Должностное лицо в административном праве

В России

Советский период

…должностные лица… должны удовлетворять следующим условиям: во-первых, они должны быть рекомендованы несколькими коммунистами; во-вторых, они должны выдержать испытание на знание нашего госаппарата; в-третьих, они должны выдержать испытание на знание основ теории по вопросу о нашем госаппарате, на знание основ науки управления, делопроизводства и т. д.

— В. И. Ленин, «Лучше меньше, да лучше» // Полн. собр. соч. (ПСС), т. 45, стр. 402 — 405

Современный период

    1. Должностными лицами в статьях уголовного кодекса Российской Федерации (России) признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
    2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
    3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
    4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Вышеприведённое определение относится к уголовному праву, в КоАП России (в примечании к статье 2.4) даётся несколько отличное и более широкое определение должностного лица:

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 — 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счётных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

> См. также

  • Воинская должность

> Литература

  • Должность // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

9.Должностные лица как субъекты административного права

  • •1.Административное право россии: понятие, предмет, место в системе отраслей российского права.
  • •2.Система и источники административного права.
  • •3.Админ-правовое регулирование и адмИн-правовой режим в рф
  • •4.Админ.-правовые нормы и отношения: понятие, особенности, виды.
  • •5.Субъекты админ. Права: понятие, виды, общая характеристика.
  • •6.Административно-правовой статус гражданина российской федерации
  • •7.Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан в рф: понятие, виды, правовая основа, порядок реализации.
  • •7) Прокурорский надзор; 8) обращения граждан.
  • •8.Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в российской федерации
  • •2) По степени подчиненности юрисдикции рф:
  • •3) По целям нахождения на территории Российской Федерации:
  • •9.Должностные лица как субъекты административного права
  • •10.Организации как субъекты административного права: понятие, виды, особенности административно-правового статуса.
  • •11.Органы исполнительной власти как субъекты административного права: понятие, характерные черты, классификация.
  • •1. В соответствии с федеративным государственным устройством:
  • •13.Федеральные министерства: понятие, правовая основа, порядок образования, административная компетенция.
  • •14.Федеральные службы: понятие, правовая основа, порядок образования, административная компетенция.
  • •15.Федеральные агентства: понятие, правовая основа, порядок образования, административная компетенция.
  • •16.Органы исполнительной власти субъекта рф: понятие, правовая основа, порядок образования, административная компетенция.
  • •18.Место и роль президента российской федерации в системе органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
  • •19.Государственная служба российской федерации: административно-правовая правовая основа, понятие, система, принципы.
  • •1.Государственная гражданская служба;
  • •2.Военная служба;
  • •3.Правоохранительная служба.
  • •20.Государственный служащий как специальный субъект ап
  • •21.Должности государственной службы: понятие, признаки, виды.
  • •1. Права; 2. Обязанности; 3. Ограничения, связанные с государственной службой.
  • •1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
  • •1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
  • •22/2 Права и обязанности государственных служащих:
  • •23.Административные права и обязанности государственного гражданского служащего.
  • •24.Дисциплинарная и административная ответственность государственных служащих
  • •25.Прохождение государственной гражданской службы: поступление на службу, продвижение по службе, прекращение службы.
  • •26.Урегулирование конфликта интересов на государственной службе
  • •26.2 Основаниями для проведения заседания комиссии являются:
  • •27.Служебный контракт: понятие, стороны, содержание, виды.
  • •1.Служебный контракт на неопределенный срок;
  • •28.Муниципальные служащие как специальные субъекты ап.
  • •29.Административно-правовые методы, применяемые органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
  • •2.В зависимости от характера взаимодействия публичной администрации с иными участниками
  • •3.В зависимости от круга лиц, в отношении которых применяется
  • •5.В зависимости от характера типизированных административно-правовых функций
  • •30.Методы административно-правового ограничения и принуждения: понятие, структура, общая характеристика.
  • •31.Административная ответственность: понятие, сущность, отличительные признаки, особенности правового регулирования.
  • •32.Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие, признаки, состав.
  • •33.Виды административных наказаний и порядок их назначения.
  • •34.Административно-правовые акты: понятие, признаки, виды.
  • •35.Условия, порядок вступления в силу, действие админ-правовых актов.
  • •36.Административные договоры: понятие, особенности, виды.
  • •37. Административно-процессуальные формы деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
  • •3.В зависимости от наличия или отсутствия прямых юридически значимых последствий для лиц, в отношении которых они совершаются:
  • •38.Административный процесс: понятие, виды, структура.
  • •1.Административно-правотворческий (нормотворческий) процесс
  • •3.Административно-юрисдикционный процесс
  • •39.Административные процедуры: понятие, признаки, структура, виды.
  • •41.Административный регламент исполнения государственной функции: понятие, признаки, структура, общая характеристика.
  • •42.Административный регламент предоставления государственной услуги: понятие, признаки, структура, общая характеристика.
  • •43.Лицензионно-разрешительные административные процедуры.
  • •45.Регистрационные административные процедуры.
  • •46.Административно-процессуальные формы государственного контроля и надзора, осуществляемого органами исполнительной власти.
  • •61.Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях: порядок, сроки, виды постановлений и определений.
  • •63.Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
  • •64.Президентский, парламентский и общественный контроль законности деятельности органов испол. Власти и органов местного самоуправления.
  • •65.Прокурорский надзор за законностью деятельности органов испол власти и омc.
  • •66.Судебный контроль законности деятельности органов испол власти и омс
  • •67.Основы админ-правового регулирования в сфере экономики и финансов
  • •68. Основы админ-правового регулирования в соц-культурной сфере
  • •69. Основы административно-правового регулирования в сфере обеспечения обороны и безопасности
  • •70. Основы админ-правового регулирования в сфере обеспечения правоохран

Понятие и признаки должностного лица

Большинство преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления совершается должностными лицами. Развернутое понятие этих субъектов дано в ч. 1 примечания к ст. 285 УК.

Должностными признаются лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в соответствующих государственных и местных органах власти и учреждениях. Исходя из данного определения должностное лицо должно обладать хотя бы одним из следующих признаков:

1. Представитель власти, т. е. лицо, наделенное властными полномочиями, имеющее право в пределах своей компетенции давать обязательные указания и при необходимости применять меры принуждения не только внутри своего ведомства, но и к широкому неопределенному кругу граждан, не подчиненных ему по службе. К представителям власти относятся работники МВД, прокуратуры, суда, таможенных и налоговых органов, Государственной Думы, санитарных, пожарных и иных инспекций, контрольно-ревизионных органов и т. п.

2. Организационно-распорядительные функции заключаются в руководстве деятельностью учреждений, государственных органов и людей, подчиненных по службе. Суть этих функций сводится к организации работы учреждения (его отдельных подразделений), подбору и расстановке кадров, приему и увольнению, планированию работы, контролю и проверке исполнения. К лицам, обладающим данными функциями, относятся руководители учреждений, отделов и т. п.

3. Административно-хозяйственные функции сводятся к управлению и распоряжению государственным и муниципальным имуществом. Подобными функциями наделены начальники АХЧ, главные (старшие) бухгалтеры, заведующие складами и т. д.

Любое должностное лицо наделено публично-правовыми властными полномочиями. Один и тот же субъект может иметь как один признак должностного лица, так и несколько. Например, начальник горотдела милиции обладает властными полномочиями и в то же время выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции. Привлекая лицо к уголовной ответственности за должностное преступление, суд должен указывать тот признак, ко-•{чэрый был использован при совершении преступного деяния.

Постоянное или временное осуществление должностных функций возможно, если лицо занимает соответствующую должность в государственных или муниципальных органах или учреждениях. Специальные полномочия — это осуществление разовых либо срочных поручений должностного характера без занятия должности. Основанием для таких полномочий должны быть правовые акты (законы, приказы, доверенности и т. п.).

Некоторые категории работников (например, педагоги и медицинские работники), не являясь должностными лицами, при осуществлении профессиональных обязанностей (лечение, Проведение занятий, прием зачетов и экзаменов и т. п.) совершают юридически значимые действия, т. е. такие, которые порождают права и обязанности у других лиц (например, выписывают листок временной нетрудоспособности, устанавливают группу инвалидности, выставляют оценки на вступительных и выпускных экзаменах). В этом случае они также относятся к категории должностных лиц.

В то же время нельзя причислять к этой категории референтов, консультантов, секретарей и т. п., поскольку они не наделены ни одним из признаков должностного лица и их действия не могут устанавливать, изменять или прекращать правоотношения. Содеянное ими при наличии необходимых признаков может быть квалифицировано по ст. 288 УК К сожалению, в судебной практике были случаи осуждения референтов за должностные преступления. Так, за получение взятки «1)ыл в свое время осужден консультант Л. И. Брежнева Бровин.

В ряде составов, входящих в анализируемую главу, содержится квалифицирующий признак, относящийся к характеристике субъекта, — лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации или главы органа местного самоуправления. Государственные должности России и субъектов Федерации предусмотрены Конституцией страны, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями или уставами субъектов Федерации и предназначены для непосредственного исполнения полномочий государственного органа. К этим лицам относятся, в частности, Президент России, Председатель федерального Прави-teльcтвa, председатели палат Федерального Собрания, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, губернаторы, председатели Дум субъектов Федерации, председа-

тели палат представителей и т. д. В соответствии с Федеральным законом об основах государственной службы все должности в государственных органах подразделяются на категории «А», «Б», «В», перечень которых дается в Реестре государственных должностей Российской Федерации. Лица, занимающие государственные должности России и субъектов ее Федерации, перечислены в категории «А» Реестра.

№48 злоупотребление должностными полномочиями

Должностное лицо как субъект административной ответственности

Действующее законодательство РФ не содержит единого определения понятия должностного лица, широко используемого как в нормативно-правовых актах, так и в литературе. Определение должностного лица, сформулированное в примечании к ст. 285 Уголовного кодекса РФ, не является универсальным. При этом, как ни странно, и в законодательстве об административных правонарушениях также отсутствует единый подход к определению указанного понятия Постатейный комментарий к КоАП РФ. / Под ред.: Н.А.Овчиникова. М.: 2009 г. С.45-46. Вместе с тем, на мой взгляд, существенным признаком должностного лица является реализация в отношении лиц, не находящимся в служебной зависимости от него, организационно-распорядительных прав, имеющих властный характер и влекущих юридически значимые последствия (принятие актов, найм и увольнение работников и т.п.). Именно, наличие у должностного лица права совершать действия властного характера предопределяет и особенности ответственности такого лица. Поэтому, должностные лица в теории административного права относятся к категории специальных субъектов административных правонарушений.

В науке административного права проступки должностных лиц подразделяются на несколько разновидностей. «Действия должностных лиц — субъектов административной ответственности — противоправны и наказуемы, во-первых, при прямом нарушении ими установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих в разрез с требованиями этих правил; в-третьих, при отсутствии с их стороны надлежащего контроля за действиями подчиненных работников» Административное право. / Под. Ред Д.М. Овсянко М., 2007. С. 243.

КоАП РФ закрепляет в примечании к ст. 2.4 следующее определение. Должностное лицо — это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации См.: прнмечание к ст. 2.4 «Административная ответственность должностных лиц» Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

В соответствии с КоАП РФ должностные лица подлежат ответственности в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Такая формулировка, по мнению некоторых ученых, является слишком широкой, ибо, нельзя не согласиться, что в большинстве случаев неисполнение либо ненадлежащее исполнение служебных обязанностей является дисциплинарным проступком, за которое должна наступать дисциплинарная ответственность. В связи с этим, по нашему мнению, административная ответственность должностного лица должна наступать, прежде всего, за неисполнение правил, обеспечение исполнения которых входит в его служебные обязанности. Вместе с тем, тот факт, что административный проступок должностного лица одновременно является и нарушением им служебных правил, т.е. дисциплинарным проступком, предполагает разрешение вопроса о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух наказаний — и административного, и дисциплинарного. Действующим законодательством этот вопрос решен лишь частично. Так, не допускается сочетание уголовной ответственности с дисциплинарной и административной. Однако действующие нормативно-правовые акты не содержат запрета на одновременное применение к правонарушителю как административной, так и дисциплинарной ответственности. Поэтому, представляется, что при кумуляции административных и дисциплинарных правонарушений в каждом конкретном случае правоприменителю необходимо будет выбирать те санкции, которые наиболее эффективно будут содействовать плодотворному развитию охраняемых им общественных отношений Административное право. / Под. Ред Д.М. Овсянко М., 2007. С.246-247.

Вместе с тем, законодатель предусмотрел порядок и условия привлечения к административной ответственности руководителей и иных работников организаций, отличных от государственных и муниципальных, а также индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, аналогичные тем, которые применяются при привлечении к административной ответственности должностного лица. Иначе говоря, указанные лица несут ответственность как должностные лица.

Важно отметить то, что юридические составы административно-налоговых правонарушений, субъектом которых являются должностное лицо и лица, приравненные к ним, за исключением индивидуальных предпринимателей, объединены в КоАП РФ в главе 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг». В зависимости от субъекта правонарушения юридические составы можно классифицировать на два вида: а) устанавливающих ответственность должностных лиц и б) лиц, приравненных к таковым.

Большинство составов предусматривают административную ответственность лиц, приравненных к должностным. Как правило — это руководители и иные работники организаций. Причем, ответственность наступает как за неисполнение обязанностей налогоплательщика — юридического лица (например, ст. 15.3, ст. 15.5 КоАП РФ) См.: ст. 15.3 «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе», ст. 15.5 «Нарушение сроков представления налоговой декларации» Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», так и за неисполнение «особых» обязанностей, возложенных на отдельных лиц. В качестве примера можно привести банки (ст. 15.7, ст. 15.8 КоАП РФ) См.: ст. 15.7 «Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику», ст. 15.8 «Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса)» Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Во всех юридических составах данной категории в качестве наказания налагается административный штраф, выражающийся величиной, кратной минимальному размеру оплаты труда. Величина штрафа колеблется в зависимости от совершенного правонарушения в пределах от пяти до тридцати МРОТ. В отдельном случае при нарушении банком или иной кредитной организацией срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса), величина штрафа достигает максимального размера в 50 МРОТ, предусмотренного п. 3 ст. 3.5 КоАП РФ.

Административная ответственность должностных лиц предусмотрена только в ч. 2 ст. 15.6 КоАП РФ за непредставление в установленный срок или представление в неполном объеме либо в искаженном виде в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля См.: ст. 15.6 «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля», Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Последние, непосредственно, названы в указанной статье кодекса: должностные лица органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариус или должностное лицо, уполномоченное совершать нотариальные действия. Вызывает интерес тот факт, что нотариус не является ни должностным лицом, ни лицом, приравненным к таковому. Так, нотариус не является индивидуальным предпринимателем, поскольку в соответствии с ч. 6 ст. 1 «Основ законодательства РФ о нотариате» нотариальная деятельность — это не предпринимательство, и она не преследует цели извлечения прибыли. Вместе с тем, Налоговый кодекс РФ не только относит нотариусов к индивидуальным предпринимателям (ст. 11), но и устанавливает ответственность последних за несвоевременное сообщение лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ оно должно сообщить налоговому органу См.: ст. 129.1 «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу» Налогового кодекса Российской Федерации // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Обязанности нотариуса, за нарушение которых может быть применена ст. 129.1 НК РФ, предусмотрены в ст. 86.2 НК РФ. Тот факт, что в п. 7 ст. 86.2 НК РФ за нарушение положений этой статьи предусматривается ответственность по ст. 126 НК РФ, по мнению многих правоведов, представляет собой не что иное, как ошибку. Таким образом, складывается ситуация, допускающая, с формальной точки зрения, возможность за одно и тоже правонарушение привлечь лицо к ответственности дважды: по ст. 129.1 НК РФ и ч. 2 ст. 15.6. КоАП РФ, что противоречит общеправовому принципу справедливости. Надо заметить, что аналогичная ситуация, на наш взгляд, возможна и при привлечении к ответственности по ст. 128 НК РФ — свидетеля, по ст. 129 НК РФ — эксперта, специалиста, переводчика. Поскольку противоправные действия указанных лиц охватываются ст. 17.9 КоАП РФ См.: ст. 17.9 «Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод», Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Представляется, что описанные ситуации явились следствием недостаточно полной кодификации в рамках одного акта норм об административной ответственности, в результате чего юридические составы, предусматривающие единую по своей правовой природе ответственность за налоговые правонарушения — административную, содержаться как в Налоговом кодексе РФ, так и в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *