Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект

Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Относится к гибким навыкам.

Понятие эмоционального (социального) интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Этому было найдено объяснение, состоявшее в том, что успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности.

По менее научному определению С. Дж. Стейна и Говарда Бука, эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным».

История

Предполагается, что именно эмоциональный интеллект в современном его понимании был ключевым для выживания человека в доисторические времена, поскольку он проявляется в способности адаптироваться в окружающей среде, уживаться и находить общий язык с соплеменниками и соседними племенами. Этого аспекта в 1872 году коснулся Чарльз Дарвин в своём труде «Выражение эмоций у людей и животных», где он писал о роли внешних проявлений эмоций для выживания и адаптации.

Проблемой эмоций и контроля над эмоциями много занимался основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Он, в частности, считал, что первые законы и предписания этики, такие как «Свод законов Хаммурапи» (XVIII век до н. э., Вавилон) или эдикт императора Ашоки, можно расценивать именно как первые попытки обуздать и цивилизовать проявления эмоций.

Первые публикации, рассматривавшие социальное взаимодействие людей как вид интеллекта, появились ещё задолго до Второй мировой войны. В 1920 году профессор Эдвард Торндайк впервые ввёл понятие социального интеллекта, который он описал как «способность понимать людей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми».. В 1926 году был создан первый получивший широкое распространение тест (тест-анкета) для измерения социального интеллекта — George Washington Social Intelligence Test. Попытки измерения социального интеллекта продолжились в следующие десять лет, хотя, по заключению Роберта Торндайка (англ. Robert Thorndike) и Сола Стерна (Saul Stern), написавших обзор методов измерения социального интеллекта в 1937 году, эти попытки не увенчались успехом.

Важный вклад в исследование интеллекта внёс Дэвид Вэкслер (David Wechsler), который рассматривал интеллект как «совокупную способность индивидуума действовать целенаправленно, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать с окружающим миром». В 1940 году он написал публикацию, в которой разделил способности человека на «интеллектуальные» и «неинтеллектуальные», к числу последних он отнёс аффективные, личностные и социальные, и заключил, что именно «неинтеллектуальные» способности являются ключевыми при предсказании жизненного успеха человека. Влияние Дэвида Вэкслера, много занимавшегося разработкой тестов интеллекта, сохранялось и в начале второй половины XX века, когда доминирующей в психологии стала теория бихевиоризма.

В 1960-х впервые стало фигурировать понятие именно эмоционального интеллекта. В 1964 году оно появилось в работе Майкла Белдока (Michael Beldoch) Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication, а в 1966 году в работе Б. Лойнера Emotional intelligence and emancipation.

В 1975 году Клод Штайнер (англ. Claude Steiner), один из основателей транзактного анализа, разработал концепцию эмоциональной грамотности и запустил программу тренинга эмоциональной грамотности, представленную в его книге Achieving Emotional Literacy (изд. Avon Books, Нью-Йорк, 1997).

Расцвет теории эмоционального интеллекта пришёлся на 1980-е и 1990-е. В 1983 году Говард Гарднер (Howard Gardner) опубликовал свою известную модель интеллекта, в которой разделил интеллект на внутриличностный и межличностный. В 1985 году Уэйн Пэйн (Payne, Wayne Leon) опубликовал работу A Study of Emotion: Developing Emotional Intelligence, посвящённую развитию эмоционального интеллекта. В 1988 году Рувен Бар-Он в своей докторской диссертации ввёл понятие эмоционального коэффициента EQ (англ. Emotional Quotient, по аналогии с англ. Intelligence Quotient, IQ). Наконец, в 1990 году вышла влиятельнейшая статья Питера Саловея и Джона Майера «Эмоциональный интеллект» (англ. Emotional Intelligence), фактически определившая всё современное понимание эмоционального интеллекта. После выхода этой статьи теория эмоционального интеллекта привлекла большое внимание, последовала масса публикаций на тему эмоционального интеллекта.

В 1995 году научный журналист Дэниел Гоулман (Daniel Goleman) опубликовал научно-популярную книгу Emotional Intelligence, в которой описал историю развития теории эмоционального интеллекта, дал обзор современных научных представлений об эмоциональном интеллекте и даже представил собственную модель эмоционального интеллекта, получившую впоследствии название смешанной модели. В 1996 году Рувен Бар-Он на собрании американской ассоциации психологов в Торонто представил свой новый тест EQ-i (Emotional Quotient Inventory), содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась «модель эмоционального интеллекта Бар-Она».

В начале XXI века разработка концепции эмоционального интеллекта продолжилась, многие новые публикации по этой теме сделали Петр Соловей (Петер Саловей), Джон Майер, Говард Гарднер, Константин Васили Петридис.

Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо (модель способностей)

Данная модель считается в психологии основной на данный момент, именно её, как правило, используют для описания понятия эмоционального интеллекта, хотя также большой популярностью пользуется основанная на этой модели смешанная модель Дэниэла Гоулмана (см. ниже). Модель способностей критиковалась некоторыми учёными, в частности Говардом Гарднером, за излишний психометрический уклон.

Майер, Саловей и Карузо выделяют всего четыре составляющие эмоционального интеллекта:

  1. Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции.
  2. Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека (главным образом неосознанно) активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность, используя эмоции как фактор мотивации.
  3. Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные (амбивалентные, неоднозначные) чувства.
  4. Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения.

Смешанная модель

Модель эмоционального интеллекта, созданная научным журналистом Дэниэлом Гоулманом, приобрела большую популярность благодаря его книге, разошедшейся рекордными тиражами. В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели. Смешанная модель предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов:

  1. Самопознание — способность идентифицировать свои эмоции, свою мотивацию при принятии решений, узнавать свои слабые и сильные стороны, определять свои цели и жизненные ценности.
  2. Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы.
  3. Мотивация — способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения.
  4. Эмпатия — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям.
  5. Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении.

Три теста-опросника было создано на основе модели Гоулмана: Emotional Competency Inventory (ECI), Emotional and Social Competency Inventory (ESCI), Emotional and Social Competency — University Edition (ESCI-U).

Модель социального и эмоционального интеллекта (ESI) Рувена Бар-Она

Модель Рувена Бар-Она (англ. Reuven Bar-On) была представлена в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто (Канада). Модель состоит из 15 способностей:

  1. Самоуважение — способность понимать и оценивать себя, видеть свои возможности и ограничения, сильные и слабые стороны, и принимать себя вместе со своими сильными и слабыми сторонами.
  2. Эмоциональная осознанность — способность человека распознавать у себя наличие эмоции в конкретный момент, различать свои эмоции и понимать причины их возникновения.
  3. Ассертивность / Самовыражение — способность ясно и конструктивно выражать свои чувства и мысли, а также способность мобилизовывать свою эмоциональную энергию, проявлять при необходимости твёрдость убеждений, стоять на своём.
  4. Независимость — способность полагаться на себя и эмоционально не зависеть от других.
  5. Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей.
  6. Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, конструктивно сотрудничать с другими людьми, проявлять заботу и брать на себя ответственность за других людей.
  7. Межличностные отношения — способность конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах.
  8. Стрессоустойчивость — способность эффективно управлять своими эмоциями, быстро находить выход из ситуации.
  9. Контролирование импульсов — способность сдерживать свои эмоции, воздерживаться перед соблазном.
  10. Оценка действительности — способность сверять свои мысли и чувства с объективной внешней реальностью.
  11. Гибкость — способность быстро корректировать свои чувства, мысли, представления и поведение соответственно меняющимися обстоятельствами.
  12. Решение проблем — способность устанавливать и формулировать проблему, а также находить для неё потенциально эффективное решение.
  13. Самоактуализация — способность устанавливать цели и стремиться к их достижению, реализовывать свой потенциал.
  14. Оптимизм — способность сохранять надежду и позитивное отношение даже в сложных обстоятельствах.
  15. Счастье / Благополучие — способность чувствовать удовлетворённость собой, другими и жизнью в целом.

Эмоциональная грамотность

Термин эмоциональная грамотность часто используется параллельно, а иногда и взаимозаменяемо, с термином эмоциональный интеллект . Однако между ними существуют важные различия. Эмоциональная грамотность была отмечена как часть проекта, пропагандирующего гуманистическое образование в начале 1970-х годов.

Этот термин был впервые использован Клодом Штайнером, который говорит:

Эмоциональная грамотность состоит из «способности понимать ваши эмоции, умения слушать других и сопереживать их эмоциям, а также умения эффективно выражать эмоции. Чтобы быть эмоционально грамотным, нужно уметь обрабатывать эмоции таким образом, чтобы улучшить вашу личную силу и улучшить качество жизни вокруг вас. Эмоциональная грамотность улучшает отношения, создает возможность возникновения любви между людьми, делает возможной совместную работу и облегчает возникновение чувства общности.

Штайнер разбивает эмоциональную грамотность на 5 частей:

  1. Осознание своих чувств.
  2. Обладание чувством сопереживания.
  3. Умение управлять своими эмоциями.
  4. Победа над эмоциональными проблемами.
  5. В целом: эмоциональная интерактивность.

Согласно Штайнеру, эмоциональная грамотность заключается в понимании собственных чувств и чувств других людей для облегчения межличностных отношений, в том числе с помощью диалога и самоконтроля. Способность осознавать и воспринимать чужие чувства позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми, в результате чего возникает навык рационального поведения в ситуациях, сопровождающихся сильными эмоциями. Штайнер называет эту способность «эмоциональной интерактивностью». Поэтому модель эмоциональной грамотности Штайнера заключается прежде всего в конструктивном решении эмоциональных трудностей, с которыми мы сталкиваемся, чтобы построить надежное будущее. Он считает, что личная власть может быть увеличена, а отношения трансформированы. Акцент делается на индивидууме, и как таковой побуждает человека смотреть вовнутрь, а не на социальную среду, в которой действует индивид.

Критика теории эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект часто преподносится как абсолютный ключ к успеху во всех сферах жизни: в школе, на работе, во взаимоотношениях. Однако, по мнению Дж. Майера, EQ, возможно, является причиной всего лишь 1–10 % (согласно другим данным — 2–25 %) важнейших жизненных паттернов и результатов. Единственная позиция, по которой популярная и научная концепции эмоционального интеллекта пришли к согласию: эмоциональный интеллект расширяет представления о том, что означает быть умным..

С другой стороны все модели эмоционального интеллекта критикуют за достаточно произвольное добавление в них компонентов. И хотя нет сомнений, что все эти компоненты действительно влияют на успех человека в жизни и особенно в карьере, но для подачи этого как научной теории требуется установить некий чёткий принцип, на основе которого можно было бы структурировать понятие эмоционального интеллекта, а в отсутствии этого принципа понятие эмоционального интеллекта превращается лишь в произвольный набор факторов, влияющих на жизнь человека.

Большого объёма персональной критики удостоился Дэниэл Гоулман, которого с момента выхода его первой книги обвиняют в нехватке системного научного подхода, недостатке ссылок на источники при заимствованиях и в чрезмерной коммерциализации понятия эмоционального интеллекта.

> См. также

  • Психологические теории эмоций
  • Интеллект
  • Гибкие навыки
  • Интуиция
  • Социальный интеллект
  • Опросник ЭмИн

Примечания

  1. ↑ Smith, M.K. (2002) «Howard Gardner and multiple intelligences», The Encyclopedia of Informal Education, downloaded from http://www.infed.org/thinkers/gardner.htm on October 31, 2005.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 Emotional Intelligence: Issues in Paradigm Building
  3. ↑ Стивен Дж. Стейн, Говард И. Бук Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и ваши успехи. — Баланс Бизнес Букс, 2007 г. — 384 с.
  4. ↑ Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. — М.: АСТ, 2008.
  5. ↑ Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. — СПб.: Питер, 2001. — 384 с: ил.
  6. ↑ Фрейд З. Недовольство культурой. Психоаналитические этюды. — М.: «Издательство АСТ», 2004. — 107—220 с.
  7. ↑ Emotional Intelligence: What it is and Why it Matters
  8. ↑ The Four Branch Model of Emotional Intelligence
  9. ↑ (Mayer, Roberts, & Barsade, 2008).
  10. ↑ Goleman, D. (1998). Working with emotional intelligence. New York: Bantam Books
  11. ↑ The 15 factors of the Bar-On model
  12. ↑ The BarOn Model of Social and Emotional Intelligence (ESI)
  13. ↑ Lotecka, L. A project advocating humanistic education: An evaluation of its effect on public school teachers. Journal of Drug Education, 4(2), 141-149.
  14. ↑ 1 2 Steiner, C. with Perry, P. (1997). Achieving Emotional Literacy. — London: Bloomsbury.
  15. ↑ Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R., & Sitarenios, G. Emotional Intelligence As a Standard Intelligence. — Emotion, 2001
  16. ↑ Emotional Intelligence: What Does the Research Really Indicate?
  17. ↑ Critical Review of Daniel Goleman

Литература

  • Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Москва, Манн-Иванов-Фербер, 2014
  • Алешина А., Шабанов С. Ничего личного — только бизнес. Эмоциональный интеллект для достижения успеха. СПб.: Питер, 2012. ISBN 978-5-459-01580-5
  • Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78—86.
  • Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57—65.
  • Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. — Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2011. — С. 388. — 100 экз. — ISBN 978-985-531-260-5.
  • Кабаченко Т. С. Психология управления. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
  • Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент. — М.: ЮНИТА-ДАНА, 2005.
  • Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — С. 560. — ISBN 978-5-91657-684-9
  • Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — С. 512. — ISBN 978-5-91657-729-7
  • Гоулман Д. Эмоциональный интеллект М.: АСТ, 2008. ISBN 978-5-17-039134-9
  • Манфред Кэ де Ври. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта = The Leadership Mystique: A User’s Manual for the Human Enterprise. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — С. 276. — ISBN 978-5-9614-1483-7.
  • Стивен Дж. Стейн. Преимущества EQ. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2005. — С. 384. — ISBN 978-966-415-016-0.

Вот 9 из некоторых классических признаков низкого эмоционального интеллекта:

  1. Требование аргументов

Возможно, вы знакомы с людьми, которые, кажется, всегда готовы вступить в спор по любому поводу. Друзья, члены семьи, сослуживцы и даже незнакомые люди оказываются втянутыми в спор с этими лицами, которые требуют предъявления большого количества аргументов. Из-за низкого ЭК таким людям трудно понять эмоции других, они часто готовы спорить без учета чувств окружающих.

  1. Непонимание чувств других людей

Люди с низким ЭК часто не обращают внимания на чувства других. Они не догадываются, что их супруги могут быть злы на них или, что их сотрудники раздражены. Более того, они испытывают досаду, когда видят, что кто-то ждёт проявления чувств от них. Эмоции, как правило, выводят из равновесия людей с низким ЭК.

  1. Считать, что другие люди чрезмерно чувствительны

Люди с низким ЭК могут пошутить в самое неподходящее время. Например, они могут отпустить неуместную шутку на похоронах или по поводу какого-то трагического события. Когда другие люди как-то реагируют на такого рода шутки за гранью, человек с низким ЭК считает, что окружающие просто слишком чувствительны. Эти люди испытывают трудности в понимании эмоций других людей, и не удивительно, что они не в состоянии интерпретировать эмоциональный настрой печальных событий.

  1. Отказ принять чужую точку зрения

Люди с низким ЭК уверены в своей правоте, они будут энергично отстаивать свою позицию, при этом отказываясь слушать то, что говорят им другие. Это особенно верно, когда им указывают на не понимание ими чувств других людей. Они часто негативны и чрезмерно критичны к чувствам окружающих.

  1. Обвинять других в ошибках

Люди с низким эмоциональным интеллектом имеют плохое представление о том, как их собственные эмоции могут приводить к проблемам. Когда дела идут плохо, они инстинктивно винят других. Они часто обвиняют ситуацию или действия других людей. Они уверены, что у них не было другого выбора в той или иной ситуации, и что другие просто не понимают их положения.

Эта тенденция — не брать на себя ответственность, часто вызывает в них горечь и ощущение себя жертвой.

  1. Неспособность справиться с эмоционально напряженными ситуациями

Людям с низким эмоциональным интеллектом трудно понять сильные эмоции, будь то свои собственные или эмоции других. Они часто избегают таких ситуаций. Скрывать свои истинные эмоции от людей — также их распространенная черта.

  1. Внезапные эмоциональные вспышки

Способность регулировать свои эмоции является одним из пяти важнейших компонентов эмоционального интеллекта. Людям с низким ЭК часто сложно понять и контролировать свои эмоции. Они могут выдавать неожиданные эмоциональные всплески, которые выглядят преувеличенными и неконтролируемыми.

  1. Сложности в поддержании дружеских отношений

Люди с низким ЭК часто черствы и бесчувственны, поэтому им трудно поддерживать дружеские отношения. Близкая дружба требует взаимных уступок, обмена эмоциями, сострадания и эмоциональной поддержки, то есть, всего того с чем борются люди с низким ЭК.

  1. Отсутствие эмпатии

Поскольку люди с низким уровнем эмоционального интеллекта не понимают эмоции других людей, им мало свойственно сопереживание. Они не способны принять чувства других, а значит, не могут поставить себя на место другого человека.

Слабый эмоциональный интеллект грозит неприятностями в разных сферах человеческой жизни. Школа, работа, семья, дружба и романтические отношения — вот лишь несколько областей, где человек с низким ЭК может испытать большие проблемы.

Если вы считаете, что ваш эмоциональный интеллект нуждается в небольшой доработке, узнайте о пяти главных составляющих эмоционального интеллекта.

1. Самое очевидное — «поразвлекаться» специальными тестами на измерение EQ. Логично предположить, что у интровертов показатель эмоционального интеллекта может быть ниже, чем у экстравертов.

Но вопреки стереотипу уровень развитости EQ не зависит от внутренней/внешней ориентации. Скорее, можно увидеть разницу между гуманитариями и техническими специалистами, или между мужчинами и женщинами.

Один из первых тестов — тест Майера-Сэловея-Карузо MSCEIT (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test), оценивает способности признавать эмоции свои и других людей, понимать их и управлять ими, генерировать и использовать эмоции в решении проблем.

Тест Гоулмана (в его разных вариантах), если кратко, показывает способность человека эмоционально адаптироваться и оценивать ситуацию.

Тест Холла определяет у кандидата, помимо умения распознавать эмоции и управлять своим состоянием, еще и способность к самомотивации. А тест Аспергера, к примеру, помогает выявить аутистические признаки, когнитивные особенности и сопутствующие расстройства.

Только стоит помнить о том, что, тестируя кандидатов специальными тестами, нужно определиться, как и для чего их использовать и что делать с полученными результатами.

Для меня тесты, в том числе и на EQ — это не основной, а дополнительный диагностирующий инструмент. То есть принимать решение только на основании результатов тестов мне представляется неправильным. Ими можно перепроверить свои предположения, особенно в тех случаях, где высок риск ошибки.

2. Вслед за специализированными тестами могут идти произвольные: на самопонимание в режиме интервью или разговора.

Ответы на открытые вопросы типа «Какой вы человек?» или «Расскажите о себе» дают о человеке много материала:

  • Что он говорит сразу, а что после раздумий?
  • Что оценивает положительно, а что отрицательно?
  • «Идет» через социальные роли («родитель», «супруг», «профессионал»…), активности («люблю кататься на велике») или через личностные характеристики («открытый», «добрый»…) и т.п.

И если раньше наши граждане очень неохотно себя хвалили, то в последнее время уже видна положительная динамика. Особенно молодым людям не очень сложно говорить, что они думают о себе.

3. Для «прошаренных» в общении с людьми актуален лингвоанализ:

  • Важно слушать, сколько и каких слов употребляет человек про эмоции, как описывает свои состояния и чувства других людей
  • Можно спросить, какие ситуации были для кандидата сложными, стрессовыми, самыми значимыми в жизни и т.п. И дополнительно поинтересоваться, как человек ощущал себя тогда

Чем богаче словарный запас в описании чувств, тем более развит эмоциональный интеллект.

4. Управление стрессом (актуально для многих компаний) тоже требует развитого эмоционального интеллекта. Несколько лет назад было модно проводить так называемые стрессовые интервью. Некоторые представители компаний на собеседовании могли даже чем-нибудь кинуть в кандидата, или при нем выругаться или наорать.

Для меня это проверка не столько на стрессоустойчивость, сколько на устойчивость к хамству или на наличие чувства собственного достоинства.

Само по себе интервью для человека может быть уже стрессом. И просьба привести пример стрессовой ситуации зачастую может дать гораздо больше, чем подвергать угрозе личность человека. Ведь понятие стресса у разных людей разное, и именно это нам и надо понять — что для конкретного человека является стрессом и как он/она с такими ситуациями справляется (если, конечно, справляется).

5. Можно оценить способности и навык наблюдения за людьми. Это может быть врожденным или натренированным, но в любом случае есть только при условии интереса к людям. Проверить у кандидатов этот навык можно несколькими способами:

  • Например, попросить охарактеризовать свою предыдущую команду или руководителей — желательно нескольких, чтобы услышать «палитру» определений и уловить разницу в описании и эмоциях
  • Иногда я спрашиваю (когда разговариваем как минимум больше получаса), что кандидат может сказать обо мне (понять, обращал ли в принципе внимание на мои реакции)
  • Или, если провожу собеседование не одна, то интересуюсь, как кандидат будет выстраивать коммуникацию со мной и с моим/моей коллегой, если будет общаться с нами по отдельности

Человек с более развитым EQ сосредоточится, скорее всего, на индивидуальных отличиях. Причем важно не то, насколько он попадет в точку (потому что для узнавания человека получаса недостаточно, да еще и в роли преимущественно отвечающего), сколько то, заметил ли он что-то индивидуальное в поведении/эмоциях.

6. Гибкость, способность подстроиться (под собеседника или обстоятельства), готовность к изменениям тоже могут быть свидетельством развитого EQ. Это проверяется и на:

  • Предыдущем опыте человека (вопросы о прошлом месте работы)
  • Гипотетических ситуациях (особенно с негативным сценарием)

Вопросы о конфликтной ситуации, об изменениях в жизни или на предыдущей работе тоже могут дать материал для анализа в этом направлении.

7. По некоторым теориям, самоактуализация или самомотивация без развитого EQ тоже не очень-то эффективна. Имеется в виду, что человек с высоким EQ может сам себе устанавливать цели и добиваться их достижения (мечта многих работодателей, да?). Поэтому про цели я часто спрашиваю:

  • Добился ли прошлых целей и если да, то как — само получилось или что-то реально делал специально для этого?
  • Есть ли план по достижению будущих целей и, самое главное, начал ли что-то делать уже в соответствии с этим планом?

Гибкость здесь, кстати, тоже может проявиться. А также вовлечение других людей.

8. Особенно актуален для наших реалий оптимизм и позитивное отношение. Потому что — помним — эмоции заразны. На 90% жизнь состоит не из событий, а из реакций.

По моему опыту, невероятно сложно:

  • Убедить специалиста по продаже, что новая мотивационная система не позволит ему/ей зарабатывать на 20% больше, когда он/она просто сменит свой фокус или прокачает какой-то определенный навык — если человек привык видеть в первую очередь сложности и ограничения
  • Или срочно вывести новый продукт — если сотрудники, отвечающие за определенное направление, в принципе не верят в себя/свою компанию/возможность успеха

Оптимист человек или нет — это обычно слышно из простого разговора. Но можно спросить кандидата также, что он думает о будущем — своем, компании, отрасли, страны, человечества и т.д. И почему он/она так думает.

В заключение еще раз напомню, что EQ — это не что-то врожденное. Его можно развивать. Самое главное — определить, свойственно ли человеку в принципе развиваться, голоден ли он до новых знаний и опыта, открыт ли для изменений — вот что нужно оценить в первую очередь. И если это есть, то можно считать, что хороший потенциал имеется.

И тогда возникает следующий блок вопросов — уже не к кандидату:

  • А есть ли какие-то условия в компании для развития в этом направлении?
  • Поощряется ли развитие составляющих EQ, и если да, то как именно?
  • Проводятся ли для этого специальные мероприятия: тренинги, чтение книг и их обсуждение, коучинг, в т.ч. и peer-коучинг и т.д.
  • Входит ли в оценку и обратную связь EQ, как ключевая компетенция, хотя бы для руководителей?

Но это уже тема другого материала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *