Действие налогового законодательства во времени

Главная — Статьи

Одним из немаловажных вопросов, заслуживающих отдельного внимания, является определение действия актов законодательства о налогах и сборах во времени, в том числе определение даты вступления в силу акта, регулирующего налоговые отношения.
При определении действия нормативных правовых актов законодательства о налогах и сборах, отдельных положений НК РФ следует ориентироваться на положения ст. 5 НК РФ.

Рассмотрим шесть основных требований, которые необходимо знать бухгалтеру:

1) акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Как указал Конституционный Суд РФ, акт законодательства о налогах вступает в силу, по крайней мере, не ранее чем по истечении одного месяца со дня его опубликования (Определение от 8 апреля 2003 г. N 159-О). Также Конституционный Суд РФ в Определении от 17 ноября 2011 г. N 1571-О-О отметил, что «по крайней мере» не означает необязательность соблюдения иных условий вступления такого акта в силу. Следовательно, оно не может препятствовать применению судами при рассмотрении конкретных дел в более благоприятную для налогоплательщиков сторону.

Следует обратить внимание на п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 о применении части первой НК РФ, в котором разъяснено, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании п. 1 ст. 5 НК РФ такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.

Если для одного и того же налога в зависимости от категории налогоплательщика или иных условий налогообложения установлены налоговые периоды различной продолжительности, дата вступления в силу соответствующего акта законодательства о налогах должна определяться применительно к каждому из установленных налоговых периодов.
По общим правилам, установленным ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
В настоящее время по порядку опубликования действует Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).

Таким образом, срок на вступление в силу акта законодательства о налогах начинает исчисляться только с даты официального опубликования;

2) акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования;

3) федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования;

4) акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

К примеру, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 1 июня 2012 г. по делу N А56-39759/2011 указано, что налоговый орган неправомерно применил введенную позднее отягчающую размер ответственности санкцию за прежние налоговые периоды, тем самым придав новой редакции ст. 119 НК РФ, отягчающей ответственность за совершенные налогоплательщиком противоправные виновные действия, обратную силу;

5) акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу;

6) акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Под обратной силой акта понимается распространение его действия до момента вступления его в силу.

Так, например, Федеральным законом от 7 марта 2011 г. N 23-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки» установлен особый порядок учета субсидий, получаемых организациями и индивидуальными предпринимателями в рамках специальных программ финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанный порядок учета для целей налогообложения прибыли организаций данных субсидий распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Таким образом, ст. 5 НК РФ установлен порядок введения в действие актов законодательства о налогах и сборах во времени. Данные положения призваны обеспечить устойчивость в отношениях, связанных с налогообложением, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
3. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
5. Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, за исключением нормативных правовых актов об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, порядок вступления в силу которых определен статьей 3 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе».
Как следует из ст. 1 НК РФ, слова «акты законодательства о налогах и сборах» включают в себя Налоговый кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с НК РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ. Согласно ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Официальным считается опубликование с соблюдением установленного порядка и в строго определенных федеральным законом, законом субъекта Федерации или представительным органом местного самоуправления печатных изданиях.
Акты законодательства, вводящие новый налог или сбор, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Акты, иным образом изменяющие законодательство о налогах и сборах, вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В п. 2 ст. 5 дана классификация актов законодательства о налогах и сборах, ухудшающих положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Таковыми являются:
1. Акты законодательства, устанавливающие новые налоги и (или) сборы.
2. Акты законодательства, повышающие налоговые ставки, размеры сборов.
3. Акты законодательства, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.
4. Акты законодательства, устанавливающие новые обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
5. Акты законодательства, иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Совершенно очевидно, что действие акта законодательства, обладающего указанными признаками, создает менее благоприятные условия деятельности субъектов предпринимательской деятельности, чем до введения его в действие, поэтому законодатель квалифицировал их как акты, ухудшающие положение налогоплательщика.
Если первые четыре случая вполне очевидны, то в пятом налогоплательщику или плательщику сборов предстоит самостоятельно доказать контролирующим органам реальное ухудшение своего положения при введении какого-либо акта законодательства о налогах и сборах, который не вводит новый налог, не увеличивает ставку налога, не вводит новые обязанности, не отягчает ответственность, но тем не менее иным образом ухудшает его положение.
Акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют и не применяются к правоотношениям, возникшим до введения их в силу.
В пунктах 3 и 4 ст. 5 НК РФ даны признаки актов, улучшающих положение налогоплательщика. Это:
1. Акты законодательства, отменяющие налоги и (или) сборы.
2. Акты законодательства, снижающие размеры ставок налогов (сборов).
3. Акты законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.
4. Акты законодательства, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.
5. Акты законодательства, иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.
Действие актов, улучшающих положение налогоплательщика (плательщика сборов), во времени различается в зависимости от конкретного признака такого улучшения. Акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, безусловно, имеют обратную силу и применяются к правоотношениям, возникшим до введения указанных актов в силу. Иные акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков и иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут иметь обратную силу, только если прямо предусматривают это.
Нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, подпадающие под классифицирующие признаки актов, ухудшающих положение лиц, перемещающих товары через границу, или улучшающих их положение, действуют во времени аналогично правилам, установленным для актов законодательства о налогах и сборах.
Особенности действия актов законодательства о налогах
и сборах во времени, предусмотренные иными законами
Действующий Закон от 14 июня 1995 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» N 88-ФЗ предусматривает, что порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством (ст. 9 Закона). Но имеется исключение из этого порядка: «В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации».
Таким образом, согласно ст. 9 Закона о государственной поддержке малого предпринимательства действие актов законодательства, ухудшающих положение субъектов малого предпринимательства, не распространяется на этих субъектов в течение четырех лет с даты регистрации. К субъектам малого предпринимательства относятся малые предприятия и индивидуальные предприниматели (ст. 3 Закона).
С вступлением в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации условия деятельности индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных до 1 января 2001 г., изменились. С 1 января 2001 г. индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (ст. 143 НК РФ) по ставкам, установленным ст. 164 НК РФ, на них возложены новые обязанности, установленные в главе 21 НК РФ:
— постановка на учет в качестве плательщика налога на добавленную стоимость (ст. 144 НК РФ);
— ведение учета объектов налогообложения по мере совершения хозяйственных операций (ст. 146 — 149 НК РФ);
— ведение учета налоговой базы в течение налогового периода (ст. 153 — 159 НК РФ);
— выбор налоговой ставки из пяти вариантов применительно к каждой операции (ст. 164 НК РФ);
— определение даты реализации товаров, работ, услуг применительно к каждой операции (ст. 167 НК РФ);
— выбор и утверждение учетной политики (ст. 167 НК РФ);
— определение суммы налога, предъявляемой покупателю применительно к каждой операции (ст. 168 НК РФ);
— учет сумм налога, подлежащих вычету при исчислении налога на доходы по мере совершения соответствующих операций (ст. 170 НК РФ);
— учет налоговых вычетов в течение налогового периода (ст. 171 — 172 НК РФ);
— определение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по завершении налогового периода (ст. 173 НК РФ);
— составление счета — фактуры на каждую операцию продажи (ст. 168 НК РФ);
— контроль за получением счета — фактуры на каждую операцию приобретения товаров, работ, услуг (ст. 172 НК РФ);
— ведение журнала выставленных счетов — фактур на каждую операцию продажи (ст. 172 НК РФ);
— ведение журнала полученных счетов — фактур на каждую операцию приобретения товаров, работ, услуг (ст. 169 НК РФ);
— ведение книги покупок на каждую операцию покупки (ст. 169 НК РФ);
— ведение книги продаж на каждую операцию продажи (ст. 169 НК РФ);
— составление налоговой декларации по НДС по каждому налоговому периоду (ст. 174 НК РФ).
Глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации в части введения НДС для индивидуальных предпринимателей, устанавливающая им перечисленные выше новые обязанности, подпадает под классификацию актов законодательства, которые с 1 января 2001 года ухудшают положение налогоплательщика, так как ранее этой даты налог на добавленную стоимость индивидуальные предприниматели не платили и не имели обязанности вести учет и отчетность, связанные с исчислением данного налога. Введение с 1 января 2001 года главы 21 НК РФ создало менее благоприятные условия деятельности индивидуальных предпринимателей по сравнению с условиями, действовавшими ранее. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 9 Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели, зарегистрированные до 1 января 2001 года, подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их регистрации, то есть не подлежат налогообложению в порядке, установленном главой 21 НК РФ, до истечения четырехлетнего срока с даты их государственной регистрации. Четырехлетний срок истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из двенадцати календарных месяцев, следующих подряд (ст. 6.1 НК РФ).
Приведем правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированную по вопросу применения Федерального закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Конституционный Суд признал, что положение этого Закона о недопустимости применения в дальнейшем абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» не может иметь обратной силы и не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования закона, устанавливающего новое регулирование, включая соответствующий нормативный акт законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации о введении на его территории единого налога (Определение Конституционного Суда РФ от 1 июля 1999 г. N 111-О). Подобное истолкование указанного положения обусловлено конституционно — правовым режимом стабильных условий хозяйствования, выводимым из статей 8 (часть 1), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.
Указанное Определение с учетом ст. 79 Конституционного закона «О Конституционном Суде» носит общий характер и распространяется на все законы, принимаемые в сфере налогообложения, в том числе на вторую часть НК РФ.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ЗАКОН РФ от 21.05.1993 N 5003-1
«О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
«О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.06.1995 N 88-ФЗ
«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 12.05.1995)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.1998 N 148-ФЗ
«О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 01.07.1999 N 111-О
«ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА ВАРГАНОВА ВАЛЕРИЯ ВИТАЛЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА
ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И ЗАКОНОМ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ «О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ
ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Законодательство и экономика, N 2, 2002

К тексту закона «

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Андреева, Мария Владимировна, 2004 год

1. Абасов A.C., Пространство. Время. Познание. Баку, 1986;

2. Александров Н.Г., Понятие источника права, М., 1964, кн. 8;

3. Алексеев С.С., Общая теория права М., 1981-1982, том 2;

4. Алехин А.П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю.М., Административное право Российской Федерации. Учебник. М., 2001 г.;

5. Аннерс Э. История европейского права. Перевод со шведского. М.: Наука, 1994;

6. Аскин Я.Ф., Проблема времени: ее философское истолкование. М., 1966;

7. Бабаев В.К., Баранов В.М., Общая теория права. Краткая энциклопедия. Н.Новгород, 1997;

8. Бахрах Д.Н., Административное право России: Учебник для вузов. М., 2000, стр. 296;

9. Бержель Ж.-Л., Общая теория права. Под общ. ред. В.И. Даниленко / Перевод с фр. М» 2000;

10. Блум М.И., Тилле A.A., Обратная сила закона. Действие советского уголовного закона во времени. М., 1969;

11. Богдановская Ю.И., Закон в английском праве. Отв. редактор Н.С. Крылова, М., 1987;

12. Бойцов А.И., Действие уголовного закона во времени и пространстве. СПб., 1995;

13. Бойцов А.И., Волженкин Б.В., Уголовный закон: действие во времени и пространстве. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 1993;

14. Брагинский М.И., Витрянский В.В., Договорное право. Книга первая. Общие положения. М., Статут, 2001 г.;

15. Брайнин Я.М., Советское уголовное право, Общая часть, вып. 1, Киев, 1955;

16. Брайнин Я.М., Уголовный закон и его применение, М., 1967;

18. Вильнянский С.И. Лекции по советскому гражданскому праву. Харьков, 1958;

19. Винницкий Д.В., Российское налоговое право. Проблемы теории и практики. Санкт-Петербург, 2003 г.;

20. Гаврилюк P.O., Д1я норм податкового права в 4aci, npocTopi та за колом oci6. Чершвщ. 2002;

22. Годме П.М., Финансовое право, М., 1978;

23. Градовский А.Д., О действии законов во времени, Собрание сочинений в 9-ти томах, т. 7. Приложение III, Спб, 1899;

24. Гражданское право. Учебник. Том 1. Под ред. С.М. Корнеева, П.Е. Орловского. М., 1969;

25. Гюйо М., Происхождение идеи времени. СПб., 1899;

26. Дернбург Г., Пандекты. Том 1. Общая часть, под ред. П. Соколовского. М., 1906;

27. Дурманов Н.Д., Советский уголовный закон, М., 1967;

28. Евтихиев А.Ф., Законная сила актов администрации, Люблин, 1911 год;

29. Еропкин М.И., Клюшниченко А.П., Советское административное право. М., 1979;

30. Ефимов В.В., Догма римского права. СПб, 1901;

31. Исаев A.A., Очерк теории и политики налогов. М., 2004 г.;

32. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М, 1995;

33. Канке В.А., Формы времени. Томск, 1984;

34. Караева М.П., A.M. Айзенберг, Правовые нормы и правоотношения. Под ред. К.А. Мокичева. М., 1949;

35. Козырин А.Н., Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М., 1993;

36. Комаров С.А., Общая теория государства и права, М., 1998;

37. Комиссаров К.И., Задачи судебного надзора в сфере гражданского судопроизводства, Свердловск, 1971;

38. Конституции государств Европейского Союза. М., Издательская группа «ИН-ФРА-М НОРМА», 1997;

39. Конституции государств Европы. В 3-х т. Т. 3. М., 2001 ;

40. Коркунов М.Н., «Указ и закон». М., 1898 г.;

41. Лассаль Ф., Система приобретенных прав, сочинения, т. 3, М., 1925;

42. Люблинский П.Л., Техника, толкование и казуистика уголовного закона. Петроград, 1917;

43. Малышев К., Курс общего гражданского права России. Т. 1, С-ПБ, 1878;

44. Маньковский И.А., Налоговое право Республики Беларусь. Общие положения. Минск. 2000;

45. Мейер Д.И., Русское гражданское право, под ред. Вицин А., 3 издание, С-пб, 1864;

46. Михайлова O.P., Толкование норм налогового законодательства. Учебное пособие. М., 2004 г.;

47. Мицкевич A.B., Акты высших органов Советского государства, М., 1976;

48. Мокринский С.П., Новый закон и старые гарантии (О действии уголовного закона в пределах времени), Спб., 1909;

49. Молчанов Ю.Б., Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977;

50. Налоги и налоговое право, под ред. A.B. Брызгалина. М., 1997;

51. Налоговое право России, под ред. Ю.А. Крохиной, М., 2003 г.;

52. Налоговое право. Учебник. Под ред. Пепеляева С.Г., М., 2003;

53. Налоговый кодекс РФ: Часть первая: Постатейный комментарий. Под общей ред. В.И. Слома. М.: Издательство «Статут», 1998;

54. Недбайло П.Е., Применение советских правовых норм, М., 1960;

55. Нерсесянц B.C., Общая теория права и государства. Учебник для вузов. М., 1999;

56. Нерсесянц B.C., Право и закон, М., 1980;

57. Общая теория государства и права / Вишневский А.Ф., Горбатюк H.A., Кучин-ский В.А. 2-е изд., испр. и доп. Минск. Тесей, 1999;

58. Общая теория права, под ред. В.В. Лазарева, М., 1994;

59. Овсянко Д.М., Административное право. М., 1995;

60. Опубликование нормативных актов / Боголюбов С.А., Николаева М.Н., Пиголкин A.C. и др. М.; Юрид. лит., 1978;

62. Основы советского государства и права. Учебник. Под ред. Карасс A.B., Левин И.Д., M., 1947;

63. Пахман C.B., Гражданское право. Общая часть. Лекции. СПб., 1876;

64. Пахман C.B., История кодификации гражданского права. В 2-х т. СПб., 1876. Т. 1 ;

66. Рахлин З.М., Акты советского государственного управления. М., 1960;

67. Регельсбергер Ф. Общее учение о праве, перевод И.А. Базанова, под ред. Ю.С. Гамбарова, М., 1897;

68. Ровинский Е., Советское финансовое право. Учебное пособие. М., 1957;

69. С.А. Голунский, М.С. Строгович, Теория государства и права, М., 1940;

70. Семенов В.М., Конституционные принципы гражданского судопроизводства. М., 1982 г.;

71. Смит А., Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962;

72. Советское уголовное право. Общая часть. Под ред. В.М. Чхиквадзе, М., 1959;

73. Советское уголовное право. Часть Общая. Учебник. М., 1964;

74. Советское финансовое право. Учебник. Под ред. В.В. Бесчеревных, С.Д. Цыпкин. М., 1974;

75. Советское финансовое право. Учебник. Под ред. Г.С. Гуревич. М., 1985 г.;

76. Соколов A.A., Теория налогов. М., 2003 г.;

77. Спасов Б.П., Закон и его толкование, М., Юрид. Лит., 1986;

78. Старосьцяк Е. Правовые формы административной деятельности. М., 1959;

79. Студеникин С.С., Власов В.А., Евтихиев И.И., Советское административное право. М., 1950;

80. Стучка П.И., Курс советского гражданского права. M., 1929;

81. Тарановскнй Ф.В., Учебник энциклопедии права. Юрьев, 1917 г.;

82. Тарасов И.Т., Очерк науки финансового права // Финансы и налоги. Очерк теории и политики. Том IV. М., 2004;

83. Теория государства и права, М., 1949;

84. Теория государства и права, под ред. Алексеева С.С., М., 1998;

85. Теория государства и права. Хрестоматия в двух томах. Том 2. Составители: В.В. Лазарев, C.B. Липень. М., 2001;

86. Тилле А.А., Время, пространство, закон. Действие советского закона во времени и пространстве, М., 1965;

87. Тихомиров Ю.А., Действие закона. М., 1982;

88. Тихомиров Ю.А., Закон и ведомственные правовые акты в СССР, Москва, 1989г.;

89. Тихомиров Ю.А., Юридическая коллизия. М., 1994;

90. Томаров В.В., Местные налоги: правовое регулирование. М., 2002;

91. Тургенев Н.И. Опыт теории налогов // У истоков финансового права. Т. 1. М., 1998;

92. Тютрюмов И.М., Гражданское право. Юрьев, 1922;

93. Успенский Л. Очерки по юридической технике. Ташкент, 1927;

94. Философский энциклопедический словарь, М., 1989;

95. Финансовое право. Учебник. Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2002 г.;

96. Фогель К., Конституционные основы финансового права. Государственное право Германии. Т. 2. М., 1994;

97. Хвостов В.М. Общая теория права. Элементарный очерк. М., 1905;

98. Худяков А.И., Налоговое право Республики Казахстан. Общая часть: Учебник. Алматы, 2003;

99. Чубинский М.П., Обратное действие уголовного закона. Исследование М.П. Чу-бинского, Киев, 1896;

100. Швеков Г.В., Тилле A.A., Вступление в силу нормативных актов. Учебное пособие, М., 1980;

101. Шепенко P.A., Налоговое право Китая: источники и субъекты. М. «Статут», 2004г.;

102. Шерешеневич Г.Ф. Общая теория правая. Вып. 2. — Спб., 1911;

103. Щекин Д.М., Юридические презумпции в налоговом праве. М., 2002;

104. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. М., 2002;

105. Диссертации и авторефераты

107. Барканов А.Н., Обратная сила уголовного закона. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 2000;

108. Блум М.И., Действие советского уголовного закона во времени и пространстве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук, Рига, Латвийский Университет, 1975;

109. Васильев Р.Ф., Акты управления (понятие и юридические свойства). Автореферат диссертации на соискание степени доктора юридических наук. М., 1980

111. Журавлева Е.М., Действие уголовного законодательства Российской Федерации во времени. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, Москва, 1997;

112. Иванов С.А., Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта. Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2001;

113. Искакова К.С., Отмена и приостановление актов управления. Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1987;

114. Капустина М.А., Действие юридических норм: темпоральный аспект. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, Санкт-Петербург, 1997;

115. Лантух В.В., Исковая давность в современном гражданском праве Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, Волгоград, 1999;

116. Мельников М.Г., Действие уголовного закона во времени и пространстве. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, Рязань, 1999; .

117. Мордачев В.Д., Сроки в советском трудовом праве. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, Свердловск, 1972;

118. Орлов М.Ю. Основные вопросы теории налогового права как подотрасли финансового права. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1996;

120. Сенатова Е.В., Действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в пространстве и во времени. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, Рязань, 2003;

121. Соколов Ю.А., Действие советских законов во времени. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, Москва, 1949;

122. Тенилова Т.Д., Время в праве. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, Нижний Новгород, 1999;

123. Тилле A.A., Действие советского закона во времени и пространстве (вопросы теории и практики советского законодательства и применения законов), Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук, М., 1966;

129. Архипов К. Опубликование и вступление в силу советских законов // Советское право. 1926. N 1 (19);

130. Балабин В., Разрешение споров о применении налоговых льгот. Конституционные принципы. Динамика законодательства. Практика ВАС РФ. // «Хозяйство и право», 1998, № 3 № 4;

132. Бахрах Д.Н., Действие правовой нормы во времени // Советское государство и право, 1991, №2;

133. Бахрах Д.Н., Конституционные основы действия правовой нормы во времени // Журнал российского права, № 5,2003 г.;

134. Белкин A.A., Оглашение законов (новое и старое в законодательстве) // Правоведение, 1995, № 2;

135. Белкин A.A., Юридические акты: обладание силой и действие // Правоведение, 1993 г., №5;

136. Белкин A.A., Юридические акты: сроки действия // Правоведение, 1993 г., № 6;

138. Бойков О., Налоговые споры в практике арбитражных судов // Российская юстиция, 1999, № 11;

140. Брагинский М.И., О месте гражданского права в системе «право публичное — право частное» // Проблемы современного гражданского права. Сборник статей. Городец. М., 2000;

141. Бриксов В.В., О юридической силе кодифицированных федеральных законов // Журнал российского права. М.; Норма, 2003. № 8;

143. Брызгалин A.B., Порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов налогового законодательства // Главбух, 2000 г., № 2;

144. Винницкий Д.В., Фискальный сбор: понятие и проблемы отграничения от смежных институтов // Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования. Сборник по материалам научно-практической конференции, Москва, июнь 2003 года. М., 2003 г.;

145. Вышинский А.Я., О некоторых вопросах теории государства и права // Советское государство и право. 1948 г., № 6;

146. Гаврилов Э., Об обратной силе действия Закона об авторском праве и смежных правах // Государство и право, 1994, № 8-9;

147. Гаджиев Г.А., Комментарии к статьям главы 1 «Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах» // Ваш налоговый адвокат. М., 2000;

150. Даниленков A.B., О порядке исчисления срока вступления в силу акта законодательства РФ о налогах // Юрист. М.; Юрист, 2003. № 2;

151. Демин A.B., Принцип законности налогообложения: содержание, проблемы, тенденции // Консультант, 2003 г. № 11;

152. Демин A.B., Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени // Консультант, 2004 г., № 1;

154. Дябло В. Обнародование, его юридическая природа и организация в Западной Европе и Союзе ССР // Советское право, 1925, № 6;

155. Зарипов В.М., К проблеме возврата косвенных налогов // Ваш налоговый адвокат. 2001. № 1, стр. 43-50;

156. Злобин H.H., Понятие «налог», «сбор» и «пошлина». Позиция доктрины и подход законодателя. // Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования. Сборник по материалам научно-практической конференции, Москва, июнь 2003 года. М., 2003 г.;

157. Ивлиева М.Ф., Правовые проблемы косвенного налогообложения в Российской Федерации // Правоведение, № 5, 2001;

158. Кашин В.А. Налоговая доктрина и налоговое право // Финансы. 2001. N 7;

159. Клямко Э., Обратная сила уголовно-процессуальных норм // Законность, 1997 год, № 8;

160. Ковач И., Система источников права ВНР // Acta juridical, 1967, № 3;

162. Косаняк В. Применение принципа невозможности возвращение на худшее в налоговом праве // Проблемы финансового права. Международная научная конференция. Вип.1. Черновцы, 1996;

163. Крассов О.И., Актуальные проблемы земельного и экологического права (Материалы научно-практической конференции) // Государство и право, 1995, № 12;

164. Крохина Ю.А., Юридическая сущность налога в системе фискальных платежей Российской Федерации // Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования. Сборник по материалам научно-практической конференции, Москва, июнь 2003 года. М., 2003 г.;

165. Курбатов А.Я., Разграничение обязательных платежей // Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования. Сборник по материалам научно-практической конференции, Москва, июнь 2003 года. М., 2003 г.;

166. Назаров К. Критерии разграничения ничтожных и оспоримых административных актов // Советское государство и право. М.; Наука, 1988. № 3;

168. Медведев А.М., Правовое регулирование действия закона во времени // Государство и право, М., 1995 г., № 3;

169. Михлин А., Обратная сила закона // Российская юстиция, 1996 год, № 9;

172. Никонов A.A., Вступление в силу поправок к главе 25 НК РФ // Комментарий (постатейный) к главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Налог на прибыль организаций. М., 2002 г.;

173. Никонов A.A., Комментарий к Федеральному закону от 24 марта 2001 года № 33-ФЗ // Новое в бухгалтерском учете и отчетности, май 2001 года, № 9;

174. Никонов A.A., О применении льгот, не закрепленных в налоговом законе // Хозяйство и право, 1998, № 9;

175. Пепеляев С.Г., Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 года — важная веха в развитии налогового права // Ваш налоговый адвокат, М., 1997 г.;

177. Петров Г.И., Время в советском социальном управлении // Правоведение, 1983, № 6, стр. 47-52;

178. Петров Г.И., Фактор времени в советском праве // Правоведение, 1982, № 6, стр. 46-52;

179. Петрова Г.В., Общая теория налогового права. М., 2004;

180. Пиголкин A.C. Некоторые вопросы признания нормативных актов утратившими силу // Правоведение. 1996. №2, стр. 34-49;

182. Пиголкин A.C., Официальное оглашение нормативных актов самостоятельная стадия правотворческого процесса // Правоведение, 1976, № 6;

183. Поленина C.B., Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // Государство и право, 1999, № 9;

184. Проблемы возврата из бюджета косвенных налогов // Ваш налоговый адвокат. 2002. №1;

185. Рабинович П.М., Время в правовом регулировании (философско-юридические аспекты) // Правоведение, 1990, № 3, стр. 19-27;

186. Рабинович П.М., Своевременность в праве // Вопросы теории государства и права, Саратов, 1991, стр. 55-62;

187. Разгулин C.B., О порядке вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах // Финансы, № 11,2000 г.;

188. Реут В., Закон, декрет, указ: проблемы соотношения юридической силы // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Минск, 1999. № 2 — 3;

189. Смирнов A.B., Смирнова O.A. Об обратной силе Налогового кодекса Российской Федерации // Налоговый вестник. 1999. N 8;

190. Соколова Э.Д., К вопросу о разграничении фискальных и гражданско-правовых платежей // Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования. Сборник по материалам научно-практической конференции, Москва, июнь 2003 года. М., 2003 г.;

192. Степанков Б.А., Ведомственное регулирование налоговых отношений в условиях кодифицированного законодательства о налогах и сборах // Налоговый кодекс. Сегодня и завтра. Сборник статей. М., 1997;

194. Тилле A.A., Действие закона во времени и обратная сила закона // Советское государство и право, 1964, № 12;

195. Тилле A.A., Презумпция знания законов // Правоведение, 1969, № 3;

197. Тимофеев Е., «Тест предписанности» как инструмент определения фискальной природы платежа // Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования. Сборник по материалам научно-практической конференции, Москва, июнь 2003 года. М., 2003 г.;

198. Тихомиров Ю.А., О коллизионном праве // Журнал российского права, 1997 год, №2;

199. Трубников И. Н. Проблема времени в свете философского мировоззрения. Вопросы философии. -1978, № 2, стр. 111-114;

200. Туманов В.А., Вступление в силу норм советского права // Ученые записки ВИ-ЮН. Вып. 7. М. 1958;

201. Чуча С.Ю., Налоговый кодекс РФ в системе источников налогового права // Налоговые споры: теория и практика, № 2, 2004 г.;

202. Шелютто М.Л., Действие во времени отдельных норм семейного законодательства // Проблемы современного гражданского права: Сборник статей. М.; Городец, 2000;

203. Шилохвост О., Об официальном опубликовании законов // Российская юстиция. -М.; Юрид. лит., 1995. № 6;

204. Щекин Д.М., Налог с продаж и дедушкина оговорка // Ваш налоговый адвокат. 2001. №3;

205. Яценко В.Н., Закон и подзаконный нормативный акт: соотношение понятий // Журнал российского права, 2003 год, № 2.1. Нормативные правовые акты

206. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета, 23 июля 1994 года;

207. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ // Российская газета, 20 июня 1995 года;

208. Федеральный закон Российской Федерации «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31 июля 1998 года № 148-ФЗ // Российская газета, 6 августа 1998 года;

209. Федеральный закон от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // «Российская газета, №111,15 июня 1994 года;

210. Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 28.08.1995, № 35, ст. 3506;

211. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О языках народов РСФСР» // Российская газета, 4 августа 1998 года;

212. Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Российская газета, 6 августа 1998 года;

213. Федеральный закон Российской Федерации от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 12.07.1999 г., № 28, ст. 3487;

214. Федеральный закон от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, 31 мая 2002 года, № 97;

215. Федеральный закон от 20 июля 2004 года № 66-ФЗ «О внесении изменений в статьи 346.27 и 346.29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» II Российская газета, № 159,28.07.2004;

216. Закон Республики Бурятия от 23 апреля 2003 года № 266-Ш «О внесении изменений и дополнений в акты законодательства Республики Бурятия о налогах и сборах» // Бурятия, № 76, 26.04.2003;

217. Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2004 года № 123-3 № 247-Ш «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» // Якутские ведомости, № 31, 15.05.2004 года;

218. Закон г. Москвы от 14 декабря 1994 года № 22 «О законодательных актах города Москвы»// «Ведомости Московской Думы», № 1 (с. 9), 1995;

219. Закон Нижегородской области от 2 февраля 2001 года № 167-3 «О приостановлении в 2001 году действия некоторых законодательных актов Нижегородской области» // Нижегородские новости, 21 февраля 2001 года, № 34 (2250);

220. Закон Красноярского края от 7 февраля 2003 года № 5-861 «О признании утратившим силу закона Красноярского края «О льготе по подоходному налогу с физических лиц» // Красноярский рабочий, 1 марта 2003 года, № 30;

221. Закон Вологодской области от 21 ноября 2003 года № 967-03 «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов области» // Красный Север, 25 ноября 2003 года, № 241;

222. Решение Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 28 ноября 2003 года № С-38-1 «О взимании в 2004 году земельного налога и арендной платы за пользование земельными участками» // Грани, 29 ноября 2003 года, № 271-273;

223. Материалы судебной практики

224. Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года № 6128/99 // Вестник ВАС РФ, 2001 г., № 12;

225. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 апреля 2002 года № 8 // «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 6, 2002 г.;

226. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ, 2001 год, № 7;

227. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 мая 2001 года № 7055/00 // Вестник ВАС РФ, 2001 год, № 10;

5.3. Действие налогового законодательства в пространстве, времени и по кругу лиц

В ведении Российской Федерации находятся федеральные налоги и сборы (п. «з» ст. 71 Конституции РФ).

Способ установления налога, включая процедуру принятия (опубликования), является конституционным принципом.

Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Таким образом, по общему правилу акты вступают в силу при одновременном соблюдении двух условий:

– истечении одного месяца со дня их официального опубликования;

– наступлении 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Также в ст. 5 НК РФ допускается возможность придания вступившим в указанном порядке в законную силу актам обратной силы, т. е. распространения действия содержащихся в них норм на правоотношения, возникшие до введения этих актов в действие.

Во-первых, имеют обратную силу независимо от специального указания на это (п.3 ст. 5 НК РФ) акты законодательства о налогах и сборах:

– устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства;

– устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

Во-вторых, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п.4 ст.5 НК РФ) акты законодательства о налогах и сборах:

– отменяющие налоги и (или) сборы;

– снижающие размеры ставок налогов (сборов);

– устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;

– иным образом улучшающие их положение.

При этом согласно п.2 ст.5 НК РФ обратной силы не имеют акты налогового законодательства:

– устанавливающие новые налоги и (или) сборы;

– повышающие налоговые ставки, размеры сборов;

– устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

– устанавливающие новые обязанности;

– иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, а также иных участников налоговых правоотношений.

Таким образом, по общему правилу акты законодательства о налогах и сборах вступают в законную силу, т. е. влекут юридические последствия для участников налоговых правоотношений, по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и при наступлении 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

При этом действие содержащихся в них правовых норм в строго определенных Кодексом случаях может распространяться на правоотношения, возникшие до этого момента.

Данные положения распространяются также на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Для правильного исчисления налогов, а также для защиты своих интересов в ходе налоговых споров налогоплательщик в каждом конкретном случае должен знать, на какие правовые нормы следует опираться.

Необходимо быть уверенным, что в момент начисления налога или возникновения спорных отношений тот или иной закон (или его определенная редакция) действовал.

В данном контексте очень важен вопрос о действии законов о налогах и сборах во времени (ст. 5 НК РФ).

Как уже отмечалось, НК РФ закрепляет особые правила вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Указанные акты начинают действовать не ранее чем истечет один месяц со дня их официального опубликования, а акты о налогах — не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Помимо этого, установлено, что федеральные законы, вносящие изменения в НК в части установления новых налогов и сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ, акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 ян-варя года, следующего за годом их принятия.

До вступления в силу НК РФ сроки внесения изменений в налоговое законодательство определялись ст. 23 Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». Причем регламентация касалась только предложений по налоговой реформе, которые должны были вноситься на рассмотрение законодателя не позднее трех с половиной месяцев до начала нового финансового года.

НК РФ более четко и обстоятельно по сравнению с ранее действовавшим законодательством дает ответ на вопрос об обратной силе законов о налогах и сборах. В нем предусмотрено, что:

акты, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, а также иных участников налоговых правоотношений, обратной силы не имеют;

акты, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц, имеют обратную силу;

акты, отменяющие налоги и сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности нало-гоплательщиков, а также иных обязанных лиц, или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Под обратной силой закона понимается распространение действия закона на правоотношения, имевшие место до вступления его в силу. Как правило, закон обратной силы не имеет, т. е. к тому или иному событию или действию необходимо применять

закон, который действовал в момент, когда имело место событие или действие. Это правило создает устойчивость в отношениях между субъектами права. В виде исключения закону иногда придается обратная сила, что должно быть специально оговорено в самом законе либо акте о введении его в действие.

Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». При определении иного порядка вступления налогового закона в силу законодатель ограничен рамками, установленными требованием ст. 57 Конституции РФ. Данная статья предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Таким образом, определяющее значение имеют не только соответствующие указания самих законов, но также порядок их опубликования и правоприменение. Закон, вводящий новый налог или сбор, может применяться не ранее того дня, когда он был официально опубликован для всеобщего сведения, а взысканные в порядке обратной силы суммы подлежат возврату.

Придание налоговым законам обратной силы влечет за собой:

изменения порядка налогообложения (налоговой базы, ставки и т. п.);

изменения положений об ответственности за совершенные налоговые правонарушения; установление порядка предоставления и отмены налоговых льгот.

Ухудшение положения налогоплательщика означает увеличение для него налогового бремени, например, в связи с отменой налоговых льгот, расширением налоговой базы, изменением налоговых ставок, источника уплаты налога, введением авансовых налоговых платежей.

Согласно ст. 6.1 НК РФ установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из двенадцати календарных месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем месяцам, отсчет кварталов ведется с начала года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок исте-кает в последний день этого месяца.

Срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.

В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до двадцати четырех часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Сроки для совершения действий определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом времени. В последнем случае действие может быть совершено в течение всего периода.

Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Акты законодательства о налогах и сборах, принятые феде-ральными органами власти, действуют на всей территории Российской Федерации. Акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления распространяют свое действие соответственно лишь на их территории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *