Апатриды

Как в свое время заметили Ильф и Петров, статистика знает всё. Вот только сколько в мире «людей без паспорта», не знает даже она. По самым приблизительным данным ООН, статус апатридов имеют свыше 15 млн человек на планете: больше населения такого мегаполиса, как Москва, или пяти таких государств, как Литва.

В международном праве и российском законодательстве апатридами считаются люди, которые не имеют гражданства ни одной страны или его документального подтверждения. Причин такого явления немало: тут и лишение гражданства, и отказ от него по собственному желанию, и потеря статуса после ликвидации государства… Для конкретного человека важны последствия, а они весьма критичны для жизни. Как правило, апатриды не имеют права на официальное трудоустройство, медицинскую помощь в государственных поликлиниках и больницах, обучение в высших учебных заведениях, свободное передвижение по миру и многое другое. Люди без паспорта не считаются законодательством иностранцами, в то же время они не имеют прав, которые есть у граждан той или иной страны.

Российское законодательство немного гуманнее: статья 62 Конституции РФ гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». «Немного» потому, что хотя лица без гражданства имеют право на медицинское страхование, с официальным трудоустройством или получением образования дела обстоят… никак. К тому же у апатридов нет политических прав: они не могут вступать в партии и голосовать. Получается, что «человек без паспорта» фактически выключен из гражданского общества. Изгой, живущий, как говорится, «на птичьих правах».

Один из таких людей, житель Ленинградской области, уроженец Узбекистана недавно был у меня на личном приеме. История его мытарств типична для множества апатридов на территории бывшего СССР. В 2004 году он выехал из Республики Узбекистан на постоянное место жительства в Россию. Уже 14 лет мужчина живет и работает в Ленинградской области. У него есть жена, дочь и мама, которые проживают вместе с ним и являются гражданками Российской Федерации.

Однако сам мужчина фактически не имеет гражданства ни одной страны. Узбекский паспорт недействителен, и для того, чтобы получить новый документ, он должен выехать из России для его оформления. Проблема в том, что он уже нарушил миграционные правила Российской Федерации, превысив допустимый срок пребывания в стране, и опасается, что, выехав в Узбекистан и получив все необходимые документы, уже не сможет вернуться обратно к своей семье, поскольку иностранцам, нарушившим закон, въезд в Россию запрещен.

А без документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, его легализация на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством не представляется возможной. Получается, что человек попал в тупиковую ситуацию: чтобы так же, как все члены его семьи, стать гражданином России, ему необходимо выехать из страны и тем самым потерять возможность в нее вернуться.

Это только один человек, который обратился к нам и был услышан. А сколько людей на территории нашей страны находятся в подобной ситуации, сложно даже представить… Очевидно, что проблема является системной, и подходить к ее решению нужно уже не в рамках урегулирования единичного случая, а на федеральном уровне.

Поэтому уже в ходе приема, выслушав заявителя, я дала указания сотрудникам профильных подразделений аппарата уполномоченного подготовить и направить в соответствующие государственные органы предложения по системному урегулированию вопроса.

Думаю, что решением проблемы может стать законодательное выделение иностранных граждан, у которых родители, супруг или дети являются гражданами России и постоянно проживают на территории нашей страны, в особую категорию «иностранных граждан, имеющих родственные связи с гражданами страны пребывания». Таким образом, в случае нарушения гражданами этой категории срока пребывания в стране, при отсутствии иных, более серьезных правонарушений законом должна быть предусмотрена возможность получения новой миграционной карты с установлением нового срока временного пребывания без права выезда из России.

Тем более что прецедент уже создан: в 2017 году Российская Федерация проявила добрую волю по отношению к гражданам Республики Таджикистан, объявив так называемую миграционную амнистию. В течение месяца все граждане этой страны, превысившие по какой-либо причине допустимый срок пребывания в России, имели возможность восстановить миграционный документ и возобновить срок пребывания в нашей стране.

А еще… еще не будем забывать, что на протяжении многих лет апатридами были такие поистине выдающиеся люди, как Альберт Эйнштейн, Иван Бунин… Не самое, мягко говоря, бесполезное приобретение для страны пребывания.

Автор — уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

В соответствии со ст. 435.1 в список вносяться и сохраняются данные иностранного гражданина, если имеет место хотя б одна из следующих причин:

1) иностранцу было выдано решение об обязательном возвращении с запретом въезда на территорию Республики Польша и в другие страны Шенгенской зоны;
2) иностранный гражданин был признан виновным в:

a) в Республике Польша – умышленное преступление, или совершение налогового правонарушения с наказанием в виде штрафа или лишения свободы, или
б) в другой стране за пределами Шенгенской зоны – преступление, являющееся особо тяжким преступлением в соответствии с польским законодательством, или

в) в Республике Польша или другой стране Шенгенской зоны – преступление с наказанием в виде лишения свободы до одного года;

3) въезд или пребывание иностранного гражданина на территории Польши является нежелательным из-за обязательств, вытекающих из постановлений международных договоров и соглашений, ратифицированных Польшей;
4) это необходимо по соображениям национальной обороны и национальной безопасности или защиты общественной безопасности и порядка или интересов Польши;
5) иностранец после предварительного ареста в связи с незаконным пересечением границы был передан третей стране на основании международного договора передачи и приёма граждан.

Данные иностранного гражданина вносятся в список на период:

1) указанный в решении об обязательном возвращении иностранного гражданина, если в нем указан запрет повторного въезда на территорию Республики Польша или запрет повторного въезда на территорию Республики Польша и других стран Шенгенской зоны;
2) трёх лет со дня передачи иностранного гражданина третьей стране на основании международного договора передачи и приёма граждан, после предварительного ареста гражданина в связи с незаконным пересечением границы;
3) пяти лет со дня окончания срока действия наказания в виде лишения свободы, вынесенного на основании решения суда, которое является основанием для включения данных в список, если иностранец был осуждён к лишению свободы минимум на 3 года;
4) трёх лет со дня окончания срока действия наказания в виде лишения свободы, вынесенного на основании решения суда, которое является основанием для включения данных в список, если иностранец был осуждён к лишению свободы сроком менее трёх лет;
5) трёх лет со дня принятия решения, которое является основой для включения данных в список, если наказанием для иностранца является штраф;
6) условного срока лишения свободы с момента вступления в силу решения, указанного в ст. 435 § 1 п. 2, если иностранец осуждён к лишению свободы условно;
7) вытекающий из международных договоров, обязывающих Польшу, и являющихся основанием для включения данных иностранного гражданина в список;
8) не дольше, чем 5 лет с возможностью продления на последующие периоды, ни один из которых не должен превышать пяти лет, в случае, если в списке запись сделана из-за того, что въезд или проживание иностранного гражданина может составлять угрозу для обороноспособности или безопасности страны или охраны общественной безопасности и порядка, или ущерб интересам Республики Польша.

СЕКРЕТАРИАТ ОТДЕЛА ПО УЧЕТУ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

тел. (22) 60-175-36

факс (22) 60-156-58

Задания отдела по учёту иностранных граждан:

– ведение списка иностранных граждан, пребывание которых в Польше нежелательно,

– передача данных для Шенгенской информационной системы (SIS),

– рассмотрение запросов на получение информации о фигурантах списка, опровержение данных, или удаление данных из списка,

– ведение и обслуживание государственного контактного пункта малого пограничного движения,

– сотрудничество с государственными учреждениями и государствами Шенген зоны.

ЗАПРОС НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИИ СО СПИСКА

ПОМНИТЕ: составляя запрос на получение информации, удаление или опровержение данных о включённых в список иностранных гражданах, пребывание которых в Польше нежелательно, заявитель, проживающий за пределами Польши, должен назначить поверенное лицо в Польше для исполнения поручений или для ведения всего дела.

В случае назначения нескольких поверенных лиц корреспонденция будет доставляться только одному из них. Это лицо может определить сторона.

В соответствии со ст. 444,1 Закона об иностранных гражданах, иностранец или назначенное по делу поверенное лицо может обратиться к Главе Управления по делам иностранцев с просьбой о:

  • получении информации о его данных, помещённых в списке или в Шенгенской информационной системе с целью отказа во въезде, дате записи, об ее юридическом и фактическом основании;
  • опровержении данных, если они являются неполными, устаревшими или неточными;
  • удалении данных, если они были незаконно размещены или находятся в списке на незаконном основании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чтобы получить информацию следует обратиться к Главе Управления по делам иностранцев с заявкой (*) на бланке, содержащей:

– точные личные данные: имя, фамилия, прежние фамилии,

– серия и номер проездного документа

– дата рождения,

– адрес проживания иностранного лица

– почтовый адрес иностранного гражданина на территории Республики Польша или адрес его поверенного лица;

– точное определение содержания своего обращения;

– обоснование просьбы в случае подачи заявки на опровержение данных или их удаление

– собственноручная подпись.

ЗАЯВКА СУПРУГА ГРАЖДАНИНА РП НА УДАЛЕНИЕ ДАННЫХ СО СПИСКА ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ, ЧЬЁ ПРЕБЫВАНИЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНО НА ТЕРРИТОРИИ РП.

Иностранец, являющийся супругом гражданина Польши, вместе с заявкой подаёт:

– если брак был заключён за границей: свидетельство о браке, заверенное в польском загсе,

– если брак был заключён в Республике Польша: оригинал свидетельства о браке или официально заверенную копию.

Свидетельство о браке возвращается стороне по предварительной просьбе, указанной в заявке.

ГЕРБОВЫЙ СБОР

За выдачу справки по заявке стороны оплачивается гербовый сбор. Обязанность оплаты гербового сбора наступает с момента подачи заявки на выдачу справки. Заявитель обязан внести гербовый сбор в размере 17 злотых на счёт:

Urząd Miasta Stołecznego Warszawy Dzielnica Śródmieście

ul. Nowogrodzka 43, 00-950 Warszawa

CitiBank Warszawa

21 1030 1508 0000 0005 5000 0070

для зарубежных платежей:

SWIFT CODE: «CITIPLPX”

IBAN: «IBAN PL21 1030 1508 0000 0005 5000 0070”

плюс приложение подтверждения оплаты.

Ниже заполнены формы оплаты на выдачу справки, доверенности, а также вместе за выдачу справки и за доверенность.

Заполнить вручную нужно только заголовок «имя заявителя”.

Если известна сигнатура дела, находящегося в Отделе учёта иностранных граждан, ее вписывается в соответствующей графе («tytułem cd.”)

opłata za zaświadczenie (оплата за справку),
opłata za pełnomocnictwo (оплата за доверенность),
opłata za zaświadczenie i pełnomocnictwo (оплата за справку и доверенность).

ДОВЕРЕННОСТЬ

В случае, если заявку подаёт поверенное лицо, следует прилагать доверенность и подтверждение дополнительной оплаты гербового сбора за доверенность (17 злотых) на вышеуказанный счёт.

Заявитель, пребывающий за пределами РП, обязан выбрать поверенное лицо для ведения всего дела и пребывающего в Польше. Если поверенное лицо не будет указано, заявитель будет призван устранить этот формальный недостаток и определить поверенное лицо, а также предоставить доверенность на получение ним полномочий в течение 7 дней со дня получения повестки, что продлит время рассмотрения дела.

Уполномоченным может быть физическое, правоспособное лицо, то есть, как правило, любой человек совершеннолетнего возраста, который не был признан судом недееспособным.

Уполномоченным может быть как лицо, соответствующей профессии (например, адвокат, поверенное лицо), так и лицо, не имеющее соответствующей квалификации, например, члены семьи, знакомые.

В случае назначения нескольких поверенных лиц корреспонденция будет доставляться только одному из них. Это лицо может определить сторона.

Доверенность для поручений и для ведения дела подлежат оплате гербового сбора в размере 17 злотых. От оплаты гербового сбора за доверенность освобождаются: супруг, старшие члены семьи, младшие члены семьи, и члены семьи лица, передающего полномочия.

Образцы доверенности в формате doc и PDF с возможностью электронного заполнения за исключением подписи, которая должна быть сделана от руки, размещены внизу страницы.

Все документы составляются по-польски или переводятся официальным переводчиком, подаются в оригинале или, в случае копии, должны иметь официальное подтверждение соответствия с оригиналом.

Документы, подающиеся с ходатайством:

  1. подтверждение оплаты гербового сбора,
  2. доверенность (если назначено поверенное лицо), а также подтверждение оплаты за доверенность,
  3. свидетельство о браке (если супруги являются гражданами РП),
  4. другие документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в заявке.

Ниже находится форма ходатайства и образцы доверенности в формате doc и PDF, которые можно заполнить в электронной версии, за исключением подписи, которая должна быть сделана от руки и распечатать. Распечатанные формы можно получить также в информационном пункте офиса в отделении на ул. Таборовой, 33.

*ПОМНИТЕ: С принятием нового Закона об иностранных лицах заявки подаются на бланке, предусмотренном в распоряжении министра внутренних дел.

Комплект документов отправляется по адресу:

Urząd do Spraw Cudzoziemców

Departament Legalizacji Pobytu

Wydział Wykazu Cudzoziemców

ul. Taborowa 33

02-699 Warszawa

или подаётся в офисе на ул. Таборовой, 33 с 8:15 пo 16:00.

Оман состоит из различных топографических областей, состоящих из равнин (3%), гор (15%) и водоемов (долины (русла высохших рек)) и пустынь (82%).

Султанат Омана имеет площадь 309,500 квадратных километров и состоит из различных топографической области , состоящая из равнин (3%), гор (15%) и wadies (долины (сухие реки кровати)) и пустыни (82%). Выше поставили перед ГДГС и РОП задачу сохранить статус записи актов гражданского состояния. Национальная система регистрации (NRS) является CRVS ( регистрации актов гражданского состояния и статистики естественного движения населения ) системы, ссылки 12 гражданского состояния директоратов по всей султаната. Он управляется квалифицированным персоналом и использует сложные компьютерные системы. Однако эти 12 гражданских управлений были созданы только в основных городах Омана (четыре мухафазы и пять регионов). Люди, живущие в отдаленных районах, не имеют доступа к этим управлениям. Им придется преодолеть большое расстояние, чтобы зарегистрироваться или обновить свой гражданский статус; это дорого обходится многим из этих людей.

Королевская полиция Омана — регистрация на мобильную регистрацию гражданского состояния осуществляется на полноприводных автомобилях

Во многих частях султаната есть районы проживания, разбросанные по обширным территориям. Некоторые из этих районов являются удаленными и труднодоступными по суше или городскому транспорту. Одним из примеров является полуостров Мусандам , анклав Омана, отделенный от остальной части страны Объединенными Арабскими Эмиратами . Полуостров Мусандам имеет площадь 1800 квадратных километров (695 квадратных миль) и население 28 727 человек. Он расположен в 500 км от Маската и состоит из гор и береговой линии. Мадха расположен на полпути между полуостровом Мусандам и основной частью Омана. Он является частью мухафазы Мусандам, площадью около 75 км2 (29 квадратных миль). Доступ к Мусандаму по суше возможен по прибрежной дороге из Объединенных Арабских Эмиратов, с использованием пассажирского парома или по воздуху.

Масира , остров у восточного побережья Омана , протяженностью 95 км с севера на юг, от 12 до 14 км в ширину, площадью около 649 км², с населением около 12 000 человек в двенадцати деревнях, в основном на севере острова ( 9 292 человека по данным переписи 2003 г., из них 2 311 иностранцев). Единственный способ добраться до этого района — на пассажирском пароме или по воздуху. Следующий пример — пески Вахиба или Рамлат аль-Вахиба (также называемые песками Шаркия), пустынный регион в Омане. Район определяется границей в 180 километров (112 миль) с севера на юг и 80 километров (50 миль) с востока на запад, с площадью 12500 квадратных километров (4800 квадратных миль). Во всех приведенных выше примерах жилые дома разбиты на более мелкие поселения, некоторые из них меньше 20 в деревне.

Запуск

11 апреля 2009 г. были созданы мобильные регистрационные подразделения (MRU) для решения вышеуказанной проблемы. Используя современные технологии, MRU были добавлены в сеть управлений NRS для обеспечения быстрого и оперативного обслуживания пользователей, проживающих в удаленных районах. Эти мобильные регистрационные устройства представляют собой компактное, очень портативное оборудование, которое можно упаковать в автомобили или даже носить с собой. Он был специально разработан для работы в сложной местности и погодных условиях. Что наиболее важно, он способен выполнять функции, аналогичные функциям любого местного регистрационного офиса.

Роль

Другим важным моментом является то, что MRU также играет роль в выборах в Маджлис аш-Шура ( Консультативная ассамблея Омана ), где мобильные устройства используются для установки приложения электронного голосования в удостоверения личности Омана, чтобы позволить избирателям использовать свои удостоверения личности. в процессе выборов. Эта услуга была запущена 3 января 2011 г. Эти устройства состоят из ноутбука , с камерой , в сканер подписи , сканер отпечатков пальцев и считыватель ID — карты. Он поддерживает регистрацию новых избирателей и установку момента избирательного апплета и регистрацию места голосования. Это способствует прозрачности избирательного процесса . Раньше один избиратель мог отдать несколько голосов в разных избирательных границах. С помощью приложения eVoting оно обеспечивает соблюдение политики «один человек — один голос». Кроме того, это позволяет избирателям гибко отдавать голоса на выбранном им избирательном участке без необходимости физического присутствия. Это чрезвычайно важно, так как многие работают в столице, но родом из отдаленных районов.

MRU и NRS

Сервис MRU — важный компонент Национальной системы регистрации (NRS). NRS в первую очередь предназначена для создания юридических документов, требуемых законом (удостоверения личности, карты резидента и свидетельства о рождении , смерти ) в дополнение к регистрации браков и разводов . Эти записи являются основным источником статистических данных о гражданском состоянии. Точность и своевременность регистрации актов гражданского состояния имеют важное значение для качественной статистики естественного движения населения и планирования. MRU жизненно важен для обеспечения достижения цели NRS, особенно для удаленных районов и инвалидов (людей с особыми потребностями), которых можно обслуживать дома, потому что к ним прибывает мобильное устройство.

внешние ссылки

  • ROP сайт
  • Сайт гражданского состояния

Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 г.
№ 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение).

Гражданство Российской Федерации приобретается (статья 11 Федерального закона):

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Прием в гражданство Российской Федерации лиц осуществляется в общем и упрощенном порядке.

Общий и упрощенный порядки отличаются основаниями, условиями, сроками рассмотрения соответствующих заявлений (в общем порядке – срок рассмотрения заявления до 1 года, в упрощенном – до 6 месяцев со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов) и компетенцией принятия решения.

По заявлениям о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке решение принимает Президент Российской Федерации, в упрощенном порядке – руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне.

Квоты на приобретение российского гражданства отсутствуют. Преимущественного права приобретения гражданства Российской Федерации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности не установлено.

Условия приема в российское гражданство в общем порядке установлены статьей 13 Федерального закона. Одним из основных условий является постоянное проживание на территории России по виду на жительство в течение 5 лет непрерывно. Срок проживания сокращается до 1 года или это условие снимается для отдельных категорий иностранных граждан, установленных той же статьей.

На основании статьи 37 Федерального закона гражданство Российской Федерации приобретается:

в соответствии со статьей 12 Федерального закона – со дня рождения ребенка;

в соответствии с частями второй и четвертой статьи 26 Федерального закона – со дня усыновления (удочерения) ребенка;

в остальных случаях – со дня принесения лицом Присяги в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона, если иное не предусмотрено Федеральным законом и указами Президента Российской Федерации.

Заявления по вопросам гражданства лицом, проживающим на территории России, подается в территориальный орган МВД России по месту жительства заявителя. Прием заявлений от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляется в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом.

Условия приема в российское гражданство установлены частью первой статьи 13 Федерального закона:

• наличие законного источника средств к существованию;

• обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у лица иного гражданства;

• владение русским языком.

Заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, о восстановлении в гражданстве Российской Федерации и о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, отклоняются на основании части первой статьи 16 Федерального закона, если указанные лица:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) участвуют либо участвовали в международных, межнациональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтах, либо в совершении в ходе таких конфликтов действий, направленных против российского контингента миротворческих сил и препятствующих исполнению им своих миротворческих функций или направленных против Вооруженных Сил Российской Федерации, либо в совершении террористических актов, осуществлении экстремистской деятельности или в подготовке совершения таких актов, в осуществлении такой деятельности за пределами Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, представительств Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, представительств субъектов Российской Федерации и их сотрудников;

в) участвуют либо участвовали в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, за осуществление которой законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность, либо иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

г) имеют ограничения на въезд в Российскую Федерацию в связи с тем, что они подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавались Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, либо в связи с принятием в отношении лица решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (до истечения установленных сроков ограничения на въезд в Российскую Федерацию);

д) использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

е) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

ж) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;

з) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

и) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (до истечения срока наказания).

Соответствующие конкретным основаниям приобретения российского гражданства формы заявлений, правила и порядок их оформления, подачи и рассмотрения, а также перечни прилагаемых к ним документов, установлены Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325.

За рассмотрение заявлений по вопросам гражданства уплачивается государственная пошлина в размере 3 500 рублей.

Гражданство Российской Федерации прекращается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *