Дорожно тропиночная сеть

3. Создание зеленых насаждений

3.10.1. Строительство дорожно-тропиночной сети на объекте благоустройства должно производиться согласно разработанному проекту и с соблюдением общестроительных норм и правил.

3.10.2. Вся дорожно-тропиночная сеть прежде всего должна быть вынесена согласно проекту и разбивочному чертежу в натуру. Разметка дорожно-тропиночной сети и вырезка корыта производятся после вертикальной планировки территории и насыпки растительного грунта. Трассы основных дорог выносятся по их осям с привязкой к основным базисным линиям. Затем проверяются продольные уклоны в соответствии с проектом вертикальной планировки, закрепляются в натуре точки пересечений дорожек, поворотов, радиусов закруглений и переломов рельефа; вырывается «корыто» и проводится планировка полотна дорожки с учетом требуемых уклонов; отбиваются границы дороги и создается поперечный профиль с помощью специально вырезанного шаблона из толстой фанеры. На больших дорогах и аллеях профиль создается с помощью автогрейдера или бульдозера с профильным ножом на отвале.

3.10.3. Для создания грунтовой дорожки «корыто» заполняется однородным грунтом и тщательно орошается водой с пропиткой на 5-6 см. Поверхность полотна уплотняется моторными катками с проходом от края к середине 5-6 раз по одному следу.

До начала укатки по краю дорожки устраивают опорные бровки из растительной земли или дернины шириной 50 см.

Опорные бровки делают строго по шнуру подсыпкой земли, которую равномерно рассыпают, планируют и утрамбовывают с помощью трамбовок. Готовую бровку засевают двойной нормой семян газонных трав или укладывают ленту дерна шириной 10-15 см с забивкой в нее деревянных укрепительных спиц.

Грунтовая поверхность полотна дороги или площадки считается готовой, если тонкие предметы с круглым сечением (спицы, гвозди и т.д.) вытаскиваются из грунта без нарушения целостности верхнего слоя.

3.10.4. Песчано-гравийные и грунтоцементные смеси укладываются по заранее подготовленному и спрофилированному грунтовому основанию (п. 3.10.3); полотно основания предварительно фрезеруется, и по нему рассыпаются указанные смеси; затем повторно поверхность профилируется и укатывается. Толщина слоя покрытия для пешеходных дорожек — до 12 см.

3.10.5. При устройстве дорожек и площадок с насыпными (набивными) конструкциями одежд вдоль границ подготовленного основания (п. 3.10.2) устраиваются опорные бровки (п. 3.10.3) или устанавливается бордюр (бортовой камень). Для этого открывается канавка глубиной 10 см и шириной 12 см, ложе канавки планируется, укладывается бетонная подушка и устанавливается бортовой камень, втапливая его в бетонную массу и выравнивая деревянными трамбовками вручную. Швы между бортовыми камнями заливают раствором на портландцементе марки не ниже 400, а в основание добавляют бетонную массу, уплотняя ее. Швы должны быть не более 10 мм.

Вместо бетонного бордюра можно использовать пластиковую или металлическую ленту, которая заглубляется с таким расчетом, чтобы верхний край был на 3-4 см выше уровня дорожки.

После установки бордюра и подготовки полотна (п. 3.10.2) по его поверхности рассыпается слой щебня и выравнивается в соответствии с поперечным и продольным профилем дорожки; спрофилированную поверхность увлажняют (10 л/кв. м поверхности) и укатывают катком весом не менее 1,5 т с проходом по одному следу 5-7 раз от краев к середине с перекрытием каждого следа на 1/3.

Толщина уплотненного щебня не должна превышать 15 см.

Щебеночное основание считается подготовленным, когда не чувствуется подвижности отдельных частиц или брошенный кусок щебенки под вальцы катка раздавливается.

На подготовленное основание наносятся высевки крепких пород или спецсмеси, разравниваются по шаблону (с учетом уклонов); покрытие увлажняется (10 л/кв. м), после подсыхания укатывается катком до 1 т весом 5-7 раз по одному следу до достижения плотности покрытия, упругости и эластичности его поверхности.

Укатанное по высевкам полотно дорожки содержится 4-5 дней во влажном состоянии для цементирования высевок, затем вновь прокатывается катком массой 1 т.

Готовность верхнего покрытия щебеночных покрытий определяется тем же способом, что и грунтовых (п. 3.10.3).

3.10.6. Вдоль бортового камня со стороны газона должен быть проложен дренаж полосой 50 см с целью сбора и отвода воды с газонного покрытия.

3.10.7. Технологический процесс устройства дорожек из монолитного бетона заключается в обеспечении четких контуров поверхности замощения путем установки специальной опалубки из дерева или бордюрного камня; подготовки щебеночного основания; укладки бетонной массы равномерным слоем по поверхности основания и выравниванием ее лопаткой, мастерком или специальной доской; укатывания катком с двумя горизонтальными барабанами, имеющими сетчатую фактуру. Укатка производится с помощью моторных механизмов, выравнивающих и трамбующих поверхность бетона.

На монолитный бетон может быть нанесен рисунок (квадраты, круги, волны и т.п.); добавлен цветной гравий с зернами 1-3 см в диаметре; уложены деревянные рейки, имитирующие плиточное покрытие; вдавлена в еще не затвердевший бетон цветная галька, сочетая которую с гравием можно получить разнообразные рисунки.

3.10.8. При устройстве дорожек из бетонных плиток основание делается из щебня или чистого песка. По подготовленному полотну выстилается слой щебня, планируется по уклонам, укатывается катками; по укатанному основанию выстилается слой бетона или цементно-песчаной смеси, и по нему укладываются плитки. При укладке вручную нижняя сторона плитки смачивается водой и накладывается на поверхность бетона, затем осторожно приводится в нужное положение рукояткой молотка; поверхность уложенных плит проверяется специальным шаблоном. Швы заливаются раствором цемента или засыпаются цементно-песчаной смесью.

Плитки небольших размеров укладываются вручную, крупные плиты весом более 50 кг укладываются с помощью специальных приспособлений и механизмов.

При устройстве второстепенных дорожек по газону плитки укладываются на песчаную подушку, втапливая плитку в песок на 2/3 ее толщины; поверхность плиток нивелируется. Швы между плитками засыпаются растительной землей и засеиваются семенами газонных трав.

Вертикальное смещение плиток не должно превышать 1,5 см; осадка плиток производится трамбованием через наложенную доску. Песчаное основание должно иметь боковые упоры из земляной плотно утрамбованной бровки или бетонного камня (поребрика). Необходимо при укладке обеспечить плотное прилегание плиток к бровке и друг к другу.

Плитки принято укладывать вровень с прилегающей поверхностью газона или на 2 см выше.

3.10.9. Устройство дорожек с применением каменных плит (пиленных машинным способом), кирпича, торцовых шашек и кругляков от стволов деревьев аналогично укладке бетонных плит.

3.10.10. Деревянные торцовые покрытия делаются по утрамбованному и ровному слою щебня; в ряде случаев применяют цементную стяжку, расстилая тонкий слой цементного раствора по поверхности. По основанию укладывают торцовые шашки или кругляки, предварительно пропитанные антисептиком. Швы шириной в 3-6 мм заполняют песком.

3.10.11. Все законченные покрытия рекомендуется выдерживать в течение 3-4 дней без эксплуатации.

Примечание. Устройство дорожно-тропиночной сети на участке является обязательным элементом работ по озеленению, благоустройству и созданию ландшафтного дизайна, осуществляемых компанией «ПозитивПроект». Планирование дорожек и тропинок осуществляется на стадии ландшафтного проектирования с учетом рельефа местности участка, а также зонирования участка. При устройстве дорожек соблюдаются все общестроительные нормы и применяются качественные материалы, наиболее полно соответствующие общей стилистической направленности ландшафтного дизайна участка. Результатом проведенных работ является тщательно продуманная и качественно выполненная дорожно-тропиночная сеть, которая позволяет достигнуть любого уголка участка в любую погоду.

Дорожно-тропиночная сеть является одним из основных элементов ландшафтного дизайна, и позволяет связать разные функциональные зоны участка в единую систему.

При устройстве и проектировании дорожно-тропиночной сети необходимо уделять внимание не только эстетическому виду тропинок, дорожек, и площадок, но и их полноценному использованию. Например: по колотому граниту и булыжнику не удобно ходить и бегать, но, в отличие от осева, который подходит для устройства беговой дорожки, частицы не выносятся на ногах. Помимо этого необходимо подбирать материалы гармонично сочетающиеся с архитектурой строений на участке.

В настоящее время очень много материалов подходящих для устройства дорожек и площадок искусственного и природного происхождения.

Мощение гранитным отсевом с полимерным покрытием Мощение лемизитом на твердом основании Пошаговая тропинка из искусственного камня Мощение клинкером
Мощение гранитом на твердом основании Мощение плитняком песчаником на мягком основании

действует Редакция от 15.12.1999 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ Госстроя РФ от 15.12.99 N 153 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ СОЗДАНИЯ, ОХРАНЫ И СОДЕРЖАНИЯ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ В ГОРОДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа приказ, правила
Принявший орган госстрой рф
Номер документа 153
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 15.12.1999
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Госстроя РФ от 15.12.99 N 153 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ СОЗДАНИЯ, ОХРАНЫ И СОДЕРЖАНИЯ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ В ГОРОДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

2.9. Устройство дорожно-тропиночной сети

2.9.1. Строительство дорожно-тропиночной сети на озелененной территории должно производиться согласно разработанному проекту и с соблюдением общестроительных корм и правил.

2.9.2. Вся дорожно-тропиночная сеть прежде всего должна быть проложена согласно проекта и разбивочных чертежей в натуру. Трассы основных дорог выносятся по их осям с привязкой к основным базисным линиям. Затем проверяются продольные уклоны в соответствии с проектом вертикальной планировки, закрепляются в натуре точки пересечений дорожек, поворотов, радиусов закруглений и переломов рельефа; вырывается «корыто» и проводится планировка полотна дорожки с учетом требуемых уклонов; отбиваются границы дороги и создается поперечный профиль с помощью специально вырезанного шаблона из толстой фанеры. На больших дорогах и аллеях профиль создается с помощью автогрейдера или бульдозера с профильным ножом на отвале.

2.9.3. Для создания грунтовой дорожки «корыто» заполняется однородным грунтом и тщательно орошается водой с пропиткой на 5-6 см. Поверхность полотна уплотняется моторными катками с проходом от края к середине 5-6 раз по одному следу.

До начала укатки по краю дорожки устраивают опорные бровки из. растительной земли или дернины высотой от верхнего покрытия 15 см, шириной 50 см.

Опорные бровки делают строго по шнуру подсыпкой земли, которую равномерно рассыпают, планируют и утрамбовывают с помощью трамбовок, готовую бровку засевают двойной нормой семян газонных трав или дернутой лентой дерна шириной 10-15 см и толщиной 5-10 см с забивкой в нее деревянных укрепительных спиц.

Грунтовая поверхность полотна дороги или площадки считается готовой, если тонкие круглые предметы (спицы, проволока, гвозди и т.д.) вытаскиваются из грунта без нарушения целостности верхнего слоя.

2.9.4. Песчано-гравийные и грунто-цементные смеси укладываются по заранее подготовленному и спрофилированному грунтовому основанию (п. 4.9.3.); полотно основания предварительно фрезеруется и по нему рассыпаются указанные смеси; затем повторно поверхность профилируется и укатывается. Толщина слоя покрытия для пешеходных дорожек — до 12 см.

2.9.5. При устройстве дорожек и площадок с насыпными (набивными) конструкциями одежд вдоль границ подготовленного основания (п. 4.9.2.) устраиваются опорные бровки (п. 4.9.3.) или устанавливается бордюр (бортовой камень). Для этого открывается канавка глубиной 10 см и шириной 12 см, ложе канавки планируется, укладывается бетонная «подушка», и устанавливается бортовой камень, втапливая его в бетонную массу и выравнивая деревянными трамбовками вручную. Швы между бортовыми камнями заливают цементным раствором. А в основание добавляют бетонную массу, уплотняя ее.

После установки бордюра и подготовки полотна (п. 4.9.2.) по его поверхности рассыпается слой щебня и выравнивается в соответствии с поперечным и продольным профилем дорожки; спрофилированную поверхность увлажняют (10 л/м2 поверхности) и укатывают катком весом не менее 1,5 т с проходом по одному следу 5-7 раз от краев к середине с перекрытием каждого следа на 1/3.

Толщина уплотненного щебня не должна превышать 15 см.

Щебеночное основание считается подготовленным, когда не чувствуется подвижности отдельных частиц или брошенный кусок щебенки под вальцы катка раздравливается.

На подготовленное основание наносятся высевки крепких пород или спецсмеси, разравниваются по шаблону (с учетом уклонов); покрытие увлажняется (10 л/м2), после подсыхания укатывается катком до 1 т весом 5-7 раз по одному следу до достижения плотности покрытия, упругости и эластичности его поверхности.

Укатанное по высевкам полотно дорожки содержится 4-5 дней во влажном состоянии для цементирования высевок, затем отдельные места вновь прокатываются катком массой 1 т.

Готовность верхнего покрытия щебеночных покрытий определяется тем же способом, что и для грунтовых (п. 4.9.3.).

2.9.6. Технологический процесс устройства дорожек из монолитного бетона заключается в обеспечении четких контуров поверхности замощения путем установки специальной опалубки из дерева или бордюрного камня; подготовки щебеночного основания; укладки бетонной массы равномерным слоем по поверхности основания и выравниванием се лопаткой, мастерком или специальной доской; укатывания катком с двумя горизонтальными барабанами, имеющими сетчатую фактуру. Укатка производится с помощью моторных механизмов, выравнивающих и трамбующих поверхность бетона.

На монолитный бетон может быть нанесен рисунок (квадраты, круги, волны и т.п.); добавлен цветной гравий с зернами 1-3 см в диаметре; уложены деревянные рейки, имитирующие плиточное покрытие; вдавлена в еще не затвердевший бетон цветная галька, сочетая которую с гравием можно получить разнообразные рисунки.

2.9.7. При устройстве дорожек из бетонных плиток основание делается из щебня или чистого песка. По подготовленному полотну выстилается слой щебня, планируется по уклонам, укатывается катками; по укатанному основанию выстилается слой бетона или цементно-песчаной смеси и по нему укладываются плитки. При укладке вручную нижняя сторона плитки смачивается водой и накладывается на поверхность бетона, затем осторожно приводится в нужное положение рукояткой молотка; поверхность уложенных плит проверяется специальным шаблоном. Швы заливаются раствором цемента или засыпаются цементно-песчаной смесью.

Плитки небольших размеров укладываются вручную, крупные плиты весом более 50 кг укладываются с помощью специальных приспособлений и механизмов. При устройстве второстепенных дорожек по газону плитки укладываются на песчаную подушку, втапливая плитку в песок на 2/3 ее толщины; поверхность плиток нивелируется. Швы между плитками засыпаются растительной землей и засеиваются семенами газонных трав.

Вертикальное смещение плиток не должно превышать 1,5 см; осадка плиток производится трамбованием через наложенную доску. Песчаное основание должно иметь боковые упоры из земляной плотно утрамбованной бровки или бетонного камня (поребрика). Необходимо при укладке обеспечить плотное прилегание плиток к бровке и друг к другу.

Плитки принято укладывать вровень с прилегающей поверхностью газона или на 2 см выше.

2.9.8. Устройство дорожек с применением каменных плит (пиленных машинным способом), кирпича, торцовых шашек и кругляков от стволов деревьев аналогично укладке бетонных плит.

2.9.9. Укладка осуществляется вручную по хорошо отнивелированному основанию из песка, размельченного шлака или цементно-песчаной смеси; толщина «подушки» должна быть не менее 10 см. Швы между плитками засыпают песком или смесью.

Покрытие из брусчатки делается в той же последовательности, но согласно рисунку («веер», «сетка», «вперевязку» и пр.).

Покрытие из кирпича создается на песчаной подушке — основании, которое выравнивается, планируется с учетом небольшого уклона для стока воды. Кирпичи укладываются различным рисунком; при укладке кирпичи утрамбовываются. Швы между кирпичами заполняются слегка влажным песком под один уровень с поверхностью

Деревянные торцовые покрытия делаются по утрамбованному и ровному слою щебня; в ряде случаев применяют цементную стяжку, расстилая тонкий слой цементного раствора по поверхности. По основанию укладывают торцовые шапки или кругляки, предварительно пропитанные антисептиком. Швы шириной в 3-6 мм заполняют песком.

Все законченные покрытия рекомендуется выдерживать в течение 3-4 дней без эксплуатации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *