43 ФЗ от 05 04 2013

Вопрос: О предоставлении преференций в отношении цены контракта участникам электронного аукциона, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского, армянского, белорусского и казахстанского происхождения.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 декабря 2015 г. N Д28и-3682

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу применения положений приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — приказ N 155) и в рамках своей компетенции сообщает.

По вопросам N N 1 и 2.

Приказ N 155 устанавливает порядок предоставления преференций в отношении цены контракта участникам закупок, заявки, окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, армянского, белорусского и казахстанского происхождения, в размере 15 процентов, а также перечень товаров, в отношении которых устанавливаются указанные преференции.

Следует отметить, что при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 приказа N 155, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.

При этом согласно подпункту «в» пункта 8 приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 — 7 приказа N 155, не применяется, в случае если в заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, указанных в пункте 1 приказа N 155.

Таким образом, в случае, если в рамках одного аукциона (лота) поданы только заявки, содержащие товары, указанные в пункте 1 приказа N 155, происходящие из иностранных государств (за исключением Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан), положения приказа N 155 не применяются.

В случае если в рамках одного аукциона (лота) поданы заявки, содержащие товары, указанные в пункте 1 приказа N 155, российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения составляет менее половины (менее 50%) стоимости всех товаров, положения приказа N 155 применяются.

По вопросу N 3.

Применение положений приказа N 155 на конкретных примерах возможно следующим образом:

а) представлено 2 заявки, заявка N 1 содержит 100% товара из Китая, заявка N 2 содержит 99% товара Китая и 1% товара из России. Победителем электронного аукциона определен участник, подавший заявку N 2.

Положения приказа N 155 применяются в связи с тем, что на участие в аукционе подана заявка, содержащая предложения о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения;

б) представлено 2 заявки, заявка N 1 содержит 100% товара из Китая, заявка N 2 содержит 99% товара Китая и 1% товара из России. Победителем электронного аукциона определен участник, подавший заявку N 1.

Положения приказа N 155 применяются в связи с тем, что на участие в аукционе подана заявка, содержащая предложения о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения;

в) представлено 2 заявки, заявка N 1 содержит 49% товара из России и 51% товара из Китая, заявка N 2 содержит 0,01% товара из России и 99,9% товара из Китая. Победителем электронного аукциона определен участник, подавший заявку N 1.

Положения приказа N 155 применяются в связи с тем, что на участие в аукционе подана заявка, содержащая предложения о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения;

г) представлено 3 заявки, заявка N 1 содержит 100% товара из Китая, заявка N 2 содержит 100% товара из Китая, заявка N 3 содержит 100% товара из России, но заявка N 3 не допущена к аукциону по результатам рассмотрения первых частей заявок. Победителем электронного аукциона определен участник, подавший заявку N 1.

Положения приказа N 155 не применяются в соответствии с подпунктом «в» пункта 8 данного приказа в связи с тем, что в заявках на участие в аукционе не содержится предложений о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения;

д) представлено 3 заявки, заявка N 1 содержит 100% товара из Китая, заявка N 2 содержит 100% товара из Китая, заявка N 3 содержит 100% товара из России. Заявка N 3 не принимала участия в аукционе (не сделала ни одного снижения начальной (максимальной) цены контракта). Победителем электронного аукциона определен участник, подавший заявку N 1.

В связи с тем что заявка N 3 не принимала участие в электронном аукционе, в данном случае могут рассматриваться только заявки N N 1 и 2 (содержащие предложение о поставке товара иностранного происхождения). В связи с этим положения приказа N 155 не применяются на основании подпункта «в» пункта 8 данного приказа;

е) представлено 3 заявки, заявка N 1 содержит 100% товара из Китая, заявка N 2 содержит 100% товара из Китая, заявка N 3 содержит 100% товара из России. Заявка N 3 отклонена по результатам рассмотрения второй части. Победителем электронного аукциона определен участник, подавший заявку N 1.

В связи с тем что заявка N 3 признана не соответствующей требованиям аукционной документации, в данном случае могут рассматриваться только заявки N N 1 и 2 (содержащие предложение о поставке товара иностранного происхождения). В связи с этим положения приказа N 155 не применяются на основании подпункта «в» пункта 8 данного приказа;

ж) представлено 3 заявки, заявка N 1 содержит 100% товара из Китая, заявка N 2 содержит 100% товара из Китая, заявка N 3 содержит 100% товара из России. Победителем электронного аукциона определен участник, подавший заявку N 1. При этом в процессе (или после) выяснилось, что заявка N 3 содержала недостоверные сведения (представлены недостоверные сведения о стране происхождения товара).

Согласно части 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) данной статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Учитывая изложенное, в случае если до момента заключения контракта заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружат, что заявка N 3 содержит недостоверные сведения в отношении страны происхождения товара, то такой участник должен быть отстранен от участия в аукционе и контракт с победителем электронного аукциона, подавшим заявку N 1, заключается без применения положений приказа N 155.

При этом необходимо отметить, что положения приказа N 155 применяются только на стадии определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и не регулируют отношения, касающиеся исполнения контракта.

Директор Департамента

развития контрактной системы

М.В.ЧЕМЕРИСОВ

Принят Государственной Думой 6 марта 2019 года

Одобрен Советом Федерации 13 марта 2019 года

Статья 1

1) абзац первый пункта 2 статьи 7 после слов «Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом,» дополнить словами «а также лица, указанные в статье 71 настоящего Федерального закона,»;

2) в статье 71:

а) абзац первый пункта 1 изложить в следующей редакции:

«1. Требования в отношении идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установления иной информации о клиенте, применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения информации, приема на обслуживание и обслуживания публичных должностных лиц, установленные подпунктами 1, 11, 2, 6 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7, подпунктами 1, 3, 5 пункта 1, пунктами 3 и 4 статьи 73, пунктом 5 статьи 75 настоящего Федерального закона, распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:»;

б) дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:

«6. Применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и пунктом 5 статьи 75 настоящего Федерального закона не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг.

7. Под публичными должностными лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, понимаются лица, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 73 настоящего Федерального закона.».

Статья 2

1) часть 20 статьи 7 изложить в следующей редакции:

«20. Помимо осуществления перевода электронных денежных средств денежные средства, учитываемые оператором электронных денежных средств в качестве остатка (его части) электронных денежных средств клиента — физического лица, использующего электронное средство платежа, предусмотренное частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, могут быть по его распоряжению переведены на банковский счет в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, направлены на исполнение обязательств клиента — физического лица перед кредитной организацией, а также, если указанный клиент прошел процедуру упрощенной идентификации, переведены на его банковский счет или выданы ему наличными денежными средствами в случае использования предоплаченной карты при условии, что общая сумма выдаваемых наличных денежных средств не превышает 5 тысяч рублей в течение одного календарного дня и 40 тысяч рублей в течение одного календарного месяца.»;

2) часть 6 статьи 10 изложить в следующей редакции:

«6. Оператор электронных денежных средств не осуществляет перевод электронных денежных средств, если в результате такого перевода будут превышены суммы, указанные в частях 2, 4, 5 и 51 настоящей статьи. При этом за счет остатка (его части) электронных денежных средств клиента — физического лица по его распоряжению могут осуществляться операции, предусмотренные частями 20 и 21 статьи 7 настоящего Федерального закона.».

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 2 настоящего Федерального закона.

2. Статья 2 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации

В. Путин

1. Общие положения

2. Основные направления расходов избирательных комиссий за счет средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов

3. Организация работы избирательных комиссий при осуществлении закупок товаров, работ, услуг при проведении выборов

4. Полномочия контрактной службы (контрактного управляющего, ответственного лица (лиц) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг избирательными комиссиями при проведении выборов

5. Формирование плана закупок товаров, работ, услуг избирательной комиссии при проведении выборов

6. Формирование и размещение информации о закупках товаров, работ, услуг Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации при проведении выборов

7. Описание объекта закупки

8. Обоснование стоимости закупки товаров, работ, услуг при проведении выборов

9. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя)

10. Контракт

11. Договор

12. Отчет избирательной комиссии об осуществлении закупок товаров, работ, услуг

13. Контроль при осуществлении закупок товаров, работ, услуг избирательными комиссиями

Приложение 1. План закупок товаров, работ, услуг при проведении

Приложение 2. Информация о закупках товаров, работ, услуг при проведении

Приложение 3. Отчет об осуществлении закупок товаров, работ, услуг при проведении

Приложение 4. Сводная информация о закупках товаров, работ, услуг при проведении

С 1 июля 2019 года вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон). В данной статье рассмотрим основные нововведения Закона.

Редакция 2019 года расширила сферу действия Закона, включающую в себя на сегодняшний день отношения, возникающие в связи с осуществлением государственных закупок, включая планирование государственных закупок, выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) и отношения, связанные с заключением, исполнением, изменением и расторжением договора, определила новые цели и принципы в сфере государственных закупок (стимулирование инноваций, экологизация государственных закупок, профессионализм при осуществлении государственных закупок). Также было дано более широкое определение понятию «государственная закупка»: приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки (далее – договор).

После внесения изменений на законодательном уровне впервые закреплено определение «процедура государственной закупки» – это регламентированная настоящим Законом последовательность действий заказчика (организатора) и комиссии по государственным закупкам (далее – комиссия) (в случае ее создания) по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) от принятия решения о проведении процедуры государственной закупки до заключения договора либо отмены процедуры государственной закупки или признания ее несостоявшейся, если иное не установлено Законом. Изменения были внесены и в другие понятия Закона.

С 1 июля новшества коснулись универсальной торговой биржи: в целях информационного и аналитического обеспечения государственных закупок создана государственная информационно-аналитическая система (далее – ГИАС), взаимодействие которой с иными государственными информационными системами, государственными информационными ресурсами, электронными торговыми площадками и торговыми системами товарных бирж обеспечит формирование, обработку, анализ, контроль, хранение и предоставление информации о государственных закупках, статья 6 Закона раскрывает компоненты ГИАС.

Создание такой системы должно сделать механизм проведения государственной закупки более прозрачным, уменьшить коррупционные риски, улучить качество государственным услуг. Необходимо отметить, что данная система будет действовать автоматизировано, благодаря чему весь процесс государственной закупки будет происходить на электронной площадке.

Статья 12 новой редакции Закона закрепляет, что для выполнения функций, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства о государственных закупках, заказчик определяет или создает структурное подразделение либо назначает работника (работников), обладающего соответствующей квалификацией в сфере государственных закупок.

Однако так как на данный момент система образования Республики Беларусь еще не готовит специалистов такого направления, данная норма будет актуальна только с внедрением изменений в образовательный процесс.

Изменения коснулись также и комиссии по государственным закупкам.

Заказчику (организатору) необходимо будет сформировать состав комиссии таким образом, чтобы включить в состав комиссии преимущественно лиц, освоивших содержание согласованных с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам образовательных программ дополнительного образования взрослых в сфере государственных закупок, а также при необходимости лиц, обладающих специальными знаниями в сферах деятельности, связанных с предметом государственной закупки.

Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 21.01.2019 № 7, вступившим в силу с 1 июля 2019 г., утверждено новое Положение о комиссии по государственным закупкам.

Необходимо отметить, что по новому законодательству председателем комиссии может быть назначен только руководитель заказчика (организатора) либо его заместитель.

Новшества затронули и периодичности изменения состава постоянно действующей комиссии: данный состав, а также члены такой комиссии определяются заказчиком (организатором) самостоятельно.

Новая редакция Закона изменила сроки опубликования годового плана: годовой план государственных закупок формируется ежегодно и после утверждения заказчиком подлежит размещению на электронной торговой площадке в течение пяти рабочих дней, за исключением сведений, составляющих государственные секреты.

Следует отметить, что только размещенный в ГИАС годовой план, а не утвержденный, является основанием для проведения процедуры государственной закупки, исключение составляет п. 5 приложения к Закону (в случае осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника при возникновении потребности в приобретении определенных товаров (работ, услуг) вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (локализации и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), аварии, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных видов процедур государственных закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно).

Заказчик не сможет разместить информацию о государственной закупке в случае, если предмет закупки отсутствует в опубликованном годовом плане. Проверка такого типа будет осуществлять казначейство. Только после прохождения такой проверки и получения положительного ответа казначейства, процедура будет размещена в ГИАС и на Электронной торговой площадке.

Примерная форма годового плана утверждена постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 10.

Новое законодательство в сфере государственных закупок предусматривает проведение двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием, порядки проведения которых определяются Советом Министров Республики Беларусь

В соответствии со статьей 32 Закона двухэтапный конкурс – это вид открытого конкурса, при котором победителем признается участник, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса и предложивший лучшие условия исполнения договора по результатам второго этапа данного конкурса.

Конкурс с ограниченным участием — вид открытого конкурса, при котором победитель определяется из числа участников процедуры государственной закупки, прошедших предварительный отбор на основании дополнительных требований к участникам такого конкурса.

Начиная с 1 июля 2019 года действуют новые сроки для подготовки и подачи предложений:

открытого конкурса — не менее пятнадцати календарных дней со дня размещения конкурсных документов на электронной торговой площадке;

закрытого конкурса — не менее пятнадцати календарных дней со дня направления индивидуального приглашения потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям);

электронного аукциона — не менее пятнадцати календарных дней со дня размещения аукционных документов на электронной торговой площадке либо не менее десяти календарных дней, если ориентировочная стоимость предмета государственной закупки не превышает 3000 базовых величин;

процедуры запроса ценовых предложений — не менее пяти рабочих дней со дня размещения документов, предоставляемых юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений (далее — документы процедуры запроса ценовых предложений), на электронной торговой площадке.

Срок для подготовки и подачи предложений при проведении повторных процедур государственных закупок должен составлять в случае проведения:

открытого конкурса — не менее десяти календарных дней со дня размещения конкурсных документов на электронной торговой площадке;

закрытого конкурса — не менее десяти календарных дней со дня направления индивидуального приглашения потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям);

электронного аукциона — не менее десяти календарных дней со дня размещения аукционных документов на электронной торговой площадке либо не менее пяти рабочих дней, если ориентировочная стоимость предмета государственной закупки не превышает 3000 базовых величин;

процедуры запроса ценовых предложений — не менее пяти рабочих дней со дня размещения документов процедуры запроса ценовых предложений на электронной торговой площадке.

Пункт 2 статьи 16 новой редакции Закона установлены единые требования, предъявляемые ко всем участникам процедуры государственной закупки.

При этом Закон предоставляет только Совету Министров в целях повышения эффективности государственных закупок устанавливать дополнительные требования к участникам. Таким образом, заказчик уже не сможет самостоятельно определять требования к участникам (такие, например, как наличие опыта, рекомендаций и т.д.).

В ходе проведения процедуры государственной закупки допускается изменение заказчиком объема (количества) предмета государственной закупки и (или) его части (лота) в случаях, установленных настоящим Законом, но не более чем на десять процентов.

Новое законодательство закрепляет следующие случаи применения проведения процедур закупок.

— закупка из одного источника: приложение к Закону Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;

— электронный аукцион: может быть применен в любом случае, за исключением процедуры закупки товаров подлежащих закупке на биржевых торгах;

— открытый конкурс: применяется в случаях, не установленных настоящим Законом для применения иных видов процедур государственных закупок;

— закрытый конкурс: применяется в случаях, аналогичных для открытого конкурса, при осуществлении государственной закупки, сведения о которой составляют государственные секреты;

— запрос ценовых предложений: применяется в случае государственной закупки товаров (работ, услуг), пороговое значение ориентировочной стоимости годовой потребности которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь, в том числе по перечню товаров (работ, услуг), установленному для проведения электронных аукционов.

— биржевые торги: применяются в соответствии с перечнем, утвержденным Советом Министров Республики Беларусь.

Порядок проведения процедуры закупки из одного источника урегулирован постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 30.

Договор между заказчиком и участником-победителем подлежит заключению по истечении срока для обжалования, установленного абзацем третьим пункта 2 статьи 52 Закона, но не позднее тридцати календарных дней со дня принятия решения о выборе участника-победителя.

По результатам проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений по новому законодательству договор заключается в письменной форме в виде электронного документа на электронной торговой площадке в порядке, установленном частями второй — шестой настоящего пункта 1 статьи 24 Закона. Закреплены также случаи, когда участник-победитель признается уклонившимся от заключения договора, основания изменения и расторжения договора.

Материалы дела о государственной закупке теперь могут храниться в бумажном или электронном виде, на усмотрение организации: Заказчик (организатор) формирует в виде электронных и (или) иных документов дело по процедурам государственных закупок и хранит его в течение пяти лет со дня заключения договора, признания процедуры государственной закупки несостоявшейся или ее отмены.

В дело по процедурам государственных закупок должны быть включены документы, предоставляемые для подготовки предложения, протоколы заседаний комиссии, протоколы оператора электронной торговой площадки, предложения участников, договор, справка о проведении процедуры закупки из одного источника и результаты изучения конъюнктуры рынка в случае его проведения.

Примерные формы документов по процедурам государственных закупок утверждены постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29 декабря 2018 г. № 93.

Новая редакция Закона изменяет основания включения участников закупки в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок является не правом, а обязанностью заказчика, предусматривает, что включение участников закупки в данный список является не правом, а обязанностью заказчика: информация о юридическом или физическом лице, в том числе индивидуальном предпринимателе, подлежащем включению в список в случаях, установленных ч.1 п.1 ст.17, направляется заказчиком (организатором) в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам в течение одного месяца со дня истечения срока заключения договора, от заключения которого лицо уклонилось, либо со дня расторжения договора, а также увеличивает срок, в течении которого юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, включенное в список, не может участвовать в процедурах государственных закупок до двух лет со дня включения в список.

В связи с принятыми изменениями необходимо быть внимательным, при выборе применяемого законодательства: при проведении процедур закупок, начатых до вступления изменений в силу, применяется ранее действующее законодательство, а при проведении процедур, начатых после 01.07.2019 года, необходимо руководствоваться уже новой редакцией Закона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *