3 экономические зоны Китая

Характеристика экономических трех зон Китая

КНР делится на 7 экономических зон:

Северо-Восточную, Северную, Восточную, Южную, Юго-Западную, Центральную, Северо-Западную, которые состоят из провинций. КНР страна с быстро развивающейся транспортной инфраструктурой, поэтому доставка грузов из Китая, из провинции любой зоны, — одно из самых развитых направлений бизнеса в мире вообще.

Северная зона КНР, это, прежде всего, города государственного подчинения Пекин, Тяньцзинь, провинции Шаньдун, Хэбэй.

Пекин – политическая и культурная столица КНР. В Пекине развиты электронная и компьютерная промышленность, фармацевтика.Доставка из Китая грузов через столицу, Пекин, может быть организована, в принципе, любым видом транспорта, но чаще используются мультимодальные грузоперевозки с участием нескольких видов транспорта: авто+море; авиа+авто; жд+авто, поскольку сильными сторонами транспортного комплекса Пекина является сеть автодорог и авиация.

Ведущие отрасли Тяньцзина — автомобилестроение и оборудование для механической промышленности; микроэлектроника и оборудование для связи; морская химическая и нефтехимическая промышленность, сталепрокат. Тяньцзин – один из крупнейших портов Китая, с самым большим контейнерным терминалом в КНР.

Шаньдун – энергетическая база страны, а также важный пункт трансконтинентального моста Азия-Европа. Хэбэй – один из центров текстильной и легкой промышленности, фармацевтики, электроники. Имеет железнодорожный узел и порт, крупнейшие в КНР.

В Восточной зоне страны расположен экономический и торговый центр КНР – город государственного подчинения Шанхай. К ведущим отраслям можно отнести машиностроение, производство средств связи, химическую, металлургическая промышленность. Шанхай – крупнейший в мире транспортный узел, поэтому доставка грузов из Китая отсюда может осуществляться любым видом транспорта. При этом доставка из Китая в РФ осуществляется преимущественно морем и авиатранспортом.

В провинции Дзянсу развиты механическая, электронная, нефтехимическая промышленность и автомобилестроение. Имеет развитую железнодорожную инфраструктуру, в частности, здесь начинается Евразийский континентальный мост, который заканчивается в Роттердаме. В Чжанцзяне процветают текстильная промышленность, производство одежды и обуви, электроника, фармацевтика и много других отраслей. Здесь действуют 5 портов, хорошо развита сеть авто – и железных дорог и авиация.

Южная зона КНР включает в свой состав Гуандун, Гуанси, Фуцзянь и другие. В провинции Гуандун производятся бытовая техника, пластмассовые изделия, развиты производство одежды, текстиля, электроники. В транспортной структуре – около 100 портов. Похожая производственная база и в Фуцзяне, где также развиваются нефтехимия, машиностроение, строительство, индустрия строительных материалов, развиты авиа – и морские перевозки.

Ляонин, Цзилинь, и Хэйлунцзян – провинции Северо-Восточной зоны КНР. Ляонин – один из опорных индустриальных центров страны. В настоящее время главные отрасли экономики Ляонин – нефтехимия, металлургия, машиностроение, инвестоёмкие информационные технологии. Функционируют 6 аэропортов, откуда доставка из Китая грузов может быть осуществлена в Японию, РФ, Южную Корею и другие страны. Также имеет самую развитую в КНР железнодорожную сеть.

В Цзилинь работают предприятия автомобилестроительной, нефтехимической отраслей, а также пищевая, фармацевтическая и электронная промышленность. Имеет мощный железнодорожный узел, в основе которого магистраль «Пекин-Харбин».

Производственный комплекс провинции Хэйлунцзян формируют автомобилестроение, химическая, электроника, пищевая и фармацевтическая промышленность. Доставка грузов из Китая в этой его части, может осуществляться авиатранспортом, железными дорогами, — магистраль Суйфэньхэ-Харбин-Маньчжурия — составная часть трансконтинентального моста Азия-Европа.

Северо-западная зона КНР включает в свой состав провинции Ганьсу, Шэньси и другие. Транспортный узел Шэньси концентрирует пути сообщения Восточного, Центрального, Северо-Западного и Юго-Западного Китая. Железные дороги отсюда идут на восток в порт Ляньюньган, на запад в Амстердам, трансконтинентальный мост Азия-Европа проходит через центр провинции. Доставка грузов из Китая здесь может быть осуществлена любым видом транспорта, исключая морской. Шэньси – крупный производственный центр с развитыми отраслями электроники, фармацевтики.

Основа производственного комплекса Ганьсу — цветная металлургия, энергетика, нефтехимия, машиностроение, производство стройматериалов. Транспортный комплекс страны столь же насыщен, как и в Шэньси, поскольку Ганьсу – географический центр Китая.

Хэбэй и Хунань – провинции Центральной зоны КНР. Хэбэй – один из китайских центров химической, металлургической, строительной, машиностроительной и пищевой промышленности. Металлургия, машиностроение, электроника, пищевая и энергетическая промышленность, строительные материалы – основные направления индустрии Хунань. Доставка грузов может осуществляться по автодорогам, и через сеть крупных портов, хорошо развит и авиатранспорт.

Юго-Западная зона КНР – провинции Юньнань, Гуйчжоу, Сычуань, Чунцин и другие. В структуре Гуйчжоу — крупнейшие в КНР предприятия по переработке алюминия, развита электронная промышленность, приборостроение, табачная и винокуренная отрасли. Транспортная сеть преимущественно внутрикитайского направления. Основные отрасли провинции Сычуань – телекоммуникационная, гидроэнергетика, машиностроение, металлургия, медико-фармацевтическая индустрия. Доставка из Китая грузов, из провинции Сычуань, может осуществляться по железной дороге, которые развиты в этом регионе исключительно хорошо.

Фармацевтика – главная отрасль города государственного подчинения Чунцина, больше половины предприятий города заняты в этой отрасли. Отличительной особенностью является также развитие авиатранспортной составляющей в грузоперевозках. Подробнее об особенностях транспортировки товаров из КНР – смотрите статью на сайте cargo.ru «Доставка грузов из Китая»

Функционирование свободных экономических зон в Китае Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

УДК 339.94:911.6 (510) Н. А. Козлова

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КИТАЕ

На сегодняшний день понятие свободной экономической зоны относится к ряду терминов, не имеющих однозначного и общепринятого толкования. В самой общей форме принято определять СЭЗ как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. Статья посвящена анализу специфики функционирования и создания свободных экономических зон на территории Китая. Рассматриваются основные этапы в развитии прибрежных, внутриконтинентальных и приграничных свободных экономических зон КНР. Проведен анализ сложившейся практики администрирования и решения организационно-правовых вопросов на территориях свободных экономических зон Китая. Сделаны выводы о том, что СЭЗ являются одним из наиболее важных факторов ускорения развития, решения проблем дефицита финансовых средств, научно-технического отставания, интеграции национальной экономики Китая в мировое хозяйство. Рассмотрены меры, использовавшиеся китайским правительством для сглаживания существующих негативных факторов в экономике страны.

Ключевые слова: Китай, свободные экономические зоны, политика реформ и открытости, иностранные инвесторы, экономическая реформа, стратегия развития свободных экономических зон.

Современные тенденции экономического развития непосредственно ориентированы на решение таких приоритетных стратегических задач развития государства или его отдельной территории, как диверсификация структуры экономики, социальная трансформация, улучшение делового и инвестиционного климата, создание и модернизация рабочих мест . Одним из механизмов решения данных задач является разработка свободных экономических зон.

Понятие «свободная экономическая зона» имеет разные трактования. Международное определение СЭЗ дает Киотская конвенция, в которой особый акцент делается на специфике СЭЗ в таможенных целях: СЭЗ представляет собой «своеобразный внешнеторговый анклав, часть территории страны, где товары считаются находящимися за пределами национальной таможенной территории и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению» .

Козлова Наталья Александровна — старший преподаватель (Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: natpion@yandex.ru

© Козлова Н. А., 2015

Отечественные исследователи в своих определениях отмечают разные аспекты функционирования свободных экономических зон.

Так, Федин А. П. подчеркивает обособленность территории СЭЗ и цели создания СЭЗ: «СЭЗ представляет собой часть территории страны, состоящей из участка (участков, имеющих общую границу), управляемой специальным уполномоченным органом — администрацией СЭЗ, на которой устанавливается льготный режим (таможенный, налоговый, финансовый, административный), по сравнению с общим, режим предпринимательской деятельности резидентов СЭЗ с целью развития обрабатывающих отраслей экономики и производства новых видов продукции, развития туризма и санаторно-курортной сферы, развития производительных сил, финансового и товарного рынка».

Другие исследователи отмечают исключительный характер льгот, предоставляемых для ведения хозяйства в СЭЗ: на территории СЭЗ «действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач» . В российской практике свободные экономические зоны представлены в виде особых экономических зон.

В настоящее время создание СЭЗ предполагает достижение следующих целей: обеспечение полной занятости рабочей силы; привлечение инвестиций; организация на территории СЭЗ таких производств, продукция которых направлена на экспорт без ущемления интересов внутренних производителей. Павлов П. В., рассматривая правовые и организационные аспекты функционирования СЭЗ в России, выделяет ряд преимуществ, предоставляемых в СЭЗ, и классифицирует их на четыре блока . Во-первых, инвесторов привлекает возможность создания государством инженерной инфраструктуры путем совместных вложений средств бюджета и частных инвестиций в оснащение СЭЗ. Со стороны государства обеспечивается доступ к таким элементам готовой инфраструктуры, как сети водоснабжения, газоснабжения, электричества, тепловые сети, логистическая инфраструктура, таможенная инфраструктура, офисные помещения и земельные участки. Во-вторых, на территории СЭЗ осуществляется режим дружественного администрирования, подразумевающий реализацию принципа «одного окна» в вопросах взаимодействия резидентов СЭЗ с государственными регулирующими органами. В-третьих, на территории СЭЗ возможна реализация таможенного режима свободной таможенной зоны, благодаря которому инвесторы получают существенные таможенные льготы. Четвертый блок преимуществ связан с предоставлением налоговых преференций инвесторам СЭЗ. Например, в России устанавливается нулевая ставка по налогу на прибыль при уплате в федеральный бюджет и не выше 13,5 % при уплате в бюджеты субъектов РФ. Кроме этого, инвесторы получают право не платить налог на имущество организации с момента постановки имущества на учет, также освобожда-

ются от уплаты налога на землю, налога на транспортное средство с момента его регистрации. Понижены тарифы страховых взносов для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ, промышленно-производственных ОЭЗ и резидентов туристического кластера.

Создание СЭЗ имеет широкую практику во всем мире. Исторически развитие СЭЗ можно представить в виде четырех этапов. Первый этап в развитии свободных экономических зон приходится на середину XIV века, и связан он с возникновением городов свободной торговли в европейских государствах. Предпочтение отдавалось портовым городам, территория которых объявлялась районом «порто-франко» (например, в Генуе, Венеции, Марселе). Товары, перемещавшиеся между территорией «порто-франко» и другими государствами, не помещались под таможенные процедуры и не облагались таможенными платежами. Это способствовало бурному развитию производства в таких районах. Чуть позже появляются «свободные гавани» и «свободные порты» (Гамбург, Любек), на территории которых могли осуществлять деятельность только те лица, которые имели непосредственное отношение к реализации товаров. Такой вид СЭЗ существует и в настоящее время и используется в основном для торговли, хранения и транзита товаров.

Второй этап в развитии СЭЗ связан с экономическими перестройками конца XIX века и начала XX века, когда роль внешней экономики начинает выходить за рамки международной торговли, перемещаясь в другие сферы внешнеэкономической деятельности. Этому способствовали научно-технические открытия, диверсифицировавшие производство и повлиявшие на упадок ранее активно развивавшихся отраслей. На этом этапе англичанами П.Халл и Г.Хаув была разработана новая концепция СЭЗ, в основу которой был заложен опыт создания «свободных портов». Новый тип СЭЗ отличался рядом очевидных преимуществ: предоставление налоговых льгот; применение смягченного администрирования; возможность оперирования любой валютой; расширение перечня совершаемых с товарами операций (например, разрешено производство и переработка товаров).

Следующий этап эволюции СЭЗ начался во второй половине XX века, он также связан с достижениями в области науки и техники. В течение этого периода создаются «свободные экспортно-производственные зоны». Первая подобная зона появилась в Ирландии в 1959 году в аэропорту Шеннон. Данный тип СЭЗ отличался ориентированностью на производство передовой техники и технологий на экспорт с привлечением иностранных и местных инвестиций. Таким образом, постепенно складывается самостоятельный вид СЭЗ научно-внедренческого типа. Кроме этого, расширение интеграции мирового хозяйства и открытости экономик разных стран приводит к появлению таких специализированных видов СЭЗ, как «рекреаци-онно-туристические», «оффшорные», «свободные банковские» зоны.

Четвертый этап в развитии СЭЗ связан с присоединением к процессу создания СЭЗ таких стран Европы и Азии, как Болгария, Венгрия,

Польша, Румыния, СССР, Китай, Вьетнам. СЭЗ на четвертом этапе своего развития характеризуются расширением своих границ и форм международного сотрудничества, а также усложнением решаемых проблем и экономических механизмов.

В настоящее время в мировое хозяйство внедрены следующие виды СЭЗ (см. таблицу).

Таблица

Классификация СЭЗ по виду деятельности

Торгово-складские зоны Экспортно-производственные зоны Научно-исследовательские парки Комплексные СЭЗ

1. Зоны внешней торговли 1. Зоны совместного предпринимательства 1. Инновацион-ные центры 1. Свободные города

2. Свободные таможенные зоны 2. Зоны свободного предпринимательства 2. Исследовательский парк 2. Особые зоны

3. Свободные беспошлинные зоны 3. Предпринимательские зоны 3. Научный парк

4. Свободные порты 4. Специальные экономические зоны

Один из самых успешных опытов создания и функционирования СЭЗ продемонстрировал миру Китай.

В современном Китае функционируют :

— 5 специальных экономических зон: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, Хайнань, а также приравненный к ним по статусу Новый район Пудун (Шанхай);

— 90 зон технико-экономического развития государственного уровня в городах Пекин, Шанхай, Тяньцзин, Гуанчжоу, Далянь, Урумчи, Харбин, Чунцин, Шэньян, Ханчжоу, Ухань, Чанчунь, Инкоу и других городах;

— 114 зон новых и высоких технологий, наиболее известные из них: технопарк «Чжунгуньцунь» в Пекине, парк высоких технологий «Чжанцзян» в районе Пудун г. Шанхай, парк высоких технологий в г. Тяньцзинь, открытая зона высоких технологий в г. Нанкин, открытая зона высоких технологий в г. Чэнду, открытая зона высоких технологий в г. Гуанчжоу;

— 13 свободных таможенных зон: в городах Шанхай, Далянь, Нинбо, Хайкоу, Фучжоу, Шаньтоу, Шэньчжэнь, Тяньцзинь, Гуанчжоу, Чжанцзя-ган, Сямэнь, Циндао, Чжухай;

— 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня: в городах Хэйхэ, Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян), Даньдун (провинция Ляонин), Пинсян, Дунсин (Гуанси-Чжуанский автономный район), Маньчжоули, Эрлянь (Автономный район Внутренняя Монголия), Ху-эйчунь (провинция Цзилинь), Инин, Болэ, Тачэн (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Жуйли, Ваньтин, Хэкоу (провинция Юньнань);

— Шанхайская зона свободной торговли.

Рассмотрим подробнее специфику реализации идеи свободных экономических зон в КНР.

Нужно отметить, что первоначально созданию СЭЗ на территории Китая препятствовал ряд неблагоприятных факторов, в той или иной мере свойственных современной России: нестабильность развития экономики, проблемы инфраструктуры, отсутствие унифицированной нормативно-правовой базы. В этом плане целесообразно уделить особое внимание тому, каким образом правительство Китая нейтрализовало влияние данных факторов на функционирование СЭЗ.

В первую очередь, обращают на себя внимание меры, предпринимаемые правительством КНР для обеспечения сглаженного функционирования СЭЗ. Правительством изначально была продумана долгосрочная стратегия пошагового развития СЭЗ, отличающаяся гибкостью и ориентированностью на возможное изменение условий функционирования.

Во-вторых, цели создания СЭЗ полностью соответствовали приоритетам китайской политики (стимулирование развития высокотехнологичных производств и производства товаров народного потребления, направленность на экспорт). В соответствии с этими целями осуществлялось предоставление налоговых преимуществ инвесторам. Наиболее привлекательными для инвесторов становились зоны технико-экономического развития, на территории которых наряду с готовой инфраструктурой предоставлялись наиболее льготные условия осуществления деятельности.

В-третьих, на территории китайских СЭЗ четко регламентирован вопрос вложения капитала в зависимости от вида СЭЗ или видов деятельности внутри самой СЭЗ. Инвестор четко знает, на каких условиях ему придется работать, например, каков характер таможенных льгот, срок и стоимость аренды земли, размер налоговых льгот

В-четвертых, китайское правительство оказывало значительную поддержку в подготовке инфраструктуры к деятельности вкладчиков. Выбор форм финансирования также отличался ориентированностью на реализацию долгосрочной стратегии развития, к примеру, государственными банками предоставлялись льготные займы сроком до 10 лет, кроме этого привлекались вложения «эмигрантов-Хуацяо» (китайцев, проживавших вне КНР).

В-пятых, система управления в самих зонах построена как на внутреннем, так и на макроэкономическом уровне. Примечательно, что все администрирование направлено на решение главной задачи — создать максимально удобные для вкладчиков инструменты решения возникающих вопросов.

Таким образом, уже через 10 лет после создания первых СЭЗ на территории КНР были реализованы масштабные экономические проекты, в ходе которых территория СЭЗ превратилась в эффективно функционирующие экспортно-производственные комплексы. Плодотворность свободных экономических зон подтверждается тем, что через СЭЗ в настоящее время про-

ходит около Уг внешнеторгового оборота страны, а всего за период с 1980 по 2013 годы в СЭЗ Китая привлечено почти 20 млрд. долларов .

В течение 1980 —1990-х годов политика КНР в отношении СЭЗ прошла несколько этапов, начиная с небольших территорий и заканчивая расширением открытости внутриконтинентальных и приграничных районов. Основная цель, с которой привлекались вкладчики и создавались максимально удобные для них условия, — использование возможностей иностранного капитала, технологий и менеджмента. Создание СЭЗ на территории Китая стало важной частью политики реформ и открытости, объявленной руководством страны (Дэн Сяопином) в конце 70-х годов. В основу создания СЭЗ был положен опыт Сингапура, США, Тайваня, однако в Китае СЭЗ изначально имели строгую концентриро-ванность на экспортоориентированную и импортозамещающую экономику. В этих целях на товары с СЭЗ, поставляемые на внутренний рынок, вводилось обложение таможенными пошлинами в общем порядке.

В целом, в создании СЭЗ на территории КНР можно выделить четыре основных этапа .

Первый этап (1978 — 1982 годы) связан с формированием организационно-правовой основы привлечения иностранного капитала в СЭЗ. На этом этапе Китай прошел важный период своего развития, связанный с первой попыткой практического применения идеи «открытости» внешнему миру. На данном этапе были созданы первые СЭЗ в провинциях Гуандун и Фуцзянь, где в силу выгодного географического расположения возможно было максимально использовать связи с «эмигранта-ми-Хуацяо» в Тайване, Сингапуре, Гонконге, Аомыне.

Второй этап (1983 — 1989 годы) ознаменован усилением либерализации государственной политики, а также совершенствованием выработанных организационно-правовых форм сотрудничества с вкладчиками. В это время разрабатывается инфраструктура, строятся производственные помещения, благодаря чему на территории СЭЗ создаются новые промышленные предприятия, демонстрирующие свою эффективность. Например, только с 1980 по 1985 годы в СЭЗ «Шеньчжен» открылось 770 новых производств, темп прироста промышленности на которых составлял 88 % в год. В 1984 году в КНР появились приморские открытые города, ставшие своеобразным «мостом», связывающим иностранные технологии и технику с экономикой всей страны. В это же время появляются зоны экономического и технического развития. Таким образом, к 1989 году объем производства сельскохозяйственной продукции вырос в 2 раза, доля экспорта увеличилась с 7 до 25 %. Важным шагом в развитии СЭЗ на втором этапе стало расширение доли частной собственности в областях народного хозяйства и укрепление рыночной экономики.

Однако на этом этапе вскрылся ряд проблем, решение которых потребовало корректировки мер китайской политики в отношении функционирования СЭЗ. Так, большие вложения в оснащение территорий СЭЗ

элементами готовой инфраструктуры привели к огромным затратам на их обустройство. Обусловлены такие затраты были тем, что Китай сознательно шел на эскалацию льгот и преференций ради привлечения иностранных инвестиций в условиях международной конкуренции.

Таким образом, на третьем этапе (1990—1991 годы) китайское правительство сохраняет акцент на привлечение иностранных инвестиций, но наибольшие льготы и преференции обращены в сторону проектов, связанных с высокотехнологичными производствами. Кроме этого, политика руководства КНР направляет СЭЗ на режим самофинансирования с целью пополнения бюджета с помощью СЭЗ. В это время создаются приморские экономические открытые зоны, например, новый открытый район «Пудун» в Шанхае. Цель создания данной зоны заключалась в развитие района «Пудун» по моделям других стран и постепенном превращении района в крупный центр производства Китая. В результате в КНР вместе с уже образованными СЭЗ развиваются новые типы СЭЗ: приморские открытые города, зоны экономического и технического развития, экономические открытые районы.

На четвертом этапе развития СЭЗ (начался с 1992 года) руководство КНР обращает свое внимание на север страны. Постепенно на территориях, граничащих с Россией, Монголией, северо-восточными регионами Азии начинают появляться первые СЭЗ. Таким образом, в Китае складывается многоканальная система открытости по всем направлениям.

Основой развития и функционирования СЭЗ в КНР послужили иностранные инвестиции.

Нужно отметить, что основным источником вложений в деятельность СЭЗ являются капиталы «эмигрантов-Хуацяо». Для них в Китае предоставляются более гибкие льготные условия, чем для других инвесторов. К примеру, для эмигрантов действует большая свобода при реализации товаров на внутреннем рынке КНР, а освобождение от уплаты подоходного налога продлевается с 5 до 6 лет.

Кроме этого, приток средств в СЭЗ осуществляется путем привлечения прямого и косвенного инвестирования иностранных государств. К 1990 году КНР стала вторым государством в мире (на первом месте США) по объему получаемых инвестиций. Иностранных вкладчиков привлекают такие факторы, как стремительное развитие внутреннего рынка страны, а также возможность использования дешевой рабочей силы. Косвенное инвестирование в КНР осуществляется путём инвестиций в международные акции и заимствования иностранного капитала из таких источников, как международный банк, банк по развитию Азии и органа по развитию и планированию ООН.

В СЭЗ Китая зарегистрировано около 40 тысяч предприятий, созданных на основе иностранных инвестиций, в целом это примерно 15 % от общего количества предприятий в Китае. По общим подсчетам, инвестиции в СЭЗ составляют около 20 млрд. долларов .

Таким образом, политика «реформ и открытости» создала условия для рационального использования инвестиций, потенциала внутренне-

го и внешнего рынков, а также способствовала повышению конкурентоспособности национального производителя на внешнем рынке. К настоящему времени в КНР сложилась «многоярусная и многоступенчатая система открытости внешнему миру по всем направлениям, обеспечивающая сочетание интересов страны и отдельных её регионов» .

СЭЗ в Китае создавались по моделям уже существующих свободных экономических зон на Тайване, в США и Сингапуре, но опыт функционирования СЭЗ в КНР подтверждает их существенные отличия от СЭЗ других стран. Специфика свободных экономических зон Китая выражается в следующем:

— СЭЗ в Китае создавались с целью выхода Китая на международную арену;

— СЭЗ Китая отличаются от экспортно-производственных зон и зон свободной торговли других стран, так как воплощают в себе не только решение стратегических задач развития экономики территорий СЭЗ, но и вмещают в себе политику «реформ и открытости» всего Китая;

— СЭЗ Китая отражают эксперимент по использованию рыночных отношений в условия преобладания государственной собственности;

— воплощая в себе политику «реформ и открытости» СЭЗ в Китае прошли эволюцию от региональных приморских стратегий до расширения открытости внутриконтинентальных и приграничных районов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Как сделать цели долгосрочной стратегии выполнимыми / / FINGAZETA.RU. 2012. 10 дек. URL: http://fingazeta.ru/scenarios-and-forecasts/kak-sdelat-tseli-dolgosrochnoy-strategii-vyipolnimyimi-181797/ (дата обращения 10.10.2015).

2. Ливинцев Н. Н., Костюнина Г. М. Международное движение капитала (Инвестиционная политика зарубежных стран): учебник. М.: Экономистъ, 2004. 368 с.

3. Федин П. А. Свободные экономические зоны в России: мнения и точки зрения на определение понятия / / Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. Научно-теоретический журнал. 2012. № 2. С. 41 —47

4. Бутов В. И., Игнатов В. Г. Свободные экономические зоны. Методологические и организационные основы. Правовой и налоговый режим. Нормативная база. М.: Ось-89, 1997. 192 с.

5. Павлов П.. Проблемы развития особых экономических зон в России: правовые и организационные аспекты / / Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 1. С. 36—45.

6. Информация о специальных экономических зонах КНР / / Портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/ (дата обращения 12.10.2015).

7. 1984 — 2013 Й^ФЯЯ^ЗДШЬЙШ // Национальное бюро статистики Китая. ВURL: http: //wenku.baidu.com/ (дата обращения 09.10.2015)

8. Голошов К.А. История развития свободных экономических зон. Опыт Китая в сфере их создания и функционирования / / Таможенное дело. 2013. № 3. С. 33—35.

•Je -Je -Je

Kozlova Natalya A.

FUNCTIONING OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN CHINA

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan)

7. B^HtM (National Bureau of the China’s Statistics) Available at: http: // wenku.baidu.com/ (accessed 09 October 2015).

Специальные экономические зоны Китая (стр. 1 из 4)

Свободная экономическая зона — ограниченная часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, валютного, визового, трудового режима и т. д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.

(Большой экономический словарь)

Сейчас в Китае действуют 5 специальных экономических зон (СЭЗ). Три из них: Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу созданы в провинции Гуандун решением Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей (ПК ВСНП) в августе 1980 г. Чуть позже, в октябре того же года, в результате подобного решения появилась зона Сямэнь в провинции Фуцзянь. Пятая зона — провинция Хайнань — возникла по решению 1 сессии ВСНП 7-го созыва в апреле 1988 года.

Отдельными решениями Госсовета КНР с 1984 г. по 1993 г. также были созданы 32 зоны технико-экономического развития, по статусу близкие СЭЗ. После чего было решено новых зон не создавать. Особый статус имеет также т. н. «новая зона развития Пудун» (район Шанхая), возникшая по решению Госсовета КНР в сентябре 1990 года. В дальнейшем речь пойдет о пяти районах, официально именующихся спецэкономзонами. В других особых зонах могут существовать незначительные отличия по юридическому статусу, связанные с местной спецификой.

Вклад спецэкономзон всех типов во внешнеэкономические связи КНР значительно превышает их «вес» в населении или промышленном производстве. В 1995 г. суммарный объем внешнеторговых операций этих пяти зон составил $55 млрд., около 20% всего внешнего товарооборота КНР. В них зарегистрировано около 40 тысяч предприятий с иноинвестициями — 15% от их общего количества в Китае. Инвестированные в СЭЗ иностранные капиталы составляют около $20 млрд. — около 12% всех привлеченных в КНР прямых зарубежных капиталовложений.

В других особых экономических зонах создано около 15 тысяч предприятий с иноинвестициями (только в Пудуне их насчитывается до 4 тыс.). Реально привлечено иноинвестиций более $11 млрд. (Пудун — свыше $1 млрд.). Суммарный экспорт этих зон превышает $10 млрд., что составляет 7% общего экспорта КНР, в том числе Пудуна — $3 млрд. Их валовый объем промышленного производства превышает 250 млрд. юаней ($30 млрд.), в том числе Пудуна — свыше 100 млрд. юаней, то есть почти 3% от всего промышленного производства КНР.

Основные цели китайских СЭЗ:

привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;

увеличение экспортной валютной выручки;

стимулирование реформы, предварительная «обкатка» ее мероприятий;

эффективное использование природных ресурсов;

стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;

создание «буферов» в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.), а в перспективе и Тайваня;

мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;

обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся спецзоны всех типов.

На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное воздействие как объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга, Макао и Тайваня; на Хайнане — наличие благоприятных природных ресурсов для развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные: курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны для развития зон.

Правом принимать местные положения по всем экономическим вопросам спецзон с последующим утверждением ПК ВСНП и Госсоветом КНР обладают собрания народных представителей провинций Гуандун, Фуцзянь и Хайнань.

Главными особенностями китайских СЭЗ являются:

1. Самостоятельное экономическое развитие на основе принципов рыночного регулирования.

2. Опора на иностранные капиталовложения. Этот принцип декларируется, но реализовать его пока не удалось. Так, за 80-е гг. в Шэньчжэне бюджетные ассигнования составили 10% всех инвестиций, средства центральных и провинциальных ведомств, а также китайских предприятий — 7%, накопления самой зоны — 37%, внутренние кредиты — 22%, иностранные капиталовложения — 24%.

3. Главный современный отраслевой приоритет — промышленность (до 1989 г. Китай шел практически на любые иностранные инвестиции в СЭЗ).

4. Экспортная ориентация производства, широкое привлечение импортного сырья.

Юридические основы создания и функционирования СЭЗ

Курс на привлечение иностранных инвестиций закреплен в Конституции КНР 1982 года.

Статус первых четырех из них регулируется решениями ВСНП об их создании, Хайнаня — специальным решением Госсовета КНР. Статус каждой из зон технико-экономического развития был определен решением Госсовета КНР о ее создании, а района Пудун — пакетом из 9 документов, утвержденных Госсоветом и правительством Шанхая.

Единого закона по СЭЗ не существует, но в общей сложности по ним принято более 30 законодательных и нормативных актов.

Правом принимать местные положения по всем экономическим вопросам спецзон с последующим утверждением ПК ВСНП и Госсоветом КНР обладают собрания народных представителей провинций Гуандун, Фуцзянь и Хайнань. Все пять зон имеют права провинциальных правительств в области экономического регулирования и издания регулирующих нормативных актов.

Административно-организационные вопросы

Высшим органом административного управления зонами является Канцелярия Госсовета КНР по делам СЭЗ. Она разрабатывает основные политические установки и контролирует их выполнение, осуществляет общее руководство другими ведомствами в той части их деятельности, которая относится к СЭЗ.

В провинции Гуандун под руководством Канцелярии действует Комитет по управлению СЭЗ, осуществляющий текущее руководство зонами, включая разработку планов развития, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, их регистрацию, регулирование вопросов труда и заработной платы, образования, культуры, здравоохранения, поддержания общественного порядка.

Шэньчжэнь находится под непосредственным хозяйственным руководством Комитета, функции текущего управления предоставлены муниципалитету. В других зонах при муниципалитетах созданы Комитеты по управлению СЭЗ. На Хайнане действует соответствующий орган в народном правительстве провинции. Зонами технико-экономического развития руководят Комитеты по управлению, действующие на правах органов местных правительств (как правило, их возглавляют вице-мэры городов, где находятся зоны).

Зоны обладают спецификой в основном в хозяйственной области, в политическом же плане их статус схож со статусом внутренних районов. В них действуют местные Собрания народных представителей, народные правительства, партийные и профсоюзные организации.

Охрана общественного порядка подчинена общему законодательству. На территории зон расположены воинские части.

За въездом и выездом на границах зон осуществляется административный контроль. Жесткость его не везде одинакова. Так, территория Шэньчжэна окружена оградой с рядом КПП.

Основанием для проживания и работы в зоне является вид на жительство, выдаваемый муниципальным отделом внутренних дел.

Организационными центрами хозяйственной деятельности каждой из зон стали т. н. «компании развития», на которые возложено общее руководство капитальным строительством, координация переговоров между китайским и иностранными партнерами. Они действуют в контакте с провинциальными и городскими властями. Имеют, главным образом в Гонконге и Макао, зарубежные представительства, занимающиеся работой по привлечению инвесторов.

Крупные СЭЗ могут иметь различные внутренние структурные подразделения, которые концентрируют усилия по решению определенных задач. Так, промышленный район Шэкоу является наиболее передовой частью СЭЗ Шэньчжэнь, где сосредоточены высокотехнологичные предприятия. Им руководит совет управляющих района, состоящий из работников местных органов управления.

В СЭЗ формируются также таможенные зоны (зоны свободной торговли), находящиеся вне таможенной границы КНР (всего в КНР 13 таких зон). В них могут создаваться предприятия для экспортной переработки, склады и т. п. Ввоз товаров из этих зон внутрь Китая допускается лишь с особого разрешения.

Процедура создания СП

Переговоры о заключении контракта и получение разрешения на создание совместных предприятий (СП) обычно проходят по следующей схеме. Сначала подается заявление о намерении открыть дело. К нему прилагаются данные по оценке планируемых капиталовложений, о размере необходимого земельного участка, требования к «инфраструктурному обеспечению», описание предполагаемых каналов сбыта. Затем проводятся переговоры, подписывается контракт (зарубежный предприниматель может подыскать себе партнера самостоятельно или при посредничестве местных компаний развития или т. н. компаний по трастовым операциям и инвестициям). Следующий этап — получение визы городского народного правительства, лицензии таможни и составление списка необходимого импорта. Иностранному инвестору необходимо разрешение на открытие дела от муниципального бюро торгово-промышленной администрации (органа Госуправления торгово-промышленной администрации). И наконец, нужно получить санкцию на отвод земельного участка и заключить договор на долгосрочную аренду земли.

Описанная процедура не универсальна, в каждой из зон есть особенности, диктуемые местной спецификой. Благодаря немалой административной автономии местных властей и комплексному характеру органов управления СЭЗ, ликвидирующему межведомственные барьеры, она проще и эффективнее, чем в других регионах КНР.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *