2 гражданства и двойное гражданство

Двойное гражданство— человек приобретает второе гражданство с согласия государства, гражданином которого он уже является.

Два и более гражданства — ситуация, когда человек приобретает второе гражданство без ведома, государства, гражданином которого он является изначально.

Некоторые страны запрещают все виды двойного гражданства. Например, прежде, чем получить гражданство Германии, необходимо письменно отказаться от гражданства всех остальных стран.

В странах с монархической формой правления вместо термина «гражданство» используется термин «подданство». По сути, это одно и то же.

Россия не запрещает иметь второе гражданство. Статья 62 Конституции РФ гласит:

Что такое «двойное гражданство»

Соответствующий статус появляется у граждан тех стран, между которыми заключен договор о двойном гражданстве, то есть о взаимном признании обоих гражданств. При этом оба государства признают за своими гражданами наличие обоих гражданств стран как равноценных. У России подобные договоры заключены только с Туркменией и Таджикистаном.

При этом «двойные граждане» сохраняют гражданские права обоих государств. Что же касается социального обеспечения, налогов и военной службы, то эти вопросы гражданин решает в той из двух стран, где он постоянно проживает. При этом мужчины, отслужившие в одной из стран, не призываются в другой стране.

«Двойные граждане» находятся под защитой и покровительством каждого из своих государств. Их дети также получают двойное гражданство.

Что такое «два гражданства»

Если российский гражданин приобретает гражданство другого государства — это не противозаконно. Однако его второе гражданство и подтверждающие это гражданство документы не признаются российским законодательством и не действует на территории России.

Проще говоря, если у гражданина есть гражданство, например, РФ и США, то в России он будет считаться российским гражданином, а в Америке — американским. На территории третьих стран такой человек может жить по тому из паспортов, по которому ему удобнее.

Статья 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гласит:

Если вы получили второе гражданство — вы не обязаны информировать об этом российские власти. В свою очередь, иностранные государства, как правило, не ставят консульские учреждения других стран в известность о приобретении гражданами их гражданства.

Что дает получение второго гражданства?

Прежде всего, это отсутствие визовых проблем. Если человек живет «на две страны», ему гораздо проще один раз оформить второе гражданство, чем каждый раз оформлять визу на въезд. Однако стоит помнить, что ко второму гражданству прикладывется обязанности, к примеру, необходимость платить налоги еще одному государству.

Кроме того, гражданство, например, США, дает возможность обойтись не только без американской, но и без английской, без шенгенской и без многих других виз. При этом «двойной гражданин» может выехать из России по российскому паспорту, а в США въехать уже по американскому. Если при выезде из России пограничник спросит, на основании какого документа гражданин планирует въехать в США, достаточно сообщить о двойном гражданстве и продемонстрировать второй паспорт.

Получить российскую визу в импортный паспорт «двойной гражданин» не может — ведь в российском консульстве он считается россиянином.

Если же, находясь за границей, «двойной гражданин» теряет российский паспорт, для въезда в Россию выдается ему свидетельство на возвращение в РФ, а по возвращении в Россию загранпаспорт восстанавливается в обычном порядке.

Статья 6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию» гласит, что


2020.07.07

Комиссия правительства по законопроектной деятельности поддержала законопроект, запрещающий послам и постоянным представителям РФ в международных организациях иметь двойное гражданство и вид на жительство за рубежом. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на отзыв комиссии.

Nikolay Gyngazov/Global Look Press

Законопроект был внесен в Госдуму 28 февраля председателем комитета Совета Федерации по международным делам Константином Косачевым и главой комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Андреем Клишасом. Для послов и постпредов РФ предлагается ввести обязательное требование об отсутствии гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание там гражданина РФ. Документ также запрещает главам дипмиссий приобретать иностранное гражданство или вид на жительство непосредственно в период исполнения ими своих полномочий.

Комитет Совфеда поддержал законопроект о запрете иностранного гражданства для послов

В проекте отзыва указано, что данные изменения обусловлены принятием поправок к Конституции РФ. Согласно новым положениям основного закона, ранее вступившим в силу, отдельным должностным лицам запрещается иметь иностранное гражданство, вид на жительство в другой стране, хранить в зарубежных банках вклады, наличные денежные средства и ценности. «Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект», — сказано в проекте отзыва.

Ранее данный законопроект уже поддержал профильный комитет Госдумы по международным делам.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Поделись Автор

На прошлой неделе комитет Совета федерации по конституционному законодательству поддержал проект изменений в Федеральный закон «О гражданстве». Согласно предлагаемым новшествам на россиян возлагается уголовная ответственность за сокрытие второго гражданства, вида на жительство или любого документа, подтверждающего право проживания в иностранном государстве. По идее разработчиков жители России обязаны оповестить органы Федеральнйо миграционной службы (ФМС) о получении нероссийского гражданства в течение 60 дней с момента его приобретения. Наше агентство попросило российских экспертов – в большинстве, москвичей — оценить предстоящие нововведения.

Владимир Мукомель, доктор социологических наук:

«Предлагаемые законопроектом дополнения и изменения в закон о гражданстве (в просторечии именуемые «законом о двойном гражданстве»), в принципе, имеют право на существование, но концепция этих поправок вызывает множество вопросов.

Во-первых, контингент подпадающих под эти поправки: наличие второго гражданства еще можно ограничивать среди государственных служащих, но распространение этой нормы на всех россиян нуждается в обосновании.

Во-вторых, меры наказания: уголовное преследование – это, вероятно, чересчур.

В-третьих, почему российское гражданство раздавалось направо и налево жителям самопровозглашенных территорий Приднестровья, Абхазии и Осетии еще до признания последних Россией? Это и тогда противоречило законодательству нашей страны, но было «в тренде».

В-четвертых, как быть с гражданами вышеназванных территорий, которые сегодня имеют де-факто двойное и тройное гражданство? (В Приднестровье стало нормой наличие российского, молдавского, иногда и румынского гражданства вдобавок к приднестровскому). Как быть с населением Крыма, которому раздают российские паспорта, не изымая при этом украинские? — Счет пойдет на миллионы.

В-пятых, такого рода поправки не стимулируют принятие российского гражданства гражданами других государств. Наконец, а как выявлять лиц с вторым гражданством, если они уклоняются от самодоносительства?

Закон декларативный и вряд ли будет работать, но как инструмент для показательных порок — вполне сгодится».

Светлана Ганнушкина, председатель комитета «Гражданское содействие»,член правления правозащитного центра «Мемориал»:

«Необходимо различать два понятия — двойное гражданство и второе гражданство. Двойное гражданство означает, что есть соглашения между государствами о возможности быть гражданином обоих государств, при этом государства договариваются о каких-то отношениях. Такой договор, например, заключен между Россией и Таджикистаном. При получении таджикского гражданства человек не обязан отказаться от российского и наоборот. Военная служба, пройденная в одном из этих государств, учитывается в другом. В изменениях, поддержанных Советом федерации, речь идет не о двойном, а о втором гражданстве. До сих пор ситуация была такой, что в случае отсутствия договора о двойном гражданстве Российская Федерация второго, третьего и любого другого гражданства на своей территории просто не замечала. Например, если у человека два гражданства — России и США, то он не может использовать американское водительское удостоверение, не может вызвать американского консула в случае возникших проблем или задержания. Гражданин США, не имеющий российского гражданства, имеет право на то и другое.

Согласно предлагаемым изменениям, россиянин может иметь, но не может скрывать второе гражданство или вид на жительство. Это будет считаться преступлением. Человек обязан сообщить о том, что у него есть второе гражданство. У нас много людей, которые имеют гражданство России и Молдавии или России и Армении — с ними не было проблем, а вот гражданство России и Грузии — это уже может быть проблемой. Многие в Южной Осетии носят в одном кармане российский паспорт, в другом грузинский — главное не перепутать их в нужный момент.

Я гражданка России, никакого другого гражданства не имею и иметь не хочу, но все происходящее мне небезразлично. Я против этого закона, потому что он ставит человека в положение подозреваемого. Это и заявили инициаторы закона. Психологически российский человек хочет минимизировать свои отношения с государством, потому что не доверяет ему. Он будет второе гражданство скрывать, возможно, чаще, чем делал это раньше. Государству необходимо для начала завоевать доверие населения, а потом уже требовать всяких «саморазоблачений».

Я понимаю, почему министру обороны нельзя быть гражданином Соединенных Штатов Америки или Украины, но зачем такие же требования устанавливаются для рядовых граждан, мне не понятно. Люди быстро поймут, что докладывая о втором гражданстве, они автоматически попадают под подозрение в нелояльности — как будто нельзя быть лояльным двум государствам одновременно. Кроме того, появление такого закона с очевидностью говорит об обострении международной обстановки. А это тоже невесело, независимо от того, есть у вас два гражданства или нет».

Вера Куклина, кандидат географических наук, иркутянка:

«Не так давно я начала процесс оформления документов для получения вида на жительство (ВНЖ) в США и делаю это по нескольким причинам. Во-первых, у меня скоро родится сын, у которого будет американское гражданство. Во-вторых, второе гражданство — это нормальный процесс роста мобильности, который практикуется во всем мире. Это расширение моих собственных границ – я хочу иметь возможность путешествовать без визы в более 170 стран (примерно столько имеют безвизовый режим с США). Мне кажется, что ограничение мобильности – это шаг назад».

Дмитрий Полетаев ведущий научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирование РАН, кандидат экономических наук:

«Законопроект выглядит скорее необдуманным и непроработанным, а карательные меры, им предусматриваемые, будут применены против всех россиян, а не только против тех, кто является госслужащим и не захочет рассказать государству о своём втором гражданстве, как изначально декларировалось. Непонятно, как будет налажен процесс уведомления о наличии второго гражданства и то, как все россияне, его имеющие, узнают о новом законе до того времени, когда без санкций смогут предупредить о его наличии государство.

Законопроект, при сложившейся законодательной практике, расширяет возможности для избирательного применения карательных мер, но слабо достигает своей декларируемой цели – повышения безопасности функционирования государства и общества, которое оно призвано защищать. Те рядовые граждане, не работающие на госслужбе, кто ранее не афишировал наличие двойного гражданства, по-видимому, будут продолжать это делать «на всякий случай», не ожидая ничего хорошего для себя от добровольного признания».

Надежда Скомаровская, адвокат, член Некоммерческого партнерства «Юристы за гражданское общество», член Общественной палаты Иркутска:

«Институт уведомления о факте приобретения второго (и последующего) гражданства для российского законодательства не новшество. Так, в Федеральном законе «О государственной гражданской службе» имеется обязанность государственных служащих сообщать нанимателю или его представителю о факте получения второго гражданства в день его приобретения. В этом случае контракт с государственным служащим расторгается (п. 2 ст. 41 Закона), и он оставляет свою должность. Однако за 10 лет действия указанного закона порядок такого уведомления не был прописан. Это не исключает возможность применения данного закона по аналогии в случае принятия законопроекта о двойном гражданстве.

Нашумевший законопроект «о двойном гражданстве», который, скорее всего, будет принят ближайшее время, имеет массу пробелов. Он обязывает граждан России в течение двух месяцев со дня приобретения второго гражданства уведомлять об этом органы ФМС. Однако практика реализации этого законопроекта вызывает много споров. Например, этот закон будет распространяться только на тех, кто получает второе гражданство после введения в действия закона или он будет действовать и в отношении тех, кто уже давно имеет два гражданства? Будет ли ФМС вести реестр граждан с двойным гражданством? Если закон будет действовать и на тех, кто приобрел гражданство до вступления в силу закона, то, подозреваю, что наплыв уведомлений в ФМС будет довольно большой.

Больше всего вопросов вызывает введение уголовной ответственности за неподачу или несвоевременную подачу уведомления о двойном гражданстве. В теории уголовного права, уголовная ответственность вводится за общественно-опасные деяния (или бездействия). В чем заключается общественная опасность тех лиц, которые обязанность по уведомлению не будут соблюдать? В чем необходимость введения столь жесткой меры? Мне кажется, что одобренный в третьем чтении законопроект, не проработан, необходимость его принятия убедительно не обоснована, особенно в вопросах ответственности».

Пресс-служба Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области:

«Госдума приняла в третьем чтении законопроект о внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», обязывающий граждан России уведомлять о наличии второго гражданства или вида на жительство в другом государстве. Данный Федеральный закон вступит в силу по истечении шестидесяти дней после подписания Президентом РФ и официального опубликования.

В соответствии с ним россиянин, который имеет второе гражданство или вид на жительство в другом государстве, обязан в течение 60 дней со дня приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве уведомить об этом территориальный орган ФМС. Вместо несовершеннолетнего гражданина уведомление в ФМС могут подать его законные представители.

Согласно законопроекту неисполнение лицом установленной законодательством РФ обязанности по подаче в соответствующий территориальный орган ФМС России уведомления о наличии у гражданина РФ иного гражданства штрафом в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы за период до одного года либо обязательными работами на срок до 400 часов».

Литва относится к числу многих стран мира, которые допускают двойное гражданство в очень редких и исключительных случаях. Обычно это чрезвычайно исключительные ситуации, когда лицо, обладающее двойным гражданством, является ребенком или подростком, который родился за границей или в смешанной семье.

Поправка к Закону о гражданстве вступила в силу с 28 ноября 2015 года и позволяет лицам, получившим гражданство Литвы и другой страны по рождению, обладать двойным гражданством. Данным лицам по достижению 21-летнего возраста не нужно выбирать гражданство какой страны они хотят сохранить, поскольку закон предоставляет им возможность обладать двумя гражданствами.

Гражданин Литовской Республики также может быть гражданином другого государства, если он удовлетворяет одно из следующих условий:

  • приобрел гражданство Литовской Республики и другой страны по рождению;
  • является лицом, которое было депортировано из оккупированной Литвы до 11 марта 1990 года и приобрело гражданство другого государства;
  • является лицом, покинувшим Литву до 11 марта 1990 года и получившим гражданство другого государства;
  • является потомком лица, указанного в пунктах 2 или 3;
  • после заключения брака с гражданином другого государства приобрело гражданство другого государства по самому факту (ipso facto);
  • является лицом, которое было усыновлено гражданами (гражданином) Литовской Республики до 18 лет и на этом основании приобрело гражданство Литовской Республики;
  • является лицом, которое обладало гражданством Литовской Республики и было усыновлено гражданами (гражданином) другого государства до 18 лет и на этом основании приобрело гражданство другого государства;
  • лицо приобрело гражданство Литовской Республики в порядке исключения, являясь гражданином другого государства;
  • лицо, которое сохранило гражданство Литовской Республики или которому гражданство Литовской Республики было возвращено в связи с тем, что лицо имеет особые заслуги перед Литвой.
  • лицо приобрело гражданство Литовской Республики, имея статус беженца в Литовской Республике.

Статус гражданина Литовской Республики, который также имеет гражданство другого государства

В Литве гражданин Литовской Республики, который также имеет гражданство другого государства, рассматривается только как гражданин Литовской Республики. Обладание гражданством другого государства не освобождает его от обязанностей гражданина Литовской Республики, которые закреплены в законодательных актах Литвы.

Подробная информация о множественном гражданстве на сайте Департамента миграции.

Информация подготовлена на основании данных Департамента миграции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *