. Обязательства по уплате налога и подготовке отчетной документации не зависят от фактических результатов коммерческой деятельности.
Формат отчета утвержден законодательно. Правила его заполнения:
· данные вписываются в ячейки бланка, начиная с крайних левых граф;
· пустых ячеек быть не должно – если нет числового значения, то вместо него проставляют прочерк;
· текстовая информация приводится печатными заглавными буквами;
· показатели округляют до целых чисел по стандартным арифметическим правилам;
· при ручном заполнении отчета разрешается использовать пасту черного, синего цвета или фиолетового оттенка;
· каждая страница документа должна иметь проставленный код нумерации;
· в отведенных местах надо указать дату формирования отчета, что подтверждается подписью ИП и печатью.
ИП, работающий в сфере перевозок, причисляется к категории плательщиков транспортного налога. Если он должен уплачивать этот вид налога, то у него возникает обязательство по подаче в ФНС декларации по транспортному налогу. Отчеты могут быть поданы:
· в бумажном формате лично инспектору или посредством почтового отправления;
· в электронной форме через интернет-сервисы.

Торговля автотранспортными средствами: УСН или ЕНВД?

Цитата (Наталюля):Ответ: Применение системы налогообложения в виде ЕНВД регулируется гл. 26.3 НК РФ. В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ данная система налогообложения для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в частности, в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли.
Однако не все розничные продавцы вправе применять указанную систему налогообложения. Согласно определению, приведенному в ст. 346.27 НК РФ, розничная торговля — предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в пп. 6 — 10 п. 1 ст. 181 НК РФ, а также, кроме прочего, грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов. В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 181 НК РФ подакцизными товарами признаются легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.). Как следует из этого пункта, независимо от мощности все легковые автомобили относятся к подакцизным товарам, а вот для мотоциклов установлен критерий «с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.)» (п. 1 ст. 181, ст. 193 НК РФ). Таким образом, в целях понимания гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ продажа автомобилей физическим лицам не подпадает под понятие «розничная торговля». Поэтому налогоплательщик должен осуществлять деятельность в рамках иных режимов налогообложения (УСНО, ОСНО).
«Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 10

Енвд грузоперевозки с арендованных машин

Что в таких случаях делать? Своего грузового транспорта нет.

Здравствуйте. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Требованить не могут, есть свобода договора ст.421 ГК РФ. Письменные требования?

Вам изначально надо было вид деятельности не грузоперевозки избирать. Вы не забывайте, что по Гражданскому Кодексу, Вы как перевозчик, несете материальную ответственность за груз. То есть, если груз в дороге пропадет, то взыщут с Вас. Уже были такие прецеденты в моей практике. Пункт 1 статьи 796 ГК РФ Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. С Уважением, Адвокат в г. Волгограде– Степанов Вадим Игоревич.

Муж ип (грузоперевозки енвд без наемных рабочих.) авто на котором работает на его отце (у него тоже есть ип енвд+усно торговля), налоговая запросила при камералке док-ты на машину. Сделали между собой безвозмездный договор аренды (физ с ип). могут ли оштрафовать отца мужа за несдачу 3 ндфл хоть пустую.

Для предпринимателя бесплатное использование имущества влечет за собой получение внереализационного дохода от безвозмездно полученного права на пользование имуществом. Этот доход рассчитывается оценочным путем согласно ст. 40 НК РФ. Навряд ли этот доход повлияет на ЕНВД Вашего супруга.

ВажноГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Проблема в том что Вы получаете расчет за перевозку, который как только он поступает на счет считается как доход, но затем вы рассчитываетесь с исполнителем и это расход. Разница это ваша прибыль и вот с нее вы должны платить налоги и обязательные платежи.

Налоговая проявляет обоснованно интерес так как хочет чтобы вы платили налог с налогооблагаемой базы от всех поступлений. Чтобы избежать этого единственное доказательство это договор с перевозчиками.

Есть различные схемы, но они почти все на грани фола… Принимайте решение. Зачем использовать обналичивание денежных средств.

Почему нельзя осуществлять расчеты со счета на который поступили средства от перевозки… Сам факт перечисления свидетельствует о наличии договорных обязательств.

Будьте благоразумны и внимательны. Бизнес это искусство.. И удачи Вам!

У мужа ИП, грузоперевозки-ЕНВД. Работает на грузовом авто зарегистрированным на меня (я-его жена), авто приобретено в браке! Нужно ли (а если нужно) то как оформить документально это момент, что бы избежать проблем с налоговой.

Полагаю, что да..

ИнфоЧто Вы допустим передали в аренду это авто.. безвозмездно. Возмездно.. как вам будет угодно.. ну и брачный договор составить я бы советовала вам.

Хочу заняться грузоперевозками на газели по какому коду ОКВЭД мне сделать ИП что бы попало под ЕНВД?

Согласно Общероссийскому классификатору экономической деятельности код ОКВЭД по грузоперевозкам будет 60.24, который применим, если вы занимаетесь деятельностью автомобильного грузового транспорта.

Налогоплательщики вправе применять систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении грузоперевозок (подп. 5 п. 2 ст. ВниманиеЕНВД для грузоперевозок

В данной статье мы рассмотрим ЕНВД для грузоперевозок. Разберем пример расчета для транспортных услуг и узнаем о таблице ставок.

В Российской Федерации такая деятельность, как грузоперевозки, попадает по такую систему налогообложения, как единый доход на вменённый доход (ЕНВД).

В данной статье будут рассмотрены все самые актуальные вопросы, касающиеся особенностей налогообложения грузоперевозчиков в РФ.

ЕНВД для грузоперевозок в Российской Федерации

Применять единый налог на вменённый доход могут индивидуальные предприниматели или организации, осуществляющие автоперевозки и имеющие в своём ведении (собственность или аренда) не более 20 транспортных средств, используемых по целевому назначению (п.2 ст.346.26 НК РФ). Необходимо чётко понимать, что данный вид налогообложения может распространяться лишь на предоставление услуги по транспортировке груза на возмездной основе.

Для того, чтобы перейти на ЕНВД, индивидуальным предпринимателям необходимо зарегистрироваться в качестве налогоплательщика в налоговом органе по месту жительства, а организациям – по месту нахождения организации.

На основании Письма ФНС России от 10.06.16 № СД-4-3/10366@ позволяет предпринимателям оценить возможность своего перехода на ведение деятельности, позволяющей применять ЕНВД. В письме дано разъяснение налоговыми органами о том, кто может воспользоваться данной системой налогообложения.

Если у предпринимателя или организации на праве собственности или другом праве (пользования, владения и (или) распоряжения) находится не более 20 транспортных средств, то в данном случае вполне уместно применение системы налогообложения ЕНВД.

При этом предрейсовый осмотр автомобиля ¦¦ осуществлялся за счет ИП по договору, заключенному коммерсантом со ¦¦ специализированной фирмой; медицинский осмотр водителя также ¦¦ проводился за счет ИП по договору с поликлиникой; путевые листы ¦¦ грузового автомобиля выписывались коммерсантом; оплата труда ¦¦ водителя производилась бизнесменом. ¦¦ В законодательстве о налогах и сборах отсутствует определения ¦¦ понятия «оказание автотранспортных услуг», а значит, суды первых ¦¦ инстанций правомерно руководствовались нормами Гражданского ¦¦ кодекса, а также ОКВЭД. Сведений о том, что заказчик сам выступал ⦦ качестве перевозчика, в материалах дела не было.
В данном случае ¦¦ деятельность коммерсанта относится к деятельности по обеспечению ¦¦ грузовых перевозок автотранспортом, следовательно, предприниматель ¦¦ вправе работать на «вмененке», — говорится в Постановлении ФАС ¦¦ Западно-Сибирского округа от 21 мая 2010 г. по делу N А75-6191/2009¦L—————————————————————————

О.Евграфов

Эксперт журнала

Необоснованная выгода. Аргументы для суда Кассовые вопросы.

В договоре укажите ОГРИП и сведения о постановке на налоговый учет.

Планирую открыть ип на енвд по грузоперевозкам, законно ли заниматься этим в другом регионе?

Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, да законно заниматься этим в другом регионе.

У нас ИП грузоперевозки на енвд. Заключаем договора с заказчиками на перевозку груза, ищем водителей с личным авто (физ лица) .

Осуществляем перевозку, потом заказчик нам на ип перечисляет деньги за выполненную услугу мы их обналичивпем и переводим водителям на карту с минусом наших диспетчерских 10%. Сейчас у нас заблокировали счет и требуют предоставить договора на водителей которые стоят в ттн, у нас договоров с водителями нет, договоров аренды авто тоже нет.

Как нам сейчас быть и как в целом мы должны всё правильно оформлять и что мы должны платить чтоб небыло вопросов со стороны банка и налоговой к нам?

Если водители с личными авто, то договоров аренды априори быть не может с ними. Вы оказываете им услуги информационного характера (ст.779-783 ГК РФ), о чем Вам стоит предоставить договоры в обоснование комиссии.

Если договоров нет в наличии, заключите их.

Сейчас надо делать договоры, чтобы оправдать операции перед банком. Иначе счет не разблокируют. Банк имеет такое право. Оформляйте все договоры по цепочке и предоставляйте в банк.

Тогда и счет разблокируют, тут дело не в налогах, а в сомнительных операциях, которые не подтверждены документально. Банк ведь могут наказать. Вот он в рамках закона и требует все обосновать.

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ, ст. 7

Чтобы с каждым заказчиком не заключать договор, выложите го, например, на своем сайте или там, где заказчики Вас находят. Укажите, что данный договор является офертой. В силу ст.

Облагается ли страховая сумма налогами?

Здравствуйте, нет, согласно ст. 251 НК РФ.

Нужно ли платить доп. налог если доход на ЕНВд по грузоперевозкам выше 300000 р в месяц?

Здравствуйте, Анастасия! Если ваш вменённый (именно вменённый по декларациям, а не реальный) доход составит за год свыше 300000 рублей, то с превышающей 300000 суммы нужно будет заплатить дополнительно 1% в Пенсионный фонд. И только в том случае, если вы не производите выплат и иных вознаграждений физическим лицам, т.е.
если вы не платите взносы с доходов ваших работников. Если работники и выплаты им есть — это положение не действует. Основание: Налоговый кодекс РФ, статья 430. Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам http://base.garant.ru/10900200/25251f9c341b4b29fabf5cb7957c5992/#ixzz5i2JB2hrn

ИП на ЕНВД оквэд грузоперевозки приобрел транспортные средства (большегрузные) в 2008, 2010 годах, транспортные средства продал (как физ. лицо) в 2017, 2018 годах по цене ниже чем приобретал. Нужно ли ИП платить НДФЛ и НДС от продажи транспортных средств? В случае если нужно платить НДС и НДФЛ? Необходимо ли предоставлять документы для ИФНС по расходам которые использовались для приобретения транспортных средств?

Здравствуйте. Не нужно подавать никаких деклараций и платить никаких налогов в Вашем случае.

В 2017 г по ЕНВД оказывали грузоперевозки, в связи с продажей автомобиля закрыли ЕНВД, доход от продажи заплатили через УСН 6%.
УСН используем, сдаем в аренду помещения.

Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Для целей настоящего Кодекса работодателями — физическими лицами признаются: физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (далее — работодатели — индивидуальные предприниматели). Физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных настоящим Кодексом на работодателей — индивидуальных предпринимателей.

Помогите пожалуйста. У меня Енвд грузоперевозки. Отчитываюсь за одну ед.техники.

Машина оформлена в безвозмездно пользование. Работника нет. Муж осуществляет уход за пенсионером. Может ли он осуществлять перевозки на этом ТС безвозмездно и на благо семьи? Что нужно сделать чтобы необложили каким-нибудь налогом.

Работаю уже два года, в налоговой не подсказали как изначально надо было правильно оформлять документацию. Чем мне все это грозит?

Добрый вечер, Ольга. Я правильно поняла, что течении 2-х лет вы не платили налоги и не платили страховые взносы?

Занимаемся грузоперевозками применяем енвд 4 машины на балансе.

Споры о применении ЕНВД при заключении договора аренды транспортного средства с экипажем —————————————————————————¬¦ N Постановления арбитражных судов ¦¦ п/п ¦+————————————————————————-+¦ 1 В заключенных предпринимателем договорах предусматривалось ¦¦ предоставление арендаторам во временное владение и пользование за ¦¦ плату указанных в приложениях к договорам транспортных средств. ¦¦ Размер ежемесячной арендной платы стороны определяли ¦¦ дополнительным соглашением. ¦¦ Факт передачи машин оформлен актами приема-передачи. В составленных¦¦ сторонами актах об оказании услуг и счетах-фактурах в графе ¦¦ «наименование работ (услуг)» указано: «аренда а/м» или «за аренду ¦¦ автотранспорта»; в графе «назначение платежа» платежных поручений, ¦¦ по которым арендаторы перечисляли бизнесмену плату, — «оплата за ¦¦ аренду автомашин». ¦¦ То есть сведения из первичных документов, составленных ¦¦ предпринимателем и контрагентами, подтверждали осуществление ИП ¦¦ деятельности по сдаче в аренду транспортных средств, а не оказание ¦¦ автотранспортных услуг по перевозке грузов. В приобщенных к ¦¦ материалам дела транспортных накладных, по которым осуществлялась ¦¦ перевозка грузов машинами предпринимателя, перевозчиками ¦¦ указывались арендаторы его автомобилей.

Деятельность ИП не ¦¦ относится к деятельности по перевозке грузов и под ЕНВД не ¦¦ подпадает (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 ноября ¦¦ 2010 г. по делу N А44-6448/2009, Определение ВАС РФ от 5 марта ¦¦ 2011 г. N ВАС-2007/11) ¦+————————————————————————-+¦ 2 По мнению инспекции, оказываемые фирмой услуги (предоставление ¦¦ автомобилей с водителями по устным заявкам заказчиков) при ¦¦ отсутствии доказательств приемки и сдачи грузов не могут ¦¦ рассматриваться как перевозка, обладают признаками передачи ¦¦ имущества в аренду, не подпадают под обложение ЕНВД.

Если из этих документов будет следовать, что обязанности по перевозке грузов возлагались на ИП, деятельность сочтут «вмененной». А инспекторам придется искать доказательства того, что коммерсант по договору не осуществляет услуг по перевозке грузов или пассажиров. К примеру, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 7 декабря 2010 г. по делу N А57-4630/2010 инспекторы не смогли доказать, что предприниматель при исполнении своих обязательств осуществлял деятельность, которая по своим признакам и юридической квалификации отлична от деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов.

В другом споре также документы сыграли в пользу бизнесмена. Материалами дела (сообщения арендатора, копии путевых листов, копии лицензионных карточек на переданные в аренду машины, показания свидетелей) подтверждалось, что обслуживание, ремонт, заправка ГСМ, оплата труда водителей на арендуемых транспортных средствах осуществлялись силами арендодателя-предпринимателя. Фирма-заказчик не выступала в качестве перевозчика. Несмотря на заключенные договоры аренды, фактически сам предприниматель оказывал услуги по перевозке работников компании, таким образом, полученный доход фактически является доходом за услуги по перевозке пассажиров, а значит, коммерсант не лишается права на ЕНВД (Постановление ФАС Центрального округа от 14 июня 2011 г. по делу N А62-5179/2010).

Исходя из судебных решений, принимаемых в пользу коммерсантов, можно сказать, что, оформив свою причастность к перевозимому грузу, то есть тщательно составив путевые листы, товарно-транспортные накладные, оговорив маршрут перевозки, бизнесмен сможет доказать свое право уплачивать ЕНВД. Но доказывать, скорее всего, придется в суде. Еще несколько Постановлений приведены в таблице.

Таблица.

НК РФ), при условии, что в автопарке налогоплательщика находиться не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг. В это число, как отметил Минфин России в письме от 06.07.15 № 03-11-11/3875, включаются и транспортные средства, полученные по договорам аренды и лизинга​

Мой муж-ИП по грузоперевозкам на енвд, я занимаюсь всеми бумагами. Есть расчетный счет в банке. У нас свой грузовик работает на нем муж. сотрудников официально нет. иногда друзья со своими машинами мужа просят заключить заявку от нашего ип, и оплата приходит на наш расчетный счет соответственно счет и акт выставляю я с пометкой водителя и машину друзей и их. нет ли в этом нарушений? Если будет налоговая проверка а в счетах некоторых прописаны другие водители и машины.

Конечно будут вопросы, и не только у налоговых органов! На каком основании эти люди у вас работают (трудовые договора, договора подряда, договора гражданско-правового характера, либо договор аренды транспортного средства с экипажем), кроме этого вы выступаете как налоговый агент и должны перечислять ндфл. Также появятся вопросы у внебюджетных фондов, связанных с начислением страховых взносов на этих лиц. не понятно для какой цели вы указываете в счете и акте фамилии и номера машин друзей! Чтобы что-то не перепутать? Так заведите тетрадку в клетку и держите ее подальше от посторонних глаз! :sm_al:

Подскажите я ИП с с системой налогообложения ЕНВД грузоперевозки. Хочу сдать в аренду прицеп бочка. Какие налоги я должен платить при получении дохода от аренды? И нужно ли сдавать дополнительную отчетность?

Добрый день. Доходы от аренды не подпадают под ЕНВД. В этих доходов придется платить налоги по общей системе налогообложения или по УСН, если Вы писали заявление.

Открыто ип по грузоперевозкам налог енвд, заключаю договор с фирмой, но они требуют что бы я им предоставила тс личного транспорта если такого нет то договор аренды автомобиля с экипажем, но он не подходит под этот налог.

·

При уплате страховых взносов на себя (нет сотрудников по найму) – уменьшить сумму ЕНВД на выплаты ОПС и ОМС без 50% порога.Юридические лица · При уплате страховых взносов за работников, участвующих в деятельности, регламентирующей ЕНВД. Сумма исчисления не может оказаться больше 50% уплаченного налога.

Уплату налога необходимо производить до 25 числа месяца, следующего за отчётным периодом (ст.346.30 НК РФ):

Налоговый период Срок уплаты ЕНВД 1 квартал до 25 апреля 2 квартал до 25 июля 3 квартал до 25 октября 4 квартал до 25 января

Ответственность за нарушение налогового законодательства

В случае нарушения налогового законодательства предусмотрены штрафные санкции:

Нарушение Взыскание Отсутствие уплаты или неполная уплата налога (если деяние не носит умышленного характера) Штраф: 20% от неуплаченной суммы Отсутствие уплаты или неполная уплата налога (деяние носит умышленный характер) Штраф: 40% от неуплаченной суммы Деятельность без постановки на учёт в качестве налогоплательщика 10% от дохода (не менее 40 тыс.
Несмотря на это, споры между инспекторами и налогоплательщиками не прекращаются.

Судьи опираются на законодательство, регулирующие порядок заключения договора перевозки и договора аренды транспортного средства с экипажем. Так, положения статьи 785 Гражданского кодекса РФ свидетельствуют о том, что договором перевозки всегда является договор, по которому стороны осуществляют разовую перевозку груза в установленный пункт назначения, по условленному маршруту, в согласованные сроки и по определенной цене.

Если по договору перевозки перевозчиком оказывается услуга по приему груза от отправителя, доставке его в пункт назначения, выдаче его уполномоченному на его получение лицу (получателю), то по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель передает транспортное средство во временное владение и пользование и оказывает услуги по управлению транспортным средством, но не по перевозке грузов.

Среди существенных условий договора перевозки арбитры называют указание наименования (постановление ФАС Уральского округа от 24.10.2013 № Ф09-11491/13):

  • перевозимого груза;
  • пункта назначения;
  • сроков доставки груза.

В договоре аренды ТС указывают конкретное имущество (транспортные средства, марки, госномера).

Для разграничения правоотношений по аренде транспортного средства с экипажем и по перевозке груза руководствуются следующим: при перевозке груза перевозчику передается груз, в то время как по договору аренды собственнику груза передается транспортное средство.

Комментируемое письмо Министерства финансов РФ № 03-11-11/49499 от 18.11.2013 «О применении ЕНВД в отношении передачи в аренду транспортных средств»

Налоговый консультант В.Н.

Енвд грузоперевозки

С налоговой требуют объяснения о том что по ЕНВД налогу по грузоперевозкам я отчитываюсь за одну машину но на мне на учёте стоит две грузовые машины но одну я продал а новый владелец не поставил ее на себя на учёт. Как написать правильно объяснительную в налоговую.

Вам необходимо на заявлении (форма налоговой) сообщить в налоговый орган о продаже второго транспортного средства и приложить копию договора купли-продажи транспортного средства.

Так же рекомендую обратиться в ГИБДД с заявлением о снятии с учёта проданного транспортного средства (так же предоставив копию договора купли-продажи.)

У меня ЕНВД ИП грузоперевозки Работаю по договору с компанией, расчет со мной идёт через р/с. Нужна ли мне ККМ?

Добрый день, Андрей. Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) ИП, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (п.9 ст.2 Федерального закона N 54-ФЗ).

Таким образом, если вы получили оплату через банк платежным поручением от организации или ИП, обязанность применять ККТ не возникает в силу прямой нормы п.9 ст.2 Федерального закона N 54-ФЗ. С уважением, Сафонова Ольга.

Я ИП на ЕНВД. У меня в собственности три грузовых автомобиля. Вид деятельности грузоперевозки. Я работаю один, поочерёдно использую автомобили. В декларации указываю три автомобиля. Налоговая прислала письмо в котором требует предоставить пояснения или договора когда и какое авто использовалось. Но дело в том, что в последнее время используется только одно авто, а два другие стоять поломаные (очень старые уже), соответственно договоров на них нет. Подскажите, как правильно ответить налоговой?

Добрый день! Оформите письмо своими пояснениями и отправьте заказным письмом.

У меня ООО, применяем ЕНВД по грузоперевозкам, машина попала в ДТП и нам страховая компания выплатила страховку.

Это дополнительный аргумент в пользу того, что нельзя уплачивать ЕНВД в отношении деятельности по передаче в аренду транспортных средств.

Получается, что осуществление налогоплательщиком деятельности по сдаче транспортных средств в аренду с экипажем подпадает под общий режим налогообложения или УСН, а деятельность по перевозке грузов подпадает под режим налогообложения в виде ЕНВД.

Передача в аренду ТС не облагается ЕНВД

Как указали судьи в пункте 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 157, действие подпункта 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ, предусматривающего обложение ЕНВД автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, не распространяется на предпринимательскую деятельность, связанную с передачей в аренду транспортного средства с экипажем (фрахтование на время).

Руководствуются арбитры следующими положениями. Подпунктом 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что на уплату ЕНВД переводятся налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. Названный вид предпринимательской деятельности осуществляется на основании договоров перевозки.

Однако в данной ситуации договоры, на которых основаны правоотношения сторон, в силу прямого указания Гражданского кодекса РФ являются разновидностью договоров аренды. Следовательно, соответствующая деятельность не охватывается положениями подпункта 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ, упоминающими лишь перевозки.

В связи с этим налогообложение предпринимательской деятельности по передаче в аренду автотранспортных средств с экипажем должно производиться в рамках общего режима налогообложения.

Договор перевозки и договор аренды ТС имеют различный предмет

Итак, в отношении деятельности, связанной с передачей в аренду транспортного средства с экипажем, система налогообложения в виде ЕНВД не применяется.

Теперь, учитывая вышесказанное, перейдем непосредственно к ответу на вопрос.

Согласно подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ одним из видов деятельности, облагаемых ЕНВД, является оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Обратим внимание на то, что одно из условий применения приведенного подпункта — наличие у хозяйствующего субъекта транспортных средств на праве, позволяющем ему использовать их для оказания автотранспортных услуг. С учетом уже сделанных нами выводов можно заключить, что в данном случае речь идет прежде всего о деятельности, основанной на договорах перевозки.

Неуказание конкретного вида договора при обозначении существа правоотношений специфично для формулировок положений гл. 26.3 НК РФ. Определяя подлежащие обложению ЕНВД виды деятельности, законодатель стремился к наиболее широкому охвату возможных ситуаций.

<b.Во всяком случае отсутствие у хозяйствующего субъекта транспортных средств и привлечение третьих лиц при исполнении заключенных договоров исключают применение налогоплательщиком спецрежима на основании подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.</b

Таким образом, не имеющая транспортных средств организация, деятельность которой связана с перевозкой грузов, осуществляемой на договорной основе другими фирмами, должна применять в отношении данного вида деятельности <bобщий режим налогообложения или УСН</b при условии соблюдения соответствующих положений гл. 25 и 26.2 Налогового кодекса РФ.

Вышеизложенное можно распространить и на аналогичную схему правоотношений при перевозке пассажиров.

вот что я вычитал…..

Обязательное использование онлайн-кассы

Прежде, чем начать использовать онлайн-кассу, предпринимателям необходимо провести подготовительные работы:

  • приобрести непосредственно кассовое оборудование;
  • организовать подключение кассы к сети «Интернет»;
  • определить с оператором фискальных данных и оформить с ним договорные отношения (в кассе указывается указать IP оператора);
  • осуществить регистрацию онлайн-кассы в ИФНС и получить карточку регистрации.

После проведённой подготовительной работы онлайн-касса будет готова к использованию.

За несоблюдение законодательства и отсутствие онлайн-кассы предусмотрены значительные штрафы (для юридических лиц не менее 30000 рублей, для физических лиц не менее 10000 рублей).

Распространённые ошибки ведения ЕНВД

В таблице рассмотрены распространённые ошибки ведения ЕНВД:

Типичные ошибки Пояснение Неверно определён срок начала хозяйственной деятельности Заявление в налоговую инспекцию необходимо подавать в течение 5 дней с момента начала деятельности, попадающей под ЕНВД. В случае подачи заявления в более ранний срок – предпринимателям придётся производить уплату налога за тот период, когда фактически деятельность не велась. Дату первого хозяйственного факта можно считать началом деятельности и лишь от него вести 5-дневный отчёт, когда необходимо подать заявление в налоговые органы. Грузоперевозчики учитывают в качестве физического показателя весь автотранспорт В качестве физического показателя необходимо учитывать лишь тот автотранспорт, который непосредственно участвует в получении дохода. Те транспортные средства, которые на момент расчёта налога находились на ремонте, на консервации и т.д. в качестве физического показателя не учитываются. Следствием этой ошибки является неверный расчёт налоговой базы.

Деятельность не является «вмененной»

Аренда с экипажем к услугам по перевозке пассажиров и грузов не относится, а значит, не переводится на ЕНВД. Перевозка пассажиров (груза) и передача в аренду транспортного средства с экипажем регулируются разными нормами Гражданского кодекса.

Перевозка осуществляется на основе договора перевозки (ст. 784 ГК РФ), по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ). Договорные отношения в сфере оказания услуг по перевозке регулируются гл. 40 «Перевозка» Гражданского кодекса.

Деятельность по передаче транспортных средств с экипажем во временное владение и пользование регулируется нормами Гражданского кодекса об аренде (гл. 34 ГК РФ). По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). Деятельность по передаче в аренду автомобиля с экипажем облагается налогами в рамках общего или «упрощенного» режимов — так считает большинство специалистов.

Деятельность по передаче в аренду транспортных средств с экипажем является самостоятельным видом деятельности, — говорится в Письме Минфина России от 20 июля 2010 г. N 03-11-11/204. Она должна облагаться налогами иных режимов (общего, УСН). При этом условия оплаты по договору (почасовая, за тонно-километры, за отработанные часы) не имеют значения (Письмо Минфина России от 30 июня 2009 г. N 03-11-09/229).

Договор не возлагает на арендодателя обязанность оказывать услуги по перевозке от своего имени, поэтому передача транспортных средств с экипажем не может рассматриваться в качестве деятельности, подпадающей под ЕНВД (Письмо ФНС России от 23 августа 2010 г. N ШС-17-3/1040). Здесь можно задать встречный вопрос: а если в договоре предусмотреть данную обязанность? В этом случае получается, что ИП будет осуществлять услуги по перевозке от своего имени, а значит, может сохранить право на «вмененку».

Минфин видит поддержку в суде

В своем недавнем Письме от 10 июня 2011 г. N 03-11-06/3/66 Минфин России вновь указал, что договор аренды с экипажем лишает бизнесмена права на ЕНВД. В Письме говорится, что аналогичной позиции придерживаются суды, и в качестве примера названы три Постановления, которые не совсем согласуются с точкой зрения финансистов.

Первое — ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 апреля 2008 г. N А78-3873/07-С3-12/227-Ф02-1121/08. В деле, рассмотренном судьями, компания заключала с партнерами договоры на оказание услуг автотранспортом (с экипажем), а также просто договоры аренды. Условиями контрактов предусматривалось предоставление заказчикам во временное владение и пользование автомобилей по списку. Судьи, проанализировав условия каждого из договоров, пришли к выводу, что по своей правовой природе контракты являлись договорами аренды, соответственно, «вмененки» быть не может. О документах, подтверждающих выполнение услуг перевозки именно фирмой (арендодателем), в Постановлении не упоминается, зато материалы дела прямо указывали: машины передавались в пользование. Это действительно аренда, и говорить о ЕНВД в подобной ситуации нельзя.

Как видите, инспекторы причислили передачу машин в аренду с экипажем к «вмененной» деятельности. При этом хватило лишь указания в документах, что компания оказывает услуги по перевозке. А такие указания могут быть в счете на уплату, в актах о выполненных услугах, платежках на перечисление денег арендодателю.

Третье — ФАС Центрального округа от 21 января 2008 г. по делу N А09-5254/07-16. Специалисты это Постановление упоминают реже, чаще ссылаются на Определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. N 5876/08, в котором рассматривалось это Постановление. Судьи действительно указали на отсутствие у коммерсанта права применять «вмененку», но спор не касался договора фрахтования транспортного средства с экипажем. Коммерсант заключил с партнером два отдельных договора: о предоставлении машины в аренду (то есть самостоятельный договор аренды) и гражданско-правовой договор об оказании услуг по управлению транспортным средством. В этой ситуации ИП не является перевозчиком и не оказывает услуги по перевозке. Его доход состоял из арендной платы по соответствующему договору и вознаграждения по управлению транспортным средством. Никакого фрахтования на время в данном споре не было.

Постановления, названные финансистами, сложно взять в качестве доказательств того, что договор аренды с экипажем лишает ИП права на «вмененку». Но один факт они подтверждают: многое в споре зависит от оформления документов и подтверждения того, что ИП сам выполняет перевозки.

Аренда с экипажем подпадает под ЕНВД

Противоположная точка зрения основана на Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (далее — ОКВЭД), утвержденном Постановлением Госстандарта России от 6 августа 1993 г. N 17. Классификатор передачу машин с экипажем считает частью основной деятельности по оказанию услуг перевозки.

Сдача грузовиков в аренду с предоставлением водителя или оператора относится к деятельности по обеспечению грузовых перевозок автотранспортом (код 6023), а деятельность по фрахту пассажирских транспортных средств на договорных началах относится к деятельности пассажирского автотранспорта, не подчиняющегося расписанию (код 6022). Иными словами передача в аренду грузовиков с водителем или пассажирских транспортных средств не выходит за рамки деятельности, связанной с перевозками пассажиров и грузов. Коды разные, так как ОКВЭД перевозки пассажиров и грузов относит к разным подгруппам.

Кстати, такие разъяснения приводятся в Письме Минфина России от 25 февраля 2010 г. N 03-11-11/33. Причем ведомство уточняет, что к автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с ОКУН (ОК 002-93), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163 по кодам 021520, 021521, 021522, 021523, 021525, 021526, 021527, 021530, 021532, 021533, 021535, 021537, 021538, 021540, 021542, 021543, 021545, 021547, 021548, 021550, 021552, 021553 и коду подгруппы 022500.

В Письме от 3 июня 2010 г. N 03-11-11/154 Минфин России ограничивается нормами Гражданского кодекса и приходит к выводу, что передача в аренду транспортного средства с экипажем в рамках договора фрахтования на время относится к услугам по перевозке пассажиров и грузов, а значит, подпадает под ЕНВД. В данном случае услуги по перевозке (услуги по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации) оказываются непосредственно арендодателем. Если же по договору фрахтования машина передается без экипажа, то есть арендодатель не осуществляет управление машиной и техническую эксплуатацию, то деятельность не является «вмененной».

Внимание к документам

Судебная практика противоречива, но многое в споре зависит от документов. Если коммерсант оформит лишь договор, акт выполненных услуг, деятельность, скорее всего, «вмененной» признана не будет.

Пример. ИП передавал контрагентам в пользование машины в согласованном количестве и по графику, поддерживал техническое состояние транспорта, приобретал топливо, предоставлял водителя. Оплата за пользование автотранспортом производилась исходя из фиксированной стоимости машино-часа.

Исходя из условий договоров, а также представленной «первички», суды сделали вывод, что ИП услуг по перевозке не осуществлял. Фактически коммерсант оказывал услуги по передаче машин в аренду. Такая деятельность облагается налогами общего или «упрощенного» режимов, — говорится в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 13 декабря 2010 г. по делу N А81-1415/2010.

Бизнесмен не согласовывал с заказчиками маршруты перевозки, объем перевозимого груза. В представленных первичных документах, подтверждающих оказание услуг, отсутствовали сведения о перевозимых грузах, маршрутах перевозки, указывалось только время нахождения транспорта у заказчика. Товарно-транспортные накладные на перевозку грузов не оформлялись.

Судьи не ограничиваются формальным подходом, а рассматривают условия договоров, представленные первичные документы. Решающим становится, кто именно оказывал услуги по перевозке.

Пригодятся акты по выполненным работам (оказанным услугам), путевые листы, счета на оплату услуг, платежные поручения. Если из этих документов будет следовать, что обязанности по перевозке грузов возлагались на ИП, деятельность сочтут «вмененной». А инспекторам придется искать доказательства того, что коммерсант по договору не осуществляет услуг по перевозке грузов или пассажиров. К примеру, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 7 декабря 2010 г. по делу N А57-4630/2010 инспекторы не смогли доказать, что предприниматель при исполнении своих обязательств осуществлял деятельность, которая по своим признакам и юридической квалификации отлична от деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов.

В другом споре также документы сыграли в пользу бизнесмена. Материалами дела (сообщения арендатора, копии путевых листов, копии лицензионных карточек на переданные в аренду машины, показания свидетелей) подтверждалось, что обслуживание, ремонт, заправка ГСМ, оплата труда водителей на арендуемых транспортных средствах осуществлялись силами арендодателя-предпринимателя. Фирма-заказчик не выступала в качестве перевозчика. Несмотря на заключенные договоры аренды, фактически сам предприниматель оказывал услуги по перевозке работников компании, таким образом, полученный доход фактически является доходом за услуги по перевозке пассажиров, а значит, коммерсант не лишается права на ЕНВД (Постановление ФАС Центрального округа от 14 июня 2011 г. по делу N А62-5179/2010).

Исходя из судебных решений, принимаемых в пользу коммерсантов, можно сказать, что, оформив свою причастность к перевозимому грузу, то есть тщательно составив путевые листы, товарно-транспортные накладные, оговорив маршрут перевозки, бизнесмен сможет доказать свое право уплачивать ЕНВД. Но доказывать, скорее всего, придется в суде. Еще несколько Постановлений приведены в таблице.

Таблица. Споры о применении ЕНВД при заключении договора аренды транспортного средства с экипажем

—————————————————————————¬
¦ N Постановления арбитражных судов ¦
¦ п/п ¦
+————————————————————————-+
¦ 1 В заключенных предпринимателем договорах предусматривалось ¦
¦ предоставление арендаторам во временное владение и пользование за ¦
¦ плату указанных в приложениях к договорам транспортных средств. ¦
¦ Размер ежемесячной арендной платы стороны определяли ¦
¦ дополнительным соглашением. ¦
¦ Факт передачи машин оформлен актами приема-передачи. В составленных¦
¦ сторонами актах об оказании услуг и счетах-фактурах в графе ¦
¦ «наименование работ (услуг)» указано: «аренда а/м» или «за аренду ¦
¦ автотранспорта»; в графе «назначение платежа» платежных поручений, ¦
¦ по которым арендаторы перечисляли бизнесмену плату, — «оплата за ¦
¦ аренду автомашин». ¦
¦ То есть сведения из первичных документов, составленных ¦
¦ предпринимателем и контрагентами, подтверждали осуществление ИП ¦
¦ деятельности по сдаче в аренду транспортных средств, а не оказание ¦
¦ автотранспортных услуг по перевозке грузов. В приобщенных к ¦
¦ материалам дела транспортных накладных, по которым осуществлялась ¦
¦ перевозка грузов машинами предпринимателя, перевозчиками ¦
¦ указывались арендаторы его автомобилей. Деятельность ИП не ¦
¦ относится к деятельности по перевозке грузов и под ЕНВД не ¦
¦ подпадает (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 ноября ¦
¦ 2010 г. по делу N А44-6448/2009, Определение ВАС РФ от 5 марта ¦
¦ 2011 г. N ВАС-2007/11) ¦
+————————————————————————-+
¦ 2 По мнению инспекции, оказываемые фирмой услуги (предоставление ¦
¦ автомобилей с водителями по устным заявкам заказчиков) при ¦
¦ отсутствии доказательств приемки и сдачи грузов не могут ¦
¦ рассматриваться как перевозка, обладают признаками передачи ¦
¦ имущества в аренду, не подпадают под обложение ЕНВД. ¦
¦ ФАС Уральского округа в Постановлении от 2 февраля 2011 г. ¦
¦ N Ф09-11134/10-С2 указал, что договорные отношения в сфере ¦
¦ автотранспортных услуг регулируются гл. 40 ГК РФ. Перевозка грузов ¦
¦ осуществляется на основании договора перевозки (ст. ст. 784, 785 ¦
¦ ГК РФ). Заключение договора перевозки груза подтверждается ¦
¦ составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной ¦
¦ (коносамента или иного документа на груз). Компания предоставляла ¦
¦ контрагентам транспортные средства без составления актов передачи ¦
¦ (по договору аренды имущество передается на основании такого акта),¦
¦ выбытия транспортного средства из обладания собственника, как того ¦
¦ требуют арендные правоотношения, не происходило. При этом ¦
¦ ответственность за сохранность арендованного имущества ¦
¦ (транспортного средства) к арендатору не переходила, равно, как и ¦
¦ бремя по содержанию арендованного имущества на него не возлагалось,¦
¦ что, по мнению суда, свидетельствует об отсутствии основных ¦
¦ признаков арендных правоотношений. ¦
¦ На основе имеющихся в деле доказательств (копии товарно- ¦
¦ транспортных накладных, путевых листов, договоров о предоставлении ¦
¦ транспортных услуг) судьи пришли к выводу, что осуществляемая ¦
¦ деятельность относится к разовым сделкам, связанным с оказанием ¦
¦ автотранспортных услуг по перевозке грузов. В тексте договоров ¦
¦ отсутствовало существенное условие договора аренды транспортного ¦
¦ средства — указание на конкретное транспортное средство, которое ¦
¦ может быть использовано для оказания услуг по перевозке грузов. ¦
¦ Поэтому, как указали судьи, деятельность налогоплательщика ¦
¦ подпадает под ЕНВД ¦
+————————————————————————-+
¦ 3 ИП сдавал транспорт в аренду с предоставлением экипажа для его ¦
¦ управления и технической эксплуатации. Машины использовались для ¦
¦ доставки грузов (продуктов питания) со складов до пунктов горячего ¦
¦ питания в пределах города. При этом предрейсовый осмотр автомобиля ¦
¦ осуществлялся за счет ИП по договору, заключенному коммерсантом со ¦
¦ специализированной фирмой; медицинский осмотр водителя также ¦
¦ проводился за счет ИП по договору с поликлиникой; путевые листы ¦
¦ грузового автомобиля выписывались коммерсантом; оплата труда ¦
¦ водителя производилась бизнесменом. ¦
¦ В законодательстве о налогах и сборах отсутствует определения ¦
¦ понятия «оказание автотранспортных услуг», а значит, суды первых ¦
¦ инстанций правомерно руководствовались нормами Гражданского ¦
¦ кодекса, а также ОКВЭД. Сведений о том, что заказчик сам выступал в¦
¦ качестве перевозчика, в материалах дела не было. В данном случае ¦
¦ деятельность коммерсанта относится к деятельности по обеспечению ¦
¦ грузовых перевозок автотранспортом, следовательно, предприниматель ¦
¦ вправе работать на «вмененке», — говорится в Постановлении ФАС ¦
¦ Западно-Сибирского округа от 21 мая 2010 г. по делу N А75-6191/2009¦

Услуги по перевозке пассажиров

В общем случае оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг, переводится на уплату ЕНВД (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Однако если количество транспортных средств превышает указанный лимит или в отношении данного вида предпринимательской деятельности местными законодателями спецрежим в виде ЕНВД не установлен, то хозяйствующий субъект обязан исчислять и уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения или УСНО. Нам особенно интересен первый вариант, поскольку при общем режиме налогообложения у хозяйствующего субъекта возникает обязанность по исчислению и уплате НДС. Причем в определенных случаях организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку пассажиров, могут воспользоваться льготой по НДС.

Собственно, об этом и пойдет речь в данной статье.

Законодательные нормы

В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождены услуги по перевозке пассажиров:

  • городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного), если услуги оказываются по единым условиям перевозок пассажиров и по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;
  • морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

При оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров хозяйствующим субъектам необходимо руководствоваться общими принципами (правилами), прописанными в гл. 40 «Перевозка» ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 786 ГК РФ перевозчик по договору обязуется доставить пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа доставить в пункт назначения и багаж и выдать его правомочному на получение багажа лицу. В свою очередь, пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за его провоз. Договор перевозки транспортом общего пользования в соответствии со ст. 426 ГК РФ является публичным договором.

Согласно п. 2 ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Причем для каждого вида транспорта, задействованного в перевозочной деятельности, имеется свой портфель нормативных документов.

Так, при осуществлении перевозок автомобильным транспортом хозяйствующим субъектам необходимо руководствоваться:

  • Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта <1>;
  • Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом <2>;
  • Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом <3>;
  • Временными правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РФ <4>;
  • Федеральным законом N 127-ФЗ <5>;
  • Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов <6>.

<1> Принят Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ.
<2> Утверждены Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971. Документ применяется в части, не противоречащей гл. 2 Федерального закона N 259-ФЗ, гл. 40 ГК РФ.
<3> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112.
<4> Утверждены Минтрансом России 29.09.1997. При применении документа следует учитывать положения Постановления Правительства РФ N 112.
<5> Федеральный закон от 24.07.1998 N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».
<6> Заключена в Женеве 19.05.1956.

Если услуги по перевозке осуществляются железнодорожным транспортом, то хозяйствующему субъекту следует опираться:

  • на Федеральный закон N 17-ФЗ <7>;
  • на Устав железнодорожного транспорта РФ <8>;
  • на Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности <9>.

<7> Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
<8> Принят Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ.
<9> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111.

В случае оказания услуг посредством водного транспорта внимание следует уделить:

  • Кодексу внутреннего водного транспорта РФ <10>;
  • Водному кодексу РФ <11>;
  • Правилам оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте <12>.

<10> Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ.
<11> Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ.
<12> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 N 72.

При перевозках морским транспортом деятельность хозяйствующего субъекта регулируется Кодексом торгового мореплавания РФ <13>.

<13> Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

Порядок расчетов на применение льготы не влияет

Как было сказано выше, к льготным услугам в целях применения пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям и тарифам за проезд, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд. А если право на бесплатный проезд, предоставленное отдельным категориям граждан, заменяется денежными выплатами? Утрачивается ли право на льготу по НДС в таком случае?

Официальная позиция контролирующих органов по этому поводу изложена в Письме Минфина России от 17.11.2009 N 03-07-07/75.

По мнению чиновников, замена натуральных льгот по оплате проезда денежными выплатами отдельным категориям граждан, по существу, является предоставлением льготы на проезд. Следовательно, организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом по единым тарифам, в рассматриваемой ситуации имеют право на освобождение от уплаты НДС.

Примечание. Освобождение от налогообложения транспортных организаций, осуществляющих услуги по перевозке пассажиров, согласно пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ не зависит от формы оплаты услуг.

Следует отметить, что фундаментом рассуждений Минфина послужило Определение от 27.12.2005 N 502-О. В этом документе КС РФ пришел к выводу о том, что отмена натуральных льгот не исключает обязанность государства посредством совместного участия РФ и субъектов РФ обеспечить лицам, ранее имевшим право на бесплатный проезд, возможность беспрепятственного пользования услугами городского транспорта общего пользования, форма которой подлежит установлению с учетом совокупного объема предоставленных указанным лицам в натуральной и денежной формах мер социальной поддержки на уровне РФ и на уровне конкретного субъекта РФ.

Позиция Минфина, изложенная в Письме N 03-07-07/75, находила свое отражение и в более ранних разъяснениях чиновников.

Так, в Письме Минфина России от 16.11.2004 N 03-04-11/207 указано, что освобождение от налогообложения транспортных организаций, осуществляющих услуги по перевозке пассажиров, согласно пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ никоим образом не зависит от формы оплаты услуг <14>.

<14> В частности, в Письме шла речь о замене льготы в натуральной форме на меры социальной поддержки отдельных категорий населения, которые могут выражаться в закупке у транспортных организаций билетов особого образца для отдельных категорий населения субъекта РФ, в денежных выплатах отдельным категориям граждан.

Арбитражные суды также считают, что порядок расчетов за пассажирские перевозки не влияет на право применения налогоплательщиком рассматриваемой льготы. При этом арбитры обращают внимание хозяйствующих субъектов на соблюдение обязательных требований пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, а именно: общедоступность услуг по перевозке, осуществление перевозок по утвержденным маршрутам, применение единых тарифов на проезд.

Подтверждением вышеизложенного является Постановление ФАС ПО от 15.02.2007 N А55-8678/2006-11 <15>, которым установлено, что на перевозку пассажиров — работников разных организаций — налогоплательщиком в установленном порядке разработаны и утверждены паспорта городских автобусных маршрутов. Факт оказания услуг по перевозке пассажиров подтверждается актами приемки выполненных работ, факт оплаты — платежными поручениями, счетами-фактурами, ведомостями по учету расчетов налогоплательщика.

<15> Определением ВАС РФ от 27.07.2007 N 6841/07 отказано в передаче данного Постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Определенный договорами порядок расчетов, связанный с предварительной оплатой месячного объема планируемых услуг по расчетному тарифу (тарифу), а также с доплатой за спецмаршрут, не противоречит основным условиям выполнения заказа на перевозку пассажиров, а понятие тарифа — условиям расчетов, поскольку единый тариф за проезд в смысле положения пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрен как свидетельство единства условий перевозок пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования и соблюдения принципа публичности (общедоступности) указанной услуги.

Инспекцией доказательств нарушения установленных норм налогового законодательства (в том числе и принципа общедоступности оказанных налогоплательщиком услуг) не представлено (см. также Постановление ФАС ПО от 16.03.2006 N А55-5242/2005-43).

Кто может устанавливать тарифы на перевозку пассажиров?

Из дословного прочтения пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ следует, что одним из условий применения льготы по НДС является установление единого тарифа на перевозку пассажиров городским транспортом органом местного самоуправления.

Некоторые налоговики на местах воспринимают эту норму буквально и в случае утверждения тарифов на проезд иным уполномоченным органом (например, субъектом РФ) отказывают хозяйствующим субъектам в применении льготы.

По мнению автора, в данном случае есть с чем поспорить.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ <16> в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.

<16> Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, если хозяйствующий субъект не имеет статуса муниципального предприятия (учреждения), то при оказании услуг по перевозке пассажиров общественным городским транспортом тарифы на проезд будут устанавливать для данной категории плательщиков субъекты РФ (региональные власти).

Дело в том, что государственное регулирование тарифов на услуги осуществляется на основании Постановления Правительства РФ N 239 <17>. Перевозка пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) входит в Перечень продукции и услуг, цены на которые регулируют органы исполнительной власти субъектов РФ.

<17> Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Следовательно, если при оказании услуг по перевозке пассажиров общественным городским транспортном единый тариф на проезд утвержден не органом местного самоуправления, а субъектом РФ (например, постановлением губернатора области (края)), то законных оснований для отказа в применении льготы, предусмотренной пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, не имеется. Требование о государственном регулировании цен и тарифов на услуги по перевозке пассажиров в рассматриваемом случае соблюдается.

Отметим, что право на существование данной точки зрения подтверждается как официальными разъяснениями контролирующих органов (Письмо Минфина России от 05.06.2009 N 03-07-11/152), так и арбитражной практикой.

При рассмотрении спора ФАС ЗСО в Постановлении от 12.04.2006 N Ф04-2103/2006(21286-А27-33) указал следующее: то обстоятельство, что тарифы на перевозку пассажиров утверждены региональными властями, а не органом местного самоуправления, не может повлиять на выводы о правомерном применении хозяйствующим субъектом налоговой льготы, поскольку определяющим условием для ее применения является осуществление деятельности, поименованной в пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ. Данные условия, установленные налоговым законодательством, хозяйствующим субъектом выполнены.

Несколько иная ситуация была рассмотрена в Постановлении ФАС ВВО от 19.07.2006 N А17-6165/5-2005: в нем спор разрешился также в пользу налогоплательщика.

Как следует из материалов дела, хозяйствующий субъект при оказании услуг по перевозке использовал единый тариф, утвержденный в спорном периоде органом местного самоуправления (главой города) для муниципального городского транспорта, в связи с отсутствием тарифа, утвержденного для иных видов транспорта.

По мнению налогового органа, в данном случае отсутствует одно из условий применения налоговой льготы — тарифы на перевозку пассажиров городским транспортом в регионе не были установлены надлежащим образом. Следовательно, льгота, предусмотренная пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, была применена налогоплательщиком необоснованно: как следствие — доначисление налога, соответствующие суммы пени, решение о привлечении к налоговой ответственности.

Не согласившись с данными выводами, хозяйствующий субъект обжаловал их в арбитражном суде.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитры указали, что основным критерием освобождения от обложения НДС является осуществление услуг по перевозке пассажиров с соблюдением перевозчиком единых условий перевозки, использованием единого тарифа на проезд, утвержденного уполномоченным органом, и с предоставлением всех льгот на проезд. Таким образом, налогоплательщиком соблюдены все условия для применения льготы по НДС, предусмотренной пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Если перевозки финансируются из бюджета

На практике хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским транспортом, периодически сталкиваются с осуществлением перевозок по муниципальным (финансируемым из бюджета) заказам.

Могут ли в таком случае организации и индивидуальные предприниматели рассчитывать на льготу по НДС в общем объеме оказанных услуг?

По мнению автора, могут, если перевозка пассажиров осуществляется на одинаковых условиях как по муниципальному заказу, так и по коммерческому.

Следует отметить, что вероятность возникновения налоговых рисков при использовании указанной позиции в разрешении подобного рода вопросов сведена к минимуму, поскольку аналогичным образом рассуждают как контролирующие органы, так и арбитражные суды.

Так, в Письме N 03-07-11/152 чиновники указали: если при выполнении коммерческих перевозок пассажирам предоставляются такие же льготы, как и при перевозках по муниципальному заказу, и тарифы на оба вида перевозок утверждаются субъектом РФ, то налогоплательщик, осуществляющий указанные услуги, вправе применять льготу по НДС в отношении всего объема услуг по перевозке пассажиров.

В качестве примера из арбитражной практики приведем Постановление ФАС УО от 04.02.2010 N Ф09-216/10-С3.

Как следует из материалов дела, основанием для доначисления НДС за проверяемый период, соответствующих пени и штрафа послужили выводы инспекции о том, что оказываемые налогоплательщиком услуги по перевозке школьников не могут быть отнесены к услугам по перевозке пассажиров, не подлежащим налогообложению в соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Считая решение инспекции незаконным, хозяйствующий субъект обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Судом установлено, что хозяйствующий субъект является единственным предприятием на территории районного центра, осуществляющим перевозку грузов для предприятий района и населения, перевозку пассажиров автобусным транспортом, в том числе и школьников на территории района.

На основании договора о финансировании перевозки школьников на территории района предприятие в проверяемый период оказывало услугу, а районная администрация производила перечисление денежных средств в объемах лимитов бюджетных обязательств на организацию и перевозку школьников за счет районного бюджета. Маршруты школьных перевозок согласованы налогоплательщиком с районной ГИБДД.

Поскольку предприятие осуществляло пассажирские перевозки с использованием единого тарифа на проезд, утвержденного уполномоченным органом, как по муниципальному заказу, так и по коммерческим перевозкам, ФАС УО пришел к выводу о наличии у налогоплательщика права на применение льготы по НДС в отношении всего объема услуг по перевозке школьников.

В результате решение налогового органа о привлечении предприятия к налоговой ответственности было признано незаконным.

Нужна ли лицензия?

В соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ операции, перечисленные в данной статье, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой согласно законодательству РФ (см. Постановление ФАС ПО от 04.08.2009 N А55-14/2009).

Возникают вопросы: подпадают ли операции, поименованные в пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, под обязательное лицензирование и является ли наличие у перевозчика соответствующей лицензии обязательным условием применения льготы по НДС?

Для ответа обратимся к Федеральному закону N 128-ФЗ <18>.

<18> Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно пп. 56, 58, 60, 62, 63 п. 1 ст. 17 данного документа лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

  • перевозка пассажиров морским транспортом;
  • перевозка пассажиров внутренним водным транспортом;
  • перевозка пассажиров воздушным транспортом;
  • перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • перевозка пассажиров и багажа железнодорожным транспортом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при отсутствии соответствующей лицензии перевозчик не может воспользоваться льготой по НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров.

Следует отметить, что аналогичной точки зрения придерживаются и контролирующие органы.

К сожалению, разъяснений, касающихся видов деятельности, поименованных в пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, автору найти не удалось, однако письмами о наличии соответствующей лицензии в отношении иных операций, указанных в ст. 149 НК РФ, справочные правовые системы просто изобилуют (см., например, Письма Минфина России от 24.02.2009 N 03-07-11/43, от 24.09.2008 N 03-07-07/95, от 15.03.2006 N 03-04-05/04, ФНС России от 05.11.2008 N 3-1-07/588, УФНС по г. Москве от 21.02.2007 N 19-11/16478). Как правило, арбитражные суды разделяют позицию контролирующих органов и при рассмотрении споров указывают на неправомерность применения льгот, предусмотренных ст. 149 НК РФ, если у налогоплательщика нет соответствующей лицензии.

Примечание. Льгота по НДС, предусмотренная пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, должна использоваться хозяйствующим субъектом в обязательном порядке. Право на отказ от ее применения налоговым законодательством не предусмотрено.

Так, ФАС ВСО в Постановлении от 11.08.2006 N А33-26560/04-С3-Ф02-3935/06-С1, А33-26560/04-С3-Ф02-4272/06-С1 пришел к выводу о незаконном применении налогоплательщиком льготы по НДС при осуществлении железнодорожных пассажирских перевозок без соответствующей лицензии.

Вместе с тем если при рассмотрении спора выяснится, что у налогоплательщика отсутствовала реальная возможность для получения лицензии по не зависящим от него причинам, то применение льготы по НДС без лицензии может быть признано судом правомерным.

В качестве примера приведем Постановление ФАС ЗСО от 06.02.2007 N Ф04-37/2007(30927-А27-42), в котором арбитры пришли к выводу о том, что хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по перевозке пассажиров автотранспортом, правомерно воспользовался льготой по НДС, предусмотренной пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, при отсутствии у него надлежащим образом оформленной лицензии.

При рассмотрении спора суд исходил из того, что в данном случае квалифицирующим признаком является вид деятельности, а не наличие лицензии. Налогоплательщик оказывал услуги на условиях публичности, которая является одним из отличительных признаков данного вида услуг, по единым тарифам, с предоставлением пассажирам всех льгот на проезд, предусмотренных законодательством, что в силу ст. 149 НК РФ является основанием для освобождения от уплаты НДС.

Кроме того, ФАС ЗСО установил, что у хозяйствующего субъекта до оформления документов о передаче учредителем в его оперативное управление автотранспортных средств отсутствовала какая-либо реальная возможность получения лицензии, несвоевременное получение лицензии было связано с бездействием иных органов.

Арбитры приняли во внимание и тот факт, что налогоплательщик фактически являлся единственной транспортной организацией, осуществляющей автомобильные внутригородские, пригородные и междугородные перевозки пассажиров на соответствующей территории, а также что хозяйствующим субъектом принимались меры к получению лицензии.

«Маршрутки-маломерки»

В данном разделе мы ответим на вопрос, подпадает ли деятельность хозяйствующих субъектов под льготу, предусмотренную пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, если перевозка пассажиров осуществляется посредством маршрутных автобусов малой вместимости.

По сути, данного вопроса могло бы и не возникнуть, если бы в указанной норме в целях применения льготы по НДС были четко определены конкретные виды транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования.

На практике некоторые инспекторы на местах отказывают хозяйствующим субъектам в применении льготы, обосновывая свою позицию тем, что автобусы малой вместимости относятся к маршрутному такси и с услугами по перевозке пассажиров транспортом общего пользования ничего общего не имеют.

А что думают по этому поводу суды?

Довольно показательным в рассматриваемой ситуации является Постановление ФАС СКО от 17.04.2007 N Ф08-1827/2007-770А, в котором арбитры пришли к выводу о том, что основным критерием для освобождения от обложения НДС по пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ является осуществление определенного вида деятельности, а именно услуг по перевозке пассажиров с соблюдением перевозчиком единых условий перевозки, использованием единого тарифа на проезд, утвержденного уполномоченным органом, и с предоставлением всех льгот за проезд.

Материалы дела свидетельствуют о том, что городская администрация и предприятие заключили договор на транспортное обслуживание (муниципальный заказ), согласно которому последнее обязуется обеспечивать обслуживание перевозками пассажиров по городу горэлектротранспортом (троллейбусами) и автобусами малой вместимости.

Как установлено судом, в проверяемый период предприятие оказывало услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (и в пригородном сообщении) с применением тарифов, утвержденных органом местного самоуправления для муниципального городского транспорта с предоставлением всех предусмотренных льгот.

Согласно паспортам автобусных маршрутов маршруты налогоплательщика имеют установленное расписание (график) движения, тарификацию, схему с обязательными остановками в утвержденных пунктах.

Таким образом, ФАС СКО пришел к выводу о том, что маршрутные перевозки автобусами малой вместимости являются услугами по перевозке транспортом общего пользования и не являются услугами маршрутного такси, а следовательно, и объектом обложения НДС.

Если же деятельность по перевозке пассажиров осуществляется автобусами малой вместимости в режиме маршрутного такси, не являющегося городским пассажирским транспортом общего пользования, то о льготе по НДС, предусмотренной пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, можно забыть (Постановление ФАС МО от 15.01.2004 N КА-А41/10807-03).

Деятельность автовокзалов

Как правило, деятельность автовокзалов связана с организацией реализации билетов и движения автобусов по маршруту в соответствии с расписанием и непосредственно к перевозке пассажиров отношения не имеет. Подпадает ли она под льготу, предусмотренную пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ?

К сожалению, официальная позиция контролирующих органов по данному вопросу отсутствует, поэтому при возникновении споров хозяйствующие субъекты вынуждены разрешать их в судебном порядке.

Посмотрим, что думают по этому поводу арбитражные суды.

В Постановлении ФАС ВСО от 22.02.2005 N А33-316/04-С3-Ф02-5854/04-С1 хозяйствующий субъект попытался отстоять свою позицию о правомерности применения льготы по НДС, предусмотренной пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, поскольку, по его мнению, продажа билетов и обслуживание пассажиров на автовокзалах и автостанциях являются составляющими частями перевозочного процесса. Кроме того, налогоплательщик заявил, что общество не имеет права увеличить стоимость междугородных и пригородных перевозок на соответствующую сумму НДС, следовательно, не должно его уплачивать, поскольку названный налог является косвенным.

Однако суд посчитал данную позицию ошибочной и отказал хозяйствующему субъекту в удовлетворении заявленных требований — признании решения инспекции о привлечении налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату НДС недействительным.

По мнению арбитров, из содержания пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ следует, что льгота распространяется только на услуги по перевозке пассажиров. К числу льготируемых операций не относится деятельность автовокзала, который оказывает услуги по продаже билетов, обеспечению своевременной подачи автобусов, выполняет другие вспомогательные функции для осуществления безопасной перевозки пассажиров.

К сведению. При определении понятия «автовокзал» судебные инстанции руководствовались Уставом автомобильного транспорта РСФСР <19>, который утратил силу 18.03.2009 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, утвердившего Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Однако «природа» понятия не изменилась и по сей день. В соответствии с п. 2 указанных Правил автовокзал — это объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

<19> Утвержден Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 N 12.

Вместе с тем в суде страсти только накалялись. Поскольку согласно уставу основным видом предпринимательской деятельности налогоплательщика было осуществление пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом в соответствии с лицензиями Российской транспортной инспекции, суд запросил информацию о том, кто фактически перевозил пассажиров и, соответственно, имел право на льготу по НДС.

И тут выяснилось, что налогоплательщик согласно договору с МУП через свои кассы собирает выручку, полученную от пассажиров за проезд в автобусах и провоз багажа, и ежедневно передает МУП его долю в размере 85% от суммы за проезд и 50% от суммы за провоз багажа. Кроме того, хозяйствующему субъекту предоставлялись транспортные средства с водителями автотранспортного предприятия — МУП, которые непосредственно осуществляли перевозку пассажиров.

Судом установлено, что в проверяемый период налогоплательщик располагал тремя единицами транспортных средств, однако доказательств того, что они использовались для перевозки пассажиров и багажа, представлено не было. Арбитры пришли к заключению, что денежные средства, получаемые налогоплательщиком по договору от МУП, являются платой за оказание последнему услуг по продаже билетов и, следовательно, подлежат обложению НДС в общем порядке.

Аналогичный вывод был сделан ФАС ВСО в Постановлении от 17.08.2004 N А33-3379/04-С3-Ф02-3175/04-С1. Более того, подобным образом рассуждают арбитражные суды и других федеральных округов (см., например, Постановление ФАС ЗСО от 09.07.2003 N Ф04/3145-948/А27-2003).

С.А.Королев

Эксперт журнала

«НДС: проблемы и решения»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *