Бесхозные сети электроснабжения, что делать

Кто в доме хозяин? Как решается проблема бесхозных сетей?

В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. В России масса неучтенных и просто бесхозных электросетей. Работают они на пределе возможностей, а ремонтировать и обслуживать эти подстанции некому. Бесхозные сети являются источником аварий, одной из причин снижения качества электроснабжения и серьезных потерь электроэнергии. По оценкам специалистов, чтобы решить проблему, потребуются комплексные действия как на федеральном, так и на региональном уровнях.
На вопросы по консолидации электросетевых активов в зоне присутствия ОАО «МРСК Урала» нам ответил начальник департамента по связям с общественностью МРСК Урала Дмитрий Тюхтин.
– »Лоскутность» сети – проблема всего распредсетевого комплекса страны, какие меры принимаются по созданию единого сетевого пространства в МРСК Урала?
– В компании разработана долгосрочная целевая программа по созданию единого сетевого пространства. Она рассчитана до 2015 года. Следует четко понимать, что консолидация сетевого комплекса – это не просто желание МРСК Урала увеличить свою долю присутствия на коммунальном рынке. Это задача, которая в настоящий момент остро стоит перед всеми распределительными сетевыми компаниями, которые решают стратегически важный вопрос по повышению надежности работы сетевого комплекса страны.
А существующая «лоскутность» в сетях низкого класса напряжения является основным негативным фактором, влияющим на нее.
Всего на территории российских регионов действует более 2 тысяч территориальных сетевых организаций (ТСО). Такого количества мелких ТСО нет нигде в практике развитых стран. Логично предположить, что консолидация электросетевых активов на уровне финансово устойчивых и социально ответственных собственников позволяет повысить надежность и управляемость распределительных сетей, минимизировать эксплуатационные затраты, более четко формировать планы развития электросетевой инфраструктуры.
В настоящий момент в зоне ответственности МРСК Урала насчитывается 297 территориальных сетевых организаций (ТСО), имеющих в собственности распределительные сети низкого класса напряжения, из которых только 30 являются крупными.
– Как влияет существующее разнообразие собственников, а также наличие бесхозных энергообъектов на надежное и качественное электроснабжение потребителей?
– Каждый объект электросетевого хозяйства должен обрести эффективного собственника. Это логично. Никому не выгодно дробление сети. Потребителю, в первую очередь, удобно, когда все претензии он может предъявить одной организации, а не искать, кому принадлежит тот небольшой «лоскут» сети, из‑за которого периодически гаснет свет. Власти тоже необходим единый центр ответственности – компания, с которой можно спросить за надежное и качественное энерго­снабжение территории. Компания, которая может максимально быстро перебросить мобильные бригады, вездеходы, «световые башни», дизель-генераторы и мобильные подстанции в обесточенный стихией район. Компания, которая обладает необходимым техническим, финансовым ресурсом и, не дожидаясь выделения денег, начнет масштабные работы по восстановлению электроснабжения.
– Что можно сказать о добросовестности ТСО?
– Здесь нужно оценивать уровень организации эксплуатации сетевого комплекса, находящегося в их собственности, сколько средств инвестируется в надежность, есть ли квалифицированный персонал. Кстати, персонал это отдельная тема разговора. Есть яркие примеры, когда МРСК Урала берет в аренду сети, которые ранее эксплуатировались ТСО, вместе с персоналом, чтобы люди не лишались своих рабочих мест. Прежде чем начинать работу, специалисты компании проводят проверку знаний ключевых правил охраны труда и эксплуатации сетей у данных людей. Их уровень оставляет желать лучшего.
Монополизация сетевого комплекса в руках надежных собственников – необходимый процесс. Но именно в руках надежных, социально ответственных собственников.
МРСК Урала в течение 2011 года значительно увеличила долю присутствия на коммунальном электроэнергетическом рынке. За 2011 год заключено пять новых договоров аренды электросетевого имущества с муниципальными образованиями и различными ведомствами. Всего же на территории ОАО «МРСК Урала» заключено тридцать договоров аренды с объемом обслуживания более 34 тысяч условных единиц. Приобретено в собственность в течение 2011 года по двадцати двум договорам около 3,3 тысячи условных единиц электросетевого хозяйства. Опять же, если оперировать физическими величинами – это более 850 километров линий электропередачи и трансформаторных подстанций с установленной мощностью более 124 тысячи кВА.
Также наряду с сетевым комплексом, принадлежащим МРСК Урала, и сетями иных собственников в Свердловской, Челябинской областях и Пермском крае насчитывается от 2 до 5 тысяч условных единиц бесхозного электросетевого хозяйства. В физическом выражении это около 1000 километров электрических сетей.
– Возможно ли эти «бесхозные километры» принять на баланс компании?
– В условиях действующего законодательства возможности ОАО «МРСК Урала» по приемке бесхозных объектов ограничены. Бесхозные сети сложно принять на баланс компании, так как приобретение прав на бесхозное имущество без участия муниципальных органов власти невозможно. Для решения этой задачи бесхозные объекты сначала должен принять на баланс муниципалитет, а затем уже продать или передать их в аренду.
В отношении данного имущества действует строгий порядок приобретения, установленный Гражданским кодексом РФ: бесхозное недвижимое имущество принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится. Данным органом, осуществляющим принятие на учет бесхозных недвижимых объектов, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. По истечении года со дня подачи заявления муниципалитет вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на это имущество, если его хозяин не объявится. После того как данное право будет зарегистрировано, орган местного самоуправления сможет реализовать имущество путем проведения аукциона либо конкурса на право заключения договора аренды.
В 2011 году на консолидацию электросетевых активов было направлено 230 миллионов рублей. Основная проблема приобретения электросетевого имущества заключается в том, что в настоящее время у муниципальных образований не оформлены надлежащим образом права собственности, а в бюджетах средства на проведение государственной регистрации прав не учтены. По мере готовности муниципалитетов к продаже либо передаче в аренду объектов электросетевого хозяйства необходимые средства ОАО «МРСК Урала» будут направляться на их приобретение.
Реализация стратегии по созданию единого электросетевого пространства в зоне ответственности МРСК Урала осуществляется в основном путем заключения договоров аренды, приобретения в собственность электросетевых комплексов, а также принятием в эксплуатацию бесхозных электросетевых объектов, расположенных на территории муниципальных образований.

О порядке принятия решений о передаче в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, и бесхозяйных тепловых сетей (с изменениями на 16 октября 2018 года)

Правительство Санкт-Петербурга

КОМИТЕТ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ И ИНЖЕНЕРНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 сентября 2017 года N 136

О порядке принятия решений о передаче в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, и бесхозяйных тепловых сетей

(с изменениями на 16 октября 2018 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 16 октября 2018 года N 244 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 19.10.2018).
____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 6 статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении», статьей 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», пунктами 3.28-27 и 3.29-12 Положения о Комитете по энергетике и инженерному обеспечению, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.05.2004 N 757:

1. Утвердить Положение о порядке принятия решений о передаче в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, и бесхозяйных тепловых сетей согласно приложению.

2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета Долгова Д.В. и заместителя председателя Комитета Комарова И.Ю. по принадлежности вопросов.

Председатель Комитета

А.С.Бондарчук

Внесен в Реестр
нормативных правовых актов
Санкт-Петербурга
26 сентября 2017 года
Регистрационный N 22842

Приложение

к распоряжению

Комитета по энергетике

и инженерному обеспечению

от 13 сентября 2017 года N 136

Положение о порядке принятия решений о передаче в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, и бесхозяйных тепловых сетей

(с изменениями на 16 октября 2018 года)

1. Настоящее Положение в соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении», частью 5 статьи 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» определяет порядок принятия Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению (далее — КЭиИО) решений:

о передаче в соответствии с передаточными актами бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение (далее — бесхозяйные объекты водоснабжения и водоотведения), в эксплуатацию организации, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»), до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством;

об определении до признания права собственности на выявленные бесхозяйные тепловые сети (тепловые сети, не имеющие эксплуатирующей организации) теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети, осуществляющей содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

Настоящее Положение распространяется на объекты водоснабжения, водоотведения и тепловые сети, обладающие признаками бесхозяйного имущества в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и являющиеся частью централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения или систем теплоснабжения.

Настоящее Положение не распространяется на объекты, входящие в состав систем инженерно-технического обеспечения здания (сооружения) и являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

2. Администрации районов Санкт-Петербурга или Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее — Заявитель), выявившие бесхозяйный объект водоснабжения и (или) водоотведения или бесхозяйную тепловую сеть (тепловую сеть, не имеющую эксплуатирующей организации) (далее — бесхозяйное имущество), направляют в КЭиИО заявление о передаче в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, и бесхозяйных тепловых сетей (далее — Заявление) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению и сведения о технических характеристиках и состоянии бесхозяйного имущества.

3. Сведения о технических характеристиках и состоянии бесхозяйного имущества должны содержать:

адрес (информацию о местоположении) объекта;

описание границ водопроводной, канализационной, тепловой сети (указываются крайние точки сети; для сети, расположенной за энергопринимающим устройством и обеспечивающей ресурсоснабжение более одного здания (сооружения), указывается адрес здания (сооружения), в котором находится энергопринимающее устройство, и адреса всех зданий (сооружений), ресурсоснабжение которых осуществляется посредством данной сети);

год постройки, реконструкции объекта (при наличии);

протяженность, материал и диаметр труб;

документы технического и кадастрового учета в случае если объект является недвижимым имуществом (при наличии);

акты осмотра бесхозяйного имущества и схемы его расположения, согласованные Заявителем с организациями, указанными в абзацах втором и третьем пункта 1 настоящего Положения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 октября 2018 года распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 16 октября 2018 года N 244.

абзац исключен с 19 октября 2018 года — распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 16 октября 2018 года N 244.

Сведения, указанные в абзацах втором — пятом настоящего пункта, представляются Заявителем по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.

4. Регистрация Заявления осуществляется Общим отделом КЭиИО не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления Заявления в КЭиИО.

5. Отдел имущественных отношений КЭиИО осуществляет проверку соответствия представленных Заявления и сведений о технических характеристиках и состоянии бесхозяйного имущества требованиям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящего Положения, в срок не более пяти дней со дня регистрации Заявления.

В случае несоответствия Заявления и сведений о технических характеристиках и состоянии бесхозяйного имущества указанным требованиям Отдел имущественных отношений КЭиИО возвращает их Заявителю для доработки.

6. Управление перспективного развития КЭиИО в двухдневный срок со дня получения от Отдела имущественных отношений КЭиИО Заявления и сведений о технических характеристиках и состоянии бесхозяйного имущества осуществляет:

6.1. Определение организации, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к бесхозяйным объектам водоснабжения и водоотведения в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга, утвержденной Правительством Санкт-Петербурга.

6.2. Определение теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями (тепловыми сетями, не имеющими эксплуатирующей организации), или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети, осуществляющей содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей, в соответствии со схемой теплоснабжения Санкт-Петербурга, утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации.

7. Отдел имущественных отношений КЭиИО в пятнадцатидневный срок после определения организаций, указанных в пунктах 6.1 и 6.2 настоящего Положения (далее — эксплуатирующие организации), осуществляет подготовку проекта распоряжения КЭиИО о передаче бесхозяйного имущества в эксплуатацию (далее — распоряжение КЭиИО).

В случае передачи в эксплуатацию бесхозяйных объектов водоснабжения и (или) водоотведения Отдел имущественных отношений КЭиИО одновременно с подготовкой проекта распоряжения КЭиИО осуществляет подготовку проекта передаточного акта.

8. Проект распоряжения КЭиИО подлежит визированию начальником Управления перспективного развития КЭиИО, начальником Отдела имущественных отношений КЭиИО и заместителями председателя КЭиИО, осуществляющими непосредственное руководство и контроль деятельности указанных структурных подразделений КЭиИО.

9. Копия распоряжения КЭиИО не позднее следующего дня после его подписания направляется Техническим управлением КЭиИО Заявителю и эксплуатирующей организации, определенной распоряжением КЭиИО.

В случае передачи в эксплуатацию эксплуатирующей организации бесхозяйных объектов водоснабжения и (или) водоотведения одновременно с копией распоряжения эксплуатирующей организации направляется подписанный со стороны КЭиИО передаточный акт.

Техническое управление КЭиИО обеспечивает принятие эксплуатирующей организацией, определенной распоряжением КЭиИО, бесхозяйного имущества в эксплуатацию.

Приложение N 1

к Положению о порядке принятия

решений о передаче в эксплуатацию

бесхозяйных объектов централизованных

систем горячего водоснабжения, холодного

водоснабжения и (или) водоотведения,

в том числе водопроводных и канализационных

сетей, и бесхозяйных тепловых сетей

Заявление о передаче в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей/бесхозяйных тепловых сетей

(с изменениями на 16 октября 2018 года)

Администрацией _________ района Санкт-Петербурга (Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга) выявлен бесхозяйный объект централизованной системы горячего водоснабжения/бесхозяйный объект централизованной системы холодного водоснабжения/бесхозяйный объект централизованной системы водоотведения, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение,/бесхозяйная тепловая сеть согласно приложению к настоящему заявлению.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 октября 2018 года распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 16 октября 2018 года N 244.

Администрация _________ района Санкт-Петербурга (Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга) подтверждает, что объекты, указанные в приложении к настоящему заявлению, не являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, в реестре государственной собственности Санкт-Петербурга не учтены, на праве собственности или на ином законном основании ресурсоснабжающей организации или исполнителю коммунальных услуг не принадлежат и ими не эксплуатируются.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 октября 2018 года распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 16 октября 2018 года N 244.

Сведениями о законном владельце объектов, указанных в приложении к настоящему заявлению, или оставившем их собственнике Администрация _________ района Санкт-Петербурга (Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга) не располагает.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 октября 2018 года распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 16 октября 2018 года N 244.

В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении»/частью 5 статьи 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» прошу определить организацию, осуществляющую эксплуатацию указанных бесхозяйных объектов.

Приложение: сведения о технических характеристиках и состоянии объектов бесхозяйного имущества.

Дата

Подпись руководителя исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 октября 2018 года распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 16 октября 2018 года N 244.

Приложение N 2. Сведения о технических характеристиках и состоянии бесхозяйного имущества

Приложение N 2

к Положению о порядке принятия

решений о передаче в эксплуатацию

бесхозяйных объектов централизованных

систем горячего водоснабжения, холодного

водоснабжения и (или) водоотведения,

в том числе водопроводных и канализационных

сетей, и бесхозяйных тепловых сетей

Сведения о технических характеристиках и состоянии бесхозяйного имущества

N п/п

Наименование объекта

Адрес объекта

Описание границ сети

Год постройки (реконструкции) объекта

Протяженность сети

Материал сети

Диаметр труб сети

Официальный

электронный текст

ИПС «Кодекс»

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *