Безвизовые иностранцы

Временно пребывающие иностранные работники: как платить пособия и считать взносы в ФСС РФ (Яманова Н.А.)

— Категории временно пребывающих в РФ иностранцев.
— Кто из временно пребывающих имеет право на пособия.
— Какие пособия можно назначить иностранным работникам.
— Тариф взносов в ФСС РФ для иностранцев разных категорий.

В 2015 г. изменился порядок расчета страховых взносов с выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим на территории России.

Временно пребывающий — это иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы (получивший миграционную карту). У него нет таких документов, как вид на жительство или разрешение на временное проживание.

Категории временно пребывающих иностранцев

Порядок расчета страховых взносов и назначения пособий не одинаков для всех временно пребывающих иностранцев. Среди них необходимо выделить несколько категорий (табл. 1 на с. 81).

Таблица 1

Категории временно пребывающих иностранцев

N п/п

Временно пребывающие иностранцы

Документ, подтверждающий законность пребывания в РФ

Прибывшие на основании визы

Отметка в паспорте

Прибывшие в порядке, не требующем получения визы

Миграционная карта

Получившие статус беженца

Удостоверение беженца (п. 7 ст. 7 Закона N 4528-1)

Подавшие ходатайство о признании их беженцами

Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем (п. 2 ст. 3 Закона N 4528-1)

Получившие временное убежище

Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ (п. 3 ст. 12 Закона N 4528-1)

В частности, к временно пребывающим относятся иностранцы, получившие статус беженца, подавшие ходатайство о признании их беженцами, получившие временное убежище (Письмо Минтруда России от 08.09.2014 N 17-3/10/В-5684).

Такие иностранцы имеют право на работу по найму или предпринимательскую деятельность (пп. 9 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах», далее — Закон N 4528-1).

При приеме на работу они представляют те же документы, что и граждане РФ. Эти документы перечислены в ст. 65 Трудового кодекса. И дополнительно предъявляют документы, подтверждающие законность их пребывания в РФ (см. табл. 1).

Статус временно пребывающих также могут иметь следующие категории иностранцев:

— граждане стран Евразийского экономического союза (Белоруссии, Казахстана и Армении);

— высококвалифицированные специалисты.

Взносы и пособия на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Начисление страховых взносов и выплата пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством зависят от типа договора, заключенного с иностранцем.

Заключен трудовой договор

В 2015 г. временно пребывающие иностранцы, работающие по трудовому договору, относятся к застрахованным лицам. Выплаты в их пользу облагаются страховыми взносами в ФСС РФ, работникам положены пособия на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Однако порядок расчета взносов и назначения пособий будет зависеть от категории временно пребывающего иностранца (табл. 2 на с. 83).

Таблица 2

Пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством работникам — временно пребывающим иностранцам

N п/п

Временно пребывающие иностранцы

Пособия

по временной нетрудоспособности

в связи с материнством

Прибывшие на основании визы

+

Прибывшие в порядке, не требующем получения визы

+

Получившие статус беженца

+

+

Подавшие ходатайство о признании их беженцами

+

Получившие временное убежище

+

Иностранцы из стран ЕАЭС

+

+

Высококвалифицированные специалисты

Например, временно пребывающие высококвалифицированные специалисты не относятся к застрахованным лицам (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, далее — Закон N 255-ФЗ). Выплаты в их пользу не облагаются страховыми взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, работникам не положены пособия по данному виду страхования.

До 2015 г. временно пребывающие иностранные работники не относились к застрахованным лицам, кроме работников, получивших статус беженцев (п. 10 ч. 1 ст. 8 Закона N 4528-1).

Заключен гражданско-правовой договор

Иностранцы, заключившие гражданско-правовой договор, не относятся к застрахованным лицам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В отношении таких иностранцев действуют следующие правила:

— их вознаграждение является объектом обложения страховыми взносами, но не облагается ими (ч. 1 ст. 7 и п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, далее — Закон N 212-ФЗ);

— им не положены пособия на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ).

Пособия

Беженцы и иностранцы из стран ЕАЭС. Обе категории иностранных работников имеют право на все виды пособий по обязательному социальному страхованию с первого дня работы на территории РФ (пп. 10 п. 1 ст. 8 Закона N 4528-1, ст. 73 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014, Письмо Минтруда России от 05.12.2014 N 17-1/10/В-8313).

Другие временно пребывающие иностранцы. Остальные временно пребывающие в РФ иностранные работники (за исключением высококвалифицированных специалистов) имеют право только на пособие по временной нетрудоспособности (ч. 4.1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ). Но для этого должно выполняться одно условие — в течение не менее шести месяцев перед месяцем наступления страхового случая за работника должны были уплачиваться страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 4.1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ).

Обратите внимание: в Законе N 255-ФЗ не указано, что взносы должен был уплатить тот работодатель, у которого иностранец работал на момент начала страхового случая. К моменту начала заболевания иностранец мог сменить несколько мест работы. Факт начисления за него взносов другими работодателями он может подтвердить справкой (справками) о сумме заработка. Ее форма утверждена Приказом Минтруда России от 30.04.2013 N 182н.

Тарифы взносов

Тарифы страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством также зависят от категории иностранного работника.

Беженцы и иностранцы из стран ЕАЭС. Обе категории иностранцев участвуют в системе социального страхования наравне с россиянами. Выплаты в их пользу облагаются взносами в ФСС РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общем порядке (Письмо Минтруда России от 08.09.2014 N 17-3/10/В-5684). То есть по тарифу, который компания применяет в отношении россиян: общему или пониженному (табл. 3 на с. 86).

Таблица 3

Тарифы взносов в ФСС РФ на случай временной нетрудоспособности с выплат в пользу работников — временно пребывающих иностранцев

N п/п

Категории компаний

Тариф взносов

Граждане Белоруссии, Армении, Казахстана, беженцы

Другие временно пребывающие иностранцы

Компании, применяющие общие тарифы страховых взносов (ч. 1.1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ)

2,9%

1,8%

Хозяйственные общества и партнерства (п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 58 Закона N 212-ФЗ)

2%

1,8%

Компании, осуществляющие технико-внедренческую деятельность (п. 5 ч. 1 и ч. 3 ст. 58 Закона N 212-ФЗ)

IT-компании (п. 6 ч. 1 и ч. 3 ст. 58 Закона N 212-ФЗ)

Компании, получившие статус участника свободной экономической зоны на территориях Крыма и Севастополя (ч. 1 ст. 58.4 Закона N 212-ФЗ)

1,5%

1,5%

Компании, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (ч. 1 ст. 58.5 Закона N 212-ФЗ)

Компании на УСН с основным видом деятельности, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ (п. 8 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ)

0%

0%

Аптечные компании, уплачивающие ЕНВД (в отношении выплат работникам, занимающимся фармацевтической деятельностью) (п. 10 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ)

Некоммерческие организации, применяющие УСН с видами деятельности, перечисленными в п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ (п. 11 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ)

Благотворительные организации на УСН (п. 12 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ)

Организации, получившие статус участника проекта «Сколково» (ч. 1 ст. 58.1 Закона N 212-ФЗ)

Компании, производящие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (п. 9 ч. 1 и ч. 3.3 ст. 58 Закона N 212-ФЗ)

Индивидуальные предприниматели на патенте (п. 14 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ)

Другие временно пребывающие иностранцы. На выплаты в пользу временно пребывающих иностранцев (за исключением высококвалифицированных специалистов) нужно начислять страховые взносы в ФСС РФ по тарифу 1,8% (п. 2.1 ч. 2 ст. 12 и ч. 3 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ).

В эту категорию входят и временно пребывающие иностранцы, получившие такие документы, как:

— свидетельство о предоставлении временного убежища;

— свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцами.

Предельная величина облагаемой базы

В 2015 г. предельная величина облагаемой базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составляет 670 000 руб. (п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.12.2014 N 1316).

На выплаты, превышающие 670 000 руб., страховые взносы в ФСС РФ не начисляются.

Пониженный тариф для взносов в ФСС РФ для временно пребывающих иностранных работников

Некоторые страхователи вправе начислять страховые взносы в ФСС РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не по общему, а по пониженному тарифу (см. табл. 3 на с. 86).

Пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для отдельных категорий плательщиков взносов установлены в ст. ст. 58, 58.1, 58.4 и 58.5 Закона N 212-ФЗ.

Может ли компания применять пониженный тариф взносов в ФСС РФ к выплатам работников — временно пребывающих в РФ иностранцев, если для них с 2015 г. установлен тариф 1,8%?

На этот вопрос ответил Минтруд России в Письме от 07.04.2015 N 17-3/В-172.

Пониженный тариф меньше 1,8%. Если компания применяет пониженный тариф страховых взносов в ФСС РФ — 1,5 или 0%, его нужно применять и в отношении выплат работникам — временно пребывающим иностранцам.

Пониженный тариф больше 1,8%. Отдельные компании применяют льготный тариф взносов в ФСС РФ — 2%. Страховые взносы за временно пребывающих иностранцев им нужно уплачивать по тарифу 1,8% (см. табл. 3 на с. 86).

Пример. В IT-компании ООО «Дискавери» трудятся временно пребывающие иностранцы:

— Г.Л. Васильчик, гражданин Республики Беларусь, зарплата — 32 000 руб.;

— Р.Ю. Сушко, гражданин Украины, получивший статус беженца, зарплата — 28 000 руб.;

— О.П. Сорочан, гражданин Молдовы, зарплата — 29 000 руб.;

— Д.Б. Яковенко, гражданин Украины, подавший ходатайство о признании его беженцем, зарплата — 30 000 руб.

По каким тарифам компании нужно уплачивать за них взносы в ФСС РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством?

Решение. IT-компании уплачивают страховые взносы в ФСС РФ по пониженному тарифу 2% (п. 6 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

По тарифу 2% страховые взносы нужно начислить на выплаты:

— Г.Л. Васильчику, гражданину Республики Беларусь. Сумма взносов составит 640 руб. (32 000 руб. x 2%);

— Р.Ю. Сушко, гражданину Украины, получившему статус беженца. Сумма взносов составит 560 руб. (28 000 руб. x 2%).

По тарифу 1,8% нужно начислить страховые взносы в ФСС РФ на выплаты (ч. 3 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ):

— Д.Б. Яковенко, гражданину Украины, подавшему ходатайство о признании его беженцем. Сумма взносов составит 540 руб. (30 000 руб. x 1,8%);

— О.П. Сорочану, гражданину Республики Молдова. Сумма взносов составит 522 руб. (29 000 руб. x 1,8%).

Взносы и пособие на случай травматизма

Трудовой договор. Все иностранные работники, заключившие трудовой договор, относятся к застрахованным лицам (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ). На выплаты в их пользу нужно начислять страховые взносы по тарифу, который применяет компания.

Работники-иностранцы имеют право на пособие и другие страховые выплаты на случай производственной травмы или профзаболевания.

Гражданско-правовой договор. Если в договоре содержится условие о страховании на случай травматизма, иностранец относится к застрахованным лицам независимо от его миграционного статуса (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

Выплаты в его пользу нужно облагать страховыми взносами в ФСС РФ. А если наступит страховой случай, компания должна будет выплатить пособие и другие положенные страховые выплаты на случай травматизма.

Прием на работу иностранцев в 2019 году: пошаговая инструкция, обязанности и ответственность работодателя 1 (20%) 1 vote

Прием на работу иностранных граждан требует от работодателя точного исполнения требований законодательства, поскольку ответственность за данное нарушение одна из самых значительных в сфере трудового права. Работодатель должен не только затребовать с работника все необходимые документы, но и самостоятельно выполнить ряд действий.

Статусы иностранных граждан на территории РФ

Порядок приема иностранных граждан будет во много зависеть от того, какой правовой статус они имеют на момент трудоустройства.Согласно ФЗ от 25.07. 2002 года за № 115-ФЗ можно выделить следующие категории и их признаки:

  1. Временно пребывающий. У такого человека отсутствует вид на жительство, на территории страны он находится либо на основании выданной визы, либо в безвизовом порядке. Это будет зависеть от того из какой страны он прибыл. У него в обязательном порядке должна быть миграционная карта, в противном случае он будет считаться лицом, нелегально пребывающим на территории страны.
  2. Временно проживающий, к этой группе относятся лица, которые получили разрешение на временное проживание. Как правило, оно дается на три года.
  3. Постоянно проживающий, этот статус можно получить только после нахождения на территории страны не менее 12 месяцев. В этом случае иностранцу выдается вид на жительство сроком 5 лет с возможностью продления.
  4. Беженцы – граждане любой страны, имеющие соответствующие документы о присвоении им этого статуса.
  5. Граждане стран-участниц Евразийского Экономического союза – в отношении них установлен упрощенный порядок трудоустройства, гражданство подтверждается паспортом.
  6. Высококвалифицированные специалисты – иностранцы, которые приезжают по приглашению работодателей.

Уточнить информацию о том, может ли гражданин въезжать без визы можно в Письме МИД РФ от 27.04.2012 года за № 19261/кд.

Документы при приеме на работу иностранца, в зависимости от статуса

Иностранец должен представить следующие документы при заключении трудового договора:

  • временно пребывающий: виза (при необходимости), миграционная карта, разрешение на работу (патент), разрешение на временное проживание, медицинский полис, диплом (при необходимости);
  • временно проживающий: разрешение на временное проживание и медицинский полис;
  • постоянно проживающий: вид на жительство и медицинский полис;
  • беженцы: удостоверение беженца и медицинский полис;
  • граждане ЕАЭС: паспорт своего государства и медицинский полис;
  • высококвалифицированный специалист: вид на жительство (если это установлено законом).

Помимо этих документов иностранец должен предоставить все документы, предусмотренные ТК РФ:

  1. Удостоверение личности (вид на жительство, иностранный паспорт и т. д.).
  2. СНИЛС (при отсутствии оформляет работодатель).
  3. Диплом (при необходимости).
  4. Справку об отсутствии судимости (при необходимости) и т. д.
  5. Трудовую книжку российского образца (при отсутствии ее заводит работодатель).

Медицинский полис иностранные граждане обязаны оформлять сами, но работодатель может заключить договор ДМС со страховой организацией, который будет включать и иностранцев.

Государственные взносы

За всех трудоустроенных иностранцев работодатель обязан перечислять все установленные законодательством налоги.

Их перечень и величина будет зависеть от правового статуса иностранного гражданина:

  • за работников, имеющих статус постоянно или временно проживающих, работодатель платит такие же взносы, как и за работников-граждан страны: ФСС – 2,9%, ФФОМС – 5,1%, ПФР – 22%;
  • за работников, имеющих статус временно проживающих, работодатель должен платить следующие взносы: ПФР – 22%, ФСС – 1,8%;
  • за высококвалифицированных специалистов выплачиваются следующие взносы: ПФР – 22%, ФСС – 2,9%.

Также с иностранцев удерживается налог на доходы, порядок удержания прописан в статье 224 НК РФ.

В случае если иностранец приравнивается к нерезиденту, то он платит НДФЛ в размере 30%.

Статус резидента он получает после того, как общая продолжительность его пребывания на территории страны превысила 183 дня за последние 12 месяцев.
Из этого правила есть исключения, 13% от дохода платят сразу по прибытии:

  • высококвалифицированные работники;
  • иностранные граждане, имеющие патент;
  • иностранные граждане, имеющие статус беженца;
  • граждане ЕАЭС.

Данные ставки применяются только для доходов, получаемых по трудовому договору, все прочие доходы облагаются 30%.

Законодательная база

  • ФЗ от 25.07. 2002 года за № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» — основной документ, регулирующий трудовые отношения гражданами других стран.
  • Статья 327.1 ТК РФ «Общие положения» — определяет общие понятия и термины при принятии иностранных граждан.
  • Статья 327.2 ТК РФ «Особенности заключения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства» — оговаривает нюансы приема иностранцев, в зависимости от их статуса.
  • Статья 327.3 ТК РФ «Документы, предъявляемые иностранным гражданином или лицом без гражданства при приеме на работу» — указывает, какие документы должен предъявить иностранец при трудоустройстве.
  • Письмо МИД РФ от 27.04.2012 года за № 19261/кд – устанавливает перечень стран, гражданам которых необходимо получить визу для въезда на территорию страны.
  • Приказ ФМС России № 640 от 08.12.2014 г. «О внесении изменений в приказ ФМС России от 28 июня 2010 г. N 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории российской Федерации» — порядок информирования миграционной службы об иностранных работниках.
  • Статья 224 НК РФ «Налоговые ставки» — определяет размер НДФЛ для иностранных работников.

Развал СССР как крупнейшее переформатирование политической карты мира

В августе 1991 года Советский Союз, некогда мощная и огромная держава, окончательно прекратил свое существование. Развал СССР сломал все сложившиеся ранее хозяйственно-экономические связи между бывшими республиками. С целью хоть как-то сохранить эти связи было создание СНГ (Содружества Независимых Государств). Выдвигалась даже идея оставить рубль в качестве единой валюты в регионе. Однако о ведении общей экономической политики страны СНГ договориться так и не сумели.

Молодые постсоветские страны стали постепенно создавать свои собственные армии. Кстати, инициатором этого процесса была Украина. Контроль над ядерным оружием остался за Россией. Украина и Казахстан, под давлением США и РФ, все же были вынуждены отказаться от своего ядерного потенциала.

Советская власть не уделяла особого внимания историческим и этническим границам. Поэтому союзные республики часто разграничивались бездумно. Так, Крым в 1954 году был передан Украинской ССР, узкая полоса Приднестровья – Молдавской. Все это после распада единой державы не могло не привести к конфликтам и появлению многочисленных очагов геополитической и военной напряженности.

Какие отношения со странами ближнего зарубежья у России?

Взаимоотношения с государствами ближнего зарубежья – один из самых трудных и злободневных вопросов российской внешней политики. По большому счету, это огромный букет нерешенных проблем и конфликтов.

В 1994 году Борис Ельцин по неосторожности своей заявил, что «все постсоветское пространство является сферой жизненных интересов России», и что Россия будет защищать эти свои интересы. Этот тезис, разумеется, не мог не повлечь за собой негативных реакций бывших советских республик.

Первыми от России дистанцировались Прибалтийские страны. Здесь сформировались такие понятия, как «граждане» и «неграждане». Не менее напряженная ситуация сложилась в далекой от российских границ Молдове, где немолдаване стали подвергаться довольно серьезному давлению. К слову, небезызвестная сегодня фраза «чемодан – вокзал – Россия» родилась именно в Кишиневе.

Отношения между Россией и Украиной были непростыми уже в начале 90-х годов. Камнем преткновения между этими двумя странами был и остается Крымский полуостров. После присоединения последнего к России в 2014 году все противоречия между двумя соседними государствами и народами еще более обострились.

В общем и целом отношения между Россией и странами ближнего зарубежья на современном этапе можно охарактеризовать как:

  • добрососедские и дружеские (с Белоруссией, Казахстаном, Арменией);
  • неопределенные и неоднозначные (с Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном);
  • натянутые и непростые (с Азербайджаном, Молдовой, Эстонией, Латвией, Литвой);
  • очень сложные, открыто враждебные (с Украиной, Грузией).

Страны Балтии: краткая социально-экономическая характеристика

Прибалтика – историческая область в Северной Европе, расположенная на восточном побережье Балтийского моря. Она охватывает три государства (Латвию, Литву, Эстонию), а также Калининградскую область РФ.

Государства Балтии (или прибалтийские страны) возникли на карте Европы в начале 90-х годов в результате распада СССР. Их географическое положение отличается исключительной выгодностью. Этим моментом, во многом, компенсируется скудность минерально-сырьевой базы этих стран. Социально-экономическую характеристику стран Балтии лучше всего подать в виде следующей таблицы.

Страны Балтии: сравнительная характеристика

Критерий/Страна

Эстония

Литва

Латвия

Площадь (в кв. км.)

Население (в млн чел.)

1,32

2,83

1,96

ВВП на душу населения (в долл.)

Индекс человеческого развития (место в мире)

Уровень убийств (на 100 тысяч жителей)

6,2

8,5

4,6

Минимальная зарплата (в евро)

Государства Балтии имеют много общих черт в экономике, сельском хозяйстве, политических стремлениях, природных условиях и ресурсах, культуре и ментальности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *