Антимонопольная

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ №1489 от 25 декабря 2014 года ФАС России переданы функции Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) по контролю в сфере государственного оборонного заказа. Постановление вступило в силу 1 января 2015 года. Указом Президента РФ №373 от 21 июля 2015 года ФАС России переданы функции в сфере тарифного регулирования.

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г. ФАС России — федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 84 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы. Численность работников службы в регионах составляет 2315 человек. Представительства ФАС России за рубежом, а также подведомственные ей органы государственной власти отсутствуют. Численность работников центрального аппарата составляет 1189 человек. Основная часть руководителей управлений и отделов ФАС России — люди в возрасте от 27 до 35 лет.

ФАС России сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта менеджмента качества ISO 9001. 17 января 2012 года ведомством получен первый сертификат, удостоверяющий соответствие стандарту ISO 9001:2008.

На протяжении последующих лет Федеральная антимонопольная служба неоднократно подтверждала своё соответствие стандарту качества, актуализируя свою деятельность в соответствии с лучшими мировыми практиками.

Таким образом, 18 января 2018 года после успешного прохождения ведомством очередного сертификационного аудита, ФАС России получила сертификат соответствия новейшему стандарту ISO 9001:2015.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. №331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
(П. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331)

ФАС России:

  • Общие положения
  • Полномочия
  • Организация деятельности
  • Территориальные органы

Постановления Правительства РФ

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331
«Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»

Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 № 189
«Вопросы Федеральной антимонопольной службы»

Приказы ФАС

Приказ ФАС России от 18.04.2013 № 271/13
«Об утверждении формы представления антимонопольному органу головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу сведений о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа»

Приказ ФАС России от 07.09.2012 № 572
«О координации деятельности центрального аппарата ФАС России и территориальных органов ФАС России при осуществлении контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Приказ ФАС России от 07.09.2012 № 571
«Об утверждении Методических рекомендаций по организации приема граждан, обеспечению своевременного рассмотрения обращений граждан, принятию решений и направлению ответов в установленный срок в территориальных органах Федеральной антимонопольной службы (ФАС России)»

Приказ ФАС России от 24.07.2012 № 498
«Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений»

Приказ ФАС России от 26.06.2012 № 422
«О создании комиссии по контролю в сфере размещения заказов»

Приказ ФАС России от 20.01.2012 № 21
«Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию решений и направлению ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок»

Приказ ФАС РФ от 25.02.2011 № 139
«Об утверждении этического кодекса государственных гражданских служащих Федеральной антимонопольной службы»

Приказ ФАС России от 26.01.2011 № 30
«Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы»

Приказ ФАС РФ от 14.05.2008 № 163
«О действиях Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Приказ ФАС РФ от 27.08.2007 № 267
«О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках»

Приказ ФАС РФ от 09.04.2007 № 105
«Об утверждении Регламента Федеральной антимонопольной службы»

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Многие из Вас знают, что такое ФАС, кто-то даже имел дело с данной службой, а кто-то и не один раз. У каждого сложилось своё мнение о её работе, кто-то вынес положительный опыт, кто-то нет. Но сейчас не об этом. Данная обзорная статья предназначена для новичков, которые только начинают работать с госзакупками, и имеют лишь поверхностное представление о ФАС или не имеют его вовсе. И так, давайте приступим…

1. Что такое ФАС?
2. Функции ФАС
3. Цели ФАС

Что такое ФАС?

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ №1489 от 25 декабря 2014 года ФАС России переданы функции Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) по контролю в сфере государственного оборонного заказа. Постановление вступило в силу 1 января 2015 года. Указом Президента РФ №373 от 21 июля 2015 года ФАС России переданы функции в сфере тарифного регулирования.

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 г. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г. ФАС России — федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 84 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы. С перечнем территориальных органов Федеральной антимонопольной службы можно ознакомиться, перейдя по данной ссылке — http://fas.gov.ru/offices/spisok-ufas-rossii.html.

Функции ФАС

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:

1. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;

2. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

3. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;

4. Контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

5. Контроль за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа;

6. Контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Цели ФАС

1. Благоприятная конкурентная среда в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся естественными монополиями;

2. Равный доступ к товарам (работам, услугам) естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах их деятельности;

3. Прекращение антиконкурентного вмешательства органов власти в функционирование рынков, высокая эффективность бюджетных расходов при размещении государственного и муниципального заказа;

4. Эффективная реализация государственной политики в области контроля иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В завершении своей статьи, предлагаю вам посмотреть короткий анимационный видеоролик ФАС России о недопустимости недобросовестной конкуренции.

В письме, подготовленном специалистами ФАС России (письмо ФАС России от 4 марта 2020 г. № МЕ/17054/20), сообщается, что в дополнение к существующей возможности дистанционного участия в рассмотрении жалоб на действия заказчиков, расположенных в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, принятых к рассмотрению в центральном аппарате ведомства, введена возможность «удаленного» участия в обжаловании действий заказчиков из Уральского и Северо-Западного федеральных округов посредством видео-конференц-связи. Обеспечивают дистанционное рассмотрение жалоб в указанных регионах территориальные органы ФАС России.

В письме говорится о рассмотрении жалоб в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Узнайте последние изменения Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, пройдя обучение по долгосрочной программе профессиональной переподготовки, и получите диплом установленного образца.

Также отмечается, что аналогичная возможность будет предоставлена и в других федеральных округах Российской Федерации. О появлении соответствующей возможности ФАС России уведомит участников контрактной системы дополнительно.

Напомним, возможность дистанционного участия в рассмотрении жалоб в центральном аппарате ФАС России на действия заказчиков, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, появилась у участников рассмотрения жалоб в конце прошлого года.

Отзывы комитетов на законопроект (N848392-7) опубликованы в электронной базе данных нижней палаты парламента.

Поправки в закон о защите конкуренции и об оперативно-розыскной деятельности были внесены в Госдуму в конце прошлого года. Они усиливают полномочия ФАС при расследовании дел о картелях, выявлении антиконкурентных соглашений с участием органов власти, а также расследовании сговоров участника и заказчика на организованны торгах.

Согласно законопроекту, ФАС при расследовании данных дел получала доступ к персональным данным и сведениям об абонентах услуг связи (имя, фамилия, принадлежность номеров). Сейчас заложенная в законе формулировка позволяет сотовым операторам отказывать в представлении таких сведений со ссылкой на закон о связи, по которому сведения можно получить только на основании судебного решения. Кроме того, служба наделялась полномочиями по проведению выемки документов и предметов по антикартельным расследованиям, правом получать объяснения у должностных лиц компаний. Поправки в закон об оперативно-розыскной деятельности позволяли правоохранительным органам направлять в ФАС информацию, полученную при проведении расследований. Внесенный законопроект также увеличивал срок давности по антикартельным соглашениям.

Комитет Госдумы по энергетике считает, что расширение полномочий ФАС должно быть связано с обеспечением прав лиц, в отношении которых службой проводятся мероприятия. «Законопроект не определяет особенности изъятия документов и предметов в помещениях органов государственной власти (в том числе правоохранительных органов), не регламентирует саму процедуру изъятия в ситуации, когда они не выдаются добровольно. В результате отсутствия регламентации выемка может перейти в обыск, полномочиями на проведение которого ФАС не обладает и регламентация которого в законопроекте не приведена», — говорится в заключении. В комитете считают, что мероприятия, предусмотренные законопроектом должны проводиться исключительно правоохранительными органами, а ФАС в рамках антимонопольного реагирования уже обладает достаточными полномочиями, позволяющими получить необходимую информацию, документы, объяснения.

«Ввиду высокой степени влияния положений законопроекта на условия введение бизнеса и инвестиционную привлекательность объектов ТЭК, а также возможных негативных последствий от его принятия, вплоть до полной остановки их деятельности, комитет не поддерживает предлагаемые проектом федерального закона нормы», — говорится в отзыве комитета. При этом он рекомендовал документ к принятию при условии существенной доработки ко второму чтению.

Комитет Госдумы по безопасности считает, что прописанное в законопроекте расширение полномочий ФАС означает, что контрольно-надзорный орган будет обладать полномочиями, аналогичными с полномочиями правоохранительных органов. Изъятие сотрудниками ФАС документов и предметов, а также получение объяснений могут проводится в рамках КоАП, считают в комитете. «Помимо этого, действующее законодательство также позволяет ФАС России привлекать к проводимым контрольным мероприятиям органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность», — говорится в заключении. Комитет по безопасности поддержал законопроект при условии его доработки.

В среду, 5 февраля, свое заключение на законопроект планирует представить профильный комитет — по экономической политике. Рассмотрение законопроекта в первом чтении намечено на 11 февраля.

Это не первая инициатива ФАС, которая вызвала критику в Госдуме. Так, законопроект о ликвидации ФГУПов и МУПов на конкурентных рынках рассматривался в Госдуме больше полутора лет и был существенно скорректирован в сторону увеличения унитарных предприятий, которые не попадали под ликвидацию. Также в начале года был отложен законопроект, который освобождает компании от уплаты пошлин при перерегистрации имущества в рамках реформы унитарных предприятий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *