Единый государственный реестр субъектов малого предпринимательства

Ключевые вопросы и ответы на них

1. Что такое единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, для каких целей он создается?
Единый реестр – это размещенная в открытом доступе база данных о субъектах малого и среднего предпринимательства, при обращении
к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Создание такого реестра – системное решение, которое позволит:
— снизить затраты предпринимателей и органов государственной власти, связанные с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия для участников программ поддержки;
— снизить затраты крупных компаний в связи с поиском потенциальных поставщиков из числа малых и средних предприятий;
— обеспечить реализацию «надзорных каникул» для малых предприятий;
— повысить качество проработки мер поддержки малого и среднего предпринимательства;
Для того чтобы проверить, внесены ли сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, можно будет зайти на официальный сайт Федеральной налоговой службы и воспользоваться соответствующим специальным бесплатным сервисом, который будет доступен начиная с
1 августа 2016 года.
При этом с 1 августа 2016 года предпринимателям не нужно будет представлять документы, подтверждающие их статус как субъектов малого или среднего предпринимательства, при обращении за мерами поддержки в рамках государственных или муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.

2. Каким образом будет формироваться единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства?
В качестве базового подхода к формированию и ведению реестра выбран принцип автоматического присвоения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без введения административных процедур, связанных с предоставлением такими хозяйствующими субъектами дополнительных документов.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ реестр будет впервые сформирован Федеральной налоговой службой и размещён на ее официальном сайте 1 августа 2016 года на основании:
— сведений, содержащихся в налоговой отчётности (документах, связанных с применением специальных налоговых режимов) за предшествующий календарный год, представленной в Федеральную налоговую службу;
— сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
— сведений, поступивших в Федеральную налоговую службу для целей формирования реестра в порядке информационного взаимодействия.
Таким образом, внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются Федеральной налоговой службой без участия в этом процессе предпринимателей. Самое важное – правильно оформлять и своевременно подавать соответствующие отчетные документы в рамках налогового учета и отчетности.
В случае если юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, Федеральная налоговая служба не внесет предприятие в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в текущем году.

3. Каким критериям нужно соответствовать, чтобы сведения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе были внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства?
В целях обеспечения автоматического формирования реестра в конце 2015 года в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» были внесены поправки, уточняющие критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым и средним предприятиям.
В частности, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для целей ведения реестра предусмотрен переход от понятия «выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость» к понятию «доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности», от понятия «средняя численность работников» к понятию «среднесписочной численности работников». Внесены уточнения в отношении организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, которые могут быть признаны малыми или средними предприятиями.
Таким образом, согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля
2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря
2015 г. № 408-ФЗ) с 1 августа 2016 г. для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и последующего внесения сведений в реестр необходимо одновременное выполнение следующих условий:
1) требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала юридического лица. Для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
— суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов.
— акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
— деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
— хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом
от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
— учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:
— от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
— до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
3) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должен превышать предельные значения, которые будут установлены Правительством Российской Федерации.
При этом для цели отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства доход суммируется по всем осуществляемым видам деятельности.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства
(микро-, малое или среднее предприятие) определяется в соответствии с наибольшим значением среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год или дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
При этом вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в течение первого года своей деятельности, а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к категории микропредприятий.

4. Какие сведения будут внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства?
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства будет содержать большой объем сведений – не только о категории субъекта малого и среднего предпринимательства (микро-, малое или среднее предприятие), но и о видах деятельности предприятия, производимой продукции, полученных лицензиях, участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц.
Перечень таких сведений определен в части 3 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ) и в обязательном порядке будет включать в себя:
1) наименование юридического лица или фамилия, имя и (при наличии) отчество индивидуального предпринимателя;
2) идентификационный номер налогоплательщика;
3) место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя;
4) дата внесения сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
5) категория субъекта малого или среднего предпринимательства (микропредприятие, малое предприятие или среднее предприятие);
6) указание на то, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем;
7) содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в отношении соответственно юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
8) содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения о лицензиях, полученных соответственно юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.
В то же время часть сведений для целей внесения их в реестр может быть представлена в Федеральную налоговую службу в добровольно-заявительном порядке. Речь идет о таких сведениях, как:
— сведения о производимой юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем продукции (в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности) с указанием на соответствие такой продукции критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
— сведения о включении юридического лица, индивидуального предпринимателя в реестры (перечни) субъектов малого и среднего предпринимательства – участников программ партнерства между юридическими лицами, являющимися заказчиками товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и субъектами малого и среднего предпринимательства;
— сведения о наличии у юридического лица, индивидуального предпринимателя в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и (или) договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Указанные сведения любой предприниматель сможет предоставить в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через официальный сайт Федеральной налоговой службы.

5. Каким образом можно будет внести в реестр дополнительные сведения о субъекте малого или среднего предпринимательства?
Для передачи сведений о видах продукции, договорах и контрактах, а также об участии в программах партнёрства после 1 августа 2016 года следует использовать специальный сервис (ссылка будет активирована после 1 августа 2016 года), размещенный на официальном сайте Федеральной налоговой службы.
После прохождения процедур авторизации с использованием квалифицированной электронной подписи необходимо будет, заполнить предлагаемую форму.
Квалифицированная электронная подпись может быть получена в аккредитованных удостоверяющих центрах.

6. Как часто будут обновляться сведения, внесенные в реестр?
В соответствии с Федеральным законом № 408-ФЗ первое формирование и размещение сведений реестра произойдет 1 августа
2016 года. В дальнейшем (в 2017 году и далее) сведения о принадлежности хозяйствующего субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства будут обновляться ежегодно 10 августа соответствующего календарного года на основе тех данных, которые будут в распоряжении Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июля.
При этом предусмотрено ежемесячное (10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло соответствующее изменение) обновление отдельных видов сведений:
– внесение сведений о вновь созданных юридических лицах, вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях;
– исключение сведений о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, прекративших деятельность;
– актуализация сведений, индивидуализирующих предпринимателя (наименование юридического лица или фамилия, имя и (при наличии) отчество индивидуального предпринимателя, место нахождения или жительства, виды осуществляемой деятельности, выданные лицензии);
– внесение сведений о производимой продукции, участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц.

7. Как будет проверяться достоверность сведений, которые вносятся в реестр?
Специального порядка не предусмотрено.
Малые и средние предприятия самостоятельно несут риски представления недостоверной информации в случае, если такая информация будет использована в целях предпринимательской деятельности лицами, обратившимися к сведениям реестра.
В отношении данных, на основании которых ФНС России вносятся сведения, применяются обычные процедуры проверки, используемые для проверки сведений, содержащихся в представляемой предпринимателями налоговой отчетности.

8. Что будет происходить с организациями, сведения о которых не будут внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства? Предусмотрены ли какие-то переходные положения?
До 1 августа 2016 года для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства и для отнесения их к соответствующим категориям (микро-, малые и средние предприятия) применяются условия, установленные статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 408-ФЗ, то есть до 1 января 2016 года).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьёй 4 Федерального закона № 209-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 408-ФЗ), сохраняют право на поддержку, оказанную таким юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям до 1 августа 2016 года в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, в срок до 31 декабря 2016 года.

Полный размер

Передний модуль защиты атомобиля

Сверхлёгкий Передний Модуль (СПМ)
10 МАЯ 2019 ГОД

ЧТО ТАКОЕ СПМ VMP?

СПМ «VMP» ЭТО ИННОВАЦИОННАЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ, ФРОНТАЛЬНАЯ, СИСТЕМА ЗАЩИТЫ АВТОМОБИЛЯ ПРИ СТОЛКНОВЕНИЯХ. НО НЕ ТОЛЬКО !

Которая наделяет автомобиль уникальными функциями такими как:

1 Система защиты пешехода.

2 Защита экипажа автомобиля.

3 Защита автомобиля.

4 Система изменения переднего угла въезда автомобиля.

5 Корректор фар.

6 Система изменения прижимной силы на передней оси автомобиля

7 Аэродинамический тормоз.

В обычной жизни, она также выполняет функцию капота автомобиля, обеспечивая доступ к важным узлам и агрегатам автомобиля, находящихся в передней его части.

Система может быть установлена на любой автомобиль, включая: легковые автомобили, автобусы, грузовики, трамваи, троллейбусы, поезда и даже мотоциклы!

Как на новые с завода, так и на уже находящиеся в эксплуатации.

В чём заключается Инновация?

Само по себе, наличие такого большого числа функций в одном устройстве, уже является инновацией. Которая недоступна пока, не одному автомобилю в мире.

Но главная Инновация и отличие СПМ «VMP» от существующих по-отдельности, систем защиты, состоит в том, что, она использует для своей работы, энергию удара, инерцию, а также гравитацию!

Что этот проект может дать Государству?

1 Спасти тысячи жизни пешеходов и водителей.

2 Снизить общий ущерб от аварий.

3 Создать новое технологическое направление в промышленности . Третьего технологического уклада.

4 Двинуть вперёд инженерно-конструкторскую мысль в стране.

5 Дать возможность в самореализации сотням молодых дизайнеров, ежегодно выпускающийся вузами нашей страны.

6 В разы увеличить спрос на нефть и продукты нефти переработки.

7 Создавать автомобили собственным неповторимым лицом.

8 Получить недостающие звено в концепции безопасности Vision Zero. (Снижении до 0 смертности на дорогах)

9 Создать тысячи новых, рабочих мест, занятых в высокотехнологичных производствах.

10 Стать новым драйвером роста экономики Казахстана.

Что сделано по проекту

1 Разработано более десятка вариантов дизайна, нов автомобилей, позволяющих использовать СПМ.

2 Разработаны конструкции, для основных деталей и механизмов, различных модификаций СПМ.

3 Проведён патентный поиск и получен Евразийский патент на изобретение. Который в данный момент поддерживается в силе

4 В 2013 году, проект был представлен на Республиканском конкурсе «Инновационный Форсаж», где занял призовое место и получил приз в размере 1 млн тенге.

5 В 2014 году был изготовлен и установлен на реально действующий автомобиль, первый действующий СПМ

6 В период с 2 октября 2014 года, по сегодняшний день, первый действующий прототип, Прошел по реальным дорогам больше 100 тысяч км.

7 Проведены испытания 3 модификаций СПМ.

8 Проведены испытания функции мягкий бампер.

9 Проведены испытания системы изменения угла въезда и корректора фар.

10 На практике была доказана эффективность система защиты автомобиля и экипажа.

11 Изучены больше 1000 случаев, реальных наездов автомобилей на пешеходов, со смертельным исходом.

12 Продолжается работа, над разработкой новых модификаций системы, на основе СПМ предназначенных для автобусов троллейбусов и трамваев.

Работа над проектом продолжается.

Из доклада на на конференции «Наука и бизнес» г Алматы 2019 год

ЗАРЕГИСТРИРОВАН ПРИНЯТ
Министерством юстиции Учредительным съездом
Республики Беларусь 30 августа 1995 года
16 октября 1995 года
Свидетельство о регистрации № 018
Перерегистрирован Изменения и дополнения
Министерством юстиции внесены Советом СПМ
Республики Беларусь 15 мая 1999 года,
2 сентября 1999 года утверждены IV Съездом СПМ
Свидетельство о регистрации № 036 17 ноября 1999 года
Изменения и дополнения Изменения и дополнения
зарегистрированы Министерством внесены Советом СПМ
юстиции Республики Беларусь 10 мая 2000 года
«26 » июня 2000 года утверждены VI Съездом СПМ
1 марта 2003г.
Изменения и дополнения Изменения и дополнения
зарегистрированы Министерством внесены Советом СПМ
юстиции Республики Беларусь 14 июня 2004 года
«___ » ____________ 2004 года Изменения и дополнения
внесены Советом СПМ
26 мая 2013 года
У С Т А В
Свободного профсоюза металлистов
Минск, 2013г.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Свободный профсоюз металлистов (далее по тексту СПМ) является республиканским добровольным общественным объединением работников, имеющих отношение к предприятиям (организациям, учреждениям), связанных как с обработкой и использованием металла, так и других отраслей экономики Республики Беларусь, для выражения и защиты профессиональных, трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов.
1.2. Основой СПМ являются его члены, которые могут быть объединены в первичные профсоюзные организации по месту их работы, учебы и территориальному принципу.
1.3. СПМ осуществляет свою деятельность на всей территории Республики Беларусь в соответствии с действующей Конституцией Республики Беларусь, Декретом Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 года № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений», Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах», иными законодательными актами, Всеобщей декларацией прав человека, Конвенциями Международной Организации Труда и иными ратифицированными Республикой Беларусь в установленном порядке международными нормативными актами, действующим законодательством Республики Беларусь и настоящим Уставом.
1.4. СПМ действует на основе самоуправления, не зависит от органов государственной власти и управления, политических, общественных и религиозных организаций, обладает полной организационной, хозяйственной и финансовой самостоятельностью в осуществлении уставных целей и задач.
1.5. СПМ по своему выбору устанавливает связи и контакты с общественными организациями Республики Беларусь и других стран.
1.6. Исходя из интересов своих членов, СПМ в соответствии с действующим законодательством может создавать или вступать в другие объединения профсоюзов, как в Республике Беларусь, так и в международные, создавать предприятия и другие хозрасчетные структуры для обеспечения уставной деятельности.
СПМ может заключать договора по содружеству и совместным действиям с любыми профсоюзами Республики Беларусь или международными объединениями профсоюзов.
1.7. СПМ является юридическим лицом, имеет счета в учреждениях банков, печать, штамп, эмблему, флаг и другую символику. Структуры СПМ могут быть юридическими лицами.
1.8. СПМ использует для выполнения уставной деятельности электронные и другие средства массовой информации.
1.9. Место нахождение руководящего органа СПМ: 220095, г. Минск,
ул. Якубова, 80-80
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
2.1. Основная цель СПМ — объединение усилий работников для совместной защиты их прав и законных интересов, обеспечение справедливой оплаты труда, охраны труда, здоровья и других социальных гарантий.
2.2. Основные задачи СПМ:
2.2.1. Представление и отстаивание интересов членов СПМ в органах государственной власти и управления.
2.2.2. Подготовка и заключение коллективных договоров, тарифных и региональных соглашений по вопросам социальных гарантий, условий жизни, труда и отдыха членов СПМ.
2.2.3. Представление и защита интересов членов СПМ в процессе приватизации.
2.2.4. Осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и участие в его совершенствовании.
2.2.5. Оказание правовой и другой помощи членам и структурным организациям СПМ.
2.2.6. Организация подготовки и переподготовки кадров профсоюзного актива, повышение их квалификации, социально-экономических и правовых знаний.
2.2.7. Участие в государственных программах по ликвидации безработицы.
2.2.8. Участие в международных программах по обучению, оказание материальной помощи уволенным, по оздоровлению, в изучении экономических, социальных, правовых, трудовых и других вопросов, отражающих интересы членов СПМ.
3. МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Для решения целей и задач СПМ и его структуры:
3.1.1. Осуществляет общественный контроль соответствия технологий, организации и условий труда, где работают его члены, документам, которые регламентируют деятельность предприятий.
3.1.2. Участвуют в работе комиссий по расследованию несчастных случаев в отношении членов СПМ и оформлению документов.
3.1.3. Организовывают работу с молодежью.
3.1.4. Образовывают страховые и кредитные фонды, фонды целевого назначения и другие фонды в интересах членов СПМ.
3.1.5. Выступают учредителями средств массовой информации, осуществляют издательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством, направленную на решение уставных целей и задач.
3.1.6. Организуют и проводят массовые мероприятия по защите и расширению прав и законных интересов членов СПМ.
3.1.7. Проводят митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирование предприятий, учреждений, организаций, структур, нарушающих законные права и интересы членов СПМ в соответствии с действующим законодательством.
3.1.8. Проводит анкетирование и тестирование членов по вопросам социально-трудовых отношений, охраны здоровья и отдыха.
3.1.9. Осуществляют другую деятельность, не противоречащую действующему законодательству.
3.1.10. Осуществляет общественный контроль за соблюдением трудового, жилищного законодательства, правил и норм по охране труда, законодательства в сфере занятости, приватизации и разгосударствления, в этих целях создает правовую, техническую инспекции труда, юридическую консультацию.
4. ЧЛЕНЫ СПМ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
4.1. Членами СПМ могут быть лица независимо от гражданства, достигшие 14-летнего возраста, работающие по найму на предприятиях, учреждениях, организациях Республики Беларусь, лица вышедшие на пенсию или временно безработные, которые имеют или имели отношение к предприятиям (организациям, учреждениям), связанным с обработкой и использованием металла, других отраслей экономики Республики Беларусь, а также учащиеся и студенты учебных заведений, признающие Устав СПМ и выполняющие решения органов и организаций СПМ.
4.2. Членами СПМ не могут быть лица, являющиеся нанимателями или выполняющие его функции, которым предоставлено право заключения и прекращения трудового договора (контракта) с работниками, а также лица, имеющие право подписи документов о поощрении или наказании подчиненных ему работников.
4.3. Прием в члены СПМ осуществляется в индивидуальном порядке по личному заявлению.
4.4. Членство в СПМ наступает со дня подачи заявления.
4.5. Членство в СПМ прекращается в случае выхода из него по собственному желанию, в случае смерти, исключения, фактического выбытия (не уплаты членских взносов без уважительной причины в течение трех месяцев и более).
4.6. Член СПМ имеет право:
4.6.1. Свободного выхода из СПМ.
4.6.2. Избирать и быть избранным во все выборные органы СПМ с 18 лет.
4.6.3. На защиту своих профессиональных интересов и гражданских прав структурами и органами СПМ.
4.6.4. Получать информацию о деятельности СПМ.
4.6.5. Вносить предложения по вопросам деятельности СПМ и его выборных органов.
4.6.6. Пользоваться бесплатно юридическими и другими услугами, консультациями, получать материальную помощь, оказываемую органами Профсоюза, а также другими правами, предусмотренными в коллективных договорах или соглашениях, заключенных Профсоюзом.
4.6.7. Пользоваться в установленном порядке имуществом СПМ, льготами и услугами, предоставляемыми членам СПМ.
4.6.8. Использовать другие права, предоставленные настоящим Уставом.
4.7. Член СПМ обязан:
4.7.1. Регулярно посещать собрания (конференции) и участвовать в их работе.
4.7.2. Пропагандировать цели и задачи СПМ.
4.7.3. Не допускать действий, наносящих вред авторитету СПМ.
4.7.4. Во время проведения забастовки выполнять решения органа, руководящего забастовкой.
4.7.5. Своевременно уплачивать членские взносы.
4.7.6. При несогласии с решением большинства не препятствовать выполнению принятого решения.
4.7.7. Состоять на учете в первичной организации или при Совете СПМ.
4.8. За невыполнение уставных обязанностей член СПМ может быть исключен решением первичной организации или ее структурами.
4.9. Выбывший или исключенный из СПМ не имеет права на профсоюзное имущество и денежные средства.
5. СТРУКТУРА И ВЫБОРНЫЕ ОРГАНЫ
5.1. Профсоюз работников СПМ организуется по производственному и территориальному принципам и состоит из следующих формирований:
— профсоюзных групп;
— первичных профсоюзных организаций, объединенных первичных профсоюзных организаций.
5.2. Профсоюзная группа создается в исключительных случаях решением Совета профсоюза при наличии не менее 3 членов профсоюза работников СПМ на предприятии, учреждении, организации в целях последующего создания на ее базе первичной профсоюзной организации или объединенной профсоюзной организации. Профсоюзная группа состоит на учете в Совете профсоюза.
5.3. Первичные профсоюзные организации и объединенные профсоюзные организации Профсоюза создаются (ликвидируются, реорганизуются) по решению Совета Профсоюза, который определяет их статус, структуру руководящих и контрольных органов, избираемых высшими профсоюзными органами организаций. После проведения организационного собрания (конференции) организационная структура принимается на учет в Совете профсоюза и регистрируется в местных исполнительных и распорядительных органах.
Первичная профсоюзная организация является организационной структурой и создается при наличии трех и более членов Профсоюза.
5.4 Объединенная первичная организация Профсоюза является организационной структурой Профсоюза и может создаваться путем объединения не менее двух профсоюзных групп предприятий, расположенных в одном районе, городе, области.
Первичная профсоюзная организация и объединенная первичная организация обладают всеми полномочиями профсоюза и руководствуются действующим законодательством, настоящим Уставом, решениями Съездов и Совета Профсоюза, Положением о первичной организации и Положением об объединенной профсоюзной организации.
5.5. Выборными руководящими органами первичной профсоюзной организации, объединенной профсоюзной организации являются:
объединяющей до 15 членов Профсоюза — профсоюзный организатор и его заместитель, избираемые сроком на 3 года;
объединяющей 15 и более человек – Совет первичной организации СПМ, избираемый сроком на три года.
В исключительных случаях Совет СПМ вправе принять решение о продлении срока полномочий профсоюзного Совета (председателя первичной организации, профорганизатора).
5.6. Совет первичной профсоюзной организации, профсоюзный организатор, являясь выборными руководящими органами:

  1. организует работу организационной структуры в период между профсоюзными собраниями (конференциями);
  2. утверждает смету расходов оргструктуры;
  3. ведет учет членов профсоюза, агитацию и прием новых членов, сбор членских профсоюзных взносов;
  4. подготавливает и проводит профсоюзные собрания (конференции);
  5. организует обучение членов профсоюза;
  6. организует исполнение решений собраний, конференций, руководящих органов Профсоюза;
  7. регулярно отчитывается о своей деятельности и деятельности профсоюза в целом;
  8. осуществляет финансовую и другую деятельность для решения задач, определяемых настоящим Уставом;
  9. проводит свои заседания не реже 1 раза в месяц;
  10. осуществляет все полномочия первичной организации в соответствии с положением о ней, как ее руководящий выборный орган.

Собрания, заседания руководящих органов Профсоюза считаются правомочными (кворум), если в них участвуют не менее 1/2 членов организационной структуры или выборного органа.
Решения профсоюзных собраний (конференций), съездов, заседаний органов Профсоюза принимаются, если за них проголосовало более 1/2 присутствующих при наличии кворума.
5.7. Первичные организации СПМ (объединенные первичные организации СПМ):
5.7.1. Руководствуются в своей деятельности настоящим Уставом.
5.7.2. Заключают коллективные договора, соглашения с нанимателем или уполномоченным им органом и осуществляют контроль за их выполнением в соответствии с действующим законодательством.
5.7.3. Высшим органом первичной организации является собрание (конференция) проводимая по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Собрание (конференция) избирает: Совет, председателя, контрольно-ревизионную комиссию первичной организации.
В период между собранием (конференцией) высшим органом первичной организации является Совет.
Совет первичной организации СПМ осуществляет свою деятельность аналогично Совету СПМ в рамках своей компетенции.
Председатель первичной организации координирует и организует работу Совета и представляет первичную организацию в вышестоящих профсоюзных органах, органах государственной власти и управления, в судах без доверенности.
Контрольно-ревизионная комиссия первичной организации выполняет контроль за соблюдением настоящего Устава, действующего законодательства и расходованием финансовых средств.
5.7.4. Решение первичной организации, не противоречащее настоящему Уставу, не может быть отменено вышестоящими выборными органами СПМ.
5.8. Съезд СПМ:
5.8.1 Высшим органом СПМ является Съезд, который проводится не реже одного раза в три года.
5.8.2. Внеочередной Съезд СПМ созывается по инициативе Совета СПМ, по требованию Контрольно-ревизионной комиссии или не менее одной трети членов СПМ.
5.8.3. Съезд правомочен при участии не менее половины избранных делегатов.
5.8.4. Определяет направления деятельности СПМ.
5.8.5. Принимает Устав и вносит в него дополнения и изменения.
5.8.6. Заслушивает и утверждает отчеты Совета, Контрольно-ревизионной комиссии, Председателя СПМ.
5.8.7. Избирает Совет, Контрольно-ревизионную комиссию, Председателя СПМ открытым или тайным голосованием по решению Съезда.

5.8.8. Рассматривает другие вопросы деятельности СПМ.
5.8.9. Первичные организации, которые имеют право выдвигать двух делегатов на Съезд, не могут избрать в состав делегации более одного освобожденного выборного должностного лица.
5.8.10. Первичные организации, которые выдвигают более двух делегатов, не могут избрать делегатами более одной трети освобожденных выборных должностных лиц.
5.8.11. Решения Съезда принимаются голосованием. По изменению Устава СПМ необходимо для принятия решения две трети голосов присутствующих на Съезде делегатов. По остальным вопросам — простое большинство голосов присутствующих делегатов.
5.9. Председатель СПМ:
5.9.1. Председатель СПМ возглавляет и организует работу Профсоюза, его Совета и аппарата. Председатель СПМ, он же руководитель юридического лица, представляет профсоюз без доверенности во взаимоотношениях со всеми органами и организациями, распоряжается имуществом и денежными средствами профсоюза в соответствии со сметой, формирует аппарат Совета профсоюза, нанимает работников и специалистов, утверждает функции и систему оплаты труда, подписывает соглашения с органами государственного управления, объединениями нанимателей, международными профсоюзными объединениями и иными организациями, выполняет другие функции, делегируемые ему Советом, ведет заседания Совета СПМ, Съезды.
5.9.2. Подотчетен Съезду СПМ.
5.9.3. По должности входит в состав Совета СПМ.
5.9.4. Координирует и организует работу Совета СПМ.
5.9.5. Осуществляют другую деятельность в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством.
5.9.6. На период отсутствия или невозможности выполнения обязанностей Председателем СПМ, его обязанности выполняет один из заместителей по поручению Председателя СПМ или по решению Совета СПМ.
5.10. Совет СПМ:
5.10.1. Является руководящим органом СПМ, который действует в период между Съездами СПМ.
5.10.2. Избирается Съездом СПМ.
5.10 3. Подотчетен Съезду СПМ.
5.10.4. Разрабатывает основные направления деятельности СПМ и выполняет решения Съезда СПМ.
5.10.5. Координирует деятельность организационных структур СПМ.
5.10.6. Вносит изменения и дополнения в Устав СПМ с последующим утверждением на Съезде СПМ.
5.10.7. Осуществляет защиту прав и интересов членов СПМ в органах государственной власти и управления, судах, прокуратурах, других общественных организациях и комитетах.
5.10.8. Высказывает отношение к проектам законодательных и нормативных актов, добивается внесения изменений, приостановки
или отмены законов и нормативных актов, ущемляющих интересы членов СПМ и их семей.
5.10.9. Добивается роста жизненного уровня членов СПМ.
5.10.10. Осуществляет общественный контроль выполнения государственных программ и актов, регулирующих трудовые отношения, требований коллективных договоров и тарифных соглашений.
5.10.11. Координирует действия структур СПМ и организует проведение забастовок, митингов, собраний, шествий, пикетов и других акций протеста в соответствии с законами Республики Беларусь.
5.10.12. Формирует и утверждает бюджет СПМ и штатное расписание.
5.10.13. Утверждает образцы печатей, штампов, флага, эмблемы и другой символики СПМ.
5.10.14. Для выполнения уставных целей и задач осуществляет производственно-хозяйственную деятельность, создает предприятия и другие хозрасчетные структуры, которые являются структурными подразделениями профсоюза, участвует в деятельности совместных предприятий.
5.10.15. Определяет квоту представительства на Съезде.
5.10.16. Избирает заместителей Председателя СПМ.
5.10 17. Проводит кооптации в Совет СПМ на срок полномочий Совета.
5.10.18. Принимает решения о внутрипрофсоюзной регистрации, создании (ликвидации, реорганизации) первичных организаций и профсоюзных групп на предприятиях, учреждениях, организациях, территориях. Решает вопросы наделения первичных и объединенных первичных организаций правами юридического лица, с последующей постановкой на учет и регистрации в местных исполнительных и распорядительных органах власти, открытия счетов в кредитно-финансовых учреждениях, другие необходимые вопросы.
5.10.19. Рассматривает другие вопросы уставной деятельности СПМ, в том числе принимает решения о создании и вступлении в любые республиканские и международные профсоюзные объединения.
5.10.20. Совет СПМ имеет право отменить или приостановить решения Советов первичных организаций, идущие в разрез с принятыми в рамках Устава СПМ решениями вышестоящих органов СПМ, с последующим рассмотрением этих решений в первичной организации.
5.10.21. Совет СПМ может рекомендовать кандидатуры для избрания председателями первичных организаций. Аналогично Советом СПМ могут вноситься на рассмотрение собраний, конференций, заседаний профорганов вопросы об освобождении (переизбрании) руководящих работников.
5.11. Заседание Совета СПМ правомочны, если на них присутствует более половины его состава.
5.12. Решения принимаются простым большинством голосов.
5.13. Заседания Совета СПМ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
5.14. Контрольно-ревизионная комиссия СПМ:
5.14.1. Контролирует деятельность выборных органов и организационных структур СПМ по выполнению настоящего Устава, расходованию средств, ведению делопроизводства, использованию имущества и другой деятельности СПМ.
5.14.2. Избирает из своего состава председателя, заместителя, секретаря.
5.14.3. Работает в соответствии с настоящим Уставом.
5.14.4. Отчитывается на Съезде СПМ, при необходимости информирует о своей деятельности Совет СПМ, Председателя СПМ.
5.14.5. Заседания Контрольно-ревизионной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
5.14.6. Работой Контрольно-ревизионной комиссии руководит председатель Контрольно-ревизионной комиссии.
5.15. Требования членов Контрольно-ревизионной комиссии при осуществлении ими контрольно-ревизионной деятельности обязательны для всех выборных органов и структур СПМ.
5.16. Члены Контрольно-ревизионной комиссии не могут быть избраны в другие выборные органы СПМ и занимать должности руководителей и главных специалистов его хозрасчетных структур.
6. СРЕДСТВА И ИМУЩЕСТВО СПМ
6.1. Средства СПМ складываются из членских и целевых взносов, пожертвований от юридических и физических лиц, а также поступлений от издательской, культурно-просветительской, внешнеэкономической и иной деятельности СПМ и отчислений от доходов хозрасчетных структур СПМ и других не запрещенных законодательством поступлений.
6.2. Ежемесячный членский взнос составляет 1% от месячного заработка.
6.3. Учащиеся, пенсионеры, безработные и инвалиды платят членские взносы в размере 0,1% от размера их стипендии или пособия.
6.4. Инвалиды по их просьбе могут быть освобождены от уплаты членских взносов.
6.5. Доля перечисления взносов первичными организациями в вышестоящие органы СПМ определяется решениями Съезда.
7. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
7.1. Делопроизводство СПМ ведется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством и Положением, утверждаемым Советом СПМ.
7.2. Документы по личному составу сдаются в учреждение архива по месту нахождения юридического адреса.
8. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПМ
8.1. Деятельность СПМ может быть прекращена решением Съезда СПМ, если за это решение проголосовало не менее трех четвертей избранных делегатов, или по решению Суда.
8.2. В случае ликвидации, оставшееся после погашения долгов имущество, по решению ликвидационной комиссии используется для решения уставных целей и задач.

Пандемия коронавируса обострила проблему ошибок, связанных с отсутствием того или иного хозяйствующего субъекта, формально соответствующего всем признакам субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — субъекты МСП), в Едином реестре субъектов МСП (далее — реестр МСП, реестр). Дело в том, что отсутствие компании в реестре МСП не позволяет ей воспользоваться преференциями и возможностями, предусмотренными для субъектов МСП в рамках оказания государственной поддержки в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Подробнее о том, как оспорить отказ ФНС России внести сведения в реестр МСП или решение об исключении из реестра, читайте в материале.

Реестр МСП начал функционировать с 1 августа 2016 г. Он размещен на сайте ФНС России по ссылке https://rmsp.nalog.ru/.

Впервые реестр был сформирован на основе сведений за 2015 календарный год исходя из новых критериев, установленных Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ). В настоящее время действуют критерии отнесения компаний и индивидуальных предпринимателей к субъектам МСП, установленные ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ.

С тех пор, по общему правилу, сведения реестра автоматически обновляются ежегодно 10 августа на основе данных, имеющихся у ФНС России по состоянию на 1 июля соответствующего календарного года. Такие данные поступают в ФНС России в том числе в рамках представления налоговой отчетности, сведений о среднесписочной численности работников. Сведения поступают в ФНС России также от держателей реестра акционеров АО — регистраторов (ч. 6.1 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ), аудиторов (ч. 6.2 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ) и иных организаций в порядке информационного взаимодействия. Исключения: сведения о вновь созданных компаниях и вновь зарегистрированных ИП вносятся в реестр 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответственно в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений о создании компании, регистрации физического лица в качестве ИП, равно как сведения о компаниях и об ИП, деятельность которых прекращена, исключаются из реестра 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответственно в ЕГРЮЛ/ЕГРИП релевантных сведений.

Если компания не представляет сведения о среднесписочной численности работников и налоговую отчетность, ФНС России не внесет ее в реестр в текущем году (или исключит из реестра, если ранее компания уже была в него внесена). Равно как и нарушение установленных законом сроков передачи нужных данных, скорее всего, приведет к исключению сведений о компании из реестра.

Если компании, хотя и соответствующей всем параметрам субъекта МСП, нет в реестре, иным способом подтвердить свой статус в качестве субъекта МСП она не сможет — третьими лицами, в том числе государственными органами, принимаются во внимание именно данные реестра.

Между тем на практике встречаются позиции судов, полагающих, что нормы законодательства не свидетельствуют о том, что тот или иной субъект экономической деятельности приобретает статус субъекта МСП лишь с момента включения в соответствующий реестр. Иными словами, по их мнению, субъект, который хотя и не внесен в реестр, но фактически соответствует всем признакам субъекта МСП, является таковым (см., например, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2018 № 08АП-9629/2018 по делу № А70-6230/2018, от 21.11.2018 № 08АП-10953/2018 по делу № А70-8835/2018).

Однако такая позиция во многом оторвана от реальной жизни, более того, не соответствует буквальному содержанию Закона № 209-ФЗ, который определяет субъекта МСП именно как субъекта, сведения о котором внесены в реестр (ч. 1 ст. 3 Закона № 209-ФЗ).

Таким образом, если компания фактически соответствует критериям МСП, однако отсутствует в реестре, значит, надо разбираться, почему этой компании в реестре нет.

Обращение в ФНС России

В первую очередь отметим, что сервис, размещенный на сайте https://rmsp.nalog.ru/, позволяет заинтересованному лицу направить заявку на проверку сведений реестра в случаях отсутствия информации о нем в реестре либо некорректности данных реестра.

Дополнительно к направлению заявки через сайт ФНС России мы рекомендуем направить отдельное обращение в ФНС России с подробным обоснованием того, почему, по вашему мнению, компания должна быть в реестре, с приложением пакета подтверждающих документов (через сайт ФНС России, личный кабинет налогоплательщика или почтовым отправлением, однако в любом случае с обязательным сохранением доказательств направления обращения).

Есть вероятность, что исправленные данные будут внесены в реестр автоматически текущей датой, что не решит проблемы, поскольку для получения многих мер государственной поддержки в условиях распространения COVID-19 необходимо включение предприятия в реестр на дату 1 марта 2020 г. (см., например, постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»). В этой связи рекомендуем в просительной части обращения прямо указывать на включение компании в реестр МСП с даты не позднее 1 марта 2020 г., что, однако, не гарантирует того, что ФНС России пойдет навстречу заявителю.

Тем не менее компания при необходимости сможет подтвердить, что предприняла разумные и обоснованные меры к исправлению некорректных в отношении нее сведений реестра.

Обжалование действий ФНС России в суде

Также на практике встречаются случаи судебного обжалования невключения организаций в реестр МСП и исключения организаций из этого реестра.

Чаще всего отсутствие компании в реестре связано с тем, что она не отвечает либо перестала отвечать установленным Законом № 209-ФЗ критериям. В таком случае суды совершенно справедливо отказывают в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия ФНС России по невключению компании в реестр или, напротив, действий ФНС России по исключению компании из реестра (см., например, постановления Арбитражного суда Московского округа от 27.11.2018 № Ф05-18312/2018 по делу № А40-208419/17-115-3715, от 19.04.2018 № Ф05-3967/2018 по делу № А40-124765/17, от 24.07.2017 № Ф05-7357/2017 по делу № А40-216724/2016).

Также, как показывает анализ судебной практики, отсутствие компании в реестре может быть связано с непередачей в срок в адрес ФНС России нужных сведений держателем реестра акционеров АО — регистратором, если речь идет об АО. Напомним, что на основании ч. 6.1 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ именно регистраторы формируют перечень АО, соответствующих условиям для включения в реестр по состоянию на 1 июля текущего календарного года, для передачи в ФНС России с целью внесения таких обществ в реестр МСП. Передать такие сведения регистраторы обязаны в срок до 5 июля.

В случае пропуска регистратором срока передачи сведений данные об АО в реестр не попадают.

Суды подтверждают, что такой срок является пресекательным (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.08.2019 № Ф05-13024/2019 по делу № А40-227500/2018). Следовательно, в таком случае обращаться в суд с иском к ФНС России об обязании внести в реестр МСП сведения о соответствующем АО бессмысленно — вины ФНС России в отсутствии компании в реестре нет.

Равным образом если аудиторы не передали предусмотренные ч. 6.2 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ сведения о той или иной компании в ФНС России, что, в свою очередь, послужило основанием для невключения компании в реестр МСП, суд не признает действия (бездействие) ФНС России незаконными.

Однако на практике не исключены технические ошибки либо неправильная оценка самой ФНС России показателей того или иного хозяйствующего субъекта. Это может привести, соответственно, к принятию госорганом некорректного решения, связанного с ведением реестра.

Предмет доказывания

Поскольку очевидно, что отсутствие компании в реестре негативно сказывается на ее хозяйственной деятельности, нарушает ее права на получение льгот и иных мер поддержки, предоставляемых субъектам МСП, такая компания может обратиться в суд с заявлением к ФНС России о признании ее действий (бездействия) незаконными и выиграть дело — при условии, что ей удастся доказать определенные обстоятельства.

Так, для признания действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными, необходимо наличие в совокупности двух условий (ст. 13 Гражданского кодекса, ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса):

  • несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;

  • нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, если установит два вышеуказанных обстоятельства в совокупности, примет решение о признании действий (бездействия) государственного органа незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ) и возложит на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке и сроки (п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ).

Подчеркнем, что просто обязать инспекцию произвести нужные манипуляции с реестром МСП вряд ли удастся: суд должен установить незаконность бездействия ФНС России по невключению компании в реестр или действий по исключению компании из реестра. Способ восстановления права в виде понуждения совершить определенные действия в такой категории дел является факультативным и следует судьбе основного требования (об оспаривании действий (бездействия)). Этот вывод следует из содержания п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ и подтверждается судами при рассмотрении конкретных дел (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2018 № 13АП-12171/2018 по делу № А56-69903/2017).

Таким образом, при формулировании требований важно помнить, что без оспаривания действий или бездействия инспекции требование об обязании инспекции совершить определенные действия, вероятнее всего, не будет удовлетворено судом.

В целом судебная практика знает положительные примеры разрешения дел о признании действий (бездействия) ФНС России незаконными в подобных ситуациях.

Пример из практики

В деле ООО «Юникон-ЗСК» против ФНС России компании удалось добиться признания незаконными действий налогового органа по исключению сведений о ней из реестра МСП. ФНС России неправильно оценила показатели компании, в частности, неверно определила структуру владения компанией, а также не учла факт состоявшейся реорганизации компании, что в совокупности повлекло за собой незаконное исключение компании-заявителя из реестра.

В итоге суд признал незаконными действия ФНС России и обязал ее восстановить сведения о компании в реестре МСП. Причем, как следует из информации с сайта https://rmsp.nalog.ru, ФНС России включила данные о компании в реестр задним числом: не с даты вступления в законную силу судебного акта, а с той даты, с которой, при правильном применении ФНС России норм законодательства, компания должна была быть включена в реестр. Даже несмотря на то, что суды не указали в судебных актах на их ретроактивное действие.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2018 № 09АП-27639/2018 по делу № А40-233138/17

Добавим, что ООО «Юникон-ЗСК» пошло дальше и в другом судебном деле даже попыталось взыскать с ФНС России убытки в виде упущенной выгоды в размере стоимости контракта (более 30 млн руб.), право на заключение которого оно могло получить, если бы сведения о компании числились в реестре. Однако суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований со ссылкой, в частности, на отсутствие причинно-следственной связи между действиями ФНС России по исключению общества из реестра и неполучением обществом дохода от исполнения контракта.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.02.2020 № Ф05-189/2020 по делу № А40-269457/2018

Учитывая исключительный характер ситуации с COVID-19, сложно предсказать, каким именно будет подход государства, в том числе в лице судебных органов, в вопросах ведения реестра МСП, а также окончательного определения круга субъектов, имеющих право на получение государственной поддержки в условиях пандемии. Тем не менее обоснованная необходимость в оспаривании содержания реестра МСП может возникнуть.

***

Резюмируя изложенное, выделим четыре главных процессуальных аспекта, которые нужно принимать во внимание в рамках судебного оспаривания содержания реестра МСП:

  • надлежащим ответчиком по таким категориям споров является ФНС России (а не территориальные налоговые инспекции), поскольку именно она является органом, уполномоченным вести реестр МСП;

  • дела об оспаривании действий ФНС России по исключению компании из реестра МСП или бездействия ФНС России по невключению компании в реестр относятся к делам, порядок рассмотрения которых регулируется главой 24 АПК РФ. Производство возбуждается на основании заявления заинтересованного лица (а не искового заявления), то есть рассмотрение таких дел производится в порядке заявительного, а не искового производства;

  • одного только требования о включении сведений о компании в реестр МСП в просительной части заявления недостаточно: прежде всего, необходимо просить суд признать незаконным бездействие ФНС России по невключению компании в реестр или действия ФНС России по исключению компании из реестра (в зависимости от фактических обстоятельств);

  • формулируя пункт просительной части заявления о включении сведений о компании в реестр, укажите на необходимость внесения таких сведений ретроспективной датой (датой, в которую, при правильном применении ФНС России норм законодательства, компания должна была быть включена в реестр). В отсутствие иных указаний в судебном акте, которым будет окончено рассмотрение дела по существу, нельзя исключить, что ФНС России внесет сведения в реестр МСП датой вступления в законную силу соответствующего судебного акта, что может не соответствовать интересам хозяйствующего субъекта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *