Движение задним

К такому неожиданному выводу пришел председатель суда Ненецкого автономного округа, разбирая дело гражданки Медведевой, которую ранее лишили прав за оставление места ДТП.

На парковках регулярно случаются такие ситуации: кто-то пытался выехать в узком пространстве, случайно задел соседнюю машину, не заметил этого и уехал. Владелец пострадавшего автомобиля вызывает ГИБДД. При этом на уехавшего водителя заводится административное дело за оставление места ДТП. За это предусмотрена ответственность частью 2 статьи 12.27 Кодекса об административных правонарушениях в виде лишения прав на срок от года до полутора лет.

Подобная история произошла с гражданкой Медведевой. Она выезжала с парковки задним ходом, потом выровняла автомобиль и поехала вперед, как вдруг сзади раздался сигнал. Она остановилась, к ней подошел мужчина и сказал, что она наехала на припаркованный «ВАЗ». Медведева осмотрела свою машину и «ВАЗ», повреждений не увидела и уехала.

Однако свидетель сообщил о происшествии в дежурную часть. Он же встретил вышедшего из магазина хозяина припаркованного «ВАЗа» и рассказал ему о наезде. А вечером к Медведевой приехали сотрудники ГИБДД и оформили протокол о неисполнении обязанностей при ДТП. Мировой суд признал ее виновной, несмотря на заявления о том, что она звука столкновения не слышала и повреждений на машинах не обнаружила, и лишил прав на год. При этом суд сослался на то, что повреждения на автомобилях усмотрели сотрудники ГИБДД: нитевидную царапину на заднем бампере автомобиля обвиняемой и повреждение лакокрасочного покрытия на правом переднем крыле «ВАЗа».

Выводы мирового судьи поддержал и городской Нарьян-Марский суд. Однако председатель суда Ненецкого автономного округа признал решения нижестоящих судов незаконными. И вот по каким основаниям. Мировой суд установил, что Медведева при движении на своем автомобиле задним ходом совершила наезд на стоящий «ВАЗ», после чего уехала.

Само по себе соприкосновение машин между собой без последствий, указанных в правилах, не может квалифицироваться как ДТП

Это подтверждается доказательствами, исследованными мировым судьей, и по существу не оспаривались Медведевой. Хотя она и заявила, что столкновения при совершении маневра не слышала.

Признавая ее виновной, мировой судья сослался на имеющиеся в материалах дела доказательства, а именно: на протокол об административном правонарушении, схему места ДТП, справку о ДТП, а также на письменные объяснения пострадавшего и самой обвиняемой. Но выводы мирового судьи о наличии дорожно-транспортного происшествия, предусмотренного Правилами дорожного движения РФ, сделаны были без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности на основании доказательств, представленных ГИБДД.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге автомобиля и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления указанных последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные правилами при ДТП, указал председатель суда.

Если касание машин не расценивается как авария, то водитель не обязан остановиться, выставить знак аварийной остановки и вызвать ГАИ

В то же время в протоколе об административном правонарушении нет указаний о наличии каких-либо последствий наезда автомобиля Медведевой на «ВАЗ». В объяснении владельца «ВАЗа» нет сведений о том, что его автомобилю был причинен какой-либо материальный ущерб. Сама Медведева отрицает повреждение своей машины в результате наезда. Из справки о ДТП видно, что на автомобилях есть повреждения. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда.

То, что по данному делу не проводилась автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин, не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с их участием. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП.

А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы доказать, что авария была, необходимо, чтобы были повреждения на автомобилях, и еще требуется доказать, что они появились в результате взаимодействия этих машин.

Действительно, об аварии в данной ситуации сотрудникам ГИБДД и потерпевшему стало известно только со слов свидетеля. Пострадавший не предъявлял материальных претензий. Виновница якобы произошедшего ДТП тоже не заметила никаких повреждений своего автомобиля. Получается, что авария высосана из пальца сотрудниками ГИБДД только на основании показаний некоего свидетеля, который неизвестно что увидел, при этом суды его не допрашивали.

Разъяснение «РГ»

Напомним, в каких случаях водитель может спокойно уехать с места ДТП и ему за это ничего не будет. Все они прописаны в правилах дорожного движения и законе об ОСАГО. Увы, водителям необходимо знать постулаты этих документов. Потому что правила дорожного движения отсылают именно к закону об ОСАГО.

Если в аварии получили повреждения только автомобили и не пострадали люди, то можно передвинуть машину на обочину и оформить аварию без вызова ГИБДД. То есть по Европротоколу. На обе машины должны быть оформлены полисы ОСАГО. При этом не причинен ущерб третьим лицам. Например, ни одна из машин не въехала в отбойник или тросовое заграждение.

Если у автовладельцев вообще нет претензий к друг другу, то также можно смело уезжать.

Звоните: 8 (495) 979-03-21 / 8 (495) 943-06-95

В последнее время на дорогах крупных городов все чаще появляется знак «Выезд запрещен», получивший в народе название «кирпич». Связано это в первую очередь с тем, что дороги, на которых до этого было двухстороннее движение, по решению соответствующих органов исполнительной власти с целью их разгрузки получают статус односторонних.

Намеченная тенденция к увеличению улиц с односторонним движением требует от водителей повышенного внимания. Малейшая невнимательность автолюбителя, повлекшая движение «под кирпич», может закончиться лишением прав.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 12.16 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. Данное нарушение не стоит путать с тем, когда водитель осуществляет движение во встречном направлении по встречной полосе, в данной статье речь пойдет об односторонних дорогах и движении во встречном направлении по ним.

В 2013 году вступили в силу поправки, согласно которым повторное движение во встречном направлении по односторонней дороге наказывается лишение прав на срок один год.

За движение во встречном направлении по односторонней дороге предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 5000 рублей или лишения прав на срок от четырех до шести месяцев (часть 3 статьи 12.16 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

За повторное движение во встречном направлении по односторонней дороге предусмотрена ответственность в виде лишения прав сроком на один год (часть 3.1 статьи 12.16 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Статус односторонней дороги определяют соответствующие знаки особых предписаний, запрет же для въезда на одностороннюю дорогу чаще всего устанавливает дорожный знак «Въезд запрещен». Таким образом, проезд под «кирпич», при наличии за данным знаком одностороннего движения, может закончиться для водителя привлечением к административной ответственности.

При этом ссылки водителя на то, что проезд под знак «кирпич» был неумышленным, например, был вызван указаниями установленного в машине навигатора или совсем недавней установкой нарушенного знака «Въезд запрещен», едва ли помогут водителю избежать административной ответственности по ч.3 ст. 12.26 КоАП РФ.

Так, КоАП РФ устанавливает для правонарушителей ответственность не только за умышленные правонарушения, но и за правонарушения, совершенные по неосторожности. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В соответствии с Правилами дорожного движения РФ, водитель транспортного средства обязан знать и соблюдать относящиеся к нему дорожные знаки. Таким образом, выезд на одностороннее движение по неосторожности, например, когда водитель не заметил соответствующего знака, не освобождает его от административной ответственности. Неосторожное совершение правонарушения может лишь быть признано судом смягчающим ответственность обстоятельством.

Между тем, стоит учитывать, что дорожный знак «Въезд запрещен» (кирпич) в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 устанавливается не только там, где имеется одностороннее движение, но и в некоторых других случаях. Так, в частности, указанный знак может находиться на дороге для организации раздельных въезда и выезда на площадках для стоянки транспортных средств, площадках отдыха, автозаправочных станциях и т.п. В данном случае за нарушение знака «кирпич» водитель не должен нести ответственность по ч.3 ст. 12.16 КоАП РФ.

Выехать на односторонне движение водитель может при нарушении любого другого дорожного знака, указывающего на наличие одностороннего движения со встречного водителю направления. Правила дорожного движения содержат достаточное количество дорожных знаков, которые могут указывать водителю на одностороннее движение. При нарушении любого из этих знаков водителю может грозить лишение водительского удостоверения.

Однако вменяемый инспектором ДПС автовладельцу знак должен соответствовать требованиям ГОСТ, а также правилам дорожного движения. В частности, в силу ГОСТ Р 52289-2004, расстояние видимости любого дорожного знака должно быть не менее 100 метров. Знаки устанавливают справа от проезжей части или над нею. ГОСТ определяет также порядок установки знаков относительно проезжей части, расстояние от нижнего края знака до поверхности дорожного покрытия, расстояние между ближайшими краями соседних знаков, размещенных на одной опоре, а также иные правила установки дорожных знаков.

На практике возникают ситуации, при которых обозначающие одностороннее движение дорожные знаки скрыты листвой или иными объектами, а также установлены в непредусмотренных для этого ГОСТом местах. В таких случаях водитель не должен нести ответственности за последствия своих деяний, в том числе и за движение во встречном направлении по односторонней дороге, поскольку он не имеет возможности определить наличие запрета для движения своего транспортного средства.

Ошибочное толкование нормативных актов, а также игнорирование требований ГОСТа инспекторами ДПС может привести к необоснованному составлению в отношении водителей транспортных средств протоколов по ч.3 ст. 12.16 КоАП РФ за движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.

В случае обвинения в подобном правонарушении, водителю может потребоваться помощь автоюриста в суде, которого он по закону имеет право привлечь в качестве своего защитника. И тут важно обратиться к узкоспециализированному профессионалу, имеющему опыт положительного решения в суде именно данной категории дел.

Лишаю прав за проезд «под кирпич»? Юристы Центра защиты прав автовладельцев «АвтоСуд» готовы предложить Вам свою защиту в суде при обвинении по ч.3 ст. 12.16 КоАП РФ. Мы накопили достаточный для оказания квалифицированной помощи опыт участия в судах по данной категории дел, знаем как прекратить производство или убедить судью назначить штраф вместо лишения прав за выезд на одностороннее движение. Наши специалисты успешно помогают остаться с правами автолюбителям, привлекаемым к административной ответственности за данное нарушение, с тех пор, когда еще за движение во встречном направлении административным кодексом не было предусмотрено наказания в виде штрафа, а предусмотрена была лишь одна санкция — лишение права управления транспортным средством.

Административным кодексом предусмотрено несколько видов наказаний за въезд под «кирпич» и движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением. Судья может выбрать для Водителя одно из следующих наказаний:

  • штраф 5000 руб.;
  • лишение права управления транспортными средствами на срок 4 месяца;
  • лишение права управления транспортными средствами на срок 5 месяцев;
  • лишение права управления транспортными средствами на срок 6 месяцев.

Никто не обязывал судей применять в качестве наказания именно штраф. Кроме этого, многие судьи считают, что такое нарушение, как движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением должно наказываться исключительно лишением водительских прав. К нам регулярно обращаются Водители, которые хотели бы обжаловать постановление мирового судьи о лишении прав за выезд на встречную полосу или на встречные трамвайные пути. Как правило, это Водители, которые понадеялись на «авось» и пришли в суд, чтобы доказать свою правоту или получить штраф.

Ситуация особенно ухудшилась с 2016 года, поскольку теперь при оплате назначенного штрафа в течение 20 дней, Водитель может оплатить половину этого штрафа. Судей абсолютно не устраивает, что фактически Водитель может отделаться штрафом в 2500 руб. за такое серьезное нарушение, как выезд на одностороннее движение во встречном направлении, в связи с чем мировые судьи стали гораздо чаще наказывать Водителей лишением прав. Практика показывает, что при обжаловании остаться с правами и отменить постановление мирового судьи о лишении прав гораздо сложнее, чем заранее обратиться к нам и решить вопрос на уровне суда первой инстанции.

Достаточно важным является положение п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, согласно которому, обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения за последний год.

Таким образом, если Водитель за последние 12 месяцев имеет в своем послужном списке хотя бы один штраф, то судья с большой вероятностью назначит ему наказание в виде лишения водительских прав. Не имеет значения, оплачен штраф или нет. Не играет роли и то, за что был назначен штраф (превышение скорости, нарушение правил разметки и др).
Сотрудники ГИБДД, в свою очередь, заботливо направляют в суд вместе с протоколом об административном правонарушении карточку Водителя, в которой зафиксированы сведения о его нарушениях и штрафах за несколько последних лет. Но даже в том случае, когда водитель не привлекался ранее к административной ответственности, вероятность остаться без прав тоже достаточно велика.

Купить и подключить автоприцеп к легковому автомобилю не сложно, а вот ездить с прицепом задним ходом удается не всем водителям. Правильно сдавать назад с нагруженным автоприцепом – значит исключить вероятность аварий, столкновений и сделать маневрирование предсказуемым. Научиться управлять машиной с прицепом не сложно: важно соблюдать несколько простых правил, удобно сидеть за рулем, обеспечить достаточную обзорность и не совершать резких движений (оптимальная скорость езды задним ходом – до 15 км/ч). Чем медленнее едет автомобиль, тем слабее толчки, передаваемые прицепу и меньше ее отклонения от заданной траектории. Но самое главное – правильное вращение рулевого колеса: при необходимости повернуть налево руль следует вращать направо и наоборот. При этом в процессе обучения необходимо разворачивать корпус назад, а не ориентироваться только по зеркалам – так вы получите максимальный контроль над ситуацией.

Подготовка к движению задним ходом

До того как сдавать назад с прицепом, важно выровнять прицеп и транспортное средство так, чтобы они находились на одной линии. Тренироваться стоит с прицепом без высокого тента, иначе придется дополнительно смотреть в боковые зеркала, что сложно для новичков и отвлекает от езды. Займите удобное положение, развернувшись вполоборота вправо (держитесь правой рукой за спинку переднего пассажирского кресла). Непривычное положение корпуса сказывается на координации движений, поэтому трогаться нужно медленно и плавно.

Правильно сдавать назад – значит предугадывать траекторию поворота автоприцепа и своевременно делать перекладки руля. Если прицеп начинает отклоняться, заблаговременно поверните руль в необходимую сторону небольшими энергичными движениями. Еще один вариант выровнять грузовик или автомобиль с автоприцепом – немного проехать вперед.

Основные правила безопасной езды

Безопасная езда с прицепом требует широкого обзора: при сдаче назад появляется несколько слепых зон, осложняющих оценку ситуации. Сдавать задним ходом при парковке, заезде в гараж или выезде со стоянки поначалу лучше с помощником, который будет сообщать о критическом приближении к объектам (другим автомобилям, ограждениям, бордюрам). Если помочь некому, не забывайте следующие правила:

    • повороты выполняют в 2 этапа (сначала установите автоприцеп по направлению езды, затем выверните колеса напрямую, действуя резко и с упреждением);
    • при езде задним ходом нужно постоянно подруливать, вращая рулевое колесо в обратную движению сторону;
    • при отклонении прицепа от траектории более чем на 150 не старайтесь выровнять – сдайте немного вперед (в противном случае интенсивное вращение руля приведет к тому, что автоприцеп развернет боком);
    • сдавать назад и поворачивать легче, если обхватить руль в нижней части.

Несколько советов для новичков и не только

По возможности поворачивайте налево (в сторону левого борта), чтобы обеспечить точное управление и визуальный контроль над движением прицепной техникой через боковое окно. Для автомобилей с правым рулем действует обратное правило: управлять прицепом при движении проще, если повернуть направо. В обучающих целях используйте длинные автоприцепы – их легче контролировать при езде, поскольку короткие модели более маневренны и чувствительны к поворотам руля. Чтобы понять, как правильно ездить задним ходом с прицепом, настоятельно рекомендуем посетить тренировочную площадку с вешками или пластиковыми конусами. Проворачивайте рулевое колесо максимально медленно, а при возникновении сомнений не ленитесь выйти из машины и убедиться в правильности своих действий (пара потраченных минут – ничто по сравнению с парой тысяч рублей, которые вы потратите на удаление царапин, если зацепите близстоящие объекты).

Добрый день, уважаемый читатель.

В заключительной статье серии «Одностороннее движение» речь пойдет о штрафах ГИБДД, которые могут быть наложены при движении по дорогам с односторонним движением:

  • Штраф за неправильный поворот налево.
  • Штраф за движение во встречном направлении.
  • Штраф за движение задним ходом.

Напомню, что в предшествующих статьях серии рассмотрены знаки на дорогах с односторонним движением, знаки на дорогах с выделенными полосами для маршрутных транспортных средств и правила маневрирования на одностороннем движении.

Штраф за выезд с одностороннего движения (поворот налево)

В предшествующей статье речь шла о том, что при повороте налево на дороге с односторонним движением необходимо занять крайнее левое положение на проезжей части (а в случае дороги с полосой для маршрутных транспортных средств нужно поворачивать налево от этой полосы, не заезжая на нее).

Если водитель поворачивает налево от центра проезжей части (белый автомобиль на рисунке выше), то это ведет к наложению штрафа в размере 500 рублей (Статья 12.14):

11. Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Штраф за движение во встречном направлении в 2020 году

Движение против направления одностороннего движения может иметь место в случае разворота или въезда на одностороннее движение с обратной стороны (под знак «кирпич»).

Такой маневр весьма опасен, т.к. он может стать причиной лобового столкновения. Поэтому наказание за него предусмотрено существенное — 5 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев (Статья 12.16):

3. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением —

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

31. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Повторный (в течение 1 года) выезд на одностороннее движение во встречном направлении повлечет более суровое наказание — 1 год лишения прав.

Движение задним ходом по дороге с односторонним движением

Отдельного внимания заслуживает движение задним ходом по дороге с односторонним движением, т.к. этот маневр довольно долго оставался спорным.

Первое разъяснение по данному вопросу Верховный Суд дал в 2012 году. Постановление пленума содержало перечень ситуаций, в которых водитель не должен быть лишен прав за движение задним ходом по одностороннему движению.

Однако в 2019 году вышло новое Постановление пленума Верховного Суда №20, которое сделало ситуацию проще:

При применении этой нормы следует иметь в виду, что исходя из содержания пункта 8.12 ПДД РФ движение задним ходом по дороге с односторонним движением не запрещается. Вместе с тем действия водителя, выехавшего задним ходом на дорогу с односторонним движением в нарушение требований дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен», следует квалифицировать по части 3 статьи 12.16 КоАП РФ, а в случае, когда такой маневр был совершен на перекрестке, — также и по части 2 статьи 12.14 КоАП РФ.

То есть само по себе движение задним ходом по одностороннему движению нарушением не является.

Однако если при движении задним ходом водитель нарушит другие требования правил дорожного движения (например, проедет под знак «кирпич»), то его ждет лишение водительского удостоверения в соответствии с приведенной выше частью 3 статьи 12.16 КоАП.

Ну а в дополнение рекомендую Вам изучить следующую статью:

В ней рассмотрены штрафы, которые могут быть наложены на дороге с односторонним движением, имеющей встречную выделенную полосу для общественного транспорта.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 25 августа 2020 Раздел: Штрафы ГИБДД Об авторе: Максим Калашников — эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru). Серия статей «Одностороннее движение»Одностороннее движение. Часть 1. Дорога с односторонним движением.Дорога с полосой для маршрутных транспортных средствПравила одностороннего движенияШтрафы на дороге с односторонним движением

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *