Акт о конституционной реформе 2005 г Великобритания

Закон о конституционной реформе 2005 года

акт парламента

Длинное название

Закон о внесении изменений в должность лорда-канцлера и положения, касающиеся функций этой должности; учредить Верховный суд Соединенного Королевства и отменить апелляционную юрисдикцию Палаты лордов; предусмотреть юрисдикцию Судебного комитета Тайного совета и судебные функции Председателя Совета; сделать другие положения о судебной системе, их назначении и дисциплине; и для связанных целей.

Цитирование

2005 c.4

Даты

Королевское согласие

24 марта 2005 г.

Статус: Изменен

Текст статута в первоначальной редакции

Пересмотренный текст устава с поправками

Конституционная реформа Закон 2005 (с 4) является Закон о парламенте Соединенного Королевства , отношении к Великобритании конституционному праву . Она предусматривает Верховный суд Соединенного Королевства взять на себя предыдущую апелляционную юрисдикцию Владык Закона , а также некоторых полномочия Судебного комитета Тайного совета , и удалила функции спикера в Палате лордов и глава Судебная власть Англии и Уэльса из офиса лорда-канцлера .

Опубликовано в 2014, Выпуск Сентябрь 2014, ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

Косых Е.С.

Кандидат исторических наук, доцент, Стерлитамакский филиал, Башкирского государственного университета

Работа выполнена при поддержке гранта СФ БашГУ №В 14-53

ПАЛАТА ЛОРДОВ ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ИЗ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В XXI ВЕК

Аннотация

В статье исследуется возникновение английского парламента в средние века, формирование и эволюция его структуры. Анализируются полномочия пэров, дается характеристика реформы верхней палаты парламента 1999 г. и конституционной реформы 2005 г.

Ключевые слова: парламент, палата лордов, пожизненные пэры, судебные лорды, конституционная реформа.

Kosykh E.S.

PhD of Historical Sciences, Associate Professor, Sterlitamak branch of the Bashkir State University

HOUSE OF LORDS OF GREAT BRITAIN: FROM THE MIDDLE AGES TO THE 21st CENTURY

Keywords: parliament, House of Lords, lifelong peers, Law Lords, constitutional reform.

Парламент является одной из «визитных карточек» Великобритании. Сами британцы называют свой парламент пульсирующим сердцем политической жизни страны. Британский парламент – уникальный законодательный орган, а палата лордов не имеет аналогов, подобных ей в мире больше нет. Британский парламент — один из старейших парламентов мира. Он возник в конце XIII века и функционирует без перерывов на протяжении всей политической истории страны. Британский парламент — удивительный пример сочетания старых и новых форм, их напластований, сосуществования.

Прообразом английского парламента считается «совет мудрых» – уитанагемот – совещательный орган при монархе, состоявший из представителей знати и духовенства. После нормандского завоевания знать была представлена в Большом королевском совете (Magnum Conсilium). В соответствии с Великой хартией вольности 1215 году по ст. 61 создавался совет из 25 баронов (commune concilium regni), который наблюдал за действиями короля, за соблюдением хартии .

Идея ограничения власти короля, заложенная в хартии, стала основой создания парламента. В 1265 г. барон Симон де Монфор созвал «совет королевства», на который были приглашены, кроме аристократии и епископов, также представители рыцарства и городов. С 1295 г. работа парламента (Parlamentum) стала регулярной. Представители всех сословий заседали вместе, давая время от времени советы монарху .

Основной функцией парламента было вотирование налогов, что являлось средством финансового контроля. Парламент вмешивался и в политическую жизнь страны: он вносил законопроекты; утверждал законы и мог замедлить их принятие; обладал судебными полномочиями . Парламент стал средством достижения компромисса между монархом, с одной стороны, и знатью, дворянством и верхушкой городского сословия, с другой.

Первоначально парламент состоял из одной палаты – Палаты лордов (House of Lords). В 1343 г. была учреждена вторая палата для представительства более низких сословий – рыцарей и горожан – Палата общин (House of Commons). Для того чтобы заседать в палате лордов, нужно было быть непосредственным держателем короля и держать целую баронию, что равнялось примерно 13½ рыцарским ленам. Общее количество присутствовавших лордов в парламентах 1297–1306 гг. составляло от 54 до 206 человек . В то же время составлявшие нижнюю палату «общины», «Commons», представляли интересы всего населения Англии, за исключением знати.

Все члены верхней палаты должны были получить специальное именное приглашение от короля. Король мог пригласить и людей, не относящихся к высшим слоям: судей, юристов, т.е. профессионалов, решавших сложные правовые вопросы. Постепенно утвердилась идея наследственного характера пэрства: лорд, получивший именное приглашение (a writ of summons), становится наследственным ее членом – пэром. Это наименование закрепилось с XV века. Члены палаты лордов делились на две основные категории. Светские лорды (Lords Temporal) были представителями высшей знати, часто обладателями титулов – герцоги, маркизы, графы, виконты и бароны. Членство в палате лордов передавалось по наследству потомкам по прямой мужской линии. Духовные лорды (Lords Spiritual) были представителями высшего духовенства – архиепископы, епископы и аббаты. В средние века они составляли большую часть палаты лордов. В период Реформации позиции духовенства были ослаблены. В парламенте 1539 г. только 20 лордов из 61 были духовными лицами .

Уже в средние века государственная власть перестала быть прерогативой одного короля. Парламент существенно ограничивал притязания монарха на неограниченную власть в соответствии с формулой римского права «Quod principi placuit, legis habet vigorem» («Что угодно государю – имеет силу закона») . В последующие века такое положение вещей было закреплено и стало бесспорным государственно-правовым принципом: верховная власть находится у короля и парламента .

Палате лордов как высшему судебному органу были подсудны три рода дел: во-первых, все дела самих членов палаты лордов, обвиняемых в государственной измене (treason) и тяжких уголовных преступлениях (felony); во-вторых, она являлась апелляционной инстанцией на решения низших судов; в-третьих, она поддерживала обвинения в порядке импичмента (impeachment). Впервые импичмент был объявлен в 1376 г. В последний раз – в 1804 г.

Судебные функции могли осуществлять все лорды. Отсутствие юридического образования приводило к принятию ошибочных решений. Как пишет А.К. Романов, «дело дошло до того, что в 1834 г. было зафиксировано решение Палаты лордов, принятое вообще без участия судей» . В 1834 г. лорд-канцлер впервые не принял во внимание некомпетентное решение пэров, что стало конвенциональной нормой. С тех пор только лорды, имеющие специальное образование, могут принимать судебные решения .

По закону 1873 года о судоустройстве судебные полномочия палаты лордов аннулировались: парламент намеревался заменить ее Верховным судом. Однако Закон 1876 года об апелляционной юрисдикции, принятый тори, восстановил судебные полномочия верхней палаты, а также учредил специальное судебное отделение. С 1913 года судебных лордов стало 6, с 1945 г. – 7, с 1947 г. – 9, с 1968 г. – 12 . Так в палате лордов появилась новая категория членов – пожизненные лорды.

Ординарные лорды по апелляциям не могли высказываться по политическим вопросам, это правило существовало на уровне традиции. С другой стороны, без их профессиональных советов не могло приниматься ни одно правовое решение. Напротив, мнение лордов, не имевших юридического образования, не учитывалось при решении судебных вопросов .

Несмотря на весь свой консерватизм, Палата лордов вынуждена была реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, что и стало причиной отмены принципа stare decisis – «стоять на решенном». В 1966 г. было принято постановление, что Палата лордов не была связана своими предыдущими решениями, вынесенными по аналогичным делам .

Палата лордов играла ведущую роль в законодательной деятельности, в подготовке законопроектов вплоть до парламентской реформы 1832 года (Reform Bill). Следующим шагом по уменьшению полномочий верхней палаты стали парламентские акты 1911 и 1949 гг. В соответствии с Актом о парламенте 1911 года, всякий билль, который спикер палаты общин посчитает «финансовым», идет на подпись королю, минуя палату лордов; всякий иной билль, отклоненный Палатой лордов, возвращается в палату общин для нового голосования. В случае, если он в течение двух лет будет трижды отклонен пэрами и вновь подтвержден палатой общин, этот билль направляется королю, минуя Палату лордов . Акт о парламенте 1949 года изменил срок рассмотрения и отклонения закона палатой лордов, уменьшив его с двух лет до одного года; с трех сессий до двух .

Акт о пожизненном пэрстве 1958 года изменил социальный состав палаты лордов. Отныне монарх, а фактически премьер-министр, мог предоставлять пожизненное пэрство выдающимся общественным деятелям и политикам, в том числе и женщинам. Пожизненные пэры получили право заседать и голосовать вместе с наследственными . Реформа 1958 года изменила не только гендерный, но и возрастной состав верхней палаты. Она расширила представительство лиц старшего возраста, так как молодые вряд ли могли получить титул за заслуги перед государством. К началу 1970-х гг. 59% – 256 пэров – были старше 60 лет, что дало основание назвать палату лордов «собранием пенсионеров» . В 1963 г. Акт о пэрстве разрешил наследственным пэрам отказываться от звания для того, чтобы заседать в палате общин в качестве представителя той или иной партии .

В последующие годы количество членов палаты значительно выросло за счет пожизненных пэров. В 1981–1982 гг. их было 1134 (в сравнении в палате общин было 630 депутатов). На заседания приходили около 24% членов – около 280 человек, в основном пожизненные пэры. Британская элита старается интегрировать в свой состав наиболее влиятельных лиц, независимо от происхождения и рода занятий. В эпоху промышленной революции это были представители финансовой и деловой элиты – банкиры и промышленники; в 60–70-е гг. ХХ века в число пэров вошли бывшие лидеры тред-юнионов; в наши дни – это члены правления нефтяных компаний, банков, общественные деятели, политики. Д.Кэмерон, ставший премьер-министром в 2010 г., за год пребывания в должности сделал пэрами 117 человек .

До конца ХХ века выдвигалось немало предложений по реформированию палаты лордов. Но решиться на кардинальное обновление, в частности устранить противоречие, заключающееся в том, что палата лордов одновременно является законодательным и судебным органом, английские политики не смогли. Главными критиками были лейбористы. В предвыборных манифестах лейбористов видна эволюция на проблему реформирования верхней палаты: от идеи сокращения полномочий до полной ликвидации. После победы на выборах 1997 г. лейбористы под руководством премьер-министра Т.Блэра начали осуществление реформы палаты лордов.

На 1 января 1999 г. списочный состав палаты лордов насчитывал 1206 членов, из них наследственные пэры составляли 788 человек, пожизненные около 360, лорды по апелляции – 11, духовные лорды – 26. Акт о палате лордов 1999 г. отменил право наследственных пэров, кроме 92, заседать и голосовать в палате . Среди тех, кто лишился места – сыновья королевы Елизаветы II Чарльз и Эндрю, супруг королевы Филипп и другие родственники . Результатом стало повышение эффективности, демократичности и репрезентативности палаты лордов.

Вторым направлением реформы палаты лордов стало изменение способа формирования палаты. В различных проектах предлагалось сделать верхнюю палату полностью выборной или сохранить паритет между выборностью и назначением.

По словам профессора политологии Лондонской школы экономики Джона Грея, даже после реформы 1999 года «палата лордов является эффективным элементом политического процесса. … Члены палаты лордов имеют определенную свободу маневра, поскольку после назначения напрямую не зависят от правительства… Оппозиция и независимые пэры всегда могут объединиться против партии… Таким образом, палата лордов не является карманной и не всегда голосует так, как хотелось бы правительству. Для политической системы это означает сохранение сдержек и противовесов, поддерживающих британскую демократию» .

В 2005 г. после победы лейбористов на парламентских выборах начался второй этап реформы палаты лордов. Акт о конституционной реформе 2005 года разделил судебные функции палаты лордов и парламента и изменил роль лорда-канцлера – отныне он больше не совмещает роли судьи и спикера палаты лордов . Был учрежден Верховный суд Великобритании – Supreme Court (с 2009 г.), Апелляционный комитет палаты лордов упразднен, судебные лорды сохранили свой статус пожизненных пэров, но были лишены права голосовать . 7 марта 2006 г. палата общин – 357 депутатов против 224 – проголосовала за выборность всех членов палаты лордов. Члены верхней палаты не будут иметь титулов пэров .

Решение палаты общин носит рекомендательный характер. С 2007 г. идут переговоры между лейбористской и консервативной партиями по вопросу о соотношении выборности и назначаемости членов палаты лордов. Над проектом работает комиссия во главе с лордом Уэйкхемом. В ходе выборов 2010 г. все три ведущие партии обещали продолжить реформу. В мае 2012 года Елизавета II, выступая перед парламентом, объявила о реформировании состава Палаты лордов. Это значит, что в течение года законопроект должен был поступить на рассмотрение палаты общин. Однако группа депутатов-консерваторов потребовала отложить реформу, проведение которой они считают нецелесообразным в период экономического спада .

Британская система государственной власти в очередной раз продемонстрировала свою гибкость, жизнеспособность, умение адаптироваться к изменяющимся условиям реальности. В то же время Британия осталась верна своим традициям: постепенно продвигаясь вперед, достигать консенсуса всех политических сил страны.

Литература

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *