17 15 КоАП РФ

Комментируемая ст. 14.15 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение правил продажи отдельных видов товаров.

Совершение указанного деяния влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом комментируемой статьи выступают общественные отношения в сфере торговли.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении установленных правил продажи отдельных видов товаров. Следует отметить, что правонарушение ст. 14.15 КоАП РФ является общим, а в случае наличия специального состава (напр. ст. 14.16 КоАП РФ), будет применятся последний.

Наиболее подробно вопросы продажи отдельных видов товаров регламентированы Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». Указанные Правила устанавливают в том числе:

Особенности продажи продовольственных товаров;

Особенности продажи текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви;

Особенности продажи технически сложных товаров бытового назначения;

Особенности продажи парфюмерно-косметических товаров;

Особенности продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов;

Особенности продажи ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;

Особенности продажи лекарственных препаратов и медицинских изделий;

Особенности продажи животных и растений;

Особенности продажи товаров бытовой химии;

Особенности продажи пестицидов и агрохимикатов;

Особенности продажи экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных;

Особенности продажи оружия и патронов к нему;

Особенности продажи строительных материалов и изделий;

Особенности продажи мебели;

Особенности продажи непериодических изданий;

Особенности продажи непродовольственных товаров, бывших в употреблении.

Субъектами комментируемой статьи могут быть граждане, должностные лица, юридические лица.

Следует отметить, что наиболее многочисленна практика по данной статье не в связи с нарушением правил продажи отдельных видов товаров, а в связи с непредставлением полной информации о товаре потребителю (решение Валуйского районного суда Белгородской области N 2-195/2017 2-195/2017~М-141/2017 М-141/2017 от 31 марта 2017 г.); непредставлением потребителю режима работы организации (решение Буинского городского суда республики Татарстан N 2-243/2017 2-243/2017~М-91/2017 М-91/2017 от 4 апреля 2017 г.); непредставлением потребителю сведений о месте нахождения организации и т.д.

В случае обнаружения совершения правонарушения, предусмотренного составом ст. 14.15 КоАП, Управлением территориального органа Роспотребнадзора выносится предписание об устранении причин и условий, способствующих совершению данного правонарушения. В том случае, если правонарушителем причины и условия, способствующие совершению правонарушения комментируемой статьи, устранены не были, перед обращением в суд надлежит провести еще одну проверку, либо собрать иного рода доказательства неисполнения предписания (Апелляционного определение Магаданского областного суда N 2-56/2017 33-175/2017 от 29 марта 2017 г.).

Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.7, 14.15 КоАП РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Субъективная сторона правонарушения может быть выражена как умыслом, так и неосторожностью.

Игнорирование должниками вновь установленных сроков для устранения нарушений, допустим, пожарной безопасности будет грозить еще более серьезными наказаниями. Например, для компаний установлен штраф от 1 млн до 3 млн руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

С 27.12.2019 вступил в силу Федеральный закон от 16.12.2019 № 442-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». В нем предусмотрена административная ответственность за неисполнение имущественных требований, если пристав установил новый срок.

Дело в том, что в случаях неисполнения должником требований неимущественного характера (совершить определенные действия или воздержаться от них) в срок, установленный для добровольного исполнения, пристав выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником этих требований без уважительных причин во вновь установленный срок пристав составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении и устанавливает новый срок для исполнения (ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Ответственность за неисполнение требований неимущественного характера предусмотрена в ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. При этом предусмотрены небольшие штрафы. Если же лицо, будучи привлеченным к ответственности за данное правонарушение, продолжит не исполнять требования исполнительного документа, то ответственность наступит по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

Теперь еще в ст. 17.15 КоАП РФ появилась новая ч. 2.1. В ней предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с:

  • обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений,

  • соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо

  • обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В этой ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ речь идет о ситуациях, когда должник не исполняет неимущественные обязательства в срок, вновь установленный приставом после вынесения постановления о наложении административного штрафа. В этом случае гражданам будет грозить штраф от 200 000 до 500 000 руб., индивидуальным предпринимателям — штраф от 200 000 до 500 000 руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток, юридическим лицам — от 1 млн до 3 млн руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Возбуждать дела по новой части статьи об административной ответственности также будут приставы, а рассматривать такие дела будут районные суды общей юрисдикции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *