Дети с ограниченными возможностями

Вопрос:
Студентка 2 го курса университета сможет ли получить льготы или специальные условия обучения, если у нее был статус «Обучающийся с ОВЗ», установленный ПМПК? Что для этого необходимо, ведь ПМПК обследует только до 18 лет?

Отвечает юрист Анна Басова:
Согласно ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательными организациями высшего образования должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В вопросе Вы не указали, имеется ли у Вас инвалидность и по какому заболеванию? Если да, то на основании заключения МСЭ и ИПР Вам должны быть предоставлены льготы и специальные условия обучения. На сайте ВУЗа должен быть специальный раздел, отражающий наличие таких условий (п. 1.4 Методических рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Министерством образования и науки РФ 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн). Например, на сайте РУДН подробно описаны условия поступления и обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

Если же инвалидности нет, все намного сложнее с точки зрения подтверждения статуса обучающийся с ОВЗ.

Дело в том, что в само понятие «обучающийся с ОВЗ» приводится в ст. 2 Закона, под которым понимается лицо с недостатками в физическом/психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. То есть Закон связывает данное понятие с заключением ПМПК, которое, как Вы верно заметили, выдается детям только до 18 лет (Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082).

В то же время законодательство предоставляет особые условия для получения высшего образования лицам с ОВЗ – в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2017 г. N 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (специальные учебники, услуги ассистента, дополнительные коррекционные занятия и т.п.).

То есть получается некоторая путаница с понятиями: с одной стороны, есть особые условия для лиц с ОВЗ при получении ВО, с другой – данный статус присваивает ПМПК, которая обследует лиц до их совершеннолетия.

Как вариант практического решения можно предложить следующее. Если заключение ПМПК еще действительно (в течение года с момента его подписания), можно его предоставить в администрацию ВУЗа. На сайте упоминаемого РУДН говорится о документе, подтверждающим ограниченные возможности здоровья или инвалидность без какой-либо конкретики. Если же заключение уже не действительно, можно попытаться предоставить заключение врача с диагнозом и информацией о необходимости специальных условий обучения.

Однако, учитывая крайне формальный подход в предоставлении учреждениями особых прав и льгот, по возможности рекомендую пройти обследование МСЭ. Статус инвалида позволяет официально требовать организации особых условий при получении высшего образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья
К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми
сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Нарушения слуха.
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.
Нарушения речи.
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.
Нарушения зрения.
Невидящие дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, — это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.
Нарушения опорно-двигательного аппарата.
Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа.Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.
Задержка психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»),так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.
Умственная отсталость.
Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.
Множественные нарушения.
К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, — сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение.
Детский аутизм.
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Исхакова Н.Р. 1 Сафиуллина Н.З. 1 Исхакова Л.М. 1 1 ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» Данное исследование является составной частью исследовательского проекта, посвященного изучению условий и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья в социальной среде с использованием социологических подходов, роли и места системы охраны здоровья в жизни общества, о влиянии социально-экономических факторов на состояние здоровья и организацию помощи людям с ограниченными возможностями в обществе, с целью выработки дополнительных социально-психологических мер по профилактике, сохранению и укреплению здоровья, работоспособности, продлению жизни граждан. На основе эмпирического анализа делается попытка формирования позитивного отношения у наших сограждан к людям с инвалидностью, созданию благоприятного морально-психологического климата в нашем обществе, которое послужит важнейшей предпосылкой успешной социальной адаптации и полной самореализации людей с различными ограничениями жизнедеятельности. 1288 KB социальная адаптация здоровье российское общество морально-психологический климат потребности 1. Алексеенок А.А., Домбровская А.Ю. Инвалиды в структуре российского общества // Социологические науки. – 2013. – № 1–3. 2. Copyright © 2010 – 2015 PoliticalLook.RU. 3. http://tiflocentre.ru/stati-kolichestvo-slepyh-i-invalidov-po-zreniju-v-Rossii.php.

Кризис, охвативший в последнее время все сферы общественной жизни, отразился и на состоянии здоровья населения нашего общества. Негативные перемены, связанные с кризисом, повлияли на возникновение целого ряда острых социальных проблем, в том числе связанных с деятельностью людей с ограниченными физическими возможностями.

Министерство здравоохранения сегодня бьёт тревогу, что каждый 10-й россиянин – инвалид. Число зарегистрированных инвалидов превышает 15 миллионов человек. Минздрав считает такую ситуацию недопустимой. Всемирной организацией здравоохранения официально зарегистрировано 39 миллионов слепых и 246 миллионов людей с нарушением функций зрения. В России проживает 218 тысяч инвалидов по зрению; из них, тотально слепых – 103 тысяч, причем 22 % – люди трудоспособного возраста . Можно привести следующие факты: каждую минуту в мире теряет зрение один ребенок и слепнет один взрослый человек. Найти достоверные статистические данные о количестве людей с ограничениями здоровья (по зрению) практически невозможно и этот факт подтверждают в обществах слепых. Существует веская причина такого положения, так, например, больной сахарным диабетом, потеряв зрение, официально получив статус человека с ограниченными возможностями здоровья, вместе с тем теряет возможность получать бесплатно жизненно необходимый для него инсулин, поэтому многие из таких больных не спешат становиться на учет в общество слепых. Также не ведется учет граждан, живущих в отдаленных, небольших поселениях, которые в свою очередь не осведомлены об организациях, учрежденных государством для помощи и адаптации людей с ограниченными возможностями в социальной среде. Прогнозируемое количество слепых к 2020 году в мире может составить 75 миллионов человек.

Не лучше обстоит дело и с категорией инвалидов по слуху. По данным Минздравсоцразвития в РФ насчитывается около 200 тысяч инвалидов по слуху и слабослышащих граждан. Число лиц с различными нарушениями слуха очень велико, по оценкам ВОЗ их составляет 10 % населения, сюда можно отнести возрастное снижение слуха у пожилых людей, ухудшение слуха от профессиональной деятельности, военной травмы, а также и в результате техногенных катастроф. Количество людей, потерявших слух полностью или частично в раннем возрасте или с врожденными дефектами слуха, более 300 тысяч, это те, которые являются носителями жестового языка, обучались или обучаются в специальных школах для глухих и слабослышащих.

За последнее десятилетие социологи все чаще обращаются к теме инвалидности, но рассматривают ее под другим ракурсом. Если зарубежными социологами такими как: И. Гоффман, Л. Доминелли, Д. Холл, М. Пристли, Т. Тинклин – проблема инвалидов анализируется прежде всего как объект в социальной среде, то отечественные специалисты выделяют ее в отдельную категорию (Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина, И.А. Дворянчикова, Т.А. Добровольская, Ю.Н. Мануйлова, Н.Б. Шабалина, Н.В. Шапкина) . На выводах сделанными российскими социологами мы можем выделить людей с ограниченными возможностями здоровья в отдельную страту (слой общества). При изучении данной страты мы будем исследовать ее развитие через внутренние связи и взаимоотношения, что поможет лучше понять взаимодействие людей с ограниченными возможностями здоровья с обществом. Данные исследования помогут разработать программу, где будут указаны конкретные возможные пути избавления людей с ограниченными возможностями здоровья от определенных барьеров, в том числе и психологических. Для этого необходимо изучить потребности инвалидов. Статусная категория людей с ограниченными возможностями здоровья в структуре российского общества характеризуется следующими параметрами: занятостью, удовлетворенностью своей деятельности, стратегией экономического поведения, социальным капиталом, а также широтой социальных связей и степенью удовлетворённости различными сторонами своей жизни. Если данная категория людей нуждается в социальной помощи, мы не только должны помочь разрешить их проблемы, но и можем содействовать организации социальной среды обитания.

Эмпирической основой материала выступают результаты социологических исследований, проведенных в г. Сарапул и Сарапульском районе в мае месяце 2015 г. Эти исследования являются составной частью исследовательского проекта, посвященного изучению условий и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья в социальной среде, а также повышения социального статуса людей данной категории в обществе. В ходе исследования было опрошено 50 респондентов. Респондентами были люди с ограниченными возможностями, а также работники предприятия «Промтехника». Из опрошенных 4 % тотально слепых; 8 % – слепохлухих, 8 % – глухих, 80 % – слепых, из них: 1 группы – 65 %; 2 группы – 25 %; 3 группы -10 %. Исследование проведено методом анкетного опроса, а также методом интервью с руководителями общественных организаций, занимающихся проблемами инвалидов.

В последние годы со стороны государственных структур задействованы немалые ресурсы и не только материального характера, а также предприняты шаги законодательного характера. Как показали результаты исследования, несмотря на все выше сказанное, 96 % респондентов заявили о недостаточной поддержке государства и местных властей. Респонденты также отметили свою готовность к участию во всех сферах общественной жизни. Нельзя не отметить тот факт, что 95 % опрошенных за последние годы не ощутили положительного отношения к себе со стороны общества. 92 % опрошенных заявили, что чаще всего сталкиваются с хамским отношением в свой адрес в учреждениях шаговой доступности (магазинах, банках и т.п). Особо следует отметить, что многие государственные учреждения, как и общественный транспорт, не приспособлены даже для обслуживания людей без ограничений здоровья, это пожилых людей, женщин с детьми, малоподвижных групп населения, поэтому для нас не стало открытием, что и для людей с ограниченными возможностями здоровья в транспорте и в различных учреждениях, в том числе внепроизводственных (учреждений культуры, отдыха, досуга) нет условий для комфортного существования. Так ответили 96 % респондентов.

100 % респондентов людей с ограниченными возможностями здоровья отметили, что самым важным аспектом в их жизни является трудовая деятельность. Наибольшие проблемы при этом возникают у слепых инвалидов. Выяснилось, что 60 % опрошенных, сталкиваются в общественном транспорте с труднопреодолимыми препятствиями или вовсе не в состоянии им воспользоваться. По мнению большей половины опрошенных (60 %) – невозможно использовать общественный транспорт для проезда к месту работы и не только. Это является самой серьезной проблемой, связанной с трудоустройством и культурным досугом. Большинство респондентов вынуждены пользоваться услугами такси «… пенсии по инвалидности и заработной платы на разъезды не хватает». К тому же общественный транспорт стоит на втором месте среди объектов социальной инфраструктуры, в которых инвалиды чаще всего сталкиваются с хамским, а порой и унизительным отношением, о чем заявили 40 % опрошенных. Положительное отношение к данной проблеме выразили 100 % слепых. 100 % опрошенных слепых инвалидов отметили, что дорожные покрытия оставляют желать лучшего. Повышение качества дорожного покрытия избавило бы их от частых затрат на покупку обуви, т.к. из-за некачественных тротуаров, дорожек, пешеходных зон на проезжей части, обувь часто приходит в непригодность: слепые не могут увидеть ямку, камень, поэтому ранят ноги, портят обувь. Из ответов следует, что 92 % опрошенных слепых инвалидов желали бы, чтобы опасные зоны на проезжей части (начало и окончание лестничных подъемов) обозначались яркими ориентирами. Зона светофора была бы выявлена цветом, т.к. 40 % опрошенных слепых (независимо от группы) могут ориентироваться только по цвету.

На вопросы касающиеся оснащения бытовым оборудованием жилых помещений 94 % опрошенных инвалидов не высказали каких-либо особых пожеланий: «мы уже приспособились к тому, что имеем». Тем не менее, за благоустройство придомовой площади и рядом расположенных скверов высказались около 80 % опрошенных людей с ограниченными физическими возможностями.

На основе анализа социологических исследований и изучения материалов, посвященных проблемам инвалидов (просмотра спец репортажей, бесед с людьми с ограничениями здоровья), мы выяснили, что несмотря на информацию, получаемую нами из средств массовой информации о государственной поддержке инвалидов всех категорий – для глухих, слабослышащих и слепых, делается очень мало и что самое печальное, инвалиды потеряли веру и в государство, и веру в общественные организации, которые занимаются проблемами людей с ограниченными возможностями.. Как показали данные анкетирования, 100 % респондентов высказали мнение о том, что «их никто не спрашивает, как улучшить их качество жизни».

Таким образом, анализ полученных данных, позволил нам сделать следующий вывод, что самой главной потребностью в жизни каждого инвалида является человеческое общение с окружающими, так высказалось большинство респондентов (80 % опрошенных), нежели благоустройство своего личного жилья. Поэтому очень важно формировать у наших сограждан позитивного отношения к людям с инвалидностью, создать благоприятный морально-психологический климат в обществе, это может послужить важнейшей предпосылкой успешной социальной адаптации и полной самореализации людей с различными ограничениями жизнедеятельности.

В Набережных Челнах сегодня реализуется программа «Доступная среда» по социальной реабилитации инвалидов. Как отмечено в программе, серьезных нарушений в работе с инвалидами в городе нет, однако есть над чем поработать: в зимний период времени не всегда очищаются от снега тротуары и пандусы; не во всех объектах города – а это школы, больницы, учреждения культуры, работают лифты, подъемники; так же не везде работают информационные табло. Мероприятия по созданию условий для комфортного проживания и перемещения граждан с ограниченными физическими возможностями в Набережных Челнах осуществляется не только в сфере социальной защиты, но и в сферах здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта: Органный зал, ДК «Энергетик», центр народных культур «Родник», ДЮСШ «Дельфин», ДЮСШ «Этюд», ДЮСШ «Челны», реабилитационный центр «Изгелек», Центр занятости населения, Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт, Набережночелнинский дом-интернат для престарелых и инвалидов, Госпиталь для ветеранов войн и Закамская детская больница с перинатальным центром. На реализацию данной программы в 2013 году было выделено около 80 миллионов рублей, однако эти деньги подрядчики использовали не качественно. Представители общественных организаций инвалидов и сами инвалиды высказали свои предложения и некоторые замечания, рассказали о том, как проходит приемка пандусов в подъездах, отметили, что отсутствуют пандусы около магазинов. Многие сетовали, что зачастую подрядчик стремится сделать все быстро, не опираясь на качество. Самое главное желание у инвалидов сегодня – это чтобы как можно больше объектов в городе было доступно для людей с ограниченными физическими возможностями. Сегодня инвалидам-колясочникам опасно передвигаться, так как инвалидные коляски не очень удобны и безопасны. На сегодняшний день очевидно, что программа «Доступная среда» пока не может предоставить удобное перемещение всем инвалидам в нужные для них организации и учреждения.

Из-за того, что до сих пор для инвалидов остаются недоступны многие места нашего города, программа «Доступная среда» продлена до 2020-го года. Благодаря продлению программы, за 5 лет будет возможно усовершенствовать пандусы, кнопки вызова, перила и оказать другую помощь для инвалидов.

Таким образом, несмотря на все трудности и сложности, связанные с людьми с ограниченными физическими возможностями, сегодня в обществе проделана определенная работа для комфортного существования инвалидов всех категорий. Работа проводится на государственном уровне.

Библиографическая ссылка

Исхакова Н.Р., Сафиуллина Н.З., Исхакова Л.М. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-4. – С. 732-735;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8014 (дата обращения: 28.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

С целью определения образовательного маршрута ребенка, имеющего недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, родители или организация, в которой находится данный ребенок, должны обратиться в центральную или территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию по Липецкой области (далее — ЦПМПК, ТПМПК).

ЦПМПК, ТПМПК являются структурным подразделением государственного (областного) бюджетного учреждения Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, расположенного по адресу: 398059, Липецкая область, г. Липецк, ул. Неделина, дом 40, в здании Центра дистанционного образования детей-инвалидов Липецкой области, 3 этаж.

Свою деятельность ЦПМПК, ТПМПК осуществляют в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Выбор маршрута образования для детей с ОВЗ

Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, осуществляется в ЦПМПК, ТПМПК:

— по письменному заявлению родителей (законных представителей);

— по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия.

Специалисты ЦПМПК, ТПМПК информируют родителей (законных представителей), о месте, времени и порядке обследования, а также документах необходимых для обследования детей.

Обследование детей проводится в помещениях, где размещается комиссия. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.

Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.

Информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной.

Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

На комиссии обязательно присутствие ребенка, родителей (законных представителей) ребенка.

Родители (законные представители) детей имеют право:

— присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания; детей;

— получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей.

По итогам обследования ЦПМПК, ТПМПК устанавливает наличие или отсутствие особенностей в развитии и отклонений в поведении ребенка. В рекомендациях указывается образовательная программа, по которой должен обучаться ребенок, форма и специальные условия получения образования.

Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Родителям (законным представителям) выдается один документ: копия заключения ЦПМПК, ТПМПК с рекомендациями.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

Для образовательной организации заключение комиссии, предоставленное родителями, носит обязательный для исполнения характер, то есть образовательная организация должна будет создать все условия, прописанные в рекомендациях.

Кроме проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей ЦПМПК, ТПМПК оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.

Документы, предоставляемые в ЦПМПК, ТПМПК с целью обследования детей, в том числе дошкольников, школьников и учащихся выпускных классов для определения специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации.

Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК детей дошкольного возраста:

— направление образовательной или другой организации;

— паспорт родителя (законного представителя) — оригинал и копия;

— свидетельство о рождении ребенка — оригинал и копия;

— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;

— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);

— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);

— для формирования ортопедических групп — справка от врача-ортопеда с предоставлением рентгенограммы и/или плантограммы;

— психолого-педагогическое представление, заверенное руководителем ДОУ;

— справка медико-социальной экспертизы (при наличии) — оригинал и копия;

— результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (рисунки, аппликации и др.).

Для дошкольников, поступающих в 1 класс, дополнительно справка от врача-психиатра.

Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК детей школьного возраста:

— направление образовательной или другой организации;

— паспорт родителя (законного представителя) — оригинал и копия;

— свидетельство о рождении ребенка — оригинал и копия;

— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;

— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);

— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);

— справка от врача-психиатра;

— для формирования ортопедических классов — справка от врача-ортопеда с предоставлением рентгенограммы и/или плантограммы;

— психолого-педагогическое представление, заверенное директором;

— копия личной карты обучающегося, заверенная директором;

— заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);

— справка медико-социальной экспертизы (при наличии) — оригинал и копия;

— выписка текущих и четвертных оценок, заверенная директором;

— тетради письменных работ по русскому (родному) языку, математике — оригинал и копия.

Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК обучающихся, для зачисления в Центр дистанционного образования детей-инвалидов:

— направление образовательной или другой организации;

— паспорт родителя (законного представителя) — оригинал и копия;

— свидетельство о рождении ребенка — оригинал и копия;

— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;

— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);

— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);

— справка от врача-психиатра;

— справка от врача-ортопеда (при наличии нарушений);

— психолого-педагогическое представление, заверенное директором;

— копия личной карты обучающегося, заверенная директором;

— заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);

— справка медико-социальной экспертизы (при наличии) — оригинал и копия;

— выписка текущих и четвертных оценок, заверенная директором;

— тетради письменных работ по русскому (родному) языку, математике — оригинал и копия;

— справка о надомном обучении на текущий учебный год (ВКЭК);

— справка о работе на компьютере.

Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей:

— направление или другой организации;

— заявление родителей (законных представителей);

— свидетельство о рождении или паспорт (на ребенка старше 14 лет) — оригинал и копия;

— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;

— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);

— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);

— справка от врача-психиатра;

— решение суда о признании недееспособным (для детей старше 14 лет) – копия;

— решение органов опеки и попечительства о помещении в учреждение психоневрологического профиля;

— выписка из амбулаторной медицинской карты или из истории болезни (при наличии);

— справка медико-социальной экспертизы — оригинал и копия;

Для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, дополнительно предоставляются следующие документы:

— решение органа опеки и попечительства об определении ребенка на полное государственное обеспечение, о назначении опекуна;

— документы, определяющие статус родителей (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав и другие необходимые документы) — копии.

Для детей дошкольного возраста — рисунки, психолого-педагогическое представление.

Для детей школьного возраста — сведения об обучении в образовательном учреждении (копия личной карты обучающегося, ведомость или табель успеваемости, психолого-педагогическое представление, тетради по русскому языку и математике, заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии)).

Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК учащихся выпускных классов для определения специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации:

— направление образовательной или другой организации;

— паспорт родителя (законного представителя) несовершеннолетнего (оригинал и копия);

— паспорт ребенка (оригинал и копия);

— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;

— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);

— выписка из медицинской (санаторно-курортной) карты. Справка должна содержать:

— развернутый диагноз, код по МКБ -10, описанные клинические симптомы, жалобы, анамнез заболевания, статус пациента, разъяснения врача, в чем должен заключаться щадящий режим для данного ребенка в период сдачи экзамена;

— психолого-педагогическое представление, заверенное директором школы;

— копия справки о надомном обучении (КЭК);

— справка медико-социальной экспертизы — оригинал и копия (при наличии);

— копия личной карты обучающегося, заверенная директором.

Для детей, находящихся на длительном санаторно-курортном лечении дополнительно: копия санаторно-курортной карты и направление на санаторно-курортное лечение.

В Европе и Центральной Азии дети с ограниченными возможностями здоровья особенно уязвимы к стигматизации и дискриминации и часто изолируются от остального общества. Бывает, что они оказываются неучтенными в национальной статистике и, таким образом, превращаются в «невидимок» для лиц, отвечающих за принятие решений, для поставщиков услуг и общественности.

Хотя информация о 5,1 миллиона (это примерное число) детей с ограниченными возможностями в регионе остается скудной, мы знаем, что они сталкиваются с многочисленными нарушениями своих прав: начиная от отсутствия ранней диагностики и заканчивая отказом в доступе к образованию и в участии в жизни местного сообщества.

Нарушения их прав зачастую очень серьезны

Социальная изоляция детей с ограниченными возможностями здоровья усугубляется, если они уже принадлежат к другой незащищенной группе. В качестве примера можно привести девочку-рома с выраженными внешними особенностями здоровья, которую заставили выпрашивать милостыню на улице, или живущего в Турции сирийского ребенка-беженца с инвалидностью, семья которого находится под угрозой нищеты.

Нарушения прав таких детей зачастую очень серьезны: в мире до 68 % девочек и до 30 % мальчиков с особенностями интеллектуального развития или психического здоровья подвергаются сексуальному насилию до достижения 18-летнего возраста.

Господствует тенденция «исправлять» детей с ограниченными возможностями вместо того, чтобы менять отношение к ним. Внимание уделяется скорее медицинскому реагированию для коррекции «дефектов», чем более широкой поддержке, помогающей детям в полной мере раскрыть свой потенциал.

В регионе не хватает служб для выявления и диагностики инвалидности ребенка в раннем возрасте и для индивидуализированной поддержки семей. В итоге дети с ограниченными возможностями здоровья часто передаются на воспитание в интернатные учреждения – подход, который оправдывают тем, что «им самим так будет лучше». В мире дети с ограниченными возможностями почти в 17 раз чаще оказываются в воспитательных учреждениях, чем остальные ребята.

Из-за стигматизации многие семьи не решаются просить о помощи и информационной поддержке

В Европе и Центральной Азии, как полагают, миллионы детей с ограниченными возможностями здоровья не учатся в школе. Многим по-прежнему закрыт доступ к обычному образованию: их отправляют в так называемые спецшколы. Некоторые учителя все еще отказываются учить детей с инвалидностью, а иные родители боятся, что образование их ребенка пострадает, если у него будет одноклассник(ца) с ограниченными возможностями здоровья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *