329 закон

Вносится Правительством Российской Федерации

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О физической культуре и спорте в Российской Федерации

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

«вид спорта» — составная часть спорта, признанная в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, отличительными признаками которой являются среда занятий, используемые инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование, правила соревнований, принятые в установленном порядке в Российской Федерации;

«массовый спорт» — составная часть спорта, направленная на физическое воспитание и развитие граждан путем проведения физкультурных и массовых спортивных мероприятий;

«национальный вид спорта» — вид спорта, исторически сложившийся в этнически однородной группе населения, компактно проживающей на территории субъекта Российской Федерации, и имеющий прикладную направленность;

«официальные физкультурные и спортивные мероприятия» — физкультурные и спортивные мероприятия, включенные в календарные планы федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта;

«спорт» — социально-культурная сфера деятельности человека и общества, сложившаяся в форме специальной практики подготовки человека к соревнованиям и соревновательной деятельности с целью достижения спортивных результатов;

«спорт высших достижений» — составная часть спорта, направленная на достижение спортсменами высокого класса спортивных результатов с целью побед на всероссийских и международных соревнованиях, установления спортивных рекордов;

«спортивная дисквалификация» — дисциплинарное взыскание в виде временного отстранения спортсмена от участия в соревнованиях, которое выносится соответствующей спортивной федерацией за нарушение правил соревнований и (или) правил проведения допингового контроля;

«спортивная дисциплина» — составная часть вида спорта, имеющая отличительные признаки и включающая в себя один или несколько видов (программ) соревнований;

«спортивная федерация» — общественная организация, целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов сборных команд;

«спортивный судья» — лицо, уполномоченное организаторами спортивных соревнований обеспечить соблюдение правил и условий проведения соревнований, прошедшее специальную подготовку, получившее соответствующую квалификацию (категорию);

«спортсмен» — физическое лицо, занимающееся избранным видом (видами) спорта, выступающее на спортивных соревнованиях и имеющее спортивный паспорт;

«спортсмен высокого класса» — спортсмен, имеющий спортивное звание, выступающий на спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов;

«физическое воспитание» — педагогический процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических способностей и качеств, приобретение двигательных умений, навыков и знаний в области физической культуры и спорта с целью формирования всесторонне развитого и физически здорового человека, имеющего высокий уровень физической культуры;

«физическая культура» — составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях развития физических и интеллектуальных способностей человека,
совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, адаптации к изменяющимся условиям существования посредством физического воспитания, физической подготовки, физического развития и спортивной деятельности;

«физическая подготовка» — процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей, двигательных умений и навыков с учетом социально-демографических характеристик и вида деятельности человека;

«физическая реабилитация» — восстановление, коррекция и компенсация нарушенных или временно утраченных функций организма человека, социальных функций и трудоспособности лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с использованием специальных средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;

«спортивные сооружения» (физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения) — специально созданные и оборудованные строения, здания, физкультурно-спортивные комплексы, сооружения, предназначенные для проведения физкультурно-спортивных занятий, спортивных и спортивно-зрелищных мероприятий;

«физкультурно-спортивные организации» — юридические лица различных организационно-правовых форм, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта.

Статья 2. Основные принципы законодательства о физической культуре и спорте

Законодательство о физической культуре и спорте основывается на следующих принципах:

1) ответственность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностных лиц за обеспечение права граждан на занятия физической культурой и спортом;

2) единство нормативной правовой базы физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации;

3) гарантия прав на занятия физической культурой и спортом и их доступности для всех категорий и групп населения;

4) безопасность организации и проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий;

5) уважение и соблюдение международных обязательств Российской Федерации в области физической культуры и спорта;

6) содействие развитию физической культуры и спорта среди социально незащищенных групп населения (дети из многодетных семей, дети-сироты, инвалиды и т.д.);

7) взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта со спортивными федерациями;

8) непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп граждан.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте

1. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 4. Субъекты физической культуры и спорта в Российской Федерации

К субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся:

1) физкультурно-спортивные организации, в том числе спортивные (физкультурно-спортивные, спортивно-технические, спортивно-оздоровительные) клубы;

2) детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры спортивной подготовки, центры олимпийской подготовки;

3) образовательные учреждения, физкультурно-спортивные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта;

4) спортивные федерации;

5) Олимпийский, Параолимпийский, Сурдоолимпийский комитеты и Специальная олимпиада России;

6) федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, муниципальные органы в области физической культуры и спорта, подведомственные им организации;

7) профессиональные союзы в области физической культуры и спорта;

8) граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены, спортивные судьи, а также тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта.

Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области физической культуры и спорта

К полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта относятся:

1) внедрение в образовательный процесс обязательных для выполнения обучающимися в образовательных учреждениях нормативных требований по физической подготовленности;

2) организация мероприятий по подготовке и участию в Олимпийских играх и других международных спортивных соревнованиях;

3) участие в пределах своей компетенции в организации на территории Российской Федерации всероссийских соревнований, а также Олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира и Европы, иных международных соревнований на основании решений соответствующих международных спортивных организаций;

4) организация проведения всероссийских и международных спортивных соревнований среди инвалидов и подготовка к ним, включая Параолимпийские и Сурдоолимпийские игры, Всемирные специальные олимпийские игры;

5) организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;

6) разработка правил и требований к спортивному инвентарю и оборудованию с учетом международных норм безопасности жизни и здоровья человека при занятиях физической культурой и спортом;

7) финансовое, материально-техническое (включая экипировку), научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение сборных команд Российской Федерации;

8) организация проведения всероссийских смотров физической подготовки граждан допризывного и призывного возраста к военной службе, разработка программ и методических рекомендаций по их физической подготовке;

9) осуществление пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

10) участие в разработке мер по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении спортивных и спортивно-зрелищных мероприятий на спортивных сооружениях;

11) организация проведения всероссийских массовых физкультурных мероприятий (спартакиад, физкультурно-спортивных фестивалей), иных мероприятий физкультурно-оздоровительного характера;

12) разработка единой государственной системы информационного обеспечения в области физической культуры и спорта;

13) программное и научно-методическое обеспечение физической культуры и спорта, а также организация издания научной, учебной и научно-популярной литературы по физической культуре и спорту;

14) организация строительства и реконструкции спортивных сооружений с целью подготовки сборных команд Российской Федерации и спортивного резерва в установленном порядке;

15) разработка и утверждение программ и примерных учебных планов занятий физической культурой и спортом для различных категорий и групп населения;

16) организация проведения общероссийского мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;

17) организация научных исследований в области физической культуры и спорта;

18) установление федеральных почетных званий, наград, премий и иных форм поощрения в области физической культуры и спорта;

19) организация размещения государственного задания (контрольных цифр приема) на подготовку специалистов с профессиональным образованием в области физической культуры и спорта;

20) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Полномочия в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации

К полномочиям в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации относятся:

1) установление порядка функционирования региональных спортивных сооружений;

2) установление порядка и условий проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации;

3) обеспечение общественного порядка и безопасности при проведении на территории субъекта Российской Федерации спортивных мероприятий и организованных занятий по физической культуре и спорту;

4) установление региональных нормативов физической подготовленности различных групп населения на основе соответствующих федеральных нормативов с учетом местных условий и особенностей;

5) установление региональных почетных званий, наград, премий и иных форм поощрения в области физической культуры и спорта;

6) наделение статусом «Сборная команда субъекта Российской Федерации» коллективов по различным видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта;

7) обеспечение подготовки сборных команд субъекта Российской Федерации и их выступлений на всероссийских и международных спортивных мероприятиях;

8) организация проведения на уровне субъекта Российской Федерации общероссийского мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;

9) организация физического воспитания детей и молодежи;

10) обеспечение подготовки спортивного резерва для сборных команд субъекта Российской Федерации и участие в подготовке спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации;

11) установление и разработка нормативов оказания населению услуг физической культуры и спорта;

12) поддержка развития национальных видов спорта;

13) организация медицинского обеспечения спортивных мероприятий, проводимых на территории субъекта Российской Федерации, а также медицинского контроля за лицами, занимающимися физической культурой и спортом;

14) реализация мер по развитию физической культуры и спорта среди инвалидов;

15) разработка и реализация календарных планов физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, в том числе организация всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов, проводимых на территории субъекта Российской Федерации;

16) осуществление иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта относятся:

1) определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей;

2) владение, пользование и распоряжение спортивными сооружениями и иными объектами, находящимися в муниципальной собственности, обеспечение электро-, тепло- и водоснабжения указанных объектов;

3) создание условий для строительства, ремонта, реконструкции и рационального использования спортивных сооружений, находящихся в муниципальной собственности, благоустройство прилегающих к указанным сооружениям территорий;

4) создание условий для бесплатных занятий физической культурой и спортом детей и молодежи (прежде всего из малоимущих семей, детей-сирот и инвалидов);

5) разработка, утверждение и реализация муниципальных календарных планов физкультурных и спортивных мероприятий;

6) внедрение физической культуры и спорта в режим труда, учебы и отдыха различных групп населения;

7) организация проведения на муниципальном уровне общероссийского мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;

8) организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства населения;

9) формирование муниципальных сборных команд и обеспечение их участия в региональных и иных спортивных соревнованиях;

10) организация медицинского обеспечения спортивных мероприятий, проводимых на территории муниципального образования, а также медицинский контроль за занимающимися физической культурой и спортом;

11) подготовка, повышение квалификации и поощрение деятельности организаторов, ведущих на добровольной основе работу в области физической культуры и спорта;

12) обеспечение общественного порядка и безопасности граждан при проведении на территории муниципального образования спортивных мероприятий и организованных занятий по физической культуре и спорту.

2. Органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы в области физической культуры и спорта, не отнесенные к полномочиям федерального органа исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).

Глава 2. Организация деятельности в области физической культуры и спорта

Статья 8. Физкультурно-спортивные организации

1. Порядок образования, деятельности, реорганизации и ликвидации физкультурно-спортивных организаций регулируется законодательством Российской Федерации.

2. Физкультурно-спортивные организации создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья спортсменов и иных лиц, участвующих в спортивных соревнованиях и тренировочном процессе, обеспечивают спортсменам и тренерам наиболее комфортные условия для тренировок, а также иным образом содействуют им в достижении высоких спортивных результатов.

3. Физкультурно-спортивные организации могут вступать в международные спортивные объединения, приобретать права и нести обязанности в соответствии со статусом членов международных спортивных объединений, если такие права и обязанности не противоречат законодательству Российской Федерации.

Статья 9. Олимпийское, параолимпийское, сурдоолимпийское движения, специальная олимпиада России

1. Олимпийское, параолимпийское, сурдоолимпийское движения России, специальная олимпиада России — составные части соответствующих международных олимпийского, параолимпийского, сурдоолимпийского движений и международной специальной олимпиады, целями которых являются пропаганда и внедрение принципов олимпизма, содействие развитию физической культуры и спорта, укрепление международного спортивного сотрудничества, участие в Олимпийских играх, Параолимпийских играх, Сурдоолимпийских играх и Всемирных специальных олимпийских играх.

2. Государство признает и поддерживает олимпийское, параолимпийское, сурдоолимпийское движения и специальную олимпиаду России.

3. В Российской Федерации олимпийское, параолимпийское, сурдоолимпийское движения, специальная олимпиада России возглавляются Олимпийским, Параолимпийским, Сурдоолимпийским комитетами, Специальной олимпиадой России — организациями, осуществляющими свою деятельность на основе признания международными спортивными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Олимпийский комитет России имеет исключительное право в соответствии с Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета представлять Российскую Федерацию на Олимпийских играх, других соревнованиях, находящихся под патронажем Международного олимпийского комитета.

5. Параолимпийский комитет России, Сурдоолимпийский комитет России и Специальная олимпиада России имеют исключительное право на представление соответствующих сборных команд России на Параолимпийских, Сурдоолимпийских и Всемирных специальных олимпийских играх и других соревнованиях, проходящих под патронажем Международного параолимпийского комитета, Международного Сурдоолимпийского комитета и Международной специальной олимпиады.

Статья 10 . Спортивные федерации

1. Спортивная федерация является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой спортивной федерации является общественная организация.

2. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации спортивных федераций определяется законодательством Российской Федерации об общественных объединениях с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Спортивные федерации могут быть местными, региональными и общероссийскими.

3. Местные спортивные федерации создаются в целях развития определенного вида (видов) спорта на территории одного или нескольких муниципальных образований в составе одного субъекта Российской Федерации. Если на территории одного или нескольких муниципальных образований создана местная спортивная федерация по определенному виду (видам) спорта, то на этой же территории не может быть создана другая местная спортивная федерация по тому же виду (видам) спорта. Учредителями и членами местной спортивной федерации по виду (видам) спорта могут быть граждане, достигшие 18 лет, а также физкультурно-спортивные общественные объединения, образованные в целях развития определенного вида (видов) спорта на территории одного или нескольких муниципальных образований, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации.

4. Региональные спортивные федерации по определенному виду (видам) спорта создаются большинством общего количества расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации местных спортивных федераций, осуществляющих развитие определенного вида (видов) спорта.

5. Общероссийские федерации по определенному виду (видам) спорта создаются большинством региональных спортивных федераций, осуществляющих развитие определенного вида (видов) спорта.

6. Одна местная спортивная федерация может выступить учредителем только одной региональной спортивной федерации.

7. Спортивные федерации открыты для вступления в них новых членов.

Отказ в принятии в члены местной спортивной федерации допускается только в случае несоответствия претендента требованиям, установленным частью 3 настоящей статьи.

Отказ в принятии в члены региональной спортивной федерации допускается только в случае несоответствия претендента требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи.

Отказ в принятии в члены общероссийской спортивной федерации допускается только в случае несоответствия претендента требованиям,

установленным частью 5 настоящей статьи.

8. Спортивные федерации могут создаваться и регистрироваться в установленном законодательством Российской Федерации порядке только по видам спорта, признанным в Российской Федерации.

9. В руководящие органы спортивных федераций избираются граждане Российс

УДК 796/799

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

К.И. Братков1, Д.Г. Степыко2

1 Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия

2 Министерство спорта Российской Федерации, Москва, Россия Для связи с авторами: bratkovk@mail.ru, stepyko@minsport.govru

Аннотация

Цель исследования — прогнозирование тенденций развития коммерческой деятельности государственных спортивных организаций на основании анализа статистических данных за период 2014-2017 гг. и наблюдений за работой спортивных школ, училищ олимпийского резерва и центров спортивной подготовки в Российской Федерации.

Методы и организация исследования. В ходе исследования были использованы аналитические методы, метод экспертных оценок, статистические методы, юридический и контент-анализ. Использовались данные из открытых источников по проблеме исследования, официальной государственной статистики, анализ уставных документов исследуемых организаций, контент-анализ содержания официальных сайтов, нормативно-правовых документов по организации внебюджетной деятельности. В рамках исследования были выявлены особенности оказания услуг государственными организациями, осуществляющими спортивную подготовку на договорной основе. Были определены основные виды таких услуг и доля доходов от их оказания в общем доходе организации. Также предложена классификация по видам организационно-правовой формы организаций, в соответствии с которой рассмотрены вопросы развития коммерческой деятельности с учётом характеристик каждого отдельного вида спортивной организации.

Результаты исследования и их обсуждение. Были выявлены и обоснованы тенденции, отражающие современное состояние организации коммерческой деятельности государственных организаций, осуществляющих спортивную подготовку, нормативные, правовые и экономические механизмы регулирования их внебюджетной деятельности. Итоги исследования могут быть использованы для диверсификации направлений приносящей доход деятельности как государственных, так и частных организаций исследуемого сектора. Перспективой исследования является направление по совершенствованию форм государственной статистики, которая будет в достаточной мере отражать динамику совершенствования деятельности организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, включая ряд объективных показателей приносящей доход деятельности таких организаций. Ключевые слова: государственные спортивные организации, коммерческая деятельность, индустрия спорта, детско-юношеский спорт, система подготовки спортивного резерва, внебюджетное финансирование.

OTRRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF COMMERCIAL ACTIVITY OF STATE SPORT ORGANIZATIONS K.I. Bratkov1, D.G. Stepyko2

1 «Synergy» Moscow University of Industry and Finance, Moscow, Russia

2 Ministry of Sport of the Russian Federation, Moscow, Russia Abstract

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность государственных спортивных организаций и экономические отношения в государственном секторе индустрии спорта изучаются представителями экономических и педагогических направлений науки. В этих исследованиях детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), училища олимпийского резерва (УОР) и центры спортивной подготовки (ЦСП) рассматриваются в рамках задач системы подготовки спортивного резерва и реже — в качестве субъектов экономических отношений на рынке физкультурно-спортивных услуг. В настоящей статье авторы ставят задачу по анализу работы государственных спортивных организаций на основании данных за 2014-2017 гг. с точки зрения привлечения ими внебюджетного финансирования и оказания дополнительных услуг населению. Данная проблема становится особенно актуальной на фоне изменения конъюнктуры мирового и российского рынка спортивных товаров и услуг, а также спортивных событий. Отмечается рост конкуренции между субъектами индустрии спорта, в том числе с использованием 1Т-технологий и рыночных инструментов взаимодействия с потребителем . Актуальность исследования заключается в том, что с 2013 года в России повышение спроса на образовательные услуги в области спортивного менеджмента и маркетинга среди руководителей государственных спортивных организаций становится устойчивой тенденцией . В сформированных в тече-

ние последних лет условиях руководители физкультурно-спортивных организаций крайне заинтересованы в привлечении дополнительного финансирования и организации предпринимательской деятельности на базе государственных школ, училищ и физкультурно-спортивных комплексов. Следует отметить, что государство предоставляет широкие полномочия субъектам спортивной отрасли и создает благоприятный правовой климат для стимулирования в государственных и муниципальных организациях деятельности , приносящей дополнительный доход . Для определения дальнейших тенденций развития коммерческой деятельности государственных спортивных школ следует проанализировать данные о внебюджетном финансировании и приносящей доход деятельности с 2014 по 2017 годы.

МЕТОДЫ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для выявления тенденций развития коммерческой деятельности государственных спортивных организаций авторами были предприняты следующие этапы исследования: собраны и систематизированы данные официальной статистики, характеризующие коммерческую деятельность государственных спортивных организаций; проанализированы нормативные правовые документы, регулирующие коммерческую деятельность государственных спортивных организаций; с помощью сформированного методологического аппарата определены тенденции развития коммерческой деятельности государственных спортивных организаций.

В качестве методов исследования использовались методы сравнительного и системного анализа, метод экспертных оценок и интерпретации данных, полученных с помощью статистического анализа работы государственных спортивных организаций. Для детализации проблем и тенденций коммерциализации государственных спортивных организаций были использованы методы юридического и контент-анализа. В результате проведенных исследований были установлены некоторые особенности, представляющие интерес и способствующие повышению точности прогнозирования развития рынка услуг, оказываемых государственными организациями сферы физической культуры и спорта.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Государственный сектор рынка

физкультурно-спортивных услуг и услуг спортивной подготовки имеет стабильную структуру (таблица 1): 70±3% составляют спортивные школы муниципального уровня, 20±1% — спортивные школы олимпийского резерва регионального уровня, 1% — региональные и федеральные училища олимпийского резерва, 3±0,5% — центры спортивной подготовки и центры олимпийской подготовки (ЦОП) субъектов РФ и 5% — другие виды физкультурно-спортивных организаций. Значительный прирост в исследуемом периоде демонстрируют спортивные организации вне общепринятой классификации

Таблица 1 — Субъекты экономических отношений в государственном секторе детско-юношеского спорта и спорта высших достижений

Table 1 — Subjects of economic relations in the state sector of youth sports and elite sports

№ Вид организации / Type of organization 2014 2015 2016 2017

Всего / Total % Всего / Total % Всего / Total % Всего / Total %

1 Всего, ед., в том числе: / Total, no., including: 5171 100% 5084 100% 5036 100% 5020 100%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 ДЮСШ, СШ / Youth sport schools, sport schools 3780 73,1% 3668 72,1% 3592 71,3% 3559 70,9%

3 СДЮСШОР, СШОР / Youth sport schools of Olympic reserve, Sport schools of Olympic reserve 1055 20,4% 981 19,3% 979 19,4% 1038 20,7%

4 УОР / Vocational schools of Olympic reserve 56 1,1% 56 1,1% 56 1,1% 55 1,1%

5 ЦСП, ЦОП / Sport training centers, Olympic training centers 171 3,3% 182 3,6% 168 3,3% 145 2,9%

6 Другие организации / Other bodies 109 2,1% 197 3,9% 241 4,8% 233 4,6%

№ Вид организации / Type of organization 2014 2015 2016 2017

1 Всего, ед., в том числе: / Total, no., including: 7,6% 7,9% 8,5% 9,8%

2 ДЮСШ, СШ / Youth sport schools, sport schools 7,1% 7,4% 8,0% 8,5%

3 СДЮСШОР, СШОР / Youth sport schools of Olympic reserve, Sport schools of Olympic reserve 7,4% 8,2% 8,3% 8,6%

4 УОР / Vocational schools of Olympic reserve 4,9% 6,8% 6,5% 7,0%

5 ЦСП, ЦОП / Sport training centers, Olympic training centers 9,3% 6,8% 6,3% 6,4%

6 Другие организации / Other bodies 11,8% 12,9% 15,1% 27,5%

Таблица 2 — Денежные средства, потраченные спортивными организациями, полученные из внебюджетных источников, % к общим расходам

— их количество выросло на 113% Естественно, что основными факторами, влияющими на соотношение разных видов организаций, являлись не рыночные механизмы, а федеральные, региональные и муниципальные программы развития физической культуры и спорта и последовательная реализация государственной политики.

В соответствии с нормативными правовыми условиями и реализуемыми в настоящее время направлениями работы превалирующий перечень услуг, реализуемых государственными спортивными организациями, выглядит следующим образом:

— услуги спортивной подготовки;

— психологическое сопровождение подготовки спортсменов;

— медицинское и медико-биологическое сопровождение подготовки спортсменов;

— тренировочные занятия для детей, молодежи и взрослых;

— сдача в аренду спортивных сооружений и тренировочных баз;

— предоставление в пользование нежилых помещений, административных помещений;

— услуги в сфере временного проживания на базе собственных общежитий и гостиниц;

— услуги в сфере общественного питания;

— организация трансферта и перевозок людей. Также организации реализуют различные виды и направления, не требующие лицензирования деятельности: оказание услуг в сфере развлечений, спорта и отдыха, организации конференций и выставок, ремонт спортивного и туристического оборудования, консультационные и информационные услуги, проведение научных исследований в области физической культуры и спорта. В отличие от частного сектора государственные организации не занимаются проведением коммерческих соревнований по видам спорта и проведением индивидуальных тренировок. Согласно данным формы федерального статистического наблюдения 5-ФК , имеется два параметра, способных дать характеристику внебюджетной деятельности организаций:

— денежные средства, потраченные на деятельность организации, полученные из внебюджетных источников;

— денежные средства, полученные благодаря приносящей доход деятельности (платные услуги).

С 2014 по 2017 гг. доля расходов из внебюджетных источников финансирования постепенно увеличивалась (таблица 2). Данная динамика в целом соответствует общему увеличению объемов денежных средств, выделяемых из государственных и муниципальных бюджетов (увеличение общих бюджетов в 2015 г. составило 5,7%, в 2016 г. — 2,6%, в 2017 г. — 10,2%; официальная годовая инфляция в России в 2014 г. — 11,36%; в 2015 г. — 12,9%; в 2016 г. — 5,4%; в 2017 г. — 2,5%.). Интересным представляется то, что доля внебюджетных средств не превышает 10% во всех видах спортивных организаций (кроме других организаций различной ведомственной подчиненности).

Анализ учредительных документов различных организаций (всего 12 организаций разного вида) показал, что внебюджетное финансирование основывается на следующих отношениях:

— договорные отношения с физическими лицами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— договорные отношения с юридическими лицами;

— отношения с фондами, осуществляющими поддержку физкультурно-спортивных организаций в России.

Нами было выявлено, что в соответствии с нормативными правовыми условиями организации могут относить денежные средства, получаемые в рамках федеральных субсидий, в разделы финансирования из федерального бюджета или внебюджетные источники. Данный порядок определяется региональными органами власти и затрудняет анализ собственно коммерческой деятельности организаций.

Доходы государственных спортивных организаций имеют выраженную динамику и неравномерность. В 2015 и 2017 годах объем денежных средств, полученных в результате приносящей доход деятельности, в 3 раза превышает таковой предыдущего года. При этом данные изменения касаются детско-юношеских спортивных школ, доходы

остальных видов организаций более равномерны и прогнозируемы (таблица 3). Оценивая многолетнюю динамику изменения доходов от оказания платных услуг (таблица 4) были выявлены следующие особенности:

— коммерческая деятельность спортивных школ (ДЮСШ и СШ) имеет «рваный» характер. Значительный прирост в 142,5% сменяется снижением объемов внебюджетной деятельности на 22,5%, а затем вновь сменяется ростом в 2 раза;

— внебюджетная деятельность СДЮСШОР и СШОР также имеет неравномерный характер, периоды активного развития коммерческой составляющей (прирост в 191%) сменяются умеренным спадом — около 14%. Деятельность спортивных школ в большей степени основывается на проведении платных тренировочных занятий и использовании спортивных сооружений;

— коммерческая деятельность УОР в большей степени связана с оказанием платных образовательных услуг, использованием жилых и нежилых помещений, организацией общественного питания. Анализ доходной деятельности с 2014 по 2017 гг. демонстрирует возрастающую коммерциализацию работы УОР;

— несмотря на постепенное снижение доходов от внебюджетной деятельности на протяжении трех лет, ЦСП в 2017 году продемонстрировали увеличение количества спортсменов, проходящих спортивную подготовку в данных учреждениях на договорной основе.

В том, что касается анализа коммерческой деятельности других спортивных организаций, подающих отчетность по форме 5-ФК, резкое повышение доходов (в 10 раз) связано с включением в систему статистического наблюдения новых организаций (в 2014 году —

Таблица 3 — Доходы от оказания платных услуг, тыс. руб.

Table 3 — Revenues received from commercial services, in thousand rub.

№ Вид организации / Type of organization 2014 2015 2016 2017

1 Всего, ед., в том числе: / Total, no., including: 13 375 358,0 32 430 675,0 25 124 160,9 78 243 063,8

2 ДЮСШ, СШ / Youth sport schools, sport schools 6 922 481,1 21 535 419,1 7 989 448,6 42 817 588,5

4 УОР / Vocational schools of Olympic reserve 452 690,8 590 330,9 321 559,7 460 418,6

5 ЦСП, ЦОП / Sport training centers, Olympic training centers 1 120 019,0 669 990,6 539 331,9 702 557,0

6 Другие организации / Other bodies 491 001,7 5 848 226,8 5 254 774,6 24 882 303,8

1 Всего, ед., в том числе: / Total, no., including: 142,5% -22,5% 211,4%

2 ДЮСШ, СШ / Youth sport schools, sport schools 211,1% -62,9% 435,9%

3 СДЮСШОР, СШОР / Youth sport schools of Olympic reserve, Sport schools of Olympic reserve -13,7% 191,0% -14,9%

4 УОР / Vocational schools of Olympic reserve 30,4% -45,5% 43,2%

5 ЦСП, ЦОП / Sport training centers, Olympic training centers -40,2% -19,5% 30,3%

6 Другие организации / Other bodies 1091,1% -10,1% 373,5%

Таблица 4 — Динамика доходов от оказания платных услуг, в % к прошлому году Table 4 — Dynamics of revenues received from commercial services, in % to the previous year

109 организаций, в 2015 — 197 организаций). В ряде работ последних лет уделяется внимание государственным спортивным школам и училищам олимпийского резерва как предпринимательски ориентированным структурам. Согласно международной практике предпринимательства, для таких организаций важным является ориентация на потребителя , использование рыночных инструментов и внедрение инноваций в свою деятельность . Для того чтобы выделить рыночный аспект в работе спортивных организаций, следует обратить внимание на соотношение общего количества занимающихся в рамках государственного (муниципального) задания и занимающихся, оплачивающих свои тренировочные занятия самостоятельно (таблица 5).

В спортивных школах платно занимаются не более 4% занимающихся, причем с 2014 года их количество постепенно растет и доля увеличивается (+1,6%). В училищах наблюдается определенная тенденция к развитию в геометрической прогрессии этого показателя — с 0,1% до 3,7% за 3 года. В ЦСП и ЦОП количество платных занимающихся держится на уровне выше среднего по России — от 4,4 до 8,5%. Сопоставление данного параметра с общим уровнем доходов спортивных организаций позволяет говорить о незначительном

вкладе платных занятий в доходную часть спортивных организаций. Следовательно, основной объем денежных средств, формирующих внебюджетную часть государственных спортивных организаций, формируется не за счет оказания услуг спортивной подготовки или проведения платных тренировочных занятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чтобы определить масштабы коммерческой деятельности отдельного вида спортивной организации, нами были проведены выявление, анализ и оценка средних показателей их работы за 2017 год. На основании данных параметров выявлены значимые различия между спортивными школами, училищами и центрами спортивной подготовки. При этом следует учитывать, что в таком случае региональные особенности и различия в уровне коммерциализации разных видов спорта и спортивных дисциплин будут нивелированы. В среднем в 2017 году в спортивной школе (ДЮСШ или СШ) проходили подготовку 731 человек, из которых платно — 26 занимающихся (4%). Бюджет такой спортшколы составляет 18 млн. рублей, из которых внебюджетные источники — 1,53 млн. руб. Доходы от приносящей доход деятельности составили 12 млн. рублей.

В спортивной школе олимпийского резерва (СДЮСШОР, СШОР) в среднем занималось

Таблица 5 — Доля занимающихся в государственных спортивных организациях на договорной основе, чел., % Table 5 — The share of people training in state sport organizations on the contractual basis, persons, %

2014 2015 2016 2017

\ +J- \ +J- \ +J- \ +J-

№ Вид организации / Type of organization л. pl 3 о X Ф , О. % en ? E ro °x л. pl 3 о X Ф — О. % en E ro °x л. pl 3 о X Ф , О. % en ? E ro °x л. pl 3 о X Ф , О. % en ? E ro °x

ег a ro ^ ег a ro ^ ег a ro ^ ег a ro ^

Вс otT Пл or Вс otT Пл or Вс otT Пл or Вс otT Пл or

1 Всего, ед., в том числе: / Total, no., including: 3 278 048 2,5 3 307219 3,0 3 269 341 3,6 3 290 626 4,0

2 ДЮСШ, СШ / Youth sport schools, sport schools 2 351 367 2,0 2 621 832 2,6 2 568 148 3,3 2 601 726 3,6

4 УОР / Vocational schools of Olympic reserve 12 248 — 11 754 0,1 11 819 2,1 12 331 3,7

ЦСП, ЦОП / Sport training centers, Olympic training 36 556 5,1 43 432 4,4 36 713 6,6 25 750 8,5

5 centers

6 Другие организации / Other bodies 57 721 16,0 106 783 10,7 124 763 10,0 111 573 12,9

519 человек, из которых на платной основе — 19 (3,6%). Средний бюджет СДЮСШОР составил 47 млн. руб., при этом из внебюджетных источников — 4 млн. руб. За счет коммерческой деятельности средняя спортивная школа олимпийского резерва смогла заработать 9 млн. руб., что несколько меньше доходов ДЮСШ в этот год.

В училищах олимпийского резерва в 2017 году в среднем числилось 224 человека, из которых в рамках платных услуг — всего 8 человек (4%). Бюджет УОР составил 134 млн. рублей, при этом из внебюджетных источников было потрачено 9,5 млн. рублей. За счет приносящей доход деятельности среднему УОР удалось заработать 8,4 млн. руб. Из 177 человек, зачисленных в ЦСП или ЦОП, 15 человек проходили подготовку в платных группах (8,5%). Данный факт представляется интересным, так как в соответствии с государственной политикой центры спортивной подготовки ориентированы на работу с региональными сборными командами по видам спорта. Бюджет среднего ЦСП составил в 2017 году 92,4 млн. руб., при этом из внебюджетных источников — 5,9 млн. руб. Объем денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности, составил 4,85 млн. руб.

В спортивных организациях, указанных в 5-ФК в качестве «другие организации» в среднем занималось 478 человек в одной организации, при этом 61 человек — платно (13%). Бюджет такой организации составил 50,4 млн. руб., при этом из внебюджетных источников — 13,9 млн. руб. (почти 27,5%). За счет приносящей доход деятельности такие организации заработали 106, 8 млн. руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленные фактические материалы и результаты исследований динамики выявленных за четыре года (2014-2017 гг.) показателей позволили определить ряд тенденций по развитию коммерческой деятельности государственных спортивных организаций. 1. Различия в коммерческой деятельности между двумя группами спортивных организаций будут увеличиваться. Спортивные

школы и спортивные школы олимпийского резерва будут ориентированы на реализацию физкультурно-спортивных и образовательных услуг, а также предоставление собственных спортивных сооружений и неиспользуемых помещений. Тогда как училища олимпийского резерва и центры спортивной подготовки, кроме сдачи в аренду спортивных сооружений, будут уделять внимание услугам в сфере организации общественного питания, временного проживания и обеспечения трансферта и переезда.

2. Доля занимающихся в платных группах составляет 4% от общего числа занимающихся в спортивных школах, спортивных школах олимпийского резерва и училищах олимпийского резерва, а также 8% в центрах спортивной подготовки. В дальнейшем, при текущих социально-экономических условиях, данное соотношение останется прежним по причине низкой мотивации руководителей спортивных школ к созданию платных групп и повышенному административному вниманию к реализации государственного задания и государственной политики.

3. Доля внебюджетного финансирования государственных спортивных организаций продолжит расти, поддерживая сформировавшийся в течение исследуемого периода вектор. Такая тенденция в меньшей степени направлена на развитие взаимоотношений со спонсорами и партнерами из других отраслей и в значительной степени ориентирована на взаимодействие со специализированными фондами, выделяющими субсидии и гранты на конкурсной основе (такие как «Фонд поддержки олимпийцев России», Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт»). Деятельность государственных организаций на получение субсидий и целевого финансирования из федерального бюджета и в дальнейшем будет достаточно активной. Возможным вариантом взаимодействия между государственными и негосударственными спортивными организациями с целью развития коммерческой деятельности является создание кластерной формы взаимодействия . При этом в кластерную форму входят следующие субъекты:

— государственные спортивные школы и спортивные школы олимпийского резерва, реализующие программы спортивной подготовки и дополнительного образования в рамках государственного финансирования;

— некоммерческие организации в виде частных спортивных школ или центров индивидуальной подготовки, оказывающие платные услуги для воспитанников государственных спортивных школ с целью повышения уровня их мастерства или сохранения контингента после отчисления из спортивной школы;

— государственные и негосударственные медицинские и научно-методические организации, осуществляющие медицинское, медико-биологическое и научно-методическое сопровождение тренировочного и соревновательного процессов.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Остроухов, С.А. Управление развитием спортивных организаций как предпринимательски-ориентированных структур: автореф. дис … канд.

Похожие системы взаимодействия уже сложились в нескольких регионах России (как правило, в городах с населением свыше 1 млн. человек) в таких видах спорта, как футбол, хоккей, фигурное катание, теннис, смешанные боевые единоборства, художественная гимнастика, конный спорт. Резюмируя итоги исследования, отмечаем, что тенденции по развитию коммерческой деятельности государственных спортивных организаций в достаточной степени имеют зависимость от общего платежеспособного спроса населения на реализуемые услуги, целей и задач государственной политики в области физической культуры и спорта, а также желания руководителей учреждений организовывать коммерческую деятельность для привлечения внебюджетного финансирования.

экон. наук: 08.00.05 / С.А. Остроухов. — М.: Рос. экон. ун-т им. Г.В. Плеханова, 2017. — 23 с.

11. Choudhary, J. Governance of Sports in India /J. Choudhary, J. Ghosh // An IIMB Management Review Initiative. -2013.- № 9. — P. 21-28.

2. Kandaurova N.V. Organizational, managerial and entrepreneurial activities of the head of a sport school:

abstr. dis____Dr. of Ped. sciences: 13.00.04, Moscow, Mos.

St. Ped. University , 2015, 36 p.

3. Lednev V.A. World sport industry: searching for a new balance. Bulletin of the Russian International

11. Choudhary J., Ghosh, J. Governance of Sports in India. An IIMB Management Review Initiative, 2013, no 9, pp. 21-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Степыко Дмитрий Геннадьевич (Stepyko Dmitrii Gennadevich) — начальник отдела науки и научно-методического обеспечения Департамента науки и образования Министерства спорта Российской Федерации, старший преподаватель; Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова; 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36; e-mail: stepunit@mail.ru; ORCID 0000-0003-2969-5355.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
от 5 октября 2015 г. № 274-ФЗ
Указ Президента Российской Федерации «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на знаках отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
от 28 июля 2014 г. № 533
Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
от 24 марта 2014 г. № 172
Приказ «Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса»Готов к труду и обороне» (ГТО) на 2018-2021 годы» (pdf, 2 020 Kb)
от 19 июня 2017 г. № 542 (зарегистрировано в Минюсте России рег. № 47375 от 11 июля 2017 г.)
Приказ «Об утверждении методических рекомендаций по организации судейства мероприятий Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
от 1 февраля 2016 г. № 70
Приказ «Об утверждении порядка организации и проведения тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
от 28 января 2016 г. № 54 (зарегистрировано в Минюсте России рег. № 41328 от 4 марта 2016 г.)
Приказ «Об утверждении порядка награждения лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), соответствующими знаками отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
от 14 января 2016 г. № 16 (зарегистрировано в Минюсте России рег. № 41216 от 26 февраля 2016 г.)
Приказ «Об утверждении рекомендаций для работодателей по организации, подготовке и выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО) для лиц, осуществляющих трудовую деятельность»
от 25 декабря 2015 г. № 1248
Приказ «Об утверждении порядка создания центров тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и положения о них»
от 21 декабря 2015 г. № 1219 (зарегистрировано в Минюсте России рег. № 41967 от 28 апреля 2016 г.)
Приказ «Об утверждении порядка наделения иных некоммерческих организаций правом по оценке выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
от 21 декабря 2015 г. № 1218 (зарегистрировано в Минюсте России рег. № 41504 от 23 марта 2016 г.)
Приказ «Об утверждении формы бланка удостоверения о награждении знаком отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»

Утратил силу — Федеральный закон от 04.12.2007 г. N 329-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О физической культуре и спорте в Российской Федерации Принят Государственной Думой 13 января 1999 года Одобрен Советом Федерации 27 января 1999 года (В редакции федеральных законов от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ; от 20.12.2004 г. N 167-ФЗ; от 12.07.2006 г. N 108-ФЗ; от 16.10.2006 г. N 160-ФЗ; от 25.10.2006 г. N 171-ФЗ; от 26.06.2007 г. N 118-ФЗ; от 30.06.2007 г. N 120-ФЗ) Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Цели и задачи настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон создает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, в том числе работниками агропромышленного комплекса, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения. 2. Настоящий Федеральный закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: физическая культура — составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности; физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека; спорт — составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям; система физической культуры и спорта — совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта в Российской Федерации; физкультурное (физкультурно-спортивное) движение — форма социального движения, целью которого является содействие повышению уровня физической культуры населения, целенаправленной деятельности государственных и общественных организаций, граждан по развитию физической культуры и спорта; олимпийское движение России — составная часть международного олимпийского движения, целью которого является развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека, укрепление международного спортивного сотрудничества; физкультурно-спортивное объединение — общественное добровольное самоуправляемое некоммерческое объединение, создаваемое по инициативе граждан в целях развития физической культуры и спорта в Российской Федерации; физкультурно-спортивная организация — одна из организационно-правовых форм физкультурно-спортивного объединения, созданная на основе членства в целях совместной деятельности по проведению физкультурно-оздоровительной и спортивной работы и достижения своих уставных целей; всероссийский комплекс «Физкультура и здоровье» — совокупность программ и нормативов — основа физического воспитания населения Российской Федерации; (Утратил силу — Федеральный закон от 25.10.2006 г. N 171-ФЗ) любительский спорт — многогранное массовое спортивное движение как органическая часть системы физического воспитания граждан и выявления перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта; профессиональный спорт — предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей; спортсмен — физическое лицо, систематически занимающееся избранным видом спорта, выступающее на спортивных соревнованиях и имеющее спортивный паспорт; (В редакции Федерального закона от 12.07.2006 г. N 108-ФЗ) спортсмен-любитель (физкультурник) — спортсмен, систематически занимающийся избранным видом спорта или физическими упражнениями, принимающий участие в спортивных соревнованиях на началах добровольности или выполнивший разрядные нормативы согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации и (или) нормативы всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье»; спортсмен высокого класса — спортсмен, систематически занимающийся каким-либо видом спорта, регулярно выступающий на российских и международных спортивных соревнованиях, имеющий спортивное звание не ниже звания «Мастер спорта России» согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации; спортсмен-профессионал — спортсмен, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них; физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения — объекты, предназначенные для занятий граждан физическими упражнениями, спортом и проведения спортивных зрелищных мероприятий; спортивная промышленность — совокупность промышленных предприятий, осуществляющих производство продукции физкультурно-спортивного и туристского назначения. Под такими предприятиями понимаются специализированные комбинаты, заводы, фабрики и научные организации, а также отдельные цехи неспециализированных промышленных предприятий, осуществляющие свою деятельность в соответствии с технической документацией и (или) нормативными актами, утвержденными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта (далее — предприятия спортивной промышленности); (В редакции Федерального закона от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ) спортивный судья — физическое лицо, уполномоченное организаторами спортивных соревнований на обеспечение соблюдения правил и условий проведения таких соревнований, прошедшее специальную подготовку и получившее соответствующую квалификационную категорию. (Абзац дополнен — Федеральный закон от 25.10.2006 г. N 171-ФЗ) Статья 3. Принципы государственной политики в области физической культуры и спорта Государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с принципами: непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности; учета интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние; признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, равенства их прав на государственную поддержку; создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности. Статья 4. Меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта 1. Государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, поддерживает физкультурное (физкультурно-спортивное) движение и олимпийское движение России и обеспечивает: 1) ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и участию в них, за счет средств федерального бюджета; 2) создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий; 3) содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации; 4) создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг; 5) создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы; 6) создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка; 7) организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности и соответствующих научно-методических рекомендаций; 8) организацию техники в соответствии с законодательством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ) 9) поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций. 2. Государство поддерживает развитие спорта в целях достижения высших спортивных результатов (далее — спорт высших достижений) и создает для этого благоприятные условия посредством: 1) увеличения количества спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, осуществляющих деятельность по подготовке спортсменов высокого класса, и укрепления их материально-технической базы; 2) строительства новых и модернизации существующих баз и центров подготовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также учебных зданий, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования в целях улучшения условий профессиональной подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта; 3) выделения ассигнований на комплексные научные исследования по проблемам развития спорта высших достижений; 4) стимулирования деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в международных соревнованиях; 5) поощрения меценатства и благотворительности. 3. Государство обеспечивает пропаганду физической культуры и спорта, физкультурно-спортивного движения и олимпийского движения России в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Государственная поддержка физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленности осуществляется в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней, утвержденными в установленном порядке соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, других физкультурно-спортивных организаций. 5. Расходы на реализацию федеральных программ развития физической культуры и спорта и региональных программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета на подготовку и участие спортсменов в Олимпийских играх направляются в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта и Олимпийский комитет России. ГЛАВА II. СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 5. Субъекты физкультурного (физкультурно-спортивного) движения в Российской Федерации Физкультурное (физкультурно-спортивное) движение в Российской Федерации включает в себя: спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан; детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, находящиеся в ведении соответственно государственных органов в области физической культуры и спорта, образования, профессиональных союзов, других организаций; образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм; общероссийские физкультурно-спортивные объединения — физкультурно-спортивные организации, общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта, общественно-государственные физкультурно-спортивные общества, оборонные спортивно-технические организации; Олимпийский комитет России; федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, подведомственные им организации, муниципальные организации физической культуры и спорта. Статья 6. Компетенция органов государственной власти Российской Федерации в области физической культуры и спорта 1. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта осуществляет: (В редакции Федерального закона от 25.10.2006 г. N 171-ФЗ) 1) обеспечение государственной политики в области физической культуры и спорта; 2) подготовку и представление в Правительство Российской Федерации проектов федеральных программ развития физической культуры и спорта; 3) обязательную сертификацию продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ) 4) ежегодное рассмотрение итогов развития физической культуры и спорта в Российской Федерации и утверждение мероприятий в данной области на следующий год; 5) руководство физическим воспитанием граждан и внедрение физической культуры в режим труда и отдыха граждан, организацию массовых спортивных соревнований, спартакиад, физкультурно-спортивных фестивалей, других мероприятий физкультурно-оздоровительного характера, обеспечение подготовки резервов для сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта; 6) разработку и утверждение с учетом предложений Олимпийского комитета России и физкультурно-спортивных организаций нормативов физической подготовленности различных категорий населения, в том числе нормативов всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье»; 7) разработку, утверждение и внедрение совместно с федеральным органом исполнительной власти в области образования и федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения в учебный процесс дошкольных и других образовательных учреждений обязательных для выполнения детьми дошкольного возраста и обучающимися в образовательных учреждениях нормативных требований физической подготовленности; 8) введение в государственные программы физического воспитания различных категорий населения на основе научных исследований и экспериментов в данной области новых видов физических упражнений и видов спорта; 9) пропаганду массовой физической культуры, спорта, здорового образа жизни, основ знаний о физической культуре и спорте, популярных физкультурно-оздоровительных и спортивных программ, комплексов физических упражнений, а также издание массовой литературы и выпуск видео- и киноматериалов в данной области; 10) разработку федеральных нормативов финансирования физической культуры и спорта; 11) установление нормативов оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению, создание льготных условий для занятий физической культурой детей и инвалидов; 12) аккредитацию физкультурно-спортивных объединений с учетом предложений Олимпийского комитета России, участвующих от имени Российской Федерации в международных спортивных мероприятиях; 13) финансирование: а) научных исследований в области физической культуры и спорта, в том числе в области разработки спортивных изделий, в соответствии с федеральной программой развития физической культуры и спорта; б) содержания центров спортивной подготовки, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта федерального значения; в) подготовки, в том числе научно-медицинского обеспечения, совместно с федерациями по различным видам спорта молодежных (резервных) сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта и их выступлений на официальных международных спортивных соревнованиях; 14) программное и научно-методическое обеспечение системы физической культуры и спорта, организацию издания научной, учебной и научно-популярной литературы по физической культуре и спорту в соответствии с федеральной программой развития физической культуры и спорта; 15) создание единой государственной системы информационного обеспечения в области физической культуры и спорта;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *