Береговая полоса общего пользования

О том, что проблема незаконного захвата берегов и лесов существует и разрастается, говорить, полагаем, уже не надо. А также о том, что шансы решить эту проблему и в целом, и в каждом конкретном случае очень малы. Тем не менее, опыт успешных кампаний по недопущению захватов (и даже по возвращению уже захваченного) существует. Активисты движений «Открытый берег» и «Против захвата озер» предлагают вам обобщенную стратегию действий, применение которой (при условии упорства и готовности потратить много времени и сил) дает шанс на победу.

Концепция (которую можно не читать и переходить сразу к Инструкции)

Разрабатывая планы по борьбе с врагом, нужно представлять себе, что он такое. Как мы уже не раз писали http://openbereg.ru/?p=7028 , базовая причина безнаказанного захвата территорий – к сожалению, не столько коррупция, сколько анархия и полная импотенция власти. Если бы берега можно было захватить, лишь заплатив взятку чиновникам или встроившись в «вертикаль власти», то мы, по крайней мере, знали бы конкретное место, где локализован враг (где-то в районе Кремля). Но он, к сожалению, рассеян повсюду. Беда в том, что захватить берег или кусок леса у нас может любой, кому вздумается (лишь инерция советского законопослушания мешает это сделать каждому второму). У власти и надзорных органов просто нет силовых ресурсов, чтобы помешать даже самому слабому из захватчиков. За редким исключением, когда чей-то земельный беспредел затронул интересы более влиятельных лиц (которые в этом случае просто наймут госструктуру в качестве банды «решальщиков»), чиновники не в состоянии довести до сноса ни один незаконный объект. Это, в общем-то, объяснимо: власть опасается, что в ответ на жесткие силовые действия в отношении даже незаконной собственности, она ненароком вскроет «блокиратор» на аналогичные действия со стороны общества. Причем – в любой сфере, необязательно земельной. Впрочем, нас сейчас интересует одно: как заставить власть пересилить свой страх и начать жестко действовать в отношении захватчиков. Способ тут один – поселить в ней страх еще больший. Точнее, дать понять, что в результате бездействия она может получить более опасный «очаг общественной нестабильности», нежели в ответ на свои действия. Символом возможной социальной напряженности для власти служат, разумеется, массовые протестные акции. Однако не подумайте, что мы предлагаем народные выступления в качестве универсального рецепта разрешения земельных конфликтов. Акции протеста обязательно должны быть подкреплены параллельными победами на «бумажном поле»: необходимо добиться фиксации нарушений органами исполнительной власти, прокуратуры и\или суда. Однако без символики «социальной напряженности», без страха власти за свою стабильность эти победы так и останутся на бумаге. В свою очередь, воевать совсем без «мирной», бумажной составляющей, тоже нежелательно. Ведь мы добиваемся торжества законности, а не грубой силы, не правда ли? Да и власти приятнее уступить не агрессивному натиску, показав свою слабость, но, сделав хорошую мину при плохой игре, «согласиться» с правовыми аргументами. Поэтому «бумажная» и «полевая» работа должны идти в одной упряжке. Но начинается все, как правило, с банального – отправки писем.

Инструкция

Итак, вы стали свидетелем осуществляемого\осуществленного\планируемого захвата\застройки берега\леса. Сигналом этого могут быть:

1) Построенный\строящийся забор, огораживающий берег или лесной участок,

2) Строительные или земляные работы на берегу или на территории леса, завоз строительных материалов, появление бытовок для рабочих,

3) Информация о продаже участка\участков на берегу\на лесной территории в интернете или на наружных баннерах.

4) Подготовка градостроительной документации для легализации застройки берега или леса: проведение общественных слушаний по проекту изменений в генплан или правила землепользования и застройки поселения, в результате которого берег из рекреационной переводится в «застроечную» зону, участок леса включается в границы поселения и т.д.,

5) Информация о передаче в аренду под рекреацию лесного\берегового участка, а также о процессе согласования на нем проекта «базы отдыха»,

И т.д.

Любой из этих признаков сигнализирует чуткой душе активиста, что берег\лес либо уже захвачен, либо скоро будет захвачен. Здесь важно действовать очень быстро и одновременно – грамотно, то есть пытаться получить максимум информации о нарушении. Как это совместить? Очень просто: мы оперативно сигнализируем надзорным органам о тех нарушениях, которые уже сейчас «налицо», а параллельно отправляем запросы для получения информации, важной нам для продолжения борьбы. По возможности обе эти задачи нужно совмещать в одном письме. Нужно быть морально готовым к тому, что одно письмо, увы, делу не поможет и заранее настраивать себя на длительную переписку.

Земляные работы вплотную к воде, лето 2016, Северное Приладожье, Республика Карелия

Если нарушения уже наличествуют (20-ти метровая береговая полоса или лесной участок огорожены забором, либо начаты какие-то строительные\земляные работы), то

1) первым делом мы должны отправить заявление в природоохранную прокуратуру региона с требованием обеспечения доступа граждан к водному объекту\лесному участку. Напоминаем, что права доступа на береговую полосу водных объектов общего пользования нам гарантировано ст.6 Водного кодекса, а право доступа на участки лесного фонда – ст.11 Лесного кодекса.

Это заявление нужно, чтобы спугнуть неопытного захватчика в случае, если его нарушение не подкреплено вообще никакими, даже фиговыми, бумажками (и если он пока не в курсе, что реально прокуратура не в силах серьезно его наказать). А также – чтобы с помощью прокурорской проверки побыстрее получить необходимую нам информацию о нарушении.

2) Кроме заявления в прокуратуру, очень полезно направить аналогичные обращения в компетентные органы по надзору в сфере природопользования. В зависимости от ситуации, это будет либо соответствующий региональный орган (в Ленинградской области – комитет госэконадзора), либо департамент федерального Росприроднадзора. Все водные объекты, находящиеся в границах региона, поднадзорны региональному органу. Все водные объекты, расположенные в пределах одновременно двух или более регионов, поднадзорны Росприроднадзору. Лесные участки, будучи в федеральной собственности, управляются региональными властями, поэтому также поднадзорны региональному органу.

Если захват только планируется и есть время серьезно изучить нарушение, то первым делом нужно

3) Выяснить, каков статус земельного участка (и в действительности, и с точки зрения захватчика), какие правоустанавливающие и разрешительные документы в отношении его имеются. Для этого:

А) Если есть основания считать участок лесным фондом – направляем обращение в орган исполнительной власти региона, управляющим на его территории лесным фондом РФ (например, в Ленинградской области это – комитет по природным ресурсам Правительства Ленинградской области). В этом письме мы обрисовываем проблему и запрашиваем информацию о том, не относится ли осваиваемый участок к лесному фонду, находится ли он в аренде (главного пользования, то есть для заготовки древесины, под «рекреацию», под охотхозяйство и т.д.), кто арендатор, какие разрешительные документы на рубку\стройку у него имеются. Просим в случае наличия нарушения принять меры против нарушителя.

Б) Если участок (берегозахват или захват территории, для застройки не предназначенной) явно не относится к лесному фонду, то необходимо обратиться с запросом в администрацию района, на территории которого обнаружено нарушение. Вы запрашиваете, каков статус участка, в какой категории земель он относится и какой вид разрешенного использования для него определен. А самое главное, какие правоустанавливающие документы в отношении него имеются: находится ли он в собственности или аренде, и (это очень важно!) каковы его границы? По урез воды или нет? Кем, когда и на основании какого нормативного акта он передан правообладателю? Что он собирается там строить – частный дом или «базу отдыха»? Для получения информации по статусу участка также нелишне обратиться в территориальное управление Росреестра.

Участок президента «Башнефти” Андрея Шишкина, оформленный по урез воды

оз. Лассылампи, Ленинградская область

(Если захват уже осуществлен и ситуация не терпит промедления, то первыми выполняются пункты 1) и 2))

4) Не надейтесь, что вам на первую же порции писем дадут исчерпывающие ответы. Некоторые органы (особенно этим славятся районные администрации и Росреестр) могут вообще не прислать ответ, и тогда вам придется жаловаться на их молчание в прокуратуру. Однако благодаря сетевым информационным системам вы и сами, не дожидаясь ответов, сможете получить много полезных сведений. На Публичной кадастровой карте Росреестра http://pkk5.rosreestr.ru можно самостоятельно найти интересующий земельный участок и узнать некоторую информацию о нем. Еще больше подробностей можно получить в онлайн-справочной Росреестра https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request и его подразделении ЕГРН https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/EGRN_1 . Арендаторов лесных участков можно найти в базе данных Рослесхоза http://lesegais.ru/open-area/rent

5) Когда массив информации будет собран, в повторных письмах в надзорные органы вы сможете точно и подробно указать, какие законы в данном случае нарушены, и даже «проконсультировать» чиновников на предмет того, что им следует сделать для исправления нарушения (перечень статей Административного кодекса, которые можно применить, или формулировку для иска в суд). Да-да, не удивляйтесь: часто госорганы не только ленивы и коррумпированы, но и попросту некомпетентны. Для достижения лучшего эффекта расследование правонарушения нужно проводить за них, а чиновникам предоставлять результаты и рекомендации.

Так как конкретные ситуации могут быть очень разными, мы решили взять несколько типических (и при этом реальных) случаев и показать на них стратегию и тактику борьбы.

1) Пос. Рощино, река Рощинка. Владелец прилегающего к береговой полосе участка решил ее (береговую полосу) захватить. Договорившись с районными властями, он заказал продажному кадастровому инженеру межевание, согласно которому ширина суши «удлинилась», и формально береговая полоса оказалась под водой. А настоящая, сухопутная береговая полоса таким образом освободилась от накладываемых законом обременений. Помимо ст.6 Водного кодекса, это ст. 27 ч.8 Земельного кодекса, запрещающая ее приватизацию. В итоге администрация Выборгского района ЛО продала вышеупомянутому гражданину красивый мыс на реке прямо по урез воды. Соседка нарушителя, активист движения «Против захвата озер» Наталья Павлова, с помощью полученных кадастровых документов и межевого дела установила факт подлога. Посредством упорных действий (длительная переписка с прокуратурой и органами исполнительной власти, пикетирование органов власти, резонанс в СМИ) удалось понудить Выборгского прокурора подать судебный иск о признании сделки недействительной. Но и это не обеспечило бы победу, если бы Наталья не останавливала работы по строительству забора с помощью вызовов полиции. Ибо добиться сноса уже построенного крайне трудно. Прокурор также не выиграл бы дело без Натальи: она сама написала для него исковое заявление и прямо в зале суда передавала ему написанные на бумажке «его» доводы. В результате в 2011 году сделка была аннулирована, берег возвращен муниципалитету и ныне свободен.

Этот полуостров на Рощинке удалось спасти

2) Пос. им. Морозова, река Нева. Глава администрации Морозовского МО подделала схему правил землепользования и застройки поселения на сайте администрации, «перекрасив» рекреационную зону на берегу в участок под дачную застройку. Следом из бывших и действующих сотрудников администрации и депутатского корпуса было создано СНТ «Орешек», члены которого бесплатно получили участки на берегу. Некоторые из них – по 2, 5 и 6 штук сразу. В 2015 году была оформлена собственность СНТ на береговой участок 15 Га, началось формирование частных участков, а также рубка деревьев и земляные работы. Жители поселка и соседних садоводств объединились и начали очень активную борьбу. Пока одни вставали на пути у строительной техники, другие сообщали об этих акциях в СМИ и обеспечивали приезд тележурналистов. Параллельно бомбардировались письмами все контрольные и надзорные ведомства. Удалось заручиться поддержкой депутатов областного парламента. Резонанс достиг такой точки, что властям и прокуратуре неудобно было не отреагировать. Всеволожская прокуратура подала в суд иск об аннулировании всех операций с участком. Но и тут не удалось бы победить без консолидации большого количества жителей: они группой ходили на заседания суда, в результате чего судья (изначально настроенная против общественности) вынесла решение вернуть участок муниципалитету.

3) Озеро Нахимовское, пос. Цвелодубово. В течении 2010-2013 годов жителям и активистам движения «Против захвата озер» удалось добиться сноса нескольких секций заборов, огораживающих проход вдоль озера перед незаконным коттеджным скоплением (народное название – Прокурорский берег»). Помимо стандартных методов (тщательной и очень грамотной переписки с чиновниками, работы со СМИ), ключевыми моментами кампании были две (на момент 2013 года) акции прямого действия – проходы большой группой по берегу «сквозь» заборы с их демонтажом. В результате хозяева заборов сочли за лучшее выполнить прокурорское предписание, довершили начатый снос и теперь проход вдоль воды у хотя бы части участков открыт.

4) Озеро Чайное, пос. Токсово. Всего год простоял длинный кованый забор длиной 40м, которым хозяин дома по адресу ул. Чайное озеро, 14 отгородил не только пляж перед своим участком, но и часть озера, идущую вдоль улицы. По просьбе граждан комитет госэконадзора ЛО выдал предписание о его сносе, но токсовская администрация не торопилась его выполнять. И тогда группе из активистов «Против захвата озер», «Открытого берега» и жителей Токсово пришлось в июле 2011 года спилить забор. Как ни странно, больше его не восстанавливали.

Успешных кампаний было много. К сожалению, объем публикации не позволяет привести их все. Но сейчас главное …

…Вывод: что является залогом успеха?

1) Большое количество вовлеченных в кампанию людей, каждый из которых выполняет какую-то свою часть работы. Либо, что бывает значительно реже – невероятная активность одного человека,

2) Комбинация разножанровых действий: работа с документами, переписка с чиновниками и депутатами, суды, а также публичные действия – резонанс в СМИ, акции протеста (в том числе, если требуется, акции прямого действия),

3) Начало борьбы на раннем этапе захвата, когда забор еще не поставлен, фундамент не залит, деньги не вложены и захватчик не чувствует себя уверенным на 100%.

Это не значит, что в случае «готового» нарушения – капитальный забор, залитый фундамент дома – ничего сделать нельзя. Просто это намного сложнее, и требует вовлечения в протестную кампанию большего числа участников.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 389 «Объект налогообложения» главы 31 «Земельный налог» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY»)Казенное учреждение — санаторий Росгвардии не уплачивало земельный налог, поскольку, по его мнению, принадлежащие ему участки были исключены из оборота как земли обороны и безопасности (ст. ст. 27, 93 ЗК РФ). Налоговый орган начислил учреждению земельный налог, поскольку участок по своему разрешенному использованию не был отнесен к землям обороны и использовался не для нужд обороны, а для санаторно-курортного обслуживания. Суд признал доначисление земельного налога необоснованным. Не все участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, исключены из объекта обложения земельным налогом. Не подлежат учету при исчислении земельного налога только находящиеся в федеральной собственности земельные участки, занятые объектами недвижимости, где размещены войска, воинские формирования и органы. Суд установил, что санаторий, являясь медицинской (санаторно-курортной) организацией войск национальной гвардии Российской Федерации, входит в состав войск национальной гвардии и имеет условное наименование войсковая часть, с соответствующим режимом войсковой части (пропускной режим, организация внутренней службы в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, на территории санатория организовано хранение вооружения и боеприпасов для несения боевой службы нарядами войсковой части). Кроме того, согласно уставу в мирное время войсковая часть осуществляет охрану и оборону акватории и береговой линии, в военное время санаторий становится военным госпиталем. Учитывая, что земельные участки, на которых расположен санаторий, находятся в федеральной собственности, фактически используются учреждением в целях обеспечения деятельности, предусмотренной его уставом, деятельность учреждения направлена на достижение задач в области обороны, земельные участки, на которых расположены здания и сооружения санатория, являются участками постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов, а следовательно, являются изъятыми из оборота и не должны облагаться земельным налогом.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 4 декабря 2019 года

Одобрен Советом Федерации 11 декабря 2019 года

Статья 1

1) пункт 121 статьи 1 изложить в следующей редакции:

«121) донный грунт — грунт дна водных объектов, извлеченный при проведении дноуглубительных, гидротехнических работ, строительстве, реконструкции, эксплуатации гидротехнических и иных сооружений, искусственных островов, установок, расположенных на водных объектах, создании и содержании внутренних водных путей Российской Федерации, предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий и в иных случаях, установленных федеральными законами;»;

2) статью 521 изложить в следующей редакции:

«Статья 521. Использование водных объектов для проведения дноуглубительных, гидротехнических, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов

Использование водных объектов для проведения дноуглубительных, гидротехнических, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.»;

3) дополнить статьей 522 следующего содержания:

«Статья 522. Использование водных объектов для строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений

Использование водных объектов для строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.»;

4) дополнить статьей 523 следующего содержания:

«Статья 523. Использование донного грунта

1. Донный грунт может быть использован в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. По решению органа местного самоуправления городского или сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения донный грунт может быть использован для обеспечения муниципальных нужд или в интересах физического лица, юридического лица, осуществляющих проведение дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, при условии, что донный грунт не содержит твердых полезных ископаемых, не относящихся к общераспространенным полезным ископаемым.

3. Порядок использования указанного в части 2 настоящей статьи донного грунта определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами.».

Статья 2

Внести в статью 221 Федерального закона от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 49, ст. 4694; 2009, № 52, ст. 6440) следующие изменения:

1) наименование после слова «Выемка» дополнить словом «донного»;

2) после слов «по выемке» дополнить словом «донного».

Статья 3

Статья 4

1) в пункте 1 статьи 15 слова «подводные или дноуглубительные работы, отбор образцов грунта, подводные взрывы,» заменить словами «дноуглубительные, взрывные и иные подводные работы, отбор образцов донного грунта,»;

2) пункт 52 статьи 16 после слов «может использоваться» дополнить словом «донный»;

3) в пункте 3 статьи 34 слова «захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ,» заменить словами «захоронению донного грунта»;

4) в статье 37:

а) в абзаце втором пункта 1 слова «Захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ,» заменить словами «Захоронение донного грунта»;

б) в пункте 2:

в абзаце первом слова «захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ,» заменить словами «захоронения донного грунта,»;

в абзаце втором слова «Захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ,» заменить словами «Захоронение донного грунта»;

в абзаце третьем слова «захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ и» заменить словами «захоронение донного грунта,»;

5) в статье 371:

а) в наименовании слова «Захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ,» заменить словами «Захоронение донного грунта»;

б) в пункте 1 слова «Захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ (далее — донный грунт),» заменить словами «Захоронение донного грунта».

Статья 5

1) абзац пятый пункта 2 после слова «грунт,» дополнить словами «в том числе донный,»;

2) дополнить пунктом 12 следующего содержания:

«12. Использование донного грунта, извлеченного при создании и содержании внутренних водных путей Российской Федерации, а также при строительстве, реконструкции, эксплуатации инфраструктуры внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.».

Статья 6

В пункте 1 части 4 статьи 44 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 52, ст. 5270; 2007, № 50, ст. 6246; 2008, № 49, ст. 5748; 2013, № 27, ст. 3440) слова «работ по выемке грунта» заменить словами «работ по извлечению донного грунта».

Статья 7

Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 46, ст. 5557; 2011, № 30, ст. 4594; 2015, № 29, ст. 4339; 2017, № 30, ст. 4457; 2018, № 53, ст. 8451) дополнить статьей 61 следующего содержания:

«Статья 61. Использование донного грунта при строительстве и реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, а также объектов капитального строительства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта

В целях создания морского порта, расширения территории морского порта, строительства и реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к объектам инфраструктуры морского порта, а также объектов капитального строительства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта, донный грунт, извлеченный при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, может использоваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.».

Статья 8

Внести в Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 30, ст. 4594; 2013, № 52, ст. 6961) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 3 после слова «отсыпки» дополнить словом «донного»;

2) пункт 4 части 1 статьи 6 после слова «отсыпка» дополнить словом «донного».

Статья 65. Береговые полосы

Регламентирующий документ.

«Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 г N 74-ФЗ, ст. 6, 61.

Порядок установления и размеры.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

Режим использования территории.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Физические лица, юридические лица, осуществляющие проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, обязаны осуществлять мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения и засорения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *