Доступ к культурным ценностям

Формы культуры

краткое содержание других презентаций о формах культуры

«Основные формы культуры» — Массовая культура. История живописи. Глиптика. Музыка. Формы культуры. Изобразительное искусство. Элитарная культура. Элитарная или высокая культура. Скульптура. Камеи. Граффити. Графика. Строительство. Живопись. Традиционный вид графического искусства. Виды литературы. Знаменитые памятники живописи.

«Элитарная культура» — Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Народная культура. Илья Глазунов «Великий эксперимент». Элитарная культура. Сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна». Массовая культура. Формы культуры. Айвазовский «Девятый вал». Ф. Ницше.

«Организационная культура» — Филогенез – исторический процесс развития всей популяции, в т.ч. всего человечества. Информационная система – поскольку информационное обучение может реализовываться в любой методической системе – от репродуктивного до проективного. . Дидактические теории и методические системы в логике исторических типов организационной культуры.

«Формы культуры» — 5. Частушки 6. Телевизионный сериал 7. Свадебный ритуал 8. Комиксы 9. Симфония Д.Д. Шостаковича 10. К какой из форм культуры относятся следующие произведения? Тестирование по теме. Формы культуры. Задание уровня В Найдите общие черты и различия массовой и народной культуры. Былины. Тема урока.

«Отличие массовой культуры от элитарной» — Массовая и элитарная культура. Англия. Исторические условия. Элита. Идейная основа современной массовой культуры. Человеческое сознание. Фундамент современной массовой культуры. Элитарная культура. Век страха. Массовая культура. Трагические события. Искусство. Структура. Вехи формирования массовой культуры.

«Виды культуры» — Формы культуры. Отрасли духовной культуры. Основные значения термина «природа». Понятие «природа». Изменённый и созданный человеком мир. Характерные черты массовой культуры. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодёжной субкультуры. Единство культуры – это открытое единство.

Всего в теме «Формы культуры» 9 презентаций

Особенности действующей Конституции

В Конституции Российской Федерации 1993 г. была изложена модель будущего развития страны, и в течение 15 лет она реализовывалась достаточно успешно. В Конституции предусматриваются нормы, позволяющие пройти через изменения социально-экономического уклада, через политический кризис и противостояния различных ветвей власти, достичь в обществе необходимой стабильности. Можно сказать, что заложенные в Конституции ценности 15 лет реализуются, и за короткий срок достигнуты значительные результаты.

Главное в российской Конституции — это поставленные в центр системы ценности, основополагающие в жизни каждого человека. Очевидно, что это закрепление за 15 лет не утратило своей актуальности и в последующие годы в политике государства выходит на первое место. Если вспомнить Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, то станет ясно, что как раз на сбережение народа, на формирование человеческого капитала, на механизмы и способы достижения этих целей направлена политическая деятельность нынешнего времени.

Естественно, что именно вокруг Конституции сформировалась вся правовая система государства. С 1993 г. принято почти 3 тысячи федеральных законов, сложилась законодательная система в субъектах Российской Федерации. И мы видим, что все эти нормы выстроены в четкой и стройной иерархии, в соответствии нормами федерального и регионального законодательства и местных нормативных актов.

Наряду с выстроенной системой законодательства в обществе создан механизм конституционного контроля, который позволяет приводить эти нормы в соответствие с Конституцией. Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации и установление судоустройства в России позволили сформировать правовые позиции, которые определяют формы реализации конституционных норм и обеспечивают жизнь общества. И все эти нормы закреплены в Конституции РФ 1993 г.

Следует подчеркнуть еще одну особенность нашей Конституции. Она должна была отразить транзитность эпохи, переход от одного уклада к другому. И в этом смысле можно видеть, что направленность Конституции и ее глубокое проникновение в те процессы, которым было подвержено наше государство в 1990-е годы, были заданы в целом правильно. И по прошествии 15 лет при устремленности в будущее они позволяют развивать наше государство, заложенный в конституционных нормах потенциал еще не исчерпан.

Принципиально важно видеть и недостатки Конституции. Но нельзя согласиться с мнением, что Конституция не предусматривает каких-либо основополагающих вещей, которые должны были быть в ней закреплены. Подобные мнения, которые высказывают отдельные правоведы, не подкреплены общественно-политической практикой. Какое-либо коренное изменение Конституции или внесение в нее существенных дополнений пока еще не назрели.

Конечно же, я не могу не сказать о характере изменений, которые внесены в Конституцию. Увеличение срока полномочий Президента до 6 лет является, собственно говоря, отражением тех споров и оценок, которые были в 1992 — 1993 гг. по этому поводу. И тогда очень многие юристы говорили о том, что срок должен быть 6 лет. Но в силу политических коллизий предложение предоставить возможному Президенту такой срок полномочий в то время было неприемлемым. Для значительной части общества, для очень серьезных политических сил и 4 года на тот момент были результатом политического компромисса, которым была продиктована Конституция.

Но сейчас совершенно иная ситуация — и в плане политической стабильности, и в плане социально-экономического развития, и в плане общественного проектирования нашей деятельности. И государственные институты, прежде всего тот институт, который обязан координировать деятельность всех органов власти, должны выстроить работу так, чтобы эти задачи к 2020 г. возможно было решить. Одним из таких построений как раз и является увеличение срока президентства.

Увеличение срока полномочий Госдумы связано уже с основополагающим вопросом баланса между исполнительной и законодательной властью. Поэтому увеличение срока полномочий депутатов также необходимо. Кроме всего прочего, это позволяет проводить выборы с разницей во времени. Выборы тоже стали другими в последние годы, в них заложены потенциалы, требующие других подходов. Поэтому увеличение сроков между выборами существенным образом не изменяет отношение к ним граждан.

Еще об одном вопросе, который представляется спорным: о том, что в Конституции не закреплены принципы избирательных прав. Вряд ли можно развивать местное самоуправление в каком-либо демократическом направлении, если признается, что все выборы на этом уровне должны проходить тайным всеобщим голосованием. Закрепление форм затруднило бы реализацию местного самоуправления в государстве. И положений, которые могли иметь место в Конституции, много. По некоторым спорным вопросам можно сделать отдельные замечания.

Основные принципы культурной политики

Принципиально важно, что при разработке Конституции было декларировано и подтверждено как самостоятельная ценность уважение к культуре и традициям всех национальностей. Несмотря на то что есть нормы, которые Конституция регулирует непосредственно, степень реализации конституционных положений в сфере культуры и общественной жизни в целом пока нас не удовлетворяет и над этим нужно много работать. Основополагающим условием для успешной реализации этих положений являются стабильность общества, порядок, организованность, дисциплина. И это вовсе не наследие тоталитаризма, а элементарные требования культуры, с тем чтобы каждый гражданин мог осознать связь между уважением к Конституции и, к примеру, чистотой на улицах. Только тогда можно реализовывать национальные традиции в сфере культуры более успешно.

Конституция определила основные принципы государственной культурной политики. Среди них основополагающими являются конституционные гарантии свободы литературно-художественного, научного и иных видов творчества и преподавания, а также право каждого гражданина на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Из ст. 43 Конституции следует, что к имеющимся различным формам образования относится право граждан на художественное образование. Из Конституции также вытекает обязанность государства и общества заботиться о сохранении исторического культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Необходимость нового закона «О культуре»

В условиях федеративного и многонационального государства особое значение приобретает вопрос о разграничении полномочий в сфере культуры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления. Этот вопрос детально рассматривался на выездном заседании Комитета по культуре в Оренбурге. Нужно обратить внимание, что в рамках Конституции во многих социальных сферах, не только в сфере культуры, возможны различные соотношения полномочий между Федерацией и регионами. Федеральные полномочия в сфере культуры оказались определены гораздо хуже, чем та часть, которая относится к субъектам РФ.

Финансовое положение регионов неоднородно, и финансирование культуры в разных субъектах РФ имеет значительные различия. При этом возможность увеличения федерального финансирования культуры имеется. Уже начиная с января 2008 г. удалось пересмотреть увеличение федерального бюджета в сфере культуры на 40%. Но федеральные деньги невозможно направить в регионы, если не будут изменены полномочия Федерации и полномочия субъектов РФ в сфере культуры. Комитет полагает, что полномочия Федерации в сфере содействия развитию культуры должны быть существенным образом расширены. Для того чтобы это сделать, необходимо предпринять новые усилия по реализации основополагающих ценностей Конституции.

Одной из таких ценностей является социальное государство. Само это понятие воспринимается до сих пор достаточно узко — как реализация социальных программ в сфере пенсионного обеспечения, здравоохранения и в некоторых других областях. Из понятия социального государства совершенно выпадает вопрос культуры. А согласно Конституции социальное государство должно обеспечивать достойный образ жизни своим гражданам, что невозможно без приобщения к культурным ценностям. И если 2/3 населения страны имеют так называемый нулевой уровень культурных потребностей — это, конечно же, несоответствие понятию социального государства. Для реализации принципов социального государства в сфере культуры следует закрепить в законодательстве государственные гарантии финансирования культуры. В сфере культуры должен действовать принцип государственного протекционизма.

И конечно же, государственная поддержка культуры, ее творцов — это то, что характеризует именно социальное государство. Это конституционное требование, и в законодательстве о культуре есть основополагающий акт — Основы законодательства РФ о культуре от 1992 г. Однако с момента его принятия прошло 16 лет, за это время принято 3 тысячи федеральных законов, среди них такие, как Гражданский кодекс, Законы о музейной деятельности и библиотечном деле. Неоднократно предпринимались попытки изменить Основы законодательства о культуре, но в целом этот документ сохраняет доконституционную направленность, имеет особенности устаревшего видения. Для того чтобы реализовать конституционные положения, нужен новый федеральный закон «О культуре».

В Конституции закреплено право граждан на участие в культурной жизни. Но в законодательстве и подзаконных актах нет даже упоминания о конкретных формах. Нельзя провести различия между правом на участие в культурной жизни и правом на доступ к культурным ценностям. А это совершенно разные права. Если право на доступ к культурным учреждениям реализуется, то право на участие в культурной жизни даже не определено в законодательстве, что лишает возможности реализовать его в полном объеме. Поэтому и стоит задача разработки нового федерального закона.

Прежде всего следует раскрыть конституционное содержание прав каждого гражданина — на участие в культурной жизни, доступ к культурным учреждениям и ценностям, на художественное образование. Причем одним из механизмов государственных гарантий конституционного права на участие в культурной жизни может стать изложенная в Послании Президента идея: превращение всех общеобразовательных школ в центры самостоятельного развития и творчества. Эта идея дополняет и продолжает линию предыдущего Послания на коренную реформу библиотечной системы — преобразование библиотек в центры, обеспечивающие гарантированный доступ не только к информации, но и к культурным и историческим ценностям. Содержание президентского Послания в этой части развивает и выводит на новый уровень конституционные гарантии, заложенные в концепции развития образования в сфере культуры и искусства.

Одним из важнейших направлений в политике государства становится единая культурно-образовательная политика. Это не только образование в сфере культуры, но и, что не менее важно, культура в сфере образования. Превращение каждой общеобразовательной школы в центр культурного развития — такой же важный процесс, как и включение детских школ искусств и других учреждений художественного образования в систему образования в сфере культуры и искусства. Право на участие в культурной жизни, право на пользование учреждением культуры, на доступ к культурным ценностям должны найти отражение в законе в виде установленных социальных стандартов обеспечения населения учреждениями культуры и в государственных стандартах, гарантирующих доступ к культурным ценностям. Необходимо сохранить и прописать условия бесплатного предоставления основных услуг в сфере культуры. Но сделать это нужно так, чтобы самостоятельная деятельность учреждений культуры и иных субъектов культурной деятельности откликалась на актуальные потребности граждан. Следовательно, хозяйственная деятельность субъектов в сфере культуры должна сочетаться с современным гражданским оборотом так же, как техническая сторона — с новейшими технологиями.

Чрезвычайно важно установить норму, которая будет поощрять граждан в деятельности по культурному развитию детей, приобщению к творчеству, занятиям самообразованием. В связи с принятием концепции развития образования в сфере культуры и искусства принципиально важно определить в законодательстве понятия художественного образования и эстетического воспитания. Именно через раскрытие этих понятий должны быть созданы необходимые условия поддержки участия граждан в культурной жизни.

В этом же законе предусматривается раздел, условно названный «Влияние культуры на образ жизни и экономику». Влияние культуры на все, что происходит в обществе, неоспоримо, но механизмы этого влияния не поняты и не раскрыты не только на законодательном уровне. Они требуют достаточно больших социологических и культурологических исследований, чтобы понять, как следует влиять на общество, чтобы творчество стало основой успешной работы.

Творческий человек более предприимчив, более коммуникабелен, он более востребован обществом. И следует создать условия для того, чтобы российская культура в своей традиции была средством, позволяющим обеспечить чистый образ жизни — чистоту улиц, подъездов, дворов и чистоту отношений между людьми. Эта задача сложная, и надеемся, ее решение будет осуществлено во взаимодействии культурологов и юристов. Только в таком тандеме можно реализовать ценности, заложенные в Конституции.

Природа гражданской правосубъектности публично-правовых образований *
К вопросу о правовом регулировании производства по исполнению имущественных взысканий, установленных приговором суда *

Конституционное право на доступ к культурным ценностям в системе культурных прав человека и гражданина в Российской Федерации (Тарасова А.В.)

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому комплекс прав и свобод, что направлено на реализацию и удовлетворение духовных и культурных потребностей. Включение культурных прав в разряд конституционно закрепленных является одной из особенностей развития законотворческого процесса во многих странах мира во второй половине XX в. Так, Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин отмечают, что культурные права «в странах англосаксонского права… не считаются правами в субъективном смысле», а сама группа социально-экономических прав «нередко… относится к числу моральных, а не так называемых позитивных, не собственно юридических» . По мнению автора данной статьи, права граждан в области культуры носят обособленный комплексный характер, что обусловлено их значимостью, так как приходится говорить о сохранении культурного наследия, культурной самобытности и о культурном развитии страны в целом. Как отмечает в своей статье С.И. Носов, «культурные права обладают существенной спецификой, так как касаются особой группы общественных отношений» . Данную позицию разделяют многие юристы, работающие в сфере прав человека; различными международными организациями и союзами приняты многочисленные международные правовые акты, подтверждающие юридический характер культурных прав человека.
Несмотря на то что в российской юридической литературе присутствуют многоаспектные исследования вопросов, связанных с изучением культурных прав и их статуса в юридической науке, до сих пор не рассмотренным остается вопрос о комплексном исследовании права на доступ к культурным ценностям как важном культурном праве человека и гражданина.
Право на доступ к культурным ценностям является ключевым аспектом развития интеллектуального и культурного потенциала страны, давая не только формальную возможность получить эстетическое удовольствие, но и реализовать естественную потребность в творчестве, аккумулировании новых знаний, опыта в разных сферах деятельности, а также возможность передавать накопленное последующим поколениям.
Автор настоящей статьи определяет право на доступ к культурным ценностям как закрепленную в международно-правовых актах и гарантированную государством конституционную возможность беспрепятственно пользоваться объектами культурного наследия, обеспечивающими культурное развитие личности, а также требовать от государства и международных организаций создания соответствующих условий для реализации данного права, а также возможность обращения для его защиты.
Рассуждая о праве на доступ к культурным ценностям, важно отметить, что оно закреплено в универсальных международных и региональных правовых стандартах: ст. 27 Всеобщей декларации прав человека, ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В документах европейских стран право на доступ к культурным ценностям непосредственно не предусматривается, однако в ряде европейских конвенций и хартий сформулированы отдельные элементы данного права, а также обязательства государств-участников, их ратифицировавших. Например, Постановление ЕЭС N 3911/92 Совета Европейских сообществ от 9 ноября 1992 года о вывозе культурных ценностей не только указывает в приложении к статье 1 те объекты, которые относятся к культурным ценностям, но и устанавливает обязанность единообразного контроля на внешних границах Европейского сообщества за вывозом культурных ценностей. Право на доступ к культурным ценностям гарантируется ч. 2 ст. 44 Конституции РФ. Свою дальнейшую конкретизацию и развитие право на доступ к культурным ценностям получило в отраслевом федеральном законодательстве, что играет важную роль в повышении культурного уровня российского общества.
Несмотря на индивидуальный характер права на доступ к культурным ценностям, полная его реализация для граждан возможна только при взаимодействии с другими правами и свободами, прежде всего культурными.
Право на доступ к культурным ценностям наиболее тесно связано с правом каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры. Оба этих культурных права закреплены в ч. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации. Доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни взаимодополняют друг друга. Так, право каждого на участие в культурной жизни в значительной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры. Согласно определению Энциклопедического словаря, право на участие в культурной жизни представляет собой конституционную возможность на приобщение к культурным ценностям во всех областях культурной деятельности, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям . Автор данной статьи полагает, что не является верным отождествлять понятия «право на приобщение к культурным ценностям» (как элемент понятия права на участие каждого в культурной жизни) с понятием «право на доступ к культурным ценностям», поскольку последнее является более широкой правовой категорией и предполагает не только ознакомление с культурным наследием, но и процесс усвоения смысловой ценности культурного объекта. Данная позиция нашла свое подтверждение в Конституции Российской Федерации: законодатель отделяет с помощью знака препинания право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры от права на доступ к культурным ценностям, подчеркивая нетождественность этих двух понятий.
Немаловажна связь права на доступ к культурным ценностям с правом на информацию. В соответствии с частью 3 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Важно отметить, что право на доступ к культурным ценностям предполагает не только возможность индивида самостоятельно или совместно с другими посещать, изучать, рассматривать объекты культурного наследия, усваивая смысловую ценность культурного объекта, но и беспрепятственно получать информацию об объекте культурного наследия, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Взаимосвязь свободы творчества и права на доступ к культурным ценностям многогранна. Свобода творчества — важная составляющая духовной и культурной жизни общества, закрепленная в ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации. В действующем законодательстве отсутствует нормативно закрепленное понятие творчества. Как отмечают В.Д. Зорькин и Л.В. Лазарев в Постатейном комментарии к Конституции РФ, понятие «творчество» звучит как «процесс творческой деятельности» и «результат творческой деятельности, облеченный в конкретную объективную форму» . Таким образом, творческая деятельность представляет собой создание культурных ценностей и их интерпретацию. Осуществление свободы творчества путем создания литературных, художественных, научных и других произведений выступает основой, фундаментом для воплощения на практике конституционного права на доступ к культурным ценностям.
Особым правом в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, способствующим самореализации личности, выступает конституционное право на образование (ст. 43 Конституции Российской Федерации). Право на образование занимает центральное место среди культурных прав человека. Без права на образование не могут быть в полной мере соблюдены конституционное право на пользование достижениями культуры, а также свобода культурного, научного и технического творчества. Основное воздействие по привлечению населения к культурным и духовным ценностям необходимо направить на молодежь как главный субъект развития общества. Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным пользованием библиотечными фондами, доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи. Законодательство предусматривает обязанность учреждений культуры устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы и некоторых других категорий лиц. Необходимым условием привлечения интереса молодого поколения к культурным ценностям является разработка специализированных культурно-просветительских программ, системы дополнительного образования и эстетического воспитания, досуговых учреждений. Поэтому реализация конституционного права на образование является необходимым условием участия человека и гражданина в культурной жизни страны.
Благодаря широкому внедрению инноваций и новых информационных технологий, повышению уровня доступности и мобильности культурных ценностей для населения реализация права доступа к культурным ценностям становится ключевым направлением развития культурной политики Российской Федерации.
Выводы
Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно предложить следующие выводы. Прежде всего важно отметить, что на сегодняшний день культурные права человека и гражданина являются неотъемлемой частью всей системы прав и свобод человека. О значимости данной категории прав свидетельствует то, что они относятся к числу основных и неотчуждаемых прав личности. Юридическая природа культурных прав человека, прежде вызывавшая сомнения в научных кругах, в настоящее время признана на международном уровне.
Стоит подчеркнуть, что важным элементом системы культурных прав является право на доступ к культурным ценностям. Выступая, с одной стороны, как самостоятельное конституционное право, с другой стороны, право на доступ к культурным ценностям является важной составной частью иных конституционно закрепленных культурных права человека и гражданина, полная реализация которых возможна лишь при их комплексном взаимодействии.
Библиографический список
1. Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: Энцикл. словарь / Под общ. ред. В.И. Червонюка. М.: Юрид. лит., 2002. 432 с.
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2010. 1008 с.
3. Носов С.И. Права граждан в области культуры // Культура: управление, экономика, право. 2008. N 2. С. 18 — 21.
4. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М.: Норма, 2007. 320 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *