Досудебное следствие

СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ ФОРМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО

РАССЛЕДОВАНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Долгополое Владислав Юрьевич

преподаватель кафедры права Волгодонского института экономики, управления и права (филиал) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.», РФ, г. Волгодонск

E-mail: 882 7555@mail.ru

THE SIMILARITIES AND DIFFERENCES OF THE FORMS OF THE PRELIMINARY INVESTIGATION IN THE CRIMINAL PROCEDURE OF

THE RUSSIAN FEDERATION

Vladislav Dolgopolov

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются наиболее характерные особенности предварительного следствия и дознания позволяющие исследовать сходство и различие данных форм предварительного расследования. В итоге исследования сделан вывод об обоснованности и необходимости наличия в стадии предварительного расследования дознания как самостоятельной формы расследования преступлений.

Ключевые слова: формы предварительного расследования преступлений; предварительное следствие; производство дознания; следователь; дознаватель.

Keywords: forms of pretrial inquest; investigation; inquiry; investigator.

Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |

По УПК РСФСР производство предварительного следствия является обязательным по всем уголовным делам за исключением дел, по которым производится дознание . В свою очередь, согласно статьи 150 УПК РФ, предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания. Определение данной нормы сформулировано очень давно, для правоприменителя предельно понятно, что-либо перепутать в ней практически невозможно.

С практической точки зрения, существующее предварительное расследование возможно определить как закрепленную в уголовном процессе деятельность органов дознания и предварительного следствия по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, уголовного преследования и привлечения совершивших их лиц к уголовной ответственности.

Впервые на законодательном уровне определение дознания сформулировано в п. 8 ст. 5 УПК РФ, законодательством установлено следующее: дознание — форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно . Данным определением современный законодатель сузил пределы понятия «дознание», ограничив его сущность только одним видом деятельности органа дознания — расследование преступлений в полном объеме. Такие виды деятельности органов дознания как возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий перестали входить в понятие «дознание», хотя эти функции де-факто и де-юре исполняются органом дознания.

Определения предварительного следствия в статьях УПК РФ не содержится. С другой стороны, перефразируя определение дознания можно вывести следующее определение: предварительное следствие — форма предварительного расследования, осуществляемого следователем, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия обязательно.

Предварительное следствие представляется как совокупность норм законодательства об уголовном судопроизводстве, определяющих порядок производства предварительного расследования, осуществляемого следователем.

В то же время, предварительное следствие — это расследование преступления, производимое следователями Следственного комитета, Органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков. Оно может быть проведено также начальником следственного отдела (ст. 39 ч. 2 УПК РФ).

Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, подследственных органам дознания (ч. 2 ст. 150 УПК РФ). Предварительное следствие считается основной формой расследования, так как в ней наиболее полно представлены все процессуальные возможности досудебного производства и гарантии прав участвующих лиц.

Возникает парадоксальная ситуация когда на законодательном уровне закреплена возможность нарушения прав граждан участвующих в предварительном расследовании проводимом в форме дознания в отличии от участников расследования в форме предварительного следствия

Между формами предварительного расследования существуют правовые различия, которые основаны на формальных признаках, не влияющих на внутреннее содержание следствия и дознания, проанализируем некоторые из них.

1. Процессуальное положение лица, совершившего преступление. В отличии от предварительного следствия, при производстве дознания оно имеет статус подозреваемого. Уголовно-процессуальное доказывание по делу осуществляется в отношении подозреваемого. Статус обвиняемого приобретается после составления обвинительного акта, которым заканчивается дознание (ч. 1 ст. 225 УПК РФ).

2. Круг составов. Дознание проводится только по преступлениям средней и небольшой тяжести, предварительное следствие — по тяжкими и особо тяжким, а также по иным составам, перечисленным в ч. 2 ст. 151 УПК РФ.

3. Окончание предварительного расследования. По результатам предварительного следствия составляется обвинительное заключение, по результатам дознания — обвинительный акт.

4. Сроки предварительного расследования. Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2-х месяцев со дня возбуждения уголовного дела (ч. 1, ст. 162 УПК РФ). Продлевается до 3-х и до 12-ти месяцев, а в исключительных случаях и свыше (ч.ч. 4, 5, ст. 162 УПК РФ). Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток (ч. 3, ст. 223 УПК РФ). В необходимых или исключительных случаях срок производства дознания может быть продлен на 6 и 12 месяцев соответственно (ч.ч. 4, 5, ст. 223 УПК РФ).

5. Субъект, осуществляющий предварительное расследование. Предварительное следствие проводится следователями СК, ОВД, ФСБ, ФСКН (ч. 2, ст. 151 УПК РФ), дознание — дознавателями ОВД, ПО ФСБ, ФССП, ГПН ФПС, ФТС, следователями СК и ФСКН (ч. 3, ст. 151 УПК РФ). В дознании законодатель обошел своим вниманием следователей ОВД, ФСБ и начальника следственного отдела — логика неоднозначна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Прокурорский надзор и ведомственный контроль. Эти формы контроля представляют собой установленные законом процессуальные механизмы обеспечения законности дознания и предварительного следствия. Судебный контроль сюда не включен в виду однообразия для всех видов предварительного расследования. Ведомственный контроль различается по сути и содержанию органов его исполняющих и ограничивается отраслевой сферой. Наиболее интересными для анализа представляются установленные законодателем полномочия прокурора и правила прокурорского надзора за дознанием и предварительным следствием. Весьма существенными являются

полномочия прокурора по надзору за дознанием. В свою очередь, прокурорский надзор за проведением предварительного следствия сводится лишь к рассмотрению жалоб на действия (бездействие) или решения следователя, требованию от органов предварительного следствия устранения нарушений федерального законодательства, разрешению споров о подследственности, праву принимать решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и некоторым иным надзорным полномочиям.

Указанные признаки не изменяют существа производства предварительного расследования и в случае объединения всех его видов под эгидой судебного следователя с легкостью и без ущерба для предварительного расследования как стадии уголовного судопроизводства, могут быть преодолены.

Анализируя представленные различия, автор приходит к выводу о том, что дознание не является самостоятельным видом предварительного расследования преступлений как это представлено в существующем законодательстве, а представляет собой часть предварительного следствия осуществляемого по выделенным составам преступлений.

Данный вывод подтверждается наличием правовых признаков присущих всем формам досудебной подготовки материалов влияющих на внутреннее содержание следствия и дознания для производства предварительного расследования, к ним относятся:

1. Предварительное следствие и дознание призваны осуществлять правоохранительные функции.

Одним из направлений (функций) правоохранения является выявление и расследование преступлений.

Статья 151 УПК РФ устанавливая подследственность, позволяет сформировать исчерпывающий список структур проводящих предварительное расследование

Преимущественная принадлежность этих структур к правоохране непосредственно следует из действующего законодательства, где они либо

прямо перечислены в числе правоохранительных структур государства, либо это следует из законодательно закрепленных функций этих органов.

Содержанием, наполнением правоохранительной функции предварительного расследования является принятие предусмотренных законом мер к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию. В этих целях органы предварительного расследования проводя досудебную подготовку материалов собирают все необходимые доказательства, изобличающие лицо в совершении преступления, и определяют квалификацию по имеющимся признакам конкретного состава преступления, предусмотренного статьей Особенной части Уголовного кодекса РФ.

2. Предварительное следствие и дознание в УПК РФ закреплены как формы предварительного расследования.

Частью 1 ст. 150 УПК РФ определяется, что предварительное расследование производится в двух формах — предварительного следствия и дознания.

Под предварительным следствием подразумеваются, в первую очередь, нормы законодательства об уголовном судопроизводстве, определяющие порядок производства данного вида предварительного расследования (ст.ст. 162—170 гл. 22 «Предварительное следствие» УПК РФ).

«Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24—29 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей главой» (ч. 1, ст. 223 УПК РФ).

«Дознание в сокращенной форме производится в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей главой» (ч. 1, ст. 226.1 УПК РФ).

3. Предварительное следствие и дознание разрешают единые общие и непосредственные задачи.

В частности Н.А. Громов к задачам предварительного расследования относит: быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;

всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела; выявление и процессуальное закрепление доказательств для дальнейшего их использования в процессе судебного разбирательства; обеспечение законности и обоснованности привлечения в качестве обвиняемого и недопущение привлечения невиновных к уголовной ответственности; обеспечение участия обвиняемого в производстве по уголовному делу и недопущение дальнейшей преступной деятельности с его стороны; выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятие мер по их устранению; определение размера ущерба, причиненного преступлением, и принятие мер по обеспечению его возмещения .

4. Процессуальными основаниями, при производстве предварительного следствия и дознания, являются единые нормы уголовно-процессуального законодательства России.

Содержание процессуальных оснований предварительного расследования закреплено в статьях закона: Формы предварительного расследования (ст. 150 УПК РФ) — Предварительное следствие и Дознание; Подследственность (ст. 151—152 УПК РФ); Родовая подследственность; Альтернативная подследственность (ч. 5 ст. 151 УПК РФ); Подследственность по связи уголовных дел; Территориальная подследственность; Соединение и выделение уголовных дел, выделение в отдельное производство материалов уголовного дела (ст. 153—155 УПК РФ); Начало производства предварительного расследования (ст. 156 УПК РФ); Производство неотложных следственных действий (ст. 157 УПК РФ); Окончание предварительного расследования (ст. 158 УПК РФ); Восстановление уголовных дел (ст. 1581 УПК РФ); Обязательность рассмотрения ходатайства (ст. 159 УПК РФ); Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества (ст. 160 УПК РФ); Недопустимость разглашения данных предварительного расследования (ст. 161 УПК РФ).

5. Единые для предварительного следствия и дознания характерные уголовно-правовые последствия деятельности. Предварительное расследование

завершенное составлением обвинительного акта или обвинительного заключения служит основанием для рассмотрения уголовных дел в суде, установления виновности и назначения наказания.

Наличие представленных функциональных составляющих элементов предварительного расследования доказывает, что дознание по содержанию ничем не отличается от предварительного расследования.

Имеющийся выделенный список составов преступлений подследственных дознанию и отсутствие в дознании механизма предъявления обвинения не позволяют рассматривать дознании как о самостоятельный вид предварительного расследования.

На основании проведенного краткого исследования возникает вопрос об обоснованности и необходимости наличия в стадии предварительного расследования дознания как самостоятельной формы расследования преступлений .

Называя субъектов предварительного расследования следователем и дознавателем, наделив их одинаковыми процессуальными полномочиями, создав разделение принимаемых ими итоговых решений на обвинительное заключение и обвинительный акт, имеющих одинаковую структуру и содержание законодатель не только не создал самостоятельной формы расследования, но и усложнил всю процедуру предварительного расследования.

Список литературы:

1. Громов Н.А. Уголовный процесс России: учеб. пособие. М.: Юристъ, 1999. — С. 232—234.

2. Лодкин А.Е. Совершенствование деятельности органов дознания … кандидата юридических наук: 12.00.11. М., 2009. — 209 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс, учебник 5-е издание / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский Норма Инфра-М М., 2013. — С. 141

4. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 года/»Ведомости ВС РСФСР», — 1960, — № 40, — ст. 592.

Новая редакция Ст. 150 УПК РФ

1. Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

1.1. Дознание производится в общем порядке либо в сокращенной форме.

2. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в части третьей настоящей статьи.

3. Дознание производится:

2) по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести — по письменному указанию прокурора.

4. По письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в пункте 1 части третьей настоящей статьи, могут быть переданы для производства предварительного следствия.

Комментарий к Статье 150 УПК РФ

Комментарий удалён по просьбе автора.

Другой комментарий к Ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Следующая за возбуждением уголовного дела стадия в российском уголовном процессе называется предварительным расследованием. Уголовно-процессуальная деятельность в этой стадии подчинена решению следующих задач: путем производства следственных действий по собиранию доказательств во взаимодействии с органами дознания, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и при строжайшем соблюдении прав всех участников уголовного процесса раскрыть преступление, объективно установить фактические обстоятельства дела, изобличить виновного и обеспечить привлечение его к уголовной ответственности, возместить причиненный преступлением ущерб, а также выяснить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, приняв меры к их устранению; подготовить материалы уголовного дела к судебному разбирательству. При наличии предусмотренных законом оснований эта деятельность может закончиться также прекращением уголовного дела и реабилитацией невиновного. Предварительным такое расследование называется потому, что оно ведется до суда и для суда. Однако, являясь предварительным, расследование не теряет своего важного значения, и орган расследования не может ограничиться приблизительными, недостоверными выводами. Предварительное расследование должно быть таким, чтобы у суда были все возможности правильно разрешить уголовное дело, вынести законный, обоснованный, мотивированный и справедливый приговор.

2. Стадию предварительного расследования в обязательном порядке проходят почти все уголовные дела (исключение составляют дела частного обвинения). Как и любая другая, названная стадия уголовного процесса имеет не только свои задачи, но и свое специфическое содержание, свое начало и окончание, особый круг участников уголовно-процессуальной деятельности и завершается особым уголовно-процессуальным документом.

3. Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания. Основной из двух названных форм является предварительное следствие, главным признаком которого является то обстоятельство, что оно производится процессуально самостоятельным должностным лицом — следователем. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, исчерпывающий перечень которых приводится в ч. 3 комментируемой статьи. Это — преступления небольшой и средней тяжести. Расследование в форме дознания по таким делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и руководствуясь правилами производства предварительного расследования, сам, без передачи дела следователю, полностью устанавливает все обстоятельства предмета доказывания и завершает уголовное дело самостоятельно. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения в суде на общих основаниях (см. ст. ст. 223 — 226 УПК РФ и комментарий к ним).

4. Пунктом 2 ч. 3 комментируемой статьи прокурору предоставлено право ограничиться дознанием и по другим делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не передавая дело следователю. Такое решение прокурора должно облекаться в письменную форму. Оно представляет собой препроводительное письмо, адресованное соответствующему органу дознания, которому направляется уголовное дело. Указание прокурора о производстве дознания (вместо предварительного следствия) обязательно для органа дознания (в подавляющем большинстве случаев речь идет о милиции).

Чем отличается следствие от дознания

Определение 1

Предварительное следствие и дознание — это следственные органы, которые проводят досудебное расследование в разном порядке и с разными полномочиями.

Органы дознания и предварительного следствия в процессе производства расследования решают общие задачи, подчиняются единым нормам Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также единые последствия их работы (информация – материалы по делу рассматриваются в суде). При этом необходимо учесть, что данные органы являются самостоятельными органами расследования, орган предварительного расследования занимает более значимую роль. Любое уголовное дело может быть раскрыто в процессе предварительного расследования.

Органы дознания и предварительного расследования отличаются по следующим критериям:

  1. По уполномоченным органам. Предварительное расследование могут проводить (ст. 125 УПК РФ): следователи органов ФСБ; следователи органов внутренних дел; следователи федеральных органов налоговой полиции; следователи прокуратуры, следователи военной прокуратуры. Процесс дознания могут производить (ст. 117 УПК РФ): милиция; главнокомандующие или ими назначенные должностные лица воинских частей — по всем преступлениям, совершенных военнослужащими и др. подчиненными; органы ФСБ — по делам, которые отнесены законом к их полномочиям; главные должностные лица, следственных изоляторов и исправительных учреждений — по преступлениям, совершенных внутри учреждения сотрудниками; государственные органы государственного МЧС — по делам о нарушении противопожарных правил, о пожарах в целом; пограничная служба РФ и ее органы — по нарушениям пересечения режима государственной Федеральной границы и др. нарушений в зоне таможенного поста; капитаны кораблей или их помощники, находящихся в дальнем плавании, также управляющие лица зимовок в отсутствии транспортных связей с зимовкой; налоговая полиция — по нарушениям норм и правил налогообложения РФ; органы таможни — по делам о преступлениях, предусмотренных УПК.
  2. По срокам производства следствия. В случае, если предварительное следствие необходимо, процесс дознания со дня возбуждения уголовного дела должен быть закрыт в срок до 10 суток. Продлить этот срок нельзя. Тогда, когда предварительное следствие не обязательно, дознаватель должен закончить процесс дознания в течение 30 дней, в ряде обстоятельств возникает необходимость продлить срок дознания. Прокурор или вышестоящий орган может продлить срок ведения процесса дознания еще на 30 дней, но не более.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Предварительное следствие и дознание 480 руб.
  • Реферат Предварительное следствие и дознание 280 руб.
  • Контрольная работа Предварительное следствие и дознание 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Срок предварительного расследования со дня открытия уголовного дела составляет 2 месяца, однако, в случае необходимости, районный прокурор имеет право продлить данный срок расследования до 3 месяцев. Если рассматривается особо важное и сложное дело, срок предварительного расследования может быть продлен на 6 месяцев.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу, все указания прокурора обязательны как для следователя, так и для дознавателя. Но следователь может не согласится с решением прокурора, он имеет право обратиться к вышестоящему прокурору с аргументированными требованиями о пересмотре решения. К таким вопросам относится: объем обвинения, квалификация преступления, прекращение дела. В данных случаях прокурор либо отменяет решение нижестоящего прокурора, или отстраняет следователя.

По окончании процесса дознания дознаватель передает дело в суд или прокуратуру, известив обвиняемого о закрытии процесса расследования, без предъявления материалов для ознакомления обвиняемому.

Следователь по окончании расследования обязан известить обвиняемого, предоставить материалы для ознакомления, и после этого дело можно передавать в суд.

Замечание 1

Орган дознания является первой ступенью расследования, которое осуществляет дознаватель по любому уголовному делу, для производства которого предварительное следствие необязательно. Предварительное расследование – это завершающая стадия процесса расследования, которая обязана установить события самого преступления, розыск и изобличение виновного, возмещение причиненного ущерба.

Предварительное следствие как форма предварительного расследования

Предварительное расследование – это деятельность уполномоченных органов к розыску обвиняемого, установлению причин и фактов случившегося происшествия и изобличению виновного.

Существует два вида предварительного расследования:

  • Дознание. Его назначают по делам небольшой или средней тяжести.
  • Предварительное следствие. Установленный нормами процесс расследования, который ведет следователь. Начинается с момента открытия уголовного дела.

Приступив к производству, следователь собирает доказательства по уголовному делу.

Следственный орган имеет полномочия самостоятельно осуществлять следующие действия:

  • осматривать место преступления;
  • проводить следственный эксперимент;
  • обыск (с разрешения прокурора);
  • производить изъятие улик;
  • запрашивать сведения о телефонных разговоров и почтовых переписок;
  • проводить допросы и очные ставки;
  • предъявлять опознания личности;
  • назначать судебную экспертизу.

Субъектное разделение проведения розыска и субъектное разграничение имеет значение в процессе предварительного расследования. Следователи не занимаются оперативно-розыскной деятельностью, они уполномочены давать указания и инструкции органам дознании по проведению оперативно-розыскных мероприятий.

Предварительное расследование должно гарантировать соблюдение законных прав и интересов в досудебной стадии. Предварительное следствие обязательно по всем сложным делам, особенно, по преступлениям совершенным должностными лицами.

Предварительное следствие длится два месяца, по окончанию выносится обвинительное заключение.

Общие условия предварительного расследования

К общим условиям предварительного расследования относятся основные правовые нормы, закрепленные в уголовно-процессуальном законодательстве, применяемые в ходе предварительного следствия и дознания, отображающие его основные характерные черты, обеспечивающие реализацию принципов уголовного судопроизводства.

Общие условия отражены во всех действиях органов предварительного следствия и дознания, их соблюдение – один из необходимых элементов обеспечения законности по уголовному производству.

Правовые нормы общих условий предварительного расследования:

Подследственность. Юридическое свойство уголовного дела согласно которому предварительное расследование относится к компетенции определенных органов предварительного следствия или дознания. Подследственность определяется на основании ведомственного и территориального критериев (рисунок 1). Ведомственный критерий характеризует определенную отраслевую принадлежность органов предварительного следствия или дознания и определяться персональным, родовым, предметным или альтернативным признаком. Территориальный критерий характеризует территориальную компетенцию органа предварительного следствия или дознания.

Рисунок 1. Критерии подследственности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В Уголовно-процессуальном кодексе прописаны механизмы изменения территориальной подследственности: не по месту совершения преступления, а по месту нахождения большинства свидетелей или обвиняемого (ч. 4 ст. 152).

Соединение и выделение уголовных дел. Уголовное законодательство предусматривает значительный перечень форм преступного поведения множественного, комплексного характера (совокупность преступлений, соучастие и т. д.). Соединение разных уголовных дел допускается при наличии оснований, перечисленных в ч. 1 ст. 154 (рисунок 2).

Рисунок 2. Основания для соединения нескольких уголовных дел. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Для завершения производства в отдельное производство может быть выделено одно уголовное дело из другого (ч. 1 ст. 154). Подобное выделение допускается только, если это не отразится на объективности и всесторонности расследования дела (ч. 2 ст. 154).

Начало производства предварительного расследования. Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 156). До этого момента ни следователь, ни дознаватель не имеют права производить следственные действия или принимать какие-либо решения. В противном случае полученная информация не будет иметь юридической силы. Исключение составляют: осмотр места преступления, трупа, освидетельствование.

Производство неотложных следственных действий. Установление необходимых для уголовного дела обстоятельств и изобличение виновных лиц. Правом осуществлять процессуальные действия по уголовным делам, которые требуют обязательного предварительного следствия, обладает исключительно следователь. Орган дознания самостоятельно устанавливает являются ли следственные действия неотложными.

Окончание предварительного расследования. Это совокупность процессуальных действий и решений, которые осуществляются и принимаются в заключительной части данного этапа уголовного судопроизводства.

Понятие предварительного следствия

В предыдущих статьях были рассмотрены вопросы, касающиеся такой стадии в уголовном процессе, как возбуждение уголовного дела.

Настоящая публикация открывает серию консультаций, посвященных стадии предварительного расследования.

Предварительное расследование – это регламентированная УПК РФ деятельность органов дознания и предварительного следствия по установлению и изобличению лиц, виновных в совершении преступления, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых и установлению всех обстоятельств совершенного преступления для правильного разрешения уголовного дела.

Предварительное расследование осуществляется в двух формах: после возбуждения уголовного дела следователь приступает к производству предварительного следствия, а орган дознания по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, осуществляет дознание.

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие. Оно проводится по подавляющему большинству уголовных дел.

Предварительное следствие производится следователями согласно подследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.

Органы предварительного следствия

К органам предварительного следствия УПК РФ относит следующие:

  • Следственный комитет РФ,
  • следственные подразделения органов внутренних дел;
  • следственные органы Федеральной службы безопасности.

Срок предварительного следствия

Говоря об общей характеристике предварительного следствия, прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос о его сроках, установленных законом, поскольку несоблюдение сроков предварительного следствия является одним из существенных нарушений уголовно-процессуального законодательства.

Так, в ст. 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ законодатель констатировал, что обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства (ч. 4).

По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу должно быть окончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

Началом срока предварительного следствия считается время со дня возбуждения уголовного дела (включительно).

Окончанием срока предварительного следствия считается (включительно):

  • день его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;
  • день вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Следует также отметить, что в срок предварительного следствия не включается:

  • время на обжалование следователем решения прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ);
  • время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено (ст.208 УПК РФ).

Ст. 6.1. УПК РФ допускает продление этого срока лишь при условии, что уголовное преследование, назначение наказания и прекращение уголовного преследования должны осуществляться в разумный срок.

Не вдаваясь в научные дискуссии о начале и окончании разумного срока уголовного судопроизводства, возьмем за их основу конкретные процессуальные сроки, которые предусмотрены УПК РФ для предварительного расследования.

При соблюдении условия «разумности» срок предварительного следствия может быть продлен в следующем порядке:

  • до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа;
  • до 12 месяцев руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями, по уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность;
  • дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем — Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

Если возникает необходимость продления срока предварительного следствия, следователь должен вынести соответствующее постановление и представить его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления дела к следователю в случаях:

  • возвращения прокурором уголовного дела срок для исполнения указаний прокурора;
  • возобновления приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования
  • возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с возвращением дела прокурору судом.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях

Следственные действия

Предварительное следствие связано с проведением следственных действий.

Следственные действия – это производимые в строгом соответствии с законом процессуальные действия, направленные на собирание (обнаружение, фиксацию и изъятие) и проверку доказательств.

Как правило, следственные действия проводятся по инициативе следователя, но могут быть проведены и по указанию руководителя следственного органа.

К числу следственных действий УПК РФ относит:

  • осмотр (места происшествия, животных и их трупов, предметов и документов) и освидетельствование (осмотр живого лица);
  • эксгумация (извлечение трупа из места захоронения) и осмотр трупа;
  • обыск (в том числе, личный обыск) и выемку;
  • допрос (потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, специалиста, эксперта) и очную ставку;
  • предъявление для опознания:
  • следственный эксперимент;
  • проверку показаний на месте;
  • контроль и запись переговоров;
  • получение информации о соединениях между абонентами;
  • назначение и производство судебной экспертизы

Ряд из этих следственных действий можно проводить не только в ходе предварительного следствия, но и до возбуждения уголовного дела. К ним относятся: осмотр и освидетельствование, назначение и производство судебной экспертизы.

Производство следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод личности, требует от следователя вынесения постановления об их производстве (например, эксгумация, освидетельствование, обыск, выемка).

Ряд таких следственных действий может осуществляться только с разрешения суда. К ним, в частности, относятся:

  • осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
  • обыск и выемка в жилище,
  • выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи,
  • личный обыск (за исключением личного обыска производимого при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела);
  • выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
  • наложение ареста на корреспонденцию, разрешение на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
  • контроль и запись телефонных и иных переговоров;
  • получение информации о соединениях между абонентами и абонентскими устройствами.

С этой целью следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление.

При производстве следственных действий следователь обязан обеспечить охрану прав и интересов граждан. Запрещается совершать действия, унижающие честь и достоинство граждан или связанные с опасностью для их жизни и здоровья. Недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер воздействия на участников следственных действий. Нельзя проводить следственные действия в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательств.

В процессе следственных действий следователем должны приниматься меры к охране государственной тайны и неразглашению сведений об интимных сторонах жизни участвующих в них лиц.

Для проведения следственных действий следователь может привлекать специалиста.

Кроме того, для удостоверения факта производства следственного действия, а также его содержания, хода и результатов следователь может приглашать понятых. В некоторых случаях, специально оговоренных в законе, проведение следственных действий требует обязательного участия понятых

Ход и результаты следственного действия отражаются в протоколе следственного действия.

В следующих публикациях мы еще вернемся к теме следственных действий, что бы рассмотреть процессуальные и тактические особенности производства каждого из них.

Участники уголовного судопроизводства

Общие сведения об участниках уголовного судопроизводства

Согласно определению, представленному законодателем в п. 59 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ, участники уголовного судопроизводства – это лица, принимающие участие в уголовном процессе.

УПК РФ в зависимости от наличия собственных интересов, выполнения процессуальных функций, реализации соответствующих прав и осуществления возложенных на них обязанностей всех участников уголовного судопроизводства делит на следующие группы:

1. Суд

2. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения:

  • прокурор;
  • следователь и руководитель следственного органа;
  • орган дознания;
  • дознаватель и начальник подразделения дознания;
  • потерпевший
  • частный обвинитель
  • гражданский истец;
  • представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.

3. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты:

  • подозреваемый;
  • обвиняемый;
  • законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого;
  • защитник;
  • гражданский ответчик и его представитель.

4. Иные участники уголовного судопроизводства:

  • свидетель
  • переводчик;
  • понятой;
  • эксперт;
  • специалист.

В последующих публикациях мы более подробно рассмотрим процессуальный статус некоторых из вышеперечисленных участников уголовного судопроизводства.

P.S. В дополнение к данной консультации предлагаю прослушать доклад научного сотрудника Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Марии Шклярук на тему «Уголовное следствие в России: теория и практика».

Уголовное следствие в России

Чтобы не пропускать новые материалы, подпишитесь на наши страницы:

Джамиев Меджид Радикович

Нижегородская академия МВД России (тел.: +78314217272)

Потапов Денис Валерьевич

Нижегородская правовая академия (тел.: +78314370013)

Институт предварительного следствия и модели правовой организации досудебного производства в уголовном процессе

В статье рассматривается концепция нижегородской школы процессуалистов. Анализируются два типа уголовного процесса (инквизиционный и состязательный), делается вывод о том, что Россия должна перейти к состязательной системе уголовного судопроизводства.

Ключевые слова: тип уголовного процесса, предварительное следствие, реформа предварительного расследования, досудебное производство.

M.R. Dzhamiev, Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78314217272;

D.V. Potapov, Nizhny Novgorod Law Academy; tel.: +78314370013.

Институт предварительного следствия на протяжении столетий был предметом критики, а многочисленные попытки его реформирования продолжаются до сих пор. В связи с этим возникает вопрос: предварительное следствие, следственная власть и следственный тип современного русского уголовного процесса — это историческая судьба России или ступень в развитии правовой организации уголовного процесса?

Наше мнение по этому вопросу основывается на концепции нижегородской школы процессуалистов, созданной профессором А.С. Александровым и его последователями . Ниже представлено несколько ключевых положений этой концепции.

Прежде всего, надо указать, что существуют два разных типа уголовного процесса, два способа правовой (уголовно-процессуальной) организации применения норм уголовного закона: инквизиционный (следственный) и состязательный (обвинительный/исковой). Каждый из них является инструментом проведения определенной уголовной политики.

Репрессивная, карательная уголовная политика проводится через следственный уголов-

ный процесс, либерально-демократическая, гуманистическая уголовная политика — через состязательный тип уголовного судопроизводства.

Состязательный уголовный процесс является гуманным, потому что он справедлив: основной вопрос уголовного дела — вопрос о применении к человеку уголовного закона — решается в нем в рамках справедливого судебного разбирательства, при верховенстве закона, а не кулуарно, путем закрытого согласования интересов различных ведомств (зачастую коррупционного, обвинительного (антигуманного по предопределению)) . Гуманизм и справедливость состязательной уголовно-процессуальной системы состоит в том, что судья (присяжный заседатель) и его внутренние убеждения являются центром организации правосудия и вынесения обвинительного приговора в отношении обвиняемого (подсудимого). Все это происходит на глазах всего общества, от мнения которого зависит власть.

Можно сказать, что состязательная организация уголовно-процессуальной деятельности является человеко-центричной. И напротив, следственная правовая организация уголовно-

го процесса является государственно-центрич-ной (бюрократической), ибо основывается на монопольном праве чиновников государственного аппарата (безотносительно к ведомственной принадлежности) принимать решения и на бюрократических механизмах выработки и принятия решений по делу, ставящих индивида в неравное положение с государством и делающих ничтожными любые попытки противостоять государству.

Каждый из антагонистических типов уголовного процесса имеет в своей основе определенную модель «власти-знания» . Что касается власти, то тип уголовного процесса отражает базовую модель отношения государства с человеком и гражданином. Состязательный уголовный процесс является продуктом правового государства и выступает одной из его фундаментальных основ. Следственный (инквизиционный) процесс есть принадлежность авторитарного государства. Состязательный процесс имеет в своей подоснове систему сдержек и противовесов, поддержание баланса властей, что характерно для правового государства. Следственный тип уголовного процесса основан на доминировании «следственной власти»: «вертикаль следственной власти» как политико-правовая величина — это производная от власти президентской (концепция Академии СК РФ) .

Первичное, сущностное свойство, детерминирующее тип процесса, состоит в определении того, кто принимает решение о привлечении к уголовной ответственности или любое иное решение о применении уголовного закона и вместе с тем устанавливает (доказывает), «формирует» основание для акта применения нормы уголовного закона.

Состязательный тип уголовного судопроизводства основан на полновластии суда в принятии итоговых решений по уголовному делу и разработке оснований для таковых. Независимая судебная власть является главной властью в состязательном процессе, исключительно суд наделен полномочием на решение основного вопроса уголовного дела — вопроса применения уголовного закона. Судебная власть разрешает уголовно-правовой спор по существу.

Современный российский уголовный процесс надо отнести к следственному типу, несмотря на наличие в нем элементов состязательной правовой организации деятельности участников уголовно-процессуальной деятельности. Однако именно следователь является центром уголовно-процессуального механизма

применения уголовно-правовых норм к лицам, совершающим нарушения уголовного закона. Это и есть общая следственная правовая организация процесса, которая детерминирует и правую рамку всего правоприменительного процесса.

Мы считаем, что институт досудебного производства самый важный в правовой организации уголовного процесса любого типа. Более того, он является системообразующим для следственного типа уголовного процесса. И вместе с тем само по себе предварительное следствие не составляет необходимого элемента процесса и не вытекает из логики разрешения основного вопроса уголовного дела, вопроса о применении уголовно-правовой нормы. Исторически предварительное следствие сформировалось как институт инквизиционного процесса; оно было унаследовано современным российским — смешанным — типом процесса, стало его органичной частью и сохраняется ввиду удобства для правительства (исполнительной власти) и привычки правоприменителей (и большей части теоретиков), которые не мыслят иной модели правовой организации уголовного розыска и подготовки обвинения.

В любом типе уголовного процесса досудебное производство предшествует судопроизводству, но только в следственном процессе происходит юридикализация досудебного производства, т.е. предварительное следствие становится процессуальной деятельностью, порождающей юридические последствия, и предопределяет исход процесса, принятие итогового решения по делу. Назначение предварительного следствия совпадает с назначением уголовного процесса в целом, ведь предполагается, что и следователь, и судья устанавливают «объективную истину», проводят всестороннее, полное, объективное расследование. Но следователь делает это раньше судьи. Поэтому достижение целей уголовного процесса происходит еще до суда, во время предварительного следствия. И в этой схеме деятельность адвоката-защитника вообще выглядит если не как прямая помеха достижению цели «правоприменителем», то как излишество.

В состязательном процессе досудебное производство не является инстанцией применения уголовного закона, а потому самостоятельного процессуального и структурного значения не имеет. Тут назначение досудебного производства состоит в том, чтобы подготовить, обеспечить проведение судебного разбирательства, по результатам которого применяется или не

применяется уголовный закон в зависимости от исхода уголовно-правового спора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применение уголовного закона в виде постановления о прекращении дела по нереабили-тирующему основанию допускается на стадии предварительного расследования. Но важнее то, что в рамках предварительного расследования происходит предрешение дела по существу. Отсюда пресловутый «обвинительный уклон», зависимость судебной власти от следственной. Обвинительный уклон запрограммирован существующим типом российского уголовного процесса, следственным построением его досудебного производства и его моделью доказывания .

В связи с этим обратимся к вопросу об информационно-коммуникативной модели (познания), которая имеет место внутри каждого из типов правовой организации досудебного производства. Это вторая часть модели «власти-знания», т.е. «технология доказывания», «парадигма доказывания».

В следственном процессе судья и следователь становятся единым субъектом доказывания, цель которого — установить виновного под прикрытием «объективной истины». Воля к «объективной истине», следственная технология формирования оснований правоприменения — юридических фактов — вот что составляет ядро следственного процесса. Следственный процесс представляет собой монолог следственно-судебной власти, неравенство в общении с «подвластным» человеком (обвиняемым), участвующим в процессе выработки решения о применении уголовного закона. Вся технология следственного процесса, включая концепт «объективной истины», основана на том, что государство (следователь и судья) проводит всестороннее, объективное и полное расследование и находит «объективную истину». Состязательное уголовное судопроизводство, напротив, имеет в своей подоснове идею об истине как результате состязательного судоговорения. Не результат, а процесс должен быть объективным, судебное знание всегда вероятно .

В следственном уголовном процессе судебное доказывание происходит на основе «уголовного дела», «сделанного» следователем во время досудебного производства. «Уголовное дело», произведенное органом предварительного расследования, — это символ господства следственной системы над судебной. Суть его в том, что у судьи, ознакомившегося со

следственными материалами уголовного дела, складывается предубеждение в пользу утверждения, делаемого стороной обвинения (органом предварительного расследования). Об этом писал еще И.Я. Фойницкий: «Институт протокола имеет системообразующее значение для нашего доказательственного права» . Уголовный процесс в России всегда представлял собой «битву документов», что определяло в нем ведущее значение письменно-протокольной технологии формирования доказательств и, соответственно, основания для применения уголовного закона . Судья так встроен в уголовно-процессуальную систему, что поставлен в зависимость от доказательств, сформированных следственным путем, а значит, он зависит от власти органа предварительного расследования в информационном отношении . Пока сохраняется эта зависимость, справедливого судебного разбирательства быть не может, этим обоснованы все остальные общеизвестные пороки отечественной уголовной юстиции.

Главное, что проблема реформы предварительного расследования при существующем -смешанном — типе уголовного судопроизводства решения не имеет. Предварительное следствие невозможно реформировать по состязательному типу, его нельзя встроить в состязательную структуру. Введение в следственную модель элементов судебного контроля, расширение прав защиты и пр. приводит к тому, что правовая конструкция усложняется, теряет эффективность, не достигая цели обеспечения прав личности, которая по-прежнему остается во власти следователя и не способна самостоятельно защищать свои права и законные интересы.

Институциональная реформа досудебного производства, о которой на протяжении веков говорит отечественная наука, возможна только в контексте перехода к состязательному процессу. Как пишут нижегородские ученые, для России актуален выбор между двумя типами уголовного процесса, этот выбор осложнен следственной правовой традицией, складывавшейся веками. И, тем не менее, рано или поздно необходимо перейти к состязательной, единственно нормальной системе уголовного судопроизводства. И чем позже это произойдет, тем вероятнее перспектива оказаться на задворках европейской цивилизации .

1. Доктринальная модель уголовно-процессуального доказательственного права Российской Федерации и комментарии к ней /под ред. А. С. Александрова. М., 2015.

3. Александров А. С., Александрова И.А., Те-рехин В. В. Постклассическая онтология права /под общ. ред. И.Л. Честнова. СПб., 2016.

4. Багмет А.М., Цветков Ю.А. Кому мешает следственная власть? // Рос. следователь. 2016. № 23.

5. Калиновский К. Б. Обвинительный уклон в уголовном судопроизводстве: нормативные предпосылки в действующем российском законодательстве // Обвинение и оправдание в постсоветской уголовной юстиции: сб. ст. / под ред. В.В. Волкова. М., 2015.

6. Александров А. С. Состязательность и объективная истина // Библиотека криминалиста. 2012. № 3.

7. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства / под ред. А.В. Смирнова СПб., 1996.

8. Смирнов А. Российский уголовный процесс: от заката до рассвета. М., 2014.

10. Александров А. С., Тутикова И.А. Уголовно-процессуальные системы европейской цивилизации и российский уголовный процесс // Правовые и организационные механизмы реализации уголовно-процессуального законодательства (к 15-летию вступления в действие УПК РФ). М., 2017.

3. Alexandrov A.S., Alexandrov I.A., Tere-khin V.V. Postclassical law ontology / gen. ed. by I.L. Chestnov. St. Petersburg, 2016.

4. Bagmet A.M., Tsvetkov Yu.A. Who is disturbed by the investigative power? // Russian investigator. 2016. № 23.

6. Aleksandrov A.S. Competition and objective truth // Criminalist’s Library Scientific Journal. 2012. № 3.

7. Foinitsky I.Ya. The course of criminal proceedings/ed. byA.V. Smirnov. St. Petersburg, 1996.

8. Smirnov A. Russian criminal trial: from dusk till dawn. Moscow, 2014.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *