91 92 УПК РФ

1. Задержание подозреваемого — это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК). Сущность задержания состоит в кратковременном содержании лица под стражей без предварительного разрешения руководителя СО, прокурора или суда. При этом задержание делится на две разновидности: задержание подозреваемого и задержание обвиняемого. О задержании обвиняемого см. п. 10 коммент. к данной статье.

Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает возможность заключения под стражу осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания уголовного наказания, не связанного с лишением свободы, до рассмотрения вопроса о замене данного вида наказания более строгим (п. 18 ст. 397). Срок такого задержания определяется судом до 30 суток. Длительный срок действия этой меры принуждения и предварительное решение суда приравнивают ее к применению меры пресечения в виде содержания под стражей в целях обеспечения исполнения приговора. Для обеспечения тридцатисуточного заключения ОВД вправе задержать осужденного на срок до 48 часов, однако это задержание регламентируется УИК РФ (ч. 2 ст. 30; ч. 4 ст. 32; ч. 4 ст. 46).

Уголовно-процессуальное задержание следует отличать от фактического задержания, административного задержания (ст. ст. 27.3 — 27.6 КоАП), задержания осужденного на срок до 30 дней в случае уклонения его от исполнения наказания (ст. ст. 30, 32, 46, 58, 97 УИК). В отличие от заключения под стражу задержание является неотложным, кратковременным содержанием под стражей, имеет особые основания, цели, процедуру применения, всегда предшествует возможному заключению под стражу.

2. Задержание всегда является неотложной мерой процессуального принуждения (о понятии неотложной ситуации см. коммент. к ст. 157). В связи с неотложным характером задержание производится без согласия руководителя СО, прокурора или судебного решения. Нельзя дважды задержать подозреваемого в совершении одного и того же преступления, так как после первого задержания неотложность ситуации расследования утрачивается. Не допускается и повторное задержание обвиняемого по тому же самому ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

3. Задержание может быть осуществлено следователем, органом дознания и дознавателем. При этом решение дознавателя о задержании и составленный им протокол задержания не требуют утверждения начальником органа дознания. См. коммент. к п. 17 ст. 5; ст. 41.

4. Целями задержания подозреваемого являются определение: 1) причастности лица к совершению преступления; 2) необходимости в заключении под стражу и обеспечение этой меры пресечения. Если эти обстоятельства уже выяснены, то задержание невозможно. Не допускается задержание для получения признательных показаний подозреваемого.

5. Задержание допускается по преступлениям, предусматривающим наказание в виде лишения свободы, как правило, более 2 лет. Следовательно, задержание возможно только при наличии постановления о возбуждении уголовного дела. Особый порядок задержания распространяется на лиц, обладающих служебным иммунитетом (ст. 449).

6. Комментируемая статья предусматривает четыре основания для задержания.

Пункт 1 ч. 1 ст. 91 УПК предусматривает фактическое задержание (захват) при пресечении преступления (а также приготовлении, покушении), на месте совершения преступления или в результате преследования лица сразу после совершения преступления. Фактическое задержание могут произвести любые лица (потерпевший, очевидцы, сотрудники милиции). При этом участвовавшие в фактическом задержании следователь или дознаватель подлежат отводу как будущие свидетели (ч. 1 ст. 61), если фактическое задержание проводилось до возбуждения уголовного дела и отсутствовали другие очевидцы преступления.

7. Не могут служить данным основанием задержания указания потерпевших или очевидцев, если они предполагают о совершении преступления этим лицом (на основе догадок, умозаключений); говорят с чужих слов или не могут указать источника своей осведомленности (п. 2 ч. 2 ст. 75).

8. Явные следы преступления не требуют специальных познаний для их выявления, они очевидны. Такими следами могут быть наличие телесных повреждений, вещественных доказательств (например, орудий и предметов преступления, следов крови).

9. Иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, как основание для задержания являются менее вескими уликами (сходство внешности подозреваемого с описанием преступника, явка с повинной, показания лиц, не являющихся очевидцами, и т.д.) и применяются при наличии одного из четырех дополнительных условий, указанных в ч. 2 комментируемой статьи.

По смыслу ч. 2 коммент. статьи задержание может использоваться для обеспечения явки подозреваемого и обвиняемого в суд для рассмотрения ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Согласно ч. 3 ст. 210 находящийся в розыске обвиняемый может быть задержан в порядке, установленном по аналогии с институтом задержания подозреваемого, для решения вопроса о мере пресечения.

10. Задержание обвиняемого — это неотложная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит в кратковременном содержании под стражей обвиняемого в целях незамедлительного доставления его в суд для рассмотрения ходатайства органов уголовного преследования об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Формирование института задержания обвиняемого связано с недопущением заочного избрания заключения под стражу (в отсутствие обвиняемого — ч. ч. 4 — 5 ст. 108).

+Читать далее…

Задержание обвиняемого имеет особые основания, цели, мотивы и условия. Основанием для него является необходимость рассмотрения в суде обоснованного ходатайства следователя об избрании в отношении разыскиваемого обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Цель состоит в незамедлительном доставлении обвиняемого в суд для рассмотрения указанного ходатайства. В качестве мотива выступает опасение, что обвиняемый уклонится от явки в судебное заседание. Условием служит вынесение обоснованного постановления о привлечении его в качестве обвиняемого (а в исключительных случаях — обвинительного акта, так как при производстве дознания по общему правилу заключение под стражу не применяется).

11. Представляется, что фактические основания для задержания должны быть установлены с помощью уголовно-процессуальных доказательств: протоколов следственных действий и иных документов. Не исключена возможность указания непосредственно в протоколе задержания фактических оснований задержания. Условия задержания по четвертому основанию — иным данным могут быть установлены и без производства следственных действий. Некоторые из них (неустановленность личности) могут презюмироваться. О доказательственном значении протокола задержания см. коммент. к ст. 92.

Статья 91. Основания задержания подозреваемого

1. Орган дознания, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

1. Задержание подозреваемого – это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 5 ст. 11 УПК РФ). Сущность данной меры принуждения состоит в кратковременном содержании под стражей подозреваемого.

Уголовно-процессуальное задержание следует отличать от фактического задержания, административного задержания (ст. 27.3 – 27.6 КоАП РФ, ст. 331 Таможенного кодекса РФ), задержания осужденного на срок до 30 дней в случае уклонения его от исполнения наказания (ст. 46, 58, 97 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Вне уголовно-процессуальной деятельности происходят задержание лица в зоне проведения контртеррористической операции при отсутствии у него документов, удостоверяющих личность (ст. 13 Закона РФ «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 г.); задержание граждан, нарушивших правила комендантского часа, на территории действия чрезвычайного положения (ст. 31 Федерального конституционного закона N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г.).

В отличие от заключения под стражу задержание является неотложным, кратковременным содержанием под стражей только подозреваемого, имеет особые основания, цели, процедуру применения, всегда предшествует возможному заключению под стражу.

2. Задержание всегда является неотложной мерой процессуального принуждения (о понятии неотложной ситуации см. комментарий к ст. 157 УПК РФ). В связи с неотложным характером задержание производится лишь на начальном этапе уголовного преследования без санкции прокурора или судебного решения. Нельзя дважды задержать подозреваемого в совершении одного и того же преступления, так как после первого задержания неотложность ситуации расследования утрачивается.

3. Задержание может быть осуществлено следователем, прокурором, органом дознания и дознавателем (п. 11 ст. 5 УПК). В отличие от УПК РСФСР решение дознавателя о задержании и составленный им протокол задержания не требуют утверждения начальником органа дознания (приложение № 12). См. комментарий к п. 17 ст. 5; ст. 41 УПК.

4. Целями задержания являются определение: 1) причастности лица к совершению преступления; 2) необходимости в заключении под стражу и обеспечение этой меры пресечения. Если эти обстоятельства уже выяснены, то задержание невозможно. Не допускается задержание для получения признательных показаний подозреваемого.

5. Задержание допускается по преступлениям, предусматривающим наказание в виде лишение свободы как правило более 2 лет. Следовательно, задержание возможно только по возбужденному уголовному делу. Особый порядок задержания распространяется на лиц, обладающих служебным иммунитетом (ст. 449 УПК).

6. Комментируемая статья предусматривает четыре основания для задержания.

Пункт 1 ч. 1 ст. 91 УПК предусматривает фактическое задержание (захват) при пресечении преступления (а также приготовлении, покушении), на месте совершения преступления или в результате преследования лица сразу после совершения преступления. Если подозреваемый скрылся, то его задержание возможно по другим основаниям. Фактическое задержание могут произвести любые лица (потерпевший, очевидцы, сотрудники милиции). При этом участвовавшие в фактическом задержании следователь, дознаватель, прокурор подлежат отводу как будущие свидетели (ч.1 ст. 61 УПК), если фактическое задержание проводилось до возбуждения уголовного дела и отсутствовали другие очевидцы преступления.

Фактическое задержание не всегда завершается уголовно-процессуальным задержанием.

7. Вторым основанием задержания является указание потерпевших или очевидцев. С учетом исторического толкования данной нормы (ст. 122 УПК РСФСР) указание потерпевших или очевидцев должно быть прямым и непосредственным доказательством совершения преступления этим подозреваемым. Потерпевшие или иные лица должны лично наблюдать совершение преступления (или приготовление, покушение). Не могут служить данным основанием задержания указания свидетелей, если они: предполагают о совершении преступления этим лицом (на основе догадок, умозаключений); говорят с чужих слов или не могут указать источника своей осведомленности (п. 2 ч. 2 ст. 75 УПК).

Для задержания по этому основанию может быть достаточно указания и одного очевидца.

Показания других подозреваемых и обвиняемых о своих сообщниках принято относить к другим основаниям задержания.

8. Явные следы преступления на самом лице или его одежде, при нем или в его жилище (по месту работы, в гараже, на даче) представляют собой косвенные, но веские доказательства причастности лица к совершению преступления. Явные следы не требуют специальных познаний для их выявления, они очевидны. Такими следами могут быть наличие телесных повреждений, вещественных доказательств (например, орудий и предметов преступления, следов крови).

9. Четвертым основанием задержания являются иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления. Эти данные – менее веские улики (сходство внешности подозреваемого с описанием преступника, явка с повинной, показания лиц, не являющихся очевидцами и т.д.).

По данному основанию задержание возможно при наличии одного из четырех дополнительных условий.

А) Если это лицо пыталось скрыться (оказано сопротивление при фактическом задержании, покушение на побег, приготовление к отъезду).

Б) Если это лицо не имеет постоянного места жительства. С учетом редакции п. 1 ч. 1 ст. 108 УПК, должно отсутствовать постоянное место жительства на территории РФ. Факт регистрации (прописки) по месту жительства является одним из доказательств наличия постоянного места жительства и необязателен для следователя, прокурора, дознавателя. Согласно ст. 2 ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» — место жительства — жилой дом, квартира, служебное, жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В) Не установлена личность подозреваемого (сомнение в личности лица не может быть устранено до составления протокола задержания, в том числе отсутствуют или имеют признаки подделки документы, удостоверяющие личность).

Г) В суд направлено ходатайство об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу. По этому условию задержание применяется для обеспечения явки подозреваемого в суд для рассмотрения ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Когда в суд направлено такое ходатайство, органы уголовного преследования убеждены в причастности лица к совершению преступления и в необходимости его заключения под стражу, однако еще недостаточно доказательств для вынесения постановления о привлечении данного лица в качестве обвиняемого.

Поскольку данная норма является только условием для четвертого основания задержания, постольку она не позволяет использовать институт задержания подозреваемого для обеспечения явки обвиняемого в суд для принятия судом решения о заключении его под стражу. Статья 108 УПК не допускает избрание заключения под стражу в отсутствие обвиняемого (ч. 4-5). Однако в УПК заложена тенденция к тому, чтобы в будущем появился институт «задержания обвиняемого», для обеспечения его явки. Нечто подобное предлагалось в Модельном УПК для государств – участников СНГ (М., 1996. С. 150-152.). В нынешней редакции ст. 91 УПК задержание не может быть применено в отношении обвиняемого.

10. Представляется, что фактические основания для задержания должны быть установлены с помощью уголовно-процессуальных доказательств. Это протоколы следственных действий (допросов субъектов фактического захвата; предъявления для опознания потерпевшему или очевидцам, осмотра, освидетельствования, обыска или выемки «явных следов» преступления). Реже задержание основывается на одних иных документах: рапортах, объяснениях, заявлениях о явке с повинной. Не исключена возможность указания непосредственно в протоколе задержания фактических оснований задержания. О доказательственном значении протокола задержания см. комментарий к ст. 92 УПК.

Условия задержания по четвертому основанию – иным данным, могут быть установлены и без производства следственных действий. Некоторые из них (неустановленность личности) могут презюмироваться.

К списку публикаций

На Главную

Принят Государственной Думой 18 апреля 2014 года

Одобрен Советом Федерации 29 апреля 2014 года

Статья 1

Уголовное судопроизводство на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя осуществляется по правилам, установленным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом положений Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и настоящего Федерального закона.

Статья 2

Преступность и наказуемость деяний, совершенных на территориях Республики Крым и города Севастополя до 18 марта 2014 года, определяются на основании уголовного законодательства Российской Федерации. Поворот к худшему при этом не допускается.

Статья 3

1. Материалы, по которым досудебное расследование деяний, содержащих признаки преступлений, на 18 марта 2014 года не было завершено (независимо от гражданства лица, подозреваемого в совершении преступления), передаются прокурору для определения вида уголовного преследования и подследственности в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

2. По результатам рассмотрения материалов, указанных в части 1 настоящей статьи, прокурор в соответствии с пунктом 12 части второй статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации выносит мотивированное постановление, которое вместе с полученными материалами направляет в соответствующий орган предварительного следствия или орган дознания для принятия решения, предусмотренного Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Материалы об уголовном правонарушении частного обвинения прокурор в соответствии с частью четвертой статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации направляет руководителю следственного органа, следователю, дознавателю для принятия решения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

3. В случае возбуждения уголовного дела в порядке, предусмотренном главой 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, полученные ранее доказательства обладают такой же юридической силой, как если бы они были получены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Оценка и проверка таких доказательств осуществляются в соответствии с требованиями, установленными статьями 87 и 88 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

4. В случае, если деяние, по которому проводилось досудебное расследование, не является преступлением в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, а также при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела принимается решение в соответствии со статьей 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Статья 4

Решение о прекращении производства в связи с отсутствием события уголовного правонарушения, в связи с отсутствием в деянии состава уголовного правонарушения или в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого), вынесенное до 18 марта 2014 года, имеет силу решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Обжалование такого решения осуществляется в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, с учетом положений части 19 статьи 9 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Статья 5

Срок предварительного расследования при возбуждении уголовного дела на основании материалов досудебного расследования исчисляется с момента возбуждения уголовного дела в порядке, установленном статьями 162, 223 и 226 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Время, на которое лицо в ходе досудебного расследования уголовного правонарушения было задержано, содержалось под стражей, находилось под домашним арестом до 18 марта 2014 года, засчитывается в срок содержания его под стражей или в срок домашнего ареста в период производства предварительного расследования в соответствии со статьями 107 и 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Статья 6

1. Материалы уголовного производства, по которым судебное разбирательство до 18 марта 2014 года не назначено, возвращаются судом прокурору.

2. В случае, если судебное разбирательство по уголовному делу начато до 18 марта 2014 года, оно продолжается в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, при отсутствии оснований для возвращения уголовного дела прокурору в соответствии со статьей 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. По ходатайству прокурора деяния подсудимого подлежат переквалификации судом в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, не ухудшающей положения подсудимого. При этом наказание назначается с учетом требований статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации. Судебное разбирательство в судах первой и апелляционной инстанций по уголовному делу, подсудному суду, указанному в части третьей статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, продолжается судом, рассматривающим данное дело.

3. По просьбе стороны уголовного судопроизводства суд вправе предоставить ей возможность ознакомиться с теми материалами уголовного дела, с которыми она ранее не была ознакомлена, установив срок для такого ознакомления.

Статья 7

Положение пункта 2 части второй статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2018 года.

Статья 8

1. Вступившие в законную силу судебные решения, принятые на территориях Республики Крым и города Севастополя до 18 марта 2014 года, имеют ту же юридическую силу (в том числе для целей исполнения уголовного наказания), что и судебные решения, принятые на территории Российской Федерации.

2. Жалобы, представления на судебные решения, принятые на территориях Республики Крым и города Севастополя до 18 марта 2014 года, рассматриваются в порядке и сроки, установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, с учетом положений части 19 статьи 9 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

3. Вступившие в законную силу судебные решения, вынесенные по уголовным производствам на территориях Республики Крым и города Севастополя до 18 марта 2014 года, признаются в части, касающейся их исполнения на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В случае, если Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает более мягкое наказание либо иным образом может улучшить положение осужденного, по его ходатайству или представлению прокурора, учреждения или органа, исполняющего наказание, судебное решение приводится в соответствие с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном статьями 397 и 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Статья 9

Вред, причиненный гражданам в результате уголовного преследования на территориях Республики Крым и города Севастополя до 18 марта 2014 года, не подлежит возмещению в порядке, предусмотренном главой 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

СТ 91 УПК РФ

1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Комментарий к Статье 91 Уголовно-процессуального кодекса

1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих обстоятельств: 1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; 3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Возможность ограничения права на свободу и личную неприкосновенность допускается Конституцией РФ, согласно ч. 2 ст. 22 которой арест, заключение под стражу, содержание под стражей допускаются только по судебному решению; до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. При этом Конституция РФ, связывая ограничение прав и свобод человека и гражданина с необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, не определяет конкретные основания, условия и порядок, при которых может осуществляться задержание, а относит их установление к ведению федерального законодателя.

3. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, может быть произведено только по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом. Без судебного решения лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов.

При этом следует учитывать, что поскольку в соответствии с требованиями ч. 1.1 ст. 108 настоящего Кодекса заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 159 — 159.6, 160 и 165 УК РФ, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, то и задержание лица по подозрению в совершении указанных преступлений, а также преступлений, предусмотренных ст. ст. 171 — 174, 174.1, 176 — 178, 180 — 183, 185 — 185.4, 190 — 199.2 УК РФ, при отсутствии обстоятельств, указанных в п. п. 1 — 4 ч. 1 ст. 108 настоящего Кодекса, в соответствии с требованиями статьи 91 Уголовно-процессуального кодекса РФ недопустимо.

Лица, указанные в ст. 449 настоящего Кодекса, задержанные по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

4. Задержание в соответствии со ст. ст. 91 и 92 настоящего Кодекса может быть применено только по возбужденному уголовному делу, поскольку допускается в целях выяснения причастности задержанного лица к преступлению, а также решения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу. Запрещается использовать задержание как средство получения от подозреваемого признания вины в совершенном преступлении.

С учетом презумпции невиновности и презумпции свободы задержание подозреваемого в порядке, предусмотренном комментируемой статьей 91 УПК РФ, и последующее избрание в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу должно быть крайней мерой, исключением, а не правилом. При этом следует учитывать, что лишение свободы должно рассматриваться как санкция или мера, которая применяется в последнюю очередь и может быть применена, только если тяжесть преступления делает иную санкцию или меру явно неадекватной.

Ограничения же, налагаемые на лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, должны быть минимально необходимыми и соответствовать той обоснованной цели, с которой они налагались.

5. Задержание лица по подозрению в совершении преступления (захват) и его доставление в орган дознания, к дознавателю или следователю производится до возбуждения уголовного дела. При этом если в орган дознания или предварительного следствия доставлено лицо, на которое пало обоснованное подозрение в совершении преступления, то вопрос о его процессуальном задержании должен решаться одновременно с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству.

Следует учитывать, что первоисточником важнейших сведений о преступлении, сообщаемых лицом, данное преступление совершившим, является собственноручно написанное или протокольно зафиксированное заявление о явке с повинной, которое в судебном доказывании по уголовному делу признается самостоятельным документальным доказательством.

При этом следует учитывать, что по смыслу закона, исходя из разъяснений, содержащихся в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», сообщение о преступлении, сделанное лицом после его задержания по подозрению в совершении преступления, не исключает в дальнейшем признания этого сообщения в качестве смягчающего наказание обстоятельства.

Если же органы следствия располагали сведениями о преступлении (показаниями потерпевших, свидетелей, процессуальными документами и т.п.) и задержанному лицу было известно об этом, то подтверждение им факта участия в совершении преступления не может расцениваться как явка с повинной, а признается в качестве иного смягчающего наказание обстоятельства.

Сообщение лица, задержанного по подозрению в совершении конкретного преступления, об иных совершенных им преступлениях, неизвестных органам уголовного преследования, следует признавать как явку с повинной.

6. Закон наделяет орган дознания, дознавателя и следователя правом на задержание лица при наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы: 1) если это лицо пыталось скрыться; 2) либо не имеет постоянного места жительства; 3) либо не установлена его личность; 4) либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

При отсутствии указанных оснований, в том числе при одном лишь намерении следователя направить в суд ходатайство об избрании в отношении лица по подозрению в совершении преступления меры пресечения в виде заключения под стражу, задержание не допускается.

По смыслу закона приведенные в ст. 91 УПК РФ основания задержания подозреваемого относятся непосредственно к моменту получения данных о причастности лица к совершению преступления и не могут являться достаточными по истечении длительного времени после того, как следователю стало о них известно.

Вместе с тем в соответствии со ст. 210 настоящего Кодекса в случае обнаружения обвиняемого, объявленного в розыск, он может быть задержан в порядке, установленном гл. 12 настоящего Кодекса, с составлением протокола задержания обвиняемого.

При этом задержание разыскиваемого обвиняемого допускается как по месту производства предварительного расследования, так и по месту его обнаружения на основании вынесенного следователем (руководителем следственного органа) постановления об объявлении розыска и задержании обвиняемого либо отдельного постановления о задержании обвиняемого, а также письменного поручения следователя (руководителя следственного органа) органу дознания об исполнении постановления о задержании, оказании содействия при его осуществлении, отдельного поручения о производстве следственных действий <1>.
———————————
<1> Пункт 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152 и ч. 3 ст. 210 УПК РФ.

В дальнейшем суд по месту задержания обвиняемого вправе рассмотреть ходатайство об избрании в отношении такого лица меры пресечения в виде заключения под стражу. При этом суд должен располагать копиями постановления о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и материалов, подтверждающих его обоснованность, надлежаще удостоверенных руководителем следственного органа или начальником органа дознания либо начальником подразделения дознания по месту задержания подозреваемого или обвиняемого либо следователем или дознавателем, в производстве которого находится уголовное дело <1>.
———————————
<1> Постановление Пленума ВС РФ от 19 декабря 2013 г. N 41.

Также следует отметить, что причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер, не является преступлением.

По смыслу закона вред правомерен в случаях, когда лицо, его причиняющее, преследует цель доставить преступника органам власти и предотвратить возможность совершения им новых преступлений. Если преступник оказывает активное сопротивление задержанию, тем самым совершает новое посягательство, у того, кто осуществляет его задержание, возникает право на необходимую оборону (Статья 37 УК РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *