Акт выполненных работ аренда

Для чего необходим?

Процедура аренды помещения по специальному договору сопровождается составлением двух конкретных актов:

  • приема-передачи;
  • выполненных работ.

Первый документ подтверждает факт того, что произошла передача определенного помещения в пользование арендатора. Оформленный акт свидетельствует о том, что арендатор недвижимого объекта согласен взять помещение в аренду в том состоянии, в котором оно есть. Когда срок договора аренды истечет и продлен не будет, то составляется еще один акт приема-передачи, означающий окончание аренды нежилого помещения.

Второй документ также обязателен для составления. Он подписывается обоими участниками сделки аренды и означает права пользования недвижимым объектом.

Многих граждан интересует вопрос, нужны ли акты выполненных работ по договору аренды помещения? Ответ однозначен. Необходимо оформление подобных актов по российскому законодательству (как и акты о дисциплинарных взысканиях, вроде такого). Акт выполненных работ по договору найма подтверждает, что все обязательства и условия соблюдаются сторонами в соответствии с договором аренды.

Важно составление настоящего документа для предоставления его уполномоченным лицам государственных учреждений. Например, представителям налоговой службы. Грамотно составленный документ о проделанном труде по контракту найма нежилого помещения имеет юридическую значимость. При возникновении непредвиденных обстоятельств его можно предъявить в судебную инстанцию для привлечения контрагента к ответственности.

Фактура составляется в двух экземплярах, один остается у арендатора, а другой передается арендодателю. Каждый экземпляр означает, что исполнитель выполнил свои обязанности по сделке. В будущем, такой документ может быть основанием осуществления расчетов по сделке или для предъявления претензий по качеству.

Требования к оформлению

Составляется бумага о проделанном труде по контракту найма раз в месяц. Важно ежемесячно выписывать документ на организацию в одну и ту же дату, т. к. оплата аренды происходит ежемесячно в установленные сроки. Законодательством не определено единого образца документа, но есть некоторые правила составления.

Оформление акта выполненных работ по договору аренды должно соответствовать требованиям:

  • его составление обязательно должно быть в письменном виде, договоренность о выполненных работах в устной форме не имеет юридической значимости;
  • он обязательно должен содержать сведения о недвижимом имуществе;
  • нужно грамотно изложить суть составления акта выполненных работ.

Важно, чтобы составленный акт выполненных работ по договору аренды был подписан обеими сторонами сделки. Если подобный документ состоит из нескольких страниц, то желательно чтобы он был подписан на каждой из них. Данная предосторожность позволит избежать негативных ситуаций. Например, недобросовестный контрагент не сможет заменить подписанные листы иными, что избавить обе стороны от судебного разбирательства.

Акт выполненных работ по договору аренды требуется составлять с указанием данных, которые содержатся в договоре.

Образец акта

Бланк документа выполненных работ по договору аренды, в соответствии с нормами закона, должен содержать следующие сведения:

  • название документа;
  • число, месяц и год составления;
  • сведения об исполнителе. Вся информация о контрагентах, заключивших контракт найма, указывается исходя из информации, которая содержится в учредительных документах;
  • сведения о заказчике;
  • суть составления акта заключается в таблице. В ней обязательно указывается: порядковый номер, название работы или оказанных услуг, какой объем выполнен, единицы измерения, цена за каждую выполненную операцию, итоговая сумма. Сумма внизу таблицы указывается с учетом и без НДС;
  • прописью записывается итоговая сумма, на которую были оказаны услуги или сделаны работы;
  • обязательное условие, свидетельствующее, что арендодатель претензий не имеет и согласен с указанными сведениями в настоящем документе;
  • подписи участников сделки, здесь же и проставляется печать компании.

Оформить документ верно поможет представленный пример. Скачать образец акта выполненных работ по договору аренды помещения можно по ссылке.

О документах для подтверждения расходов на аренду помещения

Какими документами можно подтвердить расходы арендатора на аренду помещения, если заключенный договор представления счетов на оплату и составления акта выполненных работ не предусматривает? Отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Дмитрий Гусихин и Вячеслав Горностаев.

Организация заключила договор аренды помещения под офис. Договор аренды содержит все необходимые реквизиты первичного документа, перечисленные в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». У организации также имеется акт приема-передачи помещения. Согласно договору организация перечисляет ежемесячную арендную плату не позднее 5-го числа текущего месяца. Договор аренды не предусматривает представления счета на оплату и составления акта выполненных работ. Какой перечень документов должен наличествовать у организации-арендатора для подтверждения расходов на аренду помещения?

К аренде нежилых помещений применяются требования ГК РФ, предусмотренные для аренды зданий и сооружений (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 № 53).

То есть договор аренды нежилого помещения должен предусматривать размер арендной платы. При отсутствии согласованного сторонами в письменной форме условия о размере арендной платы договор аренды нежилого помещения считается незаключенным (п. 1 ст. 654 ГК РФ).

При этом, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год (п. 3 ст. 614 ГК РФ).

То есть, заключив договор аренды нежилого помещения, стороны договора определяют и сумму ежемесячной арендной платы.

Согласно пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ арендные платежи за арендуемое имущество относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. При этом расходы в виде арендных платежей учитываются для целей налогообложения прибыли при условии их соответствия требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. То есть указанные расходы должны быть экономически оправданы, подтверждены документами и осуществлены для деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ при применении метода начисления датой осуществления расходов в виде арендных платежей признается одна из дат:

— дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;

— дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;

— последнее число отчетного периода.

Организация может выбрать один из трех предложенных в пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ способов признания расходов в виде оплаты сторонним организациям за предоставленные ими услуги и закрепить его в учетной политике (письма Минфина России от 29.08.2005 № 03-03-04/1/183, УФНС России по г. Москве от 06.08.2009 № 16-15/080966).

При этом для целей налогообложения сдача имущества в аренду является оказанием услуг, т.к. результаты такой деятельности не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).

Соответственно, если договаривающимися сторонами заключен договор аренды и подписан акт приема-передачи имущества, являющегося предметом аренды, то из этого следует, что услуга реализуется (потребляется) сторонами договора и, следовательно, у организаций есть основание для включения в состав налоговой базы по налогу на прибыль сумм доходов от реализации такой услуги (арендодатель) и расходов в связи с потреблением услуги (арендатор) (письма УФНС России по г. Москве от 30.06.2008 № 20-12/061162, от 26.03.2007 № 20-12/027737, ФНС России от 05.09.2005 № 02-1-07/81).

Кроме того, глава 34 ГК РФ, регулирующая правоотношения по договору аренды, не требует от арендатора и арендодателя ежемесячного подтверждения исполнения сторонами своих обязательств по договору аренды путем составления актов. Таким образом, ежемесячного составления актов оказанных услуг по договору аренды (субаренды) для целей документального подтверждения расходов в виде арендных платежей, если иное не вытекает из условий договора, не требуется (письма Минфина России от 16.11.2011 № 03-03-06/1/763, от 13.10.2011 № 03-03-06/4/118, от 06.10.2008 № 03-03-06/1/559, от 09.11.2006 № 03-03-04/1/742).

В рассматриваемой ситуации условиями договора аренды также не предусмотрено и выставление счетов на оплату (предоплату).

При этом выставление счета на оплату не является обстоятельством, с которым закон или договор о возмездном оказании услуг связывают возникновение обязательства заказчика по оплате услуг (постановление ФАС Московского округа от 20.12.2012 № Ф05-14578/12 по делу № А40-10258/2012).

Кроме того, расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Соответственно, выставление либо невыставление счетов на оплату, само по себе не приводит к возникновению каких-либо налоговых обязательств.

Подведем итоги. Итак, для подтверждения расходов на аренду помещения необходимы следующие документы: заключенный договор аренды, документы, подтверждающие оплату арендных платежей, акт приемки-передачи арендованного имущества. При этом для подтверждения правомерности признания расходов составление ежемесячных актов об оказанных услугах и счетов на оплату (предоплату) не требуется, если только их составление прямо не предусмотрено договором аренды.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Аренда и акт

знакомая ситуация
по этому поводу уже даже Минфин с ФНС успокоились, заявив в своих пиисьмах, что при аренде не нужны ежемесячные акты, т.к. если имущество передано по договору аренды по акту приема-передачи арендатору, то это означает, что арендатор пользуется этим имуществом и никаких доп/длкументов не нужно.
вот пара писем:
Вопрос: Какие документы подтверждают правомерность отнесения арендной платы в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль? Обязательно ли ежемесячно заключать акты оказанных услуг по договору аренды (субаренды) в целях документального подтверждения указанных расходов?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 октября 2008 г. N 03-03-06/1/559
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу документального подтверждения для целей налогообложения прибыли расходов в виде ежемесячных арендных платежей путем составления актов и, исходя из содержащейся в письме информации, сообщает следующее.
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (в том числе земельные участки), при условии использования объекта аренды в предпринимательской деятельности.
Для документального подтверждения указанных расходов необходимы документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе заключенный договор аренды (субаренды), график арендных платежей, документы, подтверждающие оплату арендных платежей, акт приемки-передачи арендованного имущества.
При этом ежемесячного заключения актов оказанных услуг по договору аренды (субаренды) для целей документального подтверждения расходов в виде арендных платежей для целей налогообложения прибыли не требуется.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
06.10.2008
Вопрос: Вправе ли организация-арендатор учитывать в целях исчисления налога на прибыль сумму арендных платежей за арендуемое складское помещение, если с арендодателем не подписан акт оказания услуг?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 26 марта 2007 г. N 20-12/027737
В соответствии со ст. 614 ГК РФ порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае когда договором они не предусмотрены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
На основании пп. 10 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество.
Датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, если иное не установлено ст. ст. 261, 262, 266 и 267 НК РФ, дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода для расходов в виде арендных (лизинговых) платежей за арендуемое (принятое в лизинг) имущество. Об этом сказано в пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.
В п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ определено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), которые осуществлены (понесены) налогоплательщиком.
Кроме того, все хозяйственные операции организации должны соответствовать требованиям ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Согласно п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Сдача имущества в аренду является оказанием услуг.
В связи с этим если договаривающимися сторонами заключен договор аренды и подписан акт приема-передачи имущества, являющегося предметом аренды, то услуга реализуется (потребляется) сторонами договора.
Следовательно, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организация-арендодатель учитывает сумму доходов от реализации такой услуги, а организация-арендатор — расходы, связанные с потреблением данной услуги.
При этом доходы и расходы учитываются вне зависимости от подписания акта приема-передачи услуги.
Таким образом, если договором аренды не предусмотрено оформление акта приема-передачи услуги, договор аренды и акт приема-передачи имущества — предмета договора аренды, наряду со счетами и платежными документами об уплате арендных платежей, являются достаточным документальным подтверждением понесенных организацией-арендатором расходов в виде арендных платежей.
Основание: Письма Минфина России от 09.11.2006 N 03-03-04/1/742 и ФНС России от 05.09.2005 N 02-1-07/81.
И.о. заместителя
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
О.М.СПИЦЫНА
26.03.2007

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *