400 НК РФ

В последнее время интернет наполнили вопросы о нормах статьи 12 Налогового кодекса РФ. Почему-то все налогоплательщики уверены, что она отменила в России все налоги и сборы. Что же скрывает в себе пункт 5 этой статьи, и неужели все налоги и сборы на его основании действительно можно не платить?

Что случилось?

О том, кто именно первым обратил на то, что сказано в пункте 5 статьи 12 Налогового кодекса РФ, история умалчивает. Но в последние дни и бизнесмены, и простые граждане утвержжают, что ее нормами Президент России Владимир Путин отменил налоги, но он не для всех налогоплательщиков, а только для «своих», поэтому это не афишируют. Так что же реально написано в этой статье и как она влияет на обязанности граждан и организаций платить налоги?

Налоги отменяются

Статья 12 НК РФ называется «Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов», то есть в самом ее названии нет ничего об отмене налогов, как и в первых пунктах. Более того, в пунктах 1 и 2 этой статьи сказано:

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Вроде, все ясно, и речь идет об обратном, то есть об установлении налогов. Загадку скрывает пункт 5 статьи 12 НК РФ, который дословно звучит так:

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

И все. Больше в этом пункте ничего не сказано. 6 пункт статьи 12 НК РФ гласит, что:

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

То есть, если федеральные, региональные и местные налоги и сборы не предусмотрены нормами НК РФ, они не могут быть установлены другими законами. С этим все понятно. Но, что же с отменой налогов? По логике сможно трактовать эту норму, как то, что отменить любой налог или сбор можно только на основании Налогового кодекса РФ, а не на основании иных нормативно-правовых актов. Но, дя этого приходится додумывать, а такого в законе, а тем более Кодексе быть не должно.

Примечательно также то, что текст статьи 12 НК РФ не изменяли уже 14 лет, она действует в редакции Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ. Более того, этот спорный пункт 5 был введен в статью 12 НК РФ именно этим законом. То есть это была поправка, которую обсждали, и никто не обратил внимание на ее двоякое толкование. Потом закон подписал президент и все пользовались Налоговым кодексом, не обращая внимание на двойственность формулировки. И только сейчас это, почему-то стало причиной для обсуждения на разных уровнях. Ведь действительно, если читать буквально, можно трактовать, что все налоги отменяются.

Как исправить ситуацию?

Могут ли граждане или организации, не жалающие платить налоги использовать этот законодательный казус в свою пользу? Скорее всего нет, ведь разрешать спор с органами Федеральной налоговой службы России придется через суд, который, скорее всего, будет трактовать пресловутый пункт 5 статьи 12 НК РФ так:

федеральные, региональные и местные налоги и сборы могут быть установлены или отменены только настоящим Кодексом через федеральные законы, принятые в установленные порядке,

а не дословно «налоги отменяются». Но, видимо, чтобы избежать таких судебных разбирательств, формулировку все же лучше исправить. Не исключено, что в скором времени в Госдуму поступит такой законопароект, ведь депутаты также читают интернет и в курсе того, что обсуждают граждане. Тогда и предмета для обсуждений и предположений о том, что пункт 5 создан специально для бизнесменов, включенных в специальный список Правительства РФ, а всех остальных обычных налогоплательщиков не касается, также больше не будет. К тому же, пока налогов в НК РФ только прибавляется, а их ставки, как например, НДС с 1 января 2019 года до 20%, только растут.

Комментируемая статья определяет круг налогоплательщиков налога на имущество физических лиц и признает в качестве таковых физических лиц, которые обладают правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

Новое в официальной позиции.

В письмах Минфина России от 16.01.2019 N 03-05-06-01/1337, от 09.01.2019 N 03-05-06-01/19 поясняется, что налог на имущество физических лиц входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования имущества. При установлении налога учитывается фактическая способность налогоплательщика к его уплате. При этом уровень фактической способности налогоплательщика к уплате налога находится, как правило, в прямой зависимости от стоимости принадлежащего ему имущества.

С учетом изложенного физические лица, признаваемые налогоплательщиками налога на имущество физических лиц, обязаны платить законно установленный налог в отношении соответствующего имущества.

Письмо Минфина России от 28.12.2018 N 03-05-06-01/95705 посвящено вопросу об уплате налога на имущество физлиц ИП, применяющим УСН.

Финансовое ведомство проинформировало, что индивидуальных предпринимателей, использующих принадлежащее им имущество в предпринимательской деятельности и применяющих специальные налоговые режимы, предусмотрены налоговые преференции.

Таким образом, налог на имущество физических лиц уплачивается индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, только в отношении имущества, включенного в перечень объектов административно-делового, торгового и бытового назначения.

В связи с этим индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе воспользоваться своим правом на освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц, в случае если используемое им в предпринимательской деятельности помещение и здание, в котором расположено это помещение, не включены в перечень объектов административно-делового, торгового и бытового назначения.

Важно!

Обращаем внимание, что несовершеннолетние граждане, обладающие правом собственности на имущество, признаются налогоплательщиками по налогу на имущество физических лиц.

Так, в письме Минфина России от 05.12.2018 N 03-05-06-01/87961 разъясняется, что в соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

На основании статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.

Согласно пункту 2 статьи 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Так, за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны (статья 28 ГК РФ).

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя, за исключением тех сделок, которые они вправе совершать самостоятельно (пункты 1 и 2 статьи 26 ГК РФ).

Таким образом, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов в отношении этого имущества.

С учетом изложенного физические лица, признаваемые налогоплательщиками налога на имущество физических лиц, обязаны уплачивать налог в отношении находящегося в их собственности имущества.

Аналогичная позиция также выражена в письме Минфина России от 27.09.2018 N 03-05-06-01/69104.

Официальная позиция.

В письме ФНС России от 22.10.2018 N БС-2-21/1720@ поясняется, что физические лица признаются налогоплательщиками налога на имущество физических лиц с момента возникновения права собственности на имущество.

В письме Минфина России от 20.08.2018 N 03-03-07/58839 проанализирован вопрос об уплате СНТ налога на прибыль с платы за пользование имуществом общего пользования, о налогообложении такого имущества, о налоге на имущество физлиц в отношении строений на садовых участках.

Финансовое ведомство указало, что в условиях действующего законодательства Российской Федерации физические лица, на которых будет зарегистрировано право общей долевой собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, будут признаваться налогоплательщиками земельного налога и налога на имущество физических лиц с момента государственной регистрации права на соответствующий объект недвижимости.

Между тем в настоящее время прорабатывается вопрос о целесообразности внесения изменений в НК РФ, предусматривающих исключение из объекта налогообложения по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц имущества, входящего в состав имущества общего пользования, расположенного в границах территории садоводства или огородничества.

Каких-либо сложностей или спорных ситуаций применение положений статьи 400 не вызывает.

Предыдущая

§6. Налоговая система Российской Федерации

В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов:

— федеральные налоги и сборы,

— налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее — региональные),

— местные налоги и сборы.

Налоговый кодекс Российской Федерации

Статья 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с Налоговым кодексом РФ и таможенным законодательством Российской Федерации.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия законной деятельности налогоплательщика.

5. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ.

Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ.

6. Акты законодательства о налогах и (или) сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в какой сумме он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также определяют форму отчетности по данному местному налогу.

Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Дивидендом признается любой доход, полученный акционером от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру акциям. Не признаются дивидендами:

1) выплаты при ликвидации организации акционерам в денежной или натуральной форме;

2) выплаты акционерам в виде передачи акций этой же организации в собственность.

Процентами признается любой заранее заявленный доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида. При этом процентами признаются доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Налог считается уплаченным с момента предъявления в банк поручения при наличии достаточного денежного остатка на счете, а при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в банк или кассу органа местного самоуправления. В налоговом законодательстве установлен исчерпывающий перечень налогов, которые могут вводиться федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) лесной налог;

13) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

Кроме того, федеральным законодательством будут вводиться специальные налоговые режимы в виде вмененного налога, единого налога на предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, единого налога на сельскохозяйственные предприятия.

Субъектам РФ предоставлено право вводить на своей территории следующие региональные налоги:

1) налог на имущество организаций;

2) дорожный налог;

3) транспортный налог;

4) налог с продаж;

5) налог на игорный бизнес;

6) региональные лицензионные сборы.

Помимо перечисленных налогов субъекты РФ имеют право вводить региональный налог на недвижимость, заменяющий налог на имущество предприятий и организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог. Федеральным законодательством предусмотрено зачисление основной части поступлений от данного налога в местные бюджеты, а также право органов местного самоуправления определять (в пределах установленных ограничений) налогооблагаемую базу, налоговые ставки и льготы.

Органам местного самоуправления предоставлено право введения на своей территории следующие местных налогов:

1) земельного налога;

2) налога на имущество физических лиц;

3) налога на рекламу;

4) налога на наследование или дарение;

5) местных лицензионных сборов.

Распределение поступлений от отдельных федеральных налогов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ производится по единым базовым нормативам, закрепленным в федеральном законодательстве на срок от 3 лет. Для 1999-2001 годов установлены базовые нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ от:

— налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые на территории РФ;

— налога на прибыль предприятий;

— подоходного налога с физических лиц;

— акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, производимые на территории РФ;

— акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ (за исключением акцизов на нефть и газовый конденсат, природный газ, бензин и легковые автомобили);

— других федеральных налогов, подлежащих распределению между бюджетами разных уровней.

Распределение поступлений от федеральных и региональных налогов между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами проводится на основе базовых (минимальных) нормативов, закрепленных за бюджетами муниципальных образований не менее чем на 3 года. В целях повышения самостоятельности территориальных бюджетов и сокращения их дотационности может осуществляться бюджетное регулирование через нормативы отчислений от НДС в счет определенных по единой методике трансфертов с соответствующим сокращением общего объема ФФПМО (фонда финансовой поддержки муниципальных образований).

Для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов с 1999 года налоги, уплачиваемые по месту регистрации юридических лиц — крупнейших налогоплательщиков будут целиком зачисляться в федеральный бюджет (по специальному перечню). В этих же целях в налоговое и бюджетное законодательство планируется внести изменения, обеспечивающие рост централизации рентных платежей для последующего распределения по регионам.

Порядок исчисления и уплаты налогов. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и иных документально подтвержденных данных.

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций, в порядке, определяемом Министерством финансов РФ и Государственной налоговой службой РФ.

Остальные налогоплательщики — физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых от организаций данных об облагаемых доходах, а также собственного учета облагаемых доходов по произвольным формам.

Пеня — денежная сумма, выплачиваемая в случае просрочки уплаты причитающихся сумм налога или сбора. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,1% в день.

Во всех случаях сумма пеней не может превышать суммы задолженности по налогу. Пени могут быть взысканы принудительно со счетов в банке или за счет имущества налогоплательщика. Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном порядке.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.

Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте. Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки ценного письма с описью вложения. Формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются:

— по федеральным налогам — Государственной налоговой службой РФ;

— по региональным и местным налогам — подразделениями Государственной налоговой службы РФ.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, повлекшие возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Местом нахождения имущества признается:

1) для недвижимого имущества (за исключением транспортных средств) — место фактического нахождения имущества;

2) для морских, речных и воздушных транспортных средств — место нахождения (жительства) собственника имущества;

3) для других транспортных средств — место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника имущества.

Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом РФ.

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации или физических лиц.

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Не признается реализацией товаров, работ или услуг:

1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

2) передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации;

3) передача товаров (работ, услуг), если такая передача носит инвестиционный характер (вклады в уставный капитал, вклады по договору о совместной деятельности);

4) передача имущества при выходе из хозяйственного общества (товарищества), а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

5) передача имущества участнику договора о совместной деятельности в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности;

6) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

7) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозных и брошенных вещей, бесхозных животных и при нахождении клада.

Принципы определения налогооблагаемой базы. Для целей налогообложения обычно принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

1) при сделках между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при значительном колебании (более чем на 30%) уровня цен на однородные товары в пределах небольшого периода времени.

Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных или однородных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях.

Рынком товаров, работ или услуг признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя без значительных дополнительных затрат приобрести товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю территории Российской Федерации или за ее пределами.

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные признаки. При определении идентичности товаров учитываются физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде не учитываются.

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке и страна происхождения. Экономические условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями не влияет существенно на цену или может быть учтено с помощью поправок.

К цене товаров, работ или услуг не применяются пени, если скидки вызваны колебаниями потребительского спроса, потерей товарами качества или иных потребительских свойств, истечением (приближением даты истечения) сроков годности товаров, маркетинговой (ценовой) политикой. В том числе — при продвижении товаров, работ или услуг на новые рынки, предоставлении индивидуальных скидок, а также при реализации образцов товаров в целях ознакомления потребителей.

При определении рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах и биржевые котировки, информационная база органов государственной власти и местного самоуправления и информация, предоставляемая налогоплательщиками налоговым органам. При отсутствии на рынке сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду недоступности информационных источников используются следующие методы:

1) метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы и разумных затрат, понесенных при продвижении на рынок. Наценка определяется так, чтобы обеспечить обычную для данной сферы деятельности прибыль;

2) затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг определяется как сумма произведенных затрат и наценки. При этом учитываются прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и реализацию товаров, работ или услуг, обычные затраты по транспортировке, хранению и страхованию. Наценка основана на разумной для данной сферы деятельности норме прибыли.

Порядок уплаты налогов. В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, ее филиалов и представительств, месту жительства физических лиц, а также по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств. Налоговыми органами в РФ являются Государственная налоговая служба РФ и ее территориальные подразделения. В отдельных случаях полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы.

Государственная налоговая служба РФ и ее территориальные подразделения утверждают формы заявлений о постановке на учет в налоговые органы, расчетов по налогам и налоговых деклараций и устанавливают порядок их заполнения, обязательные для налогоплательщиков. Налоговые органы обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

2) вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

3) разъяснять применение законодательства о налогах и сборах, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

4) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

5) соблюдать налоговую тайну;

6) направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа.

Банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган в пятидневный срок со дня открытия или закрытия такого счета.

При недостаточности денежных средств на банковских счетах налогоплательщика перечисление налога исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета. Налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика. При взыскании налога налоговым органом может быть применено приостановление операций по счетам налогоплательщика в банках. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика последовательно производится в отношении:

— денежных средств на счетах в банке;

— наличных денежных средств;

— имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

— готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

— сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

— имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

— другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного пользования физическим лицом или членами его семьи.

Очень часто приходится сталкиваться с непониманием налогоплательщиками фискальных прав налоговых органов. Налоговые органы вправе:

— требовать от налогоплательщика пояснения и документы, подтверждающие правильность своевременность уплаты налогов;

— изымать по акту при проведении налоговых проверок у налогоплательщика документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений;

— вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой налогов;

— приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков;

— осматривать используемые налогоплательщиком производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

— определять суммы налогов расчетным при отказе допустить должностных лиц к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых для извлечения дохода, непредставлении необходимых документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушениями, приведшими к невозможности исчислить налоги;

— требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение требований;

— взыскивать недоимки по налогам и пени;

— предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения;

— требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения;

— привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков, а также вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля;

— заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия лицензий на право осуществления определенных видов деятельности и предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

1) о взыскании налоговых санкций с лиц, совершивших налоговые правонарушения;

2) о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ;

4) о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства приобретенного имущества в случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ;

5) о взыскании в доход государства имущества, неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате совершения иных незаконных действий;

6) о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите.

Однако специфическими правами обладают не только налоговые органы. Налогоплательщики также обладают правом:

— получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

— использовать налоговые льготы и кредиты при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

— представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

— представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

— присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

— не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов не соответствующие федеральному законодательству;

— обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) должностных лиц;

— требовать соблюдения налоговой тайны и возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или их должностных лиц.

На основе данных учета Государственная налоговая служба РФ ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством РФ. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной.

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) об уставном капитале организации;

4) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

5) предоставляемых другим государствам в соответствии с международными договорами о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами. К разглашению налоговой тайны относится использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика.

Поступившие в налоговые органы конфиденциальные сведения имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно Государственной налоговой службой РФ, Федеральной службой налоговой полиции РФ и Государственным таможенным комитетом РФ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Охарактеризуйте сходство и отличие трех уровней налоговой системы Российской Федерации.

2. Выделите основные термины, используемые в налоговой практике, и поясните их содержание.

3. Схематично сбалансируйте обязанности налоговых органов и налогоплательщиков.

Литература, рекомендуемая для дополнительного изучения:

1. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов. — М: Финансы, ЮНИТИ, 1998.

3. Что и как проверяет налоговая инспекция. — М.: ИНФРА-М, 1995.

Нормативно-правовые акты и документы:

Классификация налогов приводится на основании Части 1 Налогового кодекса РФ, принятого Государственной Думой РФ 16.07.98 г. и частично вступившей в силу на момент подготовки учебного пособия

Если, по мнению налогового органа, цены товаров, работ или услуг отклоняются более чем на 30% от рыночной цены однородных товаров, работ или услуг, налоговый орган вправе вынести решение о доначислении налога и пени, рассчитанных исходя из рыночных цен.

Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов РФ и Государственной налоговой службой РФ.

Предыдущая

Определение Верховного Суда РФ от 05.06.2017 N 307-КГ17-5725 по делу N А21-4300/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий налогового органа по взысканию транспортного налога и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, и о признании недействительным и не подлежащим исполнению инкассового поручения налогового органа. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о наличии у налогового органа права на совершение действий по взысканию транспортного налога и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, и вынесении оспариваемого предписания.

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 38, 45, 46, 69, 70, 101, 104, 357, 358 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в пункте 52 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у налогового органа права на совершение действий по взысканию транспортного налога и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, и вынесении оспариваемого предписания, с чем согласились суды апелляционной инстанции и округа.

Определение Верховного Суда РФ от 02.06.2017 N 307-КГ17-5696 по делу N А21-4299/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий налогового органа. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о законности оспариваемых действий ответчика и инкассового поручения.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды трех инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 45, 46, 69, 356, 357, 363 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в пункте 52 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пришли к выводу о законности оспариваемых действий инспекции и инкассового поручения.

Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 N 149-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Исмагилова Марата Нагимовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положением Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.Н. Исмагилов оспаривает конституционность пункта 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 N 2513-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мещеринова Виктора Павловича на нарушение его конституционных прав статьями 356 — 363.1 Налогового кодекса Российской Федерации»

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог и, в частности, закрепляя его экономические и правовые характеристики, признал объектом налогообложения зарегистрированные на налогоплательщика транспортные средства (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года N 451-О, от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.). Разрешение же вопроса об изменении существенных элементов налогового обязательства либо отмене того или иного налога не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 29.11.2016 N 75-КГ16-15 Обстоятельства: Определением отказано в принятии искового заявления о взыскании задолженности по транспортному налогу. Решение: Определение отменено, материал по исковому заявлению направлен в суд для решения вопроса о принятии искового заявления, поскольку выводы нижестоящих судов о том, что спор подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, не основаны на законе.

Из текста искового заявления следует, что на имя Гричаниченко Э.С. при ее жизни было зарегистрировано транспортное средство марки «<…>», в силу чего согласно положениям статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации Гричаниченко Э.С. являлась налогоплательщиком транспортного налога.

Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2016 N 1188-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аленичева Сергея Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.В. Аленичев оспаривает конституционность пункта 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2016 N 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» и статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы»

В отличие от транспортного налога, объектом обложения которым является транспортное средство вне зависимости от пройденного им за налоговый период расстояния, а основным критерием (базой) для целей обложения этим налогом — мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (статьи 357 и 358, подпункт 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации), а также в отличие от акциза на бензин и дизельное топливо, объектом обложения которым является реализация (передача) произведенных подакцизных товаров (пункт 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации), в качестве объекта платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, выступает движение большегрузного транспортного средства по таким автомобильным дорогам. Учитывая, что объекты обложения названными публичными платежами не совпадают, нет оснований полагать, что в данном случае в отношении собственников (владельцев) большегрузных транспортных средств применяется двойное обложение.

Определение Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 N 873-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Муфтахова Игоря Рифовича на нарушение его конституционных прав статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин И.Р. Муфтахов оспаривает конституционность статьи 210 ГК Российской Федерации, возлагающей на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также статей 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющих понятие налогоплательщика и объекта налогообложения для целей уплаты транспортного налога.

Определение Верховного Суда РФ от 28.12.2015 N 309-КГ15-13843 по делу N А60-50137/2014 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и обязании устранить допущенные нарушения прав. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что оснований для применения льготы в отношении среднегодовой стоимости спорного имущества не имеется, поскольку увеличение налогооблагаемой среднегодовой стоимости имущества произошло не за счет инвестиций налогоплательщика, а в связи с изменением налогового законодательства.

Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь статьями 122, 372, 357, Налогового кодекса, Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, Законом N 35-ОЗ, исходя из того, что право на льготу по налогу на имущество организации за 2013 год на территории Свердловской области возникает у налогоплательщиков лишь в случае увеличения среднегодовой стоимости имущества (основных средств) по сравнению с предыдущим 2012 годом и направлено на стимулирование инвестиционной деятельности и увеличения налоговой базы, суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, признал обоснованным доначисление инспекцией налога на имущество общества за 2013 год, пеней и штрафа по пункту 122 Налогового кодекса и учитывая наличие смягчающих обстоятельств, снизил размер штрафа до 3 000 000 рублей. Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *