Бензопила уровень шума

1 место
Можем сказать, что выборка была объективной, хотя все равно не все поверят 🙂 Первое место занял бризер 3S. Минимальный уровень шума этого прибора – всего 19 дБ, что делает его более, чем вдвое тише системного блока компьютера. Новый бризер работает настолько тихо, что если не подойти к нему и ощутить поток воздуха, можно вообще засомневаться, что прибор включен.

2 место
С результатом 34-37 дБ его занимают современные сплит-системы. Шум от кондиционера по большей части исходит из наружного блока, но его мы не рассматриваем, так как эти «песни» льются на улице. Внутри комнаты поток воздуха из кондиционера, в среднем, создает 35 дБ шума, однако некоторые современные модели снижают этот порог и до 25 дБ.

3 место
Шум от холодильника и посудомоечной машины разделил эту позицию. Конечно, мы не говорим сейчас о старых моделях, которые шумят как полноценный перфоратор и морозят так, что иней образуется на потолках соседей снизу 🙂 Современные холодильники и посудомойки крайне лояльны к ушам своих хозяев и не превышают уровень звука в 40 дБ.

4 место
На этой позиции обосновались треки в исполнении системных блоков персональных компьютеров и ноутбуков. В принципе, оговоримся сразу, очень многое зависит от года выпуска, производители научились уменьшать шум от гаджетов достаточно быстро вместе с их размерами. Однако мощный системный блок с набором кулеров производит порядка 50 дБ.

5 место
Полноценная кухонная вытяжка и швейная машина разделили пятое место. Шум от вытяжки уже достаточно ощутим, но еще не настолько, чтобы раздражать и мешать разговаривать. Обычно и вытяжка, и швейная машинка издают звук в пределах 60 дБ.

6 место
Эту строчку нашего хит-парада занимают пылесосы. На самом деле, диапазон их звука тоже поменялся со временем, производители оптимизируют работу двигателей, вводят новые системы очистки и дополнительные фильтры, что позволило снизить шум стандартного современного пылесоса с 85 до 72 дБ и подняло эти приборы на 6 строчку нашего топа.

7 место
Уровень шума стиральной машины сложно назвать музыкальным и приятным, а во время отжима машинка с полным барабаном зачастую тарахтит так, что ее слышно по всей квартире и даже у соседей. 85 дБ звука – именно такая расплата за автоматическую стирку фиксируется у большинства этих приборов. Хотя, на мой взгляд, ее периодический шум можно потерпеть ради удовольствия не стирать вручную.

8 место
Шум телевизора и стереосистемы, конечно, не ограничивается 90 дБ, но зачастую находится в этом диапазоне. Включая домашний кинотеатр на полную громкость, помните, что Вы не только делитесь с соседями своими кинематографическими и музыкальными вкусами, но и можете нанести вред своему слуху, поэтому не стоит ставить громкость на максимум.

9 место
Эту позицию разделили сразу две больших категории техники. В первую вошел достаточно громоздкий и пока еще редкий в России инвентарь типа газонокосилки или садового пылесоса. А вот вторую составляют блендеры и кухонные комбайны, которые сейчас можно найти практически в любом доме. Объединяет их общий уровень шума – около 95 дБ.

10 место
Она давно известна и знакома каждому… Хотя бы раз в жизни Вы просыпались под ее раскатистые трели и мысленно, а может быть, и словесно, отправляли лучи добра соседям, которые ее используют. И вы наверняка сами прибегали к ее помощи – а куда деваться? На 10 месте обосновались электродрель и перфоратор с уровнем шума около 100 дБ. Использовать подобные инструменты, конечно, нужно, но напоминаем, что лучше всего делать это в защитных наушниках и очках.

Двигатель

Электрический – наиболее распространенный вариант. Оптимальный вариант для работы в условиях доступности электросети для заготовке дров, обрезки деревьев, пиления досок.

Достоинства: более низкая цена, чем у бензопил, низкий уровень шума при работе, простота в использовании, экологичность, возможность работы в закрытом помещении.

Недостатки: невозможность использования в условиях повышенной влажности, привязанность к источнику электроснабжения, ограниченная мобильность длиной электрического шнура, сравнительно низкая функциональность.

Бензиновый – к достоинствам относится высокая выходная мощность и возможность работы вне доступа к электросети (лесозаготовки и т.д.), более высокая функциональность. Также важным преимуществом является возможность использовать инструмент практически в любых погодных условиях.

Недостатки: высокая цена, достаточно сложная эксплуатация (например, требуется готовить специальную топливную смесь), низкая экологичность (при работе выделяются вредные выхлопные газы), высокий уровень шума.

Бензопила является оптимальным вариантом для распиливания старых и толстых деревьев на участке или в лесу.

  • Дисковая электропила
  • Сабельная электропила
  • Торцовочная электропила
  • Цепная электропила

Вид

Ручная – используется для бытовых нужд. К ее достоинствам следует отнести маневренность, мобильность и небольшой вес. Она не рассчитана на непрерывную длительную работу. Оптимальный вариант для работ по заготовке дров, обрезке ветвей и других работ.

Настольная – предназначена для значительных объемов работ (ремонт, строительство). Такие инструменты позволяют производить пропилы под углом. В их комплектацию входит подставка и система крепления пилы, поэтому можно менять угол наклона. К недостаткам следует отнести более высокую стоимость и значительные габариты.

Станок – применяется в профессиональной деятельности, когда необходимо производить большой объем работ, распиливать очень твердые материалы. Одно из главных достоинств станка – возможность непрерывно работать на протяжении длительного времени. В его комплектацию может входить специальный стол. Недостатки: высокая цена и габариты, требующие специального помещения (мастерская).

Мощность

Качество пропила и производительность пилы напрямую зависит от ее мощности. Ручные инструменты и другие пилы, которые используются для бытовых нужд, отличаются небольшой мощностью – до 2 кВт. Профессиональные инструменты (прежде всего, станки) имеют значительно большую мощность.

Например, для решения широкого круга задач в профессиональной деятельности следует использовать пилу с мощностью от 2 до 6 кВт. На такие инструменты можно устанавливать диски большого диаметра. Следует отметить, что столь мощные устройства существенно увеличивают нагрузку на электрическую сеть и применять их необходимо с осторожностью.

Тип

Цепная пила – применяется в широком спектре хозяйственной деятельности: от промышленной вырубки леса до ремонтно-строительных работ. В качестве режущей части выступает цепь с зубьями, натянутая между двумя шкивами. Следует обратить внимание на необходимость работы с острой цепью, так как это является одним из условий эффективной и безопасной работы пилы. Для заточки пилы лучше обратиться в специальные мастерские.

Дисковая (циркуляцонная) пила – используется в строительных работах. Режущая часть – стальной диск с зубьями. С помощью таких инструментов можно добиться высокого качества распила при работе с длинными досками. Дисковые пилы встречаются в двух вариантах – ручной и настольной.

Торцовочная пила – служит для точного и быстрого поперечного резания деревянных и металлических заготовок. Особенностью конструкции является возможность наклона режущего диска, который перемещается и фиксируется с высокой точностью. Достоинство – может производить косые распилы и косую вырубку. Является оптимальным вариантом при отделочных работах.

Торцовочная-универсальная (комбинированная) пила – разновидность торцовочной пилы, которая применяется для продольного резания деревянных и металлических заготовок. Недостатком такой пилы является сравнительно небольшая глубина пропила.

Ленточная пила – предназначена для распила металла, древесины и т.д. В качестве режущей части выступает закольцованная лента с зубьями, натянутая между двумя вращающимися роликами. Посредством ленточной пилы можно производить поперечные, продольные, закругленные и косые пропилы.

Отрезная пила – используется для резания изделий из металла (трубы, уголок, прокат и т.д.). Режущая часть – отрезной диск, с помощью которого можно быстро разрезать металлические заготовки. Преимуществом такой пилы является наличие настольного крепления, посредством которого можно плотно зафиксировать инструмент на рабочем месте.

Радиально-консольная пила – разновидность дисковой пилы, которая применяется для распиливания крупногабаритных изделий. Режущий механизм пилы размещен на Г-образной консоли. Важным достоинство такой пилы это высокая маневренность.

Сабельная пила – используется в труднодоступных местах (например, если требуется отрезать часть трубы, торчащую из стены). Режущей частью является специальная пилка, совершающая возвратно-поступательные движения.

Фрезерная (спиральная) пила – используется в случаях, когда требуется выпилить сложные контуры. По своей конструкции напоминает дрель. Режущая часть – насадка в виде сверла, пилящая боковой частью. Недостаток – для получения ровной линии реза, необходимо четко придерживать и направлять пилу рукой.

Швонарезчик – служит для вырезания произвольных фигур в асфальтовом и бетонном покрытии при ремонтных работах. Режущий инструмент – алмазные диски. С помощью швонарезчика обеспечивается высокая точность проводимых работ. Немаловажное преимущество в сравнении с ударными инструментами – экономия времени и высокое качество. Встречаются инструменты с электрическими, бензиновыми и дизельными двигателями.

Высоторез – используется для обрезки сучьев и веток деревьев, расположенных на значительной высоте (до 5 м от земли). Режущий инструмент – цепь. Высоторез очень удобен для работ на садовом и приусадебном участке. Существует инструменты с двумя видами двигателей (бензиновый и электрический).

Рельсовая пила – разновидность дисковой пилы, особенность которой состоит в том, что она закрепляется над опорной поверхностью. Процесс распиливания осуществляется при помощи специальной ручки, которая проводит пилу вдоль рельса. Оптимальный вариант при больших объемах работ.

«Аллигатор» – применяется для распиливания толстых деревянных плит ДВП, ДСП. Режущей частью являются две пилки встречного хода. Эта пила станет оптимальным вариантом для работы с деревянными стенами, например, прорезать дверной проем.

Алмазная пила – служит для резки бетона, камня, плитки, стекла. Режущая часть – специальный диск, на края которого нанесен алмазный порошок.

Бензорез – предназначен для резания бетона, асфальта, камня, металла и других твердых материалов. В бензорезах могут использоваться большие режущие диски, что делает возможным увеличить глубину резки. Поскольку эти инструменты снабжены бензиновым двигателем, они становятся незаменимыми в местах, где нет электросети.

Характеристики

Диаметр диска

Этот показатель влияет на глубину пропила и скорость работы пилы. Для большого объема работ рекомендуется использовать стационарную пилу с большим диаметром режущего диска.

Скорость вращения

Данный параметр означает максимальную скорость работы пилы и зависит от мощности ее двигателя. Чем больше скорость вращения диска, тем выше производительность инструмента и качество среза. Помимо этого, высокая скорость вращения облегчает работу с твердыми материалами.

Длина полотна

Эту характеристику необходимо учитывать при выборе сабельных пил и «аллигаторов». Длина полотна ограничивает размер распиливаемой заготовки.

Высота (глубина) пропила

Максимальная высота пропила – одна из характеристик дисковых пил (для ленточных пил ей соответствует максимальная высота бруска). Определяется диаметром диска и конструкцией пилы. Особенно важной эта характеристика является при работе с заготовками больших размеров.

По этой характеристике пилы различаются на:

  • малые – глубина пропила 40-55 мм
  • средние – глубина пропила 55-65 мм
  • большие – глубина пропила 65-100 мм

Существуют также пилы с глубиной пропила гораздо выше. В некоторых моделях она может достигать 185 мм. Такие инструменты обладают огромной мощностью и применяются в исключительных случаях.

Ширина пропила

Означает максимальную ширину пропила. Для ленточных пил ей соответствует максимальная ширина бруска. Она, также как и глубина пропила, определяется диаметром диска и конструкцией пилы. На этот параметр стоит обратить внимание при работе с заготовками больших размеров.

Шаг цепи

Шаг цепи – это величина определяет расстояние между зубьями. Встречаются модели 0.325, 0.404, 1/4, 3/8. Бытовые инструменты оснащаются цепями с шагом 0.325 дюйма. Преимущество цепей с таким шагом состоит в низком уровне вибрации, а недостаток – низкая производительность. Цепи с шагом 3/8 и 0.404 дюйма устанавливаются на профессиональные инструменты.

Функции

Выбор скоростей – позволяет выбрать нужную скорость для эффективной работы с каждой заготовкой, в зависимости от ее толщины и материала. В большинстве пил предусмотрена одна скорость, но некоторые модели имеют две, четыре и шесть скоростей.

Плавная регулировка скорости – устройство, с помощью которого можно настроить пилу для работы с различными материалами, в зависимости от их твердости. Например, на пониженных оборотах следует пилить пластмассы и другие мягкие материалы.

Блокировка шпинделя – позволяет фиксировать шпиндель при замене режущего инструмента.

Тормоз цепи – предотвращает «отдачу» цепной пилы в начале ее работы при первом соприкосновении пилы с материалом.

Электронная защита двигателя – отключает двигатель в случае заклинивания режущего инструмента, тем самым предотвращает выход пилы из строя.

Плавный запуск – обеспечивает плавный разгон электродвигателя, тем самым увеличивая срок его службы. Кроме того, эта функция уменьшает отдачу пилы при соприкосновении зубьев с материалом заготовки.

Тормоз двигателя – быстро останавливает режущий диск после выключения пилы. Обеспечивает более высокий уровень безопасности, а также экономит время.

Оснащение

Аккумулятор – обеспечивает дополнительную свободу движений, так как нет необходимости в подведении электроэнергии. По этой же причине такие пилы можно использовать в любой местности, что особенно важно, например, при вырубке леса. Существенным недостатком является ограниченное время непрерывной работы и небольшая мощность таких инструментов.

Лазерный указатель – позволяет точно производить распил по намеченной линии. Для этого требуется совместить лазерный луч с линией распила. Применение лазерного указателя обеспечивает высокую точность резания при работе с ручной пилой.

Пылесборник – специальный контейнер, в который собирается пыль и стружка, образующиеся в процессе работы пилы. Это особенно актуально при работе в закрытом помещении. К тому же не требуется дополнительной уборки после завершения работы. В качестве пылесборника в некоторых моделях ручных пил применяется пылесос. В этом случае уменьшается маневренность инструмента.

Подсветка – специальный фонарик, освещающий зону пропила, который крепится на корпусе пилы. Она улучшает видимость реза и особенно полезна при недостаточном освещении.

Антивибрационная система – снижает вибрацию инструмента в процессе работы. К ней относятся система противовесов, специальные демпфирующие элементы (резиновые вставки, стальные пружины и т. д.). Чаще всего встречается в ручных пилах с бензиновым двигателем.

Производитель

Группу бюджетных инструментов составляет продукция Фиолент, Интерскол, Монолит-Харьков, Зенит, Sparky, Einhell. Как правило, большинство их этих пил довольно тяжелые и неудобные. Кроме того, велик шанс выхода из строя при значительных нагрузках. Поэтому приобретать их можно, только если есть необходимость в редком использовании инструмента для бытовых целей. Особенно важно уделить внимание сборке: работа плохособранной электро- и бензопилой опасна для жизни. Из-за небогатого функционала эти инструменты нечасто оснащают «плавным пуском»: чтобы привыкнуть к такой пиле потребуются силы и время.

Самыми надежными и качественными пилами по праву можно считать AEG, Black&Dekker, Bosch, DeWalt, DWT, Husqvarna, Hitachi, Makita, Metabo, Stihl и Milwaukee. Некоторые инструменты, например, Milwaukee, используются исключительно в профессиональных целях. Приобретение такой мощной и дорогой пилы для дома будет невыгодным. Зато остальные марки очень популярны и выпускают обширные модельные ряды на любой вкус. Можно приобрести сравнительно недорогой инструмет для дома, но при этом он будет такой же, как и профессиональный: качественный, мощный, легкий и эргономичный. У пил некоторых производителей (например, Stihl) довольно дорогостоящие запчасти – перед покупкой необходимо уточнять подобную информацию, так как некоторые элементы требуют последующей замены или ремонта (например, заточки).

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ. МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION. METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

ГОСТ

20296—

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ ГРАЖДАНСКОЙ

Допустимые уровни шума в салонах и кабинах экипажа и методы измерения шума

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения»» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Научноисследовательский институт стандартизации и унификации» (ФГУП «НИИСУ»)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 июня 2014 г. N9 45-2014)

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по МК(ИСО 3166) 004-97

Код страны

по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

Минэкономики Республики Армения

Киргизия

Кыргыэстандарт

Россия

Росстандарт

Таджикистан

Таджикстандарт

Узбекистан

U Z

Уэстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2014 г. Nv 1354-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 20296—2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 января 2015 года

5 ВЗАМЕН ГОСТ 20296-81

Информация об изменениях х настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — е ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликоеано е ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация. уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартны форм. 2014

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Допустимые уровни шума в салонах и кабинах экипажа и методы измерения шума

Aircraft and helicopter of civil aviation

Acceptable noise levels in flight decks and in salons and methods of noise measurement

Дата введения — 2015—01—01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на пассажирские и транспортные вновь разрабатываемые самолеты и вертолеты гражданской авиации.

Настоящий стандарт устанавливает максимально допустимые уровни шума и методы его измерения на крейсерских режимах полета в салонах, кабинах экипажа и на рабочих местах бортпроводников.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 17166-82 Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ 17187-2010 Шум о меры. Часть 1. Технические требования

ГОСТ 23941-2002 Шум машин. Методы определения шумовых характеристик. Общие требования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Ecru ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Допустимые уровни шума

3.1 Шум в салонах и кабине экипажа самолета (вертолета), а также на рабочих местах бортпроводников нормируется предельными спектрами (ПС) уровней звукового давления (дБ) в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 31.5: 63; 125: 250: 500; 1000; 2000: 4000 и 8000 Гц и уровнями звука в дБ А.

3.2 Уровни звукового давления на крейсерских режимах полета не должны превышать значений, соответствующих предельным спектрам, указанным в таблице 1. Уровни звукового давления в октавных полосах частот, соответствующие этим предельным спектрам, приведены е таблице 2.

Издание официальное

Таблица 1

Номер предельного спектра самолетов

Место измерения шума

дальних

магистральных

средних и ближних магистральных и сверхзвуковых

местных

воздушных

линий

Номер предельного спекгра вертолетов

Салон первого класса

ПС-70

ПС-75

ПС-65

Салон пуристского класса

п£75

пЕао

ПС-80

Салон экономического класса

пЕво

п£5о

Кабина экипажа

Пи-75

ПС-65

Рабочее место бортпроводника

ПС-80

ПС-85

Примечания:

1 Категория самолета (дальний, средний, ближний магистральный и местных воздушных линий) указана в техническом задании на разработку самолета.

2 При уровнях звукового давления в кабинах экипажа вертолетов, соответствующих предельному спектру ПС-85, следует применять индивидуальные средства защиты от шума.

Таблица 2

Номер предельного спектре

Уровень звукового давления. дБ. при среднегеометрических частотах октавных полос. Гц

ПС-65

п£7о

п£73

пСЗо

Примечание — Допускается превышение уровней звукового давления для 10 % контрольных точек до уровней следующего нормированного предельного спектра.

3.3 Значение уровня помех речи (УПР) в кабине экипажа самолетов совладают с номером ПС. УПР определяют как средне арифметическое значение уровней шума е октавных полосах частот 600-1200, 1200-2400 и 2400-4800 Гц.

3.4 Для повышения комфорта самолетов рекомендуется принять меры по снижению уровней шума до значений, соответствующих предельному спектру ПС-65.

3.5 При контрольных измерениях допускается оценка шума по уровням звука е дБ А. При этом уровни звука А не должны превышать уровней, указанных в таблице 3.

Таблица 3

Место измерения шума

Уровень звуков самолетов. дБ А

Уровень звука вертолетов. дБ А

дальних

магистраль

ных

средних и ближних матсгральных и сверхзвуковых

местных

воздушных

линий

Салон первого класса

Салон туристского клаоса

Салон экономического класса

Кабины экипажа

Рабочее место бортпроводника

П р и м е ча н и в-Допускается превышение уровней звука А не болев, чем на Э дБ 4 для 10 % контрольных точек.

3.6 Измерения уровней шума в кабине экипажа, на рабочих местах бортпроводников и е салонах самолетов (вертолетов) проводят в заданных контрольных точках.

3.7 В кабине экипажа и на местах бортпроводников контрольными точками являются рабочие места каждого члена экипажа.

3.8 В каждом салоне самолета (вертолета) контрольными точками являются пассажирские места у левого и правого бортов, а также пассажирские места, ближайшие к продольной оси самолета (вертолета). При симметричном расположении кресел в салонах измерения проводят на

ближайших к продольной оси креслах с правой стороны.

Если число рядов в салоне не превышает девяти, то контрольными точками являются пассажирские места на первом, среднем и последнем рядах.

Если число рядов в салоне более девяти, то контрольными точками являются пассажирские места на пяти рядах, взятых через равные интервалы вдоль салона (в том числе на первом, среднем и последнем рядах).

Если число рядов в салоне четное, то за средний принимают ряд. расположенный ближе к хвостовой части самолета (вертолета).

В вертолетах с числом пассажирских мест до десяти контропьными точками явпяются все пассажирские места.

3.9 Контрольные точки в салонах обозначают номером, соответствующим номеру пассажирского кресла. Следует точно указывать положение контрольных точек на плане самолета (вертолета). Примеры размещения контрольных точек в самолетах и вертолетах даны в приложении А.

4 Методы измерения уровней шума

4.1 Требования к отбору объекта

Измерения акустического шума выполняют на одном самолете или вертолете при государственных, эксплуатационных или сертификационных испытаниях и распространяют на все самолеты и вертолеты, имеющие неизменную конструкцию планера, тип двигателя и подвески. Результаты измерений рассматривают как техническую характеристику самолета (вертолета) данного типа с заданной компоновкой кабин, теплозвукоизолирующей конструкцией, внутренним оборудованием и типом двигателей.

4.2 Требования к средствам измерений

4.2.1 8 комплект измерительной аппаратуры для определения уровня щума в салонах и кабинах экипажа самолетов (вертолетов) должны входить приборы, обеспечивающие измерения и регистрацию уровней шума в процессе испытаний в течение всего полета. Аппаратура должна обеспечивать измерение звукового давления в диапазоне частот 25-11200 Гц.

4.2.2 Общая погрешность измерений уровней звукового давления с учетом градуировочных поправок не должна превышать ±2 дБ.

4.2.3 Микрофон должен быть ненаправленным и удовлетворять следующим требованиям.

• частотный диапазон измерения 12.5-16000 Гц;

— динамический диапазон измерения 20-135 дБ;

• неравномерность частотной характеристики ±1 дБ;

• температурный диапазон эксплуатации от минус 40 до плюс 60 ° С.

Микрофон с усилителем должен иметь характеристики, соответствующие характеристикам шумомера 1-го класса по ГОСТ 17187.

4.2.4 Регистратор должен удовлетворять следующим требованиям:

• неравномерность частотной характеристики в диапазоне частот 25-11200 Гц должна быть не более ±1 дБ;

— в любой октавной полосе частот уровни собственных шумов должны быть не менее чем на 45 дБ ниже номинального уровня записи.

4.2.5 Для измерений может быть использован шумомер 1-го класса по ГОСТ 17187 с набором октавных электрических фильтров, удовлетворяющих требованиям ГОСТ 17168.

Примечание -Допускается измерение уровней шума в 1/3-октавных полосах частот с последующим энергетическим суммированием уровней для получения соответствующих значений в октавных полосах частот.

4.2.6 Измерительный тракт должен иметь действующее свидетельство о поверке, выданное компетентным органом.

4.2.7 Шумомеры следует проверять на соответствие требованиям ГОСТ 17187 не реже одного раза в год.

4.2.8 Калибровку амплитудно-частотной характеристики микрофона в диапазоне частот 2511200 Гц следует выполнять не реже одного раза в год.

Примечание — Если микрофон подвергался сотрясениям или в случае подозрения в повреждении микрофоне, следует проводить дополнительные калибровки.

4.3 Подготовка к измерениям

4.3.1 Измерения проводят в салонах и кабинах экипажей самолетов (вертолетов), подготовленных для эксплуатации на авиалиниях.

4.3.2 Внутренняя отделка самолета (вертолета) должна полностью соответствовать эксплуатационным условиям. Спинки кресел должны быть установлены как можно ближе к вертикальному положению.

4.3.3 Во время измерений система кондиционирования воздуха должна работать на эксплуатационном режиме при полностью включенной системе обдува остекления кабины экипажа. Индивидуальная вентиляция на всех пассажирских местах должна быть полностью включена. Громкоговорящая система должна быть отключена.

4.3.4 Перед полетом и после каждого полета необходимо проводить акустическую калибровку измерительного тракта с помощью пистонфона, который выдает калибровочный сигнал (КС) с уровнем, равным 94 дБ на известной частоте из диапазона 200-1000 Гц. Производят определение частотных характеристик и оценку их соответствия паспортным данным.

Примечание — Если на борту работает ВСУ. то для таких точек измерения следует использовать пистонфои с КС. равным 124 дБ.

4.3.5 Установка микрофонов

В контрольных точках в кабине экипажа микрофон устанавливают на уровне головы члена экипажа на расстоянии 10 см сбоку от уха, расположенного ближе к центру кабины.

На рабочих местах бортпроводников (середина буфета) микрофон устанавливают на высоте 1.65 м от попа.

В контрольных точках в салонах микрофон устанавливают так. чтобы его рабочий центр был на высоте (0.65 ± 0.05) м над точкой пересечения плоскости симметрии кресла со свободной поверхностью сиденья и передней поверхностью спинки кресла. Схема установки микрофона на пассажирском кресле показана в приложении Б.

Во всех случаях главную ось микрофона направляют вверх.

4.4 Проведение измерений

4.4.1 Измерения проводятся в выбранных точках в полете от начала взлета и до окончания посадки. Одновременно регистрируют следующие параметры режимов попета: приборную скорость полета и в числах Маха, высоту полета, температуру наружного воздуха, режим работы двигателя, давление в кабине, расход воздуха в кабине экипажа и салонах, температуру воздуха в кабине экипажа и салонах. Синхронность записей параметров шума и параметров режимов полета должна быть не менее 1 с.

4.4.2 Во время измерений в пассажирском салоне число пассажиров не должно превышать 15 % максимального числа пассажирских мест в салоне. Кресла, на которых проводят измерения, и соседние с ними кресла должны быть свободными.

4.4.3 В каждой контрольной точке измерения выполняют не менее, чем в трех полетах.

4.4.4 Следует периодически проводить контроль источников тока всех используемых батарейных приборов.

4.4.5 Необходимо следить за тем. чтобы на результаты измерений не оказывали влияния помехи от вибраций, электромагнитных полей. Это проверяют путем надевания на микрофон плотно облегающего жесткого стального колпачка и регистрацией сигналов с этого микрофона.

4.5 Обработка результатов

4.5.1 В показания измерительных приборов должны быть внесены поправки (градуировочные, барометрические, температурные и др.).

4.5.2 По записанной на регистраторе информации для каждой точки измерения вычисляют суммарный уровень шума в диапазоне частот 25-11200 Гц и представляют в виде графика изменения этой величины по времени полета. На графике изменения этой величины по времени выделяют участки установившегося горизонтального полета на крейсерском режиме, при котором приращение перегрузки не превышает ±0,2 и отсутствуют маневры, которые отклоняют самолет от прямолинейного горизонтального полета. Длительность таких участков, по которым вычисляются уровни шума в октавных полосах частот для сравнения их с допустимыми уровнями, должна быть не менее 50 с. Вычисления общего уровня шума в течение всего полета выполняют с шагом по времени, равным 1 с, с дальнейшим усреднением по времени, равным 5 с. Полученные после усреднения значения являются параметрами шума в конкретной точке измерения и конкретном режиме полета.

4.5.3. Результаты каждой серии измерений оформляют протоколом, форма которого дана в приложении 8.

4.5.4. Для каждой контрольной точки вычисляют средний уровень звукового давления в каждой октавной полосе и уровень звука А определяемые как средне арифметическое измеренных на каждом режиме уровней, с осреднением до целых значений децибел.

4.5.5. Результаты измерений представляют на бланке, форма которого дана в приложении Г.

4.5.6. Полученные в каждой контрольной точке значения уровней звукового давления в октавных полосах частот сравнивают с указанными в разделе 3 максимально допустимыми уровнями для данного типа самолета (вертолета).

4.5.7. Результаты оформляют отчетом, который должен содержать информацию об измерительной аппаратуре и ее калибровке, условиях измерений, положении контрольных точек, введенных поправках, полученных уровнях звукового давления и результатах сравнения измеренных уровней с максимально допустимыми для данного типа самолета (вертолета).

А 1 Расположение контрольных точек при асимметричной установке кресел и размещении двигателей в хвостовой части самолета показано на рисунке А 1

А 2 Расположение контрольных точек при симметричной установке кресел и размещении двигателей в хвостовой части самолета показано на рисунке А 2

1 — салон первого класса; 2 — салон туристского класса

Рисунок А 2

А 3 Расположение контрольных точек при симметричной установке фесел и размещении двигателей в хвостовой части самолета показано на рисунке А 3

f — салон первого класса. 2 — салон туристского класса, 3 — салон туристского и экономического классов

Рисунок АЗ

А 4 Расположение контрольных точек при симметричной установке кресел и размещении двигателей под крылом самолета показано на рисунке А 4

1.3-салоны туристского класса: 2 — салон туристского и экономического классов

Рисунок А 4

А 5 Расположено контрольных точек при симметричной установке кресел в вертолете показано на рисунке А 5.

1 — кабина экипажа: 2 — салон Рисунок А 5

Б 1 Расположение микрофона на пассажирском кресле показано на рисунке Б 1

Протокол измерений уровней шума в самолете

20_г.

Бортовой номер

Тип и заводские номера двигателей

Параметры полета

ГЬ

п3

Л4

м

Н, м

кмА*

С «С

кг/ч

кг/ч

Р. Па

(мм рт. ст.)

1,.°С

tc!. «С

Ь.‘С

Номер

контрольной

точки

Уровень звука. дБ А

Уровень звукового давления. дБ. при среднегеометрических частотах октавных полос. Г и

Тип и номера приборов

Измерения в соответствии с ГОСТ

провел

(должность. Ф.И.О.)

Г 1 Бланк осредненных значений показан на рисунке Г.1.

Рисунок Г 1

La. ДБ А 110 100 90 80 70 60 50

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *