30 ФЗ о страховых пенсиях

рой он выделяет идеологическую, моральную и социальнопсихологическую подфункции1.

Таким образом, социальное обеспечение осуществляет различные функции, воздействует на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода экономических, политических и юридических средств, выполняя тем самым своё предназначение — создание человеку достойных его условий существования.

А. П. Федоров

О некоторых новациях закона о страховых пенсиях

28 декабря 2013 г. Президентом РФ были подписаны два закона: № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»1 2 (далее — Закон о страховых пенсиях), № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»3, давших старт третьей по счету пенсионной реформе 4. На этот раз кардинальные изменения связаны лишь с институтом нынешних трудовых пенсий, финансируемых за счет страховых пенсионных взносов.

Следует отметить, что еще один законопроект (№ 364074-6) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О страховых пенсиях” и «О накопительной пенсии”»5, стоящий по важности в одном ряду с законом о страховых пенсиях, к настоящему времени прошел только первое чтение в Государственной Думе. Следовательно, говорить о всех новациях пенсионного законодательства преждевременно, поэтому в данной статье рассмотрим ряд положений закона о страховых пенсиях, касающихся преимущественно вопросов стажа6.

1 См.: Социальная защита населения в регионе. М., 1992. С. 66.

2 СЗРФ. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 6965; 2014. № 2 (ч. II) (поправка).

3 СЗРФ. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 6969.

4 Первая реформа началась с принятия 20.11.1990 г. Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», вторая стартовала с принятия ныне действующих федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

5 Законопроект размещен на официальном сайте Государственной Думы

по адресу: «http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?

OpenAgent&RN=364074-6&02″.

6 С точки зрения исследования соотношения объективного и субъективного в законотворчестве представляет интерес следующая информация: из 218 поправок к закону о страховых пенсиях, предложенных ко второму чтению, принято 125, из которых автором 123 поправок является председатель Комитета

В отличие от ситуации, сложившейся при принятии закона о трудовых пенсиях (начал действовать через две недели после подписания Президентом РФ), законы о страховых и накопительной пенсиях начинают действовать с 1 января 2015 г., и у законодателя имеется в запасе год, чтобы спокойно и взвешенно проанализировать принятое законодательство и исправить все его сколько-нибудь существенные недостатки.

1. В новом пенсионном законодательстве место трудовых пенсий занимают страховые пенсии, при том, что содержание понятия страховой пенсии целиком заимствовано из закона о трудовых пенсиях. Как представляется, эта замена, в частности, связана с тем, что по действующему законодательству в ряде случаев право на трудовую пенсию оказывается никак не связанным с трудовой деятельностью (в частности, у некоторых категорий граждан, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному

л

пенсионному страхованию1).

2. В самостоятельную накопительную пенсию выделена накопительная составляющая (накопительная часть) трудовой пенсии по старости. Соответственно место фиксированного базового размера (ранее — базовой части) трудовой пенсии заняла фиксированная выплата к страховой пенсии, которая теперь исчисляется по правилам, сходным, скорее, с правилами Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 № 340-1* 1 2 (Закон о государственных пенсиях), нежели с правилами закона о трудовых пенсиях.

3. При проведении пенсионной реформы 2002 г. общий трудовой стаж как основополагающий критерий для назначения пенсии был заменен страховым стажем, правила исчисления которого были существенно ужесточены по сравнению с правилами исчисления общего трудового стажа. Тогда это оправдывали тем, что требуемая величина стажа была снижена с 25/20 лет для мужчин/женщин до 5 лет3. Новая реформа увеличивает продолжительность необходимого страхового стажа втрое — до 15 лет. Поэтому целесообразным выглядело бы предложение о приближении содержания и правил исчисления страхового стажа и периодов, засчитываемых в страховой

Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов А. К. Исаев (из них 107 поправок внесены им единолично). Среди авторов отклоненных поправок А. К. Исаев не значится.

1 Статья 29 Федерального закона от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗРФ. 2001. № 51. Ст. 4832.

2 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 27. Ст. 351.

3 Заметим, что минимальная величина общего трудового стажа, дававшая право на назначение пенсии (пусть и не в полном размере) составляла те же самые 5 лет.

стаж, к содержанию и правилам исчисления общего трудового стажа, тем более, что нынешняя реформа вводит дополнительное, более жесткое условие назначения страховой пенсии по старости — минимальную величину индивидуального пенсионного коэффициента.

При этом п. 3 ст. 8 Закона о страховых пенсиях, устанавливающий минимальную величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, означает, что для низкооплачиваемых работников фактическая продолжительность страхового стажа существенно превысит установленный законом минимум в 15 лет и приблизится к 30 годам.

4. Термин «общественно-полезная деятельность» (ч. 2 ст. 1 Закона о страховых пенсиях) нигде больше в законе не упоминается. Поэтому, во-первых, непонятно такое единичное использование этого термина и, во-вторых, создается впечатление, что, с точки зрения государства, деятельность граждан в периоды, засчитываемые в страховой стаж (например, служба в вооруженных силах, уход за детьми), не является общественно полезной.

Поскольку за некоторые из периодов, засчитываемых в страховой стаж, на лицевой счет застрахованного лица в Пенсионный фонд России (ПФР) перечисляются средства из федерального бюджета, было бы логично и целесообразно использовать понятие «общественно-полезная деятельность» именно к этим периодам, либо, чтобы не было путаницы с аналогичным термином, использовавшимся в прежнем законодательстве, изъять его из нового законодательства.

5. В ч. 8 ст. 13 Закона о страховых пенсиях вместо двух вариантов исчисления общего трудового стажа, применяемых в действующем законодательстве (ч. 3, 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях), используется вариант, который определяет стаж посредством отсылочной нормы о том, что эти периоды могут включаться в стаж с применением правил подсчета, предусмотренных законодательством, действовавшим в период выполнения соответствующей работы (деятельности). Таким образом, лицу, желающему понять, как обстоят дела с его страховым стажем, придется изучить соответствующие нормы пенсионного законодательства, действовавшего в стране на протяжении последних 40-50 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Среди периодов, засчитываемых в страховой стаж, с трех до шести лет в общей сложности увеличена продолжительность периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет (п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях), что, как предполагается, должно оказать благоприятное воздействие на демографическую ситуацию в стране. Этой же цели подчинена норма п. 12 ст. 15 указанного закона, в соответствии с которой индивидуальный пенсионный коэффициент за полный ка-

лендарный год указанного периода (непосредственно влияющий на размер пенсии) возрастает с 1,8 при уходе за первым ребенком до 5,4 при уходе за третьим или четвертым.

7. В п. 6 ст. 13 Закона о страховых пенсиях упомянуты только два случая льготного учета страхового стажа (работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности). На самом деле таких периодов существенно больше (в частности, работа непосредственно в полевых условиях в экспедициях, врачебная деятельность в сельской местности и по определенной профессии, труд работников ведущих горных профессий на подземных горных работах). Было бы целесообразно дополнить данный пункт, указав в нем все случаи льготного исчисления стажа.

8. В Законе о страховых пенсиях, как и в действующем законодательстве, продолжительность работы в течение календарного года за пределами льготно исчисляемого периода не учитывается, что выглядит достаточно нелогично, поскольку гражданин, занятый в течение года на других работах помимо работы, исчисляемой льготно, в стажевом отношении приравнивается к лицу, которое работало только на льготно исчисляемой работе. И у такого гражданина при выходе на страховую пенсию могут возникнуть проблемы, связанные с недостаточностью стажа.

Почему законодатель раз за разом предпочитает перенести в новое законодательство недостатки старого, а не исправить их, воспользовавшись подходящим случаем — не вполне понятно1.

9. В соответствии с нормами Закона о государственных пенсиях 1990 г. величина общего трудового стажа (в том числе в льготном исчислении) непосредственно влияла на размер пенсии. В действующем Законе о трудовых пенсиях и новом Законе о страховых пенсиях эта связь полностью отсутствует, поскольку размер пенсии в этих обоих случаях зависит исключительно от суммы перечисленных в ПФР страховых взносов. В новациях Закона о трудовых пенсиях (п. 17, 18 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях), которые должны были начать действовать с 1 января 2015 г., предусматривалось увеличение либо уменьшение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в зависимости от величины страхового стажа на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые. Но даже такая паллиативная норма не была перенесена в новое законодательство.

10. Новый закон по-прежнему не решает вопрос о восстановлении в полном объеме пенсионных прав лиц, страховые взносы с за-

1 К сожалению, подобная «оплошность» многократно повторяется в иных нормах нового пенсионного законодательства.

работной платы которых за определенный период не были перечислены (перечислены не полностью) в ПФР, в частности вследствие объективных причин или недобросовестности работодателя. Если эти суммы невозможно взыскать, например, с конкретного работодателя, то индивидуальный пенсионный коэффициент застрахованного лица, а, следовательно, и размер страховой пенсии оказываются заниженными. Заметим, что вина за создавшуюся ситуацию ложится не на застрахованное лицо1, а на государство, которое не сумело обеспечить надлежащий надзор и контроль за перечислением страховых взносов.

В данном случае следовало бы ввести в законодательство норму о том, что, если факт работы гражданина установлен, а взыскать неперечисленные страховые взносы не представляется возможным, то исчисление индивидуального пенсионного коэффициента за подтвержденный период и суммы, подлежащей к зачислению на индивидуальный (персонифицированный) счет застрахованного лица в ПФР, осуществляется по тем же правилам, как и в случае периодов, засчитываемых в страховой стаж.

О. Р. Шепелёва

Проблемные вопросы защиты прав потерпевших от преступлений

Новое тысячелетие ознаменовалось общемировой тенденцией выработки правоохранительными системами большинства развитых государств мер адекватного реагирования на проблему противоправного воздействия со стороны подозреваемых, обвиняемых и подсудимых на других участников уголовного судопроизводства, в первую очередь потерпевших, с целью побудить последних отказаться от сотрудничества с системой уголовного правосудия.

Проблема защиты прав потерпевшего становится наиболее актуальной проблемой процессуальной науки, которая все более активно исследуется учеными России. Между тем имеющиеся публикации не исчерпывают всю сложную проблему, а скорее предоставляют фундаментальную базу для ее дальнейшего исследования.

Несмотря на достаточно большой объем прав, предоставленных законодателем потерпевшему, нельзя не признать, что УПК РФ не разрешил ряд насущных проблем, связанных с его процессуальным положением. Проведенный нами анализ действующего законо-

С 01.01.2019 вступил в силу Федеральный закон от 03 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», который предусматривает, в частности, внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на повышение возраста выхода на страховую пенсию по старости, пенсию по случаю потери кормильца для отдельных категорий граждан.

Так, согласно изменениям, вносимым в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» меняются условия и порядок установления страховых пенсий, в том числе в отношении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за границей, которые будут приобретать право на страховые пенсии после вступления в силу данного Закона.

Изменения не затронут пенсионеров, которые по состоянию на 01.01.2019 уже являются получателями российских пенсий (их выплата продолжится).

С 01.01.2019 право на страховую пенсию по старости в соответствии с Законом № 400-ФЗ предоставляется при соблюдении следующих трех условий (часть 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ в редакции Закона № 350-ФЗ):

  1. наличие не менее 15 лет страхового стажа;
  2. наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не менее 30;
  3. достижение общеустановленного пенсионного возраста, который повышается до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин.

При этом возраст выхода на пенсию с указанной даты для мужчин и женщин будет повышаться поэтапно в течение 5 лет с шагом в один год в зависимости от года рождения и к 2023 году достигнет показателей — 65 и 60 лет соответственно (Таблица 1).

Таблица 1

Год выхода на пенсию в соответствии с Законом № 400-ФЗ в редакции, действовавшей до 31.12.2018

Женщины

Мужчины

Время выхода на пенсию в соответствии с Законом № 400-ФЗ в редакции, действую-щей с 01.01.2019

Год рождения

Новый пенсионный возраст с учетом переходного периода

(в месяцах)

Год рождения

Новый пенсионный возраст с учетом переходного периода

(в месяцах)

55+12

60+12

55+24

60+24

55+36

60+36

55+48

60+48

1968 и далее

55+60

1963 и далее

60+60

2028 и далее

Пример 1. Мужчина, 15.08.1960 г.р., возраста 60 лет достигнет в 2020 г. Право на страховую пенсию по старости при наличии необходимой продолжительности страхового стажа и величины ИПК он приобретет в 2022 г. (т.е. 15.08.2020 + 24 = 15.08.2022, где 15.08.2020 г. — дата достижения возраста, при котором возникало право на страховую пенсию по старости по состоянию на 31.12.2018, 24 месяца — количество месяцев, на которые повышается возраст, по достижении которого возникает право на назначение пенсии).

Вместе с тем, за гражданами, которые по состоянию на 01.01.2019 достигли общеустановленного возраста по «старым нормам» Закона 400-ФЗ (т.е. 60 и 55 лет соответственно мужчины и женщины) и имели на эту дату право на пенсию, но не обратились за ее назначением либо не реализовали право на назначение пенсии в связи с несоблюдением других двух условий (отсутствием требуемых продолжительности страхового стажа и (или) величины ИПК), сохраняется право на страховую пенсию по старости без учета изменений о повышении пенсионного возраста, внесенных в Закон 400-ФЗ и вступающих в силу с 01.01.2019 (часть 2 статьи 10 Закона № 350-ФЗ).

  1. С 01.01.2019 повышается возраст (меняются сроки назначения), с которого может быть досрочно назначена страховая пенсия по старости (статьи 30-32 Закона № 400-ФЗ), в отношении следующих категорий граждан:

— «северян» (лиц, которые проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях);

— «медработников» (лиц, которые осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городе);

— «педагогов» (лиц, которые осуществляли педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет);

— работников «творческих профессий» (лиц, которые осуществляли творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях не менее 15-30 лет в зависимости от характера деятельности).

Для всех перечисленных категорий работников требование по стажу на соответствующих видах работ, дающему право на досрочную пенсию, страховому стажу и величине ИПК остается неизменным.

При этом для «северян» и работников «творческих профессий», право досрочного выхода на страховую пенсию которых зависит от достижения определенного возраста, Закон № 350-ФЗ устанавливает поэтапное, в течение 5 лет с шагом в один год, увеличение пенсионного возраста. Для медицинских, педагогических и творческих работников, у которых право на досрочное назначение страховой пенсии предоставляется независимо от возраста при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, предусматривается поэтапное, в течение 5 лет с шагом в один год, увеличение срока выхода на эту пенсию в зависимости от года возникновения права на такую пенсию, т.е. года выработки требуемой продолжительности специального стажа (Таблица 2).

Таблица 2

Год возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости

Сроки досрочного назначения страховой пенсии по старости

Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с Законом № 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018/год выработки требуемого специального стажа + 12 месяцев (не менее)

Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии и Законом № 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018/год выработки требуемого специального стажа + 24 месяцев (не менее)

Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с Законом № 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018/год выработки требуемого специального стажа + 36 месяцев (не менее)

Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с Законом № 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018/год выработки требуемого специального стажа + 48 месяцев (не менее)

2023 и последующие годы

Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с Законом № 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018/год выработки требуемого специального стажа + 60 месяцев (не менее)

Пример 2. Гражданин Российской Федерации, 11.01.1966 г.р., проживает за границей с 2018 года. Стаж в районах Крайнего Севера 15 лет. Общая продолжительность страхового стажа — 26 лет, величина ИПК – 50. Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости он может реализовать в 2024 г., т.е. по достижении 58 лет (11.01.2021 + 36 = 11.01.2024, где 11.01.2021 — дата достижения им возраста 55 лет, а 36 месяцев — количество месяцев, на которые повышается возраст, по достижении которого возникает право на назначение пенсии).

Пример 3. Гражданка Российской Федерации к 25.09.2019 выработала специальный стаж в городских учреждениях здравоохранения продолжительностью 30 лет в должности врача и в январе 2020 выезжает на постоянное место жительства за границу. Имеет величину ИПК, равную 60. Право на досрочное назначение страховой пенсии может быть реализовано ею, не зависимо от возраста, но не ранее 26.09.2020 (26.09.2019 + 12=26.09.2020, где 26.09.2019 — дата, на которую гражданка отработала 30 лет в качестве врача, 12 месяцев — количество месяцев, на которые повышается возраст, по достижении которого возникает право на назначение пенсии).

  1. Всем вышеперечисленным категориям граждан, для которых предусмотрено повышение пенсионного возраста, и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных новым правовым регулированием, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков (часть 3 статьи 10 Закона № 350-ФЗ).
  2. Право на страховую пенсию по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (65 и 60 лет соответственно мужчины и женщины с учетом переходных положений, приведенных в Таблице 1) также предоставлено:

женщинам, выработавшим стаж на территории Российской Федерации не менее 37 лет, за который производилась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и мужчинам, выработавшие такой стаж не менее 42 лет — на 2 года ранее нового пенсионного возраста (часть 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2019);

женщинам, родившим четырех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, — по достижении возраста 56 лет, при наличии страхового стража не менее 15 лет (пункт 1.1 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2019);

женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, — по достижении возраста 57 лет, при наличии страхового стажа не менее 15 лет (пункт 1.2 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2019).

При этом для оценки права на досрочное назначение пенсии учитываются дети, которые были рождены и воспитаны на территории Российской Федерации.

  1. Для отдельных категорий нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца также увеличен возраст, по достижении которого они имеют право на назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца. В частности это: родители, супруг (супруга), а также дедушка и бабушка умершего кормильца при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

Указанным лицам данная пенсия может быть назначена, если они являются инвалидами, либо достигли 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) с учетом положений по поэтапному повышению пенсионного возраста в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости (Таблица 1).

Пример 4. Женщине, 15.02.1966 г.р., являющейся матерью умершего кормильца, страховая пенсия по случаю потери кормильца с учетом переходных положений может быть назначена в 2024 г., т.е. не ранее достижения ею возраста 58 лет (15.01.2021+36 мес. =2024, где 15.02.2021- дата достижения ею возраста 55 лет, 36 месяцев — количество месяцев, на которые повышается возраст, по достижении которого возникает право на назначение пенсии).

  1. Корректировка (индексация) размера страховой пенсии (части 6 и 7 статьи 10 Закона № 350-ФЗ).

В период с 2019 года по 2024 год корректировка размера страховой пенсии (т.е. перерасчет ее размера в связи с изменением стоимости одного ИПК) будет производиться один раз в год с 1 января.

При этом стоимость одного пенсионного коэффициента устанавливается в размере:

в 2019 — 87 руб. 24 коп.;

в 2020 году — 93 руб. 00 коп.;

в 2021 году — 98 руб. 86 коп. ;

в 2022 году — 104 руб. 69 коп. ;

в 2023 году — 110 руб. 55 коп. ;

в 2024 году — 116 руб. 63 коп.

Размер страховой пенсии, начиная с 2025 года, ежегодно будет индексироваться с 1 февраля и 1 апреля (часть 7 статьи 7 и часть 13 статьи 10 Закона № 350-ФЗ).

  1. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости устанавливается в сумме (часть 8 статьи 10 Закона № 350-ФЗ):

с 01.01.2019 — 5334 руб. 19 коп.;

с 01.01.2020 — 5686 руб. 25 коп.;

с 01.01.2021 — 6044 руб. 48 коп.;

с 01.01.2022 — 6401 руб. 10 коп.;

с 01.01.2023 — 6759 руб. 56 коп.;

с 01.01. 2024 — 7131 руб. 34 коп.

  1. Выплаты за счет средств пенсионных накоплений (статьи 6, 8 Закона № 350-ФЗ).

В связи с повышением пенсионного возраста внесены изменения в федеральные законы от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» и от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» регулирующие установление выплат за счет средств пенсионных накоплений. Данные изменения направлены на сохранение существующих условий получения средств пенсионных накоплений.

Накопительная пенсия и срочная пенсионная выплата по прежнему могут быть установлены по достижении возраста 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно) при соблюдении условий для назначения страховой пенсии по старости, установленных Законом № 400-ФЗ, а лицам, имеющим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Законом № 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).

Согласно внесенным Законом № 350-ФЗ изменениям единовременная выплата средств пенсионных накоплений лицам, которые не приобрели право на получение накопительной пенсии в соответствии со статьей 6 Закона № 424-ФЗ, может быть осуществлена по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Лицам, размер накопительной пенсии которых в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Законом № 400-ФЗ, и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Законом № 424-ФЗ, рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии в соответствии с Законом № 424-ФЗ, единовременная выплата может быть осуществлена по достижении возраста 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно), а лицам, имеющим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – по достижении возраста или наступления срока, определяемых в соответствии с Законом № 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины ИПК).

Далее – Закон № 350-ФЗ.

Далее – Закон № 400-ФЗ.

С учетом переходных положений, установленных частью 2 статьи 35 Закона № 400-ФЗ: в 2015 году требуемая продолжительность страхового стажа (определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Закона № 400-ФЗ) составляет 6 лет и затем ежегодно увеличивается на один год до достижения 15 лет (в 2016 году – 7 лет, в 2017 – 8, в 2018 – 9, в 2019 — 10 и т.д.).

С учетом переходных положений, установленных частью 3 статьи 35 Закона № 400-ФЗ: в 2015 году требуемая величина ИПК (определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Закона № 400-ФЗ, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Закона № 400-ФЗ – на день установления этой пенсии) составляет 6,6 и затем ежегодно увеличивается на 2,4 до достижения 30 коэффициентов (в 2016 году – 9 коэффициентов, в 2017 – 11,4, в 2018 – 13,8, в 2019 – 16,2 и т.д.).

По состоянию 31.12.2018 возраст выхода на страховую пенсию по старости составлял 60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин (часть 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ).

Пункты 3, 4 части 2 статьи 10 Закона № 400-ФЗ.

Далее – Закон № 424-ФЗ.

Начиная с 2020 года, в России проходит пенсионная реформа, направленная на улучшение качества жизни нетрудоспособного населения и населения пенсионного возраста путем увеличения выплат пособий данным категориям граждан. Пенсионная реформа регламентирована законом федерального уровня «о страховых пенсиях» №400-фз, вступившим в силу с 2020 года, а некоторые пункты – с 2016 года.

Изменения и эволюция

Последние правки в федеральный закон о страховых пенсиях в РФ были внесены 6 марта 2020 года. В частности, была дополнена статья 12 ФЗ № 400 упоминанием о том, что весь период работы судьи также будет засчитываться в страховой стаж.

Таблица «Изменения закона»

Дата Измененная статья Суть
27.12.2018 2, 12, 13, 16 Норма дополнена упоминанием, что закон распространяется также на деятельность войск национальной гвардии.
03.10.2018 8, 10, 30, 32 Поскольку в действие вступила новая пенсионная реформа, увеличивающая возраст выхода на заслуженный отдых, эти изменения были отображены в действующем законе.
9 Упоминание, что инвалидность человека должна подтверждаться документально. В статье указано, какие документы и отчеты могут служить надлежащим доказательством.
21 Подтверждение банкротства предприятия и влияние такого решения на исчисление пенсионного страхового стажа.
01.07.2017 16 Изменение суммы выплат инвалидам 3 группы с 3935 до 4982 рублей в месяц. Дополнительно обозначен период времени, с которого будут начисляться пенсионные выплаты инвалидам, прекратившим официальную деятельность – с 1 числа следующего месяца после прекращения работы.

Что касается других изменений, вносимых в действующий закон, то они были несущественными и касались коррекции формулировок, а также номеров законов, в соответствии с которыми действуют те или иные нормы.

Порядок расчета страхового стажа

Одним из основных условий назначения пособия в порядке ФЗ №400 претенденту на пенсионное обеспечение является наличие трудового стажа, который при оформлении пенсии требуется подтвердить.

Так в соответствии со ст.11-12 ФЗ №400 к учету принимаются следующие периоды трудовой деятельности:

  • все периоды занятости, на протяжении которых производились отчисления страховых взносов;
  • служба в армии;
  • периоды нетрудоспособности;
  • отпуска по уходу за малышами, но не более 6 лет в общей совокупности;
  • периоды пребывания на учете на Бирже труда;
  • нахождение в гарнизонах с супругом военным, но не более 5 лет;
  • уход за родственников, являющимся инвалидом 1 группы, либо достигшим 80 лет;
  • осуществление трудовой деятельности за пределами РФ, при условии заключения международного договора.

При этом порядок подтверждения и расчета совокупного трудового стажа осуществляется в порядке норм, закрепленных в Постановлении Правительства РФ № 1015. В частности, основным документом, подтверждающим занятость, является трудовая книжка, а при ее отсутствии либо частичной утрате данных трудовые договора, справки с предыдущих мест работы и лицевые счета о начислении оплаты труда, не говоря уже о справках, об уплате страховых взносов.

При этом если оговоренные документы невозможно представить в виду их безвозвратного уничтожения в связи со стихийными бедствиями, понадобится два свидетеля из бывших сослуживцев и справка из органов местного самоуправления о том, что то же наводнение или землетрясение имело место быть.

После подтверждения всех периодов трудовой деятельности порядок расчета страхового стажа осуществляется в порядке раздела 8 Постановления №1015, где в частности сказано, что стаж исчисляется в календарных месяцах с усредненным показателем в 30 дней, которые суммируются до 12 месяцев и переводятся в полные года. При этом к учету принимаются только периоды, фактически отраженные в документах с момента принятия на работу и вплоть до увольнения, начиная с первой записи о трудоустройстве вплоть по день обращения в Пенсионный фонд за установлением пособия.

Форма закона

ФЗ № 400 состоит из 7 глав и 36, которые в полной мере регулируют вопросы, связанные с назначением страховых пенсий гражданам России.

Допускается перевод человека с одного вида пенсионного обеспечения на другой, если для того есть основания. Например, получение пенсии по утрате кормильца было заменено на выплату ежемесячной пенсии по инвалидности. Одновременное получение нескольких видов дотаций категорически запрещено.

Большинство вопросов, связанных с начислением денежных средств, регулируется государственным, общефедеральным законодательством, но ФЗ № 400 расширяет полномочия местных органов власти, позволяя самостоятельно увеличивать сумму выплат за счет компенсации из городского бюджета, добавлять льготы или расширять список льготников. Поэтому при необходимости получения социальной помощи нужно обращаться в муниципалитет города, где работники предоставят максимально полную информацию о доступных видах поддержки.

Условия должны быть соблюдены

Описываемый законодательный акт четко регламентирует условия для возникновения пенсионных выплат. Основное из них заключается в возрасте граждан, при достижении которого они обладают правом ухода на пенсионное обеспечение по старости. Для лиц мужского пола это 60 лет, женского – 55 лет.

При этом, для получения права ухода именно на страховую пенсию, граждане дополнительно должны иметь минимум пятнадцать лет стажа ведения трудовой деятельности.

По последним изменениям в пенсионной системе была внедрена система баллов. В 2020 году для выхода на пенсию, помимо соблюдения срока стажа и достижения требуемого возраста, гражданин также должен обладать минимальным количеством пенсионных баллов. На данный момент минимум составляет 30 единиц.

Кто может претендовать на поддержку

Согласно закону работодатель делает ежемесячные страховые взносы в Пенсионный фонд за каждого своего официального работника. Сумма зависит от должностного оклада трудящегося и аккумулируется на его накопительном счете. Поэтому все граждане, работающие на основании контракта или гражданского договора, претендуют на получение страховой пенсии.

Иностранные подданные и лица без гражданства получают страховые выплаты на общих основаниях, если они постоянно проживают и работают в России. Дополнительно во внимание принимаются положения международных соглашений.

Человек, претендующий на одновременное оформление нескольких видов пенсии (по старости, инвалидности, потере кормильца), самостоятельно выбирает желаемый вид обеспечения.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ

1. Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам;

2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

3) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;

4) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

6) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

7) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 лет и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

9) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

10) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

11) лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий – горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет;

12) мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 лет и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;

13) мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья – мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации;

14) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

15) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

16) лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста;

17) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

18) мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;

21) лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50-55 лет либо независимо от возраста.

2. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

4. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

5. В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
6. Периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Главные принципы назначения страховых пенсий

В этом разделе ФЗ произошли изменения, связанные с параллельным осуществлением пенсионной реформы в Российской Федерации.

Возраст

Претендовать на ежемесячное пособие могут лица, которые достигли пенсионного возраста (65 – мужчины, 60 – женщины). Дополнительно предстоит подтвердить наличие 15 лет страхового стажа. Размер индивидуального пенсионного коэффициента не может быть меньше 30 единиц.

Мужчина может выйти на пенсию в 63 года, если накопил 42 года страхового стажа, а женщина в 58 при накоплении 37 лет.

Инвалидность

Претендовать на помощь могут инвалиды любой группы, чья недееспособность подтверждена документально. Для получения страховой пенсии стаж не имеет значения, но при полном отсутствии такового человек сможет претендовать только на социальную помощь.

Утрата кормильца

Что касается нетрудоспособных граждан, то они могут изъявить желание на помощь только при соблюдении ряда условий. В частности, претендовать на пенсию по утрате кормильца можно при следующих обстоятельствах:

  • только близкие родственники погибшего;
  • нетрудоспособные родственники были на иждивении умершего;
  • нетрудоспособность подтверждается возрастом до 18 (при обучении на очной форме в вузе – до 23 лет) или старше 65 лет или же состоянием здоровья – инвалиды.

Инвалиды

Другой вид пенсий – это выплаты по инвалидности. В этом вопросе возраста не играет значения. Правом ухода на пенсионное обеспечения по данной причине обладает абсолютно любой гражданин, которому была присвоена та или иная группа инвалидности.

Такая страховая пенсия назначается вне зависимости от имеющегося срока стажа, баллов и других параметров. Стоит добавить, что описываемые выплаты положены в том числе и тем лицам, которые не достигли совершеннолетнего возраста.

На каких условиях назначаются страховые отчисления

Ст. 8 закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом изменений, принятых в 2020 году, предусматривает назначение следующих условий для получения страховых пенсионных выплат по возрастной границе:

  • шестидесяти пятилетнего возраста для мужской части населения и шестидесятилетнего – для женской;
  • наличие страхового стажа в количестве от 42 для мужчин и 37 лет для женщин;
  • наличие показателя ИПК от 30 и выше.

Кроме получателей пенсий по возрастным характеристикам, данный ФЗ в ст. 9 устанавливает требования для начисления пособий по причине инвалидности. Такая возможность распространяется в отношении застрахованных граждан с первой, второй или третьей группой, при условии соответствующего результата прохождения медицинской экспертизы.

В отношении инвалидов не важны продолжительность страхового стажа (главное – его наличие), причины, повлекшие инвалидность, и их взаимосвязь с трудовой деятельностью.

Обратите внимание! Если у инвалида страховой стаж отсутствует полностью, человек вправе претендовать на соответствующие социальные выплаты, как указано в ч. 3 ст. 9.

Ст. 10 настоящего ФЗ устанавливают следующие критерии для назначения страховых выплат в связи с утерей кормильца:

  • нетрудоспособность претендентов и их нахождение на полном содержании у покойного;
  • включение в число членов семьи, получающих возможность начисления пособия, детей, братьев и сестер, внуков, не достигших совершеннолетия, матери или отца, мужа или жены, бабушки или дедушки.

В отношении кормильца, как и в ситуации с инвалидами, также не играет роли количество отработанных лет с перечислением страховых взносов (если имеется такой стаж).

Подробнее об особенностях страховой пенсии по потере кормильца можно узнать здесь.

Пакет документов

Вместе с заявлением на оформлении пенсии необходимо предоставить следующий пакет документации:

  • паспорт или любой другой документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • свидетельство номера индивидуального лицевого счета в Пенсионном Фонде (СНИЛС);
  • удостоверение пенсионера;
  • заверенная трудовая книжка;
  • документы, подтверждающие периоды, которые не входят в официальную трудовую деятельность, но все же являются частью трудового стажа;
  • копии свидетельств о рождении детей (для совершеннолетних – дополнительно копии паспортов;
  • реквизиты расчетного счета в банковской организации;
  • военный билет;
  • справка, подтверждающая факт того, что гражданин не получает никаких других пенсионных выплат.

Таким образом, каждый гражданин, который на протяжении жизни официально работал, обладает правом ухода на пенсию. При удовлетворении минимальных условий назначается страховое обеспечение, в обратном случае – социальное. Также существуют другие виды таких выплат, которые могут быть назначены инвалидам и лицам, потерявшим единственного кормильца.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
      8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Пенсия

Об основных положениях законопроекта

Порядок начисления страховых пенсионных пособий регламентируется законопроектом № 400-ФЗ от 28.12.2013г. Приведенная в статье общая характеристика ФЗ, определяющая указанную область страховой деятельности, поможет лучше ориентироваться в требованиях, установленных законодательством в отношении пенсионного обеспечения.

Согласно ст. 4 указанного ФЗ, возможность получения страховых отчислений действует применительно к следующим категориям населения:

  • гражданам РФ, застрахованным в указанной системе;
  • нетрудоспособным родственникам, утратившим кормильца;
  • иностранцам или апатридам, пребывающим в РФ постоянно и выполнившим условия, позволяющие получать пенсионное пособие.

Согласно ст. 6 главы с общими положениями действующего ФЗ, принятие решения о начислении страховых пенсий может быть обусловлено такими причинами:

  • возрастом;
  • инвалидностью;
  • смертью кормильца.

Страховые пенсии по инвалидности могут назначаться в отношении лиц, внесенных в соответствующий государственных реестр и признанных таковыми согласно законодательным нормам.

В указанный ФЗ в 2020 году внесены коррективы, вводящие поэтапную программу реформирования данной сферы. К 2023 году общие возрастные показатели увеличатся на пять лет, при постепенном поднятии ограничений на год за каждые 12 месяцев.

Одновременно указанные изменения повысили минимально необходимый ИПК до показателя 30, с увеличением стоимости одного балла до 116,63 руб. к 2024 году.

Обратите внимание! Внесенные изменения предусматривают поэтапное увеличение возрастного ценза для начисления страховых пособий, не затрагивая льготные категории работников, для которых требования сохраняются прежними.

Согласно ст. 7 ФЗ, этот вид начислений финансируется из федерального бюджета. Средства поступают Пенсионному фонду, который и выплачивает данные пособия лицам, получившим такую возможность.

Статья по теме: Что такое страховые резервы и какое их назначение

Вопрос:

Здравствуйте. Может ли быть назначена страховая пенсия по инвалидности женщине, у которой имеются периоды ухода за детьми 22.08.2001 и 30.01.2009 годов рождения, при этом отсутствуют периоды работы и иной деятельности?

В каком порядке периоды ухода за детьми могут быть учтены в страховом стаже и размере страховой пенсии?

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ, которым введено новое правовое регулирование в отношении формирования пенсионных прав застрахованных лиц и установления страховых пенсий.

Согласно положениям статьи 9 названного Федерального закона право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II, и III группы, при наличии у них не менее одного дня страхового стажа, подтвержденного в установленном порядке.

В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Наравне с указанными периодами работы и иной деятельности в страховой стаж засчитываются иные (нестраховые) периоды, в частности, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 12 данного Федерального закона период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.

При этом нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), за которые осуществлялась уплата страховых взносов в ПФР.

Таким образом, период ухода за ребенком при отсутствии периодов работы и иной деятельности в страховом стаже не может быть учтен.

В соответствии с положениями части 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и иной деятельности, которые имели место до 01.01.2015 и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством, по выбору застрахованного лица.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *