7 29 КоАП РФ

1. Заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей, на юридических лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пятидесяти тысяч рублей и не более трехсот тысяч рублей.

2. Заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.

3. Нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

4. Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

4.1. Изменение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей.

5. Действия, предусмотренные частями 4 и 4.1 настоящей статьи, если такие действия повлекли дополнительное расходование средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.

6. Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

7. Действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, —

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц — от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.

8. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

9. Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

10. Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

См. все связанные документы >>>

1. Предусмотренные данной статьей административные правонарушения посягают на условия заключения и исполнения государственных или муниципальных контрактов, определенные в порядке, который установлен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп.). Стабильные условия заключения и исполнения контрактов, определенные в установленном федеральным законом порядке, обеспечивают эффективное расходование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

2. С 1 января 2011 г. вступила в силу ст. 17 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В соответствии с п. 7 указанной статьи наименование и ч. ч. 1.1 и 1.2 комментируемой статьи изложены в новой редакции, в другие ее части также внесены изменения. Указанные изменения связаны с наделением всех бюджетных учреждений статусом заказчиков товаров, работ и услуг. На все бюджетные учреждения будет распространен правовой режим, предусмотренный Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ для нужд заказчиков, в том числе бюджетных учреждений, а не только для государственных и муниципальных нужд. Таким образом, круг заказчиков значительно расширен.

3. Объективная сторона административного правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи состоит в нарушении объявленных условий заключения контракта по результатам торгов или запроса котировок либо условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым заключается такой контракт. Указанный состав административного правонарушения является формальным в отличие от материального состава административного правонарушения по ч. 1.1 комментируемой статьи. Это означает, что для привлечения к административной ответственности достаточно установить в действиях лица единственный элемент объективной стороны состава административного правонарушения: противоправное деяние, которое заключается в нарушении объявленных условий заключения или предложенных условий исполнения контракта.

Объективная сторона административного правонарушения по ч. 1.1 комментируемой статьи состоит в нарушении объявленных условий заключения контракта по результатам торгов или запроса котировок либо условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым заключается такой контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для нужд заказчика. Указанный состав правонарушения является материальным. Это означает, что для привлечения к административной ответственности необходимо установить в действиях лица три элемента объективной стороны состава административного правонарушения: противоправное деяние, выразившееся в нарушении объявленных условий заключения или предложенных условий исполнения контракта; дополнительное расходование бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ или оказываемых услуг; причинную связь между указанным нарушением и дополнительным расходованием бюджетных средств или уменьшением объема заказа. При отсутствии хотя бы одного из указанных элементов объективной стороны административного правонарушения, ответственность по ч. 1.1 комментируемой статьи не применяется.

Объективные стороны составов административных правонарушений по ч. 1.2 комментируемой статьи состоят в нарушении сроков заключения контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика; а также в уклонении от заключения государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика.

Объективная сторона административного правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи состоит в изменении условий контракта, в том числе увеличении цены товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий такого контракта не предусмотрена федеральным законом. Указанный состав правонарушения является формальным в отличие от материального состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена в ч. 3 комментируемой статьи. Это означает, что для привлечения к административной ответственности достаточно установить в действиях лица единственный элемент объективной стороны состава административного правонарушения: противоправное деяние, которое заключается в изменении условий контракта, в том числе увеличении цены, при отсутствии в федеральном законе соответствующего разрешения.

Объективная сторона административного правонарушения по ч. 3 комментируемой статьи состоит в изменении условий государственного или муниципального контракта, в том числе увеличении цены товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий такого контракта не предусмотрена федеральным законом и такое изменение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для государственных или муниципальных нужд. Указанный состав правонарушения является материальным. Это означает, что для привлечения к административной ответственности необходимо установить в действиях лица три элемента объективной стороны состава административного правонарушения: противоправное деяние, выразившееся в изменении условий контракта, в том числе увеличении цены, при отсутствии в федеральном законе разрешения; дополнительное расходование бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ или оказываемых услуг; причинную связь между указанным нарушением и дополнительным расходованием бюджетных средств или уменьшением объема заказа. При отсутствии хотя бы одного из указанных элементов объективной стороны административного правонарушения ответственность по ч. 3 комментируемой статьи не применяется.

4. Субъектами административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в настоящей статье, являются должностные лица заказчиков, а по ч. ч. 1.1 и 3 данной статьи — также юридические лица.

5. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

6. Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (ст. 23.66).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных органов (ч. 1 ст. 28.3).

Любое нарушение 44-ФЗ грозит госзаказчику штрафом. Сотруднику придется заплатить до 50 тыс. рублей, юрлицу — до 300 тыс. рублей. За что назначают штрафы, как их оспорить и можно ли не платить?

Содержание

Подберите закупочную позицию сами

Закон № 44-ФЗ устанавливает строгие правила проведения госзакупок. За их нарушение заказчика привлекут к ответственности: от дисциплинарной до уголовной (ст. 107 44-ФЗ). Чаще всего к госзаказчикам применяют денежное наказание. От них требуют выплатить административный штраф (фиксированная сумма) или пени (плата за каждый день просрочки).

Штрафы для заказчиков

Штрафные санкции к заказчику применят за нарушение 44-ФЗ на любом этапе закупки:

  1. При планировании закупок и составлении планов-графиков.
  2. Выборе способа закупки, расчете НМЦК.
  3. Во время проведении тендера, заключения и оплаты контракта.
  4. При ведении реестра контрактов и взаимодействии с ФАС.

Санкции для заказчиков прописаны в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ). Согласно нему, заказчикам-нарушителям почти всегда назначают штраф, в редких случаях — дисквалификацию до 2 лет. При этом ответственность чаще всего несут должностные лица заказчика, например, контрактные управляющие, члены закупочной комиссии. Привлечь сотрудника к ответственности могут и после его увольнения, если не истек срок давности нарушения — в течение 1 года.

Штрафы организациям назначают реже, потому что тогда деньги в пользу бюджета взыскивают с бюджетной организации. Но если правонарушение серьезное, то к ответственности привлекут и сотрудника, и организацию.

Согласно КоАП, размер штрафа для сотрудников может достигать 50 тыс. рублей, для юрлица заказчика — 100-300 тыс. рублей.

Отметим, что санкции за нарушения в госзакупках применяют и к подрядчикам. Размер штрафа по 44-ФЗ для поставщиков чаще всего сопоставим с суммой штрафа для заказчика. Но он устанавливается не КоАП, а рассчитывается от цены контракта по правилам из постановления Правительства №1042.

Наказание за срыв сроков оплаты

Заказчики должны оплачивать контракты в четкие сроки. Правила устанавливает ст. 34 44-ФЗ: для всех закупок — до 30 дней со дня подписания актов о приемке, для закупок среди СМП — до 15 дней. Если сорвать сроки, то заказчика привлекут к ответственности по ст. 7.32.5 КоАП.

Наказание назначат сотруднику, который оплатит контракт позже срока или нарушит порядок оплаты, — это будет штраф от 30 до 50 тыс. рублей. Если сотрудник повторит нарушение, то его дисквалифицируют на срок от 1 до 2 лет.

Кроме того, поставщик может потребовать с заказчика пени, если тот оплатит контракт с опозданием (ч.5 ст.34 44-ФЗ). Пени начисляют за каждый день просрочки, в том числе праздничные и выходные дни по формуле: 1/300 действующей ключевой ставки Центробанка РФ * от неуплаченной в срок суммы. Пени не начислят за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.2017 № 24-03-08/73293).

Отдельно заказчику начислят штраф, если он не выполнит свои обязательства по контракту. Размер штрафа рассчитывается по правилам из постановления Правительства № 1042 (п.9):

При этом общая сумма штрафов, начисленных заказчику в рамках одной закупки, не должна превышать цену контракта (п.12 ПП №1042).

Чтобы не ошибиться в сроках оплаты контракта и избежать штрафов, заранее рассчитайте даты этапов закупки и следите за ними. Быстро спланировать сроки поможет бесплатный калькулятор сроков в онлайн-сервисе для госзаказчиков Контур.Снаб.

Таблица штрафов КоАП по 44-ФЗ с изменениями 2019 года

статья КоАП Вид нарушения Сумма штрафа

Неправильный выбор способа закупки

ч.1
ст.7.29
Способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ 30 000 ₽ — должностное лицо
ч.2
ст.7.29
Закупка должна проводиться в виде конкурса или аукциона, но заказчик выбрал другой способ 50 000 ₽ — должностное лицо
ч.2.1
ст.7.29
Проведение конкурса с ограниченным участием, двухэтапного или закрытого конкурса, в случаях, не предусмотренных 44-ФЗ.
Нарушен порядок и сроки направления в ФАС документов, которые нужны, чтобы согласовать проведение закрытой закупки или заключение контракта с единственным поставщиком.
50 000 ₽ — должностное лицо
ч.1
ст.7.29.3

В план-график или план закупок включены:

  • один или несколько объектов закупки, которые не соответствуют целям осуществления госзакупок;
  • объекты, не соответствующие требованиям к закупаемым товарам и услугам, установленным законодательством;
  • НМЦК без обоснования или с обоснованием, противоречащим законодательству (требование относится и к контрактам с единственным поставщиком).
20 000 — 50 000 ₽ должностное лицо

Нарушения при подготовке закупки: обоснование НМЦК, размещение документов, установка требований и утверждение документации

ч.2
ст.7.29.3
Нарушен порядок или форма обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта) 10 000 ₽ — должностное лицо
ч.3
ст.7.29
Нарушен порядок или сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо обсуждение не проведено 30 000 ₽ — должностное лицо
Информация и документы, которые по 44-ФЗ нужно разместить при проведении конкурса и аукциона, размещены в ЕИС с нарушением срока:
ч.1
ст.7.30
  • не более чем на 2 рабочих дня
5 000 ₽ — должностное лицо
15 000 ₽ — юрлицо
ч.1.1
ст.7.30
  • более чем на 2 рабочих дня
30 000 ₽ — должностное лицо
100 тыс. рублей — юрлицо
Информация и документы, которые по 44-ФЗ нужно разместить при проведении запроса котировок, запроса предложений, закупки у единственного поставщика, размещены в ЕИС с нарушением срока:
ч.1.2
ст.7.30
  • не более чем на 1 рабочий день
3 000 ₽ — должностное лицо
10 000 ₽ — юрлицо
ч.1.3
ст.7.30
  • более чем на один рабочий день
15 000 ₽ — должностное лицо
50 000 ₽ — юрлицо
ч.1.4
ст.7.30
Размещение в ЕИС информации с нарушением:

  • требований 44-ФЗ,
  • порядка предоставления документации конкурса или аукциона,
  • порядка разъяснения положений документации,
  • порядка приема заявок на участие и окончательных предложений.
15 000 ₽ — должностное лицо
50 000 ₽ — юрлицо
ч.3
ст.7.30
В ЕИС не размещена информация и документы, которые необходимо разместить согласно 44-ФЗ 50 000 ₽ — должностное лицо
500 000 ₽ — юрлицо
ч.4
ст.7.30
Установлены не предусмотренные 44-ФЗ:

  • порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений,
  • требования к участникам закупки,
  • требования к размеру обеспечения заявок на участие,
  • требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта,
  • требования о предоставлении в заяве документов, не предусмотренных 44-ФЗ.
должностное лицо — 1% от НМЦК, но не менее 5 000 ₽ и не более 30 000 ₽
ч.4.1
ст.7.30
В описании объекта закупки указаны товарные знаки, патенты, промышленные образцы, места происхождения товара или наименование производителя и другие требования, которые ограничивают количество участников (кроме случаев, предусмотренных 44-ФЗ).
В один лот включены объекты закупки, не связанные между собой технологически и функционально.
должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000 ₽
ч.4.2
ст.7.30
Документация закупки утверждена с нарушением 44-ФЗ 3 000 ₽ — должностное лицо

Нарушения при составлении плана-графика

ч.4
ст.7.29.3
План-график и изменения в нем утверждены или размещены в ЕИС с нарушением срока. 30 000 ₽ — должностное лицо
ч.1.5
ст.7.30
Информация о закупке была изменена в плане-графике. Заказчик не выждал один день с момента изменений и разместил в ЕИС извещение. 30 000 ₽ — должностное лицо
ч.1.6
ст.7.30
Информация о закупке не включена в план-график, но заказчик разместил в ЕИС извещение о ее проведении или отправил приглашения участникам. 30 000 ₽ — должностное лицо

Нарушения при проведении закупки: от размещения извещения до подписания протокола

ч.1.7
ст.7.30
Заказчик разместил в ЕИС извещение о проведении закупки или направил приглашение участникам, хотя закупка признана необоснованной и вынесено предписание или нарушения в предписании не устранены. 30 000 ₽ — должностное лицо

Участник не допущен к участию в закупке, отстранен от участия или его заявка признана ненадлежащей по основаниям, не предусмотренным 44-ФЗ.

По 44-ФЗ участника не должны были допустить к участию в закупке, но его заявка признана надлежащей.

Нарушен установленный документацией порядок:

  • вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам,
  • рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений.
ч.2
ст.7.30
  • для аукциона и конкурса
должностное лицо — 1% от НМЦК,
но не менее 5 000 ₽ и не более 30 000 ₽
ч.6
ст.7.30
  • для запроса котировок и запроса предложений
должностное лицо — 5% от НМЦК, но не более 30 000 ₽
ч.2.1
ст.7.30
Протокол определения победителя закупки составлен с нарушениями 10 000 ₽ — должностное лицо
ч.7
ст.7.30
Победителя закупки определили с нарушением 44-ФЗ 50 000 ₽ — должностное лицо
ч.8
ст.7.30
Сокращены сроки подачи заявок в случаях, не предусмотренных 44-ФЗ. Нарушен порядок и сроки отмены закупки. 30 000 ₽ — должностное лицо
Протоколы проведения закупки подписаны с нарушением сроков:
ч.13
ст.7.30
  • не более чем на 2 рабочих дня
3 000 ₽ — должностное лицо
ч.14
ст.7.30
  • более чем на два рабочих дня
30 000 ₽ — должностное лицо

Нарушение сроков возврата обеспечения заявок

Деньги, внесенные участниками в качестве обеспечения заявок, возвращены с нарушением порядка или срока:
ч.1
ст.7.31.1
  • не более, чем на 3 рабочих дня,
5 000 ₽ — должностное лицо
30 000 ₽ — юрлицо
ч.2
ст.7.31.1
  • более, чем на 3 рабочих дня.
15 000 ₽ — должностное лицо
90 000 ₽ — юрлицо

Нарушения при заключении, исполнении и изменении контрактов

ч.1
ст.7.32
При заключении контракта нарушены объявленные заказчиком условия определения поставщика или условия исполнения контракта. должностное лицо — 1% от НМЦК, но не менее 5 000 и не более 30 000 юрлицо — 1% от НМЦК, но не менее 50 000 и не более 300 000
ч.2
ст.7.32
  • Это повлекло дополнительные расходы бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ и услуг.
должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения
ч.3
ст.7.32
Заказчик нарушил сроки заключения контракта или уклонился от его заключения. 50 000 ₽ — должностное лицо
ч.4
ст.7.32
Заказчик изменил условия контракта (в том числе увеличил цену товаров, работ, услуг), если 44-ФЗ запрещает менять условия. 20 000 ₽ — должностное лицо
200 000 ₽ — юрлицо
ч.5
ст.7.32
  • Это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг
должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушенияя
ч.6
ст.7.32
Нарушен порядок расторжения контракта при одностороннем отказа от исполнения контракта 50 000 ₽ — должностное лицо
200 000 ₽ — юрлицо
ч.7
ст.7.32
Действия или бездействие, из-за которых поставщик не выполнил свои обязательства по контракту, поэтому был причинен существенный вред интересам общества и государства. При этом действия или бездействие не попадают под уголовную ответственность. должностное лицо и ИП — 5-15% от стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом, но не менее 30 000 ₽ или дисквалификация до 2 лет
юрлицо — от однократной до трехкратной стоимости неисполненных обязательств, но не менее 300 000 ₽
ч.8
ст.7.32
Не соблюдены требования законодательства в сфере закупок при проведении экспертизы поставленного товара, работ, услуг или отдельных этапов исполнения контракта, которую, согласно 44-ФЗ, должны проводить эксперты или экспертные организации. 20 000 ₽ — должностное лицо
ч.9
ст.7.32
Не составлены документы о приемке поставленного товара, работ, услуг или отдельных этапов исполнения контракта. Либо заказчик отказался от приемки товара, но не направил мотивированный отказ поставщику. 20 000 ₽ — должностное лицо
ч.10
ст.7.32
Поставленный товар, работы, услуги приняты заказчиком, хотя не соответствуют условиям контракта. При этом поставщик не устранил несоответствие, что привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема работ и услуг. 20 000-50 000 ₽ — должностное лицо
ч.1
ст.7.32.5
Нарушение срока и порядка оплаты госконтракта или аванса 30 000-50 000 ₽ — должностное лицо
ч.2
ст.7.32.5
  • Повторное нарушение ч.1 ст.7.32.5 КоАП
дисквалификация от 1 до 2 лет — должностное лицо

Неправильный порядок ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (РНП)

ч.1
ст.7.31
В РНП включена заведомо недостоверная информация 50 000 ₽ — должностное лицо
ч.2
ст.7.31
Информация, которую нужно включать в РНП, не отправлена или отправлена в ФАС с опозданием.
Информация, документы, которые согласно 44-ФЗ нужно включать в реестр контрактов, не направлены или направлены с опозданием в органы, уполномоченные вести реестр контрактов.
20 000 ₽ — должностное лицо

Закупки по 44-ФЗ в сфере энергоснабжения

ч.11
ст.9.16
Проведение закупки, которая не соответствует требованиям энергетической эффективности 30 000 ₽ — должностное лицо
100 000 ₽ — юрлицо

Закупки у СМП

ч.11
ст.7.30
Если заказчик проведет среди СМП и СОНКО закупок меньше, чем предусмотрено 44-ФЗ (не менее 15% от годового объема закупок). Время совершения правонарушения — окончание календарного года. 50 000 ₽ — должностное лицо
100 000 ₽ — юрлицо

Невыполнение в срок законного предписания

ч.7
ст.19.5
Предписание, требование ФАС не выполнено в установленный срок Должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или член комиссии — 50 000 ₽
Юрлицо — 500 000 ₽
100 000 ₽ — юрлицо

Нарушения при предоставлении информации в ФАС

ч.1
ст.19.7.2
Информация и документы, которые нужно предоставлять в ФАС, не предоставлены или предоставлены несвоевременно. Либо предоставлена заведомо недостоверная информация. 15 000 ₽ — должностное лицо
100 000 ₽ — юрлицо

Как оспорить наказание

Нарушения в работе заказчика обычно выявляют сотрудники ФАС или прокуратуры во время проверок. Тогда антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении, рассматривает его и назначает штраф заказчику или его сотрудникам. При этом к ответственности не привлекут, если нарушение выявлено спустя 1 год с момента его совершения.

Наказание можно оспорить в суде. Точно делать это стоит в трех случаях:

  1. Если штраф назначили незаконно — истек срок давности, сотрудник не виновен и т.д.

  2. Если нарушен порядок привлечения к административной ответственности — протокол о привлечении оформили неверно, обвиняемого не уведомили о штрафе или времени его рассмотрения в суде.

  3. Если заказчик не исполнит обязательства по контракту из-за непреодолимой силы или по вине поставщика. Эти смягчающие условия прописаны в ч.9 ст. 34 44-ФЗ.

При обращении в суд заказчик может сослаться на то, что 44-ФЗ нарушен впервые или нарушение незначительное. В судебной практике есть примеры, когда в первом случае суд снизил сумму штрафа, во втором — вообще отменил наказание.

Оспорить постановление об административном правонарушении нужно в течение 10 дней со дня его получения. После этого постановление вступит в силу.

Как заплатить штраф

Оплатите штраф в течение 60 дней после того, как административное постановление вступило в силу. Если для штрафа предусмотрена рассрочка или отсрочка, то заплатить его нужно не позднее, чем через 60 дней после истечения их срока.

Реквизиты для оплаты штрафа указаны в административном постановлении. При перечислении денег пропишите назначение платежа — номер и дата постановления ФАС.

Самый удобный способ заплатить штраф — перечислить деньги через портал Госуслуг или мобильные банки. Найдите в них раздел «Платежи» / «Штрафы» / «Налоги» и следуйте инструкции. Также оплатить штраф можно в банкоматах и отделениях банков, но за услугу могут взять комиссию.

Перевод денег занимает до 5-7 дней. Проверить, прошла ли оплата, можно на сайте Службы судебных приставов или портале Госуслуг.

Если не оплатите штраф или сделаете это позже срока, то судебные приставы увеличат сумму взыскания или назначат до 50 часов обязательных работ или 15 суток ареста.

Чтобы быстро организовать закупку без ошибок, воспользуйтесь сервисом для госзаказчиков Контур.Снаб. Он подберет актуальные коды в классификаторах ОКПД-2 и КТРУ, рассчитает НМЦК и спланирует сроки закупки.

Ответственность поставщиков по 44-ФЗ

При нарушении условий заключенного контракта заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) Закон № 44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:

  1. Ненадлежащее исполнение контракта. За такое нарушение заказчик требует штраф.
  2. Просрочка исполнения контракта. За это заказчик начисляет пени.

Ненадлежащее исполнение — это когда, товар или услуга не соответствуют заявленным параметрам. Например, прочность поставленных металлоконструкций выше или ниже оговоренной в контракте величины. Просрочка — выход за сроки, установленные госконтрактом.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Расчет штрафов по 44-ФЗ

Правила расчета штрафов установлены постановлением Правительства РФ от 30.08.17 № 1042. Отметим, что размер штрафа зависит от цены, по которой в итоге был заключен контракт, или цены за этап контракта, а не от начальной максимальной цены контракта.

Цена контракта, руб.

до 3 млн

От 3 до 50 млн

От 50 до 100 млн

От 100 до 500 млн

От 500 млн до 1 млрд

От 1 до 2 млрд

От 2 до 5 млрд

От 5 до 10 млрд

От 10 млрд

Штраф, %

0,5

0,4

0,3

0,25

0,2

0,1

ВНИМАНИЕ

Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком или заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Штрафы для СМП и СОНКО

Для поставщиков, относящихся к категории субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) или являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО), штрафы значительно ниже — 1% от цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.

Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения

Оштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.

НМЦК, руб.

До 3 млн

От 3 до 50 млн

От 50 до 100 млн

От 100 млн

Штраф, руб

1 000

5 000

10 000

100 000

ВАЖНО

Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации.

Расчет пени по 44-ФЗ

Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть:

Пени = Цена контракта × (1/300 × Размер ключевой ставки) × количество дней просрочки

Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.

СПРАВКА

Пени не начисляют за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).

При расчете пени нужно использовать размер ключевой ставки, установленный ЦБ РФ — 1/300. Изменять его нельзя, даже при согласии на то обеих сторон (позиция АС Центрального округа от 26.03.15 по делу № А64-3838/2014).

Получайте уведомления о госзакупках для малого и среднего бизнеса

Ответственность заказчиков по 44-ФЗ

В постановлении № 1042 прописаны и меры ответственности для заказчиков. Штрафы установлены в рублях, а их размер зависит от цены контракта:

Цена контракта, руб.

До 3 млн руб.

От 3 до 50 млн руб.

От 50 до 100 млн руб.

От 100 млн руб.

Штраф, руб

1 000

5 000

10 000

100 000

Пеня для заказчиков рассчитывается в том же порядке, что и для поставщиков.

Административная ответственность по КоАП

В таблице ниже приведем меры ответственности, которые грозят заказчикам и поставщикам за основные нарушения в сфере госзакупок.

Статья КоАП

Вид нарушения

Сумма штрафа

ч.1 ст.7.29

Способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ

30 000 руб. — на должностное лицо

ч.2 ст.7.29

Закупка должна проводиться в виде конкурса или аукциона, но заказчик выбрал другой способ

50 000 руб. — на должностное лицо

ч.2 ст.7.29.3

Нарушен порядок или форма обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта)

10 000 руб. — на должностное лицо

ч.3 ст.7.29

Нарушен порядок или сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо обсуждение не проведено

30 000 руб. — должностное лицо

ч.1.4 ст.7.30

Размещение в ЕИС информации с нарушением установленных требований

15 000 руб. — на должностное лицо;

50 000 руб. — на юрлицо

ч.3 ст.7.30

В ЕИС не размещена информация и документы, которые необходимо разместить согласно 44-ФЗ

50 000 руб. — надолжностное лицо; 500 000 руб. — на юрлицо

ч.4 ст.7.30

Установлены не предусмотренные 44-ФЗ:

  • порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
  • требования к участникам закупки;
  • требования к размеру обеспечения заявок на участие;
  • требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта;
  • требования о предоставлении документов, не предусмотренных 44-ФЗ.

должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб.

ч.4.1 ст.7.30

В описании объекта закупки указаны товарные знаки, патенты, промышленные образцы, места происхождения товара или наименование производителя и другие требования, которые ограничивают количество участников

должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000 руб.

ч.4.2 ст.7.30

Документация закупки утверждена с нарушением 44-ФЗ

3 000 руб. — на должностное лицо

ч.2.1 ст.7.30

Протокол определения победителя закупки составлен с нарушениями

10 000 руб. — на должностное лицо

ч.7 ст.7.30

Победителя закупки определили с нарушением 44-ФЗ

50 000 руб. — на должностное лицо

Протоколы проведения закупки подписаны с нарушением сроков:

ч.13 ст.7.30

Не более чем на 2 рабочих дня

3 000 руб. — на должностное лицо

ч.14 ст.7.30

более чем на два рабочих дня

30 000 руб. — на должностное лицо

Деньги, внесенные участниками в качестве обеспечения заявок, возвращены с нарушением порядка или срока:

ч.1 ст. 7.31.1

Не более, чем на 3 рабочих дня

5 000 руб. — на должностное лицо;

30 000 руб. — на юрлицо

ч.2 ст. 7.31.1 1

более, чем на 3 рабочих дня

15 000 руб. — на должностное лицо;

90 000 руб. — на юрлицо

Нарушения при заключении, исполнении и изменении контрактов

ч.1 ст.7.32

При заключении контракта нарушены объявленные заказчиком условия определения поставщика или условия исполнения контракта.

1% от НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб. — на должностное лицо;

1% от НМЦК, но не менее 50 000 руб. и не более 300 000 руб. — на юрлицо

ч.2 ст.7.32

Это повлекло дополнительные расходы бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ и услуг.

На должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения

ч.3 ст.7.32

Заказчик нарушил сроки заключения контракта или уклонился от его заключения.

50 000 руб. — на должностное лицо

ч.4 ст.7.32

Заказчик изменил условия контракта (в том числе увеличил цену товаров, работ, услуг), если 44-ФЗ запрещает менять условия.

20 000 руб. — на должностное лицо;

200 000 руб. — на юрлицо

ч.5 ст.7.32

Это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг

На должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения

ч.6 ст. 7.32

Нарушен порядок расторжения контракта при одностороннем отказа от исполнения контракта

50 000 руб. — на должностное лицо;

200 000 руб. — на юрлицо

ч.7 ст.7.32

Действия или бездействие, из-за которых поставщик не выполнил свои обязательства по контракту, поэтому был причинен существенный вред интересам общества и государства. При этом действия или бездействие не попадают под уголовную ответственность.

5-15% от стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом, но не менее 30 000 руб. или дисквалификация до 2 лет — на должностное лицо и ИП;

От однократной до трехкратной стоимости неисполненных обязательств, но не менее 300 000 руб. — на юрлицо;

ч.9 ст.7.32

Не составлены документы о приемке поставленного товара, работ, услуг или отдельных этапов исполнения контракта. Либо заказчик отказался от приемки товара, но не направил мотивированный отказ поставщику.

20 000 руб. — на должностное лицо

ч.10 ст. 7.32

Поставленный товар, работы, услуги приняты заказчиком, хотя не соответствуют условиям контракта. При этом поставщик не устранил несоответствие, что привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема работ и услуг.

20 000-50 000 руб. — на должностное лицо

ч.1 ст.7.32.5

Нарушение срока и порядка оплаты госконтракта или аванса

30 000 — 50 000 руб. — на должностное лицо

ч.2 ст.7.32.5

Повторное нарушение ч.1 ст.7.32.5 КоАП

дисквалификация от 1 до 2 лет — на должностное лицо

Неправильный порядок ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (РНП)

ч.1 ст.7.31

В РНП включена заведомо недостоверная информация

50 000 руб. — на должностное лицо

ч.2 ст.7.31

Информация, которую нужно включать в РНП, не отправлена или отправлена в ФАС с опозданием. Информация, документы, которые согласно 44-ФЗ нужно включать в реестр контрактов, не направлены или направлены с опозданием в органы, уполномоченные вести реестр контрактов.

20 000 руб. — на должностное лицо

Закупки у СМП и СОНКО

ч.11 ст.7.30

Если заказчик проведет среди СМП и СОНКО закупок меньше, чем предусмотрено 44-ФЗ

50 000 руб. — на должностное лицо

Невыполнение в срок законного предписания

ч.7 ст.19.5

Предписание, требование ФАС не выполнено в установленный срок

50 000 руб. — на должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или члена комиссии;

500 000 руб. — на юрлицо

Нарушения при предоставлении информации в ФАС

ч.1 ст.19.7.2

Информация и документы, которые нужно предоставлять в ФАС, не предоставлены или предоставлены несвоевременно. Либо предоставлена заведомо недостоверная информация.

15 000 руб. — на должностное лицо;

100 000 руб. — на юрлицо

Пройти обучение и получить диплом специалиста по управлению государственными и муниципальными закупками

Уголовная ответственность поставщиков и заказчиков

Новые нормы уголовного законодательства представлены следующими статьями:

1. Статья 200.4 УК РФ — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Максимальное наказание:

  • штраф от 200 000 до 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период от 6-ти месяцев до 3-х лет;
  • принудительные работы сроком до 5-ти лет;
  • лишение свободы сроком до 7-ми лет.

2. Статья 200.5 УК РФ — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Максимальная ответственность лица, подкупившего заказчика:

  • штраф 1 000 000 — 2 500 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
  • лишение свободы на срок до 8-ми лет (со штрафом до 40-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет или без такового).

Наказание представителей заказчика за подкуп поставщика:

  • штраф 2 000 000 — 5 000 000 рублей либо в размере дохода за период 2-5 лет (с запретом на должность / деятельность до 7 лет или без такового);
  • лишение свободы на 7-12 лет (со штрафом до 50-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 7-ми лет или без такового).

Кроме того, в сфере закупок уголовная ответственность может грозить не за нарушение положений закона № 44-ФЗ, а за мошенничество, превышение должностных полномочий, взятки, нецелевое расходование бюджетных средств и иные подобные правонарушения.

За нарушение законодательства в сфере закупок должностное лицо местной администрации привлечено к административной ответственности

Прокуратурой Михайловского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Установлено, что муниципалитет заключил муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту котла в местной котельной. В дальнейшем вопреки требованиям Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и.о. главы Новошахтинского городского поселения принято решение о заключении дополнительного соглашения, согласно которому изменен срок и виды выполнения работ, увеличена цена, а также срок действия контракта.

В связи с допущенными нарушениями в отношении и.о. главы городского поселения возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ (изменение условий контракта), по итогам рассмотрения которого должностное лицо подвергнуто административному штрафу в размере 20 тыс. руб.

Кроме того, с целью устранения выявленных нарушений действующего законодательства и.о. главы поселения прокурором внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

В настоящее время допущенные нарушения устранены, дополнительное соглашение к контракту расторгнуто.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *