Должность главы муниципального образования может замещаться посредством

Глава местной администрации

Глава местной администрации — одна из ключевых фигур в местном самоуправлении, один из руководителей соответствующей территории. Конкретно роль главы местной администрации зависит от того, исполняет ли он одновременно обязанности главы муниципального образования или же работает по контракту (см.

ниже). При совмещении постов главы муниципального образования и главы местной администрации лицо, конечно, даже сугубо юридически располагает более широкими возможностями — это одновременно первый руководитель территории, оказывающий влияние на все происходящие на ней процессы (об этом говорилось ранее при характеристике главы муниципального образования), и управляющий хозяйственными и социально-культурными делами, а также глава аппарата местной администрации. Если же главой муниципального образования стал председатель представительного органа, тогда глава местной администрации в большей мере хозяйственный управляющий территории. Разумеется, он может быть и весьма влиятельной фигурой на территории муниципального образования, если председатель представительного органа не претендует на позиции первого лица. Но реальный расклад можно видеть в конкретном муниципальном образовании.

Так или иначе глава местной администрации осуществляет руководство муниципальным исполнительно-распорядительным органом — местной администрацией на принципах единоначалия. Это предполагает самостоятельность главы местной администрации в вопросах назначения на должность и увольнения с должности муниципальных служащих администрации муниципального образования, распределения между ними полномочий, истребования отчета о проделанной работе, применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий. Однако в действующих правовых актах часто встречаются положения, которые обязывают главу местной администрации согласовывать с представительным органом муниципального образования кандидатуры при назначении их на муниципальные должности.

Должность главы местной администрации замещается несколькими способами в зависимости от порядка избрания главы муниципального образования и вида муниципального образования.

Если глава муниципального образования избирается жителями непосредственно, он может либо входить в состав представительного органа и возглавлять его, либо занимать пост главы местной администрации. При избрании главы муниципального образования представительным органом он становится председателем соответствующего представительного органа. А глава местной администрации получает свою должность по контракту.

В муниципальном районе, где представительный орган формируется из представителей поселений, глава муниципального образования является руководителем представительного органа района. Следовательно, в таком районе глава местной администрации назначается только по контракту.

Во всех случаях, когда глава местной администрации назначается по контракту, кандидаты на должность подбираются в результате отбора по конкурсу соответствующим муниципальным представительным органом.

Согласно ч. 5 ст. 37 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Этот порядок должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

Члены конкурсной комиссии поселения назначаются представительным органом поселения. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе) две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), а одна треть — законодательным органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта.

Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

Часть 4 ст. 37 Федерального закона 2003 г. гласит, что, в случае если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) — уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта РФ, могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Так, в Законе Республики Мордовия от 28 января 2004 г. «Об условиях контракта для глав администраций муниципальных районов (городских округов) в Республике Мордовия в части осуществления государственных полномочий» в отношении кандидата на должность главы местной администрации предусмотрено наличие гражданства Российской Федерации, высшего профессионального образования, стажа работы на руководящей должности не менее пяти лет или стажа муниципальной либо государственной службы не менее трех лет, знание муниципального законодательства. Обозначены также права и обязанности главы местной администрации при осуществлении отдельных государственных полномочий. Среди них право издавать правовые акты по соответствующим вопросам, использовать материальные и финансовые ресурсы в установленных целях, обязанность организовывать работу органов местного самоуправления по реализации делегированных полномочий, не разглашать сведения, составляющие охраняемую законом тайну, нести ответственность за осуществление государственных полномочий и т.д.

В Законе Амурской области с аналогичным названием от 19 апреля 2004 г.

говорится о необходимости наличия стажа муниципальной или государственной службы не менее трех лет или стажа работы на руководящих должностях не менее пяти лет. Помимо того, что предусмотрено в Законе Мордовии, в Законе Амурской области говорится об обязательности для кандидата на пост главы местной администрации владения государственным языком Российской Федерации, а также о наличии компетентности, организаторских способностей, соответствующей ответственности за порученное дело, добросовестности, зрелости, порядочности, а также состояния здоровья.

В нормативных актах называются и условия расторжения контракта с главой местной администрации. Но в этих актах по существу воспроизводятся положения, закрепленные в ч. 11 ст. 37 Федерального закона 2003 г., в которой записано, что контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;

2) высшего должностного лица субъекта РФ — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ;

3) главы местной администрации — в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта РФ.

Таким образом, в первом и втором случаях в основе инициативы расторжения контракта лежат претензии к главе местной администрации со стороны представительного органа или главы данного муниципального образования либо же со стороны главы исполнительной власти субъекта РФ, в третьем случае — наоборот, претензии возникли у самого главы и они адресованы органам местного самоуправления данной муниципальной единицы или органам государственной власти субъекта РФ.

Полномочия главы местной администрации возникают со дня, указанного в контракте.

Федеральный закон 2003 г. предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий главы местной администрации в случаях:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) расторжения контракта по соглашению сторон;

4) расторжения контракта в судебном порядке по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования в случае нарушения контракта главой местной администрации в части исполнения вопросов местного значения;

5) расторжения контракта в судебном порядке по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ при нарушении контракта в части исполнения делегированных полномочий;

6) расторжения контракта в судебном порядке по инициативе главы местной администрации при нарушении условий контракта органами местного самоуправления или государственной власти;

7) отрешения от должности высшим должностным лицом субъекта РФ в соответствии со ст. 74 данного Закона;

8) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

9) признания судом безвестно отсутствующим;

10) объявления судом умершим;

11) вступления в законную силу в отношении главы местной администрации обвинительного приговора суда;

12) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

13) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

14) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

15) преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с ч. 3, 4-7 ст. 13 данного Закона, а также при упразднении муниципального образования;

16) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

17) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

При характеристике статуса главы муниципального образования отмечалось, что для него есть ряд ограничений по занятию должностей в предпринимательских структурах и выполнению иной оплачиваемой работы. Такие же ограничения существуют и для главы местной администрации

Он не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или ее законодательством. Глава местной администрации не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или ее законодательством.

Президент — вице-президент — премьер — спикер

«В случае невозможности исполнения полномочий Президента Российской Федерации вице-президентом Российской Федерации они переходят последовательно к Председателю Совета Министров Российской Федерации, Председателю Верховного Совета Российской Федерации.» (Дополнение к статье 121-11 Конституции РФ — России (РСФСР) в редакции от 9 декабря 1992, вступившей в силу 12 января 1993)

12 января — 25 декабря 1993 Ельцин — Руцкой — Черномырдин — Хасбулатов.

Примечания:
1. Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина от 1 сентября 1993 года А. Руцкой временно отстранен от должности вице-президента. Но Верховный Совет приостановил действие указа до разрешения дела в Конституционном Суде.
2. Указом Б. Н. Ельцина № 1400 от 21 сентября 1993 года Съезд народных депутатов и Верховный Совет Российской Федерации распущены, соответственно полномочия Р. Хасбулатова согласно данному указу прекращены.
3. 21 сентября 1993 Конституционный Суд Российской Федерации выносит заключение о неконституционности указа Президента о роспуске Съезда и парламента, Верховный Совет принимает решение о прекращении полномочий Президента Ельцина с момента издания указа № 1400 и переходе их к вице-президенту А. В. Руцкому согласно ст. 121-6 и 121-11 Конституции. 22 сентября Руцкой принёс присягу в качестве и. о. Президента Российской Федерации.
4. Указом Б. Н. Ельцина от 3 октября 1993 года А. Руцкой освобождён от должности вице-президента Российской Федерации. Однако, согласно статье 121. 10 действовавшей Конституции, вице-президент мог быть отрешен от должности только Съездом народных депутатов на основании заключения Конституционного суда. 4 октября Руцкой и Хасбулатов арестованы.

  • Подробнее — см. Роспуск Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации и Руцкой, Александр Владимирович

5. 25 декабря 1993 года вступила в силу принятая на всенародном голосовании Конституция Российской Федерации, которая упразднила пост вице-президента, а также Съезд народных депутатов и Верховный Совет.

Президент — Председатель Правительства

«в случае отставки Президента Российской Федерации, невозможности дальнейшего осуществления им своих полномочий, а также в случае смерти Президента Российской Федерации полномочия Президента исполняет Председатель Совета Министров — Правительства Российской Федерации»

(указ Президента РФ от 3 октября 1993 года № 1576)

«Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.»

(Статья 92 Конституции РФ).

  • 3 октября 1993 — 5 ноября 1996 Ельцин — Черномырдин
  • 5 ноября 1996 — 6 ноября 1996 (Ельцин находится на операции) — Черномырдин.
  • 6 ноября 1996 — 23 марта 1998 Ельцин — Черномырдин.
  • 23 марта 1998 — 23 августа 1998 Ельцин — Кириенко (утвержден 24 апреля).
  • 23 августа 1998 — 11 сентября 1998 Ельцин — (Глава правительства -и. о. Черномырдин В.С).
  • 11 сентября 1998 — 12 мая 1999 Ельцин — Примаков.
  • 12 мая 1999 — 9 августа 1999 Ельцин — Степашин.
  • 9 августа 1999 — 31 декабря 1999 Ельцин — Путин (утвержден 8 августа).
  • 31 декабря 1999 — 7 мая 2000 Путин (и.о)
  • 7 мая 2000 — 22 февраля 2004 Путин — Касьянов
  • 22 февраля 2004 — 9 марта 2004 Путин — Христенко (исполняющий обязанности) .
  • 9 марта 2004 — 14 сентября 2007 Путин — Фрадков
  • 14 сентября 2007 — 7 мая 2008 Путин — Зубков
  • 7 мая 2008 — 8 мая 2008 Медведев — Зубков
  • 8 мая 2008 — 7 мая 2012 год Медведев — Путин
  • с 8 мая 2012 — Путин — Медведев

Конституционный пробел

В Конституции напрямую не указано, кто должен осуществлять полномочия Президента в случае, если председатель Правительства не назначен или не в состоянии исполнять свои обязанности. Тем не менее, данный пробел в некоторой степени восполняется федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», статья 8 которого гласит:

в случае временного отсутствия Председателя Правительства Российской Федерации его обязанности исполняет один из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей. ст. 8 федеральный конституционный закон N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»

Соответственно, если исходить из того, что исполнение обязанностей Президента в экстренных случаях является одной из непосредственных должностных обязанностей Председателя Правительства, а его заместители полномочны исполнять все его обязанности в случае его отсутствия, то обязанности Президента должны быть временно возложены на одного из заместителей Председателя Правительства в порядке замещения, установленном распоряжением Председателя Правительства. Однако, правомерность временного исполнения обязанностей Президента РФ заместителями Председателя Правительства РФ является безосновательным, как с практических, так и с теоретических позиций. В новейшей политико-правовой истории России, к счастью, указанные пробелы еще не проявили себя.

Примечания


  1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности в случае нарушения Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, а также данной им присяги.

    Такое решение принимается Съездом народных депутатов Российской Федерации на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации большинством в две трети голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации по инициативе Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации или одной из его палат.

    Вице-президент Российской Федерации может быть отрешен от должности в случае нарушения Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Статья 121.10 Конституции Российской Федерации 1978 года (в редакции 10 декабря 1992 года)

  2. ↑ 1 2 Статья 8. Исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации// Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) «О Правительстве Российской Федерации»
  3. ↑ И. С. Селивановский. О Проекте Федерального Закона «о Замещении Должности Президента Российской Федерации» // Наука. Мысль. — 2016. — Вып. 9. — С. 137–141. — ISSN 2224-0152.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
Президенты
  • Борис Ельцин¹ (1991—1999)
  • Владимир Путин (2000—2008)
  • Дмитрий Медведев (2008—2012)
  • Владимир Путин (с 2012)
Исполняющие обязанности
  • Александр Руцкой² (1993)
  • Виктор Черномырдин (1996)
  • Владимир Путин (1999—2000)
Вице-президент (должность упразднена) Александр Руцкой³ (1991—1993)
Выборы
Отрешение от должности
Отставки
Верховный
Главнокомандующий ВС России
Администрация
Органы исполнительной власти
в ведении президента России
Консультативные и совещательные
органы при президенте России
Документы президента
Символы президентской власти
Формы поощрения президентом
Прочее
  • ¹ В 1991 году Президент РСФСР
  • ² Глава альтернативного правительства
  • ³ В 1991 году Вице-президент РСФСР

Порядок избрания и полномочия главы муниципального образования

Порядок избрания и полномочия главы муниципального образования устанавливаются уставом муниципального образования, в соответствии с федеральным законом. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает несколько возможных вариантов порядка избрания и полномочий главы муниципального образования:

  • глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является главой местной администрации — такая структура позволяет усилить взаимосвязь избирателей с местным самоуправлением и сосредоточить в руках главы муниципального образования наибольший объем полномочий и реальные рычаги власти и используется в большинстве муниципальных образований в России.
  • глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является председателем представительного органа муниципального образования, а глава местной администрации назначается по конкурсу — такая структура не очень распространена, позволяет выборному главе муниципального образования «царствовать, но не править».
  • глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, а глава местной администрации назначается представительным органом по конкурсу — такая структура получила распространение в последнее время, при такой структуре глава муниципального образования является лишь номинальной фигурой, а реальная власть сосредоточена у главы местной администрации, на которого примерно равное влияние могут оказывать представительный орган муниципального образования и администрация региона, от которых в различной степени зависит его назначение и смещение.
  • глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава, возглавляет представительный орган и является главой местной администрации — такая структура допускается только в сельских поселениях, потому что там управленческий аппарат невелик и нет необходимости разграничения полномочий главы местной администрации и председателя представительного органа, а также во внутригородских муниципальных образованиях городов федерального значения.

Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случаях: Областной закон Ростовской области от 14 января 2008г. № 855-3С «О внесении изменений в областной закон «О местном самоуправлении в ростовской области»

  • 1) подачи письменного заявления о добровольном сложении своих полномочий (отставки);
  • 2) прекращения гражданства Российской Федерации;
  • 3) признания гражданина, являющегося главой муниципального образования, безвестно отсутствующим, недееспособным, объявления умершим решением суда, вступившим в законную силу;
  • 4) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося главой муниципального образования;
  • 5) смерти главы муниципального образования;
  • 6) избрания, назначения, вступления в должность, занятие которой по закону не совместимо с выполнением полномочий главы муниципального образования, при отсутствии отказа от занятия этой должности;
  • 8) признания в установленном порядке результатов выборов главы муниципального образования недействительными;
  • 9) ликвидации органа местного самоуправления вследствие упразднения, объединения, преобразования муниципального образования;
  • 10) упразднения должности главы муниципального образования по решению местного референдума;
  • 11) в иных случаях, установленных федеральным законодательством.

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно с момента вступления в силу соответствующего акта либо со времени, указанного в нем. Динилива И.Е. Муниципальное Право в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

Решение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования принимается Городским Советом голосами не менее 2/3 от общего установленного для представительного органа числа депутатов.

Заявление главы муниципального образования о сложении полномочий не может быть отозвано после рассмотрения вопроса об отставке Городским Советом.

В случае если отставка главы муниципального образования на основании личного заявления Городским Советом не принята, то полномочия главы муниципального образования прекращаются по истечении двух недель после рассмотрения вопроса Городским Советом.

При досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования, избираемого населением, новые выборы проводятся в сроки и в порядке, предусмотренном Законом края «О выборах в органы местного самоуправления в Ростовской области». Динилива И.Е. Муниципальное Право в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

Лицо, досрочно утратившее полномочия главы муниципального образования, может вновь обрести их только в случае нового избрания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *