171 федеральный закон земельного кодекса

4 июля 2016

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2013 г. N Ф07-8201/13 по делу N А66-299/2013

20 ноября 2013 г.

Дело N А66-299/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2013 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М.,

рассмотрев 13.11.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.03.2013 (судья Белова А.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2013 (судьи Тарасова О.А., Виноградова Т.В., Докшина А.Ю.) по делу N А66-299/2013,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Стройтехсервис», место нахождения: 170000, г. Тверь, Пушкинская ул., д. 7, ОГРН 1086952026226 (далее — Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1026900561071 (далее — Министерство), оформленного письмом от 30.11.2012 N 18809-09, в продлении срока действия акта от 28.07.2011 выбора и обследования площадки для проектирования и строительства торгового комплекса по Оснабрюкской ул. в Пролетарском районе г. Твери (далее — Акт выбора); об обязании Министерства принять решение о продлении названного акта на срок, необходимый для завершения его согласования, но не менее шести месяцев, и направить соответствующее уведомление в администрацию города Твери (далее — Администрация).

Решением от 19.03.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.07.2013, заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, в удовлетворении заявления отказать.

Как указывает податель жалобы, Земельным кодексом Российской Федерации (далее — ЗК РФ) не предусмотрена возможность продления срока действия акта выбора земельного участка; продление срока действия акта выбора участка является правом, а не обязанностью Министерства; при пропуске срока проведения процедур согласования акта выбора земельного участка либо его непродлении в соответствии с пунктами 2.17 и 2.18 Порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области — городском округе «город Тверь», утвержденного постановлением администрации Тверской области от 23.08.2006 N 213-па (далее — Порядок), процедура выбора участка прекращается; у Министерства отсутствуют полномочия по продлению срока действия акта выбора земельного участка; Общество не подтвердило осуществление фактических действий по согласованию акта.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представители Общества возражали против удовлетворения жалобы.

Министерство о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, на заседании Межведомственной комиссии администрации Тверской области по размещению производительных сил на территории области принято решение, оформленное протоколом от 06.03.2009 N 1, о целесообразности предоставления Обществу земельного участка площадью около 10 га, расположенного по адресу: г. Тверь, Оснабрюкская ул., под строительство торгового комплекса с коммунальной зоной по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта после предоставления Обществом в Комитет по управлению имуществом Тверской области предпроектной разработки, согласованной с Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Твери (далее — Департамент), а также упорядочивания кадастрового учета земельных участков на данной территории.

На основании названного решения Обществу выдан Акт выбора для его дальнейшего согласования с членами комиссии и заинтересованными сторонами сроком до 28.04.2012.

Общество 18.11.2011 обратилось в Департамент с заявлением о согласовании названного акта.

Письмом от 25.11.2011 N 29/5213-п Департамент возвратил Акт выбора заявителю, сообщив об отсутствии возможности согласовать его в связи с поступлением письма Комитета по управлению имуществом Тверской области (далее — Комитет) о проведении проверки документов, относящихся к предоставлению земельных участков на территории города Твери с предварительным согласованием места размещения объекта. Департамент также сослался на то, что Администрация не распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и предложил заявителю обратиться в Министерство.

Общество 23.12.2011 также обратилось в Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области (далее — Управление) с заявлением о согласовании Акта выбора.

Письмом от 25.01.2012 N 161/03 Управление возвратило заявителю Акт выбора, сообщив об отсутствии возможности согласовать представленный акт в связи с поступлением письма Комитета от 17.08.2011 N 10925-04 о необходимости прекращения мероприятий по выбору земельных участков для строительства.

Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Тверской области от 19.04.2012 по делу N А66-1177/2012 и от 17.04.2012 по делу N А66-1176/2012 названные отказы Департамента и Управления признаны недействительными; на Департамент и Управление возложена обязанность рассмотреть заявление Общества о согласовании Акта выбора в установленном порядке.

Письмом от 23.04.2012 N 9126 Общество, ссылаясь на истечение срока действия Акта выбора, обратилось в Министерство с заявлением о продлении срока его действия.

Министерство письмом от 25.05.2012 N 6618-09 сообщило, что в соответствии с Порядком вопрос о продлении сроков действия актов о выборе земельных участков подлежит рассмотрению Межведомственной комиссией при правительстве Тверской области по земельным отношениям.

Письмом от 30.11.2012 N 18809-09 Министерство, ссылаясь на протокол Межведомственной комиссии при правительстве Тверской области по земельным отношениям от 18.07.2012 N 15, в соответствии с которым признано нецелесообразным продлевать срок действия Акта выбора в связи с неосуществлением заявителем действий по его согласованию, отказало Обществу в продлении срока действия названного акта.

Общество, считая отказ Министерства в продлении срока действия Акта выбора незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суды пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права обстоятельств для признания оспариваемого отказа незаконным и удовлетворили заявление Общества.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30-32 ЗК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.

В силу пункта 5 названной статьи при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.

Процедура выбора земельного участка регламентирована статьей 31 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

После получения необходимых согласований и экспертных заключений на предмет возможности размещения предполагаемого объекта происходят утверждение акта о выборе земельного участка, предварительное согласование места размещения объекта и постановка участка на кадастровый учет.

Согласно пункту 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Как следует из материалов дела, отказ Министерства в продлении срока действия Акта выбора мотивирован непредставлением заявителем доказательств осуществления фактических действий по обеспечению его согласования.

Суды, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ фактические обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводам о том, что Общество в период с даты выдачи Акта выбора до окончания срока его действия предпринимало действия по обеспечению его согласования; названный акт не согласован Обществом в установленный срок по причине действий (бездействия) Департамента и Управления, незаконность которых подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делам N А66-1177/2012 и А66-1176/2012; названные судебные акты Департамент и Управление не исполнили; необходимость продления срока действия спорного акта вызвана причинами, не зависящими от Общества.

Как указали суды, в письмах от 07.08.2012 N 3313/03 и от 12.09.2012 N 01/5798-и Управление и Администрация сообщили, что принятие решения по существу возможно после продления срока согласования Акта выбора.

Нормами Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрены последствия истечения срока действия акта выбора земельного участка; закон не содержит оговорок о невозможности его восстановления и (или) продления; истечение названного срока само по себе не лишает заявителя права (при наличии к тому оснований) требовать у уполномоченных органов совершения действий, необходимых для предоставления земельного участка.

Апелляционный суд отклонил ссылку Министерства на пункты 2.17 и 2.18 Порядка, указав, что Общество обратилось в Министерство с заявлением о продлении срока действия Акта выбора 23.04.2012, то есть до истечения срока его действия.

При таких обстоятельствах суды признали оспариваемый отказ незаконным и нарушающим права и интересы Общества, поскольку он препятствует дальнейшему оформлению прав на земельный участок.

Оснований для иной оценки обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции не имеется.

Довод жалобы о том, что Общество не подтвердило осуществление им фактических действий по согласованию Акта выбора, опровергается материалами дела и установленными судами обстоятельствами.

С учетом того, что нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 19.03.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2013 по делу N А66-299/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области — без удовлетворения.

Председательствующий

Т.С. Гафиатуллина

Судьи

М.В. Захарова
Г.М. Рудницкий

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 10 июня 2014 года

Одобрен Советом Федерации 18 июня 2014 года

Статья 1

1) статью 6 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.»;

2) наименование главы I1 изложить в следующей редакции:

«ГЛАВА I1. ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ»;

3) статью 111 признать утратившей силу;

4) в пункте 2 статьи 112 после слов «из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки» дополнить словами «(исходные земельные участки)», слова «в пункте 4» заменить словами «в пунктах 4 и 6»;

5) статью 113 изложить в следующей редакции:

«Статья 113. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 1110 настоящего Кодекса.

2. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;

3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;

5) для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения.»;

6) в статье 114:

а) в пункте 4 слова «садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом» заменить словами «некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории»;

б) в пункте 5 слова «в целях жилищного строительства» исключить, слова «аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства» заменить словами «о комплексном освоении территории в отношении такого земельного участка»;

в) дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7. В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 392 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:

1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;

2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.»;

7) в статье 117:

а) пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:

«При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.»;

б) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V4 настоящего Кодекса.»;

в) пункт 4 признать утратившим силу;

8) в пункте 4 статьи 118 слово «срочного», слово «преимущественное» и слова «либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими» исключить;

9) статью 119 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.»;

10) главу I1 дополнить статьей 1110 следующего содержания:

«Статья 1110. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

1. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее — схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

2. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

3. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 392 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

5. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.

6. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.

7. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд может быть обеспечена лицом, в пользу которого изымается земельный участок.

8. В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.

9. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.

В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.

10. Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с использованием иных технологических и программных средств.

11. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, обеспечивает возможность подготовки схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта указанного федерального органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» любым заинтересованным лицом за плату. Размер такой платы и порядок ее взимания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа органами государственной власти или органами местного самоуправления с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется без взимания платы.

12. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

13. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:

1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;

3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости;

4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;

5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

15. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.

16. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 119 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

17. В случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.

18. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.

19. Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.

20. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.

21. Подготовка Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется без взимания платы.»;

11) в статье 19:

а) в пункте 3 слова «государственной собственности» заменить словами «собственности субъектов Российской Федерации»;

б) в пункте 5:

в абзаце первом слова «находящиеся в федеральной собственности, земельные участки,» исключить, слова «гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28» заменить словами «отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 395»;

в абзаце втором слова «гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28» заменить словами «отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *