Екпс вооружения и военной техники

Отнесение продукции к ВВТ

В процессе исполнения государственного оборонного заказа (ГОЗ) организациям промышленности необходимо решить одну из двух взаимоисключающих задач:

-получение лицензии в области ВВТ на ту или иную продукцию;

-доказать Заказчику, что лицензия в области ВВТ на эту продукцию ему не нужна.

Административным регламентом предоставления Министерством промышленности и торговли Российской Федерации государственной услуги по лицензированию деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники (далее – ВВТ), введенным в действие Приказом Минпромторга России от 24.06.2016г. №2116 (далее – Административный регламент) определено, что в составе лицензионного пакета документов соискателя лицензии необходимо представить заключение (документ) государственного заказчика об отнесении лицензируемых предметов снабжения к ВВТ и классу Единого кодификатора предметов снабжения (пояснения к заполнению формы 1 – Приложение №10 к Административному регламенту).

При этом под государственным заказчиком понимаются федеральные органы исполнительной власти, в том числе Минобороны России и уполномоченные им органы военного управления.

Данные разъяснения (заключение) государственного заказчика необходимы для уяснения, подлежит ли деятельность той или иной организации в отношении продукции по государственному оборонному заказу (далее – ГОЗ) лицензированию в области ВВТ, то есть, должна ли та или иная организация, осуществляющая определенную деятельность в отношении продукции в рамках ГОЗ, иметь специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности на разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники.

Отнесение к ВВТ

Принятие образцов вооружения на вооружение (снабжение, в эксплуатацию), а также каталогизация предметов снабжения, которая предполагает отнесение (либо не отнесение) продукции к ВВТ, согласно подпункту 50 пункта 7 и подпункту 35 пункта 9 «Положения о Министерстве обороны Российской Федерации», утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года № 1082, относится исключительно к компетенции Минобороны России.

Отнесение предметов снабжения, предполагаемой для ввоза в Российскую Федерацию или вывоза из Российской Федерации, к продукции военного назначения осуществляет Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (далее – ФСВТС) в соответствии с Приказом ФСВТС от 13 марта 2015 г. №20-од.

В соответствии с решением заместителя Министра обороны РФ от 10 марта 2017г. организацией, ответственной за подготовку и направление заявителям заключений по отнесению промышленной продукции к вооружению и военной технике и продукции военного назначения, определено Федеральное государственное бюджетное учреждение «46 Центральный научно-исследовательский институт» Министерства Обороны РФ (далее – ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России). При этом, такие заключения также вправе выдавать заказывающие органы Минобороны России, а также других силовых министерств и ведомств по кругу своего ведения.

Если Вам нужна лицензия в области ВВТ, центр лицензирования «Регул и партнеры» поможет Вам получить необходимые заключения госзаказчика по отнесению лицензируемой Вами продукции к ВВТ и к конкретным классам ЕКПС, либо подготовит для Вас иные подтверждающие документы по данному вопросу.

Рассмотрим другую ситуацию. Всем ли предприятиям, исполняющим ГОЗ, необходима лицензия в области ВВТ?

Допустим, существует компания, которая взяла на себя обязательство исполнить государственный заказ по постройке военного самолета. Эта же компания отвечает за привлечение всех соисполнителей (контрагентов, поставщиков). И одна из компаний собирается производить и поставлять в рамках этого госконтракта трубопроводы для систем гидравлики, тормозной системы, системы охлаждения и пр.

Вопрос: относится ли ее продукция к вооружению и военной технике? Обоснованы ли требования заказчика о наличии у данного соисполнителя (поставщика) лицензии?

Если подобные трубопроводы изготавливаются без наличия особого технического задания от клиента специально для военного заказа, а к продукции не предъявляются особые требования, то для любого специалиста данной области однозначным ответом будет «нет» (не относится). Кроме этого, нет необходимости в получении лицензии.

Это довольно просто объяснить с логической точки зрения. В связи с тем, что продукция не является военной техникой или единицей вооружения — лицензироваться не нужно, так как отсутствует предмет лицензирования. В данном случае перед организацией стоит другая задача. Заказчик должен получить доказательство того, что продукция не относится в ВВТ и, как следствие, ему не нужно тратить свое время на довольно сложную процедуру для получения лицензии в ВВТ.

Центр лицензирования «Регул и партнеры» поможет вам и здесь. Благодаря нам вы сможете официально решить вопрос об отнесении/не отнесении определенной продукции по указанным классам ЕКПС к военной технике или вооружению. В случае, если ваша продукция не имеет отношения к данным категориям и это подтверждается официальным заключением, выданным уполномоченным органом, мы поможем получить заключение от Минпромторга о том, что организации не нужно лицензироваться в сфере ВВТ по данным классам ЕКПС. Подобные официальные заключения заменяют сами лицензии в сфере ВВТ.

Что такое лицензия Минпромторга на ВВТ

Лицензия Минпромторга предоставляется исключительно юр. лицам, осуществляющим следующие категории деятельности по отношению к боеприпасам, вооружению, изделиям пиротехнического назначения и военной технике:

  • проектирование и разработка;
  • установка и монтажные мероприятия;
  • деятельность по функциональным и прочим испытаниям;
  • техобслуживание и ремонтные процедуры;
  • утилизационные мероприятия;
  • продажа и иные методы реализации;
  • производственная деятельность;
  • касательно боеприпасов – хранение.

Справка! Лицензирование касается только ВВТ, документ данного типа не требуется по отношению к действиям общепромышленного характера, включая производство средств самообороны, не классифицированных в качестве вооружения.

Равно, допуск по ВВТ не нужен и для изделий, производящихся для целей оборонной промышленности, но к категории вооружения или техники военного назначения не относящихся.

Формирование лицензии на вооружение и военную технику Минпромторгом регулируется следующими законодательными актами:

  • ФЗ за номером 99 от 04.05.2011, посвященный категориям лицензирования отдельных типов деятельности;
  • Правительственные постановления за номерами 581 от 13.06.2012 и 925 от 14.09.2012 соответственно, посвященные вопросам ВВТ, боеприпасов и пиротехники;
  • Правительственное постановление за номером 957, посвященное лицензированию.

Необходимая документация

Для получения лицензии нужно подготовить условия, правильно оформить и предоставить следующий пакет документации (образцы документов можно скачать на официальном сайте Минпромторга России):

  1. Заявление с запросом на предоставление лицензии на ВВТ.
  2. Перечень по номенклатуре, составленный по унифицированной Форме за номером 1, с учетом требований к соблюдению гос. тайны.
  3. Ксерокопии документов, предоставленных ФСБ и ФСТЭК, законно предоставляющих обоснованный допуск к рабочим процедурам, связанным с гос. тайной.
  4. Ксерокопии документации, определяющей характеристики и права пользования строениями и помещениями, где планируется осуществлять лицензируемую деятельность.
  5. Сведения и документация на оборудование (технологическая и испытательная категории), а равно и на измерительные приборы.
  6. Графики осуществления проверки и аттестационных мероприятий в отношении измерительного, технологического и испытательного оборудования по законно обусловленным стандартам.
  7. Ксерокопии договоров со структурами, производившими аттестацию и аккредитацию необходимого лицензируемого оборудования.
  8. Данные по квалифицированным специалистам-сотрудникам, которых на постоянной основе предполагается привлекать к деятельности, на которую испрашивается лицензия, в формате:
    1. ксерокопии дипломов, аттестатов, сертификатов о квалификации, стаже, уровне образования;
    2. ксерокопии трудовых договоров и книжек.
  9. Ксерокопии сертификата, посвященного вопросам менеджмента качества (ГОСТы за номерами РВ 0015-002-2012 или 15.002-2003).
  10. Предоставляемые в свободном варианте исполнения данные об отсутствии контроля и влияния со стороны иностранных инвесторов.
  11. Ксерокопии документов учредительного и регистрационного характера в отношении предприятия:
    1. уставной документ;
    2. решение о создании предприятия;
    3. приказ, которым был назначен руководитель;
    4. свидетельство, подтверждающее факт регистрации организации (юр. лица);
    5. документ по учету в налоговой службе.
  12. Выписка-ЕГРЮЛ.
  13. Статистические коды.
  14. Ксерокопия уведомления, подтверждающего наличие закрепленного за юр. лицом военного представителя.
  15. Структурная схема организации, в рамках которой отмечены отделы и участки, предназначенные под осуществление деятельности, на которую испрашивается лицензия.
  16. Данные о том, что предприятие располагает необходимой для исполнения лицензируемых работ нормативно-технической документацией.
  17. Данные об обеспеченном учете и сохранении:
    1. документации;
    2. полуфабрикатов;
    3. материалов;
    4. комплектующих;
    5. образцов военной техники и вооружения.
  18. Прилагаемые материалы справочного характера в установленном формате.
  19. Справка, квитанция, документ иного типа о произведенной выплате установленной пошлины государственного образца.
  20. Доверенность на предоставляющего материалы и запрос представителя предприятия.

Важно! В случае с материалами, в отношении прав собственности, квалификации сотрудников, сведений по технике и приборам, данные предоставляются на каждую адресную категорию, представленную к участию в соответствующей деятельности, нуждающейся в лицензировании.

Лицензирование ВВТ: алгоритм

Алгоритм получения лицензии Минпромторга следующий:

  1. Подготовительный этап, включает:
    1. определение и подготовку номенклатурного списка, соответствующего кодификатору предметов снабжения единого образца в отношении объектов ВВТ, по которым планируется осуществлять деятельность предприятия;
    2. оформление лицензий или комплекта лицензий по отношению к вопросам соблюдения гос. тайны (выдаются ФСБ — лицензия на гостайну, а также ФСТЭК), заключение договора с обслуживающей организацией, если планируется такая форма обеспечения требований законности, или формирование письма от руководителя об отсутствии в деятельности предприятия элементов, относящихся к гос. тайне и необходимости защиты от мероприятий иностранных тех. разведок (требует согласования с военным заказчиком);
    3. выделение из числа принадлежащих организации, возведение, закупка или аренда помещений и строений, на площадях которых планируется осуществлять деятельность, связанную с ВВТ, подготовка документов права владения или пользования оными;
    4. приобретение, аттестация, аккредитация, настройка и калибровка оборудования испытательной и технической категории, а также измерительных приборов для целей работы с ВВТ, по необходимости – привлечение специалистов или обучение сотрудников для пользования данным оборудованием;
    5. подготовка технической документации на оборудование;
    6. формирование штата с назначением, привлечением, переводом, дополнительным обучением и квалификацией сотрудников на работы, связанные с вооружением и военной техникой;
    7. формирование (при отсутствии) в структуре организации подразделений, ответственных за обеспечение процедур контроля качества в области ВВТ, заключение договорных отношений и расположение на предприятии представительства Министерства Обороны, или подготовка сведений о наличии возможности и готовности закрепить за лицензиатом такое представительство;
    8. подготовка условий для соответствия законодательным нормативам, которые предъявляются к системе менеджмента качества посредством прохождения сертификации или проведения аудита;
    9. обеспечение условий и получение лицензии, дающей подтверждение возможности сохранения документации, материалов, образцов, деталей и т.д. по ВВТ;
    10. обеспечение условий соблюдения позиций, означенных в ФЗ, посвящённом вопросам иностранных инвестиций в области ВВТ, для подтверждения отсутствия контроля со стороны зарубежных инвесторов;
    11. по необходимости – дополнение и реформирование учредительной документации лицензиата с целью соответствия законным и нормативным требования в вопросе проходящего лицензирования.
  2. Подача документов и заявление, ожидание проверки достоверности сведений, исправление недочетов (в течение 30-ти дней после уведомления, если были обнаружены).
  3. Прохождение проверки и аттестации оборудования, сотрудников, условий для работы с ВВТ.
  4. Получение лицензии, если все прошло штатно.
  5. Прохождение последующих периодических проверок.

Справка! Лицензия на ВВТ выдается бессрочно, при этом предусмотрены периодические проверки, по результатам которых допуск остается в силе или может быть отозван.

Переоформление лицензии требуется, если имеются изменения в законодательной базе предметной области, при переустройстве либо реструктуризации юр. лица, при появлении необходимости расширить список категорий, с которыми работает предприятие в рамках категорий техники военного назначения и вооружений.

Внимание! Работа без лицензии чревата штрафными санкциями и уголовным преследованием всех нарушителей.

Лицензия Минпромторга на ВВТ требует соблюдения законодательных норм о гос. тайне, обеспечения квалифицированного персонала, рабочих помещений, наличия контроля качества и обусловленного законом и нормативами оборудования, измерительных приборов. Оформляется лицензия бессрочно, переоформляется по мере необходимости в течение 1-2 месяцев.

Лицензирование в области утилизации ВВТ

  1. Определение необходимости поиска соискателем лицензии зданий, сооружений, помещений для осуществления лицензируемой деятельности по утилизации вооружения и военной техники (ВВТ). Данные здания (сооружения, помещения) должны быть оборудованы для производственной деятельности (утилизация продукции), с установленными в них технологическим, стендовым оборудованием и средствами измерений. Кроме того, в них должны быть предусмотрены административные (офисные) помещения, складские помещения (в том числе, для размещения продуктов утилизации), архив (библиотека) нормативно-технической документации (НТД). Если у соискателя лицензии нет таких помещений, необходимо их либо приобрести, либо арендовать, либо искать их и использовать на иных законных основаниях. В процессе исполнения договора на подготовку к лицензированию мы оказываем всю необходимую помощь в решении данного вопроса.
  2. Определение необходимости поиска соискателем лицензии необходимой технической документации. Для утилизации ВВТ к такой документации относят ТУ (технические условия), чертежи, эксплуатационная документация на ту или иную продукцию, технологические процессы на утилизацию (карты технологических процессов), руководства по монтажу и демонтажу, технические задания на утилизацию, другая техническая документация по этой теме. В процессе исполнения договора на подготовку к лицензированию мы оказываем всю необходимую помощь в решении данного вопроса.
  3. После того, как вопрос с наличием технической документацией будет решен, соискатель лицензии должен решить очередную задачу, которая состоит в получении заключения госзаказчика (Минобороны России, иное силовое ведомство) по отнесению лицензируемой продукции к ВВТ и к конкретным классам ЕКПС (Единый кодификатор предметов снабжения). Вся необходимая помощь в решение возможных проблем по данному блоку оказывается в рамках договора по лицензированию.
  4. Определение необходимости поиска соискателем лицензии испытательного, технологического оборудования, средств программного обеспечения и средств измерений, необходимых для получения такого документа, как лицензия на утилизацию военной техники. Таким образом, у соискателя лицензии должны быть на законном основании (в собственности или на правах аренды) какое-то оборудование и средства измерения (перечень и состав определяет сам соискатель лицензии, исходя из своей продукции, специфики производства и видов деятельности). При этом к технологическому оборудованию также могут быть отнесены рабочие места монтажников РЭА, электрорадиомонтажников, сборщиков (паяльник (паяльная станция), дымоулавливатель, пинцет, зажим, лупа с подсветкой, микроскоп стереоскопический, припой, отвертка, ручной монтажный инструмент, оловоотсос, дымопоглотитель, средства измерений (тестер, осциллограф и пр.)), а также оснастка. Вся необходимая помощь в решение возможных проблем по данному блоку оказывается в рамках договора по лицензированию.
  5. Анализ штатного расписания на предмет наличия в нем специалистов, имеющих профессиональное образование, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры и отвечающих соответствующим квалификационным требованиям в части утилизации ВВТ. У соискателя лицензии должны быть сотрудники с необходимым образованием и квалификацией, позволяющие решать все производственные задачи по утилизации лицензируемой продукции. При необходимости соискатель лицензии производит поиск и дополнительный набор специалистов. Вся необходимая помощь в решение возможных проблем по данному блоку оказывается в рамках договора по лицензированию.
  6. Анализ штатного расписания и организационно-структурной схемы на предмет наличия в организации структурных подразделений, обеспечивающих контроль качества выполнения работ (услуг). В штатном расписании и структуре предприятия фактически должны быть подразделения (сотрудники), обеспечивающие контроль качества и метрологическое обеспечение: -отдел технического контроля (отдел контроля качества и пр.) или сотрудник, исполняющий эти функции; -отдел метролога или сотрудник, исполняющий эти функции; -отдел выпуска и хранения технической документации или сотрудник, исполняющий эти функции. При необходимости соискатель лицензии производит организационно-штатные и кадровые мероприятия по организации необходимых структурных подразделений и (или) по набору дополнительных необходимых специалистов. В процессе исполнения договора на подготовку к лицензированию мы оказываем всю необходимую помощь в решении данного вопроса.
  7. Действующими нормативными правовыми документами не предусмотрено наличие у соискателя лицензии, закрепленного за ним военного представительства Минобороны России (далее — ВП МО РФ), тем не менее, лицензирующий орган требует, чтобы имелись какие-либо документы о готовности к закреплению за соискателем лицензии ВП МО РФ в случае получения им такого документа, как лицензия на утилизацию военной техники, указание по контролю ВП МО РФ условий лицензирования соискателя лицензии и пр., и по причине отсутствия этих документов может Вам отказать в предоставлении лицензии. Поэтому, если у соискателя лицензии нет таких документов, необходимо решать этот вопрос. В процессе исполнения договора на подготовку к лицензированию мы оказываем всю необходимую помощь в решении данной проблемы.
  8. Если у соискателя лицензии нет системы менеджмента, созданной и функционирующей согласно требованиям стандартов ИСО 9000 и государственных военных стандартов, ее необходимо разрабатывать и внедрять, потому что в соответствии с лицензионными требованиями у соискателя лицензии должна быть разработана и внедрена система менеджмента качества (СМК), соответствующая требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ РВ 0015-002. Подтверждением этого может служить сертификат соответствия СМК требованиям данных ГОСТов. Если нужна помощь в решении данного вопроса, мы также готовы оказать данную услугу. При этом мы готовы выполнить все необходимые работы по разработке и внедрению СМК, а потом с помощью наших партнеров провести сертификационный аудит с выдачей сертификата СМК по необходимым работам (услугам) и классам ЕКПС. Данного сертификата будет вполне достаточно для получения такого документа, как лицензия на утилизацию военной техники.
  9. Далее соискатель лицензии должен определиться и понять имеются ли у него условия для хранения документации, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, изделий (образцов) вооружения и военной техники, а также продуктов утилизации (драгоценных и цветных металлов) и соответствуют ли они требованиям законодательства Российской Федерации в области технического регулирования. Данное требование означает, что у соискателя лицензии должны быть какие-то складские помещения (места хранения), которые бы обеспечивали учет и сохранность, как продукции, так и документации. Помещения должны надежно закрываться, опечатываться, в них должна быть обеспечена сохранность материальных ценностей, а также иметься противопожарная сигнализация. Приказом руководителя предприятия должно быть назначено материально- ответственное лицо (лица), с которым (которыми) должен быть заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности (кладовщик, начальник МТО, завскладом и пр.). Вопрос этот исключительно организационный и проблем с его решением, как правило, не возникает.
  10. Одновременно с этим соискатель лицензии на основе анализа технической документации, которую он будет использовать в процессе утилизации ВВТ, а также лицензируемой (утилизируемой) продукции определяет для себя, необходима ли будет ему лицензия ФСБ России на осуществление работ, связанных с гостайной. При этом, если продукция и техническая документация, по которым соискатель лицензии собираетесь работать, являются секретными, то ему необходимо получать лицензию ФСБ на работу со сведениями, составляющими гостайну. Если продукция и техническая документация, по которым соискатель лицензии на утилизации военной техники собираетесь работать, являются несекретными, лицензия ФСБ на гостайну ему не нужна. То же самое касается вопроса о необходимости наличия у организации лицензии ФСТЭК на работы с гостайной в части противодействия иностранным техническим разведкам (ПД ИТР). Если в технической документации есть требования по ПД ИТР, организации необходимо решать вопрос по поручению лицензии ФСТЭК. Если таких требований заказчик не предъявляет, лицензия ФСТЭК организации не нужна. В этом случае в рамках нашего договора на лицензирование мы помогаем готовить необходимые справки и подтверждающие документы (все необходимые шаблоны у нас есть), которые соискатель лицензии и прикладывает в лицензионный пакет.
  11. И напоследок соискатель лицензии решает вопрос, соблюдаются ли в организации требования федеральных законов «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» — при наличии иностранных инвестиций и (или) иностранных инвесторов. Над соискателем лицензии не должно быть контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, и в деятельности соискателя лицензии должны отсутствовать иностранные инвестиции, которые предоставляли бы иностранному инвестору право контроля над деятельностью организации.
  12. Решив все вышеуказанные вопросы, и подготовив комплект лицензионных документов, соискатель лицензии может подавать свое заявление на предоставление такого документа, как лицензия на утилизацию военной техники, в лицензирующий орган – Министерство промышленности и торговли РФ Более подробная информация по данному вопросу, а также подробнейшие рекомендации по подготовке к лицензированию предоставляются нашим заказчикам уже в рамках исполнения Договора на лицензирование.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *