Академический и прикладной бакалавриат

В СПбГУТ можно получить высшее образование по программам академического и прикладного бакалавриата. Не всем абитуриентам понятно, чем они отличаются, поэтому остаются сомнения, что именно выбрать. Давайте разбираться.

Разделение на академический и прикладной бакалавриат появилось в России сравнительно недавно – в 2009 году. Такое решение было предложено Министерством образования и науки РФ в качестве эксперимента для диверсификации подготовки специалистов на первом уровне высшего образования. С этого момента студенты бакалавриата вузов России могут осваивать некоторые профессии по практико-ориентированному и теоретическому направлению.

Академический бакалавриат – это классический вариант высшего образования. Он ориентирован в большей степени на теоретические знания и подготовку выпускников к научно-исследовательской деятельности, соответственно практике уделяется значительно меньше внимания. Выбирая при поступлении любую из его программ, абитуриент может ориентироваться на продолжение учебы по специальности и получение степени магистра.

Прикладной бакалавриат – это учебная программа, направленная на практическую профподготовку. Задача прикладного бакалавриата состоит в том, чтобы вместе с дипломом об окончании института или университета выпускник получил исчерпывающий всесторонний набор не только теоретических знаний, но и практических навыков, необходимых для того, чтобы приступить к работе по специальности без дополнительных стажировок.

В СПбГУТ вы можете получить подготовку по программам прикладного бакалавриата на двух направлениях: 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» и 09.03.02 «Информационные системы и технологии».

Специальность «Информационные системы и технологии» – направление обучения в области информационных процессов, технологий, систем и сетей, их инструментального (программного, технического, организационного) обеспечения, способов и методов проектирования, отладки, производства и эксплуатации информационных технологий и систем. Выпускники данной специальности занимаются исследованием, разработкой, внедрением и сопровождением различных информационных технологий и систем.

Специальность «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» – это направление подготовки специалистов в области телекоммуникаций и связи, которые умеют внедрять и осваивать инновационное оборудование инфокоммуникационных систем, проектировать и модернизировать отдельные устройства и блоки инфокоммуникационных систем. Выпускники данного направления по окончанию обучения разрабатывают и эксплуатируют сети связи и системы коммуникаций, многоканальные телекоммуникационные системы.

Зачисление на бюджет завершено. До 30 августа продолжается приём документов для обучения на контрактной основе.

Успей сделать правильный выбор и стать частью дружной команды СПбГУТ!

Информация подготовлена УМиР

Вступившие в силу стандарты предполагают, что студент может получить квалификацию прикладного или академического бакалавра по своей специальности.

Классический (или академический) бакалавриат предполагает подготовку научных работников к научно исследовательской деятельности теоретико-методического характера. Ожидается, что студент после 4 лет обучения будет продолжать обучение по своей специальности и пойдет в магистратуру. Иными словами, академический бакалавриат представляет собой классическую форму получения высшего образования.

Прикладной бакалавриат предполагает подготовку практико-ориентированных работников. Основной целью является получение выпускниками полного набора знаний и навыков, позволяющих без дополнительного обучения приступить к работе на производстве. В процессе обучения большое внимание уделяется производственной практике. Дополнительные стажировки студентам не нужны, а, следовательно, они более востребованы работодателями. Предполагается, что заинтересованные компании, которым требуются специалисты, будут разрабатывать программы обучения вместе с вузами.

После окончания академического бакалавриата выдается диплом с присвоением академической степени (бакалавра). Прикладной бакалавр получает документ государственного образца о среднем профессиональном образовании и (или) документ государственного образца о высшем профессиональном образовании — диплом бакалавра.

Еще одним отличием между академическим и прикладным бакалавриатом является условие поступления в магистратуру после получения степени бакалавра. Так, академический бакалавр может сразу после окончания обучения пройти конкурсный отбор, а прикладной бакалавр сначала должен отработать определенный стаж по специальности.

Стоит отметить, что на протяжении первых семестров будущие академические и прикладные бакалавры обучаются по одинаковой программе. Это дает возможность студентам определить приоритеты и сделать для себя осознанный выбор. Студенты, выбравшие прикладной бакалавриат, максимально включаются в производственный и практический процесс. По мнению Минобрнауки, к 2020 году около 30% студентов будут получать степень прикладного бакалавра.

В июне 1999 года в городе Болонья была подписана декларация о сближении существующих систем высшего образования, целью которой стало объединение европейского образовательного пространства. Постепенно к Болонской системе стали присоединяться и страны бывшего Советского Союза: … Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир Оглавление:

  • Что такое бакалавриат?
  • В чём отличие прикладного и академического направления?
  • Программа прикладного бакалавриата
  • Стратегия-2020
  • 2003 — Россия;
  • 2005 — Украина;
  • 2010 — Казахстан;
  • 2015 — Республика Беларусь.

Присоединение к Болонской системе предполагает реформу высшего образования и приведение её к европейским стандартам — двухступенчатой системе получения образования. Первая ступень — четырёхлетнее обучение в бакалавриате, вторая ступень — двухлетнее обучение в магистратуре.

В Российской Федерации к такой системе обучения перешли через год после присоединения к Болонскому процессу — с 2004 года.

Это интересно: какие предметы нужно сдавать на юриста?

Что такое бакалавриат?

После окончания общеобразовательной средней школы абитуриент имеет право выбрать данное направление. Такое же право есть и у выпускников колледжей, техникумов и профессионально-технических училищ. Единственное отличие будет во времени продолжительности учёбы: 4 года после школы и 3 года у остальных.

Российские выпускники могут поступать в бакалавриат не только отечественных вузов, но и других стран-участниц Болонского процесса. Сроки обучения колеблются там от четырёх до семи лет, в зависимости от получаемой квалификации. Но не все так просто, так как во многих европейских странах необходимо подтверждение аттестата о среднем образовании и предъявлении сертификата о знании языка для обучения на бюджете.

Это ступень высшего образования, после окончания которого выдаётся степень бакалавра и диплом о высшем образовании. В дальнейшем предоставляется возможность продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре или же пойти работать по выбранной специальности. Этот выбор зависит от типа законченного образования — прикладного или академического.

Это интересно: куда поступать после 11 класса в Беларуси девушкам?

В чём отличие прикладного и академического направления?

С 2014 года в Министерстве образования Российской Федерации изменили госстандарты, в соответствии с которыми бакалавр теперь может получить квалификацию прикладного или академического бакалавра. И студенты столкнулись с определёнными сложностями при выборе бакалавриата, так как для многих остаётся непонятным, чем прикладной отличается от академического.

По окончании обучения и «академистам» и «прикладникам» выдаются абсолютно одинаковые дипломы о законченном высшем образовании. Но в дополнении к диплому бакалавра «прикладник» получает ещё и диплом о среднем профессиональном образовании. Основное отличие заключается в программе, по которой занимаются будущие бакалавры.

Академический бакалавриат — это, по сути, классическое высшее образование, каким оно было до присоединения к Болонской системе. Упор делается на получение теоретических знаний в определённых областях, предусмотренных программой. Выпускников больше нацеливают на научно-исследовательскую деятельность. Академический бакалавр имеет право на дальнейшее обучение в магистратуре при условии сдачи определённого минимума сразу после окончания обучения.

Программа прикладного бакалавриата предполагает уделение большего количества часов на практические умения и навыки. При этом параллельно идёт усвоение теоретических знаний. В этом и есть основная разница между бакалавриатами — практическая направленность прикладного и полное отсутствие практики академического. Кроме этого, после окончания прикладного бакалавриата необходимо определённое время отработать по специальности, прежде чем продолжить обучение на второй ступени.

Программа прикладного бакалавриата

В основу программы заложена практическая отработка получаемых знаний. Прикладной бакалавр — это на выходе профессиональный рабочий или специалист, который разбирается в работе сложной техники или электронных систем. После завершения обучения выпускники могут занимать должности, требующие высшего образования. Перед ними открываются возможности быстрого карьерного роста. Они более ценятся работодателями из-за полученных во время обучения практических навыков — и в этом их большое преимущество перед академическими бакалаврами.

Работодатели активно привлекаются к составлению учебных планов и программ и предоставляют свои площадки для прохождения производственной практики. Специалисты обучаются по конкретным технологиям, получают необходимые знания в определённой сфере. И после выпуска «прикладников» ждут на производстве, для которого его готовили.

Стратегия-2020

В 2010 году правительство начало разработку государственной программы «Стратегия-2020», в соответствии с которой на базе более 50 высших учебных заведений и техникумов проводится эксперимент по внедрению прикладного бакалавриата. Планируется, что в отдалённой перспективе может заменить среднеспециальные учебные заведения. В его ходе выявились некоторые возможные проблемы:

  • срок обучения на прикладном направлении — 3 или 4 года;
  • для каких специальностей наиболее востребован именно прикладной бакалавриат;
  • когда именно делать выбор студенту о выборе бакалавриата — сразу при поступлении или на 2-3 курсе.

К 2020 году планируется, что 30% бакалавров окончат именно прикладной бакалавриат. Кроме этого, на академический бакалавриат проходной балл будет выше, чем на прикладной, и поступить туда станет сложнее.

Таким образом, единственное сходство между академическим и прикладным бакалавриатом — продолжительность обучения. Во всём остальном это абсолютно разные направления получения высшего образования. И насколько они будут отличаться друг от друга дальше покажет время.

  • Авторы
  • Файлы

Медведев В.П. 125 KB За последние три года Россия сделала весьма важные шаги по реализации Болонских соглашений и вхождению в единое Европейское пространство, и прежде всего это осуществлено в законодательной сфере. Так, вышел Федеральный закон от 24 октября 2007 года № 232-ФЗ » О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», в котором предусмотрено введение двухуровневой системы высшего образования, предусматривающей выпуск бакалавров и магистров. В результате чего в 2007-2008 учебном году в Российской Федерации выпуск из бакалавриата достиг 91,9 тыс. человек, что составляет 6,66 процента от общей численности выпускников высших учебных заведений, а выпуск из магистратуры — 14,3 тыс. человек.

Однако процесс такой модернизации профессионального образования для России неоднозначен и порой противоречив, т.к. существующий у нас пока еще специалитет будет реализовываться только до 2013 года! При этом следует иметь в виду, что уровень магистратуры — это подготовка относительного тонкого слоя трудовых ресурсов, своего рода высокообразованной элиты. В тоже время подготовка основного массового слоя трудовых ресурсов передана бакалавриату. Однако довольно часто уровень подготовки бакалавра не устраивает производство, т.к. бакалавр не имеет практической подготовки для работы на конкретном предприятии. Это происходит от того, что практически всех бакалавров в России готовят по одной классической (академической) модели бакалавриата, не учитывающей требования современного производства, хотя существуют и другие модели, известные в рамках единого Европейского образовательного пространства.

В настоящее время можно выделить следующие возможные варианты реализации бакалавриата:

  • во-первых, это академический и технологический бакалавриат;
  • во-вторых, это университетский и колледжный бакалавриат.

Академический бакалавриат предусматривает, прежде всего, глубокую общеобразовательную и профессиональную теоретическую подготовку, которая обеспечивает бакалавру широту общего и профессионального кругозора. Выпускник такой модели бакалавриата практически готовится не к работе на производстве, а к продолжению обучения на следующей ступени — магистра.

Технологический бакалавриат обычно направлен на подготовку высококвалифицированных технологов, бригадиров, сменных инженеров, т.е. по сути это подготовка высококвалифицированных рабочих с высшим образованием.

Университетский бакалавриат — это практически класический, академический бакалавриат, реализуемый в университете и готовящий выпускника к продолжению обучения на уровне магистра.

Колледжный бакалавриат — это модель высшего образования, которая узаконена во многих странах и имеющая определенную практическую направленность. После этого бакалавриата выпускник чаще всего идет именно на производство.

Неудовлетворенность производства уровнем подготовки бакалавров, а также наличие Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» актуализировали необходимость апробирования всех этих моделей в России. Результатом реагирования на эту потребность стал выход Постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2009г. № 667 » О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования».

Данное Постановление предусматривает формирование и внедрение новых видов образовательных программ, ориентированных на освоение современных производственных технологий, новых форм и методов организации труда и обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностью инновационного развития экономики. В рамках реализации Постановления предусмотрена разработка и реализация программ прикладного бакалавриата различного профиля, обеспечивающих профессиональную практико-ориентированную подготовку, характерную для образовательных программ среднего профессионального образования, и профессиональную теоретическую подготовку, характерную для программ бакалавриата.

В рамках этого эксперимента программы прикладного бакалавриата должны разрабатываться по специальностям среднего профессионального образования и (или) направлениям подготовки высшего профессионального образования с учетом профессиональных стандартов (при их наличии) и требований к структуре основной профессиональной образовательной программы:

  • федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования — в части профессиональной практико-ориентированной подготовки;
  • федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования подготовки бакалавров — в части профессиональной теоретической подготовки.

Программа прикладного бакалавриата по специальности среднего профессионального образования формируется на основе соответствующего федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Профессиональная теоретическая подготовка обеспечивается за счет вариативной части основной профессиональной образовательной программы, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

Программа прикладного бакалавриата по направлению подготовки высшего профессионального образования формируется на основе соответствующего федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Профессиональная практико-ориентированная подготовка обеспечивается за счет вариативной части основной профессиональной образовательной программы, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

При этом формирование программы прикладного бакалавриата в части определения основных видов профессиональной деятельности выпускников, к которым готовится бакалавр, осуществляется образовательным учреждением совместно с работодателями. И все виды практик проводятся в организациях работодателей в рамках модулей при освоении студентами основных видов профессиональной деятельности выпускников.

Сами программы прикладного бакалавриата могут реализовываться:

  • высшим учебным заведением самостоятельно — модель классического (университетского) бакалавриата с некоторой долей прикладного:
  • высшим учебным заведением совместно со средним профессиональным — университетский бакалавриат с большей долей прикладного;
  • средним профессиональным учебным заведением совместно с учреждением высшего образования, реализующим основную профессиональную образовательную программу высшего профессионального образования по соответствующему направлению подготовки, включая совместное проведение промежуточных и государственной (итоговой) аттестаций — это уже приближение к модели колледжного прикладного бакалавриата.

Учитывая, что наш колледж является победителем двух Всероссийских конкурсов инновационных образовательных программ в рамках национального проекта «Образование» в 2007г. и 2009г. и совместно с работодателями участвовал в разработке проекта нового ФГОС СПО по специальности «Производство летательных аппаратов» , нами было принято решение об участии в реализации вышеупомянутого Постановления.

Нами была выбрана третья из вышеприведенных моделей и разработана программа прикладного бакалавриата по специальности среднего профессионального образования (СПО) 160108 «Производство летательных аппаратов» в рамках подготовки бакалавров по направлению 160100 «Авиастроение». При этом нашим партнером в плане реализации теоретической подготовки бакалавров является Технологический институт Южного Федерального университета в г. Таганроге, а основными социальными партнерами-работодателями — ОАО Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева», ОАО «Таганрогская авиация» и ОАО «325 Авиационный ремонтный завод».

Совместно с социальными партнерами нами был разработан перечень профессиональных компетенций бакалавра, адекватный современным производственным технологиям, новым формам организации труда и методам управления, включающий также и компетенции, содержащиеся в ФГОС СПО и ФГОС ВПО. В части общих (общекультурных) компетенций за основу взяты общие компетенции, представленные в приложении к приказу Минобрнауки России от 16 октября 2009 г. №423, которые были дополнены в соответствии со спецификой направления подготовки бакалавра.

По нашему мнению и мнению наших социальных партнеров бакалавр по данной специальности должен быть подготовлен в результате освоения профессиональной программы к выполнению следующих конкретных видов и задач профессиональной деятельности: проектно-конструкторской, производственно-технологической, экспериментально-иссле-довательской и организационно-управленческой.

Для реализации прикладного бакалавриата нами были разработаны: проект рабочего учебного плана, проекты рабочих программ учебных дисциплин и проекты рабочих программ профессиональных модулей.

Примерный учебный план составлен в соответствии с ФГОС СПО в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников СПО по специальности 160108 «Производство летательных аппаратов» и ВПО по направлению подготовки бакалавров 160100 «Авиастроение».

В образовательной программе прикладного бакалавриата каждая примерная программа учебной дисциплины рассматривается как часть основной образовательной программы прикладного бакалавриата по специальности СПО по направлению ВПО.

В каждом профессиональном модуле определены осваиваемые дисциплины и требования к результатам освоения модуля (освоенные умения, усвоенные знания) в соответствии с определенными видами профессиональной деятельности и компетенциями. Важное место в практико-ориентированной подготовке бакалавра занимает также производственная практика, которая является составной частью учебного процесса и на всех ее этапах выполняются производственные и учебные задачи. И учебная и производственная практики (по профилю специальности), которые могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) и в специально выделенный период (концентрированно) включены в профессиональный модуль.

Главными направлениями работы колледжа в плане развития отношений с социальными партнерами при реализации прикладного бакалавриата являются: апробация форм и условий взаимодействия с социальными партнерами; создание учебных мест, оснащенных современным учебно-производственным оборудованием; использование высокотехнологичного оборудования предприятий социальных партнеров в процессе прохождения профессиональных практик и использование кадрового потенциала социальных партнеров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Интеграция системы образования России в единое Европейское пространство. — Журнал «Аккредитация в образовании», июнь, 2009.
  2. Новиков А.М. Развитие экономики и профессиональное образование. — Журнал «Специалист», №9, 2009.
  3. Медведев В.П. Опыт создания инновационной образовательной среды путем интеграции образовательных ресурсов учебного заведения и производства. — Журнал «Успехи современного естествознания», №11, 2007.
  4. Медведев В.П. Интеграция специальностей технологического, вычислительного и экономического профилей подготовки как инновационный метод подготовки конкурентоспособных специалистов для высокотехнологичных производств — Международный журнал экспериментального образования, №3, 2009.
  5. Медведев В.П. Опыт разработки образовательного стандарта для среднего профессионального образования на основе компетентностного подхода и привлечения социальных партнеров. — Материалы XIII международной научно-методической конференции «Проблемы многоуровневого образования», Нижний Новгород: ННГАСУ, 2009.

Библиографическая ссылка

Медведев В.П. ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ КАК ВАРИАНТ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5. – С. 37-39;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=572 (дата обращения: 28.09.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Президент России Владимир Путин поручил кабинету министров рассмотреть до 30 июня 2020 года вопрос о введении в российских вузах программ прикладного бакалавриата. Его суть заключается в сочетании программ среднего и высшего профессионального образования.

Ранее, 28 марта 2020 года, по итогам совместного расширенного заседания президиума Госсовета и Совета по науке и образованию президент утвердил перечень из 35 поручений правительству. Одно из них касалось введения образовательных программ прикладного бакалавриата по отдельным специальностям и направлениям подготовки и возможности реализации таких программ отдельными профессиональными образовательными организациями.

Вопрос-ответ Численность студентов и количество мест в вузах в России. Инфографика

Согласно приказу Минобрнауки «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования», в системе высшего образования присутствуют три уровня: бакалавриат, магистратура и специалитет. Бакалавриат при этом делится на академический и прикладной. Такое разделение появилось в России в 2009 году в качестве эксперимента. 9 августа 2009 года вышло постановление правительства РФ № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования».

С 2010 года студенты некоторых российских вузов могли осваивать ряд профессий по программам прикладного бакалавриата. Участники эксперимента были определены на основании конкурсного отбора, организованного Минобрнауки России с целью тестирования образовательных программ, взаимодействия учебных заведений и работодателей, а также повышения качества профессионального образования. Однако в марте 2018 года в своем приказе № 1061 Минобрнауки утвердило список специальностей и направлений подготовки высшего образования с указанием квалификации, которую получают выпускники вузов. Из него были исключены формулировки «академический» и «прикладной бакалавр». Таким образом, сегодня понятие прикладного бакалавриата на уровне законодательства не закреплено.

Такая форма обучения предусматривает получение выпускниками полного набора знаний и навыков, позволяющих без какого-либо дополнительного обучения приступить к работе на производстве. Во время учебы студенты занимаются производственной практикой, дополнительные стажировки им не нужны. Предполагается, что не менее половины всего обучения студенты проходят практику, включая лабораторные работы, опыты и эксперименты, а также мастер-классы на производстве.

Вопрос-ответ Какие программы российских вузов вошли в международный рейтинг лучших?

После окончания учебы выпускник получает не только исчерпывающий набор знаний, но и навыки, необходимые для того, чтобы сразу приступить к работе по специальности. Тем, кто прошел обучение по программе прикладного бакалавриата, выдают диплом бакалавра: документ государственного образца о среднем профессиональном образовании и (или) документ государственного образца о высшем профессиональном образовании.

Согласно экспериментальной программе прикладного бакалавриата, при поступлении в магистратуру прикладной бакалавр сначала должен был отработать определенный стаж по специальности.

Чем прикладной бакалавриат отличается от академического?

Программа академического бакалавриата предусматривает получение студентами теоретических знаний в конкретной области профессиональной деятельности. Такой классический вариант высшего образования ориентирован на теоретические знания и подготовку выпускников к научно-исследовательской деятельности, а не к практике. Выбирая при поступлении любую из программ академического бакалавриата, абитуриент может продолжить учебу по специальности и получить степень магистра без какой-либо отработки. Все основные навыки выпускник сможет получить уже на работе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *