Бездействие пристава по взысканию алиментов

Судебный пристав при взыскании средств на содержание ребенка или иного иждивенца обязан действовать в соответствии с регламентом, установленным ФЗ № 118-ФЗ. Нарушение прав сторон при взыскании средств на ребенка или иного иждивенца является основанием для подачи жалобы, в том числе случаи с бездействием судебных приставов по взысканию алиментов.

Обязанности приставов по взысканию алиментов

Обязанности приставов отражены в п. 1 ст. 12 ФЗ № 118-ФЗ. При существенном или несущественном нарушении установленных законом прав, заинтересованное лицо может обратиться к старшему приставу или в иные контролирующие органы с жалобой. Под нарушением понимается любое неправомерное действие пристава, а равно и его бездействие при взыскании алиментов, включая случаи отправления «отписок» без фактических действий для удовлетворения требований взыскателя.

К обязанностям приставов относится:

  • контроль за исполнением исполнительных документов, включая все случаи взыскания задолженностей и обязательств;
  • предоставление в свободный доступ всех материалов дела для взыскателя, должника или их представителей;
  • рассмотрение обращений сторон, непосредственно связанных с исполнением судебного решения или иного документа по взысканию средств на содержание ребенка;
  • оформление самоотвода, если пристав имеет личный интерес в разрешении дела;
  • обработка данных сторон и третьих лиц, если эта информация требуется для исполнения исполнительного документа в полном или частичном объеме, включая персональные данные ребенка, опекунов и (или) каждого из родителей;
  • объявление должника или иное заинтересованное лица во всероссийский или межгосударственный розыск, если он по каким-либо причинам уклоняется от уплаты алиментов;
  • ведение административного производства;
  • отправка уведомления старшему судебному приставу о совершении преступления одной из сторон.

Ненадлежащее исполнение приставом своих обязанностей ведет к дисциплинарному или иному взысканию, в соответствии с формой нарушения. Заинтересованное лицо имеет право обратиться как в одну из инстанций, так и во все уполномоченные сразу.

Основания для жалоб на судебных приставов

Должник или взыскатель имеют право обжаловать любые действия или бездействия пристава, если они не согласны с его решением по делу. В ответном документе на жалобу прописываются объяснения по поводу удовлетворения жалобы или отказа в ее удовлетворении.

К основаниям для оформления жалоб на пристава относятся:

  1. Действия судебного пристава, направленные на сокрытие информации о должнике или взыскателе.
  2. Бездействия пристава при взыскании задолженности, в том числе в случае взыскания алиментов, включая ситуации, когда фактически пристав не занимается исполнительным производством, а взыскателю отправляет отписки.
  3. Передача дела в архив без каких-либо объяснений и взыскания задолженности.
  4. Неправильный расчет задолженности, включая случаи увеличения или уменьшения суммы долга. При чем приставы-исполнители при взыскании долга берут исполнительный сбор в размере 7% от суммы долга, поэтому должникам нужно учитывать этот показатель.
  5. Отказ пристава от розыска должника, если иными способами найти его не представляется возможным.
  6. Иные действия или бездействие, которые нарушают права взыскателя или должника при ведении исполнительного производства.

Жалоба оформляется в соответствии с положениями процессуального законодательства и подается в вышестоящие органы для ее рассмотрения по существу. Заявитель имеет право обратить внимание проверяющих на любые нарушения в работе пристава, поэтому при составлении документа можно указывать несколько причин обращения.

Жалоба или отвод

Для воздействия на судебного пристава, который по различным причинам не занимается контролем за исполнением исполнительных документов о взыскании алиментов, существует порядок подачи жалобы и отвода.

Отличительные особенности жалобы и отвода:

Характеристика Жалоба Отвод
Понятие Письменное требование от заинтересованного лица в уполномоченные государственные органы (как правило, вышестоящие), по поводу устранения нарушения прав и законных интересов заявителя. Отстранение участника исполнительного производства (пристава-исполнителя) от ведения дела и контроля за его исполнением, ввиду личной заинтересованности в результатах исполнительного производства, в случаях когда сам пристав, либо его родственники или близкие друзья являются взыскателями или должниками.
Основания для подачи Прямое нарушение обязанностей пристава-исполнителя, либо бездействие в отношении исполнения исполнительного документа. Заинтересованность судебного пристава в рассмотрении исполнительного дела, включая случаи, когда пристав является родственником взыскателя или должника, его другом, либо сам является взыскателем или должником.
Регламентация в основных законодательных актах П. 1 ст. 12 ФЗ № 118-ФЗ, ст. 123 ФЗ № 229-ФЗ от 2 октября 2007 года Ст. 63 ФЗ № 229-ФЗ от 2 октября 2007 года
Сроки для обращения 10 дней с момента, когда заявитель узнал о нарушении своих прав Заявление об отводе пристава подается до начала исполнительских действий.

Согласно п. 2 ст. 63 ФЗ № 229-ФЗ пристав-исполнитель при наличии оснований для отвода обязан заявить о самоотводе. Независимо от причин, если пристав не подал документы на самоотвод, заинтересованное лицо – взыскатель, должник или любой из их представителей имеет право обратиться в вышестоящий орган с заявлением об отводе пристава.

Сроки обжалования действий приставов

Ст. 122 ФЗ № 229-ФЗ устанавливает, что срок подачи жалобы составляет десять дней с момента, когда было нарушено право взыскателя или должника. Уточняется, что в случае информирования заинтересованного лица о нарушении его законных прав и интересов позже десятидневного срока, срок подачи жалобы составляет десять дней, с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав.

Подача жалобы осуществляется в порядке подчиненности в соответствии с положениями п. 1 ст. 123 ФЗ № 229-ФЗ:

Куда жаловаться на судебных приставов по алиментам?

Жалобу по поводу бездействия пристава в делах о взыскании алиментов могут подать взыскатели, должники или их представители. Если жалоба подается представителем, то необходимо наличие доверенности.

Взыскателями могут выступать различные категории граждан и должностных лиц:

  • органы опеки и попечительства, если должник обязан выплачивать алименты на иждивенца, находящего на попечении государства;
  • один из родителей, с которым проживает ребенок;
  • бывший супруг, который находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет, а также в случае получения инвалидности в период брака;
  • родители должника, если в судебном порядке установлено обязательство о выплате алиментов на их обеспечение;
  • опекуны иждивенцев, включая совершеннолетних недееспособных и несовершеннолетних детей должника.

Документ составляется в письменной форме и должен содержать полную информацию о служащем ФССП, его деятельности и нарушении.

Законодательством допускается обращение с жалобой:

  • к старшему судебному приставу, который должен ознакомиться с материалами и дела и вынести постановление на основании своего решения;
  • в прокуратуру, в таком случае проверкой деятельности пристава занимается прокуратура.
  • в суд, если по каким-либо причинам другие обращения не помогли.

Заявитель вправе подать жалобу во все инстанции, но наиболее последовательным вариантом будет обращаться в них по очереди:

  1. Старший пристав.
  2. Прокуратура.
  3. Суд.

В таком случае не потребуется посещать разные госучреждения несколько раз подряд по тому же вопросу, если, например, старший пристав встанет на сторону заявителя.

При этом обращение к старшему судебному приставу имеет свои положительные и отрицательные стороны: рассмотрение такой жалобы осуществляется в течение десяти дней с момента подачи, но решение старшего судебного пристава может быть обжаловано в вышестоящие инстанции. Рассмотрение жалобы в судебном порядке может длиться в течение нескольких месяцев, что может негативно сказаться на взыскании долгов в общем.

Старшему судебному приставу

Обращение к руководству регионального отдела ФССП является первым шагом в обжаловании действий или бездействий пристава. При этом старший пристав имеет право истребовать материалы исполнительного производства для их изучения и принятия решения, если материалы были истребованы, то исполнение исполнительных документов приостанавливается.

Заявитель должен выполнить следующий порядок действий при обращении к старшему судебному приставу:

  1. Обратиться к приставу исполнителю с несогласием на его бездействие, попытаться поговорить с ним и обсудить ситуацию. Теоретически, несогласный гражданин может и не обращаться к приставу, но таким образом можно узнать о мотивации пристава и причинах принятия неуместного решения или бездействия.
  2. Составить жалобу.
  3. Приложить документы, подтверждающие бездействие пристава, например, документы, подтверждающие незаконное закрытие исполнительного производства.
  4. Отправить жалобу по почте на имя старшего судебного пристава, либо отправить электронную жалобу на сайте ФССП, либо принести ее лично и передать на встрече со старшим судебным приставом.

После подачи жалобы у старшего пристава есть десять дней для ее рассмотрения, принятия решения и его исполнения. Если жалоба будет удовлетворена, то ответственный пристав-исполнитель будет привлечен к дисциплинарной ответственности.

В прокуратуру

Согласно положениям Раздела III ФЗ № 2202-1 от 17 января 1997 года, органы прокуратуры наделены правом на проведение проверки по поводу соблюдения прав и законных интересов граждан, включая соблюдение их прав при ведении исполнительного производства по взысканию алиментов. Рассмотрение жалобы осуществляется в том случае, если жалобы была составлена одним из участников исполнительного производства, либо их представителями.

Общий порядок действий при обращении в прокуратуру:

  1. Составление жалобы, в соответствии с установленным регламентом.
  2. Сбор необходимых документов. Пункт необязательный, однако при отсутствии документов трактовка жалобы может исказиться, либо увеличится срок ее рассмотрения, так как прокуратуре потребуется истребовать материалы исполнительного дела.
  3. Подача жалобы через онлайн-приемную прокуратуры, либо отправка жалобы по почте на имя прокурора, либо предоставление документов при личной встрече с прокурором.
  4. Получение результатов проверки после истечения десятидневного срока.

Прокурор вправе не только проверить действия пристава, но и инициировать в отношении него служебную проверку, а также ходатайствовать о привлечении ответственного пристава с дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

В суд

Суды РФ не наделены правом на рассмотрение жалоб, однако заинтересованное лицо имеет право обжаловать постановления, действия или бездействия судебного пристава в делах о взыскании алиментов в судебном порядке. Заявитель должен составить исковое заявление о действиях или бездействиях пристава, обосновать нарушение своих прав и законных интересов, а также собрать необходимый пакет доказательств.

Общий порядок обращения в суд при жалобах на пристава:

  1. Получение от пристава объяснения, постановления, «отписки» и иных документов, которые указывают на нарушение прав заинтересованной стороны.
  2. Составление искового заявления, согласно положениям ст. 131 ГПК РФ.
  3. Сбор дополнительных документов.
  4. Подача заявления в суд.
  5. Участие в судебном заседании и отстаивание своих прав, либо участие представителя.
  6. Получение судебного решения и его предъявление в региональный отдел ФССП.

Первичное рассмотрение заявления проводится в течение десяти дней, после чего заявитель и другие заинтересованные лица уведомляются о дате и времени проведения судебного заседания. При этом общий срок рассмотрения иска с учетом судебных разбирательств составляет в среднем от одного месяца до полугода.

Обращение в суд требуется только в тех ситуациях, когда заявителю действиями (бездействием) судебного пристава причинен значительный материальный ущерб, в том числе неправильный расчет задолженности по алиментам, незаконное взыскание пени и штрафов и т.д.

При простых действиях, которые не принесли серьезного ущерба обращение в суд не имеет смысла, так как в течение срока рассмотрения заявление исполнительное производство приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.

Содержание жалобы на бездействие приставов

Старший судебный пристав или иное должностное лицо, которое занимается рассмотрением жалобы, имеет право отклонить документ, если он не будет соответствовать положениям ст. 124 ФЗ № 229-ФЗ. Если подача жалобы осуществляется через суд, то применяются нормы ст. 131 ГПК РФ, при исковом производстве необходимо учитывать эти различия.

Ст. 124 ФЗ № 229-ФЗ устанавливает, что в жалобе должны быть отражены следующие данные:

  • полное наименование государственной структуры, в которое направляется документ;
  • ФИО пристава-исполнителя, в отношении которого подается жалоба;
  • ФИО, номер телефона и адрес проживания заявителя;
  • полное описание ситуации и факта нарушения прав гражданина, включая ссылки на нормативно-правовые акты и прилагаемые документы;
  • цель составления жалобы с указанием требований;
  • указание на предоставление письменного ответа, если он требуется заявителю;
  • дата составления документа и подпись заявителя.

Заявителю требуется сделать копию жалобы. На копии ставится отметка о принятии документа к рассмотрению, когда заявитель обращается в уполномоченные органы. С момента проставления отметки о принятии начинается исчисление сроков рассмотрения обращения.

Образец и бланк заявления

Перечень прилагаемых документов

Какого-либо четкого перечня документов к жалобе не предусматривается, так как заявитель вправе вообще ничего не прикладывать. При этом должностные лица, рассматривающие обращение, могут истребовать доказательства и материалы исполнительного производства.

Обычно в качестве доказательств предоставляются:

  • копии постановлений судебного пристава, с содержанием которых не согласен заявитель;
  • «формальные отписки» пристава о продвижении дела, если взыскание алиментов фактически не производится;
  • копии материалов исполнительного производства;
  • выписки со счетов заявителя о том, что поступлений средств не осуществлялось;
  • отказы от рассмотрения жалобы старшим судебным приставом;
  • иные документы, имеющие отношение к жалобе.

В случае истребования доказательств должностными лицами, рассматривающими обращение, срок рассмотрения жалобы увеличивается. При истребовании материалов исполнительного дела исполнительное производство приостанавливается до момента, когда уполномоченное лицо вынесет решение о результатах проверки.

Составление жалобы на бездействие судебного пристава по взысканию алиментов осуществляется в порядке, определенном ст. 124 ФЗ № 229-ФЗ. Однако для более детального и правильного ее оформления лучше обратиться к юристу, так как именно он сможет проверить все обстоятельства исполнительного производства и дать реальную оценку необходимости обращения к вышестоящим должностным лицам и органам.

Шарьинский районный суд (Костромская область) — Административное Суть спора: 3.021 — Гл. 22 КАС РФ -> о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя Дело № 2а-219/2017г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации
02 февраля 2017 года пос. Поназырево
Шарьинский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Удалова Р.В., при секретаре Куликовой Л.В.,
с участием: помощника прокурора Поназыревского района Михеева Е.Е., административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области Филоненко Л.Н., заинтересованного лица Г.С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Поназыревского района в интересах несовершеннолетних Г.В.Е., Г.Я.Е.. о признании не законным бездействия ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области, судебного пристава-исполнителя ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области Филоненко Л.Н., по предоставлению документа,
У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Поназыревского района в интересах несовершеннолетних Г.В.Е., Г.Я.Е., обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не законным бездействия Отдела судебных приставов по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области, судебного пристава-исполнителя ОСП по Шарьинскому и Поназыревским районам УФССП России по Костромской области Филоненко Л.Н., по предоставлению расчета задолженности алиментов взыскателю Г.С.В. по исполнительным производствам №000-ИП и №000-ИП. В обоснование иска указано, что прокуратурой Поназыревского района на основании обращения Г.С.В. проведена проверка в деятельности ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области в части исполнения требований Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при исполнении исполнительных документов, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства. Судебным приставом-исполнителем ОСП Филоненко Л.Н. ДД.ММ. вынесены постановления о возбуждении исполнительного производства №000-ИП и №000-ИП в отношении Г.Е.В. на основании судебных приказов от ДД.ММ. и ДД.ММ., выданных мировым судьей судебного участка №000 Шарьинского судебного района, о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей Г.Я.Е., ДД.ММ. года рождения и Г.В.Е., ДД.ММ. года рождения. Постановлениями от ДД.ММ. и ДД.ММ. судебным приставом-исполнителем ОСП ФИлоненко Л.Н. копии исполнительных документов направлены для исполнения по месту работы должника — ИП .А.Г. Взыскатель по данным исполнительным документам ДД.ММ. обратилась в ОСП с заявлением о расчете задолженности по алиментам, которое было принято лично судебным приставом-исполнителем ОСП Филоненко Л.Н., о чем имеется соответствующая отметка на копии заявления. Аналогичное заявление было направлено взыскателем в ОСП ДД.ММ. заказным письмом с уведомлением, которое было получено ДД.ММ., о чем имеется отметка о вручении на уведомлении. Вместе с тем, до настоящего времени взыскателю Г.С.В. из материалов исполнительных производств не представлены расчеты задолженности по алиментам, тем самым нарушаются права, в том числе и несовершеннолетних детей. Ссылаясь на положения Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», Федерального закона от ДД.ММ. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», прокурор просит признать не законным бездействие Отдела судебных приставов по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области, судебного пристава-исполнителя ОСП по Шарьинскому и Поназыревским районам УФССП России по Костромской области Филоненко Л.Н., обязать ответчиков предоставить взыскателю расчет задолженности по алиментам по исполнительным производствам №000-ИП и №000-ИП.

В судебном заседании прокурор Михеев Е.Е. заявленные требования подержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям. В исковом заявлении имеется опечатка, номера исполнительных производств следует считать №000-ИП и №000-ИП, что соответствует копиям постановлений о возбуждении исполнительных производств, приобщенных к иску. В прокуратуру поступило заявление Г.С.В. о проведении проверки деятельности судебного пристава-исполнителя Филоненко Л.Н. по факту не предоставления расчета задолженности по алиментам. ДД.ММ. с заявительницы получено объяснение, необходимые документы, которые свидетельствовали о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя, подготовлено и направлено административное исковое заявление в суд. Представленный суду и врученный взыскателю судебным приставом-исполнителем Филоненко Л.Н. расчет задолженности по алиментам не соответствует требованиям закона.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области Филолненко Л.Н., в судебном заседании административное исковое заявление не признала. Пояснила, что у нее в производстве находиться более трех тысяч исполнительных производств. ДД.ММ. было получено заявление от взыскателя Г.С.В. о предоставлении расчета задолженности по алиментам. В связи с большой занятостью расчет задолженности не был выполнен. Поступившее в отдел судебных приставов в декабре 2016 года заявление вероятно было поручено для исполнения Филоненко Л.Н., не исполнено по той же причине. Стороны могут знакомиться с материалами исполнительного производства, у Г.С.В. было право лично ознакомиться с материалами исполнительного производства. На момент судебного заседания задолженность по алиментам рассчитана и вручена взыскателю под роспись.
Дело рассматривается в отсутствие административного ответчика Отдела судебных приставов по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области, в отсутствие административного ответчика Управления ФССП России по Костромской области, которые извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, копию административного искового заявления получили, в судебное заседание своих представителей не направили, возражений в письменной форме по существу административного искового заявления не представили, ходатайств не заявляли. Явка указанных административных ответчиков судом обязательной не признавалась.
Заинтересованное лицо взыскатель Г.С.В. в судебном заседании административное исковое заявление прокурора Поназыревского района поддержала, суду пояснила, что ДД.ММ. на приеме вручила под роспись судебному приставу-исполнителю Филолоненко Л.Н. заявление об определении и предоставлении взыскателю расчета задолженности по алиментам на содержание несовершеннолетних детей с должника Г.Е.В. Расчет ей необходим для обращения в суд с вопросом об изменении порядка взыскания алиментов. Ответ на заявление Г.С.В. не пришел, расчет задолженности ей не представлен. Она вторично написала заявление и направила его в отдел ОСП по Шарьинскому и _________м заказным письмом, которое было получено ДД.ММ.. Судебный пристав-исполнитель расчетов ей не представила. Г.С.В. была вынуждена обратиться в прокуратуру. ДД.ММ. ей вручено два постановления о расчете задолженности, с данными постановлениями она не согласна, так как они не соответствуют нормам действующего законодательства.
Дело рассматривается в отсутствие заинтересованного лица должника Г.Е.В., который извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений не представил, ходатайств не заявлял. Явка заинтересованного лица судом обязательной не признавалась.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, рассмотрев административное дело в соответствие с главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а так же в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно ч. 4 ст. 39 КАС РФ прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца, за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно с. 80 Семейного кодекса Российской Федерации (далее СК РФ) родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей (пункт 1). В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке (пункт 3).
Статьей 113 СК РФ установлено, что размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со ст. 81 СК РФ определяется судебным приставом-исполнителем.
Как установлено судом согласно представленных в материалы дела копий постановлений о возбуждении исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем ОСП по Шарьинскому и _________м Филоненко Л.Н. ДД.ММ. на основании судебного приказа от ДД.ММ. №000 и судебного приказа №000 от ДД.ММ. вынесены постановления о возбуждении исполнительного производства №000-ИП и №000-ИП соответственно, о взыскании с должника Г.Е.В. алиментов на содержание несовершеннолетних детей в пользу взыскателя Г.С.В. (л.д. 9, 10).
Административными ответчиками ОСП по Шарьинскому и _________м и судебным приставом-исполнителем Филоненко Л.Н. проигнорировано требование суда в порядке подготовки дела к судебному разбирательству о предоставлении в судебное заседание подлинников исполнительных производств №000-ИП и №000-ИП. Как пояснила в суде Филоненко Л.Н. она на заметила требование о предоставлении суду подлинников исполнительных производств, которые не взяла с собой. При этом не опровергала факт наличия у нее в производстве указанных исполнительных производств.
В силу ст. 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Права и обязанности судебных приставов-исполнителей, осуществляемые в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», установлены статьей 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах».
Частью 1 ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» установлено, что судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (абз. 1), рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования (абз. 3).
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно заявления Г.С.В. от ДД.ММ. адресованного в ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области, заявитель просит определить размер и представить расчет задолженности по алиментам на содержание детей, поскольку она намерена обратиться в суд для взыскания задолженности и взыскании неустойки от суммы задолженности за период с ДД.ММ. по ДД.ММ.. Имеется подпись судебного пристава-исполнителя Филоненко Л.Н. о получении заявления (л.д. 8).
Административный ответчик Филоненко Л.Н. не отрицала факт получения заявления, пояснила, что заявление не проходило регистрации в отделе судебных приставов, начальнику ОСП она его не показывала, приобщила заявление к материалам исполнительного производства.
Из копии почтового уведомления следует, что Г.С.В. заказным письмом отправлено почтовое отправление в адрес ОСП по Шарьинскому и _________м, которое получено адресатом ДД.ММ. (л.д. 15).
Согласно пояснений заинтересованного лица Г.С.В. сведениями о рассмотрении ее заявлений уполномоченными на то должностными лицами она не располагает, расчеты задолженности по алиментам ей не были предоставлены.
ДД.ММ. Г.С.В. обратилась с заявлением к Прокурору Поназыревского района о проведении проверки в деятельности судебного пристава-исполнителя Филоненко Л.Н. по факту не предоставления расчета задолженности по взысканию алиментов с должника Г.Е.В. по исполнительным производствам №000-ИП, №000-ИП (л.д. 7).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также — должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов (часть 1). В постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны: 1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес; 2) дата вынесения постановления; 3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление; 4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление; 5) вопрос, по которому выносится постановление; 6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты; 7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу; 8) порядок обжалования постановления (часть 2). Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде (часть 4).
Согласно ч.ч. 2, 4 ст. 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве» размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. В случае, когда определенный судебным приставом-исполнителем размер задолженности по алиментам нарушает интересы одной из сторон исполнительного производства, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности.
Приказом Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ от 11 июля 2012 года № 318 утверждены «Примерные формы процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства».
Согласно Приложения № 88 к данному приказу утверждена примерная форма постановления о расчете задолженности по алиментам, которая соответствует требованиям ч. 2 ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Федеральной службой судебных приставов разработаны Методические рекомендации от 19 июня 2012 года № 01-16 «По порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов», которыми регламентирован в том числе порядок расчета задолженности по алиментам.
Согласно методических рекомендаций, в рамках исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов судебному приставу-исполнителю необходимо производить расчет задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформлять соответствующие документы. Методическими рекомендациям разработана примерная форма постановления о расчете задолженности по алиментам (Приложение № 13), которая соответствует требованиям ч. 2 ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и аналогична примерной форме Приложения № 88 к приказу ФССП № 318.
В судебном заседании с необходимой объективностью установлено, что заявления стороны исполнительного производства взыскателя Г.С.В. судебным приставом-исполнителем Филоненко Л.Н. в установленном законом порядке рассмотрены не были, постановление о расчете задолженности по алиментам не выносилось, взыскателю не вручалось.
После принятия судом к производству рассматриваемого административного дела судебным приставом-исполнителем Филоненко Л.Н. были вынесены и ДД.ММ. вручены взыскателю постановления о расчете задолженности по алиментам с Г.Е.В. в пользу Г.С.В. на основании судебного приказа №000 от ДД.ММ. и на основании судебного приказа №000 от ДД.ММ., копии которых приобщены к материалам дела (л.д. 27-28).
Вынесенные постановления о расчете задолженности полностью не соответствуют требованиям ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве», требованиям ведомственных нормативных актов. В каждом постановлении отсутствуют дата вынесения постановления; должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление; наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление; вопрос, по которому выносится постановление; основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты; решение, принятое по рассматриваемому вопросу; порядок обжалования постановления.
Суд считает несостоятельными доводы административного ответчика Филоненко Л.Н., что на момент рассмотрения дела расчет взыскателю предоставлен. Ответчик пояснила, что она знакома с требованиями закона о порядке вынесения постановления о расчете задолженности по алиментам, признает, что вынесенные постановления не соответствуют требованиям закона, однако это произошло по причине сбоя в базе данных компьютерной сети и она вынесла постановления по старой форме, обратила внимание суда на то, что в исковом заявлении указано предоставить не постановление о расчете задолженности, а расчет задолженности, расчет задолженности взыскателю предоставлен.

Согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Судом установлено, что судебный пристав-исполнитель Филоненко Л.Н. является должностным лицом Федеральной службы судебных приставов, осуществляющим исполнительное производство по взысканию на основании решения суда алиментов на содержание несовершеннолетних детей в пользу Г.С.В., она (Филоненко Л.Н.) наделена полномочиями по вынесению постановлений о расчете задолженности по алиментам, в нарушение установленного порядка обращения взыскателя не рассмотрела, будучи обязанной в силу закона и имея возможность совершить необходимые действия (вынести постановление о расчете задолженности по алиментам) не сделала этого, чем нарушила права и законные интересы стороны исполнительного производства. Вынесенные Филоненко Л.Н. постановления (дата вынесения не указана) не соответствуют требованиям закона. Таким образом, бездействие судебного пристава-исполнителя Филоненко Л.Н. признается незаконным.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании бездействия незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Поназыревского района Костромской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Шарьинскому и Поназыревскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Костромской области в рамках исполнительный производств №000-ИП и №000-ИП о взыскании с Г.Е.В. в пользу Г.С.В. алиментов на содержание несовершеннолетних детей, выразившееся в непринятии мер по проведению расчета задолженности по алиментам и вынесения постановления о расчете задолженности по алиментам.
Обязать административного ответчика судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Шарьинскому и Поназыревскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Костромской области произвести расчет задолженности по алиментам с вынесением постановлений в рамка исполнительных производств №000-ИП и №000-ИП о взыскании с Г.Е.В. в пользу Г.С.В. алиментов на содержание несовершеннолетних детей, копии постановлений направить сторонам исполнительного производства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд Костромской области в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Р.В. Удалов

Суд:

Шарьинский районный суд (Костромская область)

Истцы:

Прокуратура Поназыревского района Михеев Е.Е.

Ответчики:

Отдел Судебных приставов по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области
УФССП России по Костромской области
Филоненко Людмила Николаевна

Иные лица:

взыскатель Груднова Светлана Владимировна
должник Груднов Евгений Владимирович

Судьи дела:

Удалов Р.В. (судья)

Судебная практика по:

По алиментам, неустойка по алиментам, уменьшение алиментов
Судебная практика по применению норм ст. 81, 115, 117 СК РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *