Бизнес на продаже дизельного топлива

Автор статьи Владимир Хомутко Время на чтение: 3 минуты АА 20734 Отправим материал вам на: Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных С каких этапов начинать бизнес по продаже нефтепродуктов?

Многим из нас кажется, что любой бизнес, основанный на нефти и нефтепродуктах – удел олигархов и мультимиллионеров. Однако, это не совсем соответствует действительности. Добыча и транспортировка нефти и нефтепродуктов действительно связаны с большими капиталовложениями, а вот торговля конечной нефтяной продукцией вполне доступна и «простым смертным». Далее мы попробуем разобраться, как можно организовать свой бизнес по продаже нефтепродуктов.

С чего начать?

Чтобы организовать свой бизнес в этой сфере, нет необходимости обладать огромными деньгами или связями в руководстве крупных нефтяных компаний. Правильный предварительный расчет и знания о реалиях местного рынка нефтепродуктов могут сделать Вас вполне успешным мелким, а затем, возможно, и крупным трейдером.

Сразу оговоримся, что начальный капитал все-таки потребуется, но его объем будет вовсе не запредельным.

Как правило, большинство предпринимателей начинают с оптовой торговли. Первоначальная цель такого бизнеса – местные потребители, а затем, по мере освоения регионального рынка, можно выходить на общероссийский и даже международный (хотя бы – в пределах стран СНГ).

Суть оптовой торговли нефтепродуктами – покупка больших партий товара с последующей реализацией их мелким оптом с соответствующей наценкой. Многих начинающих предпринимателей пугают вопросы создания соответствующей инфраструктуры: где хранить приобретенный товар, как его транспортировать и так далее. Так вот, на первом этапе эти вопросы достаточно просто решаются без значительных капитальных вложений. Вовсе необязательно иметь свое нефтехранилище. Услуги по временному хранению нефтепродуктов предоставляют практически все нефтеперерабатывающие заводы и крупные нефтебазы, которые их и реализуют.

Правда, здесь есть свои ограничения по срокам хранения, так как нефтепродукты производятся постоянно, и хранилища требуются для новых партий продукции. Поэтому трейдер должен заранее планировать сбыт, чтобы укладываться в предоставляемые для хранения сроки.

Доставка до конечного потребителя на первом этапе развития бизнеса осуществляется при помощи бензовозов. Покупать их сразу – нецелесообразно, поскольку всегда есть возможность взять их в аренду.

Разумеется, эти расходы ложатся на себестоимость реализуемой продукции, но зато дает возможность минимизировать первоначальные вложения.

Самое главное в этом виде предпринимательской деятельности – это сначала найти покупателей. Приобретать оптом нефтепродукты, не имея конкретного сбыта – крайне рискованное предприятие. Только заранее позаботившись о сбыте, можно рассчитывать на хорошую рентабельность.

Любое новое дело начинается с составления бизнес-плана. Причем, чем больше времени вы уделите его проработке – тем больше шансов на успех Вашего будущего предприятия. Бизнес-план должен учитывать такие расходные статьи, как затраты на покупку оптовой партии товара, расходы на аренду бензовозов, первоначальные траты на официальную регистрацию бизнеса в налоговых и прочих органах, зарплату персонала и так далее. Доходная часть состоит их предполагаемого объема средств, получаемых от реализации нефтепродуктов. Второй раздел бизнес-плана крайне важен, и должен основываться на данных о реальных, а не потенциальных покупателях.

Если у Вас нет достаточного начального капитала, или их, согласно Вашему бизнес-плану, не хватает, всегда можно обратиться в банк. Грамотно составленный бизнес-план играет в получении кредита едва ли не самую главную роль. Однако помните – кредитные организации весьма жестко следят за выполнением Вами своих долговых обязательств, и проблемы Вашего бизнеса их – не интересуют. Будьте к этому готовы.

Многие скажут: «На этом рынке все давно поделено между крупными игроками!» Отчасти – это правда, но Ваш козырь – мобильность. Крупные торговые организации, как правило, медленнее реагируют на изменения, происходящие на рынке, чем более мелкие. Это позволяет последним лавировать ценой и завоевывать своего покупателя за счет снижения процента рентабельности. Кроме того, чем крупнее трейдер, тем менее интересен ему мелкий покупатель. А для Вашего предприятия – это как раз то, что нужно.

Еще одним способом снизить издержки с прицелом на будущее развитие бизнеса, является приобретение техники в лизинг.

От аренды лизинг отличается тем, что со временем техника становится Вашей собственностью, что для растущего предприятия – очень важно. Наработав постоянную базу надежных клиентов в своем регионе, можно переходить к следующему этапу развития предприятия.

Возможности роста

Если Ваше предприятие по продаже нефтепродуктов стало успешным, и ему тесно в пределах региона – пора выходить на другие рынки.

Основные проблемы, которые могут этому воспрепятствовать, заключаются в следующем:

  • повышается доля транспортных расходов из-за увеличения расстояния транспортировки;
  • по этой же причине возрастают сроки доставки до конечного потребителя;
  • в каждом регионе существует сложившая система «поставщик-потребитель», что подразумевают жесткую конкурентную борьбу за свою долю рынка.

Владимир Хомутко

Это же касается и рынков стран СНГ. Однако, при выходе на них возникает и и свой, специфический риск. Зачастую такие контракты подразумевают расчет по факту поступления нефтепродуктов на склад покупателя. Поскольку расстояние – довольно значительное, и срок доставки – тоже, трейдер рискует тем, что за время поставки произойдет изменение цены. Тут стоит сказать, что такие колебания бывают как в меньшую, так и в большую сторону, поэтому, в одном случае, поставщик проигрывает, в другом – выигрывает, и при постоянных поставках рентабельность, как правило, остается на запланированном среднем уровне.

Как было сказано выше, значительно вырастают затраты на транспортировку, что приводит к снижению прибыли, поскольку далеко не всегда есть возможность увеличить конечную цену на продукцию и компенсировать лишние расходы. Однако, расширение клиентской базы приводит к увеличению объемов реализуемых нефтепродуктов, что с лихвой компенсирует понесенные убытки и, что еще важнее, делает бизнес более устойчивыми за счет снижения зависимости от каждого конкретного потребителя.

Ну, а вершиной роста трейдера нефтепродуктов является строительство своего нефтеперерабатывающего завода.

Разумеется, это уже громадные капиталовложения, которые могут себе позволить только очень успешные предприниматели. Строительство НПЗ планируется заранее. Желательно, чтобы его местоположение было в непосредственной близости от самых крупных конечных потребителей. Таким образом, в затратах значительно снижается доля транспортной составляющей.

Однако, есть еще один способ повысить рентабельность своего бизнеса без огромных затрат. Это – строительство своего мини-НПЗ. Здесь важно помнить, что мини-завод, работающий по традиционной технологии, малоэффективен, и рассматривать стоит только передовые высокотехнологичные предложения (например, мини-НПЗ, работающие по каталитической технологии «Цеодформинг»).

Такие мини-заводы позволяют обеспечить выход бензинов с высоким октановым числом на уровне от 65-ти до 92-х процентов, а также дают в качестве побочной продукции сжиженный газ, который, помимо бытового использования, также может служить в качестве автомобильного топлива.

Список используемой литературы:

Рейтинг автора Автор статьи Владимир Хомутко Написано статей 197

Ы.Ы. Западаев

БИРЖЕВАЯ ТОРГОВЛЯ НЕФТЬЮ И НЕФТЕПРОДУКТАМИ: КОЛИЧЕСТВО ИЛИ КАЧЕСТВО?

Биржевая торговля нефтью и нефтепродуктами в России совершила за прошедшие годы качественный скачок. Если в 2009 г. товарные биржи представлялись чем-то вроде торговых домов, которые обеспечивали встречу производителей с потребителями топлива и осуществляли контроль за сделками, то сейчас обсуждаются вопросы внедрения современных биржевых технологий. Кроме того, многократно возрос объем торгов — теперь через биржевые сделки проходит каждый десятый литр топлива, поставляемого на внутренний рынок.

Насколько эффективно происходит развитие биржевой торговли нефтепродуктами в России? Какие этапы предстоит пройти биржам на пути к становлению надежного индикатора конкурентных цен?

В соответствии с мировой практикой сейчас реальную цену на нефтепродукты определяют на специализированных биржах через механизм торговли срочными контрактами. Биржевые котировки мировых цен не могут быть использованы в качестве ориентиров для внутреннего рынка из-за разницы российских и мировых цен. Отечественные экспортеры нефти и нефтепродуктов ежегодно теряют часть прибыли из-за отсутствия системы прямого ценообразования, так как российская нефть и нефтепродукты более высокого качества продаются по усредненным ценам.

Актуальность данной тематики определила необходимость организации биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами на территории России.

Фондовая биржа РТС организовала первые торги российскими энергоносителями. Секция биржи по торговле нефтепродуктами была создана на базе действующего рынка срочных инструментов (ФОРТС). В июне 2006 г. стартовали торги фьючерсными контрактами на нефть сорта Urals. Контракты не предусматривали возможность поставки реального товара. Между участниками производились только денежные расчеты в сумме разницы между ценой контракта и фактической ценой нефти на дату исполнения контракта без физической поставки. Благодаря удобству работы с РТС, а также низким расходам на совершение сделки, фьючерсные контракты об-

рели популярность. РТС анонсировала запуск торгов фьючерсами на нефтепродукты, но ожидаемого успеха не последовало. Поставочные контракты на нефтепродукты не вызвали интереса у финансовых спекулянтов. Вместе с тем, торгуемые инструменты были слабо взаимосвязаны с реальным рынком нефти и нефтепродуктов в России. Биржевые торги на РТС не позволили решить ни одной задачи, поставленной правительством: секция РТС не оказала влияния на внутренний рынок нефтепродуктов в России.

Практика показала, что фьючерсный рынок может эффективно функционировать только при наличии ликвидного спотового рынка товара. Так в 2008 г. почти одновременно торговлю нефтепродуктами начали сразу три площадки — Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса (МБНК), Санкт-Петербургская Международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) и биржа «Санкт-Петербург». Каждая из бирж имеет свои преимущества. Цели и задачи их функционирования также несколько отличаются друг от друга .

Биржа «Санкт-Петербург» — одна из старейших биржевых структур была основана в январе 1991 г. в соответствии с решением президиума Ленинградского городского совета. За годы своей деятельности биржа организовывала торги различными товарами, такими как: продовольствие, стройматериалы, древесина, самолеты, корабли, телевизоры, металлы, акции, валюта и другие товары. В 2007 г. биржа подала документы для участия в конкурсе на выбор площадки для размещения заказов на поставку нефти и нефтепродуктов, организованном Министерством экономического развития и торговли РФ. 17 сентября 2008 г. на «Санкт-Петербурге» состоялись первые торги нефтепродуктами. Сейчас они проводятся регулярно.

Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа создана 23 сентября 2008 г. Создание торговой площадки проводилось под патронатом Министерства экономического развития (МЭР). Биржа изначально была нацелена на торги нефтепродуктами. Особенностью СПбМТСБ является ориентация на трубопроводные поставки по системе «Транснефтепродукта». Биржа практиковала несколько форм торгов, в частности, использование дискретного аукциона. Компании собирают заявки от покупателей и на их базе формируют цену товара. Торги на бирже проводились также в форме одностороннего аукциона. Каждый лот выставлялся на десять минут, покупатели могли повышать стартовую цену на сумму, кратную 10 рублям. На данный момент торги проводятся в форме двойного встречного аукциона. Это подразумевает, что продавец и покупатель выставляют желаемую цену и заключают сделку, если им удается сблизить позиции.

Первым крупным российским предприятием, принявшим участие в торгах СПбМТСБ, стала «Роснефть» в марте 2009 г. В феврале 2010 г. компания полностью прекратила проведение ежемесячных тендеров по реализации топлива на внутреннем рынке. В «Роснефти» приняли такое решение, руководствуясь положительными отзывами потребителей об удобстве торгов на бирже. Сейчас «Роснефть» реализует через СПбМТСБ свыше 100 тыс. т нефтепродуктов в месяц.

Некоммерческое партнерство «Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса» (МБНК) создано в 2002 г. В состав биржевого совета входят представители как компаний учредителей, так и органов государственной власти. Регулярные торги нефтепродуктами МБНК начала 5 августа 2008 года. Торги проходят пять раз в неделю: в понедельник, вторник и четверг — по нефтепродуктам; по средам и пятницам — по маслам и нефтехимии. Особенностью биржи является широкий ассортимент товаров, выставляемых на торги: авиационный керосин, топливо для реактивных двигателей, бензины 80, 92, 95, 98-й, различные сорта дизельного топлива, мазут м-100, дорожный битум, моторные, индустриальные и технические масла, продукты нефтехимии. Количество участников торгов, аккредитованных на бирже на 1 февраля 2011 г., составило 629. В их число входят продавцы: «Газпром нефть», «Роснефть», «ТАИФ», «Лукойл», «Баш-нефть», «ТНК-BP», «Газпром нефтехим Салават», ЗАО «Альянс Ойл», ЗАО «Сибур-Газсервис», ООО «Сургутэкс». Покупателями выступают: независимые трейдеры, крупные торговые группы, торговые дома, оптовые компании, крупные предприятия, конечные потребители.

Еще одной особенностью МБНК является бесплатная аккредитация. Сделки на торгах осуществляются по технологии непрерывного двойного встречного аукциона. Такая технология позволяет отразить реальное соотношение спроса и предложения на торгах и обеспечивает движение цены в обе стороны и на повышение, и на понижение. С 2009 г. у МБНК подписаны соглашения об информационном взаимодействии с российскими и зарубежными информационными агентствами: «Кортес», «Интерфакс», «ИнфоТэк», «ОМТ-Консалт», Reuters, Argus .

Кроме того, торговые терминалы МБНК установлены в ФАС России, Минэнерго, что позволяет вести мониторинг хода торгов в режиме реального времени.

Торги нефтепродуктами проводятся также и на электронном портале eOil.ru. Эта площадка открылась 25 сентября 2006 г. и отличается от товарной биржи прежде всего тем, что на ней не проводится клиринга. Она создавалась без активного участия государства, поэтому ее известность ниже, чем у вышеуказанных бирж.

Общий объем реализации нефтепродуктов на трех биржах за первый год функционирования составил лишь 2% объема реализации производимые в России нефтепродуктов. Как свидетельствует мировой опыт, процесс переключения большей части рынка на биржевые торги занимает немалый промежуток времени. Тем не менее, заинтересованность в развитии биржевой торговли со стороны продавцов и покупателей позволила продемонстрировать целенаправленный рост объемов биржевых торгов.

За 2010 г. в РФ на биржах быио продано 7,87 млн. т основных нефтепродуктов. Крупнейшая площадка по объему торгов — ЗАО «СПбМТСБ», здесь быио реализовано 4,86 млн. т нефтепродуктов, или 61,7% суммарного объема торгов (эта цифра включает продажи в ходе торгов, аукционов «на повышение», адресных сделок). На НП «МБНК» реализовано 2,82 млн. т, что составило 35,8% совокупного объема торгов. Оставшиеся 194,3 тыс. т (или 2,5% объема) быши реализованы на бирже «Санкт-Петербург». Таким образом, сложилась биржевая инфраструктура, позволяющая успешно решать поставленные Правительством РФ задачи по доведению объемов биржевой реализации нефтепродуктов до 15% объемов производства. На данный момент основные игроки продают на биржах около 10% нефтепродуктов для российского рышка. Это хороший показатель, при поддержке государства биржи набирают обороты, но пока их работа далека от совершенства .

Проблемы и перспективы развития биржевой торговли широко обсуждаются на конференциях и круглых столах, организаторами которых выступают информационные агентства и министерства. Активными участниками этих обсуждений являются представители бирж, правительства, высокопоставленные руководители вертикально интегрированных нефтяных компаниях (ВИНК), работники ФАС. Основными в дискуссиях становятся вопросы признания биржевых цен индикативными с точки зрения антимонопольного законодательства. В частности ФАС при условии принятия биржевые цен «рышочными» предъявляет ряд дополнительных требований, затрагивающих объем продаж, количество сделок, состав участников и регулярность предложения товара.

Как заявила Н. Дианова, заместитель начальника управления контроля ТЭК ФАС, ФАС собирается добиваться законодательного запрета на совмещение оптовой и розничной торговли нефтепродуктами в рамках одного юридического лица. Такая инициатива позволит ограничить возможность трансфертного ценообразования в ВИНК, когда цена бензина, продаваемого своим «дочкам», существенно отличается от цены бензина, продаваемого независимым трейдерам. По словам Н. Диановой, «новация» данного законопро-

екта — введение названного запрета. Такая норма сделает рынок более прозрачным. «Мы хотели бы (и рынок хотел бы) видеть ту цену внутри нефтяной компании, по которой идет реализация нефтепродуктов в розничных сетях. Мы видим только входную цену — и далее уже на АЗС», пояснила Н. Дианова . Над предложением «о запрете совмещения оптовой и розничной продажи топлива одной компанией» ФАС начала работать еще в апреле 2010 г. Тогда же руководитель ведомства Игорь Артемьев заявил, что справедливая цена на бензин установится в России не раньше 2015 г.

Около 85% сделок нефтяных компаний составляют внебиржевые контракты. Если ценообразование в этой сфере будет непрозрачным, если нефтяные компании будут поставлять товар своим «дочкам» по одной цене, а сторонним компаниям — по другой, это не будет способствовать справедливым рыночным условиям. Поэтому нефтяные компании должны поставлять прочим компаниям нефтепродукты по той же цене и по сходным условиям, что и своей «дочке». Чтобы отразить эти данные и сделать их статистически доступными, ФАС обяжет ВИНК регистрировать подобные сделки на бирже. Биржи, в свою очередь, должны публиковать соответствующие индексы.

Это вызывает у игроков рынка некоторое недоумение. Так, вице-президент ОАО «Фондовая биржа «РТС», Р.Ю. Горюнов отметил: «У государства имеются неоправданные ожидания, что биржевая торговля априори приведет к снижению цены на моторное топливо. Но это не обязательно случится. То, что мы создаем последние годы, — реально похоже на рынок. Но подобные решения лишают его всякой репрезентативности. Иначе говоря: либо биржа, либо формула» .

Следовательно, ВИНК придется снизить цены на нефтепродукты и ограничить участие на розничном рынке. Глава компании «Лукойл» заявил: «Мы сбалансированная компания и производим столько бензина, сколько продаем на своих заправках. Выходить на биржу, чтобы наши структуры закупали у нас топливо? Нам это не интересно».

Сегодня, реализуя нефтепродукты через собственные розничные сети, ВИНК обеспечивают и гарантируют качество продаваемого топлива — гарантией является бренд. ВИНК просто не могут позволить себе заниматься экономией в ущерб качеству. Однако если продажей топлива занимаются не ВИНК, а другие розничные сети, то отвечать за качество продукции и сервиса на АЗС некому. В этом случае снова возникает проблема обеспечения качества топлива.

Для создания полноценного биржевого рынка необходима ликвидность, поэтому к участию в торгах нужно привлечь государство. Следует сформировать маркет-мейкера, который в период отсутствия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ресурса на рынке будет обеспечивать участников биржи дополнительным объемом, нивелируя спекулятивное раздувание цен. Например, вследствие сезонных колебаний средняя цена на дизельное топливо в центральном регионе России в зимнее время с ноября 2010 г. по январь 2011 г. увеличилась на 5000 руб./т, составив 27800 руб./т .

Поддерживать регулярный спрос на бирже государство может с помощью, например, госзакупок. В частности, по мнению премьер-министра РФ В. Путина, бюджетные организации должны приобретать часть топлива для своих нужд на бирже. Это касается не только силовых ведомств — самых крупных покупателей нефтепродуктов, но и всех прочих министерств. Мерой может служить обязательство всех бюджетных организаций закупать на бирже не менее 50% необходимого им топлива. Этот прием нивелирует скачки цен, обеспечит регулярность продаж нефтепродуктов на бирже .

Целесообразно обозначить четкие условия, необходимые и достаточные критерии признания биржевой цены рыночной. На данный момент на биржах, как мы уже отмечали, продается около 10% от всего объема нефтепродуктов, реализуемого на внутреннем рынке. Наличие большого количества участников свидетельствует о возможности ведения конкурентных торгов и аккумулировании максимальных объемов биржевых торгов. Почему этого не происходит? Одна из причин кроется в доступности ресурса на бирже. Несмотря на немалый объем реализованных нефтепродуктов, который проходит через биржу (7,87 млн. т в 2010 г.), «качество» сделок оставляет желать лучшего. Не секрет, что среди общего количества среднестатистических по объемам и ценам сделок в отчетах нередко появляются такие, при заключении которых не исключено предварительное согласование. Например, в торговый день 5 мая 2011 г. был продан бензин АИ-92, производства КИНЕФ, по цене 28800 руб./т в размере 20 тыс. т, в то время как другие сделки по всем заводам по бензину АИ-92 совершались по цене около 33 тыс. руб./т в объеме до 1000 т . Подобные торговые операции бросают тень на открытость и честность биржевых торгов. Объемы таких сделок превышают обычные. Подобные сделки вводят в заблуждение участников рынка и искусственно завышают объем торгов, делают цену нерепрезентативной. Мерой может служить введенный регулирующими органами максимально допустимый объем сделки в соответствии с наименованием продукта.

Кроме вопросов количества, качества и регулярности сделок нефтепродуктами, не менее важным является принятие биржевой цены как общепризнанного индикатора. Несмотря на слабые стороны, налицо тенденция усиления влияния деятельности биржи на

формирование цен на нефтепродукты. Сбытовые структуры и независимые покупатели ориентируются при заключении сделок на биржевые цены. Аналитики опираются на статистику изменения биржевых цен на определенные нефтепродукты и делают соответствующие выводы. Среди трейдеров появилось, например, такое определение, как «купил ниже биржевой цены». Эти аргументы свидетельствуют о повышении доверия государства к биржевым торгам. Ценовой индикатор нужен и Правительству РФ, и участникам рынка. Служба мониторинга ФАС может ориентироваться на этот параметр, сравнивая его с оптовыми ценами на НПЗ. Биржевые торги на внутреннем рынке решат проблему налогов, открытости, прозрачности. Возможно, сначала компании окажутся с более низкой прибыльностью — биржевые цены будут ниже привычного уровня. Однако со временем такое положение нивелируется, и впоследствии биржи вытеснят существующую систему двусторонних договоренностей.

Открытым остается вопрос анонимности проводимых на российских биржах торгов. Сейчас торги нефтепродуктами ведутся на базисах НПЗ или станциях отправления НПЗ, что позволяет с точностью определить продавца ресурсов. Участники торгов целенаправленно подают заявки на покупку, выставляя цену и объем спроса в «стакан» определенного торгового инструмента. При этом трейдер четко понимает, с какого НПЗ и у какой компании он приобретает ресурс — все это видно в названии и описании торгового инструмента. Поданная трейдером заявка — это его обоснованный выбор в пользу того или иного нефтепродукта определенного производителя. Выбирая торговый инструмент, трейдер может принимать во внимание качество топлива, удаленность НПЗ от покупателя и затраты на транспортировку, а также время, необходимое на отгрузку продукта и его доставку покупателю. Таким образом, биржевая торговля в неанонимном режиме отличается от торговли на внебиржевом рынке по большому счету только наличием удобного терминала и клиринга.

В 2010 г. 17742 биржевые сделки заключены на базисах НПЗ и станциях отправления НПЗ — т. е. базисах, которые позволяют точно определить производителя ресурса. Оставшиеся 694 сделки или 3,8% от общего числа заключенных на всех прочих базисах поставки, т. е. станциях назначения, что не может идентифицировать производителя. Свыше 95% сделок на базисах НПЗ и станциях отправления НПЗ свидетельствуют, что трейдерам удобнее приобретать нефтепродукты «на воротах» НПЗ. Торговля в неанонимном режиме дает участникам рынка ряд преимуществ. В частности, анализируя динамику цен предложения и сделок на определенном базисе, трейдеры могут составить подробное представление о поведении компа-

нии на биржевом рынке нефтепродуктов, а также соответствии биржевых и внебиржевых цен друг другу .

Взлет цен на дизельное топливо в четвертом квартале 2010 г. и в первые недели 2011 г. привел к очередной фазе противостояния ФАС и нефтяных компаний. Обвинив биржи в легализации завышенных цен на нефтепродукты, антимонопольное ведомство озвучило критерии, при соблюдении которых биржевые цены будут соответствовать ФЗ «О защите конкуренции». В частности, информация о лицах, подавших соответствующие заявки, и лицах, в интересах которых совершаются сделки, не раскрывается другим участникам торгов до их окончания. В таком случае фактически биржевой рынок нефтепродуктов возвращается к идее спотовой торговли в единых «стаканах». Основная идея торговли в едином «стакане» -следующая. Продавец выставляет заявку на продажу ресурса (например, бензина Регуляр Евро-92) на собственном базисе (на станции отгрузки НПЗ), а покупатель — выставляет цену и объем спроса на станции назначения. Естественно в одном «стакане» окажутся топлива нескольких НПЗ и спрос со стороны нескольких покупателей. Покупатель в процессе торгов не сможет определить, чей ресурс он приобретает, так как сделка будет автоматически заключена по лучшей цене с учетом затрат на доставку топлива к пункту назначения. Требуемая ФАС анонимность достигнута, но при детальном анализе вопроса становится понятно, что в нашем стакане больше дегтя, чем меда. Предметом биржевых торгов станут приведенные цены, т. е. цены с учетом затрат на перевозку нефтепродуктов железнодорожным транспортом. В этой связи на первый план выходит вопрос, с какой точностью терминал рассчитывает транспортные расходы. Берется ли базовый прейскурант РЖД, учитываются ли все возможные сделки, с какой частотой обновляются ставки аренды цистерн.

Полная унификация процесса биржевых торгов нефтепродуктами неосуществима из-за слишком больших различий в спецификациях и качестве производимых нефтепродуктов от завода к заводу. Бензин Ре-гуляр-92 с точки зрения экологии бывает четырех видов — классов 2, 3, 4 и 5. Это уже — четыре «стакана». Еще для каждого экологического класса существует несколько классов испаряемости. Получается примерно два десятка «стаканов» для одного Регуляр-92, что сопоставимо с количеством крупных НПЗ в России. Следовательно, идея формирования анонимных торгов не выдерживает критического анализа. Но тогда возникает вопрос, что делать бирже, несправедливо обвиненной в легализации завышенных цен? Ответ прост — проводить торги на базисе ж/д станции отгрузки НПЗ без явного указания названия завода .

Иным шагом на пути к повышению эффективности биржевых торгов может оказаться решение правительства о возможности включения в лицензию на новые месторождения требований о продаже на бирже части сырья и произведенных нефтепродуктов. На фоне общего снижения добычи и доходов ВИНКи все больше зависят от государства, в частности от госкредитов. Поэтому они вынуждены будут идти на компромиссы с властью. Преимуществом для компаний в данной ситуации будет возможное налоговое послабление и отсутствие претензий со стороны ФАС по ценам на нефтепродукты.

Вероятно, одновременное функционирование трех бирж следует считать необходимым условием для стартового этапа развития биржевой торговли нефтепродуктами в России. Впрочем, на это есть и другое мнение, ускорить и оптимизировать развитие биржевой торговли нефтепродуктами в России могло бы объединение трех бирж в одну торговую систему. С одной стороны, объединение опыта и преимуществ трех площадок могло бы способствовать росту объемов торгов, количества участников биржи, расширению базисов поставки, что ускорило бы процесс формирования справедливых индексов цен. В то же время «централизация» биржевого института противоречит правилам конкурентного рынка. Предпочтительнее, если рынок будет иметь возможность со временем выбрать одну из трех бирж, проголосовав за нее рублем .

Несмотря на поступательное развитие биржевого спотового рынка нефтепродуктов, дальнейшая работа параллельно должна вестись в направлении построения срочного рынка, то есть рынка фьючерсных контрактов на нефтепродукты. Торги производными финансовыми инструментами занимают центральное место в мировой практике ценообразования на нефть и нефтепродукты. Необходимость в создании фьючерсов на нефтепродукты на российских биржах была очевидна давно. Цены на нефтепродукты весьма изменчивы, поэтому участникам спотового рынка нужны инструменты для хеджирования рисков. Поставочный фьючерсный контракт позволяет нефтяным компаниям более эффективно планировать будущее производство.

Дополнительную ликвидность на биржу способны принести спекулянты, они смогут раздуть объемы торгов до величин, многократно превышающих запасы физического товара. Наиболее удобным объектом для спекулятивной торговли являются производные инструменты срочного рынка — фьючерсы и опционы. Использование производных инструментов позволяет снизить издержки участников рынка до несущественной величины, поскольку отпадает необходимость в хранении товара. Кроме того, нет необходимости оплачивать весь объем открытой позиции, достаточно внести лишь небольшое гарантийное обеспечение.

16 апреля 2010 г. Биржа «Санкт-Петербург» совместно с Группой РТС запустила торги расчетным фьючерсным контрактом на дизельное топливо. Это первый в России расчетный фьючерсный контракт на нефтепродукты, котируемый в рублях. Расчеты осуществляются путем перечисления вариационной маржи. В качестве цены исполнения принимается значения индекса «КОРТЕС-Газойль», который ежедневно рассчитывается информационным агентством КОРТЕС на базе отпускных цен на дизельное топливо 19 крупнейших НПЗ, расположенных в европейской части России. В. Махлин, генеральный директор ИАЦ «КОРТЕС» отмечает: «Биржа «Санкт-Петербург» -высокотехнологичная и прогрессивная площадка, давно и успешно занимающаяся организацией биржевых торгов на рынке фьючерсных контрактов. Появление фьючерса на нефтепродукты, торгуемые на российских биржах, способствует созданию в России по-настоящему справедливого индикатора и прогноза цен на нефтепродукты» .

При создании индекса на летнее дизельное топливо перед специалистами, во-первых, стояла задача разработать его с максимально прозрачной и доступной методологией расчета. Кроме того, требовалось создать индекс, отражающий реальную ситуацию на конкурентном спотовом рынке, на котором действуют единые и понятные принципы ценообразования. Важным был вопрос выбора определенного нефтепродукта, котировки которого должны учитываться при расчете индекса. В России летом спросом пользуется летнее дизельное топливо, а в холодное время года востребованы зимние сорта дизельного топлива. Выбор был сделан в пользу летнего дизельного топлива. Причины такого выбора заключались в следующем. Во-первых, цены на летнее дизельное топливо сопоставимы с ценами на котируемый на мировом рынке газойль. В частности, в период с 2006 по 2010 г. корреляция российских и мировых цен на дизельное топливо составила 0,93. Высокая корреляция индекса и европейских котировок подтвердила, что поведение индекса «КОРТЕС-Газойль» определяется понятными и объективными факторами рынка. Это связано с тем, что основой для установления оптовых цен на нефтепродукты в России служит экспортная альтернатива. Вторая причина — отсутствие необходимости введения поправок на зимние морозы в России.

Повышенный спрос на зимнее дизельное топливо в период холодов зачастую приводит к существенному росту цен на него независимо от поведения мировых котировок газойля. Для определения перечня нефтеперерабатывающих заводов, котировки на которых необходимо учитывать в расчете индекса, специалисты КОРТЕС осуществили районирование российского рынка и определили прин-

ципы ценообразования на нефтепродукты в каждой из географических зон. Решение рассчитывать индекс по котировкам летнего дизельного топлива в Европейской части России принято по двум причинам. С одной стороны, производители в Европейской части РФ при формировании цен на летнее дизельное топливо ориентируются на европейские котировки газойля (Северо-Западная Европа, Средиземноморье). С другой — рынок нефтепродуктов Сибири и Дальнего Востока в значительной степени монополизирован по сравнению с рынком Европейской части РФ. В результате в перечень НПЗ, котировки на которых учитываются при расчете индекса, были включены 19 предприятий нефтеперерабатывающей промышленности. Обозначенные принципы легли в основу методологии расчета нового индекса, который получил название «Кортес-Газойль».

В расчете индекса учитываются котировки летнего дизельного топлива, соответствующего техническому регламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», а также требованиям актуальных редакций нормативно-технической документации, по которой производится дизельное топливо. Котировки, используемые в расчете индекса «КОРТЕС-Газойль», соответствуют партиям товара объемом 60-1000 т. На данный момент уже все три российские биржы (МБНК, СПбМТСБ, биржа «Санкт-Петербург») проводят электронные торги на срочном рынке. Преимущества биржевой торговли фьючерсами отмечает В. Николаев, генеральный директор Биржи «Санкт-Петербург»: «Фьючерс на индекс «КОРТЕС-Газойль» позволяет участникам российского рынка нефтепродуктов получить возможность хеджировать рублевые операции на внутреннем рынке, инвесторы получают ликвидный инструмент для спекулятивных операций, а министерства и ведомства -индикатор прогнозных цен на дизельное топливо» .

Делая вывод, отметим, что биржевая торговля в России эффективно развивается. Очевидно, что совершенству нет предела, и в данном вопросе оптимизации важна непрерывность процесса. Чрезвычайно важно исключить возникновение дефицита предложения нефтепродуктов на бирже и, как следствие, «лихорадочного» изменения цен. Также нужно предоставить участникам торгов широкий спектр финансовых инструментов. Обеспечить возможность зарабатывать по официально утвержденным правилам, не нарушая Налоговый кодекс и антимонопольное законодательство РФ. Отечественные биржи находятся в шаге от признания надежного индикатора конкурентных цен, приобретая все больше сторонников.

Литература и информационные источники

1. Баранов В. Биржевой цене пора доверять //Нефтегазовая вертикаль. 2009. №18. С. 46-51.

2. Гусев Д. Биржам нужны равные условия //Нефтегазовая вертикаль. 2009. №14. С. 63-64.

3. Завьялов Д. На пути к индикатору // Нефть России. 2010. №7. С. 74-77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Завьялов Д. Выводили нефть на биржу //Нефть России. 2010. М°5. С.24-27.

5. Музлова Г. Биржевая торговля нефтепродуктами: дорасти до индексов // Нефтегазовая вертикаль. 2009. №19. С. 52-54.

6. Пироженко А. Гарантированный объем открытых торгов повысит прозрачность рынка //Нефтегазовая вертикаль. 2009. №19. С. 55-59.

7. Савельев К. В поисках ценового индекса //Нефть России. 2010. Ме1. С. 62-66.

9. Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса. www.fexer.ru /

10. Санкт-Петербуржская Международная Товарно-Сырьевая Биржа. http://www.s-pimex.ru/

В настоящее время дизельное топливо применяется во многих областях и в особенности – экономике. Популярность его обусловлена невысокой ценой по сравнению с другими видами горючего. Причиной его сравнительно невысокой стоимости является прямая перегонка из нефти сразу в готовый продукт, без каких бы то ни было дополнительных и дорогостоящих манипуляций. Применяться данный вид топлива может практически в любом из многообразных типов двигателей.

Открытие личной автозаправочной станции не обязательно для того, чтобы данный вид топлива продавать. Можно просто организовать доставку его до клиента. Такой вид бизнеса является в особенности привлекательным для новичков. Начинающая, молодая организация, благодаря грамотно построенной логистике, подготовленной клиентской базе, имеет все шансы на стабильное развитие, предлагая свой товар на личных условиях плюс с более выгодной чем у конкурентов ценой и к тому же с организованной доставкой. Закупить дизельное топливо оптом можно у ГК Трасса по доступной цене. На сайте trassagk.ru вы найдете более детальную информацию про услуги компании.

Организация сможет заниматься продажами всех видов и марок дизельного топлива. Тем более, данный факт упрощается тем, что видов его всего два. Топливо этого вида делиться только на летнее и зимнее. Причем последнее из них значительно дороже, благодаря большим затратам для его производства.

Залогом же успеха данного вида бизнеса является его последний пункт – доставка, ну и конечно же правильная организация продаж. Для хорошей окупаемости и как следствие – доходности данного вида бизнеса требуются объемы продаж не менее двух тысяч литров в день, причем желательно производимые круглосуточно. Цены должны быть равно среднерыночным, для их доступности среднестатистическому клиенту. Для обеспечения хорошего старта отличным шагом будет проведение акции «дизтопливо оптом» по заманчивой цене. Цена для данной акции действительно должна являться заманчивой, но не быть ущербной для вашего бизнеса.

Техника, обеспечивающая доставку продукта до клиента должна являться адаптированной для Российских дорог и в частности для их отсутствия вовсе. Ведь клиент может попасться вовсе из какого – либо захолустья. Бензовозы должны оснащаться счетчиками, насосами и шлангами в обязательном порядке. Рабочий персонал должен быть ознакомлен с техникой безопасности по работе с нефтепродуктами.

Клиентуру можно начать искать среди транспортных компаний в виде таксопарков, автобусных парков, а также предлагая свои услуги и самим заправочным станциям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *