Декларация по прибыли инструкция по заполнению

ПОРЯДОК
ЗАПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ
НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

Приказ ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной… Приложение N 2 Утвержден приказом ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@

  • I. Состав налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за отчетные и налоговый периоды
  • II. Общие требования к порядку заполнения и представления Декларации
  • III. Порядок заполнения Титульного листа (Листа 01) Декларации
  • IV. Порядок заполнения Раздела 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика (налогового агента)» Декларации
  • V. Порядок заполнения Листа 02 «Расчет налога» Декларации
  • VI. Порядок заполнения Приложения N 1 к Листу 02 «Доходы от реализации и внереализационные доходы» Декларации
  • VII. Порядок заполнения Приложения N 2 к Листу 02 «Расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам» Декларации
  • VIII. Порядок заполнения Приложения N 3 к Листу 02 «Расчет суммы расходов по операциям, финансовые результаты по которым учитываются при налогообложении прибыли с учетом положений статей 268, 275.1, 276, 279, 323 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением отраженных в Листе 05)» Декларации
  • IX. Порядок заполнения Приложения N 4 к Листу 02 «Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу» Декларации
  • X. Порядок заполнения Приложений N 5 «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения», N 6 «Расчет авансовых платежей и налога в бюджет субъекта Российской Федерации по консолидированной группе налогоплательщиков», N 6а «Расчет авансовых платежей и налога в бюджет субъекта Российской Федерации по участнику консолидированной группы налогоплательщиков без входящих в него обособленных подразделений и (или) по его обособленным подразделениям» и N 6б «Доходы и расходы участников консолидированной группы налогоплательщиков, сформировавших консолидированную налоговую базу в целом по группе» к Листу 02 Декларации налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения
  • XI. Порядок заполнения Листа 03 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)» Декларации
  • XII. Порядок заполнения Листа 04 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, исчисленного по ставкам, отличным от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации» Декларации
  • XIII. Порядок заполнения Листа 05 «Расчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям, финансовые результаты которых учитываются в особом порядке (за исключением отраженных в Приложении N 3 к Листу 02)» Декларации
  • XIV. Порядок заполнения Листа 06 «Доходы, расходы и налоговая база, полученная негосударственным пенсионным фондом от размещения пенсионных резервов» Декларации
  • XV. Порядок заполнения Листа 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» Декларации
  • XV-I. Порядок заполнения Листа 08 «Доходы и расходы налогоплательщика, осуществившего самостоятельную (симметричную, обратную) корректировку» Декларации
  • XVI. Порядок заполнения Листа 09 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов в виде прибыли контролируемой иностранной компании» Декларации
  • XVII. Порядок заполнения Приложения N 1 к Декларации «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы; расходы, учитываемые для целей налогообложения отдельными категориями налогоплательщиков»
  • XVIII. Порядок заполнения Приложения N 2 к Декларации «Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом от операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов»
  • Приложение N 1
  • Приложение N 2. Коды субъектов Российской Федерации
  • Приложение N 3. Коды имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования
  • Приложение N 4. Коды доходов, не учитываемых при определении налоговой базы; расходов, учитываемых для целей налогообложения отдельными категориями налогоплательщиков
  • Приложение N 5. Коды документов
  • Приложение N 6. Коды основания отнесения сделки к контролируемой
  • Приложение N 7. Коды основания освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании

Открыть полный текст документа

Уточненная декларация по налогу на прибыль: основные нюансы

Статья была в первые опубликована в журнале
«Бухгалтерия: просто, понятно, практично» № 5, сентябрь 2011

Татьяна Лобко Директор Департамента бухгалтерского, налогового и правового консалтинга группы компаний «ВнешЭкономАудит»

В каких случаях нужно подать уточненную декларацию

Причин подачи уточненной декларации может быть очень много, например бухгалтер самостоятельно обнаружил ошибку или ему на нее указали аудиторы. Ошибка может быть выявлена и руководителем, если в его должностные обязанности входит контроль учета и налогообложения. Важно зафиксировать то, как именно была обнаружена ошибка, можно указать в пояснительной записке к уточненной декларации либо составить докладную, так как данная информация имеет существенное значение.

Возникает вопрос — а какие последствия ждут организацию при подаче «уточненки» с суммой к доплате или возврату (зачету)?

Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет.

Подавать уточненную декларацию нужно, если период, в котором была допущена ошибка, известен.

Если период, в котором была допущена ошибка, не известен, уточненная декларация не подается. В этом случае пересчитать налоговую базу и сумму налога нужно в том периоде, в котором ошибка была обнаружена (п. 1 ст. 81 и п. 1 ст. 54 НК РФ).

Такой порядок распространяется как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов. При этом налоговые агенты обязаны подавать уточненные расчеты только по тем налогоплательщикам, в отношении которых обнаружены ошибки (п. 6 ст. 81 НК РФ).

Если ошибка, допущенная в налоговой декларации, повлекла за собой излишнюю уплату налога, то организация вправе:

– подать уточненную декларацию за тот период, в котором ошибка была допущена (но не обязана этого делать);
– исправить ошибку, пересчитав налоговую базу и сумму налога за тот период, в котором эта ошибка была обнаружена. Таким способом можно воспользоваться независимо от того, известен ли период, в котором была допущена ошибка или нет;
– не предпринимать никаких мер по исправлению ошибки (например, если сумма переплаты незначительна).

Это следует из положений абз. 3 п. 1 ст. 54 и абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ и письма ФНС России от 11.03.11 № КЕ-4-3/3807.

Некоторые особенности имеет порядок исправления ошибок в декларациях по налогу на прибыль за те налоговые периоды, в которых у организации сложился убыток.

Если впоследствии организация выявила расходы, которые не были учтены при составлении этих деклараций, включать такие расходы в расчет налога на прибыль за текущий период нельзя. Подобные ошибки не влекут за собой излишней уплаты налога, поэтому организация должна подать уточненную декларацию, отразив в ней увеличенную сумму расходов и новый размер убытка. Такой вывод следует из писем Минфина России от 27.04.10 № 03-02-07/1-193 и от 23.04.10 № 03-02-07/1-188.

Если ошибка в налоговой отчетности выявлена в результате налоговой проверки (налог доначислен (уменьшен) налоговой инспекцией), уточненные декларации подавать не нужно на основании п. 1 ст. 81 НК РФ.

Суммы недоимки (переплаты), выявленные в результате налоговой проверки, фиксируются в материалах проверки (ст. 100, 101 НК РФ). По итогам проверки на основании этих материалов налоговая инспекция самостоятельно отразит эти суммы в карточке лицевого счета организации.

Если обнаружена ошибка, которая привела к искажению налоговой базы: к ее занижению, а также прошло более трех лет, то организация может, но не обязана подать уточненную декларацию (п.1 ст. 81 и п. 1 ст. 54 НК РФ; письмо Минфина России от 08.04.10 № 03-02-07/1-153).

Если допущенная ошибка привела к завышению налоговой базы и повлекла за собой излишнюю уплату налога, организация вправе подать уточненную декларацию.

Внимание Отказать в приеме уточненной декларации за период, истекший более трех лет назад, налоговая инспекция не вправе (письма Минфина России от 24.08.04 № 03-02-07/15, от 08.04.10 № 03-02-07/1-152 и ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192). Но и вернуть, либо зачесть по заявлению сумму излишне уплаченного налога, возможно только в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п.7 ст. 78 НК РФ).

Окончательное решение в такой ситуации организация должна принять самостоятельно, оценив целесообразность своих действий.

На что следует обратить внимание при подаче уточненной декларации

Во-первых, представление уточненной налоговой декларации может повлечь за собой выездную налоговую проверку того периода, за который представлена уточненная отчетность.

Проверка будет проведена независимо от того, что налоговые обязательства были искажены более чем три года назад (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ). Так же инспекция вправе проверить за данный период любые налоги независимо от того, по какому налогу подается уточненная декларация. По результатам проверки инспекторы могут выявить нарушения налогового законодательства, а следовательно, доначислить налоги и рассчитать пени. Оштрафовать организацию инспекторы не смогут, поскольку ошибка была допущена более трех лет назад (ст. 113 НК РФ).

Во-вторых, если уточненная декларация подана по истечении трех лет с момента излишней уплаты налога, то организация не имеет права на возврат (зачет) этой суммы даже в судебном порядке. По общему правилу к этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Например, если организация выявила расходы, которые не были учтены при расчете налога на прибыль пять лет назад, она может включить эти расходы в расчет налоговой базы текущего периода, не подавая уточненной декларации, НК РФ не ограничивает срок перерасчета налоговой базы. Вместе с тем, если по итогам перерасчета организация подаст уточненную декларацию и потребует возврата (зачета) излишней суммы налога, инспекция не удовлетворит это требование, ведь срок подачи заявления о зачете или возврате может быть подано в течение трех лет со дня уплаты налога. Такой вывод подтверждают письма Минфина России от 08.04.10 № 03-02-07/1-152, от 08.04.10 № 03-02-07/1-153 и ФНС России от 29.04.11 № АС-4-3/7037.

В третьих, уточненную декларацию можно подать, если организация выявила переплату по налогу в связи с ошибкой, которая была допущена более трех лет назад, но при этом срок подачи заявления на возврат (зачет) излишне уплаченной суммы налога еще не истек. В таком случае: 1) вместе с уточненной декларацией нужно подать заявление на возврат (зачет) переплаты; 2) организация может подать в налоговую инспекцию документы, подтверждающие факт переплаты. Такой вывод следует из письма ФНС России от 12.12.06 № ЧД-6-25/1192.

ПРИМЕР
20.07.08 г. ООО «Максимум» подало декларацию по налогу на прибыль по итогам I полугодия 2008г. В июле 2011 года, вновь принятый главный бухгалтер находит ошибку, которая повлекла за собой завышение налоговой базы по налогу на прибыль за I полугодие 2008 г. и, соответственно, переплату налога. Руководителем принимается решение подать уточненную декларацию по налогу на прибыль за этот период. 21.07.11 г. ООО «Максимум» сдает уточненную декларацию за I полугодие 2008 г. Одновременно общество подает заявление о зачете излишне уплаченной суммы налога на прибыль (налог уплачен по сроку 28.07.08г., окончание срока 28.07.11г.).

Так как уточненная декларация к уменьшению подана за период, превышающий три года, но трехлетний срок для возврата в соответствии со ст. 78 НК РФ не истек (по поданному ООО «Максимум» заявлению о возврате), то налоговый орган проводит камеральную проверку.

Одновременно общество представляет в инспекцию все документы, на основании которых была составлена уточненная декларация (копии первичных и платежных документов, договоров с контрагентами, счетов-фактур и т. п.).

Таким образом, декларация подана по истечении трех лет с момента излишней уплаты налога на прибыль, но срок подачи заявления на зачет (возврат) еще не истек.

Налоговый орган принял данную уточненную налоговую декларацию, и рассмотрел заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога на прибыль с учетом самостоятельно представленных налогоплательщиком подтверждающих документов, после этого налоговый орган вынесет решение в соответствии с нормами ст. 78 и 87 НК РФ и произведет возврат, в случае, если к тому будут основания.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 29 апреля 2011 года № АС-4-3/7037
Об уточненных налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций

Федеральная налоговая служба рассмотрела письма об уточненных налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

При этом НК РФ не содержит положений, ограничивающих срок представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации. В соответствии с пунктом 4 статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату).

Таким образом, представляя уточненные налоговые декларации с уменьшением суммы ранее исчисленного налога (в том числе за отчетные или налоговые периоды, уплата налога за которые произведена более трех лет назад) налогоплательщик реализует свое право на представление уточненных налоговых деклараций, составленных по правилам главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Вместе с тем, расчет налога нарастающим итогом с начала года с учетом начисленных ранее сумм авансовых платежей не отменяет действие статьи 78 НК РФ о возможности зачета или возврата суммы излишне уплаченного налога (авансовых платежей) в течение трех лет со дня их уплаты.

Уменьшение суммы исчисленного налога по уточненной налоговой декларации означает уменьшение размера обязательства налогоплательщика по уплате в бюджет суммы налога (авансового платежа налога), а при условии уплаты налога (авансового платежа) в первоначальной сумме – образование излишне уплаченного налога (т. е. переплаты).

Не отразив в карточке расчетов с бюджетом уточненную налоговую декларацию с уменьшением авансового платежа, уплаченного более трех лет назад, налоговый орган тем самым правомерно не произвел автоматически зачет авансовый сумм с истекшим сроком исковой давности в уплату платежей, исчисленных за последующие отчетные периоды.

Государственный советник
Российской Федерации 2 класса
С.Н. Андрющенко

Вы обнаружили ошибку в расчете налога на прибыль. Чтобы налоговая инспекция не оштрафовала вас за нее, в налоговую отчетность нужно побыстрее внести изменения. Подробные рекомендации о том, как это сделать, не вызвав нареканий инспекторов, можно найти в бераторе «налог на прибыль от А до Я». Предлагаем вам ознакомиться с отрывком из этого издания. В налоговом учете ошибку исправляют в том периоде, в котором она была фактически допущена (ст. 54 НК). При этом, если по результатам исправленной декларации у вас будет указана сумма к уплате большая, чем в первоначальном варианте, сначала доплатите налог и пени, а лишь потом сдавайте «уточненку» в налоговую инспекцию. Такой порядок действий избавит вас от штрафа при условии, что ошибку вы исправите до того, как налоговая служба ее обнаружит (п. 4 ст. 81 НК).

Обратите внимание: в статье 81 Налогового кодекса не указано, какую именно ответственность будет нести фирма, если она вовремя не уплатит недоимку и пени. В пункте 26 постановления Пленума ВАС от 28 февраля 2001 г. № 5 сказано, что статья 81 Налогового кодекса предусматривает два вида наказания:

– по статье 122 Налогового кодекса (неуплата или неуплата сумм налога);

– по пункту 3 статьи 120 Налогового кодекса (отсутствие первичных документов, повлекшее занижение налоговой базы по налогу на прибыль).

Причем оштрафовать налоговая служба вас может только по одной из этих статей. Применить штраф одновременно по двум статьям она не вправе. Однако на практике, если фирма не уплатила недоимку и пени до сдачи «уточненки», налоговая служба чаще применяет статью 122 Налогового кодекса, так как вину по статье 120 того же кодекса доказать сложнее.

Если до подачи «уточненки» вы заплатите недоимку, а пени нет или наоборот – вас все равно оштрафуют (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 сентября 2005 г. по делу № А19-3063/05-40-Ф02-4384/05-С1). Если вы по каким-то причинам не в состоянии доплатить всю сумму по уточненной декларации, тогда сам факт того, что вы обнаружили ошибку и сдали «уточненку», суд может посчитать смягчающим обстоятельством. В результате штраф будет снижен.

Обратите внимание: если в предыдущих периодах у вас была переплата по налогу, которая равна или превышает сумму, подлежащую уплате на основе уточненной декларации, тогда ничего доплачивать не нужно. А раз нет недоимки – штраф вам не грозит.

Если по уточненным данным сумма налога у вас будет меньше, чем в первоначальном варианте декларации, тогда вы просто сдаете исправленный вариант в налоговую службу. Сумму переплаты должны либо зачесть, либо вернуть.

Статья 81 Налогового кодекса не уточняет, нужно ли подавать исправленные декларации по итогам отчетных периодов (месяца, квартала). В связи с этим возникает вопрос: нужно ли пересдавать такие декларации? Ответ на этот вопрос будет зависеть от того, когда вы обнаружили ошибку. Здесь может быть две ситуации:

– первая – вы совершили ошибку в одном отчетном периоде года и обнаружили ее в течение этого же года, но в другом отчетном периоде;

– вторая – вы совершили ошибку в одном отчетном периоде года, а обнаружили ее уже в следующем году, после сдачи декларации за год, в котором содержится ошибка.

Статья 54 Налогового кодекса обязывает фирмы сделать пересчет налога. Это влечет пересдачу деклараций за отчетные периоды. Исключение предусмотрено лишь для тех ситуаций, когда нельзя определить дату совершения ошибки. Эту же позицию поддерживает и Минфин (письмо Минфина от 9 декабря 2004 г. № 03-03-01-04/1/174). Он рекомендует сделать так: «при обнаружении ошибки в исчислении налога на прибыль в истекшем отчетном периоде текущего налогового периода следует уточнить налоговую декларацию за этот период».

А что будет, если этого не сделать? Сначала рассмотрим вариант, когда по итогу отчетного периода вы заплатили авансовый платеж по декларации, а позже выяснили, что завысили в декларации его сумму к уплате. Пересдав декларацию или не сделав этого, недоимки и пеней у вас не возникнет. Значит, штраф в этой ситуации неприменим.

Как видите, необходимость пересчета суммы авансового платежа за отчетный период и пересдачи декларации по нему у вас есть, а наказания нет. Однако сдать «уточненку» в ваших интересах. Ведь подав исправленные сведения, вы укажите налоговой службе о переплате и сможете ее зачесть в счет будущих платежей. Впрочем, если вы делать этого не хотите, тогда вы можете воспользоваться мнением Минфина, приведенным в письме от 14 июля 2004 г. № 03-03-05/3/59. Это частный ответ на вопрос фирмы, нужно ли пересдавать декларацию за отчетный период, если ошибка не привела к занижению налоговой базы. Минфин ответил, что в этом случае фирма вправе этого не делать.

Рассмотрим случай, когда фирма обнаружила, что по итогам отчетного периода не доплатила авансовый платеж. Здесь ситуация иная. Во-первых, появляется недоимка, во-вторых, пени, которые нужно доплатить. А вот штрафа, если вы не перечислите долг до сдачи уточненной декларации, опять же не будет. Дело в том, что штраф по статье 122 Налогового кодекса применим, если фирма не заплатила (не доплатила) налог по итогам налогового периода (года). В нашем же случае фирма не доплатит авансовый платеж, а не налог (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 марта 2004 г. № А74-3515/03-К2-Ф02-635/04-С1).

Аналогичные выводы можно сделать и в отношении наказания по пункту 3 статьи 120 Налогового кодекса. Там предусматривается ответственность за «занижение налоговой базы». Налоговая база у фирмы формируется только по итогу налогового периода, то есть года. Соответственно, штрафовать по этой статье можно только в отношении ошибок по годовой декларации, а по промежуточным декларациям — нельзя (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 мая 2001 г. № А33-13191/00-С3-Ф02-1114/01-С1 и Западно-Сибирского округа от 7 мая 2003 г. № Ф04/2151-328/А75-2003). Однако, чтобы не доводить дело до суда, советуем вам все же доплачивать недоимку и пени по «уточненке» за отчетный период до ее сдачи в налоговую службу.

Теперь решим вопрос, нужно ли пересдавать промежуточную отчетность, когда вы обнаружили ошибку в декларации за отчетный период года уже после того, как сдали декларацию за этот год. Нет, не нужно. Достаточно пересдать лишь годовую декларацию. Дело в том, что проверить правильность расчетов по декларациям за отчетный период налоговая служба вправе при камеральной проверке. Ее проводят в течение трех месяцев со дня сдачи таких деклараций (ст. 88 НК). Соответственно, если вы ошибку обнаружили уже после сдачи годовой декларации, например за 2005 год (то есть после 28 марта 2006 года), сроки для проверки деклараций за отчетные периоды к этому времени уже истекут. К тому же обязанности пересдавать промежуточные декларации по году, за который уже сдана годовая декларация, Налоговым кодексом не предусмотрена. Выходит, пересдавать такие декларации необходимости нет. Все исправления вы зафиксируете в уточненной декларации за год. Этот вывод справедлив, когда одна и та же ошибка повторяется во всех отчетных периодах года. В этом случае пересдавать все декларации по этому году вам не нужно, достаточно сдать одну «уточненку» по итогам года.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *