Дебет 67 кредит 51

На сегодняшний день вести предпринимательскую деятельность практически невозможно без привлечения кредитов. В свою очередь, перед бухгалтером встает задача грамотного учета кредитных операций — тем более что затраты по кредиту помогают уменьшить налогооблагаемую прибыль. Краткосрочный или долгосрочный?Итак, кредит можно взять в банке или получить заем от других фирм. Если компания получила кредит (заем) на срок менее одного года, то он считается краткосрочным, если более одного года — долгосрочным.

Расчеты по краткосрочным кредитам (займам) отражают на счете 66, а по долгосрочным — на счете 67.

Взял кредит — учитывайПолучение и возврат денежного кредита (займа) в рублях (в иностранной валюте) отражаются следующими проводками:

Дебет 51 (50, 52) Кредит 66 (67)
получен денежный кредит (заем);

Дебет 66 (67) Кредит 51 (50, 52)
возвращен кредит (заем).

Если сумма кредита (займа) выражена в договоре в иностранной валюте или в условных денежных единицах, то в результате изменения курса валюты может возникнуть курсовая разница. Отразить ее следует так:

Дебет 91-2 Кредит 66 (67)
учтена отрицательная курсовая разница;

Дебет 66 (67) Кредит 91-1
отражена положительная курсовая разница.

Если кредит или заем получен в иностранной валюте или в условных денежных единицах, бухгалтеру необходимо:

— учесть сумму кредита (займа) по официальному курсу иностранной валюты, действующему на дату поступления денежных средств, или по курсу, установленному соглашением сторон;

— скорректировать задолженность по кредиту (займу) исходя из официального курса иностранной валюты, действующего на дату возврата денежных средств или на дату составления бухгалтерской отчетности, или по курсу, установленному соглашением сторон;

— учесть отрицательную (положительную) курсовую разницу в составе прочих расходов (доходов).

Пример

Согласно договору ООО «Нептун» получило от иностранного банка кредит в сумме 1000 долл. США. Сумма кредита была перечислена на валютный счет «Нептуна» 1 февраля 2007 года. Кредит был возвращен 1 марта 2007 года.

Предположим, что официальный курс доллара США составил:
на 1 февраля 2007 года — 31,60 руб./USD;
на 1 марта 2007 года — 31,70 руб./USD.

1 февраля 2007 года бухгалтер «Нептуна» должен сделать проводку:

Дебет 52 Кредит 66
31 600 руб. (1000 USD × 31,60 руб. / USD) — получен кредит от иностранного банка.

1 марта 2007 года бухгалтеру надо сделать записи:

Дебет 66 Кредит 52
31 700 руб. (1000 USD × 31,70 руб. / USD) — возвращен кредит;

Дебет 91-2 Кредит 66
100 руб. (31 700 — 31 600) — отражена отрицательная курсовая разница.

Об учете затрат

Включение затрат по полученным займам и кредитам в первоначальную стоимость инвестиционного актива прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств (п. 30 ПБУ 15/01).

Не забудем про затратыПри получении кредита (займа) фирма несет определенные затраты, которые делятся на основные и дополнительные.

К основным затратам относятся:

  • проценты, подлежащие уплате по кредитам (займам);
  • курсовые разницы по процентам по займам и кредитам, полученным и выраженным в иностранной валюте или условных денежных единицах.

Основные затраты в бухучете должны признаваться расходами того периода, в котором они произведены. Поэтому понадобится еще одна проводка:

Дебет 91-2 Кредит 66 (67)
учтены основные затраты по кредиту (займу).

Положительная курсовая разница увеличивает налогооблагаемую прибыль фирмы, а отрицательная курсовая разница — уменьшает.

В налоговом учете проценты по долговым обязательствам уменьшают налогооблагаемую прибыль в составе внереализационных расходов при следующих условиях:

  • если их сумма не отклоняется более чем на 20% от среднего уровня процентов, взимаемых по аналогичным заемным обязательствам;
  • в пределах ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза (по рублям), или в пределах 15% годовых (по валюте) (п. 1 ст. 269 НК РФ).

К дополнительным затратам относятся расходы, связанные с получением кредита (займа), затраты на оплату консультационных услуг, экспертиз, услуг связи и др.

учетная политика фирмы должна предусматривать возможность отражения дополнительных затрат.

Возможность отражения дополнительных затрат может быть предусмотрена в учетной политике фирмы, и для этого существует несколько вариантов:

1) в составе расходов будущих периодов с последующим их равномерным включением в состав прочих расходов в течение срока действия кредитного договора (договора займа). При этом проводки будут такими:

Дебет 97 Кредит 60
отражены дополнительные затраты по кредиту (займу);

Дебет 91-2 Кредит 97
часть дополнительных затрат списана в состав прочих расходов.

2) единовременно в составе прочих расходов. При этом выполняется проводка:

Дебет 91-2 Кредит 60
учтены дополнительные затраты по кредиту и займу.

Об учете процентов

Начисленные суммы процентов в бухгалтерском учете следует учитывать обособленно. Сроки начисления процентов стороны указывают в договоре займа (кредитном договоре) или рассчитывают, исходя из требований Гражданского кодекса России: ежемесячно до дня возврата суммы займа. При этом задолженность по полученным займам или кредитам показывают с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.

Инвестиционные активыЕсли фирма на приобретение и (или) строительство основного средства затратила много времени и средств, то его можно считать инвестиционным активом. Затраты по кредитам и займам, взятым на покупку инвестиционного актива, необходимо включить в его первоначальную стоимость до постановки на учет этого актива (п. 23, 25 ПБУ 15/01), но при следующих условиях:

  • инвестиционный актив подлежит амортизации;
  • фирма несет расходы по приобретению, строительству, содержанию этого актива;
  • строительные работы должны быть начаты по строящемуся объекту;
  • расходы по кредитам и займам уже произведены;
  • фирма получит в будущем экономические выгоды от использования такого актива или актив необходим для ее управленческих нужд.

Затраты по обслуживанию кредитов и займов нужно отразить в составе прочих расходов, если:

  • амортизация по инвестиционному активу не начисляется;
  • условия включения затрат в первоначальную стоимость инвестиционного актива не выполнены;
  • объект не является инвестиционным активом.

В налоговом учете начисленные проценты за пользование заемными средствами нужно отразить в составе внереализационных расходов с учетом ограничений статьи 265 НК РФ.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

ДЕБЕТ 52-3 КРЕДИТ 91

— зачислена купленная иностранная валюта.

По кредиту счета 52-3 отражается расходование купленной иностранной валюты на цели, предусмотренные законодательством.

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 52-3

— получена иностранная валюта на командировочные расходы;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 52-3

— перечислено поставщикам и подрядчикам;

ДЕБЕТ 75 КРЕДИТ 52-3

— погашена задолженность перед инвесторами;

ДЕБЕТ 66,67 КРЕДИТ 52-3

— возвращены кредиты и займы, выплачены проценты за пользование кредитами, займами.

Если юридическое лицо — резидент покупает иностранную валюту для оплаты импортных работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, то он обязан представить в банк заключение об обоснованности платежей в иностранной валюте за работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности.

Центральным банком РФ введено также ограничение на покупку иностранной валюты для оплаты импортных товаров до их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации. В соответствии с этим ограничением импортер одновременно с перечислением уполномоченному банку рублей на покупку валюты для оплаты импортных товаров авансом обязан открыть в банке депозит. Сумма депозита должна быть равна средствам, перечисленным на покупку иностранной валюты.

В бухгалтерском учете перечисление рублевых средств на депозит отражается записью:

ДЕБЕТ 55 КРЕДИТ 51

— открыт депозит на сумму рублей, перечисленных на покупку валюты для оплаты импортных товаров авансом.

Возврат суммы депозита осуществляется после представления в банк копии ГТД, а также в случае возврата перечисленных ранее валютных средств и их обратной продажи.

Соответственно возврат депозита отражается проводкой:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 55

— возвращены рублевые средства с депозита.

Вместе с тем существует возможность уменьшения суммы открываемого депозита.

Так, согласно соответствующему Указанию ЦБ РФ размер рублевых средств, подлежащих внесению на депозит, уменьшается при предъявлении в банк следующих документов:

— поручения юридического лица — резидента на открытие уполномоченным банком безотзывного аккредитива, покрытого за счет плательщика по аккредитиву;

— гарантии банка-нерезидента, выданной в пользу юридического лица — резидента в качестве обеспечения исполнения обязательства нерезидента по договорам по импорту товаров или возврата уплаченного юридическим лицом — резидентом аванса (предварительной оплаты);

— договора страхования риска невозврата иностранной валюты, в случае неисполнения своих обязательств нерезидентом — плательщиком, поручителем (гарантом), а также вследствие действий государственных органов страны иностранного контрагента (договор страхования должен быть заключен между юридическим лицом — резидентом и страховой организацией -резидентом, имеющей лицензию на право страховой деятельности, предусматривающую страхование экспортных кредитов);

— векселя, выданного нерезидентом, являющимся контрагентом юридического лица — резидента по договору об импорте товаров, в пользу этого юридического лица — резидента, авалированного иностранным банком;

— специального разрешения, выдаваемого территориальными учреждениями Банка России.

При осуществлении расчетов с использованием валютного счета с иностранным поставщиком наиболее распространенной формой расчетов являются расчеты с использованием аккредитива. Следует отметить, что открытие аккредитива является наиболее приемлемым и распространенным вариантом при осуществлении авансовых платежей. Рассмотрим кратко аккредитивную форму расчетов с позиций банковских операций и бухгалтерского учета. Слово «аккредитив» с латинского языка буквально переводится как доверительный.

Основные принципы совершения операций с аккредитивами в международной торговле заложены в «Унифицированных правилах и обычаях для документарных аккредитивов» (публикация Международной Торговой Палаты № 500).

Кратко сущность аккредитивной формы расчетов можно описать следующим образом.

Импортер открывает в своем банке депозит, то есть аккре­дитив. Одновременно он дает указание банку о документах, которые должен представить иностранный поставщик и на основа­нии которых может быть произведен платеж с аккредитива. Обычно это транспортные или иные отгрузочные документы с указанием наименования, количества, стоимости принятых к перевозке товаров.

Затем банк импортера открывает аккредитив в банке экспортера. Банк экспортера извещает экспортера о том, что в его пользу открыт аккредитив.

Иностранный поставщик отгружает товары и предъявляет отгрузочные документы в банк. Банк проверяет представленные документы на предмет соответствия указаниям импортера. Если расхождения в представленных накладных отсутствуют, то с аккредитива в пользу экспортера производится платеж. В противном случае документы возвращаются поставщику.

Таким образом, платеж с аккредитива производится только после фактической отгрузки товаров, что значительно сокращает риск импортера. В то же время экспортер отгружает товары, после того как в его пользу открывается аккредитив. Это в свою очередь минимизирует риск экспортера.

Если аккредитив открывает российский импортер, то в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

ДЕБЕТ 55 КРЕДИТ 52

— на основании заявления открыт аккредитив;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 55

— на основании извещения банка оплачено с аккредитива;

Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 297;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *