354 УК РФ

Общественная опасность этого преступления заключается в идеологическом, политическом, психологическом ущербе, наносимом системе мирного разрешения межгосударственных конфликтов.

Непосредственный объект преступления – мировая информационно-психологическая безопасность.

Объективная сторона деяния (ч. 1 ст. 354 УК РФ) выражается в публичных призывах к развязыванию агрессивной войны.

Публичность означает осуществление призывов в присутствии других лиц, обращенных к ним (например, в присутствии толпы, на собрании, лекции, митинге).

Призывы – устные или письменные обращения к той или иной аудитории слушателей, читателей, зрителей с целью убедить их в необходимости, целесообразности агрессии как единственного, справедливого и законного средства разрешения конфликта между государствами.

Призывы отличаются от подстрекательства к развязыванию агрессивной войны меньшей конкретизированностью и большей идеологизированностью. Подстрекательство осуществляется в отношении конкретных лиц, а призывы адресованы неопределенно широкому кругу лиц.

Состав преступления налицо, если имеют место как минимум два призыва. Одного призыва недостаточно для возбуждения уголовного дела по ст. 354 УК РФ.

Субъект преступления – любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъективная сторона деяния характеризуется прямым умыслом.

Часть 2 ст. 354 УК РФ предусматривает ответственность за тс же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ.

К средствам массовой информации относятся печать, радио, телевидение, другие аудио- и видеосредства передачи сведений, Интернет, используемые для утверждения тех или иных идеологических, политических, моральных и других ценностей среди читателей, слушателей, зрителей.

К лицам, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ можно отнести, например, высших руководителей законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации и субъектов РФ (президентов, председателей правительств, министров, депутатов и иных лиц).

Производство или распространение оружия массового поражения (ст. 355 УК РФ)

Непосредственный объект преступления – международные отношения в сфере оборота химического, биологического, ядерного и иных видов оружия массового поражения.

Предмет выступает в качестве обязательного элемента данного состава преступления. Это оружие массового поражения, т.е. оружие, которое действует неизбирательно путем взрыва или при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и бактериологическое оружие и любое другое оружие, обладающее свойствами атомной бомбы или другого упомянутого выше оружия, способною причинить смерть людям либо вред их здоровью.

Химическое оружие – отравляющие вещества, а также средства их доставки и применения: ракеты, снаряды, мины и другие заряды в виде химических веществ. Еще в 1925 г. Женевский протокол о запрещении на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств запретил применение химического оружия.

Ядерное оружие – ядерные боеприпасы, средства их доставки к цели и средства управления. Поражающее воздействие оказывают образующаяся при взрыве ударная волна, световое облучение, проникающая радиация и радиоактивное заражение. Существуют три типа такого оружия – ядерное, термоядерное и нейтронное.

Биологическое (бактериологическое) оружие базируется на использовании болезнетворных свойств микроорганизмов, способных вызвать массовые гибель и заболевания людей, уничтожение флоры и фауны. Основой его поражающего действия являются бактерии, вирусы, грибы и токсические продукты их жизнедеятельности, используемые для военных целей с помощью живых переносчиков заболеваний (насекомых, грызунов, клещей) или в виде порошков (возбудители чумы, оспы, сибирской язвы, бруцеллеза, холеры и других болезней). Они могут применяться посредством использования специальных ракет, артиллерийских снарядов, авиационных бомб и других боеприпасов.

Объективную сторону преступления образуют три вида оборота оружия массового поражения: а) производство; б) приобретение; в) сбыт.

Производство оружия массового поражения охватывает все виды его разработки: от лабораторных исследований до серийного промышленного выпуска.

Приобретение оружия массового поражения предполагает любые пути и средства завладения им: покупку, кражу, дарение, обмен, присвоение и пр.

Сбыт – отчуждение предметов преступления во владение других лиц: продажа, обмен, дарение.

Преступление признается оконченным с момента разработки либо производства, приобретения или сбыта хотя бы одной единицы подобного оружия.

Субъективная сторона деяния характеризуется прямым умыслом: лицо осознает, что, совершая указанные действия, оно создает угрозу безопасности мира и человечества, и желает этого.

Мотивы могут быть разными, в том числе корыстными, человеконенавистническими.

Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет.

1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

См. все связанные документы >>>

1. Впервые понятие наемника было дано в 1977 г. в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям о защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера 1949 г. Наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного. Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г. к ним отнесла и лиц, которые были завербованы для участия в ранее запланированных актах насилия в целях свержения законной власти государства, подрыва его конституционного порядка или нарушения его территориальной неприкосновенности. В Конвенции к преступлениям были отнесены действия лиц, которые осуществляли вербовку, финансирование, обучение и использование наемников, а также попытку совершения перечисленных действий и соучастие в их совершении.

2. В комментируемой статье содержатся два состава преступления: вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. 1); 2) участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. 2).

3. Непосредственный объект преступления аналогичен объекту преступления, предусмотренного ст. 356 УК.

4. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 359 УК, включает вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение, использование наемника.

Вербовка означает достижение соглашения с гражданином третьих государств о его участии в вооруженном конфликте за материальное вознаграждение. Обучение — деятельность по тренировке лиц в получении специальных знаний и навыков пользования различными видами оружия и техники, приемов силовой борьбы, тактики боевых действий и др. в разнообразных климатических условиях в обстановке вооруженного конфликта. Финансирование наемника проявляется в предоставлении ему денежных средств, открытии счетов. Иное материальное обеспечение наемников включает снабжение их необходимым довольствием, обмундированием, военной техникой, транспортом и т.д. Под использованием наемников понимается привлечение их к непосредственному участию в вооруженном конфликте.

Обязательный признак состава преступления — обстановка в виде вооруженного конфликта или военных действий.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает общественно опасный характер вербовки, обучения, финансирования либо иного материального обеспечения наемника или использования его в вооруженном конфликте или военных действиях и желает совершить такие действия.

6. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

7. Квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления являются его совершение: 1) с использованием служебного положения; 2) в отношении несовершеннолетнего.

8. В части 3 комментируемой статьи предусмотрена ответственность наемника за его участие в вооруженном конфликте или военных действиях.

9. Объективная сторона характеризуется действиями, состоящими в непосредственном участии наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Обязательным признаком является обстановка вооруженного конфликта или военных действий. Преступление окончено с начала участия наемника в боевых операциях.

10. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязательный признак преступления — цель его совершения: получение лицом определенного материального вознаграждения за его участие в качестве наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

11. Субъект преступления специальный — лицо, завербованное как наемник, достигшее возраста 16 лет. Согласно примечанию к ст. 359 наемником признается лицо, действующее в целях материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военную службу по контракту могут проходить иностранные граждане (см. комментарий к ст. 331). В рассматриваемое примечание необходимо внести дополнение об исключении из числа наемников иностранных лиц, входящих в личный состав вооруженных сил воюющей стороны и проходящих военную службу по контракту. В противном случае военнослужащие иностранцы, проходящие службу по контракту в рядах Вооруженных Сил РФ, при буквальном толковании положения, содержащегося в рассматриваемом примечании, будут считаться наемниками.

1. Планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны —

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.

2. Ведение агрессивной войны —

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

См. все связанные документы >>>

1. Понятие агрессии дано в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 г. Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН. Агрессия не связывается с объявлением войны. Агрессивная война в современном значении имеется при использовании государством первым вооруженной силы против другого государства с нарушением Устава ООН. Устав ООН допускает применение вооруженной силы против агрессора в виде коллективных либо индивидуальных вооруженных действий членов ООН в качестве самообороны только в случае вооруженного нападения.

2. Непосредственный основной объект преступления составляют отношения, обеспечивающие мир, мирное сосуществование государств и народов. Мир означает отсутствие войны. Мирное сосуществование, добрососедство представляют собой сотрудничество между государствами в разных сферах: культурной, научной, экономической, спортивной, в области борьбы с преступностью и т.д., урегулирование спорных вопросов мирными средствами путем переговоров и т.п. Дополнительным объектом могут быть жизнь, здоровье, собственность и др.

3. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353, характеризуется планированием, подготовкой, развязыванием агрессивной войны.

Планирование — это составление стратегических и оперативных планов, инструкций по вооруженному нападению на иностранное государство. Подготовка агрессивной войны включает наращивание вооружений, не связанных с интересами национальной обороны и защиты мира. В подготовку могут входить производство, приобретение оружия массового поражения, увеличение численности дивизий, проведение соответствующих учений и т.п. Развязывание войны означает вооруженное нападение на другое государство, прямой акт агрессии.

4. К актам агрессии относятся:

а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства, или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

б) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;

в) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

г) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства;

д) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;

е) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

ж) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них;

з) перечень указанных актов агрессии не является исчерпывающим. Совет Безопасности может определить, что другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава ООН.

Развязывание агрессивной войны считается оконченным преступлением с первого акта агрессии.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает общественно опасный характер планирования, подготовки или развязывания агрессивной войны и желает совершить любое из указанных действий.

Мотивы и цели могут быть различными: корыстный мотив обогащения за счет покоренной державы, установление господства над народами и т.д.

6. Субъект планирования, подготовки, развязывания агрессивной войны специальный. Им может быть лицо, занимающее высшую государственную должность РФ или субъекта РФ: Президент РФ, губернатор области и др. Субъектами преступления могут быть и видные общественные деятели, а также руководители крупных коммерческих компаний.

7. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за ведение агрессивной войны. Ведение означает продолжение уже начавшейся агрессивной войны.

Ведение агрессивной войны может выступать в двух значениях. Когда такое ведение осуществляется лицом, ранее планировавшим либо подготавливавшим или развязавшим войну, его действия содержат признаки квалифицированного состава преступления. В другом случае виновный только в ведении агрессивной войны (т.е. продолжающий агрессию) совершает самостоятельное преступление, содержащее признаки основного состава.

Ведение агрессивной войны рассматривают как квалифицирующий признак анализируемого преступления <1>.

В статьях главы 29 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за преступления, направленные против государства в целом, его важнейших институтов и условий нормального функционирования.

Ответственность за преступления против государства имеется в законодательстве любой страны. Однако принципиальным является вопрос об основаниях и пределах этой ответственности, так как он в значительной мере связан с проблемой взаимоотношений между государством и личностью, тем местом, которое государство отводит человеку в системе ценностей.

Тоталитарные режимы на первый план выдвигают интересы государства и тем самым стремятся сохранить неограниченную власть над людьми. Демократические страны ставят целью построение правового государства, признают приоритетное значение естественных и неотъемлемых прав и свобод каждого.

Однако права и свободы не могут быть беспредельными. В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации они могут быть ограничены, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Действующее уголовное законодательство об ответственности за государственные преступления существенно отличается от прежнего. Значительно сократился объем главы, что произошло как за счет декриминализации ряда деяний (например, отказа возвратиться из-за границы), так и за счет переноса многих составов (бандитизм, контрабанда, фальшивомонетничество и т. д.) в другие разделы Уголовного Кодекса соответственно родовым объектам посягательств.

Объектом составов главы 29 являются основы конституционного строя и безопасности Российской Федерации. В ст. 13 Конституции РФ содержится запрет совершать действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и подрыв безопасности государства.

В литературе сущность конституционного строя определяется как целостное воплощение в реально складывающейся Конституции и в практике общественных отношений совокупности незыблемых основополагающих ценностей и принципов, предопределяющих гуманные, правовые отношения между человеком, гражданским обществом и государством и их подчиненность нормам и институтам конституционного строя.

Изменить конституционный строй можно только подорвав его основы, например, лишить народ возможности осуществлять власть путем свободных выборов или референдумов, заменить форму правления, запретить осуществление прав и свобод человека, ликвидировать разделение властей, установить господство единственной идеологии и т. д.

Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Далее в законе указываются основные объекты безопасности: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Следовательно, государственная безопасность — это состояние защищенности конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности. Государственная безопасность имеет две стороны: внутреннюю и внешнюю. Первая из них означает стабильность внутри государства, защищенность от неправомерных действий, подрывающих конституционный строй и территориальную целостность. Внешняя безопасность представляет собой состояние защищенности от посягательств на суверенитет и территориальную неприкосновенность извне, со стороны других государств или оказывающих им содействие российских граждан.

С субъективной стороны большинство преступлений может совершаться только умышленно. Субъектами преступления могут быть в основном любые вменяемые лица, достигшие возраста привлечения к уголовной ответственности. Некоторые составы предусматривают специальных субъектов.

В зависимости от более конкретных объектов посягательств преступления данной главы можно разделить на следующие группы: 1) преступления, посягающие на внешнюю безопасность: государственная измена (ст. 275 УК РФ); шпионаж (ст. 276 УК РФ); 2) преступления, посягающие на основы конституционного строя и внутреннюю безопасность: посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ); насильственный захват или насильственное удержание власти (ст. 278 УК РФ); вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ); публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ); возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (282 УК РФ); организация экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ); организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2УК РФ); 3) преступления, посягающие на экономическую безопасность: диверсия (ст. 281 УК РФ); 4) преступления, посягающие на сохранность государственной тайны: разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ); утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ).

Таким образом, преступления данной главы посягают на основы конституционного строя, внешнюю и внутреннюю безопасность государства. В то же время уголовно-правовая борьба с ними должна осуществляться в определенных рамках, гарантирующих соблюдение основных прав и свобод граждан, как при криминализации деяний, так и в процессе правоприменения.

Прокурор отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму В.В. Никитин

Раздел XII. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА

И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Глава 34. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА

И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Статья 353. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

1. Планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны —

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.

2. Ведение агрессивной войны —

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Комментарий к статье 353

Статья 354. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

1. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

-наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации,

-наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Комментарий к статье 354

Статья 354.1. Реабилитация нацизма

(введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 128-ФЗ)

1. Отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, совершенные публично, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или с использованием средств массовой информации, а равно с искусственным созданием доказательств обвинения, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, совершенные публично, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Статья 355. Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения

(в ред. Федерального закона от 19.06.2001 N 84-ФЗ)

Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт химического, биологического, токсинного, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Комментарий к статье 355

Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны

1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Комментарий к статье 356

Статья 357. Геноцид

Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, —

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2004 N 73-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

Комментарий к статье 357

Статья 358. Экоцид

Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

Комментарий к статье 358

Статья 359. Наемничество

1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, -наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Комментарий к статье 359

Статья 360. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

1. Нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные или жилые помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, —

наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 130-ФЗ)

2. То же деяние, совершенное в целях провокации войны или осложнения международных отношений, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *