Чем отличается арбитражный управляющий от конкурсного управляющего

Содержание

Закон о банкротстве граждан: суть, основные положения

1 июля 2015 вступил в силу Федеральный закон № 476. Согласно данному нормативному акту, в существующий Закон о банкротстве (или несостоятельности) и ряд других актов внесены изменения, регламентирующие процедуру по реабилитации граждан-должников.

С этого момента граждане, чьи долги перед кредиторами превышают 500 000 рублей и имеющие просрочку по оплате свыше 90 дней, могут обращаться в суд с целью признания их банкротами. При этом процедура банкротства гражданина может быть инициативой кредитной организации или налоговой службы.

Согласно ст. 214 Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 01.07.2018) «О несостоятельности (банкротстве)», процедура банкротства для индивидуальных предпринимателей идентична той, которая применяется к гражданам.

Закон о том, что информация о процедурах фиксируется в Федеральном реестре и не может быть опубликована в официальных источниках. Оглашению могут подлежать сведения о признании физических лиц банкротами, о запуске процесса реструктуризации долга и о реализации их имущества.

Особенностью закона является привязка к официальному месту регистрации физического лица.

Понятие банкротства гражданина

Участие гражданина в имущественных отношениях нередко связано с риском оказаться без средств и без реальной надежды иметь их. Это влечет неспособность гражданина уплатить долги своим кредиторам, а также исполнить обязанности по уплате обязательных платежей. Такая ситуация квалифицируется как несостоятельность должника, которая при наличии предусмотренных законом условий может повлечь признание его банкротом.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает три случая банкротства гражданина:

  • банкротство гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
  • банкротство индивидуального предпринимателя;
  • банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства.

Банкротство гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, появилось в Законе о банкротстве 1998 г. Необходимость введения такого института продиктована развитием рыночных отношений. «В положении должника с непосильным бременем обязательств, — как весьма удачно отмечено в литературе, — может оказаться не только индивидуальный предприниматель, но и всякий гражданин, взявший заем у банка, купивший недвижимость или иной дорогостоящий товар в кредит и т.п.»

По закону порядок признания гражданина банкротом начинается с оценки его платежеспособности. Он обязан составить обращение в арбитражный суд и признать себя обанкротившимся в том случае, если попытка удовлетворить требования одного из заемщиков может стать причиной невозможности выполнения возложенных на себя финансовых обязательств по отношению к иным кредиторам.

Заявление на признание банкротом подают не позже 30 рабочих дней от того момента, когда гражданин узнал или мог узнать о своей финансовой несостоятельности.

Признаки банкротства гражданина

Признаком банкротства гражданина являются его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Однако для признания гражданина банкротом необходимо принять во внимание еще три обстоятельства:

  • срок, в течение которого гражданин был неспособен исполнить свои обязательства;
  • соотношение суммы его обязательств со стоимостью принадлежащего ему имущества;
  • размер задолженности.

Согласно закону о банкротстве должно быть установлено, что соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены гражданином в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения и что сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Основные критерии неплатежеспособности гражданина:

  1. Физическое лицо полностью прекратило исполнение денежных обязательств перед кредитными организациями.
  2. Гражданин не погашает обязательные платежи, у которых наступают сроки исполнения.
  3. Если с момента исполнения долговых обязательств прошло более 30 дней, а их общий размер составляет свыше 10 % всей денежной суммы, подлежащей оплате.
  4. Стоимость имущества гражданина существенно ниже размера задолженности.
  5. Если гражданин имеет постановление о завершении исполнительного производства, поскольку у него нет имущества, которое можно взыскать.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона о банкротстве дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику-гражданину в совокупности составляют не менее 500 тысяч рублей.

Таким образом, в отношении банкротства гражданина, не являющегося предпринимателем, действует принцип неоплатности.

Пошаговая инструкция оформления банкротства

Дела о банкротстве граждан рассматриваются арбитражным судом. Заявление о признании гражданина банкротом может быть подано в арбитражный суд самим гражданином-должником,уполномоченными органами, а также кредиторами, кроме кредиторов, предъявляющих требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов, а также кредиторов, требования которых неразрывно связаны с их личностью. Последние вправе предъявить свои требования при применении процедур банкротства гражданина. Однако требования указанных кредиторов, не заявленные ими при применении процедур банкротства гражданина, сохраняют силу после завершения этих процедур.

От подачи заявления до вынесения определения суда проходит от 15 дней до 3 месяцев. Реструктуризация долгов занимает 4 месяца. До полугода потребуется на реализацию имущества.

Минимальный срок банкротства физического лица — это 9 месяцев при условии, что суд сразу вынесет решение о продаже имущества без реструктуризации долгов.

Банкротство граждан – многоэтапная процедура, запуск которой возможен только по решению арбитражного суда. Порядок действий для банкротства гражданина:

Шаг 1. Сбор документации

Сбор документов. Список обширен. Это сведения о статусе, долгах, сделках, имуществе и т. д. Отметим только, что Закон № 127-ФЗ определяет лишь перечень обязательных для всех случаев документов, не детализируя список для каждой возможной ситуации. Суду, как и всем кредиторам, предоставляются исключительно копии документов.

Недостаток документов может обернуться возвратом дела и потерей времени.

Перечень документов для признания гражданина банкротом

Типовой перечень приведен в пункте 3 статьи 213.4 Закона № 127-ФЗ:

  1. Документы, подтверждающие задолженность (кредитный договор, расписка) и неплатежеспособность гражданина погасить ее в полном объеме (справка о доходах, выписки со счетов).
  2. Выписка из ЕГРИП, подтверждающая статус ИП или его отсутствие, — не позднее чем за 5 дней до даты обращения в суд.
  3. Списки кредиторов с указанием ФИО, адреса и суммы задолженности, приведенные по форме Приложения № 1 к приказу Минэкономразвития России от 5 августа 2015 г. № 530.
  4. Опись имущества с указанием адреса его нахождения, в том числе и того, которое является предметом залога (например, квартира в ипотеке) — приводятся по форме Приложения № 2 к приказу Минэкономразвития России от 5 августа 2015 г. № 530.
  5. Копии документов на право собственности на имущество и объекты интеллектуальной деятельности.
  6. Копии документов о сделках с недвижимостью, ценными бумагами, долями в уставном капитале, транспортными средствами и иными сделками на сумму свыше 300 тысяч рублей, совершенными за последние 3 года.
  7. Выписка из реестра акционеров — если гражданин является акционером (участником) юридического лица.
  8. Сведения о доходах и налогах за 3 года.
  9. Справка из банка о наличии счетов и депозитов и остатках денежных средств, выписки по операциям за 3 года.
  10. Копия СНИЛС и сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
  11. Постановление службы занятости о признании гражданина безработным (если он им является).
  12. Копия свидетельства ИНН.
  13. Копия свидетельства о заключении или расторжении брака (если есть).
  14. Копия брачного договора (если есть).
  15. Копия судебного соглашения о разделе имущества супругов, если таковое было принято в течение предшествующих 3-х лет.
  16. Копия свидетельства о рождении ребенка.
  17. Иные документы, которые подтверждают обстоятельства и доказывают утверждения должника: справки о заработной плате от работодателя, документы о начислении пенсий, пособий, процентов по банковским вкладам, договоры о совершении сделок на суммы более трехсот тысяч рублей и т.д.

Все документы о доходах должника готовятся за трехлетний период. Он исчисляется до даты подачи в суд заявления.

Задача гражданина — подтвердить несостоятельность и убедить суд в наличии обстоятельств, которые препятствуют погашению долга. Если представленные в суде документы подтверждают минимальный доход претендента на банкротство, но при этом в собственности у гражданина имеются коттеджи, квартиры и яхты, это, скорее всего, вызовет у суда подозрение в попытке фиктивного банкротства. Это чревато административной или уголовной ответственностью.

Шаг 2. Оформление заявления

Оформление заявления. Заявление подается в арбитражный суд по месту жительства. Однако, прежде чем это сделать, необходимо оформить документ. Для этого потребуется систематизировать данные по долговым обязательствам и предпринять ряд шагов:

  • сформировать перечень кредиторов;
  • подсчитать итоговую сумму долга;
  • учесть текущие судебные процессы;
  • составить опись имущества;
  • составить описание банковских счетов;
  • выбрать организацию арбитражных управляющих (СРО АУ). Она направит финансового управляющего. Участие управляющего — обязательное условие при оформлении банкротства физических лиц.

Заявление о банкротстве физического лица

Документ заполняют по форме содержащей информацию:

  1. В шапке указывают: наименование суда,Ф.И.О., дату рождения, паспортные данные, место жительства и адрес регистрации, телефон для связи с кандидатом в банкроты.

    Заявление должно содержать сведения об общей сумме задолженности.

    Если заявитель не согласен с той суммой, которую вменяют кредиторы, он должен указать только неоспоримый долг.

  2. Отдельно прописываются долги по погашению обязательных платежей и по возмещению вреда жизни и здоровью (если таковые имеются).
  3. Далее гражданин перечисляет причины, которые привели к ухудшению финансового состояния. Отмечает наличие исковых требований, исполнительных производств или других документов, в соответствии с которыми происходит списание денег со счетов.
  4. Следующим пунктом указывается наличие имущества и банковских счетов, в том числе за пределами РФ.
  5. Завершают заявление указанием наименования выбранной СРО и перечнем прилагаемых документов.

Образец заявления о банкротстве

При подаче заявления гражданин оплачивает государственную пошлину и прикладывает квитанцию об оплате.

К заявлению гражданина-должника может быть приложен план погашения его долгов, который должен включать в себя:

  • срок его осуществления;
  • размеры сумм, ежемесячно оставляемых должнику и членам его семьи для обеспечения их жизнедеятельности;
  • размеры сумм, которые предполагается ежемесячно направлять на погашение требований кредиторов.

При отсутствии возражений кредиторов арбитражный суд может утвердить план погашения долгов, что является основанием для приостановления производства по делу о банкротстве на срок не более чем три месяца.

Арбитражный суд в процессе реализации плана погашения долгов может по мотивированному ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, изменить его (в том числе увеличить или уменьшить срок его осуществления, размеры сумм, ежемесячно оставляемых должнику и членам его семьи для обеспечения их жизнедеятельности). Если в результате выполнения должником плана погашения долгов требования кредиторов погашаются в полном объеме, то производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.

Шаг 3. Подача заявления в суд

Подача заявления. Закон предусматривает три способа подачи заявления о банкротстве физического лица:

  • лично;
  • почтой;
  • через интернет.

Шаг 3. Решение суда

Реализация решения суда. Решить вопрос о несостоятельности гражданина можно тремя способами:

  1. Реструктуризация долга. Это изменение условий обслуживания долга (ставки и сроков). Претендовать на эту форму могут граждане с регулярным доходом, которые не имеют судимости за экономические преступления и не были прежде банкротами. По пересмотренным долгам не начисляют проценты, не вводятся прочие финансовые санкции, отменяются требования по обеспечению долга.
  2. Реализация имущества банкрота. Всю конкурсную массу описывает финансовый управляющий. Он же проводит оценку, определяет сроки (вместе с кредиторами) и направляет в суд документы по реализации. Не подлежит продаже единственное жилье должника, его личные вещи и предметы первой необходимости.

    Процедура реализации имущества – крайняя мера. Применяется она только в случае, когда план реструктуризации задолженности не исполняется физическим лицом. Имущество, которое имелось у должника на момент решения суда или приобретенное после него, реализуется на торгах.

  3. Мировое соглашение. Его заключают до того, как человека признают банкротом. При достижении соглашения прекращается процесс реструктуризации, останавливаются действия финансового управляющего, предоставляется отсрочка требований по погашению долгов. Если мировое соглашение нарушено, к процессу подключаются судебные органы.

    После заключения соглашения план по реструктуризации долга аннулируется, снимается запрет на удовлетворение требований кредитора. Гражданин приступает к погашению долга. Если с его стороны нарушаются условия соглашения, дело о банкротстве запускается вновь.

Шаг 4. Признание банкротства

Признание банкротства. Подразумевает, что государство и кредиторы признали гражданина неплатежеспособным и прекратили преследование с требованием погасить долг после того, как все меры для максимального удовлетворения требований выполнены. В этом и есть суть банкротства физических лиц.

Особенности процедуры банкротства гражданина

Одновременно с принятием определения о введении в отношении гражданина процедуры наблюдения арбитражный суд налагает арест на его имущество. При этом учитывается, что в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ на многие виды имущества граждан не может быть обращено взыскание (п. 1 ст. 205 Закона о банкротстве и ст. 446 ГПК РФ). Кроме того, арбитражный суд в порядке и на условиях, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 205 Закона о банкротстве, вправе исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством может быть обращено взыскание.

Арбитражный суд на основании заявления гражданина может отложить рассмотрение дела о банкротстве не более чем на месяц для осуществления гражданином расчетов с кредиторами или достижения мирового соглашения.

Если в указанный срок гражданин не представил доказательств удовлетворения требований кредиторов, а мировое соглашение не было заключено, арбитражный суд принимает решение о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства. Возможно приостановление производства по делу о банкротстве арбитражным судом и при наличии сведений об открытии наследства в пользу гражданина до решения вопроса о судьбе наследства в установленном законом порядке.

План реструктуризации долга

Банкротство граждан – мера, первым этапом которой является реструктуризация долга. Ее цель состоит в дополнительной возможности гражданина рассчитаться по долгам с кредиторами, используя все возможные источники дохода. По решению суда разрабатывается план, в котором указываются сроки и размер, а также порядок погашения платежей по задолженности. Разработка данного плана является центральным звеном в деле о банкротстве. План имеет максимальный срок реализации – 3 года. Однако его можно продлить по решению суда.

Согласно закону, реструктуризация долга может применяться в отношении физического лица, если:

  1. У гражданина имеется источник дохода.
  2. Не имеется судимости в сфере экономических преступлений (или истек срок привлечения к ответственности).
  3. Банкротство гражданина-должника не признавалось 5 лет.
  4. План по реструктуризации не разрабатывался и не утверждался в течение 8 лет до запуска настоящей процедуры.

В сумму задолженности согласно плану включаются и проценты на основании требований кредитора. При этом размер процентов соответствует ставке рефинансирования Центробанка.

Как исполняется план

По мере погашения задолженности по утвержденному плану должник имеет право высказывать предложения о внесении в него изменений. Об этом должен быть проинформирован финансовый управляющий. Если имущественное положение должника улучшается, кредиторы обращаются с ходатайством в арбитражный суд, где в план вносятся изменения.

Когда срок реализации плана подходит к концу, финансовый управляющий подготавливает отчет, который впоследствии отправляется в суд и кредитной организации. Если требования кредитора не удовлетворяются в установленные сроки, тогда он обращается в суд. В таком случае суд может принять одно из двух решений:

  • завершить процедуру реструктуризации;
  • признать банкротство граждан.

Возможно ли урегулирование вопроса до суда

Урегулирование проблемы банкротства физического лица до суда допускается при оформлении мирного соглашения. Некоторые банки идут на встречу гражданам и предлагают процесс полной реструктуризации задолженностей — внесения существенных изменений в структуру долга. Задолжник и кредитор проводят переговоры, в процессе которых вносятся изменения в определении сроков выплат, снижается процентная ставка.

Если изменяются только сроки выплат, реструктуризация является выгодной исключительно для кредитора, потому что в таком случае происходит количественный рост процентной ставки. Однако в большинстве случаев эта мера является необходимой для гражданина, заявляющего о своём банкротстве, потому что в противном случае судебных разбирательств избежать не удастся.

Лицо, предоставляющее кредит или заем, может взять имущество гражданина, заявляющего о своём банкротстве, под залог. Для этого необходимо изменить изначальные условия договора.

Для внесения изменения в кредитную договорённость или оформление мирного соглашения, гражданину необходимо явиться в кредитную организацию с удостоверением личности. Иной документации не требуется.

Оценка и анализ неплательщика

Соответствие ситуации конкретного неплательщика описанным критериям оценивается арбитражным судом в ходе проверки обоснованности поданного заявления. Оно рассматривается в судебном заседании в течение 3 месяцев (но не ранее 15 дней) с момента его поступления. При этом в любом случае для признания его обоснованности должна быть доказана неплатежеспособность должника.

При оценке неплатежеспособности в расчет берется не только актуальность задолженности на дату заседания, но и неспособность погасить ее в ближайшем будущем. При этом суд учитывает ожидаемые в скором времени поступления доходов и возвращение долгов в адрес должника. Если их будет достаточно для погашения просроченной задолженности, то заявление признают необоснованным.

Как видно из вышесказанного, критерии официального признания несостоятельности должника разнятся для трех возможных случаев подачи заявления о начале данной процедуры в суд. В любом случае, заявляемые в нем требования должны быть подкреплены доказательственной базой.

Стоимость банкротства физических лиц

Затраты на процедуру складываются из нескольких составляющих:

  1. Государственная пошлина — 6 тысяч рублей. Подлежит уплате единовременно при подаче заявления в суд.
  2. Вознаграждение финансовому управляющему — не менее 10 тысяч рублей единовременно за участие в процедуре банкротства плюс 2% выручки от удовлетворенных требований или реализованного имущества.
  3. Публикация сведений в ЕФРСБ — около 400 рублей.
  4. Оплата услуг компаний, которые оказывают помощь в оформлении банкротства физического лица.

Дополнительно в ряде случаев придется оплачивать проезд до арбитражного суда.

Минимальная стоимость, в которую обходится признание банкротства физического лица, — 30–40 тысяч рублей. На практике сумма обычно превышает 150–200 тысяч рублей. Поэтому в ситуациях, когда размер долга составляет минимально допустимый уровень, от процедуры имеет смысл отказаться. Если у должника нет денежных средств на оплату процедуры, она будет прекращена. Законодательно этот вопрос не регулируется, однако ситуация описана в постановлении пленума Верховного суда.

Плюсы и минусы банкротства для должника

Несомненно должнику есть выгода в проведении процедуры банкротства. Она заключается в пунктах:

  1. Когда задолженность превышает стоимость имущества, остаточная сумма списывается с гражданина, поскольку у него не остается средств для ее оплаты.
  2. Когда должник не имеет в собственности никакого другого имущества, кроме своей квартиры, где он и проживает.
  3. В период судебного разбирательства штрафы и пени не начисляются.
  4. Снятие излишней финансовой ответственности.

Существуют и минусы:

  1. Банкротство граждан РФ – процедура, требующая материальных затрат (оплата судебных расходов и услуг управляющего).
  2. Все счета, в том числе и совместные, замораживаются.
  3. Имущество должника арестовывается.
  4. В трехлетний период после признания банкротства должник не может становиться учредителем юрлица.
  5. Налагается запрет на заграничные поездки.
  6. В пятилетний период после признания банкротства гражданин не сможет брать кредиты.
  7. Если без ведома финансового управляющего происходит покупка или продажа имущества, должнику грозит штраф от 4000 до 5000 рублей.
  8. В течение года после решения суда нельзя заниматься предпринимательством.

Банкротство гражданина и его гражданско правовые последствия

На основании решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом осуществляется продажа его имущества, включенного в конкурсную массу. Денежные средства, вырученные от продажи имущества гражданина, а также имевшиеся в наличии, вносятся в депозит арбитражного суда и используются затем для покрытия расходов, связанных с рассмотрением дела о банкротстве и исполнением решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства. Требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, предусмотренной законом о банкротстве.

Важнейшим последствием объявления гражданина банкротом является освобождение его от обязательств, в том числе и не погашенных в связи с недостатком средств, вырученных от продажи имущества гражданина. После расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, заявленных при осуществлении процедуры признания гражданина банкротом. В виде исключения сохраняют силу и могут быть предъявлены и после окончания производства по делу о банкротстве гражданина требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о взыскании алиментов и некоторые другие.

Вместе с тем закон устанавливает меры, препятствующие недобросовестным должникам использовать процедуру банкротства для «ухода» от уплаты долгов. Дело о банкротстве не может быть возбуждено повторно в течение пяти лет после признания гражданина банкротом по его заявлению. В случае же повторного признания гражданина банкротом по заявлению кредитора, заявлению уполномоченного органа по требованиям об уплате обязательных платежей в течение пяти лет после завершения расчетов с кредиторами такой гражданин не освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов. Неудовлетворенные требования кредиторов могут быть предъявлены в порядке, установленном гражданским законодательством.

Таким образом, гражданин, признанный банкротом, освобождается от бремени долгов. Он лишился имущества, которое было продано с целью их погашения, но зато приобрел душевное спокойствие и возможность начать новый этап в своей жизни. Недаром институт банкротства гражданина рассматривается в развитых правовых системах как один из наиболее эффективных способов защиты граждан, попавших в тяжелое материальное положение волею обстоятельств. Этим целям призван служить и аналогичный институт российского законодательства.

Какие долги гражданина не списываются при банкротстве

При банкротстве человек освобождается почти от всех своих долговых обязательств, если суд постановил провести процедуру по пути реализации имущества. С момента окончания процесса он может начать жизнь с чистого листа, сделать соответствующие выводы и больше никогда не попадать в подобную ситуацию. Ему могут быть прощены долги по распискам, микрозаймам, банковские кредиты, задолженность перед ЖКХ и др.

Но в некоторых случаях гражданин все же не может избежать уплаты своих долгов с помощью банкротства, например, если он долго не платил алименты. Аналогично с задолженностью предпринимателя по зарплате и выходным пособиям: платить все равно придется. Избежать возмещения причиненного другому человеку вреда, будь то моральный или физический, также не удастся. Не списывается и субсидиарная ответственность контролирующего лица.

Если после банкротства или во время проведения процедуры выяснится, что человек пытался каким-либо образом смошенничать, то долги также не будут ликвидированы. Например, в случае сокрытия части имущества или реальных доходов от реализации. Дело о банкротстве при выяснении подобных обстоятельств возбуждается снова, и результат его может быть весьма плачевным для должника.

Банкротство граждан — единственный законный способ списания долгов по кредитам.

БАЛАНС ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ

Рассматривая цели института несостоятельности (банкротства), следует отметить, что одной из важных его задач является цивилизованная ликвидация нежизнеспособных элементов рынка и обеспечение экономических интересов эффективно действующих хозяйствующих субъектов. При этом законодательство также должно обеспечивать соответствующий действующим реалиям разумный баланс интересов всех участников отношений, возникающих в связи с банкротством.

Как указывает Конституционный суд Российской Федерации, процедуры банкротства носят публично-правовой характер. Они предполагают принуждение меньшинства кредиторов большинством, поэтому, вследствие невозможности выработки единого мнения иным образом, воля сторон формируется по другим, отличным от искового производства принципам. В силу различных, зачастую диаметрально противоположных, интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, законодатель должен гарантировать баланс их прав и законных интересов. Это и является публично-правовой целью института банкротства.

Обеспечение такого баланса должно заключаться в том числе в защите интересов должника, испытывающего временные трудности, но имеющего потенциальную возможность восстановить свою платежеспособность при предоставлении для этого необходимых правовых инструментов, в том числе и против воли кредиторов.

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА

Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – закон о банкротстве) предусматривает возможность применения двух реабилитационных процедур – финансового оздоровления и внешнего управления.

Финансовое оздоровление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с определенным графиком. Внешнее управление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Еще есть мировое соглашение, которое применяется в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами (но, как следует из формулировки, с его заключением дело о банкротстве прекращается).

Важно отметить, что действующий закон о банкротстве не препятствует кредиторам принять решение о введении в отношении должника реабилитационной процедуры банкротства – финансового оздоровления или внешнего управления.

По данным статистики, лишь незначительное число дел о банкротстве характеризуется применением реабилитационных процедур и заканчивается восстановлением платежеспособности должников. В большинстве случаев в делах о банкротстве действует конкурсное производство, оканчивающееся распродажей активов хозяйствующего субъекта и его ликвидацией.

В российской практике производство по делу о банкротстве инициируется, как правило, кредитором и только в том случае, когда исчерпаны все иные меры по взысканию задолженности. В ситуации, когда имущество должника реализовано в ходе исполнительного производства, восстановление его платежеспособности в рамках дела о банкротстве становится невозможным ввиду отсутствия ресурсов, необходимых для реализации реабилитационных процедур.

Такая ситуация может быть обусловлена разными причинами, например тем, что во многих случаях должники не представляют интереса в качестве бизнес-единицы, генерирующей определенные экономические выгоды, в том числе и для кредиторов. Они видят в должнике лишь совокупность имущества, за счет которого необходимо осуществить максимально быстрое удовлетворение своих требований. Это в первую очередь касается крупных банков или уполномоченного органа, представляющего в делах о банкротстве требования по обязательным платежам (ФНС России), выступающих в качестве системных кредиторов в отношении основной массы должников. Можно также предположить, что в случае с системными кредиторами проблема может заключаться в том, что сложно выработать какие-то универсальные модели принятия решений в части предоставления должнику реструктуризации как вне рамок дела о банкротстве, так и посредством введения реабилитационной процедуры. Необходимость же применения таких моделей, в рамках которых должен принимать решения исполнитель, вызвана стремлением предотвратить возможные злоупотребления. Во многих случаях представителю кредитора легче действовать по модели и проголосовать за введение конкурсного производства, чтобы избежать возможных подозрений в предоставлении конкретному должнику необоснованных преференций.

В противном случае сложно объяснить статистические данные, согласно которым число реабилитационных процедур составляет лишь незначительный процент от числа конкурсных производств. Несмотря на то, что действующее законодательство не препятствует кредиторам инициировать введение процедуры финансового оздоровления или внешнего управления, это происходит лишь в редких случаях.

Должники же, в свою очередь, не заинтересованы в инициировании производства по делу о банкротстве, поскольку имеют возможность в течение длительного периода времени продолжать хозяйственную деятельность, несмотря на осуществление в их отношении налоговыми органами и судебными приставами мер по принудительному взысканию задолженности. А также в связи с рисками утраты контроля над организацией при прекращении полномочий органов управления должника и отсутствием эффективных механизмов преодоления позиции кредиторов, немотивированно не желающих идти на уступки и принимать решения, направленные на финансовую реабилитацию должников.

В ТИСКАХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

В связи с вышеперечисленным возможно предположить, что правовые конструкции закона о банкротстве имеют определенные недостатки, негативно влияющие на эффективность осуществления процедур банкротства. А также дестимулирующие должника и кредиторов искать компромисс в защите своих интересов, усложняющие, а в некоторых случаях приводящие к невозможности применения реабилитационных процедур банкротства в отсутствие на то воли кредиторов.

Одним из факторов, негативно влияющих на возможность применения в отношении испытывающего временные трудности должника реабилитационных процедур, является, вероятно, включение в условия договоров ковенант, предусматривающих акселерацию долга в случае несвоевременного осуществления периодического платежа, изменения финансового состояния должника или возбуждения в отношении него производства по делу о банкротстве.

С этой же проблемой непосредственно связаны положения закона о банкротстве, императивно устанавливающие, что для участия в деле о несостоятельности срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Такие условия в большинстве случаев имеют критическое влияние на возможность осуществления в отношении должника реабилитационных процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Действительно, представляются нелогичными с точки зрения применения реабилитационных процедур банкротства договорные и предусмотренные законом условия, предусматривающие обязанность должника в течение короткого периода времени исполнить все имеющиеся обязательства перед кредиторами, в том числе обязательства, платежи по которым изначально были растянуты во времени и планировались должником для исполнения за счет будущих доходов.

ВВЕДЕНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Отдельно следует отметить критику специалистов в сфере банкротства в отношении применения процедуры наблюдения, являющейся одной из особенностей российского законодательства о несостоятельности, в отличие, например, от законодательства о банкротстве США.

Наблюдение предваряет введение в отношении должника как реабилитационной процедуры (финансовое оздоровление и внешнее управление), так и ликвидационной процедуры (конкурсное производство). При этом критики считают, что она только затягивает дело о банкротстве, делает его громоздким. Наличие такой процедуры, не создавая очевидных выгод, приводит к наращиванию задолженности и возникновению дополнительных расходов в деле о банкротстве.

Другие специалисты отмечают, что введение наблюдения само по себе имеет для должника положительный эффект. При этой процедуре по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств; приостанавливается исполнение документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за определенными исключениями. В ходе наблюдения проводится анализ финансового состояния должника и проводится первое собрание его кредиторов.

Дело в том, что для принятия кредиторами обоснованного решения о введении «содержательной», то есть реабилитационной или ликвидационной, процедуры требуется информированное суждение о финансовом состоянии должника. В связи с этим принятие решения о введении реабилитационной или ликвидационной процедуры происходит по окончании наблюдения и с учетом его результатов, в том числе итогов проведенного анализа финансового состояния должника. При этом учредителями (участниками) должника или любыми третьими лицами может быть инициировано применение в отношении должника реабилитационной процедуры банкротства.

Должна ли эта процедура применяться во всех случаях? Если нет, то в каких именно? Каковы должны быть длительность этой процедуры и особенности ее проведения? В настоящее время эти вопросы являются предметом обсуждений.

В любом случае при введении наблюдения в его существующей в настоящее время конструкции ситуация для должника в большинстве случаев становится необратимой, и он оказывается во власти кредиторов. Это вызвано тем, что отсутствуют действенные механизмы преодоления негативного эффекта положений договоров, предусматривающих акселерацию долга при ухудшении финансового состояния должника. Введение наблюдения – первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, означает, по сути, акселерацию всех обязательств, при этом Закон о банкротстве не позволяет преодолевать позицию кредиторов, не желающих идти на компромисс и принимать решения, направленные на восстановление платежеспособности должника, даже когда это экономически целесообразно для самих кредиторов.

СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ

Как было отмечено выше, для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом,

считается наступившим. То есть в деле участвуют и голосуют за введение процедуры банкротства и утверждение плана финансового оздоровления все кредиторы, вне зависимости от нарушения сроков платежей по обязательству.

Решения принимаются собранием кредиторов большинством голосов, при этом их позиция имеет ключевое значение для введения финансового оздоровления, поскольку:

  • если кредиторами не принято никакого решения, финансовое оздоровление вводится при условии предоставления третьим лицом обеспечения (в законе о банкротстве прямо не указано, какого именно);
  • если кредиторами принято решение о введении любой другой процедуры, кроме финансового оздоровления, у суда есть право, но не обязанность, его ввести. При этом в качестве обеспечения принимается только банковская гарантия.

При фактической акселерации долга и в первом и во втором случаях размер обеспечения не менее чем на 20 % должен превышать общий размер обязательств, включенных в реестр требований кредиторов.

Кроме того, должен быть утвержден график погашения задолженности, предусматривающий начало ее погашения не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и выполнение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения их требований.

Столь жесткие требования к условиям введения финансового оздоровления приводят к тому, что фактически начало этой процедуры представляется возможным лишь при условии принятия такого решения кредиторами должника. Введение другой реабилитационной процедуры – внешнего управления – также может быть принято только решением большинства кредиторов. При этом недостатком этой процедуры, с точки зрения должника, и ее ключевым отличием от процедуры финансового управления является то, что при внешнем управлении прекращаются полномочия органов управления должника. Они переходят к арбитражному управляющему, что создает риски утраты контроля над организацией.

Учитывая изложенное, с целью сохранения потенциально платежеспособных участников хозяйственного оборота требуются изменения, направленные на совершенствование реабилитационных механизмов, в том числе финансового оздоровления, и расширение применения этих механизмов в делах о банкротстве. Такие изменения должны учитывать ведущую международную практику и предусматривать возможность подачи не только заявления о признании должника банкротом, но и заявления о введении финансового оздоровления, по результатам рассмотрения которого может быть введена указанная процедура без применения наблюдения. Также следует увеличить сроки финансового оздоровления, так как предусмотренный действующим законодательством двухлетний срок является недостаточным для эффективной реализации мер по восстановлению платежеспособности должников.

Кроме того, целесообразно голосование за план финансового оздоровления классами кредиторов, имеющими схожие по характеру требования, что будет способствовать достижению договоренности с ними и сделает процедуру одобрения плана финансового оздоровления более гибкой.

В целях усиления реабилитационной составляющей процедуры финансового оздоровления необходимо предусмотреть возможность изменения сроков и порядка исполнения обязательств должника, прощения долга и иных способов изменения или прекращения обязательств. Требуется также усовершенствовать регулирование, касающееся возможности утверждения плана финансового оздоровления без согласия кредиторов при условии обеспечения защиты интересов тех из них, кто не одобрил план. В связи с этим следует отметить, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2014 г. № 1385-р утвержден план мероприятий (дорожная карта) «Совершенствование процедур несостоятельности (банкротства)». Одним из ключевых мероприятий этого плана является подготовка изменений в законодательство о несостоятельности (банкротстве) в части регулирования вопросов применения процедуры наблюдения и финансового оздоровления. В рамках реализации указанного распоряжения Минэкономразвития России разработан соответствующий законопроект, который в настоящее время

проходит процедуру оценки регулирующего воздействия и межведомственного обсуждения.

Законопроект достаточно серьезно изменяет правовые конструкции, предусмотренные законом о несостоятельности, в частности процедуры наблюдения и финансового оздоровления, в связи с чем, что вполне понятно, законопроект будет являться предметом оживленных дискуссий. Между тем реализация таких изменений позволит сделать закон о несостоятельности более сбалансированным, расширить практику применения процедуры финансового оздоровления, способствовать повышению привлекательности ее использования как для должников, так и для кредиторов, и создать условия для сохранения потенциально эффективных участников хозяйственного оборота.

Буква закона

Вопросы предупреждения банкротства, порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, основания для признания должника несостоятельным регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Он предусматривает возможность применения двух реабилитационных процедур – финансового оздоровления и внешнего управления.

Открытая перспектива

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.07.2014 г. № 1385-р утвержден план мероприятий (дорожная карта) «Совершенствование процедур несостоятельности (банкротства)». Первым пунктом этого документа предусмотрено внесение изменений в законодательство о несостоятельности (банкротстве) в части регулирования вопросов применения процедуры наблюдения и финансового оздоровления. Реализация таких предложений позволит расширить практику применения реабилитационных процедур в делах о банкротстве, будет способствовать повышению привлекательности их использования как для должников, так и для кредиторов.

Сформировавшийся в России в течение последних 10–15 лет институт банкротства на практике, как правило, обслуживает интересы компаний и частных лиц, стремящихся скрыть свое обогащение, зачастую незаконное, за маской предусмотренных законом процедур.

Статистика объективно свидетельствует о крайне низкой эффективности судебных процедур (по их итогам возмещается в среднем около 5% от суммы заявленных убытков). На сегодняшний день этим успешно пользуются недобросовестные контрагенты, конкуренты, мошенники и другие категории лиц, прямо или косвенно связанные с причинением убытков, в том числе используя несовершенство механизмов, применяемых в рамках процедур несостоятельности.

Кроме того, правоохранительная и судебная системы перегружены заявлениями, связанными с возмещением убытков, значительная часть которых может быть урегулирована во внесудебном порядке. При этом практически в любом договоре, неисполнение или нарушение условий которого лежит в основе спора, имеется положение о том, что стороны будут стремиться разрешить разногласия путем переговоров.

Учитывая сложившуюся ситуацию, целесообразно внедрить практику применения процедур внесудебного урегулирования. Оно представляет собой поиск, сбор и анализ информации о нарушении, связанном с посягательством на недобросовестное (незаконное) распределение финансовых ресурсов, а также реализацию комплекса мер в рамках гражданского, уголовного и переговорного процессов, направленных на возмещение ущерба, в том числе в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Практика показывает, что в рамках процедуры внесудебного урегулирования возможно в законном порядке организовать процесс переговоров с участием представителей обеих сторон спора (лиц, принимающих решения), обеспечить своевременное привлечение третьих лиц (специалистов, информаторов, свидетелей, потерпевших, партнеров сторон спора) и при необходимости организовать с ними взаимодействие (обмен информацией и опытом, совместная деятельность и прочее).

Нужно понимать, что эффективное проведение процедуры внесудебного урегулирования возможно только при условии привлечения квалифицированных специалистов и необходимой инфраструктуры, что позволит не только возместить кредиторам причиненные убытки, но и сохранить потенциально эффективных участников рынка.

Суд да дело

В 2014 году в делах о банкротстве применились 58 процедур финансового оздоровления (в этом периоде четыре процедуры завершились погашением требований кредиторов) и 817 процедур внешнего управления (15 привели к восстановлению платежеспособности должника). Между тем в рассматриваемое время судами принято более 12,8 тыс. решений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и завершено порядка 11,5 тыс. конкурсных производств.

Мифы и заблуждения об арбитражных управляющих

Граждане, имеющие кредиты, часто всерьез задумываются о признании своей несостоятельность. На данный момент – это единственная возможность списать все безнадежные долги в законном порядке. Закон, дающий такую возможность, вступил в действие с 1 октября 2015 года. Однако до сих пор открытым и невыясненным стоит вопрос участия в процедуре финуправляющих – в чем заключаются их услуги? Давайте рассмотрим самые распространенные мифы.

Получить консультацию

Задайте любой вопрос по банкротству и получите развернутый ответ. Это бесплатно.

1. Арбитражный управляющий и финансовый управляющий – два разных специалиста

Это миф. В действительности требования к финансовому управляющему являются точно такими же, как и к арбитражному. Если рассматривать этот вопрос глубже, то ранее обанкротиться могли только юрлица: ООО, АО и др. И процесс осуществлялся при участии различных арбитражных управляющих: временных, конкурсных.

Когда в действие вступил закон о банкротстве физических лиц, популярностью начало пользоваться выражение «финансовый управляющий», которое можно встретить в ФЗ «О банкротстве».

Арбитражный и финуправляющий – это одно и то же лицо, которое имеет одни и те же полномочия, и состоит в составе саморегулируемой организации профессиональных арбитражных управляющих.

2. Рассмотрев поданное должником заявление о банкротстве, суд обязан выбрать финуправляющего по делу

В заявлении обязательно должна указываться СРО, из членов которой суд выберет управляющего. Однако при отсутствии предварительной договоренности должника с управляющим некоммерческое партнерство вправе отказать в представлении кандидатуры. Помните, ни суд, ни СРО не могут заставлять управляющих браться за то или иное дело.

3. В процессе банкротства для физических лиц придется платить не менее 30 000 рублей ежемесячно

Неправда! Сумма от 30 000 рублей в месяц (а процедура длится от полугода) актуальна для банкротства юрлиц, к простым должникам это никак не относится.

В случае, если банкротиться желает физическое лицо, он должен будет внести на депозит суда вознаграждение для управляющего в размере 25 000 рублей за одну процедуру банкротства (всего их может быть только две).

4. Финуправляющие защищают интересы банкиров

Это не так. Одним из правил арбитражных управляющих является полная объективность. Они не могут лоббировать интересы кредиторов, и в то же время они не могут защищать заемщика – это работа адвокатов и юристов. В сферу деятельности управляющих входит проверка преднамеренного и фиктивного банкротства, составление отчетов, контроль и распределение денежных средств между кредиторами, подача ходатайств и другие функции.

Более того, ответственность арбитражных управляющих очень серьезная – при допущении даже незначительных ошибок (например, при работе с документами). Если поступит жалоба на финансового управляющего, он рискует быть отстраненным от дела, или вовсе быть дисквалифицированным.

5. Управляющие требуют завышенных гонораров за свои услуги

Законодательством установлены нормы по оплате финансовому управляющему: так, размер вознаграждения составляет 25 000 рублей за одну процедуру. Средства вносятся на депозит суда и выплачиваются только после завершения дела. Однако помимо этого существуют другие расходы:

  • оплата госпошлины;
  • подача публикаций;
  • расходы на почту;
  • расходы на оценку имущества, если потребуется;
  • проценты финансовому управляющему в рамках реализации имущества (7% от реализованного имущества).

В сумме все это составит от 50 000 рублей. Стоимость банкротства зависит от тонкостей процедуры.

Соответственно, если ваш управляющий называет вам сумму в 50 000 рублей, это не значит, что он хочет на вас обогатиться. Скорее всего, это будет связано с особенностями признания вашей несостоятельности.

Что входит в обязанности финансового управляющего?

В рамках процедуры конкурсный финансовый управляющий предпринимает следующие действия:

  • созывает собрание кредиторов;
  • занимается подготовкой отчетов – финансовый управляющий обязан представлять отчеты в суд каждые 3 месяца;
  • в сферу деятельности специалиста входит осуществление контроля по погашению задолженностей. Такая процедура проводится в рамках
    реструктуризации долгов, когда утверждается план с графиком погашения кредитов;
  • подает запросы – финансовый управляющий может подавать различные официальные запросы с целью установить, нет ли в деле признаков преднамеренного или фиктивного банкротства. Они могут подаваться в такие организации как Гостехнадзор, Росреестр, ГИМС, ГИБДД и другие;
  • если это необходимо, вы можете передавать заявления финансовому управляющему, с которыми он будет потом ходатайствовать в суде (образцы можно найти на нашем сайте!);
  • в сферу деятельности также входит оспаривание сомнительных сделок, которые заключались в течение последних 3-х лет;
  • управляющий занимается публикацией данных в печатном издании «Коммерсантъ» и в ЕФРСБ, принимает участие в судебных заседаниях;
  • управляющий может привлекать независимых экспертов для получения отчетов об оценке имущества должника.

Что делает финансовый управляющий в суде при банкротстве физических лиц?

Как уже упоминалось выше, в банкротстве физлиц может проводиться 2 процедуры (не считая мирового соглашения, когда стороны приходят к консенсусу без участия суда). Давайте рассмотрим подробнее.

Действия управляющего в процессе реструктуризации долгов

Сначала принимается и утверждается план реструктуризации долгов, по которому в течение нескольких лет (максимальный срок – 3 года) должник выплачивает средства кредиторам. Задача управляющего заключается в том, чтобы проследить за соблюдением утвержденных в плане условий. Если они не выполняются, то в суд будет подаваться ходатайство о применении к должнику процедуры реализации имущества.

Как проводится реализация имущества финансовым управляющим?

В рамках реализации управляющим проводятся следующие мероприятия:

  • для должника создается отдельный банковский счет (финансовый управляющий его контролирует), кредитные счета банкрота блокируются;
  • делается оценка имущества, которое будет выставлено на аукционе;
  • из конкурсной массы изымается прожиточный минимум, положенный банкроту для содержания его самого и лиц, находящихся у него на иждивении;
  • проводятся торги, за счет вырученных средств погашаются долговые обязательства.

Как не получить отказ финансового управляющего?

Отказ финансового управляющего можно получить, если с ним не договориться. Да, финуправляющего необходимо найти самостоятельно. При выборе рекомендуется уделить внимание следующим факторам:

  • необходимо проверить ассоциацию, в составе которой числится управляющий. На официальном сайте СРО должна содержаться информация о реестре членов, в перечне которого вы должны найти своего специалиста;
  • проверьте отзывы о вашем управляющем – их можно найти на специальных сайтах или на форумах;
  • обязательно проверьте документы финансового управляющего – вы должны убедиться, что допуск, выданный некоммерческим партнерством, действует, и деятельность осуществляется на законных основаниях.

Если вы напишете заявление, указав в нем СРО наугад, вы должны подготовиться к возможному отказу. В 99% случаев процедура осуществляется управляющим только после предварительного соглашения от управляющего и Союза, в котором он состоит.

Вы должны сначала дать ответ финансовому управляющему, договориться, и только затем подавать заявление и указывать в нем нужную СРО.

Вознаграждение для управляющего: какова стоимость банкротства в реальности?

Основной темой споров о банкротстве является вопрос: сколько в реальности стоит процедура? Львиная доля расходов приходиться на оплату услуг финуправляющих. Так, в 2017 году размер вознаграждения составляет по 25 000 рублей за реализацию имущества и за реструктуризацию долгов. Также управляющему положены 7% от суммы реализованного имущества должника.

Финансовый управляющий не только проводит проверки имущества, но и публикует информацию о процедуре, нанимает независимых экспертов, рассылает уведомления. Все это требует денежных затрат. Каждое дело индивидуальное, и сумма расходов будет разной в том или ином случае.

Так, если присутствуют такие факторы:

  • у должника нет ценного имущества,
  • в отношении него ввели сразу реализацию,
  • количество кредиторов минимально,

то можно утверждать, что процедура обойдется для него в минимальную сумму – до 50 000 рублей.

Вы хотите признать свое банкротство? Обратитесь к квалифицированным юристам! Мы с удовольствием предоставим бесплатную консультацию, которая поможет вам оценить реальное положение дел, и принять верное решение! При необходимости мы подберем финуправляющего и запустим процедуру банкротства в кратчайшие сроки!

Получить консультацию

Задайте любой вопрос по банкротству и получите развернутый ответ. Это бесплатно.

Арбитражный управляющий и конкурсный управляющий разница

Непогашенная задолженность может возникнуть у любого предприятия. Иногда это связано с тем, что средства со счета компании идут несколько дней, но поставщики товаров, работ и услуг просто закрывают на это глаза. Хотя в это время юридически задолженность и не считается погашенной.

Иногда приходится выплачивать «неустойку». Но это, конечно, не повод для того, чтобы признавать компанию – должника несостоятельной. Закон четко разграничивает такие ситуации. Например, по срокам. Так, чтобы появился повод подать на должника в суд нужно, чтобы задолженность не выплачивалась, по крайней мере, три месяца.

Причинами такой ситуации могут быть большие долги перед кредиторами и убыточное производство. А чтобы исправить такие проблемы требуется время и серьезные мероприятия. Но даже в этом случае у компании есть возможности избежать банкротства.

Если же он выдвигает подобные требования – вы можете обратиться с жалобой в орган Госреестра, на который и возложен надзор за деятельностью СРО арбитражных управляющих. На что имеет право управляющий – привлекать других лиц в целях обеспечения осуществления своих полномочий. Но только на основании определения арбитражного суда, которое может быть вынесено:

  • если управляющим обоснованы их привлечение и размер оплаты их услуг;
  • при согласии гражданина либо конкурсного кредитора или уполномоченного органа на оплату их услуг.

В заключение стоит отметить, что именно банкротство является законным способом избавиться от долгового бремени, списав долги по кредитам, которые юр- или физлицо погасить не в состоянии.

Чтобы коллегиальный орган принял в свои ряды нового участника, он должен соответствовать следующим требованиям:

  • высшее образование;
  • стаж профессиональной деятельности на руководящей должности не менее одного года;
  • отсутствие в биографии серьезных нарушений закона и, соответственно, судимостей;
  • получение практического опыта в роли помощника управляющего (более двух лет);
  • успешная сдача экзамена по теоретическим знаниям;
  • отсутствие запретов на занятие определенными видами деятельности (также по причине преступлений в прошлом);
  • и другие требования, установленные конкретной саморегулируемой организацией (относительно добросовестности или компетентности специалиста).

Выполнение соответствующих правил позволяет специалисту оставаться членом СРО.
Закона №127-ФЗ конкретизирован срок, на протяжении которого назначенный арбитражным судом внешний управляющий должен подготовить план действий, и этот срок не может превысить 1 мес. с момента утверждения на должности. Главная цель мероприятий внешнего управления – снова сделать фирму платежеспособной, то есть рассчитаться с долгами, что возможно в случае признания отсутствия признаков банкротства. Собрание или комитет кредиторов вправе в любой момент пожелать предоставления отчета о ходе выполнения разработанного плана внешним управляющим. Отчет внешнего управляющего Отчеты в процессе восстановления платежеспособности фирмы носят скорее информативный характер, отражающий наличие позитивных сдвигов.
Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ. В частности, п. 1 конкретизирует права, которые позволяют:

  • действовать в соответствии с планом внешнего управления, в том числе и в части распоряжения имуществом фирмы;
  • заключать мировые соглашения;
  • отказывать в исполнении договорных обязательств должником (ст. 102);
  • обращаться в арбитражный суд с исками и заявлениями относительно признания сделок недействительными, если должник заключил их в нарушение закона №127-ФЗ, а также требовать возмещения убытков, полученных в результате действий или, наоборот, бездействия членов управления должника и пр.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *