Электронное правительство

Электронное правительство

Сущность электронного правительства

Понятие электронного правитель­ства довольно многозначно. Оно может отражать как деятельность

одной — исполнительной — ветви власти, так и всего государства в целом, а в сочетании с термином selfgovernment (самоуправле­ние) его значение расширяется, характеризуя уже отношения го­сударства с общественными структурами, партиями и другими по­литическими акторами.

И в этом смысле оно претендует на ото­бражение едва ли не всего поля политики.

Тем не менее концептуально это понятие отражает общий век­тор движения современного общества в направлении перестройки функций власти и ее отношений с гражданами и их объединениями на основе широкого внедрения информационно-коммуникацион­ных технологий. В широкой политико-исторической перспективе электронное правительство может быть понято как новый этап в разви­тии современного государства. В узком же значении это понятие ха­рактеризует формирование определенной коммуникационной инф­раструктуры, позволяющей государственным органам власти, граж­данам, общественно-политическим и коммерческим организациям взаимодействовать на основе новых информационных технологий.

Выделяются, как правило, три основных направления, или области задач, связанных с реализацией целей электронного пра­вительства (государства):

Первое — так называемое G2G {government to government), кото­рое предполагает повышение эффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления. Этому способствуют: обеспечение совместимости стандартов хранения ин­формации и документооборота, подключение к компьютерным сетям органов государственной власти и органов местного самоуп­равления, бюджетных учреждений, реализация отраслевых программ информатизации, создание межведомственных и местных информа­ционных систем и баз данных. Достижение этих задач связано с раз­витием систем межведомственного электронного документооборо­та, обеспечивающих сокращение сроков обработки документов; раз­работкой и внедрением стандартов электронного делопроизводства и документооборота; координацией деятельности органов власти в сфере информатизации; разработкой и внедрением комплекс­ных систем обеспечения информационной безопасности.

Благодаря этим мерам сокращаются издержки государственно­го управления, в том числе за счет высвобождения части техни­ческого персонала этих органов; повышаются возможности коор­динации действий органов государственной власти при формиро­вании единого порядка сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации; растет эффективность государственного управления и местного самоуправления благо­даря созданию принципиально новых возможностей для монито­ринга процессов в экономике и обществе и принятия своевремен­ных решений по регулированию этих процессов.

Второе направление — G2B (government to business). Оно связано с повышением эффективности взаимодействия органов государственной власти и коммерческих организаций, формированием условий, необходимых для развития механизмов электронной тор­говли и ускоренного развития конкурентоспособного производ­ства товаров и услуг в сфере информационных и коммуникацион­ных технологий; совершенствованием управления поставками про­дукции для государственных нужд. Речь идет о взаимоотношениях государства и бизнеса в сфере налогообложения, оформления таможенной документации, регистрации и ликвидации юридических лиц, выдачи лицензий и сертификатов, подготовки и представле­ния отчетной документации. Для решения этих задач требуется обес­печение совместимости стандартов обмена информацией, докумен­тооборота, принципов защиты информации, использования элект­ронной цифровой подписи, а также стимуляция коммерческих организаций к повышению открытости их деятельности.

Третье направление — G2C (government to citizen). Становление электронного государства предполагает реальное обеспечение прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, в том числе по таким важным воп­росам, как законопроектная деятельность, бюджетный процесс, управление государственной собственностью, конкурсное замеще­ние вакантных должностей; повышение информационной открыто­сти органов государственной власти и органов местного самоуправ­ления, эффективность их взаимодействия с гражданами, качество оказываемых им услуг; обеспечение равных возможностей подклю­чения граждан к открытым информационным системам.

Предлагаемые властью интерактивные медиатехнологии при­званы заменить более пассивные формы политических коммуни­каций, что должно способствовать формированию более инфор­мированного и активного гражданина. Отдельные избиратели по­лучат возможность идентифицировать злободневные проблемы, активнее участвовать в работе органов общественного самоуправ­ления. У них появятся лучшие возможности для контроля за дейст­виями избранных официальных лиц и реагирования в ситуациях, когда власти не способны ответить на их запросы. Формами реализа­ции данной перспективы выступают электронное голосование на референдумах и выборах, развитие гражданских горизонтальных свя­зей и инфраструктур, формирование новых «виртуальных сообществ» с целью решения проблем регионального и локального характера. Многие из этих возможностей уже реализованы в малых масштабах посредством внедрения электронных технологий избирательных кам­паний отдельными кандидатами и организациями, а также в рамках экспериментов на региональном и локальном уровнях государствен­ного управления.

Особенности применения интернет-технологий в России

В России, как и во многих других странах мира, Интернет получает все более широкое распростране­ние, причем тенденции развития

этих информационных технологий, как правило, общие для всех государств. Электронные коммуникации впервые заявили о себе в 1991 г. во время «путча». Когда все традиционные СМИ либо были закрыты, либо произвольно приостановили свою деятельность, Редком выпустил 46 тыс. единиц информации по всей России и за рубеж. С тех пор развитие интернет-коммуникаций приобрело вос­ходящий и позитивно развивающийся характер. Современная го­сударственная политика направлена на всемерное развитие Интер­нета. К концу 1990-х крупнейшие интернет-издания стали составной частью медиаполитической системы (газета.га, lenta.ru, ntvru.com, страна.га и др.). Правительственная программа «Электронная Рос­сия» нацелена на качественное расширение Интернета. В частности, как уже упоминалось, планируется в течение ближайших 9 лет ос­настить все вузы и 60% школ интернет-связью, повести работу по совместимости корпоративных и государственных ресурсов, а так­же решить другие важные в этой области задачи.

Однако нынешний объем отечественных пользователей сети, или аудитории Интернета, пока еще не позволяет счи­тать его средством массовой информации. И хотя по темпам роста мы занимаем 4-е место в мире, сегодня всего лишь 5 млн эпизодических и около 2,5 млн постоянных пользователей об­ращаются к сетевым ресурсам, что конечно же несопоставимо с российским населением. Правда, через 5 лет, по прогнозам, их станет 6 млн, а в 2010 г. должно организоваться сетевое сообщество из 26 млн пользователей.

Существенно сдерживает развитие интернет-технологий и то, что большинство пользователей сосредоточено в крупных горо­дах, а село практически не охвачено этим средством передачи информации. Это свидетельствует о разрыве информационно-по­литического пространства страны. Есть основание полагать, что наиболее активная часть пользователей Интернета — специали­сты в области информации, т.е. эти технологии востребованы в основном специализированными группами населения.

Дальнейшее развитие российского сегмента мировой сети воз­можно при опережающей государственной поддержке. Техничес­кое развитие сети должно быть дополнено развитием конституци­онных прав граждан на свободное получение и распространение информации, повышение полноты и доступности информацион­ных ресурсов, эффективности их использования.

Вопросы для обсуждения

1. Какие возможности для ведения политики, на ваш взгляд, открыл Интернет и какие сложности он создал для организации власти?

2. Как можно охарактеризовать долговременные последствия исполь­зования Интернета в политике?

3. Какова должна быть политика стран, отстающих в политическом использовании интернет-технологий?

4. Сможет ли Россия за счет развития политических интернет-техно­логий компенсировать свое экономическое отставание от стран Запада?

5. Что препятствует интенсивному становлению в Российском госу­дарстве форм и механизмов «электронного правительства»?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *