231 УПК РФ комментарий

СТ 231 УПК РФ

1. При отсутствии оснований для принятия решений, предусмотренных пунктами 1 и 2 части первой статьи 227 настоящего Кодекса, судья выносит постановление о назначении судебного заседания без проведения предварительного слушания.

2. В постановлении помимо вопросов, предусмотренных частью второй статьи 227 настоящего Кодекса, разрешаются следующие вопросы:

1) о месте, дате и времени судебного заседания;

2) о рассмотрении уголовного дела судьей единолично или судом коллегиально;

3) о назначении защитника в случаях, предусмотренных пунктами 2 — 7 части первой статьи 51 настоящего Кодекса;

4) о вызове в судебное заседание лиц по спискам, представленным сторонами;

5) о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании в случаях, предусмотренных статьей 241 настоящего Кодекса;

6) о мере пресечения, за исключением случаев избрания меры пресечения в виде запрета определенных действий, предусмотренного пунктом 1 части шестой статьи 105.1 настоящего Кодекса, залога, домашнего ареста или заключения под стражу, либо о продлении срока запрета определенных действий, предусмотренного пунктом 1 части шестой статьи 105.1 настоящего Кодекса, срока домашнего ареста или срока заключения под стражу.

3. В постановлении также должны содержаться решения о назначении судебного заседания с указанием фамилии, имени и отчества каждого обвиняемого и квалификации вменяемого ему в вину преступления, а также о мере пресечения.

4. Стороны должны быть извещены о месте, дате и времени судебного заседания не менее чем за 5 суток до его начала.

5. После назначения судебного заседания подсудимый не вправе заявлять ходатайства:

1) о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей;

2) о проведении предварительного слушания;

3) о рассмотрении уголовного дела коллегией из трех судей.

Комментарий к Статье 231 Уголовно-процессуального кодекса

1. Если нет оснований для направления дела по подсудности или для назначения предварительного слушания, судья выносит постановление о назначении судебного заседания без проведения предварительного слушания.

2. Закон обязывает указать в нем дату и место вынесения постановления, официальное наименование суда, фамилию и инициалы судьи, принявшего это решение, а также привести основание принятого решения. Помимо этого, судья разрешает также все процедурные и организационные вопросы, связанные с подготовкой к проведению судебного разбирательства.

3. Решая вопрос о месте, дате и времени судебного заседания, судья исходит из требований закона о сроках рассмотрения дел в суде первой инстанции и возможности своевременного извещения о принятом решении участников процесса, обеспечения им реальной возможности прибыть в указанное место и к указанному времени для участия в судебном разбирательстве уголовного дела с учетом реально сложившейся ситуации у самого судьи.

4. Судья должен определить, в каком составе следует рассматривать уголовное дело — единолично судьей или судом коллегиально с учетом требований, содержащихся в ст. 30.

5. Особое значение закон уделяет обеспечению права обвиняемого на защиту. В тех случаях, когда закон предусматривает обязательное участие защитника (см. комментарий к ст. 51), судья обязан проверить, соблюдены ли эти требования в ходе предварительного расследования уголовного дела, и принять все меры к обеспечению участия защитника в судебном разбирательстве.

6. Решая вопрос о вызове в судебное заседание лиц по спискам, представленным сторонами, судья прежде всего должен исходить из требований закона об охране прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (ст. 11), об осуществлении судопроизводства на основе состязательности сторон (ст. 15), о правилах собирания и оценки доказательств по уголовному делу (ст. ст. 86 и 88) и т.д. Особое внимание следует обратить на принципиальное положение уголовно-процессуального закона о том, что обвиняемому, его защитнику, а также потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику или их представителям не может быть отказано в допросе свидетелей, производстве судебной экспертизы и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для данного уголовного дела (см. комментарий к ст. 159).

7. В судебном разбирательстве должны быть созданы все условия для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств уголовного дела, что способствует постановлению судом законного, обоснованного и справедливого приговора.

8. Статья 241 УПК РФ предусматривает случаи, когда дело следует рассматривать в закрытом судебном заседании:

— если это связано с разглашением государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;

— если рассматривается дело о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими шестнадцатилетнего возраста;

— если рассматривается дело о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях, связанных с возможностью разглашения сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;

— если этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц (см. комментарий к ст. 241).

При установлении какого-либо из указанных обстоятельств судья принимает решение о проведении закрытого судебного заседания по уголовному делу.

9. Судья при назначении судебного заседания обязан проверить с учетом требований закона обоснованность применения органами предварительного расследования меры пресечения в отношении каждого обвиняемого (см. комментарий к ст. ст. 98 — 106).

10. В резолютивной части постановления судьи о назначении судебного заседания также должны содержаться решения о назначении судебного заседания с указанием фамилии, имени и отчества каждого обвиняемого. Это имеет важное значение, поскольку эти лица приобретают новое процессуальное положение подсудимого. Кроме того, обязательно указывается в отношении каждого из подсудимых квалификация вмененного ему в вину преступления. Этим, по существу, определяются пределы судебного разбирательства и обеспечивается право подсудимого знать, в чем он обвиняется, и в соответствии с этим осуществлять свою защиту.

11. В постановлении обязательно указывается решение судьи о мере пресечения в отношении каждого подсудимого. Если мера пресечения была избрана в ходе предварительного расследования, судья в зависимости от выясненных обстоятельств, с учетом требований ст. ст. 97 — 109 может ее изменить либо отменить. Если мера пресечения не была избрана, а при решении вопроса о назначении судебного заседания установлено наличие оснований для ее избрания (см. комментарий к ст. 97), суд вправе избрать одну из мер пресечения, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом. Меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога принимаются только в ходе предварительного слушания.

12. Стороны должны быть извещены о месте, дате и времени судебного заседания не менее чем за пять суток до его начала. Сообщение об этом может быть направлено письменно, по факсу, передано телефонограммой либо иным доступным способом. При этом важно, чтобы была обеспечена возможность для каждого участника судебного разбирательства своевременно прибыть к началу судебного заседания и воспользоваться предоставленными ему уголовно-процессуальным законом правами для отстаивания своих законных интересов.

13. После назначения уголовного дела к слушанию в судебном разбирательстве подсудимый лишается права заявлять ходатайства о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, о проведении предварительного слушания и о рассмотрении уголовного дела коллегией из трех судей.

СТ 231 ГПК РФ

Лица, участвующие в деле, их представители вправе ознакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания или отдельного процессуального действия и в течение пяти дней со дня подписания протокола подать в письменной форме замечания на такие протокол и аудиозапись с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.

Комментарий к Статье 231 УПК РФ

Комментарий удалён по просьбе автора.

Комментарий к Статье 231 УК РФ

1. Объект преступного посягательства — общественные отношения в сфере оборота (культивирования) наркотикосодержащих растений, обеспечивающие безопасность здоровья населения.

2. Предметы посягательства — запрещенные к возделыванию наркотикосодержащие растения, а также сорта конопли, мака или другого растения, содержащие наркотические вещества. О понятии наркотических средств см. коммент. к ст. 228.

Согласно ст. 18 Закона о наркотических средствах запрещается культивирование растений опийного мака и кокаинового куста (ч. 2), в ч. 3 статьи содержится запрет культивирования конопли в целях незаконного потребления или использования в незаконном обороте наркотических средств. Кроме того, ч. 4 ст. 18 указанного Закона определяет, что решения о запрете культивирования конкретных сортов конопли и других растений на территории РФ принимаются Правительством РФ.

Сорта конопли, произрастающие на территории РФ: конопля индийская, южночуйская, южноархонская, краснодарская, среднеуральская, дальневосточная, среднерусская и др. Сорта мака, произрастающие на территории РФ: мак опийный, масличный, декоративный и др.

2.1. Таким образом, предметом преступления, предусмотренного коммент. статьей, являются: а) растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681), в частности кат, кокаиновый куст, опийный мак; б) растения, не включенные в указанный Перечень, однако содержащие наркотические средства, предусмотренные данным Перечнем, и запрещенные в обороте либо находящиеся под специальным контролем.

2.2. Для определения того, относится ли незаконно культивируемое растение к наркотикосодержащим, необходимо проведение экспертизы.

Культивирование растений, содержащих, с учетом их вида, генетических признаков, географического происхождения и количества, слишком малую концентрацию действующих начал (морфина, тетрагидроканнабинола и др.), которые не способны оказать вредного одурманивающего воздействия на организм человека (например, посев одного растения конопли, произрастающей в северных районах Сибири), в силу малозначительности не представляет опасности для здоровья населения и согласно ч. 2 ст. 14 не может признаваться преступлением по ст. 231.

3. Объективная сторона выражается в альтернативных действиях.

4. Под посевом запрещенных растений понимается посев семян или высадка рассады без надлежащего разрешения на любых земельных участках, в том числе на пустующих землях. Поэтому посевом следует признавать внесение семян и во временную почву для выращивания рассады в домашних условиях с последующим ее высаживанием на природных земельных участках либо в теплицах.

4.1. Приобретение семян или рассады, проращивание семян вне почвы, когда растение не может достигнуть зрелости, должно рассматриваться как приготовление к посеву при наличии отягчающих обстоятельств, предусмотренных ч. 2 коммент. статьи.

4.2. Посев отражает оконченное (составом) преступление в момент внесения семян или рассады в почву независимо от последующего всхода либо произрастания растений.

5. Выращивание означает уход за посевами и всходами с целью доведения их до определенной стадии созревания (полив, прополка, внесение удобрений, защита от неблагоприятных погодных условий и т.п.).

Выращивание отражает оконченное (составом) преступление в момент совершения действий по уходу за посевами или всходами.

6. Культивирование означает возделывание наркотикосодержащих растений в виде их посева и выращивания, совершенствования технологии выращивания растений, содержащих наркотические вещества, выведения новых сортов, повышения их урожайности, развития устойчивости к неблагоприятным погодным условиям, ухода за дикорастущими растениями (например, ограждение участков от повреждения животными) и т.д.

Культивирование отражает оконченное (составом) преступление в момент совершения соответствующих действий независимо от достижения результата.

7. Посев, выращивание, а также культивирование должны быть незаконными, т.е. совершаемыми в нарушение законодательства РФ (без лицензии на соответствующий вид деятельности, сверх государственных квот и т.п.).

8. Субъект преступного посягательства общий — физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

9. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла, причем прямого. Цель незаконного культивирования наркотикосодержащих растений (личное потребление, сбыт, хозяйственное использование наркотикосодержащих культур и др.) на квалификацию не влияет.

10. В ч. 2 коммент. статьи предусматривается квалифицированный состав преступления.

10.1. О группе лиц по предварительному сговору и организованной группе см. коммент. к ч. 2, 3 ст. 35.

10.2. И размеры запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества, и крупные их размеры утверждаются Правительством РФ.

11. Посягательство, предусмотренное ч. 1 ст. 231, относится к преступлениям небольшой тяжести, а ч. 2 — к тяжким преступлениям.

12. Незаконное культивирование наркотикосодержащих растений, сопряженное с их незаконным хранением, перевозкой, сбытом или изготовлением из указанных растений наркотических средств, квалифицируется по совокупности со ст. 228, 228.1 (см. Постановление Пленума ВС РФ от 15.06.2006 N 14).

Другой комментарий к Ст. 231 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

2. Объективная сторона преступления характеризуется совершением указанного в законе действия, содержание которого раскрывается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 14.

3. Изготовление наркотических средств из соответствующих растений, их последующее хранение, перевозка в крупном размере или их пересылка, производство или сбыт независимо от размера дополнительно квалифицируются по ст. ст. 228 или 228.1 УК РФ.

4. Размеры растений, содержащих наркотические вещества или психотропные вещества либо их прекурсоры, утверждаются Правительством РФ (в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2004 г. N 454 «О запрещении культивирования на территории Российской Федерации растений, содержащих наркотические вещества»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *