Безвозмездное пользование имуществом

Содержание

Имущество в безвозмездном пользовании – это объект аренды?

Семина Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Довольно часто учреждения культуры получают имущество по договору безвозмездного пользования. Признается ли такое имущество объектом аренды?

Данный вопрос возник в связи с принятием с 01.01.2018 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н (далее – СГС «Аренда»). Стандарт применяется при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования (далее – объекты учета аренды) (п. 2 СГС «Аренда»).

В соответствии с п. 8 СГС «Аренда» объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование, квалифицируются для целей стандарта как объекты учета аренды. Исключением являются объекты бухгалтерского учета, возникающие при закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за учреждениями с целью выполнения ими возложенных на них полномочий (функций) (п. 10 СГС «Аренда»).

Исходя из приведенных положений стандарта имущество, полученное по договору безвозмездного пользования, относится к объектам учета аренды, кроме случаев закрепления такого имущества на праве оперативного управления.

Вместе с тем при отнесении (неотнесении) объектов имущества к объектам учета аренды также следует руководствоваться Методическими указаниями по применению СГС «Аренда», приведенными в Письме Минфина РФ от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 (далее – Методические указания).

Согласно Методическим указаниям при квалификации объектов учета в рамках отношений по безвозмездному праву пользования имуществом нужно исходить из того, возникают ли у пользователя имущества обязательства по его содержанию. В случае передачи государственного (муниципального) имущества без возложения на пользователя имущества обязанности по его содержанию СГС «Аренда» к данным операциям (отношениям) не применяется.

Принимая во внимание положения СГС «Аренда» и Методических указаний, выделим два варианта условий передачи государственного (муниципального) имущества по договору безвозмездного пользования:

1) имущество передается без обязательств по его содержанию (то есть функции по содержанию имущества возложены на передающую сторону). В этом случае в отношении полученного имущества положения СГС «Аренда» не применяются – имущество не является объектом учета аренды;

2) пользователь имущества, полученного безвозмездно, обязуется его содержать и выполнять условия его использования (в том числе целевого использования). В этом случае полученное имущество признается объектом учета аренды. Пользователь отражает его в соответствии с положениями СГС «Аренда».

Далее рассмотрим порядок бухгалтерского учета имущества, полученного по договору безвозмездного пользования, в каждом из перечисленных случаев.

Передача имущества без обязательств по его содержанию

Если имеются распорядительные документы о передаче объектов нефинансовых активов без возложения на пользователя имущества обязанности по его содержанию и (или) если согласно организационно-распорядительным документам функции по содержанию такого имущества возлагаются на передающую сторону, в бухгалтерском учете пользователя указанные объекты следует отражать на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (Письмо Минфина РФ от 13.06.2018 № 02-07-10/40429).

Как было отмечено выше, на данные операции по передаче имущества положения СГС «Аренда» не распространяются (Письмо Минфина РФ от 27.07.2018 № 02-06-10/52892).

Пример 1.

Дирекция по эксплуатации и содержанию административных зданий (казенное учреждение) передало бюджетному учреждению культуры в безвозмездное пользование нежилое помещение. Данное помещение закреплено на праве оперативного управления за дирекцией. Она же несет фактические расходы по его содержанию.

Полномочия собственника в отношении данного помещения осуществляет комитет по управлению имущественных отношений (госорган).

На каком счете учреждение культуры (пользователь имущества) учитывает полученное имущество?

Поскольку учреждение не осуществляет функции по содержанию полученного помещения, в данном случае положения СГС «Аренда» не применяются.

В соответствии с п. 333 Инструкции № 157н учреждению культуры следует отразить полученное помещение на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Передача имущества вместе с обязательствами по его содержанию

При возникновении в рамках договора безвозмездного пользования обязательств пользователя по содержанию имущества, переданного ему в пользование, и по выполнению условий использования такого имущества (в том числе целевого использования) указанное имущество признается объектом учета аренды в соответствии с положениями СГС «Аренда» (абз. 2 разд. II Методических указаний).

При этом обязательство пользователя имущества по содержанию имущества может быть исполнено:

  • посредством принятия им обязательств по расходам на содержание имущества путем заключения договоров (контрактов) (то есть расходы осуществляются самим пользователем);

  • посредством возмещения пользователем имущества расходов по содержанию имущества, произведенных передающей стороной (арендатором, стороной, передающей в безвозмездное пользование).

В соответствии с СГС «Аренда» объекты учета аренды квалифицируются в целях бухгалтерского учета в зависимости от предполагаемого срока использования имущества по отношению к оставшемуся сроку полезного использования передаваемого объекта, величины арендных платежей по отношению к справедливой стоимости объекта учета аренды и соблюдения иных условий, предусмотренных п. 12 – 14 СГС «Аренда»:

  • либо как объекты учета операционной аренды;

  • либо как объекты учета неоперационной (финансовой) аренды.

Сопоставимость сроков использования полученного имущества.

Если договор безвозмездного пользования заключен на меньший срок, чем оставшийся срок полезного использования имущества, указанный при его предоставлении, то такое имущество следует квалифицировать как объект операционной аренды. Если данные сроки сопоставимы, то имущество следует отнести к объектам финансовой аренды (пп. «а» п. 12, 13 СГС «Аренда»).

При сопоставлении срока пользования имуществом по договору и его оставшегося срока полезного использования нужно исходить из обязанности пользователя возвратить по окончании договора имущество правообладателю (собственнику) в состоянии пригодности для дальнейшего применения. Осуществлять сопоставление на основе оставшегося срока амортизации передаваемого объекта некорректно.

Зачастую договор безвозмездного пользования заключается на неопределенный срок. Как сопоставить сроки в этом случае? Разъяснения по данному поводу приведены в письмах Минфина РФ от 13.06.2018 № 02-07-10/40429, от 07.03.2018 № 02-07-10/14794, от 08.05.2018 № 02-07-10/31144. Если договор безвозмездного пользования имуществом заключен на неопределенный срок и согласно ст. 610 ГК РФ в любое время может быть расторгнут, то в целях отражения объектов учета аренды следует исходить из принципа допущения непрерывности деятельности учреждения, принимая во внимание период бюджетного цикла – три года (период формирования прогноза доходов от собственности), в течение которого предусмотрены расходы на содержание такого имущества. С учетом изложенного, к примеру, в части договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом (нежилым помещением), заключенного на неопределенный срок, пользователю имущества нужно квалифицировать полученный актив как объект учета операционной аренды.

Сопоставимость общей платы за пользование имуществом и его справедливой стоимости.

Согласно пп. «б» п. 12, п. 13 СГС «Аренда» если общая сумма предусмотренной договором платы за пользование имуществом в течение всего срока пользования имуществом и сумма выкупной цены (при наличии таковой) (далее – арендные платежи) ниже справедливой стоимости передаваемого в пользование имущества и несопоставима с ней, то такое имущество следует относить к объектам операционной аренды. Если данные суммы сопоставимы, то речь идет о финансовой аренде.

Само название договора безвозмездного пользования говорит о том, что такой договор не предусматривает взимания платы за пользование имуществом. Только на основании данного факта имущество, полученное безвозмездно, следует квалифицировать как объект операционной аренды.

Более того, данное имущество, по нашему мнению, также подпадает под понятие «объект учета аренды на льготных условиях» – объект учета аренды, возникающий в рамках договора безвозмездного пользования или договора аренды (имущественного найма), предусматривающего предоставление имущества в возмездное пользование по цене значительно ниже рыночной стоимости (п. 26 СГС «Аренда»). Аналогичное мнение высказано Минфином в Письме от 19.04.2018 № 02-07-05/26416.

В соответствии с п. 26 СГС «Аренда» объекты учета аренды на льготных условиях отражаются в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату квалификации объектов учета аренды методом рыночных цен – как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях (далее – справедливая стоимость арендных платежей).

Бухгалтерский учет безвозмездно полученного имущества – объекта операционной аренды

Как отмечалось ранее, если пользователь имущества, полученного безвозмездно, обязан его содержать, такое имущество признается объектом учета аренды. В большинстве случаев такие объекты относятся к объектам операционной аренды ввиду отсутствия платы за пользование имуществом.

Далее рассмотрим правила отражения в учете объектов операционной аренды.

В целях бухгалтерского учета объектом учета операционной аренды признается право пользования активом, которое отражается пользователем в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учета на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 111 00 000 «Право пользования активами» (п. 20 СГС «Аренда»).

По общему правилу, установленному п. 20 СГС «Аренда», признание права пользования активом в бухгалтерском учете производится в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования с одновременным отражением арендных обязательств пользователя (арендатора).

Как говорилось выше, поскольку по договору безвозмездного пользования имущество передается без взимания платы (то есть на льготных условиях), возникающее по такому договору право пользования активом отражается в бухгалтерском учете по справедливой стоимости арендных платежей. Иными словами, в данной ситуации необходимо определить справедливую стоимость платежей за пользование имуществом (п. 26 СГС «Аренда»).

Минфин в Письме от 08.05.2018 № 02-07-08/30805 обращает внимание на то, что определение справедливой стоимости арендных платежей является неотъемлемым условием принятия к бухгалтерскому (бюджетному) учету объектов учета аренды. Причем для договоров безвозмездного пользования законодательство не делает исключений в части требований об определении справедливой стоимости объектов учета аренды (Письмо Минфина РФ от 19.04.2018 № 02-07-05/26416).

Принятое к учету право пользования активом амортизируется в течение срока пользования имуществом, установленного договором. Начисление амортизации осуществляется ежемесячно в сумме арендных платежей (п. 21 СГС «Аренда»).

При отражении в бухгалтерском учете объекта учета аренды на льготных условиях необходимо также учитывать следующие особенности, установленные п. 27.1 СГС «Аренда»:

  • разница между суммой арендных платежей и суммой справедливой стоимости арендных платежей признается отложенными доходами (доходами будущих периодов) от предоставления права пользования активом. Поскольку по договору безвозмездного пользования арендные платежи (платежи за пользование имуществом) не устанавливаются, величина разницы будет равна сумме справедливой стоимости арендных платежей. Следовательно, в этой же сумме будут отражаться отложенные доходы;

  • в течение срока пользования имуществом отложенные доходы от предоставления права пользования активом, а также амортизация права пользования активом равномерно (ежемесячно) признаются в составе финансового результата текущего года.

С учетом изложенного, а также положений п. 19, 20, 41.1 Инструкции № 162н, п. 26, 28, 67.3, 158 Инструкции № 174н, п. 26, 28, 67.3, 186 Инструкции № 183н операции по принятию к учету объектов операционной аренды в рамках договора безвозмездного пользования и по начислению амортизации в течение срока действия договора отразятся у пользователя таким образом:

Дебет

Кредит

Поступили в соответствии с договором в безвозмездное срочное пользование нефинансовые активы, относящиеся к объектам учета операционной аренды на льготных условиях

0 111 40 000

0 401 40 182

Начислена амортизация на право пользования активами по объектам учета операционной аренды (ежемесячно)

0 401 20 224
0 109 00 224

0 104 40 000

Отложенные доходы от предоставления права пользования активом отнесены на финансовый результат текущего года (ежемесячно)

0 401 40 182

0 401 10 182

При прекращении права пользования активом, полученным по договору безвозмездного пользования), пользователь формирует следующие бухгалтерские записи (п. 41.1 Инструкции № 162н, п. 67.3 Инструкции № 174н, п. 67.3 Инструкции № 183н):

Условия прекращения права пользования

Дебет

Кредит

По окончании срока действия договора (при условии полного исполнения договора) (за счет начисленной амортизации)

0 104 40 000

0 111 40 000

При досрочном прекращении договора:

– в сумме накопленной амортизации права пользования активом;

0 104 40 000

0 111 40 000

– в сумме остаточной стоимости права пользования активом (методом «красное сторно»)

0 111 40 000

0 401 40 182

Пример 2.

Бюджетному учреждению культуры (пользователю) передано оборудование в безвозмездное пользование сроком на один год (с 10.01.2018 по 31.12.2018). Содержание оборудования за время пользования им согласно условиям договора возлагается на пользователя.

Справедливая стоимость прав пользования оборудованием определена в размере 60 000 руб. (11 мес. x 5 000 руб.).

По завершении договора пользователь обязуется вернуть оборудование в состоянии не хуже, чем при предоставлении, с учетом естественного износа. Пользователь не ведет деятельность, облагаемую НДС. Дата подписания договора и дата передачи имущества – 10.01.2018. Договор относится к краткосрочной операционной аренде.

В бухгалтерском учете учреждения культуры – пользователя оборудования указанные операции отразятся следующим образом:

Безвозмездность – это передача имущества, денежных средств одним лицам со стороны других лиц без оплаты, бесплатно1. При этом производиться безвозмездная передача может в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов. В настоящей статье рассмотрен порядок отражения операций по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества в учете казенных учреждений.

Правовые положения

Начнем с того, что имущество закрепляется за казенным учреждением на праве оперативного управления. Учреждение владеет и пользуется им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением данного имущества и если иное не установлено законом, а распоряжается им с согласия собственника этого имущества (ст. 296 ГК РФ).

В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. При этом в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней2. То есть право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) недвижимым имуществом (недвижимостью), права на которое подлежат государственной регистрации, признаются:

– земельные участки и участки недр;

– объекты, связанные с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (в частности, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы).

Факт государственной регистрации прав на указанное имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации (п. 1 ст. 14 Федерального закона № 122-ФЗ). Датой государственной регистрации права оперативного управления является день внесения соответствующих записей о данном праве в Единый государственный реестр.

Бюджетный учет операций по безвозмездной передаче

В соответствии с п. 4 и 5 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н), для учета казенными учреждениями операций с недвижимым имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, предназначены следующие счета:

Номер счета Наименование счета
0 101 10 000 Основные средства – недвижимое имущество учреждений
0 101 11 000 Жилые помещения – недвижимое имущество учреждений
0 101 12 000 Нежилые помещения – недвижимое имущество учреждений
0 101 13 000 Сооружения – недвижимое имущество учреждений

Передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества (в том числе недвижимого) осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету) суммы ранее начисленной на этот объект амортизации (в случае ее наличия) (п. 29 Инструкции № 157н3).

Срок полезного использования безвозмездно полученных объектов недвижимого имущества в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется исходя из срока фактической эксплуатации и срока ранее начисленной суммы амортизации (п. 44 Инструкции № 157н).

Безвозмездная передача (получение) может осуществляться в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов.

Порядок отражения в бюджетном учете казенных учреждений операций по безвозмездной передаче недвижимого имущества в рамках первых двух видов расчетов (внутриведомственных и межведомственных) изложен Минфином в письмах от 01.03.2011 № 02-06-07/733 и от 30.03.2012 № 02-06-07/1061.

В первом письме специалисты финансового ведомства отводят важную роль кодам бюджетной классификации, которые следует указывать с 1 по 17 разряды номера счета бюджетного учета сторонами расчетов (передающей и принимающей) при отражении в учете операций по безвозмездной передаче. Среди них:

– КРБ <1> – код расходов по бюджетной классификации РФ, по которому учтено передаваемое имущество;

– КРБ <2> – код доходов по бюджетной классификации РФ

XXX 2 07 00000 00 0000 180 «Прочие безвозмездные поступления» соответствующего бюджета бюджетной системы РФ;

– КРБ <3> – код расходов по бюджетной классификации РФ, по которому полученное имущество подлежит учету получающей стороной.

Далее подробно рассмотрим особенности учета операций по безвозмездной передаче отдельно по каждому из приведенных выше видов расчетов.

Безвозмездная передача в рамках внутриведомственных расчетов

Внутриведомственные расчеты – это расчеты между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. Для учета таких расчетов предназначен счет 0 304 04 000. Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов в разрезе участников расчетов (удержаний), а учет операций – в журналах операций в соответствии с содержанием хозяйственной операции. В частности, учет операций по безвозмездной передаче недвижимого имущества ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) (п. 276 – 278 Инструкции № 157н).

С порядком отражения в учете передающей и принимающей сторон операций по внутриведомственной передаче (получению) недвижимого имущества познакомимся на примере.

Пример 1

Стоимость передаваемого нежилого здания составляет 1 200 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 400 000 руб. Здание относится к девятой амортизационной группе со сроком полезного использования 30 лет (360 мес.). Право на оперативное управление этим зданием у передающей стороны прекращено в январе. У принимающей стороны право оперативного управления зарегистрировано в мае.

Передающая и принимающая стороны являются учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю.

1. В бухгалтерском учете передающей и принимающей сторон в январе будут произведены следующие записи:

Дебет Кредит Сумма, руб.

В учете передающей стороны

Внутриведомственная передача нежилого здания*:
– балансовая стоимость; КРБ <1> 1 304 04 310 КРБ <1> 1 101 12 410 1 200 000
– начисленная амортизация КРБ <1> 1 104 12 410 КРБ <1> 1 304 04 310 400 000

В учете принимающей стороны

Внутриведомственное получение нежилого здания*:
– балансовая стоимость; КРБ <3> 1 107 11 310 КРБ <1> 1 304 04 310 1 200 000
– начисленная амортизация КРБ <1> 1 304 04 310 КРБ <3> 1 107 11 410 400 000
Одновременно нежилое здание ставится на забалансовый учет (до момента государственной регистрации прав)** 01 1 200 000

* Проводка оформляется на основании следующих документов (Письмо № 02-06-07/733):

– Извещения (ф. 0504833);

– Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), подписанного обеими сторонами расчетов на основании распорядительного акта органа, осуще-

ствляющего полномочия собственника;

– документа, подтверждающего прекращение у передающей стороны права оперативного управления.

** Проводка приведена в соответствии с Письмом № 02-06-07/1061. В письме не сказано, по какой стоимости следует отражать принимаемый объект на забалансовый учет. Согласно п. 333 Инструкции № 157н объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете 01 на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). Однако из данной нормы не совсем ясно, какую стоимость указывать – балансовую или остаточную. В примере указана балансовая стоимость принимаемого объекта недвижимого имущества.

2. В учете принимающей стороны в мае операции по получению нежилого здания будут отражены бухгалтерскими проводками:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Принятие к учету нежилого здания, полученного в рамках внутриведомственных расчетов, по факту государственной регистрации прав*:
– балансовая стоимость; КРБ <3> 1 101 12 310 КРБ <3> 1 107 11 310 1 200 000
– начисленная амортизация КРБ <3> 1 107 11 410 КРБ <3> 1 104 12 410 400 000
Одновременно нежилое здание списывается с забалансового учета 01 1 200 000
Начисление амортизации за время учета нежилого здания на забалансовом учете**

(1 200 000 руб. / 360 х 3)

КРБ <3> 1 401 20 271 КРБ <3> 1 104 12 410 10 000

* Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833) с приложением документа, подтверждающего государственную регистрацию права на оперативное управление у принимающей стороны.

** Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833). Амортизация доначислена за февраль – апрель.

Безвозмездная передача в рамках межведомственных расчетов

В рамках межведомственных расчетов осуществляются операции по безвозмездной передаче (получению) объектов недвижимости между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) одного уровня бюджета. В учете передающей стороны данные операции отражаются на счете 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям», а в учете принимающей стороны – на счете 0 401 10 180 «Прочие доходы» (п. 7 и 10 Инструкции № 162н).

Порядок отражения межведомственной передачи недвижимого имущества в учете передающей и принимающей сторон рассмотрим на примере.

Пример 2

Стоимость передаваемого сооружения составляет 330 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 165 000 руб. Сооружение относится к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования

10 лет (120 мес.). Право на оперативное управление этим сооружением у передающей стороны прекращено в марте. У принимающей стороны право оперативного управления зарегистрировано в мае.

Передающая и принимающая стороны являются учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям одного уровня бюджета.

1. В бухгалтерском учете передающей и принимающей сторон в марте будут произведены следующие записи:

Дебет Кредит Сумма, руб.

В учете передающей стороны

Межведомственная передача сооружения*:
– балансовая стоимость; КРБ <1> 1 401 20 241 КРБ <1> 1 101 13 410 330 000
– начисленная амортизация КРБ <1> 1 104 13 410 КРБ <1> 1 401 20 241 165 000

В учете принимающей стороны

Межведомственное полу-

чение сооружения*:

– балансовая стоимость; КРБ <3> 1 107 11 310 КРБ <2> 1 401 10 180 330 000
– начисленная амортизация КРБ <2> 1 401 10 180 КРБ <3> 1 107 11 410 165 000
Одновременно сооруже-

ние ставится на забалансовый учет (до момента государственной регистрации прав)**

01 1 200 000

* Проводка оформляется на основании следующих документов (Письмо № 02-06-07/733):

– Извещения (ф. 0504833);

– Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), подписанного обеими сторонами расчетов на основании распорядительного акта органа, осуществляющего полномочия собственника;

– документа, подтверждающего прекращение у передающей стороны права оперативного управления.

** Проводка приведена в Письме № 02-06-07/1061.

2. В бухгалтерском учете принимающей стороны в мае операции по получению сооружения будут отражены следующими проводками:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Принятие к учету сооружения, полученного в рамках межведомственных расчетов, по факту государственной регистрации прав*:
– балансовая стоимость; КРБ <3> 1 101 13 310 КРБ <3> 1 107 11 310 330 000
– начисленная амортизация КРБ <3> 1 107 11 410 КРБ <3> 1 104 13 410 165 000
Одновременно сооружение списывается с забалансового учета 01 330 000
Начисление амортизации за время учета сооружения на забалансовом учете**

(330 000 руб. / 120 х 1)

КРБ <3> 1 401 20 271 КРБ <3> 1 104 13 410 2 750

* Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833) с приложением документа, подтверждающего государственную регистрацию права на оперативное управление у принимающей стороны.

** Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833). Амортизация доначислена за апрель.

Безвозмездная передача в рамках межбюджетных расчетов

Межбюджетные расчеты осуществляются между учреждениями разных уровней бюджетов бюджетной системы РФ. Операции по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества в рамках данных расчетов отражаются в учете передающей стороны на счете 0 401 20 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», принимающей стороны – на счете 0 401 10 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (п. 7 и 10 Инструкции № 162н).

В Письме № 02-06-07/733 проводки по отражению межбюджетной передачи недвижимого имущества Минфином не приводятся, однако, по мнению автора, они аналогичны проводкам, рассмотренным при межведомственной передаче. Разница лишь в том, что передающей стороне вместо счета 0 401 20 241 следует указывать счет 0 401 20 251, а принимающей стороне вместо счета 0 401 10 180 – счет 0 401 10 151.

Кроме того, по мнению автора, будет иным код доходов по бюджетной классификации РФ КРБ <2>, который указывается в разрядах 1 – 17 номера счета бюджетного учета принимающей стороной при отражении в учете операций по безвозмездному получению недвижимого имущества. Вместо кода XXX 207 00000 00 0000 180 «Прочие безвозмездные поступления» следует указывать код

ХХХ 202 00000 00 0000 151 «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

* * *

В заключении отметим, что расходы по содержанию объекта недвижимости, понесенные в соответствии с законодательством РФ до получения государственной регистрации (до момента принятия к учету основных средств), отражаются на счете 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ (Письмо № 02-06-07/1061).

_________________________________

  1. Понятие приведено из «Современного экономического словаря» (ИНФРА-М, 2006).
  2. Таким органом является Росреестр и его территориальные органы (п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457).
  3. Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Безвозмездное пользование помещениями и земельными участками, принадлежащими государству

Согласно с п. 1 ст. 689 ГК РФ договор безвозмездного пользования предполагает передачу объекта в безвозмездное пользование одной стороной к другой (ссудодателем к ссудополучателю), последний, в свою очередь, принимает на себя обязательство по возврату предмета соглашения в том же состоянии, в каком он был получен с учетом естественного износа. Объектом договора безвозмездного пользования может выступать имущество:

  • входящее в состав государственной казны;
  • закрепленное за унитарными предприятиями на условиях оперативного управления;
  • закрепленное за бюджетными, казенными и автономными учреждениями на условиях оперативного управления.

Вышеназванное имущество может быть передано в безвозмездное пользование на основе результатов торгов/аукционов/конкурсов, проведенных в соответствии с Правилами проведения данных мероприятий на получение права на заключение договора аренды, договора безвозмездного пользования или доверительного управления государственным имуществом, а также иных соглашений о переходе права владения или пользования государственным или муниципальным имуществом (Приказ Федеральной антимонопольной службы России №67 от 10.02.2010 г.). Ссудодателями государственного имущества являются органы управления государственным и муниципальным имуществом, органы оперативного управления унитарными предприятиями, казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Передача в безвозмездное пользование земельных участков, жилых и нежилых помещений, ценного движимого имущества, принадлежащего названным предприятиям, может быть осуществлена только с письменного согласия собственника имущества. Получить в безвозмездное пользование государственное имущество могут:

  • федеральные и региональные органы власти и управления;
  • органы местного самоуправления;
  • муниципальные учреждения;
  • некоммерческие организации любых организационно-правовых форм;
  • лица, заключившие государственное соглашение на право безвозмездного пользования имуществом по результатам проведенного аукциона (торгов, конкурса);

Важно! Срок предоставления прав на безвозмездное пользование объектов движимого или недвижимого имущества, принадлежащего государству, не может превышать срок исполнения государственного контракта.

  • иные лица, заключившие договор в порядке, предусмотренном российским законодательством.

Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, входящего в состав государственной казны, закрепленное за унитарными, автономными и бюджетными организациями

Для того, чтоб получить государственное (муниципальное) имущество в безвозмездное пользование, заинтересованное лицо должно направить в адрес органа управления данным имуществом соответствующее заявление, составленное в письменной свободной форме. Данное заявление рассматривается главой исполнительной власти в срок до 30 дней, по истечении которых выносится решение о заключении договора безвозмездного пользования с проведением торгов, без проведения таковых либо об отказе в передаче имущества в безвозмездное пользование. Торги проводятся в соответствии с действующим антимонопольным законодательством РФ. Без проведения торгов государственное имущество может быть передано:

  1. государственным органам и внебюджетным фондам, ЦБ РФ;
  2. муниципальным предприятиям и госучреждениям, корпорациям и компаниям;
  3. на основании международных договоров и федерального законодательства РФ;
  4. некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в РФ (профсоюзы, общественные движения и фонды, политическим партиям и другие );
  5. образовательным и медицинским учреждениям;
  6. адвокатским, нотариальным и торгово-промышленным палатам;
  7. объектам почтовой связи;
  8. взамен объекта недвижимости, в отношении которого были прекращены права пользования в связи со сносом или реконструкцией.

Основаниями для договора безвозмездного пользования государственным имуществом выступают Постановления главы исполнительной власти и итоговый протокол торгов/аукциона/конкурса. Передача имущества, принадлежащего унитарным, бюджетным и автономным учреждениям на правах оперативного управления и хозяйственного ведения, возможна только при наличии результатов проведенных торгов, дающих право безвозмездного пользования имуществом. В данном случае уполномоченный орган представляет экспертную оценку последствий, которые имеют место быть после передачи объекта в безвозмездное пользование.

Важно! Договор о передаче права на безвозмездное пользование имуществом не может быть осуществлен в случае, если результат экспертной оценки показал возможность ухудшения условий, указанных в договоре.

Решение о передаче или отказе в передаче прав безвозмездного пользования государственным имуществом принимается органом управления в течение 1 месяца. Договор безвозмездного пользования помещением заключается между двумя участниками (ссудодателем и ссудополучателем) в письменной форме. Соглашение считается заключенным при достижении соглашения по всем пунктам договора обеих сторон, после факта передачи имущества ссудополучателю по акту приема-передачи.

Договор безвозмездного пользования помещением образец

Ответственность ссудополучателя после получения прав на безвозмездное пользование государственным имуществом

Использование имущества, принадлежащего государству, унитарным, бюджетным и автономным учреждениям, является целевым, без возможности изменения целевого назначения. Государственное (муниципальное) имущество, в том числе помещения и земельные участки, полученные на праве безвозмездного пользования, не могут быть переданы ссудополучателем в субаренду, внесены как залог или в качестве вклада в Уставной капитал хозяйственных обществ, а также переданы в безвозмездное пользование для коммерческих целей. Ссудополучатель вместе с правом безвозмездного пользования имуществом приобретает обязанности по его содержанию и поддержанию в исправном состоянии, проведению текущих и капитальных видов ремонта за счет собственных средств после получения на то письменного согласия ссудодателя.

Важно! Оплата коммунальных и иных обязательных платежей является обязанностью ссудополучателя на основании отдельно заключенных договоров в соответствии с действующими тарифами.

Досрочное расторжение договора безвозмездного пользования

Ссудодатель вправе потребовать расторжения договора безвозмездного пользования в одностороннем порядке в случаях:

  • использования ссудополучателем государственного имущества не по назначению, указанному в договоре;
  • не исполнения ссудополучателем обязательств по содержанию имущества и поддержанию его в надлежащем состоянии;
  • передачи ссудополучателем имущества, полученного на праве безвозмездного пользования, третьему лицу без согласия на то ссудодателя;
  • значительного ухудшения состояния имущества вследствие пользования ссудополучателем.

В свою очередь, ссудополучатель также имеет право расторгнуть договор безвозмездного пользования в одностороннем порядке. Основанием для этого может стать:

  1. факт обнаружения недостатков, которые не позволяют использовать имущество в полной мере по назначению, и о которых ссудополучатель не был проинформирован в момент заключения договора;
  2. невозможность использования имущества, как предмета договора, по назначению в связи с возникшими обстоятельствами, за которые ссудополучатель ответственность не несет;
  3. факт наличия прав третьих лиц на данное имущество, о чем при заключении договора ссудополучатель предупрежден не был;
  4. неисполнение ссудодателем условия договора безвозмездного пользования по передаче имущества и сопутствующих документов, по акту приема-передачи ссудополучателю.

Порядок передачи государственного и муниципального

Со 02.07.2008 изменился порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. В соответствии с ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, договоры доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, могут быть заключены только по результатам конкурсов или аукционов.

Указанный порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, законодательством Российской Федерации о недрах.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 53 Федерального закона «О защите конкуренции» до принятия Правительством Российской Федерации соответствующих постановлений конкурсы на право заключения договоров передачи имущества проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а аукционы на право заключения таких договоров — в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Необходимо обращать внимание на случаи, когда государственное и муниципальное имущество может быть передано во владение и пользование без проведения конкурсов или аукционов. Данные исключения установлены Федеральным законом от 08.11.2008 № 195-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции».

К ним относятся следующие случаи:

1) предоставления указанных прав на это имущество на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;

2) передачи религиозным организациям в безвозмездное пользование культовых зданий и сооружений и иного имущества религиозного назначения;

3) предоставления указанных прав на это имущество государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;

4) предоставления указанных прав на это имущество на срок не более чем тридцать календарных дней (предоставление указанных прав на это имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Кроме того, до 01.07.2010 разрешается заключение на новый срок без проведения торгов договоров аренды, указанных в ч. 1 ст. 17.1 и заключенных до 01.07.2008 с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых. При этом заключение таких договоров аренды возможно на срок не более чем до 01.07.2010.

В соответствии с п. 2 ст. 615 Гражданского кодекса РФ к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Аналогичным образом, предусмотренным ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», по результатам конкурсов или аукционов заключаются договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, договоры доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарных предприятий, оперативном управлении автономных учреждений.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее также договоры), в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возможно следующими способами:

1) по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения таких договоров;

2) без проведения торгов, в случаях, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции;

3) без проведения торгов, в случае предоставления указанного имущества в виде государственной или муниципальной помощи в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

Исчерпывающий перечень целей предоставления государственного или муниципального имущества содержится в ч. 1 ст. 19 указанного закона и не включает в себя образовательную, медицинскую деятельность.

Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 06.02.2009 № АЦ/3109, исходя из сферы применения Федерального закона «О защите конкуренции» действие ст. 17.1 Закона не распространяется на случаи заключения договоров по передаче прав на государственное или муниципальное имущество некоммерческим организациям, которые не осуществляют деятельность, приносящую им доход (предпринимательскую деятельность), то есть не являющимся хозяйствующими субъектами.

Вместе с тем, поскольку в соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, действие ст. 17.1 Закона распространяется на случаи заключения данных договоров с некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность, приносящую доход.

Таким образом, если в период владения и пользования государственным или муниципальным имуществом, полученным без торгов некоммерческой организацией, не имеющей статуса хозяйствующего субъекта, данная организация начнет осуществлять деятельность, приносящую ей доход, орган государственной власти или орган местного самоуправления, который принял решение о передаче данной организации государственного или муниципального имущества, должен принять меры по прекращению использования данного имущества и по его возврату в целях предоставления такого имущества в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» — на торгах или с предварительным согласованием с антимонопольным органом в порядке, установленном главой 5 Закона.

версия для печати

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕДАННОГО В БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ, У ССУДОДАТЕЛЯ

При передаче организацией — собственником по договору безвозмездного пользования (ссуды) объектов основных средств или иного имущества, данные объекты или иное имущество будет продолжаться числиться на его бухгалтерском балансе.

В соответствии с действующим Планом счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», принадлежащие организации основные средства (в том числе находящиеся в аренде или безвозмездном пользовании) учитываются на счете 01 «Основные средства».

Безвозмездно переданное в пользование имущество подлежит обособленному учету у передающей стороны. Таким образом, имущество, безвозмездно переданное в пользование другой стороне, подлежит учету у ссудодателя на счете 01 «Основные средства» субсчет «Основное средство, переданное в безвозмездное пользование» и 02 «Амортизация основных средств» субсчет «Амортизация основных средств, переданных в безвозмездное пользование».

Передающая сторона в целях бухгалтерского учета должна будет сделать следующие проводки:

Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
01-2 01-1 Отражена передача основных средств по договору ссуды (акт приема передачи основного средства, инвентарная карточка учета основного средства)
02-1 02-2 Отражена сумма амортизации по переданному объекту основных средств
91-2 02-2 Начислена амортизация по переданному по договору безвозмездного пользования основных средств

01-1 «Основные средства»;

01-2 «Основные средства, переданные в безвозмездное пользование»;

02-1 «Амортизация основных средств»;

02-2 «Амортизация основных средств, переданных в безвозмездное пользование».

Аналитический учет ведется отдельно по каждому инвентарному объекту основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о местах хранения основных средств (ссудополучателям).

В целях бухгалтерского учета в течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизации не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев (пункт 23 ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 года №26н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01″).

Исходя из этого, получается, что по объекту основных средств, переданному в безвозмездное пользование (по договору ссуды), в целях бухгалтерского учета организации продолжает отражаться начисление амортизации, независимо от того, что основное средство переведено из основного процесса производства.

Однако в этом случае следует учитывать, что объект основных средств, переданный в безвозмездное пользование, не используется организацией в основном процессе производства, а, следовательно, и суммы амортизации, начисленной по данному объекту, не являются расходами по обычным видам деятельности, формирующими себестоимость продаж (пункты 5, 8 ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99″) (далее — ПБУ 10/99).

Таким образом, суммы амортизации, начисленные по объекту основных средств, переданному по договору ссуды, отражаются в бухгалтерском учете организации, как прочие расходы на счете 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91-2 «Прочие расходы» (пункт 4 ПБУ 10/99).

Пример 1.

ООО «Сигма» по договору безвозмездного пользования (договор ссуды) передало объект основных средств сроком на 9 месяцев.

Балансовая стоимость объекта — 25 000 рублей;
Сумма начисленной амортизации — 11500 рублей.

Ранее ООО «Сигма» сдавал данный объект основных средств в аренду, при этом ежемесячная арендная плата составляла 1300 рублей (без НДС).

Ежемесячная сумма амортизационных отчислений по переданному объекту основных средств составляет 250 рублей. В процессе эксплуатации ссудополучателем был произведен капитальный ремонт объекта основных средств. Согласно договору обязанность по проведению ремонта возложена на ссудодателя (ООО «Сигма»). Стоимость капитального ремонта составила 2596 рублей (в том числе НДС 396 рублей):

Корреспонденция счетов Сумма, рублей
Дебет Кредит
01-2 01-1 25000 Отражена передача объекта основных средств по договору ссуды
02-1 02-2 11500 Отражена сумма амортизации, начисленная по основному средству, переданному по договору ссуды
91-2 02-2 250 Отражено ежемесячное начисление амортизации по предоставленному объекту основных средств
91-2 68 234 Начислен НДС ежемесячно к уплате в бюджет
01-1 01-2 25 000 Отражен возврат объекта основных средств ООО «Сигма»
02-2 02-1 13750 Отражена сумма начисленной амортизации по возвращаемому объекту основных средств (11500 +250 х 9)
91-2 76 2200 Отражена задолженность перед ссудополучателем за проведенный капитальный ремонт объекта основных средств
19 76 396 Отражена сумма НДС, уплачиваемая в составе платы за капитальный ремонт
76 51 2596 Отражена оплата ссудополучателю за проведенный капитальный ремонт согласно договору ссуды.
68 19 396 НДС по капитальному ремонту принят к вычету

Окончание примера. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ У ССУДОПОЛУЧАТЕЛЯ ИМУЩЕСТВА, ПРИНЯТОГО В БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ

Поступление и передача имущества в безвозмездное пользование в бухгалтерском учете отражаются на основании акта приема-передачи имущества по форме, утвержденной Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 21 января 2003 года №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

В акте должна быть указана номенклатура передаваемого в безвозмездное пользование имущества, его стоимость, согласованная сторонами, желательно, чтобы на передаваемом имуществе был инвентарный номер. Акт приема-передачи должен быть подписан представителями сторон.

Имущество, полученное организацией по договору безвозмездного пользования (договору ссуды), которое продолжает являться собственностью ссудодателя, учитывается организацией (ссудополучателем), согласно Плану счетов на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», в оценке, указанной в договоре безвозмездного пользования.

В соответствии со статьей 695 Гражданского кодекса Российской Федерации ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

Согласно, пунктам 5, 7 ПБУ 10/99 расходы по поддержанию основных средств в исправном состоянии, в том числе объекта, полученного по договору безвозмездного пользования (договору ссуды), являются расходами по обычным видам деятельности. В частности, в состав расходов от обычных видов деятельности включаются:

  • расходы по приобретению ГСМ, необходимого при эксплуатации безвозмездно используемого транспортного средства, ремонту данного средства;
  • текущий и капитальный ремонт офисного помещения, которым организация пользуется безвозмездно на основании заключенного договора, эксплуатационные расходы по его содержанию. Эти расходы в бухгалтерском учете отражаются на соответствующих балансовых счетах в сумме фактически произведенных расходов и нормированию не подлежат;
  • прочие аналогичные расходы, произведенные в соответствии с заключенными договорами и подтвержденные надлежащими первичными документами.

Расходы по поддержанию имущества в исправном состоянии принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, определяемой исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и специализированной организацией, производящей ремонт (пункт 6 ПБУ 10/99).

Данная позиция выражена в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 24 сентября 2003 года по делу №Ф04/4850-1421/А46-2003. Арбитражный суд Западно-Сибирского округа рассмотрел дело между налоговой инспекцией по Центральному административному округу №2 города Омска и ООО «Запсибзернопродукт». Налоговая инспекция считает, что расходы по содержанию арендованного имущества, полученного безвозмездно от физических лиц не являющися предпринимателями, не относятся на себестоимость продукции. В связи с чем, налоговая инспекция произвела доначисление организации налога на прибыль. Рассмотрев материалы дела, суд принял решение, что организация использовала транспорт в производственной деятельности организации. Использование транспорта осуществлялось на основании договоров безвозмездного пользования для производственных целей. И поэтому, отнесение организацией затрат на приобретение запасных частей и расходы по ремонту автотранспорта на себестоимость продукции (работ, услуг) правомерны.

Если имущество, полученное по договору безвозмездного пользования, используется для управленческих нужд организации, то расходы на его текущий ремонт в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» отражаются:

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»;

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Организация-ссудополучатель ведет аналитический учет по каждому ссудодателю отдельно, а также отдельно по каждому объекту основных средств, полученных в безвозмездное пользование.

Пример 2.

Организация ООО «АТЭК» передает в безвозмездное пользование ООО «Сигма» автотранспортное средство. Стоимость имущества, согласованного сторонами, составляет 55 000 рублей. Расходы, связанные с эксплуатацией и ремонтом данного автотранспортного средства, в сумме 5900 рублей (в том числе НДС 900 рублей) несет ООО «Сигма» (ссудополучатель), согласно условиям договора. Автотранспортное средство эксплуатируется в производственных целях.

Рассмотрим порядок отражения хозяйственных операций у ООО «Сигма»:

Корреспонденция счетов Сумма, рублей

>Безвозмездное пользование и налог на имущество в 2019

Важные изменения по налогам с 2019 года

ст.251.

И вот этот подпункт сильно меняется. До 2019 года льгота применялась (и пока применяется) в следующем варианте.

Если налогоплательщик получает безвозмездно денежные средства или имущество на увеличение чистых активов, то тогда полученное не облагается налогом на прибыль, при условии, что передающей стороной является участник или акционер общества. Этой льготой очень многие пользовались, она удобна тем, что в ней нет требований к размеру уставного капитала: миноритарный участник может для помощи обществу передать денежную сумму, и эта сумма не будет облагаться налогом на прибыль на основании пп 3.4., п.1.

Что осталось? Налогом на прибыль не облагается прибыль

Нужно ли в 2019 году ставить на забалансовый учет безвозмездно арендуемое недвижимое имущество?

Если из условий договора, поименованного как договор аренды, следует его безвозмездность, он может быть классифицирован как договор безвозмездного пользования (договор ссуды) (п.

ст.251. Теперь же, то есть с 2019 года, подпункт 3.4 остается, но сильно меняется. Не будет привычного пункта о необложении налогом на прибыль денежных средств или имущества, полученных с целью увеличения чистых активов. 1 ст. 689 ГК РФ). Вместе с тем отсутствие в договоре аренды условия о цене (размере арендной платы) само по себе не означает необходимость такой классификации: в этих случаях следует исходить из того, что исполнение договора оплачивается по цене, взимаемой при сравнимых обстоятельствах за аналогичные объекты (п. 3 ст. 424 ГК РФ, постановление Пятнадцатого ААС от 26.07.2013 N 15АП-9106/13).

Однако в случаях, предусмотренных законом, договор аренды должен содержать условие о размере арендной платы, иначе он признается незаключенным (п.

1 ст. 654 ГК РФ, п. 12 ст. 22 Земельного кодекса РФ). В рассматриваемой ситуации плата за пользование площадями не вносится. Следовательно, можно рассматривать безвозмездное пользование частью недвижимого имущества.

advant24.ru

Дело в том, что для сравнения цен им не часто удается найти идентичные или однородные объекты, особенно если это недвижимость.

Судебные споры по этому вопросу, которые выиграла бы ИФНС, встречаются редко. Да и то это происходит, когда налогоплательщик и не пытается оспорить правильность определения налоговиками рыночной цены . ПРЕДУПРЕДИ РУКОВОДИТЕЛЯ Если налоговым органам станет известно, что ваша компания пользуется чужим имуществом безвозмездно, они обязательно доначислят налог с денег, сэкономленных на аренде, а также оштрафуют вашу организацию.

* * * Итак, безвозмездное пользование имуществом сродни бесплатному сыру, который, как известно, бывает только в мышеловке. Инфо Проект федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)»Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными

16 Мая 2019Когда при получении объекта в безвозмездное пользование нужно платить налог на прибыль?

Эта сумма может совпадать со справедливыми арендными платежами, исходя из которых объект отражен на счете 111 00 или 101 00 2.

В бюджетном или автономном учреждении можно признать расходы по содержанию полученного имущества, если используете его в приносящей доход деятельности Получили имущество от частных организаций или физлиц Платите ссудодателю компенсацию «коммуналки» В бюджетном или автономном учреждении можно признать расходы по содержанию полученного имущества, если используете его в приносящей доход деятельности Источник: 25 Октября 2019 Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления предложил перераспределить ряд налогов между бюджетами субъектов Федерации и муниципальных образований.

Эти инициативы содержатся в отзыве комитета на проект федерального бюджета. В четверг, 25 октября, Госдума планирует приступить к рассмотрению законопроектов о новом налоговом режиме для самозанятых.

Безвоздмездное пользование и налоги

А. Б.Сухов, эксперт
журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» № 4/2009

Считается, что во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, особенно коммерческих организаций, главное – получение прибыли. Получил товары (работы, услуги, имущественные права) – будь добр, уплати. Тем не менее нередко имущество передается от одного лица другому без какой-либо уплаты, то есть безвозмездно. На причинах, по которым это делается, мы не будем останавливаться в статье. Договор безвозмездного пользования – родной брат договора аренды, но, разумеется, имеет важные отличия.

Особенности договора безвозмездного пользования

Гражданское законодательство регулирует безвозмездное пользование имуществом в гл. 36 ГК РФ. Заметим, что всем известно слово ссуда. Оно часто употребляется в литературе и быту, подменяя собой слово займ. Однако Гражданский кодекс смотрит на этот предмет иначе. Он считает, что договор ссуды – это договор не займа, а безвозмездного пользования (в дальнейшем, для краткости, так и будем его называть – договор ссуды). Соответственно, ссудодатель – это тот, кто обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), которая, в свою очередь, обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п. 1 ст. 689 ГК РФ).

Похожесть договора ссуды на договор аренды обусловила применение к ним в значительной степени одинаковых норм (п. 2 ст. 689 ГК РФ). Например, объектом договора ссуды может являться то же имущество, что и объект договора аренды (перечислено в ст. 607 ГК РФ). В договоре ссуды должен быть обозначен срок, на который он заключен, иначе этот срок будет считаться неопределенным. В последнем случае от договора ссуды может отказаться одна из сторон за один месяц до того, даже если речь идет о недвижимом имуществе (ст. 699 ГК РФ). В этом отличие от договора аренды. Если срок, обозначенный в договоре, истек, но безвозмездное пользование фактически продолжается, срок также считается неопределенным (п. 2 ст. 621 ГК РФ).

Так же как арендатор, ссудополучатель должен пользоваться имуществом в соответствии с договором, а если тот об этом умалчивает в соответствии с назначением имущества (п. 1 и 3 ст. 615 ГК РФ). В том числе такое имущество можно с разрешения ссудодателя сдать в безвозмездное пользование (п. 1 ст. 690 ГК РФ), но не в аренду, так как, по нашему мнению, Гражданский кодекс не предоставляет такой возможности.

Временное предоставление имущества для изготовления продукции с целью ее последующей передачи его собственнику не является предоставлением имущества в безвозмездное пользование (см. Постановление ФАС СЗО от 15.04.2008 №А56-9310/2007).

Безвозмездное пользование: кто платит налог на прибыль?

Имущество, полученное во временное пользование в рамках возмездного договора (договора подряда), не считается безвозмездно полученным для целей налогообложения прибыли (Письмо Минфина России от 14.01.2008 №03-03-06/1/4).

Для целей налогообложения прибыли имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

У налогоплательщика-ссудодателя предоставление имущества в безвозмездное пользование не приводит к образованию дохода, включаемого в налоговую базу (см., например, Постановление ФАС СЗО от 09.09.2008 №А56-1629/2008). Он также не учитывает расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей, на основании п. 16 ст. 270 НК РФ (см. также Определение ВАС РФ от 11.05.2007 №5384/07).

Доход в виде безвозмездно полученных имущественных прав подлежит включению в состав внереализационных доходов ссудополучателя.

А вот доход в виде безвозмездно полученных имущественных прав подлежит включению в состав внереализационных доходов ссудополучателя на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.

При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с гл. 25 НК РФ остаточной стоимости – по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) – по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком – получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки (Постановление ФАС ВВО от 02.07.2008
№А82-11801/2007-14).

Таким образом, налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом (Письмо Минфина России от 19.12.2008 №03-03-06/1/702), определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества, без учета НДС. По мнению Минфина (Письмо от 24.07.2008 №03-03-06/2/91), установленный п. 8 ст. 250 НК РФ принцип определения дохода при безвозмездном получении имущества, заключающийся в его оценке исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, подлежит применению и при оценке имущественного права, в том числе права пользования вещью. Такой подход финансистов основан на позиции Президиума ВАС, изложенной в п. 2 Информационного письма от 22.12.2005 №98.

На практике налоговикам применить норму, предусмотренную ст. 40 НК РФ, не так-то легко, ведь имущество должно быть действительно идентичным (см. постановления ФАС ЦО от 27.10.2008 №А64-2051/07-19, ФАС СКО от 23.10.2008 №Ф08-6393/2008, ФАС СЗО от 10.10.2008 №А44-157/2008, от 07.03.2006 №А56-42032/04, ФАС МО от 01.09.2008 №КА-А40/8012-08, ФАС ВВО от 29.07.2008 №А29-9662/2007).

Правда, не всегда судьи в таких ситуациях усложняют себе жизнь сравнительным анализом характеристик имущества, находящегося в безвозмездном пользовании и предлагаемого в качестве идентичного. Налоговики для исчисления внереализационного дохода, полученного налогоплательщиком в связи с безвозмездным пользованием имуществом, использовали информацию КУМИ о стоимости арендных помещений, и ФАС СЗО счел это правомерным, поскольку, по его мнению, организация в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не представила информации, опровергающей доказательства налогового органа относительно размера платы за аренду нежилых помещений (Постановление от 19.11.2008 №Ф04-7200/2008(16344-А27-40)).

Можно было бы предположить, что нелогично платить налог на прибыль в том случае, если имущество предоставляет или получает в безвозмездное пользование учредитель. Действительно, согласно пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ в налоговую базу не включаются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:

– от организации (физического лица), если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации (физического лица);

– от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации.

Но речь в данном подпункте идет только об имуществе, к которому, напомним, в целях налогообложения имущественное право не относится (см. Письмо Минфина России от 24.12.2007 №03-11-04/3/513, Постановление ФАС СКО от 17.03.2008 №Ф08-1152/08-409А).

Оставим за рамками статьи вопрос, чем руководствовались законодатели, исключая из налоговой базы передачу учредителем имущества насовсем, но облагая налогом временную передачу. Иначе говоря, не распространяя на имущественные права нормы, касающиеся имущества. Полагаем, что в данном случае стоит говорить об очередной невнимательности, которая, может быть, когда-то и будет исправлена.

Причем так же обстоит дело со льготами, предусмотренными пп. 8, 22 и 26 п. 1 ст. 251 НК РФ для государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий (см. Письмо УФНС по г. Москве от 20.08.2007 №20-05/078880.1), а также для образовательных учреждений (Письмо Минфина России от 30.03.2007 №03-03-06/4/33).

Есть прибыль, найдутся и расходы

В Письме Минфина России от 24.07.2008 №03-03-06/2/91 также указано, что ссудополучатель в случае осуществления деятельности, направленной на получение доходов, в связи с использованием имущества, полученного безвозмездно, учитывает для целей обложения прибыли расходы, связанные с использованием и содержанием такого имущества, при условии их соответствия критериям, установленным ст. 252 НК РФ. Действительно, в ст. 695 ГК РФ определено, что ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (см. также Письмо УФНС по г. Москве от 20.08.2007 №20-05/078880.2, Постановление ФАС ЦО от 22.05.2008 №А48-3539/07-14).

В договоре действительно можно предусмотреть, что, например, страхование, ремонт и техническое обслуживание имущества осуществляет ссудодатель (Постановление ФАС СКО от 03.06.2008 №Ф08-2964/2008).

При этом ссудополучатель не может создавать резерв под предстоящий ремонт, так как полученное им в безвозмездное пользование имущество не является для него амортизируемым (Определение ВАС РФ от 30.10.2007 №13936/07). В то же время ФАС ЗСО в Постановлении от 12.11.2008 №Ф04-6896/2008(15718-А46-37) признал правомерным учет ссудополучателем расходов на реконструкцию взлетно-посадочной полосы, поскольку исходя из договора ссуды она не являлась его собственным амортизируемым имуществом, но ему вменялось в обязанность осуществлять ее капитальный и текущий ремонт.

В числе расходов можно учесть и те, которые ссудополучатель в соответствии с условиями договора возмещает ссудодателю. При этом, по мнению московских налоговиков (Письмо от 09.01.2008 №18-11/000184@), надо иметь ввиду следующее: возмещаемые расходы на амортизацию и налог на имущество, полученное в безвозмездное пользование, нельзя учесть в качестве расходов, уменьшающих доходы при исчислении налога на прибыль. Основанием для этого они сочли то, что ссудополучатель не является собственником такого имущества, а также плательщиком налога с этого имущества.

Уточним данный вывод. Согласно п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества в целях исчисления налога на прибыль исключаются основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование. То есть амортизацию не могут начислять ни ссудодатель, ни ссудополучатель. В пункте 2 ст. 322 НК РФ указано, что по основным средствам, передаваемым налогоплательщиком в безвозмездное пользование, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла указанная передача, начисление амортизации не производится. При прекращении договора безвозмездного пользования и возврате основных средств налогоплательщику в случае применения линейного метода амортизация начисляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошел возврат основных средств налогоплательщику. Это следует из п. 7 ст. 259.1 НК РФ (см. также Письмо УФНС
по г. Москве от 31.10.2007 №20-12/104582).

Такой же порядок предусмотрен и для нелинейного метода (п. 9 ст. 259.2 НК РФ), но при этом суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) увеличивается на остаточную стоимость объекта с учетом положений п. 9 ст. 258 НК РФ.

А вот в отношении использования «амортизационной премии», по мнению Минфина, Налоговый кодекс не содержит ограничений в зависимости от способа использования амортизируемого имущества (Письмо от 16.01.2007 №03-03-06/2/1).

По окончании срока безвозмездного пользования и начала начисления амортизации в целях налогообложения из первоначальной стоимости имущества исключается сумма амортизационной премии.

Напомним, что в соответствии с п. 9 ст. 258 НК РФ (изложим данную норму в только-только «испеченной» редакции) можно включать в состав расходов затраты на капитальные вложения в размере не более 10% (не более 30% – в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10% процентов (не более 30% –
в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ. То есть речь здесь идет все-таки не об амортизации, а об особом порядке учета некоторых расходов.

Что касается налога на имущество, то ФНС в Письме от 25.08.2008 №ШС-15-3/935 указала: принимая во внимание то, что помещение, полученное по договору безвозмездного пользования, не учитывается на балансе организации в качестве объекта основных средств, объекта налогообложения по налогу на имущество организаций у организации-ссудополучателя не возникает (см. также постановления ФАС СКО от 28.10.2008 №Ф08-6105/2008, ФАС ВВО от 24.05.2006 №А11-7933/2005-К2-25/358). Плательщиком этого налога признается ссудодатель – собственник указанного помещения, на балансе которого оно учитывается в качестве объекта основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Улучшения имущества – как учесть по-новому?

Как и арендатор, ссудодатель обладает правом собственности на отделимые улучшения, если иное не указано в договоре, а стоимость неотделимых улучшений не возмещается, если иное не определено законом (п. 1 и 3 ст. 623 ГК РФ). В то же время до 01.01.2009 арендодатель исключал из налогооблагаемых доходов стоимость капитальных вложений арендатора в неотделимые улучшения, а вот ссудодатель был лишен аналогичной возможности. Однако Федеральным законом №224-ФЗ в пп. 32 п. 1 ст. 251 НК РФ внесены изменения, согласно которым ссудодатель не облагает налогом на прибыль указанные улучшения, правда, только основных средств, а не любого имущества, как арендодатель.

Такие невозмещаемые улучшения, если они произведены организацией-ссудополучателем с согласия организации-ссудодателя, амортизируются организацией-ссудополучателем в течение срока действия договора ссуды. При этом надо исходить из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для полученных объектов основных средств в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством РФ. Данное право предоставлено налогоплательщикам также с 01.01.2009 (п. 1 ст. 258 НК РФ в редакции Федерального закона №224-ФЗ).

Но если все-таки стоимость улучшений возмещается, то они амортизируются организацией-ссудодателем в общем порядке.

В связи с изложенным также с 01.01.2009 капитальные вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем с согласия организации-ссудодателя, признаются амортизируемым имуществом (абз. 4 п. 1 ст. 256 НК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2008 №158-ФЗ).

Данные дополнения касаются только организаций, как ссудодателей, так и ссудополучателей.

Как ссудополучатель, так и ссудодатель начинают начислять амортизацию с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором это имущество было введено в эксплуатацию, в соответствии с п. 4 ст. 259.1, п. 7 ст. 259.2 НК РФ.

НДС тоже надо рассчитать

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав. В целях гл. 21 НК РФ передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

В пункте 2 ст. 154 НК РФ установлено, что, в частности, при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, без включения в них НДС.

Таким образом, при передаче имущества в безвозмездное временное пользование по договору ссуды у ссудодателя возникает объект обложения НДС в виде стоимости безвозмездно оказанных услуг. При этом налоговая база определяется исходя из цен, сложившихся на рынке однородных услуг в сопоставимых экономических условиях, в частности доходов от сдачи в аренду аналогичного имущества (постановления ФАС ВВО от 18.02.2008 №А31-567/2007-15, ФАС ПО от 24.01.2006 №А65-15335/2005-СА2-8), а налог уплачивается за счет собственных средств налогоплательщика (Письмо Минфина России от 28.11.2008 №03-07-11/371).

Минфин указал в Письме от 24.10.2007 №03-07-11/520, что в отношении услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, оказываемых органами местного самоуправления на безвозмездной основе, налоговая база по НДС определяется арендатором (точнее говоря – ссудополучателем) этого имущества как сумма арендной платы, исчисленная исходя из рыночных цен, с учетом налога. Это следует из п. 3 ст. 161 НК РФ, согласно которому при реализации на территории РФ услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества органами местного самоуправления арендаторы такого имущества обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. При этом налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога.

Понятно, что сумма дохода, с которой рассчитываем налог, в данном случае также должна определяться с применением ст. 40 НК РФ. Но непонятно, как при этом ссудополучатель, ставший налоговым агентом, удержит налог, ведь никаких доходов он не перечисляет ссудодателю. Неужели, по мнению Минфина, в данной ситуации ему придется уплатить НДС в бюджет из собственных средств?

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям не подлежит обложению НДС. Из смысла и содержания данной нормы права не следует, что она подлежит применению только в случае перехода права собственности на передаваемые объекты (Постановление ФАС ВВО от 27.10.2008 №А43-14233/2006-40-447).

Следует упомянуть о Постановлении ФАС УО от 02.09.2008 №Ф09-6203/08-С2. Налоговики решили, что налогоплательщик, передавая имущество в безвозмездное пользование, должен был восстановить НДС, ранее принятый к вычету по указанному имуществу. Судьи резонно ответили, что для этого нет никаких оснований.

Для спецрежима исключений нет

Получая имущество по договору безвозмездного пользования, организация безвозмездно получает право пользования данным имуществом. Таким образом, для целей налогообложения при применении УСНО получение имущества в безвозмездное пользование следует рассматривать как безвозмездное получение имущественного права (письма Минфина России от 14.03.2008 №03-05-05-02/12, от 06.03.2008 №03-11-05/54).

Поэтому, как и плательщик налога на прибыль, «упрощенец», получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества, без учета НДС (письма Минфина России от 31.10.2008 №03-11-04/2/163, от 01.07.2008 №03-11-04/2/93, постановления ФАС СЗО от 01.10.2008 №А44-96/2008, ФАС ВВО от 29.07.2008 №А29-9662/2007).

Если на УСНО находится ссудодатель, то не следует забывать, что п. 2 ст. 346.17 НК РФ установлено: расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В связи с этим судьи ФАС ВВО обратили внимание на то, что в этом случае основанием для включения понесенных затрат в расходы является их направленность на получение дохода, а моментом такого включения – их фактическая оплата, которая может не совпадать с получением экономического эффекта от произведенных расходов (Постановление от 09.01.2008 №А79-11679/2006). То есть расходы на ремонт имущества, переданного в безвозмездное пользование, ссудодатель-«упрощенец» может учесть в затратах в период действия договора ссуды, так как в последующем он может получить доход от данного имущества.

У ссудодателя-«упрощенца» не возникает дохода, облагаемого единым налогом, при передаче имущества в безвозмездное пользование (Постановление ФАС УО от 06.11.2007 №Ф09-8964/07-С3).

Получить имущество в безвозмездное пользование может и налогоплательщик, находящийся на другом спецрежиме – ЕНВД. Минфин в письмах от 22.10.2008 №03-11-04/3/468, от 15.08.2007 №03-11-04/3/324 высказал мысль, что в этом случае экономическая выгода организации в виде имущественного права на оборудование, полученное в безвозмездное пользование, подлежит обложению налогом на прибыль, даже если она не занимается больше никакими видами деятельности, кроме переведенного на ЕНВД. Хотя несколько ранее (в Письме от 23.03.2007 №03-11-04/3/83) он утверждал обратное: для организации, осуществляющей только предпринимательскую деятельность, в отношении которой она признается плательщиком ЕНВД, налогообложение указанной экономической выгоды в рамках иных режимов налогообложения не производится.

Если иное не указано в договоре.

Определением ВАС РФ от 22.09.2008 №11458/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Определением ВАС РФ от 26.09.2008 №12180/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Введена Федеральным законом от 26.11.2008 №224-ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *