97 постановление правительства о ЖКХ

Последняя редакция Статьи 97 Конституции РФ гласит:

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором Российской Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Содержание

Комментарий к Ст. 97 КРФ

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет круг лиц, обладающих пассивным избирательным правом на выборах в Государственную Думу, т.е. лиц, из числа которых могут избираться депутаты Государственной Думы и которые, будучи избраны, могут состоять ее членами.

Первое требование, которое Конституция предъявляет к таким лицам, — это наличие у них российского гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) избираться в Государственную Думу и быть ее членами не могут. Прекращение у депутата гражданства Российской Федерации влечет погашение его депутатского мандата и открытие в Государственной Думе вакансии. В то же время Конституция не предусматривает никаких последствий для депутатского мандата, которые бы вытекали из наличия, появления или обнаружения у депутата иного гражданства или иных гражданств. Конституция не возражает против того, чтобы лицо, у которого кроме российского гражданства имеется иное гражданство или иные гражданства, могло быть избрано в Государственную Думу и оставаться в ее составе. Однако действующий избирательный закон, регулирующий выборы в Государственную Думу, стоит на иной позиции (об этом см. ниже).

Второе конституционное требование — достижение установленного возраста. Возрастной ценз для депутатов Государственной Думы составляет 21 год. Из текста Конституции можно сделать вывод, что этот возраст должен быть достигнут не позднее дня голосования, ибо именно в этот день лицо, согласно комментируемой части, может быть избрано депутатом. В ст. 60 Конституции сказано, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, однако в комментируемой части установлена норма, специальная по отношению к общей норме ст. 60, а потому имеющая преимущество.

Третье требование — наличие активного избирательного права. В самой Конституции оно целостным образом не сформулировано. В ч. 1 и 2 ст. 32 сказано лишь, что граждане имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Согласно ч. 3 этой статьи, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Нельзя не обратить внимания на неудачное выражение «право быть избранным», ибо такого права на самом деле нет, поскольку нет обязанности у избирателей избрать определенное лицо; правильнее было бы сказать о праве избираться, т.е. баллотироваться на выборах.

Возрастной ценз для активного избирательного права Конституцией не установлен и может быть лишь выведен из ст. 60, согласно которой гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. На этой позиции стоит и Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919; с изм.), который установил в ч. 1 ст. 5, что гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы. Он, кроме того, имеет право участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, в предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном федеральными законами. Надо признать в то же время, что возможности реализации этих прав в результате происшедших в последнее время изменений в законодательстве, сократились, поскольку основная тенденция этих изменений — обеспечение преимуществ для крупных партий, прежде всего для «Единой России».

Согласно ч. 3 ст. 5, гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов за пределами ее территории, обладает равными с иными российскими гражданами правами на выборах депутатов Государственной Думы, а российские дипломатические представительства и консульские учреждения обязаны оказывать ему содействие в реализации его избирательных прав. И эта норма стала уже во многом декларативной. Дело в том, что 25 июля 2006 г. ФЗ N 128-ФЗ в излагаемую статью включил ч. 4.1, согласно которой не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание этого гражданина на территории иностранного государства (см. комм. к ч. 2 ст. 96). Запрет избрания в Государственную Думу российских граждан, не состоящих в иностранном гражданстве, но имеющих право постоянно проживать за границей, никакой основы в Конституции не имеет. Под этот запрет могут, в частности, подпасть бизнесмены, научные работники, работающие за границей по контракту, студенты и аспиранты зарубежных вузов и другие граждане, чья лояльность России не опорочена. Ведь, согласно ч. 2 ст. 19 Конституции, государство гарантирует гражданам равенство прав и свобод независимо, среди прочего, от места жительства.

Конституция не определяет, может ли выдвигаться и регистрироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы лицо, которое в начале избирательной кампании не отвечает какому-либо из указанных в комментируемой части требований, но в день голосования будет этому требованию отвечать. Думается, на этот вопрос следует ответить утвердительно, в случае если соответствие требованиям в день голосования гарантировано, ибо в комментируемой статье речь идет о требованиях не к кандидату в депутаты, а к депутату Государственной Думы. Соответственно часть 2 ст. 5 упомянутого ФЗ о выборах депутатов Государственной Думы установила, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года на день голосования.

По ч. 4 указанной статьи не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Сравнение с текстом ч. 3 ст. 32 Конституции показывает, что формулировка ФЗ несколько шире — добавлены слова «участвовать в осуществлении других избирательных действий». Это добавление обусловлено нахождением лица в месте лишения свободы и выглядит поэтому в какой-то мере логично, однако конституционное право лица оно несколько сужает: такое лицо все же могло бы участвовать в осуществлении некоторых избирательных действий, например в даче подписи в пользу какого-либо федерального списка кандидатов.

ФЗ пошел, однако, еще дальше в ограничении гарантированного Конституцией пассивного избирательного права граждан. Это можно сказать о ч. 5 указанной статьи, предусматривающей, что гражданин РФ, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока (см. комм. к ч. 2 ст. 96). Логика этой нормы понятна, однако конституционная база отсутствует, и поэтому юридически правильное решение проблемы заключается просто в невключении на практике таких граждан в федеральные списки кандидатов, тогда как самой нормы не должно быть в избирательном законодательстве.

2. Комментируемая часть запрещает одновременное нахождение лица в составе обеих палат Федерального Собрания. Это естественно вытекает из смысла двухпалатной структуры парламента, предполагающего в качестве общего правила раздельную работу палат и определенное уравновешивание полномочий одной палаты полномочиями другой (см. комм. к ст. 102, 103, 105 (ч. 3-5), 106, 107 (ч. 3), 108 (ч. 2)). Отсюда следует, что в случае, когда член одной палаты избран или по какому-либо законному основанию вошел в состав другой, его полномочия в первой палате прекращаются, если он не отказался от мандата в другой палате. Каждый депутат Государственной Думы независимо от того, баллотировался он в общефедеральной части федерального списка кандидатов или в региональной группе, представляет весь российский народ. Это прямо вытекает из положений ч. 2 ст. 1 ФЗ от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466; с изм.), который конкретизирует конституционные положения, не выходя за их рамки.

С этим связано и запрещение депутату Государственной Думы Федерального Собрания совмещать свой мандат с другими представительными мандатами, управомочивающими на участие в осуществлении как государственной власти, так и местного самоуправления. Ведь если такое совмещение будет иметь место, депутат Государственной Думы, весьма вероятно, выступит в качестве законного лоббиста регионального или местного интереса в ущерб интересу общероссийскому. Конечно, такое бывает и при отсутствии совмещения мандатов, однако допустимость их совмещения означала бы определенную легитимность предпочтения депутатом Государственной Думы регионального или местного интереса. Во всяком случае, законодатель в упомянутом ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а особенно в ФЗ от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» (СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950; с изм.) стремится сосредоточить деятельность депутата Государственной Думы именно на общегосударственных интересах, о чем ярко свидетельствуют законодательные изменения последнего времени, обеспечивающие за общероссийскими политическими партиями (фактически за их руководством) монополию на представительство народа в Государственной Думе и исключившие допуск к этому представительству беспартийного большинства народа, а также не признающие статуса политических партий за региональными и местными политическими объединениями (см. комм. к ст. 13).

Согласно ст. 85 ФЗ от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государаственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Центральная избирательная комиссия РФ после подписания протокола о результатах выборов депутатов Государственной Думы незамедлительно направляет извещение об этом кандидатам, избранным депутатами. Избранный кандидат обязан в пятидневный срок со дня получения извещения представить в ЦИК копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Государственной Думы, либо копию документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок со дня получения извещения было подано заявление об освобождении от таких обязанностей (см. также ниже комм. к ч. 3). Если он не выполнит данное требование, то исключается из федерального списка кандидатов, а его депутатский мандат передается Центральной избирательной комиссией кандидату из того же федерального списка в порядке, предусмотренном данным ФЗ. По выполнении этого требования и после официального опубликования результатов выборов ЦИК регистрирует депутата и выдает ему удостоверение об избрании.

Соответственно и ФЗ от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3336; с изм.) предусматривает в ч. 2 ст. 8, что избранный (назначенный) член Совета Федерации в пятидневный срок со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) направляет в Совет Федерации копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копию документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.

В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 6 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» член Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, являющиеся на день начала срока соответствующих полномочий военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, работниками органов прокуратуры, органов налоговой полиции и таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, приостанавливают на весь срок указанных полномочий службу в перечисленных органах и учреждениях. Срок приостановления службы в указанных органах и учреждениях засчитывается в выслугу лет служащих или работников этих органов и учреждений. В течение данного срока выплата денежного довольствия (денежного содержания) и иных средств, предусмотренных федеральным законодательством для служащих и работников указанных органов и учреждений, а также присвоение очередных специальных званий и классных чинов не производятся. В течение этого срока член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе уволиться со службы в указанных органах и учреждениях по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

Если первое предложение ч. 2 комментируемой статьи относится к членам обеих палат Федерального Собрания, то второе предложение касается только депутатов Государственной Думы. Однако ФЗ о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы уравнял положения о несовместимости функций для членов обеих палат. Согласно п. «а» ч. 2 ст. 6 этого ФЗ, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не вправе быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 4 данного ФЗ в случае избрания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления его полномочия прекращаются.

3. Только к депутатам Государственной Думы относится конституционное требование работать на постоянной профессиональной основе, содержащееся в первом предложении комментируемой части. Законодательная деятельность, предполагающая основательное изучение социальных проблем, скрупулезную работу над формулировками текстов законов, участие в обсуждении их во фракциях или депутатских группах, в комитетах и на пленарных заседаниях Государственной Думы, контрольная деятельность парламента, обсуждение проблем текущей политики, которые тоже требуют подготовки, контакты с избирателями, с государственными органами и учреждениями, с общественностью — все это неизбежно поглощает рабочее время депутата и практически почти не оставляет ему возможности для каких-либо иных занятий (разумеется, если депутат относится к своим обязанностям добросовестно).

В связи с этим вызывает известное недоумение тот факт, что Конституция не предъявляет аналогичного требования членам Совета Федерации, компетенция которого почти столь же значительна, что и компетенция Государственной Думы, и работа в котором, следовательно, также не может не требовать больших временных затрат. Впрочем, на членов Совета Федерации с 2001 г. распространяется, согласно действующей редакции ч. 1 ст. 6 ФЗ о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы, обязанность осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Второе предложение ч. 3 запрещает депутатам Государственной Думы находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Такой запрет обусловлен прежде всего объемом работы, который, как показано выше, следует из депутатского мандата.

Но дело не только в этом. При осуществлении своего мандата депутат должен быть свободен от влияния государственных органов и учреждений, должностных лиц, прежде всего исполнительной власти. Недопустимость службы депутата в органах или аппарате исполнительной и судебной власти вытекает из сформулированного в ст. 10 Конституции принципа разделения властей. Кроме того, государственная служба по определению предполагает, что государственные служащие действуют в составе иерархически организованных структур и состоят в отношениях руководства и подчинения (это относится и к службе в аппарате самого парламента). Следовательно, находясь на государственной службе, депутат неизбежно попадает в подчинение к вышестоящим должностным лицам, которые тем самым получают определенную возможность влиять на деятельность депутата по осуществлению им своего мандата.

Другая оплачиваемая деятельность возбраняется депутатам по тем же причинам. Речь может идти при этом о работе в государственных учреждениях, в аппарате общественных объединений, в публичных и частных хозяйственных формированиях разного рода, причем не только в качестве наемного работника, но и в качестве собственника, партнера и т.п. Очевидно, что оплачиваемая деятельность охватывает и индивидуальную трудовую (хозяйственную, коммерческую) деятельность. Получение депутатом дохода от какой-либо подобной структуры может привести к тому, что он начнет отстаивать в Государственной Думе частные интересы такой структуры, даже если это наносит ущерб интересам общенациональным, государственным.

Оплата деятельности депутата может при этом выразиться не только в форме заработной платы, жалованья, гонорара и т.п., но и в таких доходах, как специально увеличенный процент на банковский вклад, специально повышенный размер дивиденда на акции и т.п. Все это недопустимо. Очевидно, что в ряде случаев сложение обязанностей, несовместимых с мандатом, означает и отказ, хотя бы временный, от соответствующих прав, в том числе отказ от права лично управлять своим капиталом; управление должно быть передано другому лицу (поверенному, банку и т.п.).

Из изложенных выше правил Конституция делает исключение: депутату разрешается преподавательская, научная и иная творческая деятельность. Это не значит, что депутат может занимать административные должности в соответствующих учреждениях и общественных объединениях: ректором или проректором университета, оплачиваемым председателем союза композиторов и т.п. он быть не вправе. Весьма сомнительно его право занимать соответствующие должности даже на общественных началах, поскольку и в этом случае осуществляются властные функции. Но заведовать кафедрой, сектором, отделом НИИ, руководить факультетом он может, если оплата такого руководства представляет собой лишь процентную надбавку к оплате основной творческой деятельности. Но это не может не считаться работой по совместительству либо на других условиях частичной занятости. Вправе он и получать гонорар за свою творческую деятельность, однако размер этого гонорара не должен превышать обычного.

В отношении членов Совета Федерации аналогичных ограничений в Конституции не установлено. Однако упомянутая часть 2 ст. 6 ФЗ о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы запрещает члену Совета Федерации, как и депутату Государственной Думы:

— замещать иную государственную должность РФ, государственную должность субъекта Федерации, государственную должность государственной службы или муниципальную должность муниципальной службы;

— находиться на государственной или муниципальной службе;

— заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

— состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.

В случае же нарушения этих запретов полномочия члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы прекращаются (п. «а»-«в» ч. 1 ст. 4 данного ФЗ).

К сожалению, в законодательстве отсутствует специальное регулирование механизма ответственности членов Федерального Собрания за нарушение вышеуказанных запретов.

ГЛАВА 6
ПЛАТА ЗА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ПЛАТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ

Статья 29. Обязанность внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением
1. Собственники жилых и (или) нежилых помещений, наниматели, поднаниматели жилых помещений, арендаторы жилых помещений, члены организации застройщиков, дольщики, заключившие договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, обязаны вносить плату за жилищно-коммунальные услуги.
2. Обязанность внесения платы за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с договорами на оказание жилищно-коммунальных услуг, а также в случае, предусмотренном частью первой пункта 5 настоящей статьи, возникает:
у собственника жилого и (или) нежилого помещений – со дня возникновения права собственности на эти помещения;
у нанимателя, поднанимателя, арендатора жилого помещения, дольщика, заключившего договор, предусматривающий передачу ему во владение и пользование объекта долевого строительства, – со дня заключения договоров найма, поднайма, аренды жилых помещений, договора, предусматривающего передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства;
у члена организации застройщиков – со дня сдачи жилого дома (квартиры) в эксплуатацию.
3. Наниматель жилого помещения государственного жилищного фонда кроме обязанности внесения платы за жилищно-коммунальные услуги несет обязанность внесения платы за пользование жилым помещением со дня заключения договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда.
4. Расходы по содержанию жилого помещения государственного жилищного фонда и жилищно-коммунальным услугам до заключения договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда несут местный исполнительный и распорядительный орган, иные государственные органы, другие государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится это жилое помещение.
5. Отказ от заключения договора на оказание основных жилищно-коммунальных услуг или договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда не освобождает собственников жилых и (или) нежилых помещений, в том числе собственников блокированных и одноквартирных жилых домов, нанимателей и арендаторов жилых помещений, членов организации застройщиков, дольщиков, заключивших договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, от внесения платы за фактически оказанные основные жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением.
Собственники жилых и (или) нежилых помещений, в том числе собственники блокированных и одноквартирных жилых домов, наниматели и арендаторы жилых помещений, члены организации застройщиков, дольщики, заключившие договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, вправе отказаться от получения дополнительных жилищно-коммунальных услуг.
6. При переходе прав на жилое помещение обязанности по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением несут:
собственник жилого помещения, член организации застройщиков – до момента регистрации перехода права собственности на жилое помещение;
наниматель, поднаниматель жилого помещения государственного жилищного фонда, арендатор жилого помещения – до окончания срока действия договоров найма, поднайма жилых помещений государственного жилищного фонда, договора аренды жилого помещения либо до момента расторжения таких договоров.
7. Наниматель, поднаниматель жилого помещения частного жилищного фонда, поднаниматель жилого помещения государственного жилищного фонда, арендатор жилого помещения обязаны вносить плату за жилищно-коммунальные услуги и плату за пользование жилым помещением, предусмотренные договорами найма, поднайма, аренды жилых помещений, если иное не установлено этими договорами или законодательными актами. При этом размер платы за жилищно-коммунальные услуги для поднанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда не может превышать соответствующей платы для нанимателя такого жилого помещения.

Статья 30. Структура платы за жилищно-коммунальные услуги
1. Плата за жилищно-коммунальные услуги для собственника жилого и (или) нежилого помещений, нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, арендатора жилого помещения, члена организации застройщиков, дольщика, заключившего договор, предусматривающий передачу ему во владение и пользование объекта долевого строительства, включает в себя плату за основные и дополнительные жилищно-коммунальные услуги.
2. Плата за основные жилищно-коммунальные услуги включает в себя плату за:
техническое обслуживание;
текущий ремонт;
капитальный ремонт;
коммунальные услуги.
3. Плата за дополнительные жилищно-коммунальные услуги включает в себя плату за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые дополнительно к основным жилищно-коммунальным услугам в соответствии с договорами на оказание дополнительных жилищно-коммунальных услуг.

Статья 31. Порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением
1. Плата за жилищно-коммунальные услуги вносится собственником жилого и (или) нежилого помещений, нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда, арендатором жилого помещения, членом организации застройщиков, дольщиком, заключившим договор, предусматривающий передачу ему во владение и пользование объекта долевого строительства, за каждый истекший месяц не позднее 25-го числа следующего за ним месяца на основании платежных документов, представляемых соответственно не позднее 15-го числа организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, другими организациями, осуществляющими начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением, или в соответствии с договорами на поставку электроэнергии и газа.
В платежных документах должны быть указаны тарифы на жилищно-коммунальные услуги, пользование жилым помещением, а также объемы оказанных жилищно-коммунальных услуг и перечень оказанных жилищно-коммунальных услуг по многоквартирному жилому дому.
Наниматель, поднаниматель жилого помещения частного жилищного фонда, поднаниматель жилого помещения государственного жилищного фонда, арендатор жилого помещения обязаны вносить плату за жилищно-коммунальные услуги и плату за пользование жилым помещением в сроки и порядке, определенные договорами найма, поднайма, аренды жилых помещений.
Собственник жилого и (или) нежилого помещений, наниматель жилого помещения государственного жилищного фонда, арендатор жилого помещения, член организации застройщиков, дольщик, заключивший договор, предусматривающий передачу ему во владение и пользование объекта долевого строительства, вправе внести плату за жилищно-коммунальные услуги, а наниматель жилого помещения государственного жилищного фонда также и плату за пользование жилым помещением без платежных документов, указанных в части первой настоящего пункта.
2. Плата за пользование жилым помещением вносится нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда в срок, установленный частью первой пункта 1 настоящей статьи, соразмерно общей площади занимаемого им жилого помещения. В жилых помещениях, занимаемых несколькими нанимателями жилого помещения государственного жилищного фонда, размер общей площади, приходящейся на каждого нанимателя жилого помещения и проживающих совместно с ним членов, бывших членов его семьи, определяется как сумма занимаемой ими жилой площади и части площади подсобных помещений, исчисляемой пропорционально занимаемой ими жилой площади.
Наниматель жилого помещения государственного жилищного фонда вносит плату за пользование жилым помещением по тарифам, устанавливаемым в соответствии с законодательными актами.
3. Плата за техническое обслуживание в многоквартирном жилом доме ежемесячно вносится собственником жилого и (или) нежилого помещений, нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда, арендатором жилого помещения, членом организации застройщиков, дольщиком, заключившим договор, предусматривающий передачу ему во владение и пользование объекта долевого строительства, соразмерно общей площади принадлежащих им и (или) занимаемых ими жилых помещений по тарифам, устанавливаемым в соответствии с законодательными актами.
4. Плата за текущий ремонт в многоквартирном жилом доме вносится собственником жилого и (или) нежилого помещений, нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда, арендатором жилого помещения, членом организации застройщиков, дольщиком, заключившим договор, предусматривающий передачу ему во владение и пользование объекта долевого строительства, для возмещения фактических затрат по текущему ремонту в порядке, установленном законодательством.
5. Плата за капитальный ремонт в многоквартирном жилом доме ежемесячно вносится собственником жилого и (или) нежилого помещений, нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда, арендатором жилого помещения, членом организации застройщиков, дольщиком, заключившим договор, предусматривающий передачу ему во владение и пользование объекта долевого строительства, для возмещения затрат по капитальному ремонту в доле, соразмерной общей площади принадлежащих и (или) занимаемых ими жилых помещений в жилом доме, по тарифам, устанавливаемым в соответствии с законодательными актами.
Плата за капитальный ремонт в блокированном и одноквартирном жилых домах вносится нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда, а при наличии в блокированном жилом доме жилых помещений государственного и частного жилищных фондов – нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда и собственниками жилых помещений частного жилищного фонда по тарифам, устанавливаемым в соответствии с законодательными актами.
6. Плата за коммунальные услуги исчисляется исходя из фактического потребления этих услуг в натуральном выражении на основании данных индивидуальных или групповых приборов учета, а при их отсутствии – на основании норм (нормативов) потребления, устанавливаемых местными исполнительными и распорядительными органами, а также тарифов на коммунальные услуги, устанавливаемых в соответствии с законодательными актами.

Статья 32. Участие членов, бывших членов семьи собственника жилого помещения частного жилищного фонда, нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, гражданина, являющегося членом организации застройщиков, в расходах по плате за жилищно-коммунальные услуги и плате за пользование жилым помещением
1. Совершеннолетние члены, бывшие члены семьи собственника жилого помещения частного жилищного фонда, нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, гражданина, являющегося членом организации застройщиков, проживающие совместно с собственником, нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда, гражданином, являющимся членом организации застройщиков, обязаны участвовать в расходах по плате за жилищно-коммунальные услуги, если иное не установлено письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением.
2. Совершеннолетние члены, бывшие члены семьи нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, проживающие совместно с ним, кроме участия в расходах по плате за жилищно-коммунальные услуги обязаны участвовать в расходах по плате за пользование жилым помещением, если иное не установлено письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением.

Статья 33. Ответственность за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением. Погашение задолженности по плате за жилищно-коммунальные услуги и плате за пользование жилым помещением
1. Собственники жилых и (или) нежилых помещений, наниматели жилых помещений государственного жилищного фонда, члены организации застройщиков, дольщики, заключившие договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, несвоевременно и (или) не в полном объеме внесшие плату за жилищно-коммунальные услуги, уплачивают пеню в размере, установленном законодательством.
Наниматели жилых помещений государственного жилищного фонда, несвоевременно и (или) не в полном объеме внесшие плату за пользование жилым помещением, уплачивают пеню в размере, установленном законодательством.
2. Взыскание задолженности по плате за жилищно-коммунальные услуги и (или) плате за пользование жилым помещением производится на основании исполнительных надписей нотариусов, а при наличии спора – в судебном порядке.
3. Совершеннолетние дееспособные члены, бывшие члены семьи собственника жилого помещения частного жилищного фонда, нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, гражданина, являющегося членом организации застройщиков, проживающие в этом жилом помещении, несут солидарную ответственность по задолженности по плате за жилищно-коммунальные услуги с даты вселения в жилое помещение, если иное не установлено письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением.
Совершеннолетние дееспособные члены, бывшие члены семьи нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, проживающие совместно с ним, несут солидарную ответственность по задолженности по плате за пользование жилым помещением, если иное не установлено письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением.
4. В случае принятия наследства задолженность по плате за жилищно-коммунальные услуги и (или) плате за пользование жилым помещением погашают наследники в порядке, установленном статьей 1086 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Статья 153 ЖК РФ. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;

6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.

7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

3. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

документа: Жилищный кодекс РФ (с комментариями)

Комментарии к статье 153 ЖК РФ, судебная практика применения

Разъяснения Пленума ВС РФ 2017 года:

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» содержатся следующие разъяснения:

С какого момента возникает обязанность нанимателя платить за жилое помещение и коммунальные услуги?

По договору социального найма жилого помещения, в том числе полученного по договору обмена жилыми помещениями, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у нанимателя возникает со дня заключения такого договора (пункт 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

Несоблюдение письменной формы договора социального найма жилого помещения не освобождает нанимателя от обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Солидарная обязанность членов семьи нанимателя платить за жилое помещение и коммунальные услуги

Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью не только нанимателя, но и проживающих с ним членов его семьи (дееспособных и ограниченных судом в дееспособности), имеющих равное с нанимателем право на жилое помещение, независимо от указания их в договоре социального найма жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 67, части 2, 3 статьи 69 и статья 153 ЖК РФ).

Названные лица несут солидарную с нанимателем ответственность за невыполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Определение расходов бывшего члена семьи нанимателя по оплате жилья и коммунальных услуг

Бывший член семьи нанимателя, сохраняющий право пользования жилым помещением, самостоятельно отвечает по обязательствам, связанным с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, в случае заключения с наймодателем (управляющей организацией) и нанимателем соглашения, определяющего порядок и размер его участия в расходах по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 4 статьи 69 ЖК РФ, статья 421 ГК РФ).

В случае отсутствия такого соглашения суд вправе определить размер расходов бывшего члена семьи нанимателя по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из приходящейся на него доли общей площади всего жилого помещения с учетом количества лиц, имеющих право пользования этим жилым помещением (статья 249 ГК РФ). При этом на наймодателя (управляющую организацию) возлагается обязанность заключить с бывшим членом семьи нанимателя соответствующее соглашение и выдать ему отдельный платежный документ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

С какого момента собственник обязан платить за жилое помещение и коммунальные услуги

У собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

Момент возникновения права собственности определяется правилами Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 8.1, статьи 218, 219, 223, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ).

Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги у лица, принявшего жилое помещение от застройщика, после выдачи последнему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию возникает с момента передачи жилого помещения по передаточному акту или иному документу о передаче (пункт 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

Обязанность сособственников платить за жилое помещение и коммунальные услуги соразмерно их доле в праве

Сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (статья 249 ГК РФ).

По смыслу статьи 155 ЖК РФ и статьи 249 ГК РФ, каждый из таких сособственников жилого помещения вправе требовать заключения с ним отдельного соглашения, на основании которого вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, и выдачи отдельного платежного документа.

Обязанность родителей и детей вносить плату за жилье и коммунальные услуги

В случае, если собственником жилого помещения (доли) является несовершеннолетний, то обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг несут его родители независимо от факта совместного с ним проживания (статьи 21, 26, 28 ГК РФ и статьи 56, 60, 64 Семейного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При недостаточности у несовершеннолетнего средств обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг субсидиарно возлагается на его родителей (статья 26 ГК РФ).

Солидарная обязанность по внесению платы за коммунальные услуги собственника и членов его семьи. Плата за содержание жилья и капитальный ремонт — обязанность собственника

Собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (часть 3 статьи 31 и статья 153 ЖК РФ).

При возникновении спора о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг с собственника и членов его семьи, между которыми имеется соглашение, определяющее порядок и размер участия членов семьи в расходах по внесению платы за коммунальные услуги, такая задолженность определяется судом с учетом данного соглашения.

Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт несет только собственник жилого помещения (статьи 30, 158 ЖК РФ и статья 210 ГК РФ).

(См. подробнее п. 23 — 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»)

Публикации на logos-pravo.ru:

В начале декабря энергетические компании Камчатки и Приамурья сообщили, что начали получать письма от граждан, которые отказываются оплачивать услуги ЖКХ, ссылаясь на членство в профсоюзе «Союз ССР», а также организациях с похожими названиями, или просто на сам факт того, что они являются гражданами Советского Союза. Предприятия уже пообещали работать с неплательщиками в том же порядке, что и с простыми должниками. Однако, хотя речь идет о единичных обращениях, для российских регионов это далеко не первые подобные случаи. Кто стоит за этим профсоюзом, как организаторы мотивируют свои претензии к коммунальщикам и почему отвечать за это, скорее всего, придется обычным гражданам, разбирались «Известия».

Письма из Союза

Первыми в начале зимы о подобных случаях сообщили на Камчатке. Так, представитель одной из организаций, «Камчатскэнерго», Елена Симаева рассказала журналистам, что в компанию поступают письма, в которых граждане отказываются оплачивать счета, мотивируя это либо тем, что родились в СССР, либо своим членством в профсоюзе «Союз ССР».

«Мы пока не можем посчитать общее количество таких писем, потому что есть отдельные обращения от рожденных в СССР жителей, а есть обращения из профсоюза «Союз ССР». Они приходят не только к нам, но и в «Водоканал», фонд капитального ремонта и управляющие компании. Раньше такие обращения были единичными, но сейчас их становится очень много. Люди пишут, что они рождены в СССР, на них действует Конституция СССР и платить за услуги они не будут», — отметила она.

Одновременно, по ее словам, в Петропавловске-Камчатском начали распространять листовки за подписью профсоюза «Союз ССР», авторы которых призывали граждан отказаться от оплаты коммунальных услуг. Телефон, указанный в листовках, при этом не работал.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

В то же время журналистам регионального издания «Кам 24» удалось связаться с региональным руководителем организации — им оказался лидер отделения партии «Справедливая Россия» в Петропавловске-Камчатском Александр Каменюк. Он рассказал журналистам, что всего в организации числятся около 100 человек, активно участвуют в ее деятельности около 30–35. Они в том числе объясняют жителям региона, как организовать ячейку на собственном предприятии, и якобы помогают с вопросами, касающимися заключения коллективных договоров, оформления банковских кредитов и оплаты услуг ЖКХ.

Ресурсоснабжающие компании он обвинил в том, что те неправильно оформляют квитанции — не проставляя на платежных документах печатей и подписей ответственного лица, как этого, по его мнению, требует закон «О бухгалтерском учете». Кроме того, по его словам, компании одновременно получают деньги как от жителей, так и от государства.

«Дело в том, что и в «Камчатскэнерго», и в «Камчатский водоканал», и в фонд капитального ремонта поступают деньги из бюджета, согласно постановлениям правительства РФ. Я еще в мае написал обращения-уведомления в эти организации с указанием нормативно-правовых актов, согласно которым они получают деньги из бюджета. Надеялся получить подробный отчет о расходовании средств. Однако ответа я не получил», — заявил он, признавшись, что уже полгода не оплачивает квитанции за ЖКУ.

Кроме того, активист обвинил местные предприятия в том, что они якобы перечисляют часть средств на зарубежные счета. По его словам, одна из участниц профсоюза даже написала соответствующее обращение в ФСБ, «но ответа пока не получила».

Просили начислять плату в советских рублях

Возникают подобные ситуации не только на Камчатке. Практически одновременно о подобных случаях сообщили и в Амурской области. Однако там, по данным региональных энергетиков, такие обращения носили единичный характер и поступали в основном в сентябре и октябре. Всего в «Амурэнергосбыте» насчитали четыре обращения, считая одно устное.

«Они (авторы обращений. — «Известия») ссылались на то, что у данного профсоюза есть публичный договор, они не должны платить за услуги, заявляли также, что плата должна начисляться в советских рублях», — цитирует «РИА Новости» слова пресс-секретаря компании Вероники Александровой.

Фото: 2gis.ru

В соседнем Хабаровске и на Сахалине таких случаев в конце 2019-го зафиксировано не было, в Приморье обращения также были единичными, рассказали журналистам новостного агентства в региональных энергетических компаниях.

При этом еще раньше, в феврале 2018-го, к коммунальщикам с похожими заявлениями обратились несколько жителей Хакасии, а в апреле сотрудники сибирской компании «Томскэнергосбыт» заявили, что обратились в прокуратуру в связи с поступавшими к ним обращениями об отказе от оплаты счетов за ЖКУ. Аналогичные истории в мае повторились в Нижнем Новгороде и в Омске.

«Основанием для бесплатной поставки услуг заявители называют наличие публичного договора поставки коммунальных и прочих услуг для обеспечения жизнедеятельности участников профсоюза «Союз ССР», который дает им право на «потребление коммунальных и прочих услуг на безоплатной основе», подписанного председателем профсоюза Сергеем Александровичем Демкиным», — отмечалось в сообщении ПАО «Томскэнергосбыт».

Кроме того, в августе этого года несколько участников того же профсоюза приняли участие в акциях на юге России — тогда во время визита в администрацию Кисловодска было задержано около 20 человек (к профсоюзу «Союз ССР», по данным журналистов, относились далеко не все — организаторами стали члены другого объединения, также использующего символику Советского Союза). Протестующие, чиновники и полицейские взаимно обвинили друг друга в провокациях.

«Наши люди»

Как следует из утверждений коммунальщиков, заявления поступают от людей, которые являются членами профсоюза «Союз ССР», «Профсоюза рожденных в ССР», а также от тех, кто просто указывает на факт своего рождения в Советском Союзе.

Никаких упоминаний о второй организации в новостях «Известиям» найти не удалось, а профсоюз «Союз ССР» возник в начале 2017 года. Его организатором и основателем является Сергей Александрович Демкин — на странице организации в социальной сети «ВКонтакте» (именно там, судя по всему, протекает основная деятельность организации) указывается не только официальный адрес организации в Петербурге, но и адрес электронной почты и мобильный телефон Сергея Демкина. По нему, впрочем, отвечает женский голос.

Фото:

— Если они (граждане, которые отказываются оплачивать услуги ЖКХ. — «Известия») предоставляют документы, которые это подтверждают, то это наши люди. Я этих документов не видела, не знаю. Но у них как минимум должен быть профсоюзный билет, — подтвердила представитель профсоюза «Союз ССР» «Известиям».

Официально организация нигде не зарегистрирована. Ранее ее создатель, Сергей Демкин, объяснял «Деловому Петербургу», что хочет создать профсоюз, который останется неподконтрольным, в том числе и официальным органам, например налоговой. Встречу с журналистом, как отмечалось в материале, профсоюзный лидер проводил в кафе «Бургер Кинг», потому что власти города, по его словам, отказались предоставлять ему помещение на таких условиях.

Сейчас в качестве официального адреса организации, на который в том числе желающим предлагается отправлять заявления о вступлении в профсоюз, указывается один из офисов в здании гостиницы «Советской», расположенной на площади Восстания.

На странице организации в социальной сети «ВКонтакте» ее целью названо «объединение всех граждан, работников, студентов, учащихся ПТУ с 14 лет, фермеров, членов кооперативов, индивидуальных предпринимателей, таксистов, дальнобойщиков, строителей, временно не работающих, пенсионеров и т.д. для отстаивания своих законных прав и свобод».

В числе первостепенных задач (их список состоит из шести пунктов) указываются правовая защита членов профсоюзов в судах и иных «юридических и псевдоюридических административных образованиях», а также помощь по вопросам кредитных обязательств и «помощь по вопросам ЖКХ».

«Мы же не говорим, что мы раскредитовываем в ноль кого-то. Но если банк неправ, то он неправ. Нужно встать на защиту людей, выйти из этого рабства. Чем мы и занимается — проводим эволюцию сознания», — рассказывал журналистам «Делового Петербурга» Сергей Демкин.

Фото: vk.com/tstssouzssr

При этом из официальной программы профсоюза, доступной там же, в официальной группе, следует, что цели у его создателей достаточно глобальные.

Например, в ней предлагается создать «постоянную общественную экспертную комиссию, которая могла бы консультировать граждан по приоритетным для организации вопросам ЖКХ и кредитов, принимать активное участие в проведении ряда социально направленных законопроектов — в том числе «О земле», «Об образовании» и т.д. Отдельно прописаны планы инициировать в Госдуме и правительстве обсуждение вопроса о выплате гражданам страны «природной ренты».

Для вступления в профсоюз «Союз ССР» организаторы просят направить письменное заявление в отделение организации в Петербурге на имя Сергея Демкина. Членство платное: 1 тыс. рублей нужно будет заплатить в качестве разового взноса, еще по 200 рублей придется платить ежемесячно.

Работы по договору

За прошедшие 2,5 года организация, судя по всему, успела разрастись. На ее странице можно найти список региональных «филиалов» — в нем значится около сотни населенных пунктов. Как больших, в числе которых Казань, Саратов, Новокузнецк, Нижний Новгород и Краснодар, так и совсем малоизвестных городов и даже сел — вроде Тимашевска, Костомукши или поселка Коашва.

В большинстве групп состоит от нескольких десятков до сотни человек, но в Казани или Краснодаре число участников достигает 300–500 пользователей. В основном там выкладываются сканы ответов официальных органов на заявления членов профсоюза «Союз ССР», обсуждаются проблемы «коллег» из других городов (некоторым из них ранее уже отключили газ или электроснабжение) и выкладываются тематические видео и картинки, которые проще всего объединить в жанр «социалистических демотиваторов».

Сергей Демкин, председатель профсоюза «Союз ССР»

Фото: соцсети

Есть в списке и группы, действующие в Петропавловске-Камчатском и Томске (около 100 участников в каждой) и Южно-Сахалинске (там, правда, лишь около 30 участников). При этом в группу продолжают писать люди с вопросами о том, есть ли отделение в их городе, и просьбами его открыть.

Пока, судя по всему, основной акцент в организации делают именно на сфере ЖКХ. По крайней мере, именно в этом контексте неофициальный профсоюз начали упоминать региональные и федеральные СМИ.

По информации коммунальщиков, чаще всего граждане, заявляя об отказе платить за коммунальные услуги, ссылаются или на само членство в профсоюзе «Союз ССР» (а также объединениях с похожими названиями), или на некий «публичный договор».

Текст договора, якобы заключенного с Российской Федерацией от лица председателя профсоюза «Союз ССР» Сергея Демкина, доступен в том числе и в группе организации в социальной сети «ВКонтакте». Официальной юридической силы этот документ не имеет, подчеркивает юрист «Народной защиты» Игорь Зверев, к которому «Известия» обратились за разъяснениями, продемонстрировав сам договор.

— Само по себе любое соглашение, такое как договор поставки коммунальных и прочих услуг для обеспечения жизнедеятельности участников профсоюза «Союз ССР», который дает им право на «потребление коммунальных и прочих услуг на бесплатной основе», не может являться основанием для неоплаты услуг, неисполнения обязательств со стороны владельцев жилплощади, — говорит юрист.

Во-первых, напоминает он, действующие законы РФ — например, ст. 154 и 155 Жилищного кодекса, а также постановление правительства России №354, регламентирующее правила предоставления коммунальных услуг собственникам, — устанавливают их обязательную оплату.
— Любой исполнитель услуги (ЖКУ или любой другой) несет расходы на ее оказание, и при отказе потребителя от услуги исполнитель вправе рассчитывать на их возмещение согласно ст. 782 ГК РФ и ст. 32 закона «О защите прав потребителей», — перечисляет Игорь Зверев.

Фото: Федеральное агентство новостей

В телефонном разговоре с «Известиями» представитель профсоюза «Союз ССР», отвечая на вопрос о возможных долгах, которые могут копиться у его участников, сослалась также на другое постановление правительства.

— Во-первых, есть публичный договор. Во-вторых, о каких долгах может идти речь, если в соответствии с 97-м постановлением правительства из бюджета выделены деньги на оплату ЖКХ. Почему мы должны второй раз платить? — отмечает она.

Однако в постановлении правительства №97 от февраля 2016 года речь идет лишь об установлении стандартов предельной стоимости услуг ЖКХ на 1 кв. м жилой площади, а не о выделении бюджетных средств на их оплату. Кроме того, само постановление и вовсе было признано утратившим силу еще в мае 2017 года.

Дошли до суда

В большинстве региональных энергетических компаний, в том числе на Камчатке и в Приамурье, говорят, что с членами профсоюза, если они действительно перестанут оплачивать услуги, планируют работать в том же порядке, что и с обычными должниками. В этом случае ответственность за просроченные платежи понесут граждане, а не организаторы или представители профсоюза «Союз ССР». Тем более что у организации нет официального юридического статуса.

Так, летом 2018-го в правительстве Петербурга сообщили, что городское предприятие ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» обратилось в суд с иском о защите деловой репутации после того, как одна из пользовательниц YouТube опубликовала на видеосервисе ролик, в котором от имени профсоюза «Союз ССР» обвиняла организацию в том, что деньги, поступающие от граждан, якобы попадают в Канаду и США. В качестве доказательства автор видео продемонстрировала штрихкод на платежном документе — по ее мнению, именно из-за него деньги попадали на зарубежные счета.

Суд встал на сторону «Жилищного хозяйства», обязав женщину разместить ролик-опровержение с возможностью размещения его на YouТube-канале предприятия (всего на нем сейчас размещено 13 видео, и ролика-опровержения среди них «Известиям» найти не удалось).

YouТube-канал предприятия ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство»

Фото: скриншот канала youtube

Если верить заявленным в официальных группах целям, юридическая поддержка членов незарегистрированного профсоюза — одна из главных задач организации. Между тем в сообщении, опубликованном на официальном сайте городской администрации по Кронштадтскому району, особенно подчеркивалось, что ни сама ответчица, ни кто-либо из ее представителей для защиты интересов женщины в суд не явились.

«Обманутые призывами профсоюза граждане накопили долги по оплате ЖКУ, причиняя вред своим соседям, управляющим организациям, своим многоквартирным домам. Ведь, увеличивая задолженность управляющей организации перед поставщиками ресурсов, неплательщики провоцируют процесс взыскания долга с управляющей организации монополистами», — отмечалось в сообщении.

Глава камчатского отделения профсоюза «Союз ССР», в свою очередь, настаивал на том, что решение отказаться от оплаты услуг люди принимают сами.

«Никто не заставляет и не убеждает людей не платить за коммунальные услуги. Мы предоставляем информацию о деятельности коммунальщиков и системе российского ЖКХ в целом, а решение члены профсоюза принимают сами», — пояснил он.

Однако энергоснабжающие предприятия обвиняют организаторов в злоупотреблении доверием граждан и даже нарушении их прав. Об этом, например, весной 2018-го говорили коммунальщики Томска.

«Считаем, что действия представителей профсоюзной организации ТСПС «Союз ССР» нарушают законные права граждан, так как последних вводят в заблуждение, говоря, что жилищно-коммунальные услуги поставщикам оплачивать не нужно», — рассказал журналистам директор управления правового обеспечения ПАО «Томскэнергосбыт» Денис Набатников.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

Похожей точки зрения придерживаются и в «Камчатскэнерго». Там утверждают, что организаторы просто обманывают участников, подталкивая их к неплатежам, которые, в свою очередь, приведут к штрафным санкциям и, возможно, дополнительным расходам.

Правда, в пресс-службе краевого управления МВД корреспонденту ТАСС сообщили, что никаких проверок в отношении профсоюза не проводится, потому что обращений от недовольных граждан на этот счет не поступало.

Пересчитать по закону

Между тем эксперты в сфере коммунального хозяйства предупреждают, что к деятельности профсоюза есть вопросы — как правовые, так и этические.

— Обязанность оплачивать услуги ЖКХ предусмотрена действующим жилищным законодательством, и никакая организация не вправе его нарушать или призывать к этому людей. Соответственно, нарушение собственником или пользователем помещения предусмотренных законом обязанностей, в том числе по оплате счетов за ЖКУ, влечет предусмотренные законом санкции: начисление пеней, а также взыскание долгов через суды, — напомнила «Известиям» сопредседатель некоммерческого партнерства «Управдом» Евгения Юнисова.

В этом случае собственникам, не оплатившим своевременно счета, может грозить не только отключение газа, электроэнергии или воды, но и дополнительные расходы — в том числе на оплату пеней и судебных издержек. Тем более что, как показывает пример петербургского «Жилищного хозяйства», профсоюз «Союз ССР» не обязательно будет защищать интересы своих участников в суде.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Согласно федеральному закону «О профсоюзах», объединяться в них в зависимости от общих профессиональных и общественных интересов могут все граждане России, при этом региональные органы исполнительной власти не имеют права вмешиваться в их деятельность. В то же время, согласно тому же закону, правоспособной организация становится только после того, как создатели официально ее зарегистрировали. Если этого сделано не было, то, по большому счету, профсоюз «Союз ССР» никаким официальным статусом (в том числе и для защиты своих участников) не обладает.

Если же у человека есть вопросы к тому, как формируются счета за ЖКУ, ему следует в первую очередь обратиться в управляющую компанию, отмечает Евгения Юнисова.

— Для управляющих организаций предусмотрены штрафные санкции в случае, если они неправильно что-то начисляют. Поэтому, если у человека есть сомнения, он может в любой момент обратиться в управляющую организацию и попросить разъяснить порядок начисления, то есть из чего сложились цифры, которые он видит в квитанции. И если там допущена ошибка, управляющая организация обязана, во-первых, сделать перерасчет, а также самостоятельно рассчитать и исчислить штраф, уменьшив платеж на 50% от неправильно начисленной суммы, — объясняет сопредседатель партнерства «Управдом».

Льготники и люди с небольшим доходом, напоминает Евгения Юнисова, также могут воспользоваться предусмотренными мерами государственной поддержки, однако членство в профсоюзе в любом случае с решением их проблемы не поможет.

С тем, что для решения вопросов, связанных с оплатой коммуналки, есть и другие, вполне законные пути, согласен и Игорь Зверев. В частности, он напомнил, что как сам профсоюз (если он имеет официальный статус), так и отдельные граждане могут обратиться в суд с иском о перерасчете услуг. В то же время, подчеркнул юрист, прибегнуть к этой мере могут и управляющие компании в случае, если сочтут, что у потребителей имеются долги.

В то же время, по его мнению, призывы организации отказаться от оплаты счетов за ЖКУ могут сыграть и позитивную роль, послужив лишним стимулом для коммунальных служб и управляющих компаний к тому, чтобы повысить качество услуг, обеспечить прозрачность всех расчетов и усовершенствовать отчетность. В свою очередь, Евгения Юнисова убеждена, что пока сложившаяся ситуация скорее напоминает рекламную кампанию, «которая сбивает людей с толку и может привести к неблагоприятным для них же последствиям».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *