21 закон о прокуратуре

Прокуратурой Смоленской области обобщена практика проведения межгоррайпрокуратурами антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и принятия мер, направленных на исключение выявленных в них коррупциогенных факторов.

Результаты проведенной прокурорами работы свидетельствуют о продолжающемся незначительном уменьшении числа выявленных нормативных актов (далее также — НПА), содержащих коррупциогенные факторы, которое обусловлено недопущением включения в издаваемые акты коррупциогенных факторов, подобных ранее исключенным в результате вмешательства прокуроров, а также увеличением числа коррупциогенных факторов, выявленных на стадии изучения проектов нормативных актов.

Так в 2018 году межгоррайпрокурорами Смоленской области проведена антикоррупционная экспертиза 9217 нормативных правовых актов, изданных органами местного самоуправления муниципальных образований области, среди которых выявлено 252 нормативных акта, содержащих 288 коррупциогенных факторов. В целях их исключения прокурорами внесено 29 требований в порядке ст. 9.1 Федерального закона ”О прокуратуре Российской Федерации”, принесено 212 протестов и внесено 11 представлений. В

результате принятых мер на конец года из 241 муниципального нормативного акта исключено 279 коррупциогенных факторов.

В результате этой работы за 9 месяцев 2019 года межгоррайпрокурорами изучено 5509 нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований области. По результатам их экспертизы в 213 нормативных актах выявлено 259 коррупциогенных факторов, в целях исключения которых внесено 24 требования и 6 представлений, принесено 183 протеста. В результате принятых прокурорами мер на конец указанного периода из 200 нормативных актов исключено 244 коррупциогенных фактора.

Подавляющее большинство муниципальных нормативных актов, в которых прокурорами выявлены коррупциогенные факторы, изданы исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления, что объясняется их количественным преобладанием в структуре муниципальных НПА, подлежащих антикоррупционной экспертизе органами прокуратуры области.

С учётом установленных ст. З Федерального закона ”06 антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» категорий наибольшее количество коррупциогенных факторов выявляется в актах, изданных в сфере реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, так как названные акты составляют практически половину от общего числа изученных прокурорами.

Анализ практики антикоррупционной экспертизы нормативных актов показал, что число выявленных коррупциогенных факторов, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, практически равно количеству выявленных коррупциогенных факторов, связанных с установлением неопределенных, трудновыполнимых и (или) обременительных требований к гражданам и организациям.

Выявленные прокурорами коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, в большинстве случаев касались отсутствия либо неполноты административных процедур, а также наличия нормативных коллизий актов различных уровней либо внутренних коллизий нормативного акта.

Например, по протестам прокурора Новодугинского района в Положения о муниципальном жилищном контроле на территориях Новодугинского, Высоковского и Извековского сельских поселений, а также в административные регламенты осуществления названной функции администрациями Тесовского и Днепровского сельских поселений Новодугинского района внесены изменения, направленные на включение в них норм, обязывающих соответствующих должностных лиц проводить внеплановые проверки во всех случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ ”О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, т.к. имевшиеся в указанных актах противоречия федеральному законодательству создавали для должностных лиц соответствующих органов местного самоуправления возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в каждом конкретном случае.

Прокуратурой Ершичского района выявлено, что в муниципальных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства, принятых исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления муниципального образования ”Ершичский район» и трёх сельских поселений названного района , в нарушение требований Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» отсутствовали нормы, определяющие порядок, условия и сроки рассмотрения обращений субъектов предпринимательства и принятия решений об оказании им мер поддержки. В связи с этим предусмотренные указанными программами меры поддержки фактически носили формальный характер и их оказание конкретным субъектам предпринимательства полностью зависело от усмотрения соответствующих должностных лиц органов местного самоуправления. Таким образом, необоснованно широкие дискреционные полномочия, установленные этими

программами для должностных лиц, создают условия для возникновения коррупционных отношений, что является коррупциогенным фактором.

По результатам рассмотрения внесенных прокурором района представлений в муниципальные программы внесены соответствующие изменения и дополнения, в результате которых коррупциогенные факторы исключены.

В ходе антикоррупционной экспертизы Административного регламента предоставления муниципальной услуги ”Выдача выписок из похозяйственной книги, справок о составе семьи и иных справок”, утвержденного администрацией муниципального образования ”Велижский район» , прокуратурой названного района выявлено, что вопреки требованиям Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ ”06 организации предоставления государственных и муниципальных услуг» сроки выполнения предусмотренных им административных процедур, в т.ч. приема и рассмотрения заявления и представленных документов, выдачи результатов предоставления муниципальной услуги заявителю, не установлены. В свою очередь отсутствие порядка совершения органами (должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, является коррупциогенным фактором, так как устанавливает необоснованно широкие пределы усмотрения при совершении этих действий. В результате вмешательства прокуратуры Велижского района в административный регламент внесены изменения, а коррупциогенный фактор исключен.

Прокуратурой Смоленского района в ходе антикоррупционной экспертизы утвержденного представительным органом Положения о бюджетном процессе в Вязгинском сельском поселении установлено, что в указанном нормативном акте вопреки требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации отсутствуют нормы, определяющие отдельные полномочия участников бюджетного процесса, что способствует возникновению коррупционных отношений, т.к. предоставляет соответствующим должностным лицам органа местного самоуправления необоснованно широкие пределы усмотрения при реализации отдельных процедур. В связи с этим прокурором Смоленского района на указанный положение принесен протест. Акт реагирования рассмотрен, Положение принято в новой редакции, в которой коррупциогенный фактор исключен.

Прокурором Ленинского района г. Смоленска в связи с противоречием федеральному законодательству и наличием коррупциогенного фактора опротестованы отдельные нормы Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги” Присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения города Смоленска”. Основанием для этого послужило то, что названным регламентом установлены иные условия и основания для реализации получателями услуги права на обжалование действий (решений) органа местного самоуправления при предоставлении услуги, чем предусмотренные федеральным законом. Имеющаяся коллизия этих норм создавала для соответствующих должностных лиц органа местного самоуправления возможность произвольного выбора этих норм подлежащих применению в конкретном случае, создавая тем самым условия для возникновения коррупционных правоотношений.

По результатам рассмотрения принесенного в связи с изложенным заместителем прокурора Ленинского района г. Смоленска протеста, в регламент внесены изменения, которыми коррупциогенный фактор исключен.

Прокуратурой Дорогобужского района в результате повторной антикоррупционной экспертизы административного регламента предоставления Администрацией муниципального образования ”Дорогобужский район» Смоленской области муниципальной услуги ”Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка», утвержденного постановлением Администрации МО ”Дорогобужский район» Смоленской области от 25.07.2017 № 61 1 установлено, что в указанном регламенте отсутствуют нормы, определяющие срок и порядок продления рассмотрения заявления о предоставлении муниципальной услуги, что способствует возникновению коррупционных отношений, т.к. предоставляет соответствующим должностным лицам органа местного самоуправления необоснованно широкие пределы усмотрения при реализации указанных процедур. Так как указанный регламент содержал также нормы, противоречащие федеральному законодательству, прокурором района на него принесен протест. Акт реагирования рассмотрен, в названный регламент внесены изменения, в результате которых коррупциогенный фактор исключен.

Коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, в большинстве случаев касались установления для граждан и организаций обязанности по представлению необоснованно широкого перечня документов, в т.ч. тех, которые должны быть истребованы в порядке межведомственного взаимодействия.

Прокуратурой Холм-Жирковского района в результате антикоррупционной экспертизы Административного регламента предоставления муниципальной услуги ”Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое» установлено, что положениями названного регламента в нарушений требований ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации на заявителей (юридических лиц и граждан) для получения названной услуги возложена трудновыполнимая и обременительная обязанность представления поэтажного плана дома, в котором находится переводимое помещение. Неправомерное требование предоставления излишних документов способно создать условия для возникновения отношений, основанных на проявлениях коррупции, что является коррупциогенным фактором, содержащим трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям ввиду наличия завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.

По результатам рассмотрения принесенного прокурором района протеста, в названный регламент внесены изменения, в результате чего коррупциогенный фактор исключен.

В Украине будут внедряться первоочередные меры по проведению оценки соответствия действующих прокуроров критериям профессиональной компетентности, добропорядочности и профессиональной этики, а также предоставлению возможности всем добропорядочным кандидатам, имеющим надлежащие теоретические знания и практические навыки, на конкурсной основе занять должность прокурора в любом органе прокуратуры.

Соответствующий Закон № 113-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно первоочередных мер по реформе органов прокуратуры» вступил в силу сегодня, 25 сентября, кроме отдельных положений, вступающих в силу со дня начала работы Офиса Генерального прокурора, обласных и окружных прокуратур.

Законом вносятся изменения в Закон «О прокуратуре» и другие законы, связанные преимущественно с необходимостью изменения названий органов прокуратуры.

Среди основных нововведений:

1. После проведения аттестации прокуроров вместо действующей структуры органов прокуратуры создается новая структура: Офис Генерального прокурора, областные и окружные прокуратуры. Генеральному прокурору будет дано право ликвидировать и реорганизовывать окружные и областные прокуратуры.

2. Ликвидируются военные прокуратуры, но при этом устанавливается право Генпрокурора в случае необходимости образовывать специализированные прокуратуры на правах структурного подразделения Офиса Генерального прокурора, областных и окружных прокуратур.

3. Уменьшается максимальное количество работников органов прокуратуры с 15000 до 10000 человек.

4. Генпрокурор будет иметь полномочия утверждать: стратегию развития прокуратуры; систему оценивания качества работы прокуроров; порядок измерения и регулирования нагрузки на прокуроров; порядок рассмотрения обращений относительно ненадлежащего исполнения прокурором, занимающим административную должность, должностных обязанностей, установленных для такой должности.

5. Все кандидаты с высшим юридическим образованием и стажем работы в сфере права будут иметь возможности участвовать в отборе на замещение должностей во всех органах прокуратуры.

6. Национальную академию прокуратуры Украины преобразуют в Тренинговый центр прокуроров Украины.

7. Базовый должностной оклад прокурора повысят с 12 до 15 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, а также установят ограничение в размере 25 % для максимального размера премии прокурора по результатам календарного года, которая начисляется исключительно в соответствии с оценкой его работы.

С 1 января 2021 года должностной оклад прокурора окружной прокуратуры будет составлять 20 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, размер которого установлен на 1 января календарного года, а с 1 января 2022 года — 25 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, размер которого установлен на 1 января календарного года.

Напоминаем, что размер прожиточного минимума можно узнать в модуле «Справочники» ИПС ЛІГА:ЗАКОН. Заказать тестовый доступ можно .

8. Прокуроры, которые на день вступления в силу указанного Закона занимают должности прокуроров в Генпрокуратуре, региональных и местных прокуратурах, военных прокуратурах, могут быть переведены на должность прокурора в Офисе Генерального прокурора, областных и окружных прокуратурах только в случае успешного прохождения ими аттестации. Ее будут проводить в порядке, предусмотренном данным Законом. Аттестация не будет распространяться на прокуроров САП; лиц, которые назначены на должности первого заместителя, заместителя Генерального прокурора в период с 30 августа 2019 года.

9. Аттестацию прокуроров будут проводить кадровые комиссии, оценивающие профессиональную компетентность прокуроров, их профессиональную этику и добропорядочность. Временно, до 1 сентября 2021 года, решения кадровой комиссии Офиса Генерального прокурора, кадровых комиссий областных прокуратур, принятые по результатам дисциплинарных производств, могут быть обжалованы прокурорами в порядке, определенном КАСУ для обжалования актов, действий или бездействия Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров.

10. Аттестация прокуроров будет включать: 1) сдачу экзамена в форме анонимного письменного тестирования для выявления уровня знаний и умений в применении закона, соответствия осуществлять полномочия прокурора; 2) проведения собеседования с целью оценки соответствия прокурора требованиям профессиональной компетентности, профессиональной этики и добропорядочности. Для выявления уровня владения практическими знаниями и навыками прокуроры будут выполнять письменное практическое задание. В случае неуспешного прохождения аттестации прокурора уволят с должности.

11. Временно, до 1 сентября 2021 года, предусмотрено приостановить полномочия Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров.

12. Снова изменяются требования к лицу, претендующему на занятие должности Генерального прокурора: кандитат должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы в области права не меньше пяти лет. Напомним, эта норма была изменена, чтобы назначить на эту должность Ю. Луценко.

13. Полномочия членов Совета прокуроров Украины, избранных на должности до вступления в силу данного Закона, досрочно прекращаются на следующий день после дня начала работы окружных прокуратур. Рекомендовано всеукраинской конференции прокуроров принять меры по формированию нового состава Совета прокуроров Украины после начала работы окружных прокуратур. В этом случае решение о созыве всеукраинской конференции прокуроров принимает Генеральный прокурор.

При этом устанавливается, что Генеральный прокурор: утверждает порядок проведения отбора кадровыми комиссиями на занятие вакантной должности прокурора; определяет порядок замещения временно вакантных должностей прокуроров в органе прокуратуры; назначает лиц на административные должности в Офисе Генерального прокурора и на должность руководителя областной прокуратуры (при одобрении Комиссии по отбору руководящего состава органов прокуратуры); определяет порядок рассмотрения дисциплинарных жалоб кадровыми комиссиями о совершении прокурором дисциплинарного проступка и осуществления дисциплинарного производства; определяет порядок принятия решения кадровыми комиссиями по результатам дисциплинарного производства и при наличии оснований, предусмотренных Законом «О прокуратуре», о наложении на прокурора дисциплинарного взыскания или решения о невозможности дальнейшего пребывания лица на должности прокурора.

Переходной период

До дня начала работы Офиса Генерального прокурора, областных и окружных прокуратур их полномочия будут осуществлять Генеральная прокуратура, региональные и местные прокуратуры.

После начала работы Офиса Генерального прокурора, областных и окружных прокуратур выполнение функций прокуратуры назначенными в них прокурорами осуществляется с соблюдением требований законодательства и особенностей, определенных Генпрокурором.

За прокурорами и руководителями региональных, местных и военных прокуратур, прокурорами и руководителями структурных подразделений Генпрокуратуры сохраняется соответствующий правовой статус, который у них был до вступления в силу Закона, при реализации функций прокуратуры до дня их увольнения или перевода в Офис Генерального прокурора, областную или окружную прокуратуры. На указанный период оплата труда работников Генпрокуратуры, региональных и местных прокуратур, военных прокуратур осуществляется согласно правительственному постановлению, устанавливающему оплату труда работников органов прокуратуры. При этом лица, которые на день вступления в силу Закона занимают административные должности первого заместителя Генпрокурора, заместителя Генпрокурора, заместителя Генпрокурора — Главного военного прокурора, считаются уволенными с указанных административных должностей. Это не распространяется на заместителя Генпрокурора — руководителя САП, а также на первого заместителя и заместителей Генпрокурора, назначенных на должность после 30 августа 2019 года.

День начала работы Офиса Генерального прокурора, областных и окружных прокуратур определит Генпрокурор решениями относительно Офиса Генерального прокурора, всех областных и всех окружных прокуратур. Указанные решения опубликуют в газете «Голос Украины».

Со дня вступления в силу Закона все прокуроры Генпрокуратуры, региональные и местные прокуратуры, военные прокуратуры считаются персонально предупрежденными о возможном будущем освобождении от должности на основании п. 9 ч. 1 ст. 51 Закона «О прокуратуре» (освобождение от должности ликвидации или реорганизации органа прокуратуры, в котором прокурор занимает должность, или в случае сокращения количества прокуроров органа прокуратуры).

Прокурорам и следователем военных прокуратур, являющимся военнослужащими и проходящим военную службу по контракту, предоставлено право досрочно прекратить контракт о прохождении гражданами Украины военной службы в ВСУ. Прокурорам и следователям военных прокуратур, которые являются военнослужащими и проходят военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, предоставляется право досрочно уволиться с военной службы.

Прокуроры, которые на день вступления в силу Закона занимают должности в Генпрокуратуре, региональных и местных прокуратурах, военных прокуратурах, увольняются Генпрокурором, руководителем региональной (областной) прокуратуры с должности прокурора на основании п. 9 ч. 1 ст. 51 Закона «О прокуратуре» при условии наступления одного из следующих оснований:

— непредоставление прокурором Генпрокуратуры, региональной и местной прокуратур, военной прокуратуры заявления Генпрокурору о переводе в Офис Генерального прокурора, областной или окружной прокуратуры и о намерении в связи с этим пройти аттестацию;

— решение кадровой комиссии о неуспешном прохождении аттестации прокурором Генпрокуратуры, региональной и местной прокуратур, военной прокуратуры;

— в Офисе Генерального прокурора, областных и окружных прокуратурах отсутствуют вакантные должности, на которые может быть переведен прокурор Генпрокуратуры, региональной и местной прокуратуры, военной прокуратуры, успешно прошедший аттестацию;

— непредоставление прокурором Генпрокуратуры, региональной, местной прокуратуры, военной прокуратуры, в случае успешного прохождения им аттестации, согласия в течение 3 рабочих дней на перевод на предложенную ему должность в Офисе Генерального прокурора, областной, окружной прокуратуре.

Хотите быть в курсе важнейших событий? Подписывайтесь на ЮРЛІГУ в соцсетях. Выбирайте, что вам удобнее — Телеграм t.me/jurliga, Фейсбук https://www.facebook.com/jurliga/ или Твиттер https://twitter.com/jurligaua.

Последняя редакция Статьи 129 Конституции РФ гласит:

1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.

2. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

3. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.

6. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 129 КРФ

1. Прокуратура РФ представляет собой систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации и независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

В силу стоящих перед ней задач прокуратура в организационном и функциональном отношении выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. То обстоятельство, что комментируемая статья находится в гл. 7 «Судебная власть», является скорее результатом не осуществившейся при подготовке проекта Конституции попытки свести роль прокуратуры к осуществлению уголовного преследования, нежели свидетельством ее включения в систему судебной власти. Как следует из положений ст. 118 Конституции, судебная власть осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Будучи обязанной обеспечивать верховенство закона, единство законности на всей территории Российской Федерации, прокуратура организуется как единая централизованная система. Единство и централизованность этой системы поддерживается: общностью целей и задач, стоящих перед органами прокуратуры; единством правовых основ деятельности; установленным порядком назначения прокуроров; финансированием всех органов прокуратуры за счет средств федерального бюджета (п. 1 ст. 52 ФЗ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»//СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; с изм. и доп.); подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 11 Закона); запретом создания на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации (п. 3 ст. 11 Закона).

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона систему прокуратуры составляют Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. К числу иных специализированных прокуратур в настоящее время относятся прокуратуры воинских частей, транспортные и природоохранные прокуратуры, которые в основном входят в подсистему соответствующих прокуратур субъектов Федерации. Под эгидой Генеральной прокуратуры функционируют Академия Генеральной прокуратуры РФ, ряд научных и образовательных учреждений.

Подчинение всех нижестоящих прокуроров Генеральному прокурору проявляется в том, что именно этому должностному лицу предоставлено право образования, реорганизации и упразднения всех органов и учреждений прокуратуры (за исключением Следственного комитета при прокуратуре РФ), определения их статуса, компетенции, штатной численности и структуры; назначения и освобождения от должности нижестоящих прокуроров и директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений; принятия в рамках исключительной компетенции обязательных для исполнения решений по вопросам, связанным с осуществлением функций прокуратуры. Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции.

Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» (СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2830) в рамках прокуратуры РФ был создан Следственный комитет, состоящий из Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, а также следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета.

Организация и порядок деятельности Следственного комитета помимо Конституции, ФЗ о прокуратуре, иных федеральных законов и международных договоров определяются Положением о Следственном комитете при прокуратуре РФ, а также другими нормативными правовыми актами Президента РФ.

В соответствии со ст. 20.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» Следственный комитет возглавляет первый заместитель Генерального прокурора — Председатель Следственного комитета, назначаемый на должность в том же порядке, что и Генеральный прокурор, — Советом Федерации по представлению Президента. Председатель Следственного комитета имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должности Президентом по представлению Председателя Следственного комитета. Председатель Следственного комитета самостоятельно определяет структуру и штатное расписание Следственного комитета и его структурных подразделений, полномочия следственных подразделений, устанавливает порядок назначения на должность и освобождения от должности сотрудников.

С созданием Следственного комитета, таким образом, в прокуратуре оказался орган хотя формально и входящий в систему прокуратуры, но в организационном отношении функционирующий практически автономно, так как Закон фактически не наделяет Генерального прокурора полномочиями по определению как его структуры, так и стратегии и тактики деятельности. В значительной мере к Председателю Следственного комитета и руководителям следственных подразделений перешли и полномочия Генерального прокурора, его заместителей и нижестоящих прокуроров по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью следственных подразделений прокуратуры (а вместе с ними и следственных подразделений других правоохранительных органов).

Как представляется, такие законодательные решения не вполне согласуются с положением комментируемой статьи о прокуратуре РФ как единой централизованной системе и вряд ли могут сыграть положительную роль с точки зрения обеспечения законности при раскрытии и расследовании преступлений.

2. С учетом особых полномочий и роли Генерального прокурора Конституция исходит из необходимости решения вопроса о его назначении по согласованию между высшими органами законодательной и исполнительной власти. При этом Президент наделен полномочием представлять кандидата на должность Генерального прокурора, а Совет Федерации — полномочием принимать окончательное решение о его назначении на должность или об отклонении.

Ни Конституция, ни федеральные законы не регламентируют порядок подбора и обсуждения кандидатур, подлежащих представлению Президентом для назначения на должность Генерального прокурора. Определение такого порядка, как и установление конкретных критериев оценки кандидатов, относится к компетенции самого Президента. Конечно же, эти кандидаты должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей: быть гражданами Российской Федерации, иметь высшее юридическое образование, обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами и быть способными по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности (ч. 1 ст. 40 Закона). Представляется также, что с учетом требований, предъявляемых к кандидатам на более низкие должности прокуроров субъектов Федерации (ч. 3 ст. 40 Закона), кандидат на должность Генерального прокурора должен быть не моложе 30 лет и иметь стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет. Впрочем, с учетом того, что должность Генерального прокурора имеет в известном смысле политический характер, требование о пятилетнем стаже работы кандидата на эту должность именно в органах прокуратуры вряд ли можно признать обязательным. Наличие у кандидата опыта работы по юридической специальности в иных правоохранительных или правоприменительных органах может быть достаточным свидетельством его профессиональной компетентности.

Совет Федерации принимает решение о назначении Генерального прокурора на должность простым большинством голосов в соответствии с порядком, установленным его Регламентом.

Если предложенная Президентом кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру (ч. 2 ст. 12 Закона).

Срок полномочий Генерального прокурора установлен Законом в пять лет, по истечении которых на данную должность должно быть назначено либо то же самое, либо другое лицо.

Как следует из ст. 43 Закона о прокуратуре (в ред. от 10 февраля 1999 г.//СЗ РФ. 1999. N 47. Ст. 5620), Генеральный прокурор, как и любой другой прокурорский работник, может быть освобожден от должности в связи с: а) достижением предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры; б) прекращением гражданства Российской Федерации; в) нарушением Присяги, а также совершением проступков, порочащих честь прокурорского работника; г) несоблюдением ограничений, связанных со службой, а также возникновением других обстоятельств, предусмотренных соответственно статьей 11 и пунктом 3 статьи 21 ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»; д) разглашением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также по основаниям, предусмотренным законодательством РФ о труде.

В соответствии с п. 2 ст. 42 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в случае возбуждения в отношении прокурора уголовного дела он на период расследования отстраняется от должности. Это положение Закона распространяется и на Генерального прокурора. Однако ни в Конституции, ни в самом Законе не определено, кто и в каком порядке может отстранить Генерального прокурора от должности.

Рассмотрев этот вопрос в Постановлении от 1 декабря 1999 г. N 17-П по спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела (СЗ РФ. 1999. N 51. Ст. 6364), Конституционный Суд признал, что отстранение Генерального прокурора от должности на время расследования является обязательным последствием возбуждения в отношении него уголовного дела, имеющим обеспечительно-исполнительный характер и исключающим проявление каких бы то ни было дискреционных полномочий. В силу же конституционного статуса Генерального прокурора его отстранение от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела на время проводимого расследования должно составлять компетенцию государственно-властной инстанции федерального уровня, находящейся вне системы прокуратуры. Такой инстанцией, в условиях существующего законодательного регулирования, как признал Конституционный Суд, выступает Президент, который не только вправе, но и обязан издать акт о временном отстранении Генерального прокурора от должности на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела. О принятии такого решения должен быть незамедлительно проинформирован Совет Федерации как орган, управомоченный рассматривать вопрос о назначении на должность и об освобождении от должности Генерального прокурора. Данная правовая позиция в дальнейшем была косвенным образом поддержана федеральным законодателем, установившим в п. 2 ч. 1 ст. 448 УПК правило, согласно которому при решении в отношении Генерального прокурора вопроса о возбуждении уголовного дела или о привлечении в качестве обвиняемого именно Президентом в Верховный Суд РФ вносится представление о даче заключения о наличии в действиях Генерального прокурора признаков преступления

3. С учетом того, что, согласно п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции, кадры правоохранительных органов, в том числе и прокуратуры, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, часть 3 комментируемой статьи предусматривает назначение прокуроров субъектов Федерации по согласованию с этими субъектами.

Ни Конституция, ни ФЗ «О прокуратуре в Российской Федерации» не определяют, с каким именно органом государственной власти должно согласовываться назначение прокурора субъекта Федерации. Пункт же 1 ст. 13 Закона передает решение этого вопроса на усмотрение самих субъектов Федерации, в силу чего в одном случае согласование может проводиться с законодательным (представительным) органом власти субъекта Федерации, в другом — с исполнительным органом, а в третьем — с тем и другим органами.

Закон не устанавливает также, кому именно — Генеральному прокурору или органам власти субъекта — принадлежит право инициировать назначение на должность конкретного кандидата, что дает возможность проявлять инициативу как с одной, так и с другой стороны.

В постановлениях Конституционного Суда от 10 декабря 1997 г. N 19-П (СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5877) и от 7 июня 2000 г. N 10-П (СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728), а также из Определения Конституционного Суда от 21 декабря 2000 г. по ходатайству Министра внутренних дел РФ о разъяснении названных постановлений (СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 215), положение о согласовании назначения на должность прокурора субъекта Федерации с соответствующим субъектом означает только необходимость использования установленных Конституцией и федеральным законом согласительных и юрисдикционных процедур. Однако необходимость согласования с субъектами Федерации назначения на должность определенных категорий должностных лиц, осуществляющих федеральные полномочия, не может, как подчеркнул Конституционный Суд, ограничивать прерогативы Российской Федерации в конечном счете самостоятельно решать вопрос о назначении этих должностных лиц.

Освобождение прокурора субъекта Федерации от должности независимо от его основания производится Генеральным прокурором. При этом у него нет необходимости согласовывать решение об освобождении от должности с соответствующими органами государственной власти субъекта Федерации (п. 2 ст. 13 Закона).

4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи, иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором без проведения каких-либо обязательных предварительных согласований.

В таком порядке назначаются, как указано в п. 2 ст. 13 Закона, прокуроры городов и районов, а также прокуроры военных и иных специализированных прокуратур (транспортных, природоохранных, прокуратур воинских частей и др.). В этом же порядке осуществляется и их освобождение от должности.

Конечно, сказанное не означает, что при назначении упомянутых прокуроров вообще не следует учитывать мнение органов государственной власти и прокуроров соответствующих субъектов Федерации (если речь идет о назначении прокуроров районов и городов) или вышестоящих прокуроров (если речь идет о прокурорах специализированных прокуратур), а также органов местного самоуправления, однако в этих случаях учет высказанного мнения не является для Генерального прокурора обязательным.

С учетом того, что в отсутствие Генерального прокурора или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей эти обязанности исполняет первый заместитель либо один из заместителей, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» установил порядок, при котором первый заместитель и заместители Генерального прокурора назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора (п. 2 ст. 14). Первый заместитель Генерального прокурора — Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента (п. 3 ст. 20.1).

5. В соответствии с ч. 5 ст. 129 Конституции в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» определены следующие полномочия прокуратуры:

— надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (в частности, органами ФСБ, МВД, федеральными органами налоговой полиции, таможенной службы);

— надзор за исполнением законов судебными приставами;

— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (в рамках этих полномочий осуществляется согласование с Генеральной прокуратурой утверждаемых Минюстом России Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и следственных изоляторов, рассмотрение жалоб и заявлений осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и задержанных, осуществляются проверки условий содержания лиц в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, изоляторах временного содержания);

— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ. Конкретные полномочия прокурора по осуществлению уголовного преследования определяются УПК, в частности его статьей 37. В соответствии с ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ эти полномочия, особенно применительно к уголовным делам, досудебное производство по которым осуществляется в форме предварительного следствия, оказались значительно суженными. В частности, прокурор лишился права возбуждать уголовные дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя, осуществлять производство отдельных следственных действий или в целом производство предварительного расследования по уголовному делу;

— координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Указом Президента от 18 апреля 1996 г. N 567 было утверждено Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, в котором определяются уровни, основы, направления и формы координации деятельности правоохранительных органов, а также обозначаются полномочия различных участников координационной деятельности, и прежде всего прокурора — председателя координационного совещания (СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1958);

— участие в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами (полномочия прокурора в этих сферах судопроизводства определяются соответственно: статьей 45 ГПК, предоставляющей прокурору право обращаться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также граждан, если последние по каким-либо причинам не могут сами обратиться в суд; статьей 52 АПК, в соответствии с которой прокурор может обратиться в арбитражный суд с оспариванием нормативных и ненормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, затрагивающих права организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также с исками о недействительности сделок, затрагивающих интересы Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований; статьями 37 и 246 УПК, в силу которых прокурор в суде по уголовным делам поддерживает государственное обвинение);

— участие в правотворческой деятельности (органы прокуратуры, не будучи наделены на федеральном уровне правом законодательной инициативы, могут реализовать свои предложения по совершенствованию законодательства посредством их внесения Президенту или Правительству, а также путем участия в обсуждении законопроектов; конституциями, уставами и законами ряда субъектов Федерации прокуратуре предоставлено право участвовать в их законодательной деятельности);

— внесение представлений в Пленум Верховного Суда, Пленум Высшего Арбитражного Суда о даче разъяснений по вопросам судебной практики;

— обращение в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Конституционный Суд в Постановлении от 18 июля 2003 г. N 13-П (СЗ РФ. 2003. N 30. Ст. 3101) признал наличие у Генерального прокурора также права оспаривать в Конституционном Суде соответствие Конституции РФ конституций и уставов субъектов Федерации.

Законом также определяются конкретные полномочия органов прокуратуры и их должностных лиц, обеспечивающие решение задач по каждому из направлений деятельности прокуратуры РФ и по руководству подчиненными органами прокуратуры. При этом, осуществляя свою деятельность, прокуроры не должны подменять иные органы.

В целях решения стоящих перед прокуратурой задач прокурор вправе: иметь доступ к необходимым документам и материалам; требовать проведения проверок, ревизий, представления необходимых материалов; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушения законов; приносить протесты на противоречащие закону правовые акты; вносить представления об устранении нарушений закона; предостерегать о недопустимости нарушения закона; выносить постановления о возбуждении производства об административном правонарушении. В случаях выявления противоречия постановлений Правительства Конституции и федеральным законам Генеральный прокурор информирует об этом Президента.

1. Подлежат ли выдаче граждане Кыргызской Республики тому государству, на территории которого они совершили преступление?

2. С какого возраста лицо подлежит уголовной ответственности за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, причинившее значительный ущерб?

3. Продолжительность назначенных общественных работ?

4. Какие меры могут быть приняты судом к лицу, признанному невменяемым?

5. Предусмотрена ли административная ответственность несовершеннолетних?

6. Кто имеет право отозвать представление на решение, приговор, определение или постановление суда до начала его рассмотрения судом?

7. На каком языке ведется судебное разбирательство?

8. Кто не может быть личным гарантом обвиняемому или подсудимому?

9. Срок рассмотрения протеста прокурора?

10. Кто не подлежит приводу?

11. В каком порядке производится контроль за прослушивание и запись переговоров?

12. Сколько времени в день может производиться допрос несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого?

13. На кого возложено извещение сторон о вызове в судебное заседание по гражданским делам?

14. Как часто должна проводиться аттестация прокурорских работников?

15. Что является основанием уголовной ответственности?

16. Учитывается ли при признании рецидива преступлений, судимость лица в иностранном государстве за деяние, признанное преступлением и в Кыргызской Республике?

17. По какой статье Уголовного кодекса КР наступает уголовная ответственность за неоконченное преступление?

18. Где приносится публичное извинение, при назначении наказания в виде публичного извинения в качестве дополнительного наказания?

19. В случае злостного уклонения от отбывания исправительных работ лицом, осужденным к исправительным работам, суд каким наказанием может заменить исправительные работы?

20. В каком порядке рассматриваются обращения граждан касающиеся земельных споров?

21. Каким судам Кыргызской Республики подсудно оспаривание ненормативных актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органа местного самоуправления, их должностных лиц и государственных служащих?

22. Каким судам Кыргызской Республики подсудно взаимосвязанные между собой иски?

23. Кем осуществляется правосудие в Кыргызской Республике?

24. На каких лиц не распространяется привлечение к общественным работам в виде наказания?

25. Кто вправе лишить права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность?

26. На кого не применяется пожизненное лишение свободы?

27. Кем издается акт об амнистии?

28. В какой срок обжалуется судебное решение первой инстанции по уголовным делам?

29. Какое время не включается в срок следствия?

30. В какой срок обжалуется постановление суда об избрании меры пресечения или об отказе в этом?

31. В течении какого времени подлежат хранению вещественные доказательства?

32. Срок следствия по уголовным делам о преступлениях небольшой тяжести?

33. В какой срок рассматриваются дела о восстановлении на работе, дела о взыскании алиментов и об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц?

34. В какой суд может быть обжаловано в апелляционном порядке решение районного суда по гражданским делам?

35. Какому суду подлежит рассмотрение обжалований судебных актов,принятых межрайонным судом, не вступивших в законную силу?

36. В какой срок подается кассационная жалоба или представление на решение суда по гражданскому делу?

37. Кем назначаются и освобождаются от должности первый заместитель и заместители Генерального прокурора?

38. Кем присваиваются высшие классные чины и воинские звания работникам органов прокуратуры?

39. Кто назначается на должностизаместителя Генерального прокурора и Военного прокурора?

40. Кто назначается на должность Генерального прокурора Кыргызской Республики?

41. Каким органом является коллегия органов прокуратуры:

42. Кем утверждается состав коллегии Генеральной прокуратуры?

43. Могут ли привлекаться к административной ответственности иностранные граждане, пребывающие в Кыргызской Республике, а также лица без гражданства?

44. Срок применения административного заключения под стражу?

45. Кем выдворяются из страны иностранные граждане и лица без гражданства в случаях нарушения порядка пребывания в Кыргызской Республике?

46. В случае вынесения судом определения о возвращении искового заявления, препятствует ли это повторному обращению истца в суд с заявлением по тому же делу, если им будет устранено допущенное нарушение?

47. В какие сроки могут быть принесены жалобы и представления в порядкенадзора по авторским и наследственным правам?

48. К направлениям прокурорского надзора не относится:

49. В каком году была учреждена прокуратура КР?

50. В каком году был принят в суверенном государстве первый Закон «О прокуратуре Кыргызской Республики»?

51. Какая статья Конституции КР регулирует организацию и деятельность прокуратуры?

52. Как называются специфические правовые акты, вносимые только прокурором в порядке реализации своих полномочий?

53. Кем осуществляется прокурорский надзор в изоляторах временного содержания?

54. Прокурор, участвующий в рассмотрении уголовного дела судом и поддерживающий обвинение, именуется:

55. Осуществляя надзор за законностью расследования уголовных дел, прокурор управомочен:

56. В течение, какого срока прокурор должен изучить уголовное дело, поступившее с постановлением об окончании следствия

57. При наличии каких основаниях прокурор не может принимать участие в производстве по делу:

58. В какой срок передаются вещественные доказательствапри передаче дела от одного следователя другому, а равно при направлении дела прокурору и в суд либо передаче дела из одного суда в другой:

59. Кому должен письменно сообщить начальник места содержания задержанного, если в течении 48 часов с момента задержания не поступило постановление о применении к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу?

60. Заявление ходатайств возможно:

61. Какие органы представляемой и исполнительной власти КР не могут входить в предмет прокурорского надзора?

62. Каким нормативно-правовым актом производится соединение дел в одно производство?

63. С какого времени исчисляется срок производства по делу, в котором соединены несколько дел?

64. В какой срок должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении?

65. Кем возбуждается уголовное дело в отношении депутата ЖогоркуКенеша Кыргызской Республики?

66. В какой срок может быть обжалован отказ в возбуждении дела с момента получения соответствующего извещения заявителем надзирающему прокурору или в суд?

67. Что обязан предпринять в первую очередь прокурор, когда принимает уголовное дело?

68. После утверждения постановления о привлечении в качестве обвиняемого прокурор:

69. Какие действия предпринимает прокурор после направления дело в суд?

70. Какая наступает ответственность за действия направленные на возбуждение национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды?

71. В полномочия, каких государственных органов входит право объявления предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности и в целях профилактики преступлений направленных на возбуждение национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды?

72. Какими нормативными правовыми актами КР запрещается дискриминация по признаку расы, этнической принадлежности, вероисповедания, а также пропаганда, в том числе с использованием средств массовой информации, направленные на возбуждение национальной, религиозной ненависти, вражды, насилие, дискриминацию или превосходства по признаку национальной, религиозной, этнической, расовой принадлежности?

73. В каком году был принят действующий Закон Кыргызской Республики «О прокуратуре КР»?

74. В каких условиях Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики предоставляется право изменять установленную законом подследственность?

75. В какой форме объявляется предостережение о недопустимости нарушения закона?

76. Какой срок полномочий Генерального прокурора, а также прокуроров областей, городов, районов и приравненных к ним прокуроров?

77. В течение, какого срока со дня внесения представления прокурором должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений нормативных правовых актов, причин и условий, способствующих их нарушению, а также привлечению виновных лиц к дисциплинарной ответственности?

78. Предписание об устранении нарушений нормативного правового акта вносится прокурором в тех случаях:

79. В какой срок подлежит исполнению предписание прокурора, и в какой форме сообщается прокурору?

80. В случае отказа должностных лиц, граждан от явки для дачи объяснений и показаний в органы прокуратуры прокурор вправе:

81. Обязан ли прокурор или его заместитель немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение?

82. Имеет ли право прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу?

83. Какие действия совершает прокурор, если усмотрит что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными?

84. Предельный возраст нахождения прокуроров и следователей на службе в органах прокуратуры составляет:

85. Какой срок пребывания установлен в специальном классном чине младшего юриста и юриста 1 класса?

86. Могут ли иностранные граждане и лица без гражданства пользоваться теми же правами наравне с гражданами Кыргызской Республики?

87. На какой срок применяется административный арест? А также в условиях чрезвычайного или военного положения за посягательство на общественный порядок?

88. Протокол, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении направляются суду (судье) или органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении:

89. Какие виды актов применяет прокурор, участвуя в рассмотрении дел судами?

90. Как называется документ прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении?

91. При осуществлении надзорных полномочий прокурор применяет следующие акты прокурорского реагирования:

92. Что такое прокурорский надзор?

93. В чем состоит содержание деятельности прокурорского надзора?

94. В чем специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности?

95. Назовите принцип организации системы прокуратуры?

96. Принципы организации и деятельности органов прокуратур?

97. Разрешено ли прокурорам быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели или принимать участие в их деятельности?

98. Является ли надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина предметом прокурорского надзора?

99. Какие виды обращений рассматриваются прокурорами?

100. Как называется разрешение прокурора на выполнение определенных действий органов расследования?

101. В какой статье Уголовно-процессуального кодекса КР закреплены полномочия прокурора при производстве уголовных дел?

102. Возможно ли производство таких следственных действий, как осмотр места происшествия и назначение экспертизы до возбуждения уголовного дела?

103. При проверке законности задержания несовершеннолетнего прокурор обязан:

104. Что обязан сделать следователь, если установит, что данное дело ему неподследственно?

105. Кто возглавляет Генеральную прокуратуру КР?

106. Кем назначаются прокуроры областей, городов Бишкек, Ош:

107. Совещательным органом прокуратуры является:

108. Срок предварительного следствия?

109. На какой срок избирается Президент Кыргызской Республики?

110. Что не относится к предмету общего надзора прокуратуры?

111. По какому принципу действуют специализированные прокуратуры?

112. К каким из перечисленных видов органов относится прокуратура?

113. Прокуратура Кыргызской Республики осуществляет надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов от имени:

114. Какой акт вносится прокурором на правовой акт, противоречащий нормативному правовому акту, обладающему более высокой юридической силой?

115. Кто признается подстрекателем в совершении преступления?

116. Срок давности привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений небольшой тяжести?

117. В каких случаях назначается комплексная экспертиза?

118. Имеет ли право следователь брать у свидетеля образцы почерка и другие образцы для сравнительного анализа?

119. Обязательно ли участие прокурора при осмотре зданий занимающие дипломатические представительства?

120. Виды приговоров:

121. Предупреждаются ли об ответственности за дачу заведомо ложных показаний потерпевший или свидетель, не достигший 16-летнего возраста?

122. В какой момент судебного разбирательства обвиняемый может дать показание?

123. Кто обеспечивает порядок во время судебного разбирательства и судебного заседания?

124. Вправе ли судья изменить меру пресечения обвиняемому (подсудимому) после принятия уголовного дела?

125.За какие преступления возможно привлечение к уголовной ответственности с 14-летнего возраста?

126. Обязан ли прокурор участвовать в судебном рассмотрении по делам частного обвинения?

127. Кто являются сторонами в трудовых отношениях?

128. Виды субъектов частных трудовых отношений?

129. Понятие трудового договора:

130. Когда входит в силу трудовойдоговор?

131. По истечении скольких дней работодатель обязан завеститрудовую книжку работнику?

132. Когда должна выдаваться трудовая книжка работника при прекращении?

133. Порядок занятия должности на государственной службе:

134. Возможен ли перевод работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья?

135. Возможно ли работника назначить на вакантную должность исполняющим обязанности?

136. Понятие работы в ночное время:

137. Допускаются ли к работе в ночное времялица в возрасте до 18 лет?

138. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска:

139. Формы оплаты труда?

140. Возможны ли удержания из заработной платы?

141. Кто является носителем суверенитета в Кыргызстане?

142. Кто вправе выступать от имени народа Кыргызстана?

143. Какие города являются городами республиканского значения?

144. Кому служат государство и его органы?

145. Возможно ли использование Вооруженных Сил Кыргызской Республики для достижения внутригосударственных политических целей?

146. Виды государственного бюджета в Кыргызской Республике:

147. С какого возраста могут назначаться лица, имеющие юридическое образование, на должности прокурора города, района?

148. Кто несет ответственность за прием и регистрацию сообщений о преступлениях?

149. В какой срок компетентные органы должны принять решение в связи с сообщением о преступлении?

150. Осуществляя надзор за законностью расследования уголовных дел, прокурор управомочен:

151.Кому администрация места заключения обязана немедленно передать жалобы лиц, задержанных или содержащихся под стражей, на действия работника органа дознания, действия или решения следователя?

152. Чем определяется самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности?

153. Как именуется объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления своих функций?

154. В каком Законе определены полномочия прокурора?

155. Представление об устранении нарушений нормативного правового акта вносится прокурором:

156. Какой орган рассматривает дела о совершении подростками административных правонарушений

157. Какими органами осуществляется выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности?

158. Что происходит с имуществом, полученным в результате коррупционных преступлений и правонарушений?

159. Что может повлечь совершение государственным служащим какого-либо коррупционного правонарушения, если оно не содержит признаков уголовно наказуемого деяния?

160.Как называется территория, объекты, на которых совершается общественно опасное деяние?

161.В каких случаях наступает уголовная ответственность за бездействие?

162.Какие наказания предусмотрены законом за менее тяжкие преступления, а также за неосторожные преступления?

163. К каким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет, но не свыше десяти лет?

164. Рецидивом преступлений признается:

165. Как характеризуется преступление, совершенное по неосторожности?

166. Что признается покушением на преступление?

167. Что признается организованной преступной группой?

168. Является ли преступлением причинение вреда правоохраняемым интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, интересам общества и государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный?

169. Что такое наказание?

170. Как распределяется тройной айып?

171. При сложении наказаний по совокупности преступлений и совокупности приговоров одному дню лишения свободы, сколько дней исправительных работ соответствуют?

172. Какой срок давности привлечения к уголовной ответственностипосле совершения тяжкого преступления?

173. Какой срок давности привлечения к уголовной ответственностипосле совершения менее тяжкого преступления?

174. Когда осужденный за совершение преступлениясчитается судимым?

175. Назначается ли штраф несовершеннолетнему?

176. В каком размере назначается штраф несовершеннолетнему?

177. Лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, срок лишения свободы за особо тяжкое преступление не может превышать:

178. Лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, срок лишения свободы за преступление небольшой тяжести преступление не может превышать:

179. Срок наказания за доведение лица до самоубийства или покушения на него путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения личного достоинства совершенное в отношении лица, находившегося в материальной или иной зависимости от виновного?

180. Кем осуществляется помилование в отношении индивидуально определенного лица?

181. Что такое разбой?

182. Понятие грабежа?

183. Какое наказание предусмотрено за подкуп голосов избирателей кандидатом в Президенты Кыргызской Республики, кандидатом в депутаты ЖогоркуКенеша Кыргызской Республики или местного кенеша?

184. Понятие мошенничества?

185. Могут ли предоставляться участки в черте населенного пункта иностранным физическим лицам или юридическим лицам?

УДК: 343.195.3

Солодянкина Д. С.

Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ, РЕПУТАЦИИ, НРАВСТВЕННОМУ И ДУХОВНОМУ РАЗВИТИЮ

В статье рассмотрены основные объекты прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию.

Ключевые слова: несовершеннолетние, прокуратура, прокурорский надзор, вредоносная информация, информационная безопасность.

В настоящее время информационное пространство в Российской Федерации доступно для распространения вредоносной информации, невозможно также в полной мере обеспечить информационную защиту граждан. Наиболее опасно негативное влияние такой информации на несовершеннолетних, что обусловлено их возрастом и особенностями индивидуального психического развития. В связи с этим обстоятельством государство принимает меры по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних. Одним из компетентных органов государства, наделенных правозащитными и надзорными полномочиями в данной сфере, является прокуратура. В связи с тем, что Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»1 не устанавливает круг объектов надзора за исполнением законов об информационной безопасности несовершеннолетних, для эффективного осуществления надзорных полномочий необходимо определить поднадзорные прокуратуре объекты. Для решения указанной задачи исследуем положения федеральных нормативных правовых актов и организационно-распорядительных актов Генерального прокурора Российской Федерации.

В соответствии со статьей 21 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Рассмотрим указанный перечень поднадзорных прокуратуре объектов применительно к надзору за исполнением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию.

Следует обратить внимание, что в круг объектов надзора органов прокуратуры не включены физические лица. Однако в современных условиях активного развития оборота информации на законных представителей несовершеннолетних в силу их статуса возлагается

1 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»

ответственность за нераспространение вредоносной информации и ограждение от нее детей. Органы прокуратуры, контролирующие органы могут пресечь нарушения и привлечь к ответственности виновных лиц, но оградить ребенка и обеспечить полную информационную безопасность представляется возможным только во взаимодействии с родителями (иными законными представителями).

Говоря о законных представителях несовершеннолетних, целесообразно уделить внимание органам опеки и попечительства, на которые возлагается обязанность по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством, контроля за деятельностью самих опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане. Отметим, что Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»2 не регулирует осуществление мер по обеспечению информационной безопасности. Таким образом, в настоящее время имеется проблема в отсутствии нормативного закрепления компетенции и полномочий в данной части за определенным органом государства (местного самоуправления).

Обратимся к Федеральному закону от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»3, который регулирует отношения, связанные с защитой несовершеннолетних в информационном обороте. Данный нормативный правовой акт регламентирует защиту лиц, обладающих особым статусом в силу недостижения совершеннолетия. Однако есть взрослые граждане, для которых вредоносная информация опасна как и для детей. Например, в случае особенностей развития личности или психических отклонений незащищенность от вредоносной информации таких лиц будет сходна с несовершеннолетними. Однако применение Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» будет осложнено тем, что указанный Закон не регламентирует осуществление мер защиты взрослых граждан. На наш взгляд, в целях обеспечения безопасности лиц, которые не вполне могут самостоятельно защитить себя от вредоносной информации, при наличии оснований прокурору надлежит информировать Роскомнадзор, либо в порядке статьи 45 ГПК РФ обращаться в суд с целью обеспечения информационной безопасности граждан, не обладающих полной дееспособностью.

Как следует из статьи 21 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, Следственный комитет Российской Федерации, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица могут быть отнесены к объектам прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию.

Рассмотрим особенности деятельности органов контроля (надзора) в данной сфере. В силу ст. 20 Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», государственный контроль (надзор) в сфере информационной безопасности детей осуществляют следующие федеральные органы исполнительной власти: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Министерство культуры Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

2 Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // СПС «Консультант плюс»

3 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // СПС «Консультант плюс»

В свою очередь, в качестве предмета прокурорского надзора можно определить законность деятельности указанных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контролирующие (надзорные) функции в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию.

К основным субъектам мониторинга, а равно поднадзорному объекту прокурорской деятельности в сфере информационной безопасности также относится и МВД России. Как отмечал К.В. Бородин4, данный орган раскрывает преступления в сфере высоких технологий и проводит мониторинг сети Интернет; осуществляет формирование Единого реестра в отношении распространяемой посредством сети Интернет информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Все вышеперечисленные органы являются объектами надзора за исполнением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию также в соответствии с п. 3.2 приказа Генерального прокурора РФ от 26 ноября 2007 г. №188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»5.

Далее, в качестве объекта надзора в рамках исполнения законодательства о защите детей от вредоносной информации необходимо указать некоммерческие организации, объединения граждан. В развитие Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Минобрнауки России в письме от 28.04.2014 № ДЛ-115/03 «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет»6 сформировало Перечень видов вредоносной информации, которая не соответствует задачам образования. Указанный Перечень к информации, отрицающей семейные ценности, относится информация движения граждан «чайлдфри», поддерживающих нежелание иметь детей. Например, в 2013 году прокуратурой Центрального района Санкт-Петербурга по результатам проверки по заявлению гражданина на наличие вредоносной информации в социальной сети «Вконтакте», были внесены требования о блокировке сообщества «чайлдфри».

В соответствии со ст. 21 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» к объектам прокурорского надзора относятся юридические лица. Полагаем, что объектами надзора также являются индивидуальные предприниматели, несмотря на то, что последние не названы в таком качестве в Законе «О прокуратуре Российской Федерации», но восприняты таковыми практикой надзора7. В частности, в изучаемой сфере речь идет о таких субъектах предпринимательской деятельности, как провайдеры — компании, которые поставляют какие-либо услуги. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»8 содержит соответствующую понятийную базу «провайдера хостинга», функция которого направлена на предоставление

4 Бородин К.В. Объекты и субъекты правового регулирования борьбы с распространением вредной информации в сети Интернет // Информационное право. 2016. № 2. С. 13-17.

5 Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»// СПС «Консультант плюс»

6 Письмо Минобрнауки России от 28.04.2014 № ДЛ-115/03 «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет» // СПС «Консультант плюс»

8 Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС «Консультант плюс»

вычислительной мощности, позволяющей разместить информацию в доступе сети «Интернет». При подаче прокурором искового заявления чаще всего ответчиками выступают организации-провайдеры, которые в соответствии с Законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» обязаны соблюдать установленные законом ограничения для последующего обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних.

Также, исходя из положений статьи 2 Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» можно сделать следующие выводы. Оборот информационной продукции, содержащей вредоносную для несовершеннолетних информацию, запрещен во время проведения зрелищных мероприятий, которые могут проводиться посредством театрально-зрелищных, культурно-просветительских и зрелищных развлекательных мероприятий в театрах, цирках, концертных залах, киностудиях, библиотеках и пр., которые организуют и проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Вышеуказанные организации и провайдеры, выступают в качестве объектов контроля (надзора) как компетентных федеральных органов исполнительной власти — Министерства культуры Российской Федерации и Роскомнадзора, так и органов прокуратуры, что может вызвать замечание о тождестве осуществляемой деятельности. На практике данный вопрос разрешается разграничением компетенции и согласованием плана проверок по обеспечению информационной безопасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность федеральных органов исполнительной власти разграничивается следующим образом: оборот информационной продукции относится к регулированию Рособрнадзором в образовательном процессе; оборот аудиовизуальной продукции и информационной продукции Минкультуры России в рамках любых носителей и зрелищных мероприятий; Роспотребнадзор в части сведений и соблюдения технической регламентации занимается в рамках потребительской реализации информационной продукции.

Оборот информации в иных случаях, не подпадающих под компетенцию вышеперечисленных органов, а равно производство и выпуск средств массовой информации, вещание телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм, а также распространение информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе в сети Интернет) и сетей подвижной радиотелефонной связи относится к сфере деятельности Роскомнадзора.

В соответствии с п. 87.3 приказа Минкомсвязи России от 10.04.2013 № 81 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»9, приказ (распоряжение) о проведении внеплановой проверки, изданный в том числе на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов, является основанием для проведения внеплановой проверки Роскомнадзором. При этом на основании п. 101 Регламента копия акта внеплановой выездной проверки в течение пяти рабочих дней со дня ее завершения направляется в орган прокуратуры, который согласовал проведение проверки. Тем самым прокуроры надзирают за исполнением законов Роскомнадзором при проведении

9 Приказ Минкомсвязи России от 10.04.2013 N 81 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»// СПС «Консультант Плюс»

им проверок и за законностью правовых актов должностных лиц данного органа, а Роскомнадзор осуществляет надзор за деятельностью провайдеров.

При обнаружении нарушений прокуроры в силу п. 3.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации»10 перенаправляют обращения граждан в компетентный орган для дальнейшего рассмотрения, либо принимают меры — информируют Роскомнадзор или в порядке статьи 45 ГПК направляют исковое заявление в суд. Для повышения эффективности работы органов прокуратуры, а также устранения сходства в деятельности надзорных органов, представляется целесообразным изменение законодательства в части четкого разграничения компетенции указанных органов, и усиления ответственности поднадзорных прокуратуре органов контроля (надзора) за надлежащее осуществление полномочий.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»11 к вопросам местного значения относится создание условий в организации досуга и культуры, противодействии экстремизма и терроризма, развития художественного творчества, осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью, что в свою очередь подразумевает обеспечение информационной безопасности. Также к компетенции органов местного самоуправления относится обеспечение охраны общественного порядка, вопросы образования, опеки и попечительства. В соответствии с региональными правовыми актами в муниципальных образованиях органами местного самоуправления создаются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Следовательно, законность деятельности, осуществляемой органами местного самоуправления в сфере информационной безопасности, также будет предметом надзора органов прокуратуры.

Необходимо отметить, что приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» конкретизирует основной перечень объектов надзора, указанный в ст. 21 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», и в числе объектов надзора в данной сфере называет органы и учреждения образования и культуры, а также средства массовой информации. Следовательно, создаваемые на федеральном, региональном и местном уровне органы и учреждения образования и культуры, а также средства массовой информации входят в число объектов надзора в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию.

Таким образом, на основании Закона «О прокуратуре Российской Федерации», иных федеральных законов и приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» определен круг объектов прокурорского надзора в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию. При этом в результате исследования федерального законодательства выявлены проблемы правого регулирования деятельности по защите несовершеннолетних от вредоносной информации.

10 Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации»// СПС «Консультант Плюс»

11 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// СПС «Консультант Плюс»

Литература

1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-Ф3// СПС «Консультант Плюс»

2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// СПС «Консультант Плюс»

4. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС «Консультант плюс»

5. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // СПС «Консультант плюс»

6. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // СПС «Консультант Плюс»

7. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» // СПС «Консультант Плюс»

8. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

9. Приказ Минкомсвязи России от 10.04.2013 № 81 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» // СПС «Консультант Плюс»

10. Письмо Минобрнауки России от 28.04.2014 № ДЛ-115/03 «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет» // СПС «Консультант плюс»

11. Бородин К. В. Объекты и субъекты правового регулирования борьбы с распространением вредной информации в сети Интернет // Информационное право. 2016. № 2. С. 13-17.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *